Беседы о подводном мире подготов гр. Конспект занятия по ИЗО в подготовительной группе «Подводный мир. Игра «Без чего не бывает рыбы? »

08.09.2022
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Елена Стефановская
Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в подводный мир»

Цель : Продолжать формировать познавательную, исследовательскую деятельность; логическое мышление. Способствование накоплению опыта в совместной партнерской деятельности через интеграцию образовательных областей «Коммуникативно-личностное развитие» , «Познавательно-речевое развитие» с учётом ФГОС.

Задачи :

Образовательные :

Познакомить с новым подводным транспортом – батискаф,

Дать представление о море, как экосистема (в моря впадают реки, вода в море соленая, море – среда для обитания многих живых существ,

Формировать представления о обитателях подводного мира ,

Закрепить умение детей решать арифметические задачи, считать в пределах первого десятка, умение сравнивать предметы по величине, находить различие, уточнять представления детей о понятиях : «выше» , «ниже» , «левее» , «правее» , «над» , «под» , «перед» , «сзади» .

Формировать логическое мышление, память, речь, развивать наблюдательность.

Развивающие :

Развитие долговременной памяти, наглядно - образного, словесно – логического мышления, произвольного и слухового внимания, воображения,

Формирование пространственных представлений (умение использовать карту,

Умение уточнять и систематизировать знания о свойствах воды,

Умение анализировать и делать выводы.

Воспитательные :

Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей нас природе, желание бережно относиться к ней и восхищаться ее чудесами,

Поддерживать чувство радостного удивления, чувства путешественника и исследователя ,

Развивать любознательность.

Предварительная работа : Рассматривание и изучение картинок «Обитатели океана» , «Рыбы морские и пресноводные» , «Водный транспорт» . Беседы на темы : «Морские обитатели» , «Богатства дна морского» , «Берегите воду» , «Вода вокруг нас» , «Обитатели воды – рыбы» , «Какого цвета море» , дид. игры на логическое мышление «Какой фигуры не хватает» , «Математический квадрат» . Рассматривание семейных фотоальбомов «Отдых на море» , изготовление поделок из футляров киндер – сюрприз «Осьминог» . Заучивание стихотворений о морских обитателях.

Словарная работа : батискаф, иллюминатор, гидрокостюм.

Методы :

Словесный (проблемный диалог, объяснения, пояснения) ;

Наглядный (рассматривание, демонстрация опытов) ;

Игровой (воображаемая ситуация, математические задачи, логические игры) .

Приемы :

Организация детей на игру – путешествие ;

Активизация умственной активности детей (проблемные ситуации, вопросы, побуждающие познавательную активность) ;

Обучение (смена деятельности детей, использование наглядного и демонстрационного материала, ТСО).

Материал :

Презентация, макет – батискафа, столы, материал для опытов (емкости с пресной и соленой водой, вареное яйцо, большая ложка, салфетки, стаканчики двух цветов по количеству детей, оформление – морское дно (ракушки, водоросли, рыбы, шкатулка, карта, детские поделки «Осьминог» .

Ход мероприятия:

Воспитатель : Ребята, у нас сегодня в группе присутствуют гости давайте их, поприветствуем (добрый день) . А теперь поприветствуем, друг друга (дети становятся все в круг и подаем друг другу ладонь) (слайд 1)

Дети :

Мы ладошку к ладошке сложили.

И друг другу дружить предложили

Будем петь, заниматься, играть,

Чтобы добрыми, умными стать.

Воспитатель :

Все девчонки и мальчишки,

Знаю, очень любят книжки.

Любят сказки про моря,

Про подводного царя .

Воспитатель :

Ребята, отгадайте загадку.

Загадка про море

Здесь - куда не кинем взор -

Водный голубой простор.

В нем волна встает стеной,

Белый гребень над волной.

А порой тут тишь да гладь.

Все смогли его узнать? (Море)

Что такое море? (Большое пространство соленой воды) . (слайд 2)

Воспитатель :

Ребята, а вы любите путешествовать ? А на чем можно отправиться в морское путешествие ? (ответы детей) .

А знаете ли вы, что можно путешествовать не только по морю , но и под водой?

На чём же мы можем опуститься на морское дно? (на подводной лодке ) .

Конечно, можно и на подводной лодке , а сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие на батискафе (слайд 3)

А что это? - спросите вы.

БАТИСКАФ – это подводный самоходный аппарат для исследований моря на больших глубинах. Под воду он опускается с судна на тросе (слайд 4) . Батискаф состоит из двух частей : это легкий корпус – поплавок (он имеет такое же значение как спасательный круг) и прочный корпус – в виде стального шара, в котором размещается экипаж от 2 до 12 человек. Также в этой части находится научная аппаратура для ведения подводных работ и телефон (радиостанция) для связи с поверхностью. Иллюминаторы – окна круглой формы, изготовлены из толстого стекла.

Воспитатель : Так на каком водном транспорте мы отправимся в подводный мир .

Дети : на батискафе.

Воспитатель :

Давайте пройдем в батискаф…

Ребята, посмотрите, на борту батискафа находится лаборатория, в которой мы можем узнать много интересного о море.

Воспитатель : Ребята, Вы знаете, чем морская вода отличается от речной? (она соленая) .

Опыт 1. Определи воду (морская, пресная)

Сейчас мы определит на вкус воду из стаканчиков, которые стоят у нас в лаборатории.

Предлагаю вам попробовать воду из синего (соленая) и из белого стаканчика (пресная – без вкуса,

и сказать в каком стаканчике вода соленая.

Ребята, а вы знаете, почему в море вода соленая?

Потому, что в море вливается много рек, они текут по земле и вымывают из неё минеральные соли и вода становится соленой.

А я знаю, чем еще отличается соленая морская вода от пресной. Даже могу вам показать разницу морской воды от пресной.

Опыт №2 «Соленая вода плотная и тяжелая»

В одном стакане у меня соленая морская вода, во втором стакане окрашенная пищевым красителем пресная вода.

В стакан с соленой водой я аккуратно вливаю немного воды с красителем.

Посмотрите, что происходит. Окрашенная вода останется на поверхности. Как вы думаете, почему она не осела на дно стакана?

Вывод : Дело в том, что соленая вода более плотная и тяжелая, поэтому она находится внизу стакана. А пресная вода более легкая - поэтому она на поверхности.

Поэтому в морской соленой воде плавать намного легче. Хотите в этом убедиться? Тогда давайте проведем следующий опыт.

Опыт №3 «В морской воде плавать легко»

В первой емкости у нас соленая вода, во второй – пресная. Предлагаю опустить куриное яйцо в стакан с пресной водой. Что произошло? (оно утонуло) .

Теперь положим это же яйцо в стакан с соленой водой. Что мы наблюдаем? (яйцо плавает) .

Вывод : Значит, соленая вода держит лучше. Это происходит потому, что у соленой воды есть свойство выталкивать предметы.

Ребята, пока мы проводили опыты наш аппарат опустился на морское дно (слайд)

Здесь мы продолжим наше путешествие . Но мы не можем выйти из батискафа без гидрокостюмов.

А вы знаете, сегодня я обладаю волшебной силой, и мы с вами можем передвигаться по морскому дну без оборудования.

Раз, два, три моих ребят в водолазов преврати.

А теперь немного разомнемся.

Физминутка

По морскому дну плывем

Изучаем, познаем

Вот кораллы и медузы,

Вот морской конек плывет

Здесь морской народ живет

Морская звезда, осьминог, рыба скат,

Ежик морской и морская змея

Это большая морская семья.

Воспитатель :

Что вы видите на морском дне? (кораллы, ракушки, песок, мелкие камешки)

Что растет на дне морском? (водоросли : они бывают с мелкими и крупными листочкам, зелеными и коричневыми по цвету).

Как вы думаете, почему их называют водорослями? (растут в воде) .

Да, на дне моря жизнь кипит (слайд)

Каких морских животных вы видите? (ответы детей)

Воспитатель :

Паша знает интересную загадку про одного из этих обитателей.

Обхватив хвостом травинку

Не за край, за серединку,

На коралловый пенёк

Хочет сесть морской… (конек)

Воспитатель :

Правильно, это конёк. Он для вас приготовил интересную игру.

Здесь в своих домиках живут морские коньки. Внимательно посмотрите и скажите, чем же они отличаются друг от друга? (Цветом и размером) .

Воспитатель :

Ваша задача расселить их в домики так, чтобы ни в ряду, ни в столбике одинаковые морские коньки не повторялись (дети составляют логический квадрат) .

Молодцы с этим заданием вы справились.

Варя тоже знает загадку, вот послушайте.

Ты со мною не знаком.

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног –

Вот и весь я - (Осьминог)

Воспитатель :

Как вы думаете, а почему он называется осьминог? (восемь щупалец)

Ребята, а вы любите решать задачи?

Осьминог приплыл не с пустыми щупальцами, а с занимательными задачами. Вы готовы их решить? Тогда будьте внимательными.

Задача первая. Наш осьминог решил путешествовать . Ухватился он одним щупальцем за корабль, а в остальные щупальца он взял по одному чемодану. Сколько чемоданов взял осьминог в путешествие ? (Семь) .

Задача вторая. Для того чтобы быстрее передвигаться под водой, водолазы приручили осьминогов. Осьминоги сильные, поэтому на одного осьминога садятся по два водолаза. А сколько водолазов сядет на двух осьминогов? (Четыре)

Правильно.

Следующая задача. Начальник водолазов решил поблагодарить осьминога за помощь и пожал ему каждое щупальце. Сколько щупалец ему пришлось пожать? (Восемь) .

И последняя задача. Осьминог несет своей подруге в подарок морские звезды. На одном щупальце он несет три звезды, а на другом – четыре. Сколько звезд он нес в подарок? (семь) .

Молодцы, все задачи вы решили верно.

Посмотрите как красиво вокруг.

Обратите внимание, какие красивые яркие рыбки. И названия у них очень интересные.

Это - рыба – попугай, рыба – хирург, рыба – бабочка, рыба – матросик, рыба – пила, рыба – клоун,

А сколько всего здесь рыбок? (Дети считают)

Какие рыбки плывут налево?

Какие направо?

Какая рыбка самая маленькая?

Какая рыбка плывет выше всех?

Какая рыбка плывет ниже всех?

Есть ли одинаковые рыбки? (Дети отвечают на вопросы воспитателя)

Молодцы и с этим заданием вы справились.

Ребята, вы знаете, говорят, находясь на морском дне, если крепко закрыть глаза и произнести фразу «раз, два, три, морская волна принеси» , тогда обязательно должно случиться чудо.

Попробуем? (дети произносят фразу, воспитатель берет в руки шкатулку) .

Посмотрите, какая красивая шкатулка появилась у меня в руках. Интересно, что же в ней находится? (дети открывают шкатулку, в которой находится карта) .

Ребята, так это же карта, по которой мы можем найти наших осьминогов, которых мы приготовили в подарок морским обитателям.

Предлагаю этих осьминогов оставить на память морским жителям.

Наше путешествие заканчивается . Пора прощаться с морскими жителями и возвращаться в детский сад.

Ребята, давайте отправимся в детский сад по морю.

Рефлексия :

Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три - с каким транспортом познакомились мы расскажи? …чем занимались в батискафе расскажи? …что видели на дне морском расскажи? …что понравилось больше всего расскажи). Ну, вот мы в детском саду, спасибо вам, ребята. Мне очень понравилось с вами путешествовать и играть .

Познавательное занятие. Подготовительная группа.

«Путешествие в подводное царство».

Цель: формировать представление о воде, о том, что она – составная часть всех живых организмов.

Задачи:

Образовательные: учить различать по внешнему виду и правильно называть рыб, обитающих в океанах и реках. Закреплять особенности строения рыб, их названия.

Развивающие: развивать навыки проведения лабораторных опытов, наблюдательность, внимание.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Словарная работа:

Фильтр – прибор, устройство для очищения жидкостей.

Чешуя – мелкие пластинки, расположенные на поверхности так, что каждая тесно прикрывает край соседней.

Оборудование: 2 баночки (одна пустая, другая с водой и маслом); фильтр (салфетка, вставленная в воронку); карточки с изображением морских и речных рыб, животных; аудиозапись шума моря.

Ход занятия.

Организационный момент:

Детям предлагается отгадать загадки:

1.Кругом вода, а с питьём – беда? (море)

2.Крылья есть,а не летает, ног нет,а не догонишь? (рыба).

Входит Морской царь.

Беседа:

Здравствуйте! Я – владыка подводного царства. Посмотрите на глобус. Какой краски на нём больше всего?

Что голубым цветом изображено на глобусе?

Расскажите, кому и зачем нужна вода?

Какая вода в море? (солёная)

А в реках и озёрах вода какая? (пресная)

Как приспособлено тело рыбы к жизни под водой?

Дети рассказывают о строении рыб.

Чем покрыто тело рыбы?

Чешуя –это мелкие пластинки, расположенные на поверхности рыбы так, что каждая прикрывает край соседней.

Чем питаются рыбы? (другими рыбами, водорослями)

С помощью чего рыбы дышат? (жабр)

Каких вы знаете рыб? Назовите их.

Как называется детёныш рыб, из чего он выводится? (малёк, из икринок)

Правильно. В последнее время над водой нависла угроза загрязнения. Давайте наведём порядок в подводном мире.

Поправьте маски, акваланги. Погружаемся! Давайте очистим дно морское.

(дети собирают со «дна» пакеты, банки, бутылки).

Молодцы! Спасибо огромное! А теперь мы отправляемся в мою лабораторию. Здесь мы будем очищать воду. В последнее время корабли часто терпят крушения, на поверхность воды попадает нефть. Всё живое погибает в грязной воде. Надо спасать морских обитателей!

Опыт.

Рассмотрите ёмкость с водой. Что видите на поверхности?

Можно ли масло растворить в воде?

С помощью чего можно очистить воду от масла? Из чего можно сделать самый простой фильтр? (из бумаги или картона в виде воронки).

Дети выполняют опыт.

Получилось? Какой стала вода? Куда делось масло?

Вода в море стала чистой, теперь мы сможем рассмотреть обитателей морского дна. Отгадайте загадки о морских обитателях:

1 - Через море – океан плывет огромный великан

И с судна видит капитан: на великане бьет фонтан.(кит)

2. Что за дивная лошадка? Очень странные повадки:

Конь не сеет и не пашет, под водой с рыбешкой пляшет.

Назови его дружок: рыбок друг – (морской конек)

3. Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног, вот и весь я – (осьминог)

4. Не кузнец, а с клещами? (краб)

5. Глубоко на дне она, словно на небе видна,

Но не светит и не греет, потому, что не умеет. (морская звезда)

6. Для нее волна – качели, и плывет она без цели

Ниоткуда в никуда, вся прозрачна, как вода.(медуза)

(по мере разгадывания загадок, выставляю картинки с изображением на мольберт) .

Физкультминутка: «Море волнуется – раз,

Море волнуется – два,

Море волнуется – три.

На месте морская фигура замри.

Ребята, подплывайте к камням, присаживайтесь. Что-то очень тихо. Где же мои рыбы? Может они спрятались под камни?

Дети достают карточки с изображением речных и морских рыб.

Мне кажется, что некоторые рыбы перепутали среду обитания. Давайте речных рыб поселим в водорослях зеленого цвета, а морских – синего. Каждый вид рыб может выжить только в своей среде.

Молодцы! Пора вам на берег. Что вам больше всего понравилось?

ЗАПОМНИТЕ: беречь воду – значит, беречь жизнь, здоровье и красоту окружающей природы!


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана детский сад комбинированного вида № 85 «Улыбка»

Конспект интегрированной НОД для детей подготовительной коррекционной группы с использованием ИКТ

«Путешествие в подводное царство».

Цели:

Коррекционно-образовательные:

Уточнить и обобщить знания детей о подводном мире, морских обитателях.

Активизировать словарь детей по теме «Морские обитатели».

Совершенствовать навыки чтения.

Развивать связную речь (формировать умение логически правильно выстраивать свой ответ).

Упражнять в решении арифметических задач.

Коррекционно-развивающие:

Способствовать развитию познавательной активности.

Развивать пространственно-зрительную ориентировку.

Развивать речевое дыхание.

Совершенствовать развитие общей и мелкой моторики, умение согласовывать речь с движением.

Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

Повышение активности, интереса к занятиям.

Способствовать воспитанию чувства любви к природе и развитию познавательного интереса к животному миру.

Методическое обеспечение: Презентация к занятию, выполненная в программе Power Point, ноутбуки на каждого ребенка, фишки для слогового анализа слов, карточки со словами для составления предложений, стакан с водой и трубочка на каждого ребенка для проведения опыта, мяч, аудиозаписи «шум моря», Сен – Санс «Аквариум», «Вечер у моря».

Ход НОД:

Дети входят в зал под музыку.

Организационный момент.

Ребята, давайте поздороваемся друг с другом.

Коммуникативная игра «Здравствуйте» (дети берутся за руки и проговаривают слово «Здравствуй»: первый слог дети произносят высоко, одновременно поднимая руки вверх,

второй – низко, опуская руки вниз).

Я хочу пригласить вас сегодня в путешествие, а куда, я думаю, вы догадаетесь (запись шума моря №1).

Как вы думаете, что это? (море)

А что такое море? (Ответы детей)

Какие еще водоемы вы знаете? (Ответы детей)

На чем можно путешествовать по морю?

Вы хотите увидеть, кто живет в море?

Тогда я предлагаю отправиться в путешествие. Давайте сейчас закроем глаза, а потом когда откроем, то окажемся на берегу моря. (1 слайд – море)

Вот мы и у моря. Какой здесь чистый, свежий, морской воздух. Давайте вдохнем его поглубже.

Упражнение на формирование правильного речевого дыхания.

Дыхательное упражнение «Морской воздух» (вдох – плечи поднять, руки в стороны, выдох – опустить).

Ребята, а на чем мы сможем опуститься на морское дно? (Ответы детей)

(2 слайд – подводная лодка, 3 слайд – батискаф)

Я предлагаю это сделать на батискафе. Вот он ждет нас на морских волнах. Проходите. Ребята, давайте пригласим в путешествие нашу воспитательницу.

Воспитатель:

На счет «три» мы начнем погружение, а чтобы услышать, как мы погружаемся, я предлагаю вам провести опыт.

Опыт «Подуем в стакан с водой через трубочку».

Вот такой звук издает батискаф, опускаясь под воду. Занимайте места (дети садятся на стульчики, стоящие по кругу).

Ну, вот мы и на морском дне в подводном царстве. Посмотрите, как здесь красиво. (4 слайд – батискаф на морском дне)

Как хочется заглянуть в морскую глубину,

Там увидишь друзей ты тьму:

Маленьких, больших и разных,

И очень своеобразных.

Давайте познакомимся с морскими обитателями.

Основная часть.

1.Формирование пространственного праксиса и зрительного гнозиса.

Кто же нам встретился первым?

Волны к берегу несут

Парашют – не парашют

Не плывет он, не ныряет,

Только тронешь – обжигает. (медуза)

После того, как дети отгадают загадку – 5 слайд – медузы.

Медуза приготовила вам задание «Назови морских обитателей» (собери изображения морских обитателей – разрезные картинки).

Назовите, что у вас получилось? (Дети называют получившиеся изображения).

Каждый ребенок рассказывает что – то интересное о своем животном. (На экране слайды).

2.Развитие ФЭМП.

Воспитатель:

Посмотрите, а здесь спрятался следующий морской житель.

Ты со мною не знаком,

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног,

Вот и весь я … (осьминог).

После того, как дети отгадают загадку – 6 слайд – осьминог.

- Задание от осьминога. (Задачи).

  1. Шесть морских черепашат

К морю синему спешат.

Одного поймал Денис.

Сколько к морю добрались?

  1. Пять на острове пиратов,

Но на всех одна лопата.

Чтоб найти быстрее клад,

Сколько принести лопат?

  1. В море плавали на льдинах

Десять маленьких пингвинов.

Шесть за рыбками нырнули,

Остальные не рискнули.

Сколько же теперь пингвинов

В море плавает на льдинах?

- Совершенствование навыка пространственной ориентировки. (Каждый ребенок выполняет задание индивидуально на ноутбуке).

Вокруг осьминога всегда плавает много рыбок. Они все разноцветные и очень красивые.

Давайте и мы раскрасим наших рыбок в разные цвета.

Раскрасьте рыбку в правом верхнем углу в синий цвет.

Раскрасьте рыбку в левом нижнем углу в желтый цвет.

Раскрасьте рыбку в левом верхнем углу в зеленый цвет.

Раскрасьте рыбку в центре в оранжевый цвет.

Раскрасьте рыбку в правом нижнем углу в серый цвет.

(Задание выполняется под музыку Сен – Санс «Аквариум»).

3.Зрительная гимнастика (электронная).

4.Физминутка. (7 слайд – рыбы).

Музыка для физминутки (негромко).

В море нашем рыбки пляшут (руки разведены в стороны)

Они весело резвятся (руки на пояс, повороты туловища

В чистой тепленькой воде вправо – влево)

То сожмутся, разожмутся (ладони сжать, присесть, ладони разжать, встать на носки)

То зароются в песке (круговые движения кистями рук)

То помашут плавниками (руки назад, махи руками)

То закружатся кругами (покружились).

5.Развитие фонематических процессов.

Чье же задание будет следующим?

Обхватив хвостом травинку

Не за край, за серединку

На коралловый пенек

Хочет сесть морской … (конек).

После того, как дети отгадают загадку - 8 слайд – морской конек.

- Задание морского конька «Деление слов на слоги».

Положите столько морских камушков, сколько слогов в слове.

Слова: море, дно, акула, водоросли, ракушка, рыбы, волны.

6.Образование существительного во множественном числе в род.падеже (с мячом). (9 слайд – морские ежи).

Морские ежи предлагают сыграть с ними в мяч.

Д.игра «Один – много»

Акула – много акул медуза - …

Морской еж - … рыба - …

Кит - … ракушка - …

Дельфин - … кальмар - …

Морская звезда - … кашалот - …

Осьминог - … летучая рыба - …

7. Развитие мелкой моторики. (10 слайд – кальмар).

У морских ежей есть друг – кальмар. Однажды кальмар пригласил морских ежей к себе на день рождения.

Пальчиковая игра «Юбилей у кальмара».

Всю семью морских ежей (сжимать и

Кальмар позвал на юбилей. разжимать кулачки)

Он за стол их посадил, (одна рука сжата в кулак, другая прямая лежит на ней)

Чаю в чашки им налил (одна ладонь прямая, другая – сжата в кулак на ней)

Подал в вазочку варенье (кисти рук в форме «чашечки»)

И на блюдечке печенье. (Ладошки сложены «лодочкой»).

Акула мимо проплывала (ладошки вместе – «рыбка плывет»)

И застолье увидала. (Глядим в «бинокль»)

Кальмар акулу в дом позвал, («зовем» двумя руками)

Акулу чаем угощал.(Одна рука прямая, другая – сжата в кулак на ней)

Акула чай не захотела: (грозим пальчиком)

«Морских ежей бы я поела». (Ладони соединены, пальцы изображают зубы)

Им пришлось уплыть скорей, (ладошки вместе – «рыбка плывет»)

Вот так славный юбилей! (Руки развести в стороны, наклон вперед).

8. Обучение грамоте.

(Выполнение индивидуальных заданий на ноутбуках).

На морском дне можно увидеть множество красивых и необычных ракушек. Они могут быть разные по форме и цвету. (11 слайд – ракушки).

Посмотрите, какие необычные ракушки перед нами, на них написаны буквы.

9. Составление предложений из слов.

Ребята, посмотрите, кто – то заглядывает к нам в иллюминатор.

Треугольником плавник,

Океаны бороздит.

Пасть от злости распахнула

Рыба – хищница … (акула).

После отгадывания загадки – 12 слайд – акула.

Чтобы акула нам не навредила, мы должны прочитать слова на карточках и составить из них предложение.

Много, морском, на, ракушек, дне.

В, плывет, акула, море.

Воду, спускается, батискаф, под.

10.Итог.

Наше путешествие подходит к концу. Нам пора возвращаться. Наш батискаф всплывает.

Вам понравилось путешествие?

Что нового вы узнали?

Какие задания показались трудными?

Вот мы и на берегу. Посмотрите, весь берег засыпан теплым желтым песком. Давайте отдохнем.

Релаксация (музыка «Вечер у моря»): Всем нам снится один сон. Мы видим море с прозрачной водой и подводное «царство», в котором живут необыкновенной красоты водоросли, диковинные рыбы и разные животные… А теперь мы будем глазки открывать, просыпаться и вставать.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида п. Томаровка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель подготовительной к школе группе

Муханова Лилия Викторовна

«Подводный мир»

непосредственно образовательная деятельность

Цель: Совершенствовать диалогическую речь детей, умение составлять рассказы на заданную тему.

Воспитывать умение, строить предложения по заданному количеству слов.

Учить делить слова на слоги и на звуки.

Побуждать детей, добывать информацию из любых доступных источников.

Развитие творческих способностей, внимания, моторики рук.

Учить детей работать в паре.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Ребята, посмотрите какая у меня красивая книга, она не только красивая, но и очень интересная.

Кто скажет, как называется эта книга? (ответы детей)

Правильно ребята – это энциклопедия, а для чего нужна эта книга? (ответы детей)

Конечно, ребята, в этой книге очень много полезной информации о животных, растениях, людях.

А где можно еще найти информацию? (ответы детей)

Да, ребята, можно найти и в журналах, книгах, газетах. А в библиотеке мы можем найти информацию?

Конечно, там много книг, самого разного содержания.

Родители ваши тоже знают немало информации.

Много информации и в сети Интернета.

А ваши братики и сестренки, которые учатся в школе, могут многое вам рассказать и многое прочитать.

В школе дают много разнообразных знаний, скоро вы тоже пойдете в школу, получать знания которые вам пригодятся на всю жизнь.

Ребята, я почитала в энциклопедии интересные факты из жизни одной маленькой рыбки, которая, вы представляете, умеет летать.(показ) Рыбка эта – долгопер. Спасаясь от хищников, она выскакивает на поверхность, расправляет свои огромные грудные плавники и летит над поверхностью воды, развивая при этом скорость сравнимую со скоростью автомобиля по городу. Вот какую удивительную историю я прочла в энциклопедии.

Ребята, а где живет, эта интересная рыбка? А вы хотите еще больше узнать об этом удивительном подводном мире?(ответы детей)

Давайте отправимся в путешествие?

А как мы можем это сделать?(ответы детей)

Значит, чтобы оправиться в подводный мир, нам надо превратиться в обитателей моря.

Давайте превратимся в подводных жителей (надеваем шапочки).

Живет подводная страна

Глубоко под водой.

Сейчас, морские чудеса

Увидим мы с тобой!

Ну а теперь, закроем глаза и скажем волшебные слова, посчитаем от 1 до 10 и обратно, и отправимся в наше путешествие.

(звучит шум моря)

(в это время воспитатель, надевает костюм осьминожки)

Здравствуйте, вы меня узнали? Я Осьминожка. А вы кто?

Рассказы детей о морских обитателях.

Ух- ты, посмотрите вокруг, как красиво на морском дне, сколько вокруг подводных жителей, кого вы видите?

Молодцы, много знаете морских обитателей.

Ну, друзья мои, а что вы еще знаете о морских жителях?

Я так люблю загадки!

Загадывание и отгадывание загадок

*По волнам гуляет зонтик

Если встретите – не троньте!

Вот так чудо, вот так диво!

Зонтик жжется, как крапива.(Медуза)

Ребята, найдите медузу на нашем морском дне.

*Словно под прессом, долго была

Плоская рыба, что звать …(Камбала)

А теперь, найдем камбалу.

*Это рыба – людоед,

Не просись к ней на обед! (Акула)

Где тут у нас акула?

*Подставляют людям спины,

В море нас спасут …(Дельфины)

Давайте найдем дельфина.

*Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском,

Голова и восемь ног,

Догадались …(Осьминог)

Ну и моего друга найдите, пожалуйста.

*В глубине морской живет,

Быстро под водой плывет,

Много у неё иголок,

Как у ёжика и ёлок. Кто это?(Рыба-ёж)

Давайте еж – рыбу найдем.

*Живет спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет…(Черепаха)

Где тут черепаха спряталась?

Молодцы, ребята, мне очень приятно, что вы так интересуетесь подводными обитателями.

Экспериментальная деятельность

А кто знает, какая в море вода? Как можно отличить морскую воду от питьевой?

Давайте убедимся: берем 2 стакана(в одном соленая вода, в другом пресная)

и 2 сырых яйца. Помогите мне, друзья.

Игра: «Назови какой»

У меня для вас, есть еще одна интересная игра. Поиграем? Игра, называется «Назови какой».

Для этой игры, нам необходимо разделиться на 2 команды и стать друг против друга. Первая команда называет морских обитателей по порядку, другая команда называет, какие бывают эти обитатели.

Называя, делайте 1 шаг навстречу друг другу.

Игра «Море волнуется»

Друзья, посмотрите, какое морское животное к нам плывет, давайте подплывем к нему поближе:

*Он высокий, он огромный,

Он похож на кран подъемный,

Вес его до сотни тонн,

Крошка рядом с ним и слон!

Он плывет – вода «кипит»!

Угадай, кто это - … (Кит)

Друзья, а вы знаете что, синий кит – самое крупное млекопитающее на Земле, он длинной как 4 автобуса, а весит как 30 слонов.

Посмотрите, на картине изображен кит. Давайте послушаем как звучит слово кит. Произнесем его.

А сколько звуков в слове кит? Назовите их? Первый- К , второй - И , третий - Т .Получилось слово – КИТ.

Сколько гласных звуков в этом слове? Сколько согласных? Морская звезда, поставь первый звук.

Какой звук ты выложила? Краб, поставь второй звук. Какой звук ты поставил? Черепаха, поставь третий звук. Какой звук ты поставила?

А сколько частей в слове кит? Как узнать?

Друзья, давайте придумаем предложение со словом КИТ. Сначала пусть будет в предложении два слова, затем три слова.

Игра «Живое слово»

Друзья, а живые слова вы видели? А хотите ими стать? Тогда играем.(выбираем по желанию 4 детей и выстраиваем предложение из 4 слов: «Кит плавает очень быстро». Дети называют по порядку свои слова и выстраивают предложение.)

Задание «Реши пример»

Друзья, а вы примеры решать любите? А то у меня они есть, а решить у меня никак не получается.

А теперь, возьмите карандаши и решите свои примеры, ответы вы можете записать, как вам будет удобно или цифрой, или точками, или рисунками рыб.

У кого готов ответ, передайте свой пример другу, он его проверит, а вы проверите его пример.

Молодцы, и с этим заданием вы справились.

Друзья, вы пазлы складывать умеете? Это хорошо. Для этого нам надо разделиться на две команды.

Первой команде конверт с заданием и второй – конверт. Приступайте ребята.(работа детей)

Задание: «Собери пазлы»

Друзья, нам пора прощаться. На память о нашей встрече я хочу подарить вам сундучок. Но, откроете вы его в своем детском саду.

Ребята, вы не забыли волшебные слова, которые произносили, перед тем как попасть сюда? Нет?

Тогда закрываем глаза и считаем от 1 до 10 и обратно.

(воспитатель встречает, удивленно, детей)

Ребята, а где вы были? (ответы детей)

Как интересно! А кого вы там повстречали? С кем виделись? Что нового узнали?

А что это за сундучок у вас в руках?

Давайте его откроем?

Посмотрите, тут лежит письмо, давайте его прочитаем?

Может, кто из вас его прочтет?

«Дорогие ребята! Мы сегодня увидали, что вы про нас много знаете, умеете играть и дружить. Наша планета – такая маленькая, но на ней есть место и людям, и животным, и рыбам, и птицам. Так давайте - беречь свою планету. Она – наш ДОМ. Для этого всем людям нужно жить в мире с природой и друг с другом.

До свидания! До новых встреч!

ОБИТАТЕЛИ ПОДВОДНОГО МИРА»

Ребята, вы согласны с обитателями подводного мира, что надо жить и дружить, беречь и защищать нашу Землю?

Ребята, когда вы сегодня придете домой не забудьте рассказать о вашем путешествии родителям.

Материал к НОД : картинки морских животных (камбала, медуза, акула, дельфин, осьминог, рыба-еж, морская черепаха, рыба-лиса, касатка, морской окунь, кальмар, рыба-клоун, морская звезда, кит); энциклопедия; звуковая картинка «КИТ» (со звуками); шапочки морских обитателей по количеству детей; карточки с примерами по 1 на каждого ребенка; простые карандаши по количеству детей; 2 конверта с пазлами; сундучок; письмо; раскраски на каждого ребенка; 2 стакана с водой: в одном- соленая вода, в другом- пресная, 2 сырых яйца; запись – шум моря; костюм «Осьминожки».

Литература : В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада» Мозаика-Синтез Москва, 2013

Детская энциклопедия «Животные» Москва «Махаон» 2012

Клинт Твист «Атлас морских хищников» Русич 2003

С.Ю.Афонькин «В морях и океанах» серия «Узнай мир» 2012

Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках. Морские обитатели» Мозаика-Синтез Москва 2009

«Энциклопедия животных для малышей» Росмен 2008

Картинки и загадки в сети Интернет.


Конспект НОД по окружающему миру "Путешествие в подводный мир" подготовительная группа

Цели:

Расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни;

Закрепить представление детей о формах рыб и других жителях подводного мира, закрепить первоначальное представление о море.

Задачи:

Развивать у детей интерес к живой и неживой природе;

Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения;

Развивать самостоятельность, активность.

Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас будет необычная деятельность, я приглашаю вас в морское путешествие. Мы узнаем много интересного о море и ее обитателях, опустимся в его глубины. (Беру глобус)

А вот наш помощник. Ребята, что это?

Дети: - Это глобус.

Воспитатель: - Посмотрите все на глобус. Если его не крутить, то он, кажется каким?

Дети: - Разноцветным.

Воспитатель: - А если его сильно раскрутить, то он становится голубым. Почему?

Дети: - Потому что голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой.

Воспитатель: - Что означает голубая краска на глобусе?

Дети: - Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны.

Воспитатель: - Моря и океаны занимают в 2 раза больше места, чем суша. Ребята, все моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та скрылась бы в соленой пучине. Представьте, что мы оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок. (Дети садятся на ковер).

Воспитатель: - Что мы слышим, сидя на берегу моря?

Дети: - Шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб.

(включаю запись звуков моря.)

Воспитатель: - Пока вы слушаете звуки моря, представьте, что вы на волнах, плещетесь в море, подышите морским воздухом.

Воспитатель: - Ребята, а на чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей)

Воспитатель : - А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно? (ответы детей)

Воспитатель: - Правильно, а еще на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Повторите, пожалуйста. Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. (Показываю картинку.)

Все девчонки и мальчишки,

Знаю, очень любят книжки.

Любят сказки про моря,

Про подводного царя.

Там где солнце не сияет,

Мир подводный обитает.

Но о нем никто не знает,

Всяк попасть туда мечтает.

Воспитатель: - В первое подводное путешествие лучше плыть всем вместе на большой подводной лодке. Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатства морского дна. Пассажиры, занять места. Лодка готова к погружению. Морские волны качают её (наклоны в стороны ). На счёт «три» погружаемся.

1 -2 -3 – все замрём!

В мир подводной попадём.

Сейчас начнутся чудеса!

Надо только открыть глаза.

Детский сад наш изменился,

В дно морское превратился.

Мы отправимся гулять.

Дно морское изучать!

Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, справа по борту плывёт чудо-великан. (Показ картинки кита). Кто же это? (Синий кит ).

1 Ребёнок: - Синий кит - самое крупное животное нашей планеты. Синий кит может вырастать до 33 м в длину и весить 150 т. Он встречается практически во всех районах Мирового океана. Название своё синий кит получил благодаря своей шкуре – она у него серого цвета, с голубым отливом. Плавает этот великан довольно медленно. Жить они предпочитают в одиночестве, потому что нескольким китам трудно прокормиться на одной территории. Питается кит рачками, водорослями, мелкой рыбешкой. Кит медленно плывёт, открывая пасть, куда вместе с водой попадает огромное количество пищи.

Молодец! Очень интересно!

Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное. (Показ картинки дельфина). Да это же. (Дельфин ).

2 Ребёнок: - Дельфины – это небольшие киты. Дельфины дышат не жабрами, а воздухом. Они никогда не покидают море. У них острые зубы, а их голова заканчивается ртом, похожим на птичий клюв. Основная пища дельфинов – рыба, моллюски и мелкие морские животные. Дельфины – очень умные и быстрые животные.

Киты и дельфины – это млекопитающие животные. У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде. Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух!

Воспитатель: – Молодец!

Что-то задержались мы на верхнем этаже. Мы опускаемся поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему?

Дети: - Солнечные лучи сюда пробираются с трудом.

Воспитатель: - Ой, кто же это плывёт? (Показ картинки акулы).

Хищная большая рыба налетела словно глыба.

Мигом жертву заглотнула ненасытная… (акула ).

Воспитатель: - Чем питается акула?

Дети: - Рыбами, морскими животными.

Воспитатель: - Акулы могут напасть на человека?

Дети: - Да.

3 Ребёнок: - Акула - это хищная рыба, распространённая во всех морях и океанах. Кожа акулы покрыта острой чешуёй. Глаза способны видеть предметы только в чёрно-белом изображении. Зубы акулы - страшное оружие, ими она хватает, убивает свою жертву и разрывает ее на клочки. В отличие от китов акулы дышат жабрами. Питаются животной пищей. Среди акул немало и таких, которые опасны и для человека: тигровая акула, акула - молот, кошачья акула, белая акула и самая большая китовая акула.

Дети: - Нет. У человека нет жабр.

Воспитатель: - Как же можно путешествовать по морскому дну?

Дети: - Надеть акваланги, водолазные костюмы.

Воспитатель: - Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы (дети имитируют надевание костюмов). Выходим из корабля. Как здесь красиво.

Пальчиковая гимнастика « Подводный мир »

Посмотри скорей вокруг! (делают ладошку у лба « козырьком » )

Что ты видишь, милый друг? (приставляют пальцы колечками у глаз)

Здесь прозрачная вода (разводят ладони в стороны)

Плывёт морской конёк сюда. (волнообразные движении ладонями вперёд)

Вот медуза, вот кальмар (опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки)

А вот это – рыба шар. (соединить пальцы обеих рук в форме шара)

А вот, расправив восемь ног, (показывают тыльную сторону обеих

ладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения

пальцами рук)

Гостей встречает осьминог.

В.: - Смотрите, вот и осьминог!

4 Ребёнок : - У осьминога мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. Живут осьминоги у дна, скрываясь в расщелинах между камнями или в подводных пещерах. Осьминоги – настоящие хищники. По ночам они выбираются из своих укрытий и отправляются на охоту. Осьминоги могут не только плавать, но и, переставляя щупальца, ходить по дну. Обычная добыча осьминогов – креветки, крабы и рыбы, которых они парализуют ядом. Своим клювом они могут разбить даже крепкие панцири крабов и раков или раковины моллюсков. Добычу осьминоги уносят в укрытие, где не спеша поедают. Среди осьминогов есть очень ядовитые, укус которых может быть смертельным даже для человека.

Воспитатель : - Ой, я что-то заметила среди водорослей. (Показ картинки рыбы). Кто это?

Дети: - Рыба.

Воспитатель: - Давайте поиграем с рыбкой.

Игра « Вопросы - ответы »

Передаём её друг другу, отвечая на мои вопросы.

(Дети становятся в круг и отвечают на вопросы, передавая друг другу рыбку.)

Чья голова? (Это рыбья голова ).

Чей хвост? (Это рыбий хвост ).

Чьи жабры? (Это рыбьи жабры ).

Чьё брюшко? (Это рыбье брюшко ).

Чьи плавники? (Это рыбьи плавники ).

Чьи кости? (Это рыбьи кости ).

Чья чешуя? (Это рыбья чешуя ).

Чьи икринки? (Это рыбьи икринки ).

Чьё туловище? (Это рыбье туловище ).

Чьи глаза? (Это рыбьи глаза ).

Воспитатель: - Молодцы, отпустим рыбку плавать. Вот каких удивительных животных мы с вами встретили, а сейчас давайте немножко отдохнем.

Физкультминутка «А над морем - мы с тобою!»

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Воспитатель: - Посмотрите, какие здесь красивые кораллы!

5 Ребёнок: - Кораллы – это животные организмы, пусть и так не похожие на растения. Всего в мире их насчитывается около 5000 видов. Для их роста им нужны полноценные условия: достаточная соленость воды, прозрачность, теплота и много пищи. Именно поэтому коралловые рифы обитают в водах Тихого и Атлантического океанов. Чаще всего кораллы бывают коричневыми, белыми, красными, реже встречаются желтые, зеленые, черные, розовые. Растут кораллы очень медленно. Скорость роста зависит от освещенности, температуры воды, насыщенности кислородом и составляет 1-3 см в год. Из кораллов изготавливают украшения.

В.: - Молодец! Очень интересно! Ну что, поплыли дальше? Посмотрите, какие красивые медузы.

6 Ребёнок: - Медузы – загадочные и очень красивые обитатели морей и океанов планеты Земля. Медузы могут жить лишь в солёной воде, поэтому их среда обитания - это океаны, моря. У медузы 24 глаза. Увеличиваются в размерах медузы всю жизнь, а конечный их размер зависит от вида. Есть - малюсенькие, а есть гиганты. Их окрас может быть белым, розовым, желтым, оранжевым, красным, голубым, зеленым и многоцветным. Питаются медузы мелкими морскими организмами, ракообразными и иногда другими медузами.

Воспитатель: - Молодцы вы меня очень порадовали, настоящие исследователи, но нам пора возвращаться на корабль, всплываем, снимаем костюмы (имитируют снятие костюмов ).

1 -2 - 3 – все замрём!

В детский сад мы попадём!

Воспитатель : - Мы с вами узнали много нового, интересного, и чтобы отдохнуть, я предлагаю вам поиграть в игру.

Игра « Один - много»

Цель: - учить детей согласовывать существительные в единственном и множественном числе.

Описание игры: Взрослый называет ребёнку предметы в единственном числе, а тот должен называть множественное число этих предметов.

Море – моря;

Рыба – рыбы;

Акваланг – акваланги;

Батискаф - батискафы;

Лодка – лодки;

Водолаз – водолазы;

Кит – киты;

Осьминог - осьминоги;

Дельфин – дельфины;

Медуза – медузы;

Акула – акулы;

Коралл – кораллы.

Итог:

Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)

Где мы с вами сегодня побывали? Что нового мы узнали, увидели?

Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать, вы все большие молодцы.

Любите дети природу:

Реки, озёра, моря,

О ней проявляйте заботу -

Будут тогда чудеса.

Последние материалы сайта