Открытие выставки В.Михайлова в Музее изобразительных искусств Удмуртии

Литературное объединение Русская секция получило приглашение участвовать 8 декабря 2016 года в открытии выставки В.Михайлова в Музее изобразительных искусств Удмуртии.  С чтением стихов перед собравшимися выступили члены Союза писателей Татьяна Шастова и Николай Дмитрошкин,  у публики вызвал живой интерес   их выразительное, эмоциональное  прочтение. С небольшим эссе выступила руководитель секции Сурнина Н.

P1060162

P1060161

Сурнина Н.В.

Смотреть картины…

Эссе

Вглядимся  внимательно  в изображенное  на  художественном  полотне, попытаемся  сконцентрировать  наше  внимание, понять  чувства  художника  и  прислушаться  к  своим  эмоциям,  которые  вызывает  его работа. Убеждена,  что искусство  живет  (а  не  висит  работа  в  музее!),  когда есть  две  стороны: создающая  и  воспринимающая. Как  нужен  талант  художника  для  отражения  картины  мира,  так  нужен  талант зрителя  для  сопереживания,  восприятия  созданного  живописцем. Для  общения  с  художественным полотном  нужны свежие  эмоции,  умение «читать»  натюрморт, желание  размышлять  над  сюжетом  и  мыслями  художника. Поэтому  необходимо  выключить  телевизор,  телефон,  компьютер (чтоб  не  отвлекали  и  через  него  поступающие  сообщения),  необходимо  специально  выделить  время,  когда  нет  спешки, массы  мелких  бытовых  дел,  обычной  для  всех  нас  словесной  суеты  в  голове. Найти  время,  как   мы  находим  его  для  любимого  занятия,  когда  нам  важно,  чтобы  мы  полностью  сосредоточились  и  чтоб  нас  никто внезапно  не  потревожил,  не  разрушил  наше внутреннее   состояние.

Давайте  посмотрим  на  полотна.

Но  готовы  ли  мы  к  этому – смотреть  картину?  Случалось ли  вам  наблюдать за  людьми, посещающими  крупные  картинные  галереи?  Это  любопытно. Входит  человек  в зал,  оглядывается,  подходит с путеводителем в  руках ( а может,  его  руки  заняты плеером с аудиогидом  на разных  языках)  к ближайшей  картине.  А далее все  по  одной схеме,  весьма  кратковременной:  шаг  вперед –чтение  подписи  к  картине (автор,  название,  техника,  год  создания),  шаг  назад,  иногда  склонив  голову  набок   (потому  что для  рассматривания  картин часто  нужен отход, а  на  это  нет  времени, места,  кругом  посетители,  нужную  точку  трудно  найти  даже  при  желании), передвижение  по  прямой  к следующей  картине,  и  опять: шаг  вперед,  к  картине,  шаг  назад,  потом  к следующей.   Иногда  меня  просто  ужас  охватывает:  художник  годами  создает  полотно, которое  удостоено быть  помещенным  в  лучшие  собрания,  а мы  этому  полотну  дарим  три – четыре  минуты  своего  драгоценного  времени.   Иногда  перед  нами  едва  ли  не  единственная  картина,  можно  сказать, выражение  всего  мировоззрения  автора, а мы даже  не  даем  себе  труда  внимательно  рассмотреть ее,  уж  тем более – постигнуть  ее  глубокий  смысл. Конечно,  случается  видеть,  как  по  анфиладе  в  Русском  музее,  например,  идет  без  оглядки  человек, и невольно  думаешь: для  чего же  он  пришел,  если  не  останавливается ни у одной  картины? Он  обязательно  остановится,  просто  он  пришел  для  глубокого,  внимательного,  неторопливого  общения  с одним  художником  или  с  одной  картиной, он  настроился  на  такое  восприятие,  как  этого  и  заслуживают великие  произведения живописи.  Будем  и  мы  внимательными,  благодарными  зрителями,  вглядимся  в  созданное мастером…