Увлекательный предмет география является научным направлением, изучающим земную поверхность, океаны и моря, окружающую среду и экосистемы, а также взаимодействие между человеческим обществом и окружающей средой. Слово географии в буквальном переводе с древнегреческого означает "описание земли". Ниже приведено общее определение термина география:
"География - система научных знаний, изучающая физические особенности Земли и окружающей среды, включая влияние деятельности человека на эти факторы, и наоборот. Предмет также охватывает закономерности размещения населения, землепользования, наличия и производств".
Ученые, которые изучают географию известны как географы. Эти люди занимаются исследованием природной среды нашей планеты и человеческого общества. Хотя картографы античного мира были известны как географы, сегодня это относительно самостоятельная специализация. Географы, как правило, сосредоточены на двух основных областях географических исследований: физической географии и географии человека.
Термин "география" был придуман древними греками, которые не только создали подробные карты окружающей местности, а также объяснили отличие людей и природных ландшафтов в разных местах Земли. С течением времени, богатое наследие географии осуществило судьбоносное путешествие в яркие исламские умы. Золотой век ислама стал свидетелем поразительных достижений в области географических наук. Исламские географы прославились новаторскими открытиям. Были исследованы новые земли и разработана первая сетка-основа для системы карт. Китайская цивилизация также инструментально способствовала развитию ранней географии. Компас, разработанный китайцами, использовался исследователями для изучения неизвестного.
Новая глава в истории науки начинается с периода великих географических открытий, период, совпадающий с Европейским Ренессансом. В европейским мире проснулся свежий интерес к географии. Марко Поло - венецианский купец и путешественник возглавил эту новую эпоху исследований. Коммерческие интересы в установлении торговых контактов с богатыми цивилизациями Азии, такими как Китай и Индия стали основным стимулом путешествий в те времена. Европейцы продвинулись вперед по всем направлениям, открыв новые земли, уникальные культуры и . Был признан огромный потенциал географии для формирования будущего человеческой цивилизации и в 18 веке, ее ввели в качестве основной дисциплины на университетском уровне. Опираясь на географические знания, люди начали открывать новые пути и средства для преодоления трудностей, порождаемых природой, что привело к процветанию человеческой цивилизации во всех уголках мира. В 20-м веке, аэрофотосъемка, спутниковые технологии, компьютеризированные системы, и сложное программное обеспечение радикально изменили науку и сделали изучение географии более полным и подробным.
География может рассматриваться как междисциплинарная наука. Предмет включает в себя трансдисциплинарный подход, что позволяет наблюдать и анализировать объекты в пространстве Земли, а также разрабатывать пути решения проблем на основе этого анализа. Дисциплина география может быть поделена на несколько направлений научного исследования. Первичная классификация география разделяет подход к предмету на две обширные категории: физическая география и социально-экономическая география.
Определяется как ветвь географии, которая включает в себя изучение природных объектов и явлений (или процессов) на Земле.
Физическая география дополнительно подразделяется на следующие отрасли:
География человека, или социально-экономическая география - ветвь географии, занимающаяся исследованием воздействие окружающей среды на человеческое общество и земную поверхность, а также влияние антропогенной деятельности на планету. Социально-экономическая география ориентирована на изучение самых развитых с эволюционной точки зрения существ мира - людей и их окружение.
Эта ветвь географии делится на различные дисциплины в зависимости от направленности исследований:
География - дисциплина, которая включает множество разделов. Освоение этой науки помогает человеку получить представление о мире, в котором он живет, лучше понять его. Изучение этого предмета также пробуждает интерес к путешествиям, новым культурам. Как выучить географию? Как не запутаться в многочисленных названиях мест? С чего начать?
Принято выделять два основных подхода к изучению этой дисциплины. Ученик может двигаться от мелкого к крупному и наоборот. В первом случае человек, к примеру, начинает изучение с местности, в которой он живет. Рамки расширяются до тех пор, пока у него не сложится общая картина мира. Во втором случае ученик сначала получает представление о планете в целом, а затем переходит к более узким областям знаний.
Как выучить географию, если выбран подход «от частного к общему». Для начала стоит получить представление о своем городе или районе. Далее можно переходить к своей области или краю, изучать близлежащие регионы. Когда будет изучена вся страна, можно переходить к знакомству с соседними государствами.
Подход «от общего к частному» предполагает, что изучение географии человек начинает с материков и океанов. Далее следуют страны, затем их регионы, крупнейшие города и столицы и так далее.
Как выучить географию и не запутаться в названиях? Справиться с этой задачей помогут карты. Они бывают в разной степени детализированные. Выбирать нужно те, которые содержат всю необходимую на определенном этапе обучения информацию.
Контурные карты также являются эффективным инструментом изучения географии. На них можно наносить названия стран, регионов, городов. Сначала это делается для лучшего усвоения информации, затем для проверки собственных знаний. Карты лучше заполнять карандашом, это позволяет пользоваться ими неоднократно.
Как выучить географию и получить представление о мире? Недостаточно запомнить название государства и его положение на карте. Обязательно следует проводить связи между страной и людьми, которые ее населяют. Изучение культуры местных жителей поможет сделать процесс обучения более эффективным и интересным.
Цивилизации всегда зарождались рядом с водой, поэтому следует уделить внимание исследованию водных путей. Рядом с океанами, морями и реками находится большинство крупных населенных пунктов. Можно представить себе, какими были морские путешествия и судоходство в разные исторические периоды.
Внимание следует уделить также границам между государствами. Часто границы между странами имеют долгую историю конфликтов. Полезно будет узнать о древних названия государств и городов, о причинах, по которым они менялись.
Как выучить параграф по географии? Если человек ограничится зазубриванием названий, это не принесет ему ожидаемых результатов. Для начала следует понять, о чем идет речь в конкретном параграфе, попытаться пересказать информацию своими словами. Затем можно обратиться к визуальным образом. К примеру, найти месторасположение конкретной страны на карте, посмотреть посвященный ей документальный фильм, изучить фотографии местных жителей и туристов.
Процесс запоминания упростят ассоциации. Например, Лондон ассоциируется у многих людей с Биг Беном.
Как легко выучить географию? Успех зависит от регулярности занятий. Лучше садиться за учебники на 30 минут ежедневно, чем уделять этому целый выходной. Также ученику поможет умение выделять главное, сокращать тексты. Не стоит пытаться запомнить все, из этого ничего не выйдет, приведет к усталости и разочарованию. В первую очередь можно запоминать то, что вызывает наибольший интерес.
Географ Паганель до странствия в «Детях капитана Гранта» двадцать лет был кабинетным ученым и изучал географию, сидя в кресле. При этом он досконально знал весь мир. Можно ли сегодня повторить его путь? Оказывается, можно! И не только его, а еще и Тура Хейердала, Марко Поло и других… Для меня находкой прошлого года стали географические онлайн семинары Аси Ванякиной (автора популярных книг «Айсберг на ковре», «Чудеса в кармашке, или поиски Деда Мороза»). Асина идея состоит в том, что участники семинара отправляются в странствие в пространстве и во времени вместе с одним из великих путешественников прошлых лет. В ходе этого пути длиною в два — три месяца происходит полное погружение в обычаи, культуру, достопримечательности тех стран, по которым проходит маршрут.
Осенью мы странствовали вместе с Марко Поло по Средней Азии до Китая. Он явился нам 14-летним мальчишкой, присылавшим один раз в неделю новое дневниковое сообщение с интересными заданиями. Мы следили за его перемещениями по карте, разыгрывали задания: наблюдали за животными и создавали свой бестиарий, мастерили акведуки, взгромождались на полуметровые каблуки венецианских дам, ловили сковородками летающих рыб, писали пером, лепили мозаику из глины и выкладывали арабские узоры, и многое-многое другое. У нас было полное ощущение присутствия, а Марко стал лучшим другом, искать которого сын с жаром поехал уже в современную Венецию. 15 марта Марко отправился в путешествие со вторым составом участников. К ним еще можно присоединиться.
А мы собираемся отправиться 28 марта с Туром Хейердалом на плоту Кон-Тики через океан к берегам Полинезии. И знаю, что это будет очень интересно, ведь нам предстоит месячное «плавание».
Нас ожидает участие в строительстве плота, встречи с гигантскими рыбами, опреснение воды, сражение с рифами, знакомство с подводными вулканами, погружение в Перу и Эквадор. Мы будем мастерить маски инков, распознавать облака, узнавать, что такое бионика и биолюминесценция, кто такие прилипалы и умеют ли кальмары летать. А также слушать шум океана и музыку инков, смотреть на картины Гогена и на потрясающие косяки рыб.
Самое замечательное, что Ася подходит ко всему с огромной душой, детально прорабатывает задания для разных возрастов и знакомит детей и взрослых с настоящей географией. Полной полевой жизни, приключений и открытий. Это я говорю как географ, душа которого поет, когда я читаю задания ее он-лайн семинаров J Взрослым участвовать в них ничуть не менее интересно, чем детям.
Формат семинаров очень удобен для родителей с любой формой занятости. Раз в неделю на форуме Learnart у Юлии Ремпель появляется рассказ с картинками, фотографиями, видеороликами, загадками, заданиями и мастер-классами. У каждого участника на форуме открыт свой дневник, куда он записывает свои путевые наблюдения, выкладывает фотографии и рисунки. Все ходят друг к другу в гости, вдохновляются и вдохновляют. Получается очень познавательное и дружественное командное путешествие к далеким материкам
Учебник для 5 класса
При подготовке учебника использованы предложения и рекомендации учителей-географов экспериментальных школ:
Под редакцией кандидата географических наук И.П.Галая
Минск, 2000
К УЧАЩИМСЯ
На уроках географии во время подготовки домашних заданий вам, кроме учебного пособия, необходимо иметь атлас по географии и набор контурных карт для 5-го класса, компас, тетрадь в клетку, цветные карандаши, циркуль, резинку.
Работайте дома над параграфами учебного пособия в такой последовательности:
Прочитайте текст.
Перескажите каждую часть параграфа, а затем весь параграф.
Читая текст, найдите на карте все географические объекты, упомянутые в нем.
Ответьте на вопросы и выполните задания, помещенные после каждого параграфа.
Запишите в словарик все выделенные в тексте параграфа слова (например, география) и запомните, как они пишутся.
Если какой-то термин, встретившийся в тексте, вам непонятен, обратитесь к краткому словарю географических понятий и терминов (в конце учебного пособия).
Вспоминаем: Что вы знаете о нашей планете из курсов «Вселенная» или «Природоведение»? Почему на одних территориях земного шара тепло, а на других холодно?Почему идет дождь?
Ключевые слова: география, природные условия, население, хозяйство, охрана природы. 1. География как наука. Г е о г р а ф и я - наука, которая изучает природные условия земной поверхности, население Земли и его хозяйственную деятельность. Эта наука - одна из самых древних.
География в переводе с греческого языка означает землеописание (по-гречески “ге” - Земля, “графо” - пишу, описываю).
*Название "география" впервые было употреблено Эратосфеном еще до начала нашей эры в книге "Географика". В ней рассматривались форма и величины Земли, океаны, суша, климат, описывались отдельные страны, история географии.
На протяжении длительного времени (вплоть до конца XVIIIв.) главной задачей географии было открытие и описание новых земель, стран, народов, ликвидация белых пятен на географической карте. Имена первооткрывателей и исследователей - смелых и мужественных людей - запечатлены в географических названиях на карте.
Первыми географами были путешественники и мореплаватели. Они открывали новые земли, страны, народы, материки, острова, океаны, моря, заливы, горы, равнины, реки и озера, составляли карты, где изображали маршруты путешествий и новые земли, описывали природные условия, жизнь и занятия населения. Маршруты их путешествий и экспедиций проходили по знойным пустыням и холодным ледникам, в заоблачных высях гор, по стремительным рекам и бурным водам океана.
** О древнейших путешествиях люди узнавали не только по описаниям, но и по обрывкам папируса или обломку глиняной таблички с нанесенными на них знаками.
Географы раскрыли и продолжают раскрывать многие тайны природы. Благодаря их исследованиям и наблюдениям мы уже можем ответить на многие вопросы. Например: почему идет дождь или дует ветер? В каких районах Земли надо искать уголь, нефть или другие полезные ископаемые? Но природа таит еще много загадок, над раскрытием которых работают географы совместно с другими учеными.
География делится на две крупные части: физическую и экономическую. Физическая география изучает природу поверхности земного шара; экономическая география -- население, его хозяйственную деятельность, закономерности размещения населения и хозяйства.
2. Значение географии. Описательной география была в прошлом. Сейчас основная задача географии – изучать разнообразие природы, населения, его хозяйственной деятельности и объяснить их развитие и размещение.
Современная география выясняет причины процессов и явлений, происходящих на поверхности земного шара, и закономерности их изменения. Одна из важнейших задач географии – прогноз развития явлений. Так как природа Земли стала изменяться исключительно быстро, то необходимо предвидеть те изменения в окружающей среде, которые могут произойти в результате хозяйственной деятельности человека.
Любое освоение территории и строительство не начинается без предварительного изучения местности. Так, при строительстве гидроэлектростанции на реке нужно определить, где строить плотину, изучить, из каких пород сложены берега реки, какая местность после строительства плотины будет затоплена водой.
Например, был предложен проект сооружения на реке Оби, которая протекает по Западно-Сибирской равнине, очень крупной гидроэлектростанции. Но, когда этот проект всесторонне рассмотрели географы, оказалось, что в результате строительства плотины гидроэлектростанции образуется огромное водохранилище, которое затопит значительную часть равнины. Вокруг водохранилища образуются болота, что приведет к изменению местного климата, произойдут другие неблагоприятные изменения в природе. Проект этот не был принят.
3. География и охрана природы. География дает ответы на вопросы, как лучше использовать богатства природы, что делать, чтобы природа не обеднела, чтобы не исчезли леса, не истощились плодородные почвы, не иссякли реки, как восстанавливать и преобразовывать природу в интересах человека и самой природы.
В государственных документах нашей страны постоянно подчеркивается необходимость рационального использования и охраны почв, недр, воздушного и водного бассейнов. Нужно усилить комплексные исследования природы в целях разумного хозяйствования.
Особенности природы, населения и хозяйства многих частей земной поверхности еще недостаточно изучены. Не всегда люди могут предсказать, как изменится природа в результате их воздействия на нее. Поэтому географы продолжают исследовать поверхность Земли. Они участвуют в различных экспедициях на суше и в океанах, ведут длительные наблюдения на научных станциях.
1.Что называется географией? 2. На какие две части делится география? 3. Что изучает физическая география? Экономическая география? 4. В чем значение географической науки?
Сегодня все чаще можно встретить людей, которые побывали во многих уголках нашей планеты, но все еще с трудом используют карты и ориентируются в них. При этом хорошее знание географии может расширить возможности во время путешествий и открывает доступ к интересным современным профессиям.
В древние времена представление о мире складывалось из личного опыта. Люди путешествовали, посещали различные страны и составляли маршруты. Большое внимание уделялось картам и умению использовать явления окружающего мира для навигации. Прогресс подарил нам GPS-навигаторы, которые самостоятельно прокладывают маршруты, используя заданные координаты, онлайн-приложения, сотовую связь. Все это делает жизнь проще, но зачастую лишает нас знаний об окружающем мире.
В повседневной жизни использование навигации по звездам или ориентирование по картам используется в спорте и в любимых занятиях. Это может быть туризм или походы на яхте. В работе знание этой науки может пригодиться в таких профессиях:
Множество наук связано с географией. Если вас интересует изучение истории, необходимо ориентироваться в картах, которые соответствуют своему времени, уметь сопоставлять их с современными. Это касается и любителей археологии.
Особенно тщательно изучают географию в горнодобывающей и нефтяной отраслях. Изучается местность, где исторически могли быть сформированы полезные ископаемые. При строительстве учитывается положение литосферных плит, их активность. Это помогает предусмотреть возможные сложности при землетрясениях.
Как видим, география полезна в самых различных отраслях, от туризма до политики. Подобным знаниям всегда можно найти применение.
Приступая к освоению новой информации, постарайтесь отбросить все негативные мысли и эмоции. Если вы уже пробовали, но учеба не принесла нужных плодов, нужно попросту поменять что-то в процессе обучения. Для каждого возраста существуют свои методики и программы.
Для работы с ребенком дошкольного и младшего школьного возраста лучше всего выбрать игровую форму. Использование наглядного материала особенно необходимо. Например, ориентирование на местности можно развить простыми играми. Повесьте в комнате ребенка большой плакат с картой мира. Придумайте рассказы и вопросы о странах и городах. В местах, где расположены океаны и моря, можно повесить рисунки кораблей, а страны пометить сделанными с ребенком флажками. Главное, чтобы обучение проходило весело и вызывало положительные эмоции.
Для детей старшего возраста используйте:
Изучая с ребенком географию, вы развиваете его эрудицию и закрепляете собственные знания. Обновить свои знания можно с помощью специальных печатных изданий, видеоблогов или попросту отправившись в путешествие.
Первое знакомство с азами географической науки начинается еще в раннем детстве. Более подробно и детально изучение проходит в рамках школьной программы. Классическое образование предлагает множество полезной информации, но не всегда мы готовы воспринимать ее. Поэтому можно использовать нестандартные современные способы.
Это могут быть уроки с репетитором, который познакомит ребенка с необходимой информацией и подскажет интересные книги и ресурсы. Используйте онлайн-курсы, в которых текстовый материал подкреплен фото- и видеосопровождением. Для лучшей запоминаемости используйте аудиофайлы, картинки, самостоятельно проговаривайте новые понятия и названия.
Для начала используйте узконаправленные занятия: от малого к большему. Главное — определите интересующую вас область. География охватывает множество деталей. Например, картография поможет в составлении маршрутов или поисках новых мест. Страноведение используется в политике, помогая сформировать пути экономического и социального развития. Пробуйте различные занятия и их формы — так вы поймёте, что больше подходит для вашего ребенка.
Планета Земля великолепна, многогранна, она таит в себе сюрпризы и сокровища для тех, кто готов их открывать.
Трудно сказать, когда впервые возник вопрос о появлении и формировании человека. Этой проблемой интересовались как мыслители древних цивилизаций, так и наши современники. Как развивается общество? Можно ли выделить определенные критерии и этапы этого проц
В основе ритмического строения частушек лежат обычные для литературного стихосложения стопы (двусложные и трехсложные). Исполнение частушки и под балалайку, и под гармонь, и без музыкального сопровождения приводит к тому, что ритмическая четкость метричес
Каждое предприятие стремится к постоянному улучшению показателей экономической эффективности. Практические меры, связанные с достижением желаемых индикаторов, могут быть реализованы в самом широком спектре. При этом важно не только внедрить соответствующи
Ранние годы. Семья Фемистокл родился в Афинах около 524 года до н. э. Его отцом был афинянин из не очень знатного рода Неокл. Матерью Фемистокла, согласно Плутарху , была либо фракиянка Абротонон, либо женщина родом из Галикарнаса Эвтерпа . В независимос
Анна Иоанновна Романова Российская императрица Годы жизни: 1693-1740 Годы правления: 1730-1740 Вторая дочь Ивана V Алексеевича (брата и соправителя царя Петра I) и Прасковьи Федоровны Салтыковой, племянница . Анна Иоановна краткая биография В 3 года Ан
Для эффективной деятельности любого предприятия одним из важных факторов является степень сплочённости коллектива. От этого зависит успешность в достижении поставленных целей.Коллектив – общность людей, объединённых достижением единой цели. Члены такой ко