Дельфины по фен-шуй — значение символа. Монетное дело Ольвии К кому относится герб с дельфинами

01.10.2022
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Дельфи́н (фр. dauphin) как гербовая фигура изображается согнувшимся. Герб Дофинов Франции

Если у него виден язык, то он называется живым (фр. munter, vif); если у него раскрыта пасть, то он называется обмирающим (фр. schmachtend, se pâmant). гербах он служил эмблемой силы.

Он также выступает в качестве символа морской стихии, свободы, радости, благородства. Древней Греции дельфин считался носителем душ умерших на острова блаженных. Кроме того, с ним связывается мотив спасения утопающих (согласно одному из мифов, дельфин подхватил певца Ариона, когда тот бросился в море).

Последний аспект символики дельфина был заимствован христианством, где этот образ связывался с Христом - спасителем мира (поскольку дельфин рассматривался как рыба, а рыба - это символ Христа). Дельфин может изображаться вместе с якорем, при этом он олицетворяет быстроту, тогда как якорь - неспешность и основательность; в целом данная аллегория может быть передана словами «поспешай медленно».

Дельфин был изображён на гербе графа Гига IV Вьеннского, и граф получил прозвище «Le Dauphin». Затем титул «Дофин Вьеннский», произошедший от этого прозвища, наследовали графы Вьеннские. Область, которой они правили, получила название Дофине. 1349 году дофины Вьеннские продали титул французской короне с условием, что титул будут носить наследники престола.

    Герб Видяево

    герб Заозёрска

    Герб департамента Луара, Франция

    Герб департамента Верхние Альпы, Франция

Литература

  • Дофин // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  • Краткая энциклопедия символов: Дельфин

Ссылки

  • Дельфин, в геральдике // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

Дельфин в геральдике Информацию О

Описание флага Ангильи:

Ангильский флаг представляет собой темно-синее полотнище с флагом Великобритании Юнион Джеком в левом верхнем углу, а также на правой стороне флага располагается герб, на котором изображены три оранжевых дельфина. Половина фона на гербе белая, а другая половина бирюзово-синяя.

Значение флага Ангильи:

Британский флаг Юнин Джек символизирует принадлежность Ангильи к Англии. А три дельфина представляют мудрость, силу и дружбу.

История флага Ангильи:

Современный флаг Ангильи был принят 30 мая 1990 года. Ангилья впервые колонизирована английскими поселенцами в 1650 году. Данный флаг является пятым флагом по счету с 1957 года.

Современный флаг Ангильи включает в себя старую версию флага страны, которая состояла из трех дельфинов.

Эскизы этого флага были отправлены в Англию, чтобы их утвердила королева.Этот флаг является «неофициальным» государственным флагом Ангильи, он используется для декоративных и отличительных целей внутри и за пределами страны. Официальным государственным флагом Ангильи является британский Юнион Джек.

Ангильский герб имеет нижнюю полосу светло-бирюзового цвета. Полоса на флаге является голубой, потому что правительство Ангильи не может позволить себе флаги с правильным оттенком сине-зеленого цвета, так как это будет стоить дороже по технике производства. Голубой используется производителем флага, чтобы Ангильский флаг стоил дешевле.

Андрей Запольский , капитан 2 ранга,
ответственный за ведение военно-геральдической работы на Черноморском флоте.

Александр Осадчий , капитан 1 ранга,
историограф Черноморского флота.

Геральдика Черноморского флота – состояние и проблемы

В начале 90-х гг. ХХ века в России, после коренных изменений во всех областях жизни, многие процессы, прерванные революцией 1917 года, стали возрождаться и получили свое новое продолжение. Начала возрождаться и геральдика: государственная, территориальная, корпоративная и личная. В герб Российской Федерации возвращается двуглавый орел. Пробуждается интерес к обретению исторических и созданию новых областных и городских гербов, гербов организаций и ведомственных структур, личных гербов отдельных граждан России. Это стремление естественно и оправдано, ведь через геральдику, в том числе, восстанавливается связь времен, связь поколений, несущая в себе дух гордости за Великую Россию и прославляющая свершения наших предков, отстоявших, сохранивших и прирастивших ее за многие века героической истории.

Процесс возрождения геральдики не миновал и Вооруженные Силы России, где геральдика всегда играла важную роль в системе воспитания защитников Отечества в духе любви к своей Родине. Геральдические символы и знаки были направлены на воспитание патриотизма, храбрости и гордости за принадлежность к тому или иному воинскому формированию армии и флота Российской Империи.

Началом объемной работы по созданию и разработке новой символики Вооруженных сил Российской Федерации можно считать 1993 г., когда была создана Центральная комиссия Министерства обороны по подготовке проектов положений о флагах и военной символике Вооруженных сил.

В эти же годы свое развитие получила и геральдика Черноморского флота, у истоков которой стоял герольдмейстер флота капитан 1 ранга Дорошко Валерий Николаевич. Под его руководством и при личном участии в период с 1994 по 2002 гг. было разработано значительное количество гербов воинских формирований флота. Однако в начальный период геральдической работы официальных требований к разработке военных геральдических знаков не существовало, и поэтому геральдика Черноморского флота развивалась без определенной системы. Несмотря на это, была проведена большая и полезная работа по созданию флотской символики.

27 февраля 1994 г. Командующий Черноморским флотом адмирал Эдуард Балтин утвердил герб Черноморского флота. В качестве главного символа герба – малой эмблемы было выбрано изображение дельфина, обвивающего морской кортик. Но судьба этого символа Черноморского флота до сих пор складывается не просто.

В конце 90-х гг. организация военно-геральдической работы в Вооруженных силах была упорядочена, был издан ряд руководящих документов, регламентирующих правила разработки и учреждения военно-геральдических знаков. В 2004 г. ответственным за ведение военно-геральдической работы на флоте был назначен капитан 2 ранга А.Запольский. Были проведены мероприятия по организации военно-геральдической работы на флоте, разработана система геральдических знаков воинских формирований флота, с учетом требований Методического пособия о правилах разработки военных геральдических знаков ВС РФ. Для приведения в соответствие с этими требованиями было переработано изображение герба Черноморского флота, в котором в качестве малой эмблемы оставлено изображение дельфина.

14 декабря 2004 г. командующий флотом, а в настоящее время Главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации, адмирал В.Масорин утвердил проект герба и описания к нему. В январе 2005 г. комплект документов по гербу Черноморского флота был направлен в Военно-геральдическую службу Вооруженных Сил Российской Федерации на экспертизу и учреждение.

С этого момента вокруг герба Черноморского флота начались проблемы, причиной которых явилось субъективное отношение Военно-геральдической службы ВС РФ к изображению животных на гербах воинских формирований и огульное их запрещение, несмотря на то, что животные – один из основных символов, исторически используемых в геральдике.

В апреле 2005 г. от Военно-геральдической службы ВС РФ был получен ничем не аргументированный отказ в учреждении герба флота, в котором говорилось следующее: «В результате экспертизы установлено, что рисунки знаков выполнены с нарушениями рекомендаций Методического пособия по разработке военных геральдических знаков ВС РФ и требуют доработки» . При этом не было указано никаких конкретных примеров этих нарушений. А не было указано по одной лишь причине, что нарушений нет, а есть субъективное желание запретить изображения животных на гербах воинских формирований.

В июле 2005 г. в Военно-геральдическую службу ВС РФ, командующим флотом, были направлены материалы с дополнительными обоснованиями выбора малой эмблемы Черноморского флота.

В них говорилось, что геральдическая фигура – дельфин, обвивающий холодное оружие, исторически символизировал спокойствие и безопасность Отечества, отвагу и готовность к самопожертвованию, власть над морем, исполнение воинского долга перед Родиной, охрану и защиту морских рубежей государства, готовность к войне и миру, что без всяких купюр подходит для Черноморского флота.

Изображение малой эмблемы флота уже давно стало легко узнаваемым символом не только для моряков-черноморцев, которые его приняли, полюбили и гордятся им. Его знают не только в Севастополе – главной базе Черноморского флота, в Крыму и в России, но и за рубежом. Сотни визитов дружбы, деловых заходов, различных совместных учений, морских и океанских походов совершили корабли российского Черноморского флота. При этом демонстрация Российского флага, Андреевского военно-морского флага проводилась и проводится в сочетании с гербом Черноморского флота. Флотского дельфина сегодня знают во многих странах Юго-Восточной Азии, Индийского океана, Африки, Средиземноморского бассейна и Европы.

Граждане России, в том числе и проживающие на территории Украины, более пяти лет имеют возможность смотреть постоянные телевизионные программы канала «Отражение», который подготавливается и выпускается в эфир телецентром Черноморского флота. Вещание этого канала ведется на территории Украины, Краснодарского края, Новороссийска. В качестве логотипа канала «Отражение» выбрано изображение малой эмблемы Черноморского флота – дельфина. На российском телеканале «Звезда», который транслируется не только по России и странам СНГ, но и на страны дальнего зарубежья, каналу Черноморского флота «Отражение» выделяется эфирное время, опять же с эмблемой Черноморского флота – дельфином.

Более семи лет символ Черноморского флота неразрывно связан с эмблемой школы № 8 Министерства обороны РФ. Эта школа – единственная российская школа в городе-герое Севастополе, в которой обучаются по российской образовательной программе дети военнослужащих Черноморского флота. А с 2000 г. в Севастополе открыт Черноморский филиал МГУ им.Ломоносова, в котором обучаются сотни молодых людей России и Украины, и где наряду с российской государственной символикой используется и символика Черноморского флота.

Для Черноморского флота символика имеет особенное значение. Основные силы флота на сегодняшний день базируются на территории иностранного государства. С учетом сложной политической, социальной обстановки изменение символа или его отмена может быть истолковано как ослабление позиций флота, отступление от исторической преемственности. Для сохранения, укрепления и дальнейшего возрождения Черноморского флота наряду с другими важнейшими вопросами необходимо также и сохранение существующих символов, которые стали неотъемлемой частью российского Черноморского флота. С этими символами связаны десятки тысяч судеб людей, отстоявших свой флот в трудные времена раздела и перемен и оставшихся ему верными, людей, которые приходят на флот сегодня для того, что бы служить Отчизне. И отмахнуться от этих символов, которые уже влились в кровь черноморцев и севастопольцев, было бы не правильно.

Однако и эти дополнительные обоснования выбора малой эмблемы флота остались без ответа. В результате мнение одного человека – начальника Военно-геральдической службы ВС РФ противопоставлено сложившейся и уже ставшей исторической традиции Черноморского флота, мнению всего личного состава флота и мнению многих тысяч севастопольцев.

В этой ситуации, нам необходимо было убедиться в том, что герб Черноморского флота разработан в полном соответствии с правилами и требованиями геральдики. Для этого в январе 2006 г. материалы по гербу Черноморского флота были направлены на имя Председателя геральдического совета при Президенте России, Государственного герольдмейстера Г.Вилинбахова. На представленные материалы было получено заключение, в котором указано: «Основной элемент эмблемы – дельфин, обвивающий военно-морской кортик, – по нашему мнению является знаком удовлетворительным и его использование в геральдическом обеспечении Черноморского флота представляется нам возможным» .

Однако и это не изменило отношения начальника военно-геральдической службы ВС РФ к гербу Черноморского флота. Неприятие изображений животных в военной геральдике стало камнем преткновения для нашего «ничего не подозревающего» дельфина.

Необходимо было разобраться в причинах неприятии геральдических животных. Ответ на этот вопрос мы нашли в одной из статей главного военного герольдмейстера, кандидата исторических наук полковника О.Кузнецова на тему «Система наград МО РФ: исторический опыт, перспективы развития и проблемы геральдического обеспечения» от 07 октября 2005 г. В ней автор говорит следующее: «Дело в том, что изменения в общественном самосознании граждан России, в том числе и военнослужащих, вызвали к жизни стихийный процесс создания военных геральдических знаков непосредственно в воинских частях. Как правило, поводом к созданию этих знаков служили предстоящие юбилеи воинских частей или памятные даты. К середине 90-х гг. в этом процессе наметились две явно выраженные тенденции.

Первая тенденция была направлена на заимствование принципов построения знаков воинского различия в армиях государств Западной Европы, США и т.п. Эта тенденция отражает приоритеты европейского типа цивилизационного развития, а характерные для нее знаки, образно говоря «ощетинились клыками» пантер, леопардов и прочих, не характерных для России хищников, якобы символизирующих высокие боевые качества воинских частей и подразделений. Эти знаки несут идею индивидуализма, исключительности, но не содержат главной идеи – традиционных для «христолюбивого» воинства российского чувства долга, беззаветного служения Отечеству, гуманистических начал и глубоких исторических корней».

Точка зрения главного военного герольдмейстера стала ясна, но дело в том, что мы с ней не согласны. Здесь можно долго дискутировать, но мы постараемся коротко изложить свое мнение по этому вопросу.

Во-первых, именно в воинских частях должны непосредственно рождаться военные геральдические знаки. Где как не на местах известны и понятны детали и нюансы исторического, материального и духовного плана, которые используют и от которых отталкиваются при разработке символики, отражающей специфические особенности конкретного воинского формирования и его коллектива. Если разработкой символики для воинских формирований будет заниматься только лишь Военно-геральдическая служба ВС РФ, без совместной творческой работы с герольдмейстерами на местах, то на это уйдет не один десяток лет. Во времена императрицы Елизаветы, разработка 200 гербов заняла у Герольдии более 20 лет, но так и не была закончена.

Во-вторых, хищники с ощетинившимися клыками отнюдь не уменьшают реально высоких боевых качеств армий других стран. Это всего лишь геральдические символы. К тому же, к свом «коллегам по цеху», нужно относиться с определенной степенью уважения, в том числе и с точки зрения геральдики, которой они занимались и занимаются уже десятки и сотни лет, в отличие, к сожалению, от нас. И нам совершенно непонятно что агрессивного может быть в изображении дельфина, который символизирует не агрессию, а готовность к защите и историческое предупреждение «кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет»?

В-третьих. Да, пантеры, леопарды и прочие животные – не характерные для России хищники. Но если говорить об этой проблеме, то, мы за разумный, геральдически взвешенный подход к выбору изображений животных. Так на флоте в свое время были разработаны необоснованные гербы кораблей и частей с изображениями слонов, крокодилов и т.д., которые для российских традиций действительно не характерны. Естественно эти гербы будут обязательно перерабатываться.

В-четвертых. Единство войскового товарищества, взаимовыручка, дух коллективизма, чувство долга – эти присущие российской армии черты базируются на высокой индивидуальной профессиональной выучке каждого воина и его готовностью к самопожертвованию за командира и товарища. Именно это и подчеркивает индивидуализм и исключительность русского солдата и матроса. Поэтому к словам «индивидуализм» и «исключительность» нужно подходить в контексте индивидуального подхода к воспитанию каждого военнослужащего в лучших традициях армии и флота. А к «христолюбию» российского воинства нужно подходить особенно взвешенно. В российской армии и флоте кроме православных христиан всегда служили и служат представители многих других религий. Поэтому говорить о «христолюбивом» воинстве в условиях постоянно возникающих конфликтов на национальной почве, несколько необдуманно и чревато опасными последствиями.

Таково наше мнение, которое уже несколько лет остается не услышанным. А вместо совместной работы на флот поступают уже готовые решения, не согласованные с нами.

Так 15 августа 2006 г. на Черноморском флоте были получены предложения Военно-геральдической службы ВС РФ по системе военных геральдических знаков Военно-морского флота и Черноморского флота, которые в Главный штаб ВМФ почему-то отправлены, не были.

Предложения эти следующие:

За основу эмблемы Черноморского флота предлагается взять элемент территориальной геральдики – грифона с исторического герба г.Севастополя.

Проект системы военных геральдических знаков Черноморского флота (предложения Военно-геральдической службы ВС РФ)

Герб Черноморского флота будет выглядеть следующим образом: в черном поле щита, наложенная на серебряный якорь, окаймленная с внешней стороны широкой серебряной каймой лазурная ромбическая фортеция с золотым грифоном. Щит обрамлен лавровой ветвью и увенчан эмблемой Военно-Морского Флота (золотой двуглавый орел с распростертыми крыльями, держащий в лапах два скрещенных за его спиной серебряных адмиралтейских якоря, на груди орла расположен красный щит, увенчанный золотой императорской короной, на поле щита – серебряный всадник, поражающий копьем дракона).

По нашему мнению, при рассмотрении данных предложений необходимо остановится на следующих очень важных и принципиальных моментах.

Предлагаемое Военно-геральдической службой ВС РФ использование элементов территориальной геральдики в эмблемах флотов, в качестве основного символа, неприемлемо, поскольку эти элементы жестко привязаны к конкретной географической местности, что для флотов не характерно. Флот не территориальное образование, а оперативно-стратегическое объединение, которое характеризуется, в том числе, системой базирования и операционной зоной ответственности. Так, Черноморский флот имеет, и имел исторически обширную операционную зону, включающую Азовское, Черное и Средиземное моря, и привязывать его к конкретному населенному пункту, будь это даже город-герой и главная база флота Севастополь, нежелательно! Использование элементов территориальной геральдики обосновано и логично, в случаях, когда в наименованиях воинских формирований присутствует географическое наименование местности, которое было присвоено за достигнутые боевые победы, проявленные доблесть и героизм. Например, отдельный Севастопольский морской штурмовой авиационный полк, Севастопольская бригада ракетных кораблей и катеров, отдельный Констанцкий дивизион подводных лодок и так далее. Элементы территориальной геральдики могут и должны использоваться в гербах кораблей, носящих собственные географические наименования: гвардейский ракетный крейсер «Москва», большие противолодочные корабли «Керчь», «Очаков», большие десантные корабли «Азов», «Ямал», «Новочеркасск», «Саратов» и т.д. В годы Великой Отечественной войны в состав Черноморского флота входил легендарный линкор «Севастополь». Вполне возможно, что одному из строящихся кораблей для Черноморского флота, с целью сохранения флотских традиций и преемственности поколений, будет присвоено наименование «Севастополь», где и будет уместно изображение грифона с исторического герба Севастополя.

Символы, используемые в геральдических знаках воинских формирований ВМФ, должны быть морскими, так как силы флота действуют в море. Этим требованиям в полной мере отвечает обитающий с доисторических времен только в Черном море дельфин афалина, обвивающий военно-морской кортик. Он несет в себе и обобщающий смысл, и в тоже время конкретно привязан к региону, в котором вот уже несколько веков действовал, действует, и будет действовать Черноморский флот.

Если рассматривать, предложенный нам военно-геральдической службой ГШ ВС РФ проект герба флота, с точки зрения геральдической экспертизы, то и здесь, на наш взгляд, имеются недостатки, которые противоречат основным правилам геральдики.

Так, например, непонятно использование символа крепости (фортеции) применительно к Черноморскому флоту в целом. Флот не крепость, а, как уже говорилось выше, оперативно-стратегическое объединение, еще со времен императрицы Екатерины Великой. Предлагаемый символ принижает историческую роль флота и ограничивает его функциональное предназначение. Использование этого символа приемлемо для военно-морской базы, которая является оперативно-тактическим территориальным объединением.

Изображение якоря в предлагаемом размере подавляет восприятие основного символа герба, который теряется на его фоне вместе с фортецией, а большая эмблема флота в этом варианте перегружена якорями, поскольку в эмблеме ВМФ уже присутствуют два якоря.

В обрамлении геральдического щита исключена дубовая ветвь, символизирующая мощь и силу. Осталась одна слава. Зачем это сделано непонятно и необъяснимо.

Обоснованность введения нагрудных знаков различия по принадлежности военнослужащих к Черноморскому флоту вызывает сомнение. Для чего и к чему нужны эти знаки вообще? Нашивка на рукаве и знак на нагрудном кармане повлекут за собой излишнюю насыщенность одинаковыми по смыслу знаками. Введение таких знаков нецелесообразно и экономически. Это повлечет значительные затраты государственных финансовых средств, поскольку счет идет на десятки тысяч знаков. При стоимости только одного знака не менее 150 рублей, нетрудно подсчитать, во что обойдется государству «необходимость» отличить офицера Черноморского флота в Севастополе от офицера Балтийского флота, например, в Калининграде.

Предложенные знаки отличия «За заслуги» и «За отличие» обезличены. К чему вводить в уже сложившуюся систему знаков отличия еще два знака. Опять же встает вопрос об экономической составляющей. Лучше эти средства вложить в ремонт и строительство новых кораблей, в которых флоты сейчас очень нуждаются.

Таким образом, предложенные военные геральдические знаки для Черноморского флота не характерны и не приемлемы. Они были рассмотрены на заседании военно-геральдической комиссии флота, и ее решение направлено в военно-геральдическую службу ВС РФ, и в копии в военно-геральдическую комиссию ВМФ и в геральдический Совет при Президенте Российской Федерации.

В ноябре 2006 г. на флот поступили другие предложения от военно-геральдической службы ВС РФ, согласованные с геральдическим Советом при Президенте России без участия Черноморского флота. Флот полностью исключают из процесса разработки и учреждения его же символики.

В качестве малой эмблемы Черноморского флота предлагается две буквы «ЧФ» все в той же фортеции, наложенной на якорь. При этом методическое пособие о правилах разработки военных геральдических знаков Вооруженных Сил Российской Федерации не допускает изображений надписей действительных наименований воинских формирований или других надписей, раскрывающих их организационно-штатную структуру. А если заглянуть в классическую теорию геральдики, то можно привести выдержку из «Иллюстрированной энциклопедии геральдики» автора С. Слейтера, издательство «Эксмо», Москва 2005 год, стр. 67 «Буквы и слова, использованные в качестве геральдических фигур на щите, не являются редкостью в гербах, но многие герольды считают их использование второсортной геральдикой» .

Таким образом, проблема с гербом ЧФ остается по-прежнему не решенной. Решить ее можно и должно. Черноморский флот готов к конструктивной совместной работе. Для этого есть наработки, желание, умение и знания предмета у людей, которые этим занимаются. Спешка в сложившейся ситуации не уместна.

А пока работа по разработке символике Черноморского флота продолжается. И ведется она в тесном взаимодействии с командованием частей, на основе анализа истории и функциональных особенностей конкретных воинских формирования. Одним из примеров конструктивной и продуктивной работы явилось составление герба для Севастопольского отдельного морского штурмового авиационного полка. Первоначальный вариант изображения герба был составлен нами самостоятельно, с учетом только нашего видения. После того, как проект был представлен для рассмотрения командованию полка, ими был выдвинут ряд своих, заслуживающих внимания предложений, основанных на исторических фактах и традициях полка. Одно из таких предложений уходит своими корнями в боевую летопись полка. В годы Великой Отечественной войны на фюзеляжах своих самолетов летчики изображали меч, рукоять которого переходила в стилизованное крыло. Меч разрубал надвое свастику. Эта эмблема и по сей день остается эмблемой полка. Осталось только «трансформировать» данный символ в герб части. В результате эмблема, родившаяся в боях, по сути своей и по изображению стала геральдическим символом, связывающим историю полка во времени.

Для того чтобы привести всю геральдическую работу на флотах в соответствие с требованиями столетиями сложившихся правил геральдики и с положениями Военно-геральдической службы ВС РФ предлагается ряд мероприятий, которые сводятся к следующему:

Работа по разработке проектов военных геральдических знаков должна вестись при тесном творческом сотрудничестве Военно-геральдической службы ВС РФ с герольдмейстерами на местах. При этом нельзя огульно отказываться от накопленного в течение более десяти лет опыта.

На Черноморском флоте военно-геральдическая работа ведется с 1993 г. Примерно с этого же времени ведется работа и на Северном флоте. Большая работа проведена на Балтийском и на Тихоокеанском флотах. Каждый флот создал свою символику, в основе Северного флота – белый медведь, Черноморского – дельфин. Выбранные символы, являясь, геральдическими эмблемами этих флотов как нельзя лучше характеризуют специфику этих флотов. Можно конечно директивно их отменить и ввести новые. Мы как люди военные подчинимся приказу. Но вряд ли новые символы приживутся у личного состава.

Категорический отказ от использования изображений животных в эмблемах и знаках воинских формирований не логичен, он входит в противоречие с веками сложившимися правилами геральдики. А как же тогда быть с двуглавым орлом в эмблеме ВС РФ? Куда девать при таком подходе коня, на котором восседает Георгий Победоносец? А партии «Единая Россия» необходимо отказаться от своего символа – медведя.

Таким образом, подход огульного запрещения для геральдики неприемлем, и может завести в тупик всю геральдическую работу. Исторически сложившаяся геральдическая практика предполагает использование того символа в гербе, который выбирает и обосновывает сам гербовладелец, конечно же, при соблюдении правил геральдики. И отбирать это право противоестественно.

В настоящее время система оперативного информирования и доведения материалов (результатов) мероприятий, проведенных под руководством Военно-геральдической службы Вооруженных Сил Российской Федерации, на флотах не работает. Целесообразно доводить до военно-геральдических комиссий результаты проведенных мероприятий, результатов геральдических экспертиз, анализа работы по различным общим вопросам. Систематически планировать и проводить совещания или конференции, сборы, выставки с привлечением ответственных за военно-геральдическую работу и председателей комиссий всех уровней.

Для целенаправленного проведения военно-геральдической работы, преемственности опыта и наработок в вопросах символики необходимо ввести штатные подразделения или штатные должности в составе подразделений военно-научной и военно-исторической работы флотов.

Разрешение предлагаемых предложений позволит в значительной мере повысить качество военно-геральдической работы и ответственность исполнителей за создаваемые военные геральдические знаки перед последующими поколениями.

ПРОЕКТЫ ГЕРАЛЬДИЧЕСКИХ ЗНАКОВ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА

Черноморский флот

В черном поле четырехугольного с слегка закругленными нижними углами, сердцевидным заострением книзу щита золотой дельфин, обвивающий офицерский военно-морской кортик. Основание щита покоится на четырех золотых ядрах с рельефным изображением цифр «1», «7», «8», «3».

Щит обрамлен золотыми лавровой и дубовой ветвями, соединенными лентой ордена Красного Знамени и увенчан эмблемой Военно-Морского Флота (золотой двуглавый орел с распростертыми крыльями, держащий в лапах два скрещенных за его спиной серебряных адмиралтейских якоря. На груди орла расположен красный щит, увенчанный золотой императорской короной. На поле щита – серебряный всадник, поражающий копьем дракона).

  • цвет поля геральдического щита соответствует традиционному цвету приборного сукна моряков военного флота; форма геральдического щита отражает ранг воинского формирования – флот;
  • черный цвет символизирует постоянство в испытаниях, мудрость, благоразумие, скромность, образованность;
  • дельфин является символом мудрости, силы;
  • кортик символизирует исполнение воинского долга, защиту и охранение, оборону, готовность к военным испытаниям;
  • дельфин, обвивающий кортик символизирует отвагу и готовность к самопожертвованию, спокойствие и безопасность на морских рубежах;
  • пушечные ядра символизируют преодоление противостоящей силы, мужество, доблесть и высокие моральные качества воинов флота;
  • надпись на ядрах «1783» – год рождения Черноморского флота;
  • лента ордена «Красного Знамени» символизирует награждение в 1965 г. Черноморского флота орденом «Красного Знамени»;

Новороссийская Военно-Морская база

В черном поле четырехугольного с слегка выгнутой округленной нижней стороной щита пониженная справа эмблемой Черноморского флота (золотой дельфин, обвивающий офицерский военно-морской кортик), слева гербовой эмблемой города Новороссийска (золотой, православный восьмиконечный крест, водруженный на серебряном опрокинутом полумесяце), окаймленная широкой с внешней и узкой с внутренней стороны серебряной каймой, лазурная ромбическая фортеция с золотым якорем в червленом поле, накрывающая две золотые перекрещенные пушки.

Щит обрамлен золотыми лавровой и дубовой ветвями, соединенными красной лентой, увенчан эмблемой Военно-Морского Флота (золотой двуглавый орел с распростертыми крыльями, держащий в лапах два скрещенных за его спиной серебряных адмиралтейских якоря, на груди орла расположен красный щит, увенчанный золотой императорской короной, на поле щита – серебряный всадник, поражающий копьем дракона).

Элементы геральдического знака символизируют:

  • цвет поля геральдического щита соответствует традиционному цвету приборного сукна моряков военного флота; форма геральдического щита отражает ранг воинского формирования – военно-морская база;
  • серебро (белый цвет) символизирует чистоту, надежду, благородство, мудрость;
  • червлень (красный цвет) – символ храбрости, мужества, великодушия;
  • фортеция (крепость) с якорем символизирует военно-морскую оборонительную функцию, могущество, безопасность, надежность;
  • золотой, православный восьмиконечный крест, водруженный на серебряном опрокинутом полумесяце - гербовая эмблема города Новороссийска определяет место базирования объединения (Новороссийская военно-морская база);
  • пушки символизируют мужество, воинскую честь, доблесть, готовность к выполнению воинского долга;
  • лавровая ветвь – эмблема славы;
  • дубовая ветвь – эмблема силы, мощи, доблести;
  • эмблема Военно-Морского Флота Российской Федерации определяет принадлежность воинского формирования к Военно-Морскому Флоту Российской Федерации.

Военно-Воздушные силы ЧФ

В лазоревом поле прямоугольного со скошенными верхними углами, слегка выгнутой, округленной нижней стороной щита, пониженные эмблемой Черноморского флота (золотой дельфин, обвивающий офицерский военно-морской кортик), золотой пропеллер, накрывающий золотой якорь между двумя золотыми противообращенными летами.

Элементы геральдического знака символизируют (семантика):

  • цвет поля геральдического щита соответствует традиционному цвету приборного сукна летчиков военно-морского флота, форма геральдического щита отражает ранг воинского формирования – объединение флота;
  • золото символизирует могущество;
  • пропеллер, накрывающий якорь между двумя золотыми противообращенными летами символизирует морскую авиацию;
  • дельфин, обвивающий кортик – малая эмблема Черноморского Флота, определяет принадлежность воинского формирования к Черноморскому Флоту;
  • лавровая ветвь – эмблема славы;
  • дубовая ветвь – эмблема силы, мощи, доблести;
  • эмблема Военно-Морского Флота Российской Федерации определяет принадлежность воинского формирования к Военно-Морскому Флоту Российской Федерации.

Тыл ЧФ

В черном поле прямоугольного с выемками по верхним углам, слегка выгнутой, округленной нижней стороной щита, пониженное эмблемой Черноморского флота (золотой дельфин, обвивающий офицерский военно-морской кортик), золотое колесо с двенадцатью спицами с наложенным на него охряным тюком. За щитом две скрещенные золотые алебарды.

Щит обрамлен золотыми лавровой и дубовой ветвями, увенчан эмблемой Военно-Морского Флота (золотой двуглавый орел с распростертыми крыльями, держащий в лапах два скрещенных за его спиной серебряных адмиралтейских якоря, на груди орла расположен красный щит, увенчанный золотой императорской короной, на поле щита – серебряный всадник, поражающий копьем дракона).

Элементы военного геральдического знака символизируют (семантика):

  • цвет поля геральдического щита соответствует традиционному цвету приборного сукна моряков военного флота, форма геральдического щита отражает ранг воинского формирования – тыл флота;
  • золото символизирует могущество;
  • колесо и тюк указывают на функциональное предназначение воинского формирования по мобильному, комплексному обеспечению сил флота запасами, находящимися в ведении воинского формирования;
  • двенадцать спиц колеса символизируют двенадцать основных структурных подразделений тыла флота;
  • дельфин, обвивающий кортик – малая эмблема Черноморского Флота, определяет принадлежность воинского формирования к Черноморскому Флоту;
  • алебарды символизируют воинскую честь, доблесть, готовность к выполнению воинского долга;
  • лавровая ветвь – эмблема славы;
  • дубовая ветвь – эмблема силы, мощи, доблести;
  • эмблема Военно-Морского Флота Российской Федерации определяет принадлежность воинского формирования к Военно-Морскому Флоту Российской Федерации.

Дивизия надводных кораблей

В черном поле четырехугольного с вогнутой головной частью, скошенными верхними углами, вогнутыми в верхней и уширенными в нижней части боковыми сторонами, закругленными нижними углами, заострением в оконечности щита, пониженный эмблемой Черноморского флота (золотой дельфин, обвивающий офицерский военно-морской кортик), окраенный золотом лазурный Андреевский крест, наложенный на три перекрещенных золотых меча.

Щит обрамлен золотыми лавровыми и дубовыми ветвями, соединенными золотой цепью и синей лентой с серебряной надписью: «Вера, верность, воля» и увенчан эмблемой Военно-Морского Флота (золотой двуглавый орел с распростертыми крыльями, держащий в лапах два скрещенных за его спиной серебряных адмиралтейских якоря, на груди орла расположен красный щит, увенчанный золотой императорской короной, на поле щита – серебряный всадник, поражающий копьем дракона).

Элементы военного геральдического знака символизируют (семантика):

  • цвет поля геральдического щита соответствует традиционному цвету приборного сукна моряков военного флота; форма геральдического щита отражает ранг воинского формирования – соединение;
  • золото символизирует могущество, справедливость, великодушие;
  • лазурь (синий цвет) символизирует море, славу, честь, верность, безупречность;
  • Андреевский крест – символизирует веру личного состава соединения в правоту своего дела, верность воинскому долгу и флагу военно-морского флота Российской Федерации;
  • три меча символизируют волю личного состава соединения к победе, возможность применения соединением оружия в трех средах (вода, воздух, земля);
  • Андреевский крест и три меча символизируют число «30» в собственном наименовании соединения «30 дивизия надводных кораблей» (форма Андреевского креста соответствует написанию римской цифры 10, утроенной тремя мечами);
  • дельфин, обвивающий кортик, – малая эмблема Черноморского Флота, определяет принадлежность структурного подразделения к Черноморскому Флоту;
  • лавровая ветвь – эмблема славы;
  • дубовая ветвь – эмблема силы, мощи, доблести;
  • эмблема Военно-Морского Флота Российской Федерации определяет принадлежность структурного подразделения к Военно-Морскому Флоту Российской Федерации.

Тяжко, что приходится повторять за Рускони и всеми прочими геральдистами, что дельфин «является самой благородной рыбой» , но что поделаешь. Его древнее и не находящее достойного ответа со стороны людей дружелюбие привело к тому, что он стал символом «искренней защиты, верности, ловкого воина».

Но мне больше всего импонирует изображение: дельфин на гербе семьи Мануцио: молчаливое выражение истины «поспешай медленно», или маленькое изображение большой мудрости.

Как изображается дельфин на гербе

Дельфина изображают в двух видах:

  1. геральдическом
  2. реалистическом

Нет нужды объяснять, что первый является основным и каноническим, тогда как второй, безусловно, более похожий на оригинал, принадлежит к уже последнему периоду создания геральдических иллюстраций.

Позы дельфина

В своей классической позе дельфин предстает в изогнутом виде, напоминая полукруг, в котором голова и хвост повернуты вправо (а). В этом изображении справедливо отражены наблюдения за прыжками дельфинов над водой. В такой позе изображен дельфин области Дофинэ, которая получила свое название именно благодаря старому гербу непонятного и древнего происхождения (возможно, относящегося ко времени Первого крестового похода).

Отметим попутно, что наследники этой области, графы Вьеннуа, носили особый титул «дофин» (дельфин) еще до 1140 года, о чем свидетельствует договор между графом Ги IV и епископом Гренобля. В договоре упоминается, что данный граф в качестве шлемовой эмблемы имеет дельфина и потому называется «рыцарем дельфина» (chevalier du dauphin, фр.).

В 1349 году «дельфин» Умбер, сильно обнищавший и обремененный многочисленными долгами, передал, а вернее, продал (за 120 тысяч золотых флоринов) свои владения Карлу, внуку короля Франции Филиппа VI Валуа, которому было суждено унаследовать трон под именем Карла V после смерти своего отца Иоанна II.

Среди условий договора о передаче владения, помимо перечислений привилегий, имевшихся у феодала с древних времен, было включено обязательство, в силу которого король Франции должен был передать по наследству эти владения своему первенцу, то есть наследному принцу, и только ему, в результате чего тот унаследовал и титул дофина (Франции). Это условие соблюдалось вплоть до 1830 года, до изгнания Карла X, чей сын, граф Ангулем-ский, был последним «дельфином». В данном случае герб дал имя области и титул наследному принцу, а отнюдь не наоборот, как думают некоторые.

Помимо вышеописанного положения фигуры, дельфин на гербе может быть «обращенным» (b), «опрокинутым» (с) или «лежащим» (d). Во всех этих случаях изогнутая форма тела сохраняется, но если дельфин расположен столбом или поясом, то оно принимает волнистую форму.

Изображение дельфина в классических геральдических вариантах

Вид дельфина в классических геральдических изображениях довольно фантастичен, если не сказать карикатурен. Для блазонирования применяется специальная геральдическая терминология.

У дельфина имеется клюв, похожий на утиный, иногда он снабжен зубами, вдоль спинного хребта идет длинный гребень плавника, заканчивающийся у хвоста («с гребнем... цвета»), грудные плавники либо совсем отсутствуют, либо едва намечены («с плавниковыми перьями... цвета»), хвостовой плавник всегда изображается в горизонтальном положении, с большими «художественными прикрасами» («с хвостом... цвета»).

Дельфин на гербе может быть также:

  • «с бородой (... цвета)», становясь похожим на петуха,
  • «с ушами (... цвета), и даже «с чешуей (... цвета)».

Другое китообразное, или, вернее, просто кит, встречается в гербах очень редко, его символическое значение - «тяжелый полезный труд».

С началом Эпохи Просвещения в Венеции чувствовались свободолюбивые настроения, и они отразались на положении женщины в обществе. Женщины стали участвовать в культурной жизни города - расцвели салоны, любительские театры, кази ни - модные клубы, сказали бы мы сейчас, и кафе. Также у женщин впервые стала проявляться свобода выбора в сентиментальной и личной жизни. Первый ласточкой изменения настроений в обществе в отношегии женщин была судьба венецианки Елены Лукреции Корнер Пископия (1646 - 1684), которая выбрала не замужество или монастырь, как это было принято, а науку. В 1678 году, впервые в истории, она доктора философии в университете Падуи.

Интересна и необычна судьба другой венецианки Катерины Дольфин из аристократической семьи, не отличавшейся богатством к XVIII веку.

Детство Катерины Дольфин

Катерина родилась в Венеции 8 мая 1736 года в семье обедневших патрициев Джованни Антонио Дольфин и Донаты Саломон. Её отец получил образование в Университете Падуи, стал доктором юридических наук, был судьей в Малых Советах на территориях Венецианской Республики, стеснен в средствах и часто залезал в долги.

Вернувшись в Венецию, он с успехом начал карьеру адвоката и вращался среди важнейших патрициев Венеции. Он вернул единственную дочь Катерину из монастыря, где она получала образование. Его отношение к дочери-подростку необычны для того времени, отец заботился, в первую очередь, о хорошем образовании и культуре, привил ей чувство собственного достоинства и самодостаточности, что в то время для женщины в обществе было немыслимым. Катерина отличалась от светских дам — выбирала себе друзей сама и строила с ними отношения открытые и непринужденные (как было принято только в мужском обществе), не обращала внимания на насмешки богатых родственников по поводу немодной одежды. Неожиданно на взлете карьеры Джованни Антонио Дольфин умер в 1753 году, оставив без средств жену, отличавшуюся слабым здоровьем, и дочь.

Неудачный брак

Мать Катерины Доната Саломон занимает в долг под большие проценты 2 тысячи дукатов, чтобы выдать проблемную дочь замуж поскорее в 1755 году. Её выбор пал на представителя семьи Тьеполо, Маркантонио, из семьи знатной, но без особых средств. Маркантонио не был культурным и образованным, занимал незначительные должности в магистратуре, и на большее не рассчитывал.

Портрет Андреа Трон (1712-1793)

Закрытая в стенах дома, замужняя дама Катерина посвятила себя литературе и поэзии. Её язык выразителен и ярок, основная тема - смерть отца, память о нем.

Андреа Трон (1712 — 1793)

Старший сын одной из важнейших семей Венеции Андреа Трон был 43-летним влиятельным патрицием, его прозвище патрон Венеции (падроне - хозяин) говорит само за себя.

Савио (старейшина) Совета Венеции, Посол в Вене, Париже и Риме, Прокуратор, второй человек после Дожа в государстве, ни один человек не назначался на должности в Венецианской Республике без его одобрения и поддержки. Умный, образованный и богатый политик привлек внимание Катерины Дольфин летом 1756 года, и уже осенью этого года началась их связь.

Андреа Трон вводит свою любовницу Катерину Дольфин в высшее обшество Венеции и подает документы на признание её брака недействительным.

Вокруг Катерины складывается круг общения, сначала привлеченные именем могущественного Андреа, поэты, писатели, интеллектуалы Затем они попали под обаяние Катерины Дольфин и остались на всю жизнь её верными друзьями.

Салон Катерины - друзья?

Среди друзей Катерины был аббат Анжело Мария Барбаро, родился в Портогруаро 9 февраля 1726 года. Его отец патриций Бернардо Барбаро, а мать не знатная женщина. Оставшись вне политической жизни в Венеции (не мог быть выбран в Большой Совет и не допускался на должности в Венеции из-за незнатной матери), он выбрал религию, хотя был совсем не расположен к жизни религиозной. Анжело Мария Барбариго написал стихи, посвященные своей любовнице Катерине Дольфин. (Вульгарное содержание подтверждает любовную связь). В отношении сожителя Андреа Трон автор иронизирует

Афины и вся Греция управлялась только 10 мудрецами

теперь настали современные счастливые времена

Одна Венеция, а мудрецы со всех сторон —

Одни распоряжаются водой, одни борются с ересью,

Десять, три, пять — мудрецы на землях - важные и могущественные,

но среди всех них - первый столп-спаситель Венеции - Трон

у него ключи от всей мудрости, он мудрит за всех

(Слово Савио мудрец , старейшина и также название должности начальника разных Управлений в Венеции - Совет Старейшин ).

1772 год — Развод, Инквизиция, свадьба

В 1772 году умер отец Андреа Николо Трон , и в своем завещании предпочел его брата Франческо, из-за связи с замужней женщиной репутация старшего сына Андреа Трон была запятнанной. В том же 1772 году было получено разрешение на расторжение брака с Маркантонио Тьеполо, как принудительного для Катерины. В том же 1772 году в дом к Катерине ворвались ночью . Давно она была на подозрении у блюстителей религиозной доктрины - в её доме нашли запрещенные книги - Вольтера, Руссо.

Её обвиняют во фривольном образе жизни, в связях с сомнительными друзьями, в скандальном поведении и несоблюдении религиозных практик — враги Трона не дремали. Андреа Трон уже осенью 1772 года готовит брачный контракт с Катериной Дольфин, и Инквизиция затихает. Никаких сведений о последствиях или суде над Катериной я не нашла.

Решение жениться на любовнице после 16 лет связи должно быть обусловлено политическими мотивами - двусмысленная ситуация препятствовала карьерному росту.

28 февраля 1773 года в Венеции был праздник - Андреа Трон назначен Прокуратором сан Марко, следующая ступень была уже высшей. Только Прокураторы были кандидатами на Дожа Венеции.

Катерина - Прокуратесса Венеции

С 1773 года Катерина Дольфин стала полноправным членом высшего света Венеции. В качестве жены Прокуратора она принимала просителей, влияла на мужа Андреа Трон и к ней стали обращаться в первую очередь, чтобы добиться должности и привиллегий. Салон Катерины стал привлекательным не только для её друзей и единомышленников.

В 1778 году умер Дож Алвиз Мочениго, и на престол претендовали двое Андреа Трон и Паоло Реньер . Выбор пал на Паоло Реньера, как на более способного к новшествам и переменам, в отличие от консервативного представителя древней олигархии Трона.

1785 год - вдова Катерина Дольфин

В 1785 году умерла мать Катерины Дольфин Трон и через несколько дней умер Андреа Трон в возрасте 81 года. Катерине 49 лет, жизнь её изменилась. В завещании, написанном в 1777 году, Андреа Трон своей «замечательной супруге» оставил пожизненное содержание, все дворцы и собственность и просил Прокураторов не лишать её возможности продолжать жить в резиденции Прокураторов на Сан Марко, так как «она конечно заслуживает уважительного отношения».

Завещание не было принято во внимание, Катерина ищет жилье, ремонтирует свой дом в Сан Маркуоле (дом отца и матери). В 1788 году она переехала в Падую, где купила дом. Катерина ведет переписку с оставшимися друзьями, занимается проблемами женского образования. Именно она в этот период нашла, купила и подарила университету Падуи статую первой женщины, получившей высшее образование — Елены Лукреции Корнер Пископия (1646 - 1684).

В отношении денежного содержания по завещанию мужа также не все гладко, брат мужа Франческо Трон и его жена Цецилия Дзен Трон не согласны добровольно расстаться с деньгами и собственностью.

14 ноября 1793 года Катерина Дольфин Трон умерла «от аневризмы, неожиданно, без болезни» в возрасте 57 лет. Её похоронили в Венеции в церкви Сан Маркуола рядом с матерью.

Церковь Сан Маркуола — здесь похоронена Катерина Дольфин Трон

По завещанию Катерины все, что она имела распределено среди немногих друзей и родственников, свои книги она завещала любимому племяннику Алвизу Барбариго- сыну Луизы Трон (сестра мужа Андреа Трон).

Невестка Цецилия Дзено

Её звали Цецилия Дзено или Дзен, она родилась в 1755 году и в 17 лет её выдали замуж за 50-летнего Франческо Трон , брата Андреа Трон. Ситуация с продолжением династии Трон была катастрофической. Николо Трон и Кьяра Гримани Калегри имели 4 сыновей. Но потомков у них не было — братья Андреа и Франческо без детей, Джованни стал монахом, а у Винченцо сын-наследник умер молодым.

Цецилия вела себя свободно и непринужденно, её муж управлял Брешией, а её поведение скандализировало весь город. Она скакала на лошади верхом, фехтовала, переодевшись в мужской костюм, её фривольные письма отличаются юмором, умными замечаниями и вульгарностью одновременно. Знаменито письмо 1780 года написанное профессору греческого в Университете Падуи Буттурини.

Театр с ложами 18 века в Венеции

По возвращении в Венецию Цецилия не уступала своей невестке Катерине в экстравагантности. В 1785 году Курляндскому Герцогу Бирону и его жене она продала места в своей ложе в театре Сан Бенето на спектакь за неимоверную цену- 80 золотых цехинов. Венеция отреагировала эпиграммой

Молодец Трона,

продала ложу

дороже своей …

Репликой Цецилии было - Ошибаетесь, свою … я даю бесплатно.

Такие стихи были распространены в Венеции. Вызывали сплетни её приключения с Калиостро, с ума сходил от любви к Цецилии аббат Парини. В Тревизо перед королевским кортежем Леопольда 2, Фердинандо 4 и Марией Каролиной Цецилия Трон появилась верхом в мужском платье и галлопировала во главе карет.

Домашний спектакль в театре салона

Быстро умерли друг за другом племянник и его отец Винченцо Трон, Катерина, и братья Андреа и Франческо, её муж. Дочь Цецилии и Франческо Трон Кьяра Мария Трон осталась единственной наследницей огромного состояния семьи Трон.

Потолок в малом зале Ка Трон — Дома Трон в Венеции

Кьяра Мария вышла замуж за члена семьи Дона делле Розе. Когда рухнула Венецианская Республика, она принимала в Местре жену Наполеона Джузеппину. На приеме Кьяра Мария спела почетной гостье песенку Блондинка в гондоле . После падения французского владычества в Венеции, наступили времена Австрийской Империи. Кьяра Мария Трон овдовела и вторично вышла замуж за Джорджио Рикки, который был на службе у австрийцев. Она умерла в 1828 году, так закончилась целая эпоха женщин, связанных с семьей Трон.

Читайте на сайте

Последние материалы сайта