Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1089 от 5 марта 2004 года;
Примерной программы для среднего общего образования по биологии 2004 г. Сборник нормативных документов Биология М., «Дрофа», 2004
Учебного плана МАОУ СОШ № 16 р.п. Приютово на 2017-2018 учебный год
Цели и задачи учебного предмета «Общая биология»
Целью программы является формирование у каждого учащегося биологического мышления и экологической культуры.
Задачи :
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках - уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны усвоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира.
Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи отличительных способностей живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм», «Эволюция», «Экосистемы».
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета Биология на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение обьектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках
Сведения об учебно-методическом комплексе, на основе которого ведется преподавание учебного предмета «Общая биология» 11 класс
Учебно-методический комплект:
Учебник: Общая биология: Учебн. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006. – 303 с.: ил.
Дополнительная литература:
1. Грин Н. «Биология» в 3 т. (Н.Грин, У.Стаут, Д.Тэйлор), М., Мир, 1990 г.
2. Пименова И.Н., Пименов А.В. «Лекции по общей биологии», Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2003 г.
3. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. «Эволюция органического мира», Москва, «Наука», 1996 г.
4. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся. М., Просвещение, 2006 г.
5. Общая биология: 10-11 классы/ А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника – М.: Дрофа, 2007
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Общая биология» в 11 классе, которыми должны овладеть обучающиеся в течении учебного года:
знать/понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Рабочая программа рассчитана на 33 рабочие недели (66 часов в год при двухчасовой недельной нагрузке)
Номера уроков | Всего часов | Наименование темы |
|
18-20 | Возникновение жизни на Земле |
||
21-31 | Развитие жизни на Земле. |
||
32-41 | Происхождение человека |
||
42-56 | Основы экологии. Экосистемы. |
||
57-60 | Биосфера. Охрана биосферы. |
||
61-64 | Влияние деятельности человека на биосферу. |
||
65-66 | Повторение |
||
Всего | |||
5,7,13,16,20,40,47,50,53,62,63 | Лабораторные, практические работы |
||
Экскурсии |
|||
17,27,31,41,56,60,64 | Уроки обобщения изученного материала |
Литература
Дополнительная литература для учителя:
1. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология. Полный курс. В 3-х т. – М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век», 2002.
2. Е. А. Никишова, С. П. Шаталова.ЕГЭ-2010 Биология: самые новые реальные задания.2010
3. Павлов И.Ю., Вахненко Д.В., Москвичев Д.В. Биология. Пособие – репетитор для поступающих в вузы. Ростов – на – Дону: изд-во «Феникс», 2002.
4. Пособие по биологии для поступающих в вузы: Н.А. Лемеза, М.С. Морозик, Е.И. Морозов и др. /Под ред. Н.А. Лемезы. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 2000.
Дополнительная литература для обучающихся:
1. Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц. «Общая биология» М.: «Просвещение» 2006
2. Мамонтов С.Г. Биология для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. - М.: Дрофа, 1997.
3. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся обшеобразоват. учреждений / Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова. - М.: Просвещение, 2002.
4. Лемеза Н.А. Биология для поступающих в ВУЗы: Учебное пособие МН: Юнипресс, 2003.
Календарно-тематическое планирование
Тема урока | Тип урока | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Виды контроля | Планируемые результаты освоения материала | Дата проведения | Примечание |
||||||||||||||
план | факт |
|||||||||||||||||||
Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции. 17 ч |
||||||||||||||||||||
Инструктаж по Т.Б на уроках биологии Возникновение и развитие эволюционных представлений. История эволюционных идей. | Беседа, рассказ. Поиск в тексте учебника информации для составления таблицы Анализ содержания определений наук о человеке | Фронтальная беседа. Проверка таблицы. | Давать определение понятию «эволюция» Выявлять Приводить примеры научных фактов Объяснять | |||||||||||||||||
Дарвин и его теория происхождения видов. Синтетическая теория эволюции. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Устный опрос по вопросам. Фронтальная беседа. Проверка таблицы | Давать определение понятию «эволюция» Выявлять и описывать предпосылки учения Ч. Дарвина Приводить примеры научных фактов Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений. | |||||||||||||||||
Доказательства эволюции | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Беседа, рассказ. Работа с учебником. | Устный опрос по вопросам. Фронтальная беседа. Обсуждение вопросов. | Знать эмбриологические, морфологические, палеонтологические, биогеографические доказательства эволюции. | ||||||||||||||||
Вид. его критерии. Популяция -структурная единица вида, единица эволюции. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Беседа, рассказ. Работа с учебником. | Лабораторная работа 1«Описание особей вида по морфологическому критерию» |
| ||||||||||||||||
Инструктаж по Т.Б | Урок- практикум | Работа с гербарным материалом растений или живыми растениями. | Фронталь ная беседа. Лабораторная работа «Описание особей вида по морфологическому критерию» | Усвоить понятие морфологического критерия вида; уметь составлять описательную характеристику растениям. | ||||||||||||||||
Роль изменчивости в эволюционном процессе. | Урок закрепления знаний | Беседа, рассказ. Работа с учебником. Записи лекционного материала | Фронтальная беседа. | Охарактеризовать мутационную и комбинативную изменчивости, их роль в эволюционном процессе | ||||||||||||||||
Инструктаж по Т.Б Лабораторная работа «Выявление изменчивости у особей одного вида» | Урок- практикум | Фронтальная беседа Лабораторная работа. | ||||||||||||||||||
Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Естественный отбор- напрвляющий фактор эволюции. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Беседа, рассказ. Работа с учебником. | Устный опрос по вопросам. Фронтальная беседа. | Давать определение понятиям Называть: Основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина Движущие силы эволюции Формы борьбы за существования Характеризовать: Сущность борьбы за существование Сущность естественного отбора. | ||||||||||||||||
Формы естественного отбора в популяциях. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа, рассказ. Работа с учебником. | Устный опрос по вопросам. Фронтальная беседа. Обсуждение вопросов. | Называть формы естественного отбора, описывать их особенности Характеризовать формы естественного отбора, раскрывать причины дивергенции, выявлять особенности полового диморфизма у разных видов организмов, выявлять приспособленности организмов к среде обитания Анализировать и оценивать влияние факторов среды на приспособленности вида, приводить собственные примеры адаптаций к различным условиям среды | ||||||||||||||||
Дрейф генов- фактор эволюции. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Беседа, рассказ. Работа с учебником. | Устный опрос по вопросам. Фронтальная беседа. Обсуждение вопросов. | Давать определение понятиям | ||||||||||||||||
Изоляция-эволюционный фактор. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Беседа, рассказ. Работа с учебником. | Устный опрос по вопросам. Фронтальная беседа. Обсуждение вопросов. | Раскрыть роль изоляции как эволюционного фактора. Виды изоляции: географическая и экологическая | ||||||||||||||||
Результаты эволюции. Приспособленность- результат действия факторов эволюции. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Беседа, рассказ. Работа с учебником. | Устный опрос по вопросам. Фронтальная беседа. Обсуждение вопросов. | Характеризовать приспособленность, как закономерный результат эволюции. Виды адаптаций | ||||||||||||||||
Инструктаж по Т.Б Лабораторная работа «Выявление приспособлений организмов к среде обитания» | Урок- практикум | Работа с раздаточным материалом. | Лабораторная работа 3 «Выявление изменчивости у особей одного вида» | выявлять приспособления организмов к среде обитания; Объяснять причины многообразия видов живых организмов, их приспособленность к условиям окружающей среды; | ||||||||||||||||
Видообразование. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Беседа, рассказ. Работа с учебником. | Устный опрос по вопросам. Фронтальная беседа. Обсуждение вопросов. | Называть | ||||||||||||||||
Основные направления эволюционного процесса | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Беседа, рассказ. Работа с учебником. | Устный опрос по вопросам. Фронтальная беседа. Обсуждение вопросов. | Называть направления биологической эволюции Характеризовать пути достижения эволюционного прогресса, объяснять значение и особенности Устный опрос по вопросам. Фронтальная беседа. Обсуждение вопросов.ароморфозов, идиоадаптаций | ||||||||||||||||
Инструктаж по Т.Б Лабораторная работа «Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных» | Урок- практикум | Работа с раздаточным материалом. | Фронтальная беседа Лабораторная работа. | Усвоить понятие изменчивости организмов; находить признаки изменчивости. | ||||||||||||||||
Обобщение по теме «Эволюция» | Тест | Тестирование по теме эволюционное учение | ||||||||||||||||||
Возникновение жизни на Земле 3 часа |
||||||||||||||||||||
Гипотезы происхождения жизни. Развитие представлений о возникновении жизни. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Беседа, рассказ. Работа с учебником. | Фронтальная беседа Сообщения. | Описыват ь сущность опытов, показывающих невозможность самозарождение жизни Давать оценку гипотезы панспермии Объяснять, почему с логической точки зрения не существует противоречия между научным и религиозным объяснением возникновения жизни. | ||||||||||||||||
Современные взгляды на Возникновение жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Беседа, рассказ. Работа с учебником. | Фронтальная беседа Сообщения. | Перечислять представления о возникновении жизни. Характеризовать основные этапы возникновении жизни | ||||||||||||||||
Инструктаж по Т.Б Практическая работа «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни». | Урок- практикум | Работа с учебником, дополнит. литературой, интернетом. | Фронтальная беседа. Прак. работа | Уметь: объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез | ||||||||||||||||
Развитие жизни на Земле. 11 часов |
||||||||||||||||||||
Развитие жизни на Земле. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Беседа, рассказ. Работа с учебником. | Тест. Фронтальная беседа. | Объяснять
по какому принципу исторический процесс развития делят на эры и периоды. | ||||||||||||||||
Развитие жизни в Криптозое. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Беседа, рассказ. Работа с учебником. | Устный опрос по вопросам. Фронтальная беседа. Обсуждение вопросов. | Приводить примеры: Растений и животных, существовавших в криптозое Ароморфозов у растений и животных криптозоя. Называть | ||||||||||||||||
Развитие жизни в раннем Палеозое. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Беседа, рассказ. Работа с учебником. | Устный опрос по вопросам. Фронтальная беседа. Обсуждение вопросов. | Приводить примеры: Растений и животных, существовавших в палеозое. Ароморфозов у растений и животных палеозоя. Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу. | ||||||||||||||||
Развитие жизни в позднем Палеозое. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Беседа, рассказ. Работа с учебником. | Устный опрос по вопросам. Фронтальная беседа. Обсуждение вопросов. | Называть
основные ароморфозы палеозойской эры Анализировать и оценивать значение основных ароморфозов на Земле | ||||||||||||||||
Развитие жизни в Мезозое. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Беседа, рассказ. Работа с учебником. | Устный опрос по вопросам. Фронтальная беседа. Обсуждение вопросов. | Приводить примеры: Растений и животных, существовавших в мезозое. Ароморфозов у растений и животных мезозоя. | ||||||||||||||||
Развитие жизни в Кайнозое. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Беседа, рассказ. Работа с учебником. | Устный опрос по вопросам. Фронтальная беседа. Обсуждение вопросов. | Приводить примеры: Растений и животных, существовавших в кайнозое. Ароморфозов у растений и животных кайнозоя. | ||||||||||||||||
Обобщение по теме «Развитие жизни на Земле» | Урок обобщения и систематизации знаний | Самостоятельная работа | Фронталь- ная беседа. Ответы на воросы. Сообщения. Тест. | Обобщить, углубить, систематизировать знания о развитии жизни на земле | ||||||||||||||||
Многообразие органического мира. Принцип систематики. | Комбинированный | Беседа, рассказ. Работа с учебником. | Устный опрос по вопросам. Фронтальная беседа. Обсуждение вопросов. | Раскрыть сущность искусственной и естественной систем классификаций. | ||||||||||||||||
Классификация организмов. Прокариоты. | Комбинированный | Беседа, рассказ. Работа с учебником. | Устный опрос по вопросам. Фронтальная беседа. Обсуждение вопросов. | Знать и называть признаки прокариот. | ||||||||||||||||
Классификация эукариот. | Комбинированный | Беседа, рассказ. Работа с учебником. | Устный опрос по вопросам. Фронтальная беседа. Обсуждение вопросов. | Знать и называть признаки эукариот. | ||||||||||||||||
Обобщение «Классификация организмов» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Тестирование по теме развитие жизни на Земле | ||||||||||||||||||
Происхождение человека 10часов |
||||||||||||||||||||
Гипотезы происхождения человека. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Беседа, рассказ. Работа с учебником. | Устный опрос по вопросам. Фронтальная беседа. Обсуждение вопросов. | знать отличия человека от близкородственных видов по данным сравнительной анатомии. | ||||||||||||||||
Цитогенетические данные о происхождении человека. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Беседа, рассказ. Работа с учебником. | Устный опрос по вопросам. Фронтальная беседа. Обсуждение вопросов. | знать отличия человека от близкородственных видов по цитогенетическим данным, по данным молекулярной биологии, по данным биологии развития. | ||||||||||||||||
Эволюция человека. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Беседа, рассказ. Работа с учебником. | Устный опрос по вопросам. Фронтальная беседа. Обсуждение вопросов. | Знать основные этапы эволюции приматов | ||||||||||||||||
Первые представители рода Homo.Человек умелый. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Беседа, рассказ. Работа с учебником. | Устный опрос по вопросам. Фронтальная беседа. Обсуждение вопросов. | Охарактеризовать первых представителей рода Homo. | ||||||||||||||||
Появление человека разумного. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Беседа, рассказ. Работа с учебником. | Устный опрос по вопросам. Фронтальная беседа. Обсуждение вопросов. | Давать характеристику неандертальцу. | ||||||||||||||||
Кроманьонцы. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Беседа, рассказ. Работа с учебником. | Устный опрос по вопросам. Фронтальная беседа. Обсуждение вопросов. | Давать характеристику кроманьонцу. | ||||||||||||||||
Факторы эволюции человека. Биологические и социальные факторы развития человека. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Беседа, рассказ. Работа с учебником. | Устный опрос по вопросам. Фронтальная беседа. Обсуждение вопросов. | Охарактеризовать биологические и социальные факторы эволюции человека | ||||||||||||||||
Соотношение биологических и социальных факторов в эволюции человека. Расы. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Беседа, рассказ. Работа с учебником. | Устный опрос по вопросам. Фронтальная беседа. Обсуждение вопросов. | Охарактеризовать биологические и социальные факторы эволюции человека. Знать: Человеческие расы, единство происхождения рас. | ||||||||||||||||
Инструктаж по Т.Б Практическая работа «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека» | Урок- практикум | Практич. работа. | Знать: Место человека в живой природе. Систематич. положение вида, признаки и с-ва человека. Стадии эволюции человека. Родословная человека. Человеческие расы, единство происхождения рас. Движущие силы антропогенеза; Развитие членораздельной речи. Ведущая роль законов обществ. жизни в социальном прогрессе человечества. Уметь: объяснять причины эволюции видов, человека. | |||||||||||||||||
Обобщающий урок: «Происхождение человека». | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Тест (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки) | Тестирование по теме происхождения человека | |||||||||||||||||
Основы экологии. Экосистемы. 15 часов |
||||||||||||||||||||
Предмет экологии. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Беседа, рассказ. Работа с учебником. | Устный опрос по вопросам. Фронтальная беседа. Обсуждение вопросов. | Давать определения терминам Знать экологические факторы: биотические, абиотические. | ||||||||||||||||
Биологический оптимум. Приспособленность организмов к среде обитания. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Беседа, рассказ. Работа с учебником. | Устный опрос по вопросам. Фронтальная беседа. Обсуждение вопросов. | Объяснить понятие биологический оптимум | ||||||||||||||||
Взаимодействие популяций разных видов. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Беседа, рассказ. Работа с учебником. | Устный опрос по вопросам. Фронтальная беседа. Обсуждение вопросов. | |||||||||||||||||
Сообщества. Видовая и пространственная структура экосистем. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Беседа, рассказ. Работа с учебником. | Устный опрос по вопросам. Фронтальная беседа. Обсуждение вопросов. | Знать понятия сообщество и экосистема. Приводить примеры экосистем. | ||||||||||||||||
Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.Поток энергии и цепи питания. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Беседа, рассказ. Работа с учебником. | Устный опрос по вопросам. Фронтальная беседа. Решение экологических задач. | Знать понятия цепь питания, экологическая пирамида, поток энергии. | ||||||||||||||||
Инструктаж по Т.Б Практическая работа «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)». | Урок- практикум | Организация практической работы. | Практич. работа. | Знать понятия цепь питания, экологическая пирамида, поток энергии | ||||||||||||||||
Свойства экосистем | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Беседа, рассказ. Работа с учебником. | Устный опрос по вопросам. Фронтальная беседа. Обсуждение вопросов. | Знать понятия устойчивость, саморегуляция. | ||||||||||||||||
Причины устойчивости и смены экосистем. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Беседа, рассказ. Работа с учебником. | Устный опрос по вопросам. Фронтальная беседа. Обсуждение вопросов. | Привести примеры смены экосистем под воздействием абиотических факторов, антропогенных факторов. | ||||||||||||||||
Инструктаж по Т.Б Практическая работа «Выявление антропогенных изменений в экосистемах Белебеевского района. | Урок- практикум | Организация практической работы. | Фронтальная беседа. Практич. работа. | Выявлять антропогенные факторы в экосистемах. | ||||||||||||||||
Агроценозы. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Беседа, рассказ. Работа с учебником. | Индивидуальный опрос | Знать структуру агроценоза, отличия агроценоза от биогеоценоза | ||||||||||||||||
Инструктаж по Т.Б Экскурсия: «Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы) | Урок- экскурсия | Беседа, рассказ. | Фронтальная беседа. | Отличать Естественные экосистемы от искусственных экосистем | ||||||||||||||||
Инструктаж по Т.Б Практическая работа «Сравнительная характеристика природных экосистем и агросистем Белебеевского района». | Урок- практикум | Организация практической работы. | Фронтальная беседа. Практич. работа. | Знать и описчватьструктуру агроценоза, отличия агроценоза от биогеоценоза | ||||||||||||||||
Применение экологических знаний в практической деятельности человека | Повторе-ние и закрепле-ние знаний. | Работа за круглым столом. | Фронтальная беседа. Работа с газетными статьями. | |||||||||||||||||
Решение экологических задач. | Урок- практикум | Организация решений задач | Решение задач | Решать экологические задачи | ||||||||||||||||
Обобщение по теме «Экосистемы». | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся |
| Тест (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки) | Тестирование по теме экосистемы. | ||||||||||||||||
Биосфера. Охрана биосферы. 4 часа |
||||||||||||||||||||
57 | Биосфера – глобальная экосистема. Учение Вернадского о биосфере. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Беседа, рассказ. Работа с учебником. | Устный опрос по вопросам. Фронтальная беседа. Обсуждение вопросов. | Знать компоненты биосферы, функции живого вещества. Привести примеры влияния биосферы на другие оболочки Земли. | |||||||||||||||
58 | Роль живых организмов в биосфере. Круговорот химических элементов. | комбинированный | Беседа, рассказ. Работа с учебником. | Устный опрос по вопросам. Фронтальная беседа. Обсуждение вопросов. | Знать функции биосферы -обеспечение круговорота химических элементов; круговорот углерода, азота. | |||||||||||||||
59 | Эволюция биосферы. Биогеохимические процессы в биосфере. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Беседа, рассказ. Работа с учебником. | Устный опрос по вопросам. Фронтальная беседа. Обсуждение вопросов. | Знать роль организмов в создании осадочных пород, в создании почвы. | |||||||||||||||
60 | Обобщение |
11-е изд. - М.: 2012. - 304 с. 5-е изд. - М.: 2005. - 304 с.
Учебник доработан для преподавания биологии на базовом уровне в объёме как 1 часа в неделю (всего 35 часов), так 2 часа в неделю (всего 70 часов). Для тех, кто изучает предмет 2 часа в неделю, кроме основного текста, также предназначен материал на голубом фоне.
Формат: pdf (2012 , 11-е изд., 304с.)
Размер: 58,6 Мб
Скачать: drive.google
Формат: djvu (2005 , 5-е изд., 304с.)
Размер: 9 ,7 Мб
Скачать: drive.google
Формат: pdf
Размер: 4 3,2 Мб
Скачать: drive.google
ОГЛАВЛЕНИЕ
Как пользоваться
учебником
Введение
РАЗДЕЛ I. КЛЕТКА - ЕДИНИЦА ЖИВОГО
Глава I. Химический состав клетки 7
§ 1. Неорганические соединения
§ 2. Биополимеры. Углеводы, лип иды
§ 3. Биополимеры. Белки, их строение
§ 4. Функции белков 20
§ 5. Биополимеры. Нуклеиновые кислоты 22
§ 6. АТФ и другие органические соединения клетки 25
Глава II. Структура и функции клетки 27
§ 7. Клеточная теория
§ 8. Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть.
Комплекс Гольджи и лизосомы
§ 9. Цитоплазма. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения 37
§ 10. Ядро. Прокариоты и эукариоты 31
Глава III. Обеспечение клеток энергией
§ 11. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических
связей 45
§ 12. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ
без участия кислорода 50
§ 13. Биологическое окисление мри участии кислорода 52
Глава IV. Наследственная информация и реализация ее в клетке В5
§ 14. Генетическая информация. Удвоение ДНК
§ 15. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код 58
§ 16. Биосинтез белков 62
§ 17. Регуляция транскрипции и трансляции 64
§ 18. Вирусы 67
§ 19. Генная и клеточная инженерия 71
РАЗДЕЛ II. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ
Глава V. Размножение организмов 75
§ 20. Деление клетки. Митоз
§ 21. Бесполое и половое размножение 78
§ 22. Мейоз 80
§ 23. Образование половых клеток и оплодотворение 84
Глава VI. Индивидуальное развитие организмов 87
§ 24. Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов -
§ 25. Организм как единое целое 91
РАЗДЕЛ III. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ
Глава VII. Основные закономерности явлений наследственности 96
§ 26. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя
§ 27. Генотип и фенотип. Аллельные гены 100
§ 28. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя 103
§ 29. Сцепленное наследование генов 106
§ 30. Генетика пола 110
§ 31. Взаимодействие генов. Цитоплазматическая наследственность 110
§ 32. Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака 113
Глава VIII. Закономерности изменчивости 116
§ 33. Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная
изменчивость -
§ 34. Мутационная изменчивость 119
§ 35. Наследственная изменчивость человека 122
§ 36. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней
человека 126
Глава IX. Генетика и селекция 128
§ 37. Одомашнивание как начальный этап селекции -
§ 38. Методы современной селекции 131
§ 39. Полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез и их
значение в селекции 134
§ 40. Успехи селекции 137
РАЗДЕЛ IV. ЭВОЛЮЦИЯ
Глава X. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции 142
§ 41, Возникновение и развитие эволюционных представлений -
§ 42. Чарльз Дарвин и его теория происхождения видов 144
§ 43. Доказательства эволюции 149
§ 44 Вид. Критерии вида. Популяции.
Глава XI. Механизмы эволюционного процесса 161
§ 45. Роль изменчивости ь эволюционном процессе -
§ 46. Естественный отбор - направляющий фактор эволюции 164
§ 47. Формы естественного отбора в популяциях 166
§ 48. Дрейф генов - фактор эволюции
§ 49. Изоляция - эволюционный фактор 171
§ 50. Приспособленность - результат действия факторов эволюции
§ 51. Видообразование
§ 52. Основные направления эволюционного процесса
Глава XII. Возникновение жизни на Земле
§ 53. Развитие представлений о возникновении жизни
§ 54. Современные взгляды на возникновение жизни
Глава XIII. Развитие жизни на Земле
§ 55. Развитие жизни в криптозое
§ 56. Развитие жизни в раннем палеозое (кембрий, ордовик, силур)
§ 57. Развитие жизни в позднем палеозое (девон, карбон, пермь)
§ 58. Развитие жизни в мезозое
§ 59. Развитие жизни в кайнозое 201
§ 60. Многообразие органического мира. Принципы систематики 205
§ 61. Классификация организмов
Глава XIV. Происхождение человека 216
§ 62. Ближайшие родственники» человека среди животных
§ 63. Основные этапы эволюции приматов 223
§ 64. Первые представители рода Homo 227
§ 65. Появление человека разумного 231
§ 66. Факторы эволюции человека 238
РАЗДЕЛ V. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ
Глава XV. Экосистемы 248
§ 67. Предмет экологии. Экологические факторы среды
§ 68. Взаимодействие популяций разных видов 245
§ 69. Сообщества. Экосистемы 241
§ 70. Поток энергии и цепи питания 261
§ 71. Свойства экосистем 256
§ 72. Смена экосистем
§ 73. Агроценозы 261
§ 74. Применение экологических знаний в практической деятельности
человека 263
Глава XVI. Биосфера. Охрана биосферы 266
§ 75. Состав и функции биосферы
§ 76. Круговорот химических элементов 268
§ 77. Биогеохимические процессы в биосфере 272
Глава XVII. Влияние деятельности человека на биосферу 273
§ 78. Глобальные экологические проблемы 274
§ 79. Общество и окружающая среда 282
Решение задач 287
Лабораторный практикум 290
Краткий словарь терминов 296
По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.
По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.
По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.
On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.
Биология - наука о живой природе и закономерностях, ею управляющих. Биология изучает все проявления жизни, строение и функции живых существ, а также их сообществ. Она выясняет происхождение, распространение и развитие живых организмов, связи их друг с другом и с неживой природой.
Живой мир необычайно разнообразен. В настоящее время обнаружено и описано примерно 500 тыс. видов растений и более 1,5 млн видов животных, более 3 тыс. видов бактерий и сотни тысяч грибов. Число еще не описанных видов оценивается по меньшей мере в 1-2 млн. Выявление и объяснение общих явлений и процессов для всего многообразия организмов - задача общей биологии.
Неорганические соединения.
Биологически важные химические элементы. Из известных нам более 100 химических элементов в состав живых организмов входят около 80, причем только в отношении 24 известно, какие функции в клетке они выполняют. Набор этих элементов не случаен. Жизнь зародилась в водах Мирового океана, и живые организмы состоят преимущественно из тех элементов, которые образуют легко растворимые в воде соединения. Большинство таких элементов принадлежит к числу легких, их особенностью является способность вступать в прочные (ковалентные) связи и образовывать множество различных сложных молекул.
В составе клеток человеческого тела преобладают кислород (более 60%), углерод (около 20%) и водород (около 10%). На азот, кальций, фосфор, хлор, калий, серу, натрий, магний, вместе взятые, приходится около 5%. Остальные 13 элементов составляют не более 0,1%. Сходный элементный состав имеют клетки большинства животных; отличаются лишь клетки растений и микроорганизмов. Даже те элементы, которые в клетках содержатся в ничтожно малых количествах, ничем не могут быть заменены и совершенно необходимы для жизни. Так, содержание иода в клетках не превышает 0,01%. Однако при недостатке его в почве (из-за этого и в пищевых продуктах) задерживается рост и развитие детей. Содержание меди в клетках животных не превышает 0,0002%. Но при недостатке меди в почве (отсюда и в растениях) возникают массовые заболевания сельскохозяйственных животных.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Как пользоваться учебником
Введение
РАЗДЕЛ I. КЛЕТКА - ЕДИНИЦА ЖИВОГО
Глава I. Химический состав клетки 7
§ 1. Неорганические соединения
§ 2. Биополимеры. Углеводы, лип иды
§ 3. Биополимеры. Белки, их строение
§ 4. Функции белков 20
§ 5. Биополимеры. Нуклеиновые кислоты 22
§ 6. АТФ и другие органические соединения клетки 25
Глава II. Структура и функции клетки 27
§ 7. Клеточная теория
§ 8. Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы
§ 9. Цитоплазма. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения 37
§ 10. Ядро. Прокариоты и эукариоты 31
Глава III. Обеспечение клеток энергией
§ 11. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей 45
§ 12. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода 50
§ 13. Биологическое окисление мри участии кислорода 52
Глава IV. Наследственная информация и реализация ее в клетке
§ 14. Генетическая информация. Удвоение ДНК
§ 15. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код 58
§ 16. Биосинтез белков 62
§ 17. Регуляция транскрипции и трансляции 64
§ 18. Вирусы 67
§ 19. Генная и клеточная инженерия 71
РАЗДЕЛ II. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ
Глава V. Размножение организмов 75
§ 20. Деление клетки. Митоз
§ 21. Бесполое и половое размножение 78
§ 22. Мейоз 80
§ 23. Образование половых клеток и оплодотворение 84
Глава VI. Индивидуальное развитие организмов 87
§ 24. Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов -
§ 25. Организм как единое целое 91
РАЗДЕЛ III. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ
Глава VII. Основные закономерности явлений наследственности 96
§ 26. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя
§ 27. Генотип и фенотип. Аллельные гены 100
§ 28. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя 103
§ 29. Сцепленное наследование генов 106
§ 30. Генетика пола 110
§ 31. Взаимодействие генов. Цитоплазматическая наследственность 110
§ 32. Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака 113
Глава VIII. Закономерности изменчивости 116
§ 33. Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость -
§ 34. Мутационная изменчивость 119
§ 35. Наследственная изменчивость человека 122
§ 36. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека 126
Глава IX. Генетика и селекция 128
§ 37. Одомашнивание как начальный этап селекции -
§ 38. Методы современной селекции 131
§ 39. Полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез и их значение в селекции 134
§ 40. Успехи селекции 137
РАЗДЕЛ IV. ЭВОЛЮЦИЯ
Глава X. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции 142
§ 41, Возникновение и развитие эволюционных представлений -
§ 42. Чарльз Дарвин и его теория происхождения видов 144
§ 43. Доказательства эволюции 149
§ 44 Вид. Критерии вида. Популяции.
Глава XI. Механизмы эволюционного процесса 161
§ 45. Роль изменчивости ь эволюционном процессе -
§ 46. Естественный отбор - направляющий фактор эволюции 164
§ 47. Формы естественного отбора в популяциях 166
§ 48. Дрейф генов - фактор эволюции
§ 49. Изоляция - эволюционный фактор 171
§ 50. Приспособленность - результат действия факторов эволюции
§ 51. Видообразование
§ 52. Основные направления эволюционного процесса
Глава XII. Возникновение жизни на Земле
§ 53. Развитие представлений о возникновении жизни
§ 54. Современные взгляды на возникновение жизни
Глава XIII. Развитие жизни на Земле
§ 55. Развитие жизни в криптозое
§ 56. Развитие жизни в раннем палеозое (кембрий, ордовик, силур)
§ 57. Развитие жизни в позднем палеозое (девон, карбон, пермь)
§ 58. Развитие жизни в мезозое
§ 59. Развитие жизни в кайнозое 201
§ 60. Многообразие органического мира. Принципы систематики 205
§ 61. Классификация организмов
Глава XIV. Происхождение человека 216
§ 62. Ближайшие родственники» человека среди животных
§ 63. Основные этапы эволюции приматов 223
§ 64. Первые представители рода Homo 227
§ 65. Появление человека разумного 231
§ 66. Факторы эволюции человека 238
РАЗДЕЛ V. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ
Глава XV. Экосистемы 248
§ 67. Предмет экологии. Экологические факторы среды
§ 68. Взаимодействие популяций разных видов 245
§ 69. Сообщества. Экосистемы 241
§ 70. Поток энергии и цепи питания 261
§ 71. Свойства экосистем 256
§ 72. Смена экосистем
§ 73. Агроценозы 261
§ 74. Применение экологических знаний в практической деятельности человека 263
Глава XVI. Биосфера. Охрана биосферы 266
§ 75. Состав и функции биосферы
§ 76. Круговорот химических элементов 268
§ 77. Биогеохимические процессы в биосфере 272
Глава XVII. Влияние деятельности человека на биосферу 273
§ 78. Глобальные экологические проблемы 274
§ 79. Общество и окружающая среда 282
Решение задач 287
Лабораторный практикум 290
Краткий словарь терминов 296.
Аннотация
Учебник доработан для преподавания биологии на базовом уровне в объёме как 1 часа в неделю (всего 35 часов), так 2 часа в неделю (всего 70 часов). Для тех, кто изучает предмет 2 часа в неделю, кроме основного текста, также предназначен материал на голубом фоне.
Пример из учебника
Биология – наука о живой природе и закономерностях, ею управляющих. Биология изучает все проявления жизни, строение и функции живых существ, а также их сообществ. Она выясняет происхождение, распространение и развитие живых организмов, связи их друг с другом и с неживой природой.
Живой мир необычайно разнообразен. В настоящее время обнаружено и описано примерно 500 тыс. видов растений и более 1,5 млн видов животных, более 3 тыс. видов бактерий и сотни тысяч грибов. Число еще не описанных видов оценивается по меньшей мере в 1-2 млн. Выявление и объяснение общих явлений и процессов для всего многообразия организмов – задача общей биологии.
Основные признаки живого. Каждый организм представляет собой совокупность упорядоченно взаимодействующих структур, образующих единое целое, т. е. является системой. Живые организмы обладают признаками, которые отсутствуют у большинства неживых систем. Однако среди этих признаков нет ни одного такого, который был бы присущ только живому. Возможный способ описать жизнь – это перечислить основные свойства живых организмов.
Как пользоваться учебником
Введение
РАЗДЕЛ I. КЛЕТКА - ЕДИНИЦА ЖИВОГО
Глава I. Химический состав клетки 7
§ 1. Неорганические соединения
§ 2. Биополимеры. Углеводы, лип иды
§ 3. Биополимеры. Белки, их строение
§ 4. Функции белков 20
§ 5. Биополимеры. Нуклеиновые кислоты 22
§ 6. АТФ и другие органические соединения клетки 25
Глава II. Структура и функции клетки 27
§ 7. Клеточная теория
§ 8. Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы
§ 9. Цитоплазма. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения 37
§ 10. Ядро. Прокариоты и эукариоты 31
Глава III. Обеспечение клеток энергией
§ 11. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей 45
§ 12. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода 50
§ 13. Биологическое окисление мри участии кислорода 52
Глава IV. Наследственная информация и реализация ее в клетке В5
§ 14. Генетическая информация. Удвоение ДНК
§ 15. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код 58
§ 16. Биосинтез белков 62
§ 17. Регуляция транскрипции и трансляции 64
§ 18. Вирусы 67
§ 19. Генная и клеточная инженерия 71
РАЗДЕЛ II. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ
Глава V. Размножение организмов 75
§ 20. Деление клетки. Митоз
§ 21. Бесполое и половое размножение 78
§ 22. Мейоз 80
§ 23. Образование половых клеток и оплодотворение 84
Глава VI. Индивидуальное развитие организмов 87
§ 24. Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов -
§ 25. Организм как единое целое 91
РАЗДЕЛ III. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ
Глава VII. Основные закономерности явлений наследственности 96
§ 26. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя
§ 27. Генотип и фенотип. Аллельные гены 100
§ 28. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя 103
§ 29. Сцепленное наследование генов 106
§ 30. Генетика пола 110
§ 31. Взаимодействие генов. Цитоплазматическая наследственность 110
§ 32. Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака 113
Глава VIII. Закономерности изменчивости 116
§ 33. Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость -
§ 34. Мутационная изменчивость 119
§ 35. Наследственная изменчивость человека 122
§ 36. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека 126
Глава IX. Генетика и селекция 128
§ 37. Одомашнивание как начальный этап селекции -
§ 38. Методы современной селекции 131
§ 39. Полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез и их значение в селекции 134
§ 40. Успехи селекции 137
РАЗДЕЛ IV. ЭВОЛЮЦИЯ
Глава X. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции 142
§ 41, Возникновение и развитие эволюционных представлений -
§ 42. Чарльз Дарвин и его теория происхождения видов 144
§ 43. Доказательства эволюции 149
§ 44 Вид. Критерии вида. Популяции.
Глава XI. Механизмы эволюционного процесса 161
§ 45. Роль изменчивости ь эволюционном процессе -
§ 46. Естественный отбор - направляющий фактор эволюции 164
§ 47. Формы естественного отбора в популяциях 166
§ 48. Дрейф генов - фактор эволюции
§ 49. Изоляция - эволюционный фактор 171
§ 50. Приспособленность - результат действия факторов эволюции
§ 51. Видообразование
§ 52. Основные направления эволюционного процесса
Глава XII. Возникновение жизни на Земле
§ 53. Развитие представлений о возникновении жизни
§ 54. Современные взгляды на возникновение жизни
Глава XIII. Развитие жизни на Земле
§ 55. Развитие жизни в криптозое
§ 56. Развитие жизни в раннем палеозое (кембрий, ордовик, силур)
§ 57. Развитие жизни в позднем палеозое (девон, карбон, пермь)
§ 58. Развитие жизни в мезозое
§ 59. Развитие жизни в кайнозое 201
§ 60. Многообразие органического мира. Принципы систематики 205
§ 61. Классификация организмов
Глава XIV. Происхождение человека 216
§ 62. Ближайшие родственники» человека среди животных
§ 63. Основные этапы эволюции приматов 223
§ 64. Первые представители рода Homo 227
§ 65. Появление человека разумного 231
§ 66. Факторы эволюции человека 238
РАЗДЕЛ V. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ
Глава XV. Экосистемы 248
§ 67. Предмет экологии. Экологические факторы среды
§ 68. Взаимодействие популяций разных видов 245
§ 69. Сообщества. Экосистемы 241
§ 70. Поток энергии и цепи питания 261
§ 71. Свойства экосистем 256
§ 72. Смена экосистем
§ 73. Агроценозы 261
§ 74. Применение экологических знаний в практической деятельности человека 263
Глава XVI. Биосфера. Охрана биосферы 266
§ 75. Состав и функции биосферы
§ 76. Круговорот химических элементов 268
§ 77. Биогеохимические процессы в биосфере 272
Глава XVII. Влияние деятельности человека на биосферу 273
§ 78. Глобальные экологические проблемы 274
§ 79. Общество и окружающая среда 282
Решение задач 287
Лабораторный практикум 290
Краткий словарь терминов 296
Трудно сказать, когда впервые возник вопрос о появлении и формировании человека. Этой проблемой интересовались как мыслители древних цивилизаций, так и наши современники. Как развивается общество? Можно ли выделить определенные критерии и этапы этого проц
В основе ритмического строения частушек лежат обычные для литературного стихосложения стопы (двусложные и трехсложные). Исполнение частушки и под балалайку, и под гармонь, и без музыкального сопровождения приводит к тому, что ритмическая четкость метричес
Каждое предприятие стремится к постоянному улучшению показателей экономической эффективности. Практические меры, связанные с достижением желаемых индикаторов, могут быть реализованы в самом широком спектре. При этом важно не только внедрить соответствующи
Ранние годы. Семья Фемистокл родился в Афинах около 524 года до н. э. Его отцом был афинянин из не очень знатного рода Неокл. Матерью Фемистокла, согласно Плутарху , была либо фракиянка Абротонон, либо женщина родом из Галикарнаса Эвтерпа . В независимос
Анна Иоанновна Романова Российская императрица Годы жизни: 1693-1740 Годы правления: 1730-1740 Вторая дочь Ивана V Алексеевича (брата и соправителя царя Петра I) и Прасковьи Федоровны Салтыковой, племянница . Анна Иоановна краткая биография В 3 года Ан
Для эффективной деятельности любого предприятия одним из важных факторов является степень сплочённости коллектива. От этого зависит успешность в достижении поставленных целей.Коллектив – общность людей, объединённых достижением единой цели. Члены такой ко