Древние клады и подземелья мордовии. Сивиньские овраги Тайны мордовии

08.09.2022
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот
В саранской квартире засняли полтергейст

Жильцы странного дома в своих неудачах винят потусторонние силы

Горожанин Сергей снимал на мобильный телефон ремонт в квартире друга. Во время съемки мужчина заметил на дисплее смартфона странные шары. Сферы были подсвечены изнутри и двигались с огромной скоростью. Однако строители ничего подобного в воздухе не замечали. Сергей уверен - ему удалось зафиксировать сгустки отрицательной энергии.

Сергей, автор видео: «В этом доме действительно происходят странные вещи. Люди постоянно ссорятся и попадают в неприятные жизненные ситуации». В мировой сети Сергей нашел похожие записи. Чаще всего шары снимают в местах, где произошли убийства или другие преступления».

Мужчина стал расспрашивать друзей и знакомых и узнал, что на месте новостройки раньше был дом ветерана Великой Отечественной войны. Мужчина не хотел переезжать из места, где родился. Скоро дом неуступчивого ветерана сгорел вместе с хозяином. Сергей уверен, что отрицательная энергия пожара перешла в новостройку. Сергей, автор видео: «Дом стоит в очень красивом месте города, - недоумевает мужчина. - Отлично построен и квартиры стоят относительно недорого, но большинство из них до сих пор не раскуплены».

Видеооператор с семилетнем стажем Лариса Колемасова изучила представленные материалы и ничего потустороннего не заметила. Лариса Колемасова, видеооператор: «Лично я ничего сверхъестественного в этой записи я не вижу. Это обычная пыль, подсвеченная встроенной в телефон вспышкой».

В лесах Мордовии появились чудовища

В мордовских лесах появились африканские гориллы. Как сообщает корреспондент «Известий», животные оккупировали село Старое Синдрово, в 110 километрах от столицы Мордовии - города Саранска. Они спокойно разгуливают по лесным тропинкам, нападают на сельчан средь бела дня, а ночами хозяйничают в здешних садах и огородах. Это происходит уже вторую неделю, но никто не может объяснить, откуда в здешних местах взялись приматы.

Первой с таинственными африканскими гостями столкнулась колхозница Наталья Горина, которая поздно вечером возвращалась домой. «Иду по тропинке, и вдруг из-за деревьев прямо на меня с ревом выскакивает здоровенное лохматое чудище, не то человек, не то обезьяна. Метра два ростом! Сердце в пятки ушло... А страшилище это покричало что-то, лапами помахало, и опять в лес убежало... Потом уж пошли слухи, что обезьяны по лесу разгуливают. Ну, думаю, ладно хоть не мутанты какие...»

Местный лесничий Наталья Криулькина за годы своей работы имела дело с разными животными, однако столкнувшись ночью с приматом, испугалась не на шутку. Ночью ее разбудила дочка, попросила подружку до дому проводить: «Боюсь, говорит, - рассказывает Наталья, - там пьяный мужик здоровенный на дороге развалился и орет... Вооружились фонариком, видим, и правда, кто-то огромный поперек тропинки лежит и издает странные звуки. Поближе подошли, а он как повернется, лохматый, страшный, ручищи длинные. «Оборотень!» - завизжали девчонки. Ну и побежали мы домой от греха подальше...»

Моментально по селу поползли слухи о появившихся в округе оборотнях. Люди боялись поздно вечером выходить из домов, стали запасаться амулетами. Каждый появившийся в районе незнакомец настрораживал сельчан: а не колдун ли по дворам бродит, добычу выискивает для своих черных дел? Синдровские подростки перестали ходить в клуб на танцы. В один из вечеров лохматые чудовища с бешеным ревом выскочили непонятно откуда и стали гоняться за ребятишками.

Подобных историй случилось немало, село уже обросло разными легендами о таинственных обезьянах, колдунах и пришельцах. По мнению лесника Криулькиной, разгуливающие по селу чудища никакие не оборотни, а самые настоящие африканские гориллы. Вот только как они появились в здешних местах, пока неизвестно.

«Да из цирка, небось, сбежали или из зоопарка, - считает заместитель главы Краснослободского района Александра Елисеева, - ну откуда ж еще им взяться! Не специально же подбросили нам этих горилл! Неподалеку от Старого Синдрова есть зона отдыха - село Сивинь. Туда частенько с гастролями приезжают разные циркачи. Оттуда и убежали эти обезьяны. Перепугали тут всех. Смешно даже!» Между тем местные власти не собираются разыскивать и отлавливать странных приматов. Считают, пусть хозяева сами этим занимаются. Правда, таких храбрецов пока не нашлось. Да и никакой цирк в здешние места, по данным сивиньских властей, не заезжал.

Некоторые аналитики из Саранска вообще считают всю историю с обезьянами плодом чьего-то бурного воображения, переросшего в массовый психоз. Однако по чистой случайности наш корреспондент, проезжая по Краснослободскому району своими глазами увидел большую черно-бурую гориллу. Она выскочила из леса прямо возле «Волги», проревела что-то, изобразила нечто вроде танца и скрылась за деревьями. Так что последняя версия уже отпадает... («Известия»).

Как привидение «сохранило» дворянское гнездо XIX века

Исторический артефакт находится в ельниковском селе Стародевичье - последний в Мордовии полностью сохранившийся барский дом! Двухэтажное здание XIX века в стиле классицизма не охраняется государством и даже не числится на учете в Министерстве культуры РМ. Это дворянское гнездо хорошо знают только студенты пединститута им. Евсевьева, которые несколько лет приезжали сюда на летнюю практику. Кладоискатели часто наведываются в усадьбу, а местные жители обходят стороной, опасаясь приведений. Следы уже исчезнувшей России - в материале Ольги Ворониной.

Барская жизнь. В усадьбах знать появлялась на свет, проводила детство и коротала последние годы жизни… Главной задачей любого по­местья было хранить дворянско-помещичий дух со своими ритуалами, нормами поведения, типом хозяйствования. В хорошей усадьбе все должно быть продумано до мелочей. Например, желтый цвет олицетворял богатство, намекая на золото. Белые колонны - символ света. Серые флигеля - уединение от мира.

А красный цвет неоштукатуренных хозяйственных построек, наоборот, указывал на бурную деятельность. Все тонуло в зелени парков, которые означали здоровье и радость. «Идеальный мир» отгораживался от крестьянских изб садовыми решетками, башнями, рвами и прудами. Дворяне всегда большое значение уделяли интерьеру помещений. Очень часто «предрассветные сумерки вестибюля» продолжало «раннее утро в мужском кабинете», а «полдень в гостиной» нередко заканчивался «театральным вечером». Интеллектуальным и хозяйственным центром повседневной жизни поместья служил кабинет. Здесь все было предназначено для уединенной работы, поэтому - никаких особых излишеств.

Модным считался кабинет в английском стиле. Как правило, мебель была дубовая, с неброской обивкой. А еще - напольные часы и библиотека. Непременные реквизиты - графин изысканной формы и рюмка для «утрешнего употребления» вишневки или анисовки в качестве профилактики «грудной жабы» и «сердечного удара». Плюс курительная трубка, с которой связан целый ритуал.

Как правило, дворяне курили на фоне специально повешенных натюрмортов, олице­творяющих бренность бытия. В это время они предавались размышлениям на модные темы «суета сует» и «жизнь есть дым». Самыми парадными апартаментами барского дома считалась гостиная - большая, пустая и холодная. Два-три окна на улицу и четыре во двор. Вдоль стен - ряды стульев, по углам - канделябры на высоких ножках, большой рояль.

Здесь проходили балы, торжественные обеды, игра в карты. Пышность комнате придавала золоченая резьба панелей и мебели. Потолок непременно украшен плафоном, а пол - паркетными вставками с особым рисунком. Ионические колонны отгораживали от общей залы небольшие лоджии, позволяя гостям чувствовать себя то «в людях», то «в уединении». Особо почетное место занимала столовая.

Здесь семья чувствовала себя единым целым. В ее оформлении широко применялась роспись стен, живописные полотна, фамильные портреты. В усадьбах столовые часто становились местом хранения семейных реликвий. Украшениями спальни служили многочисленные драпировки из дорогих материй. В основном из атласа делались пышные занавески и балдахины. Мягкую мебель старались обивать одной тканью, создавая гарнитур. В центре будуарной части стоял небольшой чайный столик с мини-сервизами «эгоист» (на одного человека) и «тет-а-тет» (на двоих). Во всех комнатах обязательно висели иконы с лампадами. Весь интерьер усадьбы говорил о спокойствии и размеренности жизни…

Примерно такой же была ныне заброшенная усадьба в селе Стародевичье. Здание расположено на краю глубокого обрыва, заросшего кустарником. По данным известного краеведа Сергея Бахмустова, поселение в этом месте возникло во второй половине XVI века как «царская земля». В начале XVII века оно принадлежало Нагим - родственникам жены Иоанна Грозного. В 1617 году здесь насчитывалось 254 двора и два храма. В течение двухсот лет имение переходило из рук в руки. Одно время оно принадлежало Переяславско-Рязанскому Троицкому монастырю. Двухэтажный дом, построенный в XIX веке, сохранился практически полностью. Ни Октябрьская революция, ни советские годы, ни «лихие 1990-е» не затронули это дворянское гнездо.

Возможно, потому, что местные жители предпочитали обходить его стороной. И на это есть веская причина. Местные жители боятся привидений! По ночам здесь не раз слышали топот, шорохи, стоны. Сельчане верят, что душа последнего владельца усадьбы - помещика Сергея Кондакова - бродит по комнатам и залам. «Когда-то в здании располагалась школа, - рассказывает жительница Стародевичья Галина. - Последние 15 лет оно принадлежит пединституту им. Евсевьева.

Студенты каждое лето проходили здесь практику: ловили бабочек, собирали гербарии. Но как только они уезжали, усадьба начинала жить своей жизнью. Однажды в сумерках я проходила мимо и явственно слышала жуткие стоны из подвала. Наверное, страх перед потусторонними силами никому не дал разобрать дом по кирпичикам. А вот клады здесь ищут постоянно - и местные, и приезжие. Существует легенда, что барин зарыл свои богатства где-то поблизости, а самого его убили…».

По словам сотрудника Ельниковского краеведческого музея Елены Никишовой, о помещике Сергее Николаевиче Кондакове и обстановке в доме информации сохранилось немного. «В восточной части здания находились три комнаты, - рассказывает она. - В самой маленькой - спальня. Другая была обставлена зеркалами, возможно, там располагался женский будуар.

Третья комната с балконом служила гостиной. В юго-восточной части был оборудован кабинет барина. В северной части - черный ход, через который заходила прислуга, живущая в деревянном домике во дворе. У Кондаковых имелась большая библиотека. Нередко они разрешали брать книги своему грамотному конюху. Барин был добрым человеком. Хозяйством же ведал управляющий, который никому не давал спуску.

Поэтому имение процветало - 300 гектаров пахотной земли, 200 гектаров лугов, несколько кварталов леса, винокуренный завод, мельница, два больших сада… До революции Стародевичье славилось кулачными боями на Масленицу. Улица шла на улицу, а победителям Кондаков ставил бочку спирта. До большевистского переворота помещик не дожил, а как умер - точно не известно. От его деда Сергея Евлампиевича осталась еще одна достопримечательность - Крестовое озеро. Он был заядлым картежником и однажды поставил на кон это имение. Оставалась последняя карта! Крестовый туз! И он выиграл! После этого приказал крестьянам вырыть напротив дома озеро в форме креста - в память о карте, спасшей его от разорения». (Экспедиция «С»).

Мордовские клады в аномальных зонах

«Здесь птицы не поют…» - Сивиньские овраги в Краснослободском районе давно получили негласный статус аномальной зоны. Почему сивиньцы считают их проклятым местом? Что ищут здесь черные археологи? Куда бесследно пропадают местные жители?

«В сивиньские овраги? Это вам проводника надо, да только вряд ли найдете… Мы туда не ходим!» - жители старинного села встретили чужаков не очень-то приветливо. По словам местных жителей, к ним частенько наведываются «кладоискатели» - крепкие парни на иномарках. Они с пристрастием допрашивают старожилов об истории села, прочесывают все овраги, но через неделю, измотанные, убираются восвояси.

«Журналисты? Да кто вас знает… Все бандюги так говорят, а сами золотишко ищут!» Краснослободские краеведы называют эти места «островом сокровищ». С начала XVIII века, когда в окрестностях прошел уездный тракт Саранск-Краснослободск, сивиньские овраги прославились как разбойничье гнездо. Жители села подавались в шайки от рабского крестьянского труда и тяжелой доли на местном железоделательном заводе. Лихие людишки грабили проезжих и прятали здесь клады. В оврагах делили добычу, дрались на ножах за лишнюю монету, хоронили убитых в потасовках. Так продолжалось почти два столетия.

«Однажды мне поступил интересный заказ, - рассказывает местный краевед, учитель истории краснослободской школы № 1 Анатолий Лютов. - Заявились как-то «гости». Солидные парни, представляться не стали, но за очень большие деньги предложили составить карту клада золотых монет». В 1870-х годах сивиньские разбойники ограбили обоз, который вез в Сибирь солдатское жалованье за несколько лет.

Там было почти 20 бочек золотых монет достоинством в три рубля. Грабителей сгубила жадность. Атаман раздал своим людям по горсти, а основную добычу увез куда-то на лошадях с пятью помощниками. Наутро вернулся один и скоро бежал в Харбин… Шайка на время разошлась, чтобы отсидеться после громкого дела. Но поодиночке разбойников перебили. В 1930-е годы в Сивини объявился сын атамана, но разыскать сокровища ему не дали чекисты… «Составить карту не сложно, но опасно даже спустя столько лет, - признается краевед. - Как меня ни упрашивали, я не согласился. Зачем? Чтобы потом ходить оглядываясь? Никаких денег не надо!»

Следы кладоискателей заметны уже в ближайшем грузнолейском овраге. Сверху видно, как склоны изрыты ямами разной глубины. На сыпучих откосах нога то и дело теряет опору. Чтобы не упасть, рука хватается за крепкие на вид стволы, но они оказываются усохшими гнилушками. Вокруг повисает мертвая тишина. Лишь огромные комары набрасываются на редкую добычу. В глаза бросаются невиданные заросли папоротника. Сразу вспоминаются байки сивиньских стариков: «Эта трава не простая! Цветет раз в году в ночь на Ивана Купалу. Кто цветок увидит, тому клад в руки дастся! А попусту на папоротник лучше не глядеть. В оврагах он потому и растет, что разбойничья добыча кругом!»

Впрочем, научное объяснение тоже имеется: папоротник любит сырость, а на дне оврага протекает ручей Грузнолейка. Эту чистейшую воду местные жители не используют даже для скота. «Почему? А вы в руки наберите и понюхайте - тогда поймете». Прежде чем рискнуть здоровьем, пускаем в ход радиационный дозиметр. Получасовые измерения показывают: радиационный фон в пределах нормы, но все-таки завышен. 13 микрорентген - среди лесов, где до ближайшей промзоны десятки километров! Успокоившись, решаемся попробовать воду на вкус. Прохладная жидкость из ручья оставляет на пальцах неприятное ощущение липкости… «Она жирная, потому что по могилам течет! Здесь же столько разбойничков лежат». И, правда, на склонах то и дело попадаются невысокие холмики…

Кулаки. Проводить нас в кулацкий овраг согласился лесник Сергей Пшеничников. Проклятые места он вынужден обходить чуть ли не каждый день по долгу службы. «Нет, не страшно… - говорит. - Я в мистику не верю. Хотя… сейчас фокус покажу!» За лесником увязывается немолодая охотничья собака.

Прибыв на место, хочется согласиться с Туманом: заросший и запутанный кулацкий овраг, кажется, хранит еще больше зловещих тайн… «Сюда в 1930-е годы отселяли кулаков и единоличников, не желавших идти в колхоз, - поясняет Лютов. - А во время войны здесь прятались дезертиры. Жили они в землянках - видите, до сих пор остались их следы. По ночам воровали скотину у местных жителей. Те жестоко мстили. Здесь тоже полно безымянных могил…»

Кроме того, в кулацком овраге скрывались беглецы из лагеря близ деревеньки Кивчей. В 1930-е годы там сидели враги народа, в войну - предатели, полицаи, каратели. После победы привезли пленных немцев, они изготавливали ложи для винтовок. Сейчас от лагеря почти ничего не осталось, но его память хранит Кулацкий овраг.

Несмотря на близость к селу, в сивиньских оврагах - непривычная чистота: ни окурка, ни бутылок, ни смятых оберток… Люди здесь не ходят. Оказывается, местная молодежь отправляется на шашлыки в дальний лес, совершая крюк в несколько километров. Дети с малых лет усваивают строгий запрет ходить в овраги. «Здесь очень легко заблудиться: перешел ручей - считай, сбился с пути, - говорят местные. - Одному вообще туда соваться нельзя: бес закрутит, заведет, так и сгинет человек!» Байки байками, но в прошлом году ушла собирать грибы и бесследно пропала 71-летняя пенсионерка Вера Курбатова. Тело так и не нашли.

По преданию, в разинском овраге побывал сам Стенька Разин, о чем свидетельствует его название. Говорят, атаман зарыл там клад с награбленным храмовым золотом. Но обследовать третий овраг нам уже не удалось. К нему теперь ни пройти, ни проехать. Песчаную дорогу дожди окончательно размыли. Некоторые сельчане вспоминают, как в советские годы учитель истории водил их в овраг на раскопки. Школьники находили обломки сабель, старинные монеты и даже пушечные ядра. «Но вот стенькиного клада до сих пор не нашли… И бог с ним! Нажитое на крови богатство все равно прахом пойдет», - крестятся сивинцы. (Елена Киреева).


Аномальная зона на границе Мордовии и Пензенской области

Возникали гипотезы про залегание руд и демонтированные военные объекты. Как бы там ни было, в этом году я наконец сам увидел полярное сияние! Но... в другом месте. Жители села Синодского Шемышейского района обратились к нам с просьбой приехать и разобраться с неопознанными летающими объектами.

Якобы они часто появляются в июле, иногда до четырех штук сразу. Причем НЛО могут сталкиваться, разлетаться или просто лететь по небу средь бела дня. Одна местная жительница сообщила, что однажды такие объекты появились рядом с селом в конце ноября, когда уже лежал снег. Вскоре они опустились в лес. Когда женщина с лесниками добралась до этого места, оказалось, что на заснеженной поляне в проталинах цветут цветы!»

Сергей Волков и его команда провели в Синодском несколько дней. И стали свидетелями таких атмосферных явлений, как параселены (ложные луны) и паргелии (ложные солнца). Уфолога удивило, что подобные явления наблюдаются летом, а не зимой: в холодное время года они иногда встречаются. В небе над селом исследователи аномальщины наблюдали и такой природный феномен, как паргелий Лиликвеста. Он возникает, когда солнце в морозный период находится на определенной высоте и вокруг него появляется радуга - так называемый круг гало. На этом круге видны переливающиеся разноцветные уплотнения, дающие иллюзию второго солнца.

«Такой метеорологический эффект мы наблюдали в Синодском в июле, - продолжает Сергей Николаевич. - Средь бела дня в воздухе внезапно появился шар, переливающийся всеми цветами радуги. К счастью, мы его успели и сфотографировать, и снять на видео. Тут я сопоставил кое-какие факты, и у меня нарисовалась параллель с тунгусским метеоритом.

Всех интересует, почему от метеорита не осталось никаких следов, кроме поваленных деревьев? По одной из версий, это произошло благодаря реакции планеты Земля. Якобы навстречу падающему из космоса телу из-под земли был направлен гравиболид, поэтому взрыв произошел над тайгой. Гравиболид - это плотное каменное образование, результат кристаллизации глубинных тканей Земли, изредка, словно ядро из пушки, исторгаемое из этих глубин и сгорающее в атмосфере. Наша планета - живой организм, и в критических ситуациях она принимает меры для своей защиты».

Сергей Волков знает, что над Синодским некогда прошло радиоактивное облако, двигавшееся со стороны Чернобыля. По мнению уфолога, метеорологические аномалии, которые наблюдают местные жители, - не что иное, как реакция Земли на последствия радиационного заражения. «В этой связи вспоминается такой феномен, как солнечные столбы, - говорит Сергей Волков. - По известным науке законам природы солнце распространяет свои лучи равномерно во все стороны. А тут один луч падает строго вертикально вниз, словно сканирует землю.

Мне посчастливилось не только увидеть этот феномен, но и оказаться внутри него. В этот момент вокруг меня порхали взвешенные частички золотистого цвета. А все, что находилось за пределами солнечного столба, виделось как в дымке. И самое интересное, что люди, шедшие метрах в 50, выглядели как кадры замедленной съемки. А когда я вышел из границ столба, все снова двигались с нормальной скоростью.

Невольно возникает вопрос: почему такие явления в одних местах возникают, а в других нет? Например, жители Арбекова никогда такой солнечный столб не увидят, а в Золотаревке, в микрорайоне Маньчжурия или на Барковке такое случается нередко. Включая шаровые молнии. Я считаю, что в Пензенской области есть места, которые самым наглядным образом подтверждают гипотезу о том, что Земля - живое существо. И там, где нарушается природный баланс, природа начинает адекватно реагировать!» (Даниил Франк).


Духи и НЛО мстят за разорение могил

Краевед-уфолог обнаружил в Дубенском районе 19 «гиблых» мест, которые продолжают охоту на людей

92-й километр трассы Саранск - Ульяновск известен многим мордовским водителям. Идущая в гору дорога за Дубенками прорезает высоченный холм, на котором шумят посевы. А по обочине - обелиски, обелиски... Только по официальным данным с начала 80-х тут погибло 6 человек. А сколько неизвестных трагедий разыгралось здесь - не знает никто. Это одно из 19 «гиблых» мест Дубенского района.

С позиций упертого скептика все это необъяснимо. Мало ли в республике холмов и извилистых трасс, не чета этой? Но где-то - дорога как дорога, а где-то - каждый год по несколько происшествий...

Лишь дубенский краевед Николай Малясов не видит здесь ничего странного. «В древности покойников погребали как можно выше, чтобы могилу было видно издали, - объясняет Малясов, вслед за которым мы поднимаемся на злополучную кручу. - Этот холм, «покш сельме», сквозь который проходит дорога, тоже был увенчан забытым погостом. Когда через него прокладывали трассу, техника выворачивала из земли груды костей.

Их бы собрать и захоронить по-человечески, раз уж потревожили... Но у нас принято считать, что мертвые - это уже не люди. Позвонки хрустели под сапогами и гусеницами, а один тракторист водрузил на трубу череп, и раскатывало лихим видом. С тех пор все и началось».

Мы присматриваемся к земле под ногами. Ребра из окаменелой грязи вроде не торчат, но где-то на краю сознания ощущается странный холодок. Словно не под июльским солнышком стоишь, а пробираешься по зарослям разоренного кладбища. Если почувствуешь такое, сидя за рулем, то встречный грузовик можно просто не заметить...

По небу бежали крестьяне Пугачева

А краевед Малясов продолжает для нас свой экскурс в неведомое. Он не считает сказками народные предания о нехороших местах, где по ночам являются духи. Николай слишком часто слышал подобные истории, чтобы относиться к ним легкомысленно. Да и самому пришлось кое-что повидать. «Помню, учился я классе в седьмом, - вспоминает исследователь. - Шел 1954-й, и люди из органов еще приезжали за «врагами народа».

Как-то они заехали на нашу улицу, и брат подшутил, сказав, что страшным гостям нужен я. Помню, как я рванул в огород, спрятался в картошке и стал смотреть в небо. И вдруг... Прямо в воздухе надо мной возникли призрачные изображения людей. Потрясая вилами, они куда-то бежали целой толпой. Много позже я понял, что это были восставшие крестьяне времен Пугачева или Разина, и стал задумываться над причинами этого миража».

Сегодня для этого человека нет понятия «сверхъестественное». «Все, что есть - все это естественно. Просто что-то мы понимаем, что-то - пока нет», -резонно объясняет Николай Сергеевич.

Перестаньте закрывать глаза на загадочные события, хотя бы раз происходившие с каждым. Прекратите отмахиваться от свидетельств тысяч очевидцев. И тогда вам станет ясно, что помимо нашего пространства существуют и другие. Они связаны с обычным миром, и непонятные нам силы действуют на нашу жизнь извне.

Есть люди, которые контактируют с этими мирами напрямую и получают от этого выгоду. Мы называем их медиумами и колдунами, но они - всего лишь чьи-то подопытные кролики. В «колдовских» селах Антоновка и Кайбичево таких полно. Бывают местности, где границы между мирами наиболее размыты. Чаще всего они связаны со смертью: оскверненные кладбища, места чьей-то трагической гибели, могилы неотпетых самоубийц. Там чаще всего и можно столкнуться с неведомым.



Оскверненное кладбище ждет первую жертву

Лет десять назад при местном краеведческом музее, где Николай Малясов работает заведующим, был открыт клуб юных краеведов. Поскольку, изучая историю Дубенского района, ребята то и дело слышали рассказы о чернокнижниках и призраках, тема иных пространств интересовала их все больше. Изучая район, Малясов и его соратники обнаружили 19 «гиблых» мест!

Так краеведы стали уфологами и наладили контакты с единомышленниками - всероссийским объединением «Космопоиск», которое проводит изыскания по всей стране. Казалось бы, НЛО и духи - это из совсем разных книжек. Но Малясов не так категоричен: «Мы крайне мало знаем и о том, и о другом явлении. Возможно, между ними гораздо больше общего, чем думают многие».

«Уазик» трясет нас по ухабам к очередному «гиблому» месту. «Вернее, оно пока не гиблое, так как ничего загадочного тут не происходило, - поясняет Малясов. - Но если произойдет, я не удивлюсь». Сейчас на этом месте пруд. Еще в конце XIX века тут было кладбище села Озерки. Село стояло бы и дальше, если бы дубенцы поджогами не выжили соседей в Заволжье.

Когда много позже здесь насыпали плотину для пруда, кто-то нашел пару монет и началась «золотая лихорадка». Холмики раскапывали, а черепами предков играла в футбол ребятня. Конечно, ничего ценного не обнаружили - мордовские крестьяне и в жизни-то золота не видели, где уж в гроб его класть... Но кладбище было осквернено. Малясов предупреждает: это вряд ли пройдет безнаказанным.

«А вон там - Битяй, - указывает рукой вдаль наш провожатый. - Болото, куда окрестные села сбрасывали тела самоубийц и умерших от водки. Там растет одна-единственная березка, а вокруг - только трава. По ночам здесь видели души несчастных, запряженные в колесницы».

Обезвредить гиблое место может только церковь.

Но как же обывателю обезопасить себя от пришельцев из других пространств? Малясов. дает только две - рекомендации: «Во-первых, никогда не пытайтесь проникнуть в их тайны и получить для себя выгоду. Если они вам что-то предлагают - не соглашайтесь. Такие сделки никогда не приводили ни к чему хорошему - вы всегда отдадите больше, чем получите.

Во-вторых, будьте спокойны и ничего не бойтесь - тогда никто не сможет причинить вам вреда.- А страх способен лишь питать всякого рода чернокнижников». Сам исследователь не опасается ничьей мести, поскольку не собирается вступать в контакт с духами - он лишь отстраненно наблюдает за их влиянием на жизнь людей.

Конечно, невмешательство - это полумеры. Вряд ли они спасут очередного водителя около «покш сельме». Малясов считает, что для разрешения ситуации необходима помощь церкви: «Души умерших надо упокоить, совершившее положенные обряды. Пока по костям будут ходить, трагедии не прекратятся.А то, что мы имеем сейчас - это просто кощунство. К останкам предков, будь они даже язычниками, нельзя относиться как к мусору». Как утверждает краевед, несколько лет назад одно такое «нехорошее» место было полностью обезврежено с помощью священника.

В ближайшее время Николай Малясов собирается пройти по 19 злополучным местам с необычной экспедицией. С ним пойдет десяток его ребят-уфологов и несколько священнослужителей. Их целью будет не изучение родного края, а борьба с невидимой угрозой - от этой экспедиции зависит, будут ли у подножия «покш сельме» появляться новые обелиски...

Между прочим

Наши предки, не зашоренные материализмом, с большим доверием относились к своим ощущениям. Они знали все геопатогенные зоны и понимали, что использовать их для поселения или посевов нельзя. Поэтому в таких местах устраивали кладбища или даже могильники для наименее почитаемых умерших - самоубийц, воров, пьяниц. Таким образом, все эти кости и смерти могут оказаться не причиной появления «гиблого» места, а лишь следствием. И страшные события не приводят к появлению таких зон - они всего лишь бывают ими вызваны.



Сельские священники чувствуют враждебность «православных» колдунов

Благочинный Дубежжого района Андрей Зубанов согласен с Малясовым. Хотя священнослужитель считает «неупокоенные души» языческим суеверием, он полон решимости отслужить панихида на всех «гиблых» местах, установленных краеведом: «Тело православного должно быть предано земле. А предки, чьи гробы разоряют нынешние вандалы, были куда более православными, чем многие наши современники. Хотя на языческих погостах и храмовые обряды совершать не стоит, прибрать останки обязательно и там». При встрече с дьявольским наваждением Андрей советует молиться. «Если человек верует, ходит в храм и соблюдает заповеди, ему не грозят никакие «духи», - уверен священник.

Увы, часто ему приходится сталкиваться с богоотступниками-колдунами, которые, маскируясь под православных целителей, являются злейшими врагами христианства: «Вслух читают молитву, а про себя - бесовское заклинание. Хотя апостол Павел предупреждал, что все эти дьявольские знахари будут прокляты, в некоторых селах девочек с малолетства до сих пор приучают ворожить на картах.

Наш район - один из самых колдовских в Мордовии, и кое-где батюшки ощущают на себе враждебность «целителей». А люди продолжают идти к лжепророкам. И ценой временного облегчения оказываются не деньги, а новая человеческая душа, добровольно отданная слугам тьмы».

Дубенский район: хроника необъяснимого

Село Кабаево. Здесь постоянно наблюдают черных поросят, которые выскакивают из-под моста и исчезают.

Село Кайбичево. Года два назад здесь бесследно исчез человек - шел зимой с товарищем по полю и немного отстал. Попутчик оглянулся - сзади уже никого...

Местечко «Кузнец-Пандо». Пару сотен лет назад здесь с моста свалилась свадебная карета, и с тех пор в этом месте слышат надрывный детский плач.

Село Антоновка. На могиле старушки-знахарки неизвестно чьими руками взрыхляется земля.

Село Турдаки. В начале 90-х годов прошлого века НЛО был взят конус грунта в несколько кубометров.

Что творится на 92-м км трассы Саранск - Ульяновск?

Ряд ученых предполагает, что «гиблые» места, начиная с Бермудского треугольника - это просто геопатогенные зоны. В них происходят возмущения неких энергий. Они нарушают работу электроники, мозга, всего организма; могут привести к непонятной тревоге, вызвать у человека агрессию или депрессию, довести до самоубийства. Возможны галлюцинации - человек увидит то «сверхъестественное», которое ожидает.

Раньше это были ведьмы на метлах, теперь - зеленые человечки... Геопатогенные зоны образуются и в местах геологических нарушений - пустот, разломов - и там, где много металла и линий электропередач. Какой из этих факторов превратил 92-й километр ульяновской трассы в дорогу смерти - неясно. Но сегодня здесь уже 6 памятников... («Столица С», Саранск).

Мордовия имеет языческое прошлое, поэтому мифы и легенды сопровождают всю историю нашего края. Из уст в уста передают мистические истории, в которых, безусловно, есть доля правды. Портал «ProГород Саранск» подготовил подборку мистических мест Мордовии.

Сивиньские овраги

Снежный человек

Йети был замечен в Кочкуровском районе, близ села Вьяс. Указывают на то, что снежный человек была женщиной в платье, ростом более двух метров, а тело ее сплошь покрыто волосами. Фактов, что кто то пострадал при встрече с таким существом, не зафиксировано.

Ошка панда или Священная гора

Находится недалеко от села Самозлейка на границе Краснослободского и Ковылкинского районов. Местные старики рассказывают, что раньше на этом месте была церковь, но она ушла в землю. Теперь там лес, а у подножия горы родник с чистейшей водой, которая не замерзает при любой температуре. Говорят, что вода обладает чудодейственными свойствами.

Этого населенного пункта вы не найдете ни на одной карте. Мордовский поселок Дикий официально нигде не числится, и власти предпочитают не вспоминать о его существовании. Здесь проживают родственники дезертиров Великой Отечественной войны. Они почитают своих предков и слагают о них легенды.
Дикий - единственное в мире место, где существует памятник героям-дезертирам, который власти за 30 лет так и не смогли уничтожить. Основателем странного поселка считается лесник Иван Зверев, который до войны, еще в начале 30-х, осваивал здешние места, богатые зверем и рыбой.
Нашел он их, спускаясь по течению протекающей здесь речушки, которую местные жители прозвали Вад. Теперь уже никто не помнит, откуда пошло столь странное название реки. Одни говорят, что вела она в страшные дебри, куда не ступала нога человека.

Якобы местное население пугало своих детей, чтобы те не пытались пробираться по течению, а то попадут в ад. Другие жители думают, что название речки что-то должно обозначать на старом мордовском языке. Однако что именно - никто не знает.
А вот смелый Зверев умудрился не только пробраться сквозь чащобы, но и построить себе близ речушки времянку. Потом он часто пропадал в сказочно красивом местечке целыми месяцами. Когда в мордовских селах вовсю началась пора раскулачивания, решил не возвращаться в район.
Забрал семью и стал жить в тиши, подальше от цивилизации. Именно он и перетащил в это место и своего зятя Владимира Фокина. - Это в 1931 году было, - вспоминает 80-летняя Анна Ивановна Баландина. - В Зубово-Поляновском районе раскулачивали всех подряд, собирали добро в колхозы.
Народ на себя надевал по десять одежек, чтоб последнее не забрали. Отец взбунтовался против такого самоуправства и попытался возразить. За это его чуть не арестовали, да вот лесник Зверев помог.
"Одна тебе дорога, - сказал, - теперь уж спокойно жить не дадут. Данилку-то Ширибасова вон за одно только слово в лагеря отправили, сказал что-то не так. Бери семью и беги..."

Ночью отец погрузил нас в сундук, запряг лошадь и поехали мы по течению Вад за Зверевым. Так и стали второй семьей в Диком... Следом за Фокиными поселение пополнилось семьями Каргиных, Сангиных, Елисеевых и Пушкаевых.
Они были людьми, которые не принимали навязываемую коммунистами систему. Поэтому решили отказаться от цивилизации и создать свое маленькое государство посреди мордовских чащоб. Здесь не было ни света, ни воды. Но жизнь кипела вовсю.
Герои Дикого Когда началась Великая Отечественная война, народу в деревеньке прибавилось. Сюда стекались дезертиры, не желающие идти на фронт, да беглые, кто из плена, кто - с поля боя.
Прознали о поселении и районные власти, они-то и прозвали деревню - поселок Дикий. - Место там Дикое, и не люди живут, а дикие одни - так про нас в ту пору говорили, - вспоминает старожил поселка Анна Баландина. - Да не слушайте вы никого, это власть наших дедов в предателей превратила.
Даже тех, у кого детей мал мала, а он один кормилец, дык все равно на фронт забирали. А вот дядька мой покойный - Куприяныч, он вообще в плен к фашистам попал, потом бежал. Но его сразу как пропал без вести, так дезертиром и окрестили.

Только в 1947 году он к нам вернулся. Рассказывал, как над ним в плену издевались. А беглый дезертир Фура все по лесам прятался. Да, было дело, разбойничал в чащах. Но нападал-то на богатых, тех, кто только прикрывался высокими чинами.
Они сами людей обирали, добро делили, а мужей да отцов наших стреляли как дезертиров. Как-то засаду в лесу милиция устроила, 15 наших мужиков положила. Поймать не смогли только Степку Сангина. А он, бедолага, два года в навозной куче прятался. Оттого и собаки след не брали.
Степан Сангин считается одним из самых почитаемых героев поселка Дикий. Его отец - Лутоня - разбойничал в лесах вместе с бандой Фуры. А мать в поселке прозвали Неха, что по-мордовски значит "бедная". Она растила восьмерых детей и не имела никакой возможности помочь им скрыться от властей.
Вот и придумала Неха хитрость. Поставила с сыном будку прямо на задворках своего дома да засыпала ее навозом. Сюда же отходы всякие выливала. А та будка на самом деле стала убежищем для Степана.

Два года он прожил в ней. Мать носила ему еду втихаря, прямо в ведрах для скотины - на случай, если облава неожиданно нагрянет. И только по случайности попался Сангин. Его младшая сестра вилами приводила навозную кучу в порядок, чтоб не виднелось и следа будки, но на беду приехали милиционеры.
Одному из них девушка приглянулась, он решил ей помочь, взял вилы и стал тыкать по куче. Раздался глухой звук. И тут до милиционеров дошло, что навоз тут не спроста лежит. Разгребли они кучу и вытащили из будки Степана. Говорят, вонь от того исходила страшная.
Только из жалости к бедной Нехе Сангина не расстреляли, а забрали в штрафной батальон. К тому времени Степан озверел настолько, что бросался на врагов голыми руками. Первый трофей он получил, бросившись во время атаки на немеца и вцепившись в него зубами.
"Герой", - говорят про Сангина в Диком. "Зверюга, - возражают в райцентре чиновники, в очередной раз услышав легенду о навозной куче, - и предки у них звери, и потомки - бандиты".

Знак зверю - Именно так некоторые зубовополянцы называют установленный в Диком памятник, который в начале 80-х годов дети и внуки расстрелянных дезертиров установили в честь погибших предков. Такого монумента вы больше нигде не увидите.
Огромный мореный дуб зарыт посредине поселка корнями вверх. - Иван Зверев, лесник-то наш, говорил, что дерево это лет 300 в реке Вад пролежало, - рассказывает Валентина Фокина, - а ребята наши решили его вытащить. Мешали его корни и купаться, и рыбу ловить.
Да и памятники нам больше тут не из чего делать. А старики-то говорили, мореный дуб тыщу лет на земле простоит. Да поднять его нелегко было... Руководил установкой памятника племянник местного дезертира по кличке Глаз, который давно живет в Москве и считается авторитетом в бандитских кругах.
Сначала дуб хотели трактором поднять, да трос все лопался. Тогда Глаз сам нырнул в реку, закинул на дуб удавку, а в трос впряглись все собравшиеся в Диком мужики, и стар, и млад. Здесь были приехавшие с Глазом потомки местных и просто его друзья-авторитеты.

Лошадь Фокиных тоже запрягли. И так - общими силами - восьмиметровое дерево вытащили из воды. Потом мужики вырыли глубокую яму, куда и вкопали ствол, а корневище направили вверх, к небу.
Сделали это не случайно. "Это корни нашего народа, которые вывернули из земли. Нас хотели заставить жить по-другому. Но этого не было и не будет никогда, - говорят в Диком. - А дуб - вечная память нашим предкам, павшим от разрушителей корневой системы".
Население Дикого уверено, что их памятник простоит гораздо дольше всех городских монументов. "Там все власть меняется, одни памятники сносят, другие ставят, - говорят они, - а мы свой дуб вкопали не просто так. Это от сердца..."
Правда, живы в памяти дикинцев годы, когда власти хотели уничтожить их памятник. Установили его еще во времена андроповского правления. И хотя само существование "позорного" поселка районные чиновники тщательно скрывали, прослышав про дуб, решили перестраховаться.
Пригнали из Зубовой Поляны автокран, чтобы выкорчевать памятник. Но дикинцы настолько глубоко и сильно утрамбовали свой дуб, что машина так и не смогла вытянуть его из земли. Чтобы чиновники больше не домогались, потомки дезертиров заказали в столице стальную табличку с гравировкой "Репрессированным родителям. Благодарные потомки". С тех пор власти больше не пытались уничтожить мореный дуб.



Современная жизнь поселка Дикий мало чем отличается от довоенных времен. Все та же отдаленность от цивилизации, и то же неприятие властей. В Диком осталось всего семь домов и 15 человек. Из них три семьи, остальные - одинокие старушки.
Но дикинцы уверены, что их поселение никогда не исчезнет с лица земли. - Дети это место не оставят, - говорят они, - это их память, это их корни, это их начало... Был поселок, есть он и будет всегда!
По-прежнему дикинцы живут одним натуральным хозяйством. Держат скот, пчел, пашут землю. Сами сеют, сами жнут. - Хлебушек вот пеку - на неделю четыре буханочки, - говорит Валентина Фокина, - от коровы молоко, да масло сама пахтаю.
Пасека у меня небольшая. Отдыхать, конечно, некогда. Но все равно других занятий здесь нет. Ни тебе газет, ни телевизора, ни телефона. Из мужиков-то... один хромой, другой - косой.
Это хорошо, что вы приехали. А то все со скотиной разговариваю. Пенсию раз в месяц привозят, да дети летом приезжают. Мне сын даже связь эту, как ее, сотовую, обещал наладить. Или телефон простой провести.
Но, видно, непросто это. То ли дело в лето, когда все наши дети да внуки приезжают. Человек сто в июле собирается на землю родную. Это традиция такая. Кто из Питера, кто из Москвы, кто из Бугульмы, из Владимира много тоже.

Убитые в тех краях в 1931 году агитаторы и отряд присланный для подавления бунта. Мордовия, Ичкаловский район.



Все едут. У дуба мореного всю ночь костры горят. Сидим да поминаем наших родителей. Истории разные рассказываем, в Ваде купаемся, песни поем... Моются дикинцы в своих банях, белье стирают прямо в речке, а вот готовить недавно стали на газовых плитах.
Один из обеспеченных выходцев из Дикого провел им газ, завез газовые плиты и научил пользоваться ими. - Как в раю! - улыбаются здешние старушки. Вот только продать мясо или скотину они до сих пор не могут. Не принимают его в заготконторах, как и было испокон веков.
Не принято брать продукты из поселка дезертиров даже за копейки. А далеко местные жители ехать не могут. Куда им на своих лошадях... - Да ничего, сами научились и шкуры выделывать, и мясо запасать, и шерсть прясть, - не унывают дикинцы. - Да, может, и к лучшему.
Говорят там, в больших городах, несладко живется. Преступления, бандиты... А у нас все спокойно. И дай бог так и будет всегда... А помрет кто, так тетя Валя лошаденку свою запряжет, съездит в Журавкино да привезет оттуда бабок из церкви. Они и отчитают.

Ну и сами учимся помаленьку. Надо уметь ежели что. Церкви-то нет здесь. Иконы вот у нас стоят по сто лет, еще от дедов наших. Последние годы изредка в Дикий стал наведываться "уазик" с продуктами. Один из зубово-полянских коммерсантов решил подзаработать, организовав для поселка своеобразный выездной магазин.
А еще в Дикий частенько заглядывают охотники из окружных сел, только местные их не выдают. - Это раньше охотниками-то были, а теперь вона - тут зона охраняемая стала. И называются они уже браконьерами, - рассказывают дикинцы. - Да зачем уж так. Все равно рыбы, птицы да зверя тут еще на десять веков хватит, не переведется.
Именно охотникам дикинцы порой продают свой товар. Самым большим спросом пользуется здесь мед. Он чистый, без всяких примесей и считается лечебным. Дикинцы умудряются продать трехлитровую банку липового за 500 рублей.
- Да за деньгами мы не гонимся, - смеются жители поселка, - где нам их тратить? Но труд свой ценим. Дети научили. - А народ сюда еще придет, - уверены дикинцы, - вон времена какие неспокойные бывают. А здесь - свой мир.
Как глаз бури, это точка посреди урагана. В его центре всегда тихо и спокойно. Все вокруг рушится, и только это место остается нетронутым. Это про нас, и это хорошо. Еще сотни и сотни лет будут у мореного дуба петь песни, а вечерами - гореть костры. Самые горячие и красивые в мире...

Большая часть преданий Мордовии связана с подземельями: там ждут своего часа волшебная труба и разбойничье золото, глубоко под землей прорыты секретные тоннели и конспиративные ходы. Почти все легенды основаны на реальных исторических событиях.

Труба князя Тюшти.

Самое известное предание Мордовского края связано с именем Тюшти - былинного князя (или царя) всей мордвы, жившего в X веке. По легендам, записанным краеведом XIX века Иваном Дубасовым, Тюштя жил на Зубово-Полянской земле недалеко от места, где сейчас стоит село Ширингуши. Тюштя был справедливым и могучим вождем, именно он помирил враждовавшие мордовские роды. А потом ушел (легенда не поясняет куда - может быть, на новые земли), но оставил народу свою трубу - тораму. По одной версии, торама была скрыта в ветвях деревьев, по другой - в земле. Найти тораму было суждено лишь избранному. По завету Тюшти в день, когда враги придут на его землю, людям нужно протрубить в тораму. Тогда он вернется к своему народу и накажет недругов.

Эта красивая легенда похожа на историю короля Артура или Лоэнгрина. Как он, Тюштя, ушел неизвестно куда, но обещал вернуться. Где он сейчас? Спит волшебным сном? Легенды указывают на этот вариант.

20 бочек золота.

Другое преданье старины глубокой связано с Краснослободским районом. По легенде, в 1870-х годах по лесным дорогам тогда еще Краснослободского уезда везли жалованье солдатам в Сибирь - 20 бочек с золотом. На караван напали разбойники. Золото отбили и спрятали в лесах у реки Сивинь, атаман шайки сбежал в Харбин, а залегших на дно разбойников постепенно перебили. Золото же осталось в лесу. И по сей день его ищут кладоискатели со всей России. Но ничего не находят.

А.Лютов, краевед: "Однажды мне поступил интересный заказ. За очень большие деньги предложили составить карту клада золотых монет. Но делать это опасно даже спустя столько лет. Как меня ни упрашивали, я не согласился. Никаких денег не надо!".

Потайной ход под рекой Мокшой.

Легенда в духе готических романов связана с самим старинным городом Краснослободском. Крепость Красная Слобода была построена в 1571 году. Постепенно городок за дубовыми стенами развивался, в пяти верстах от него был построен Спасо-Преображенский мужской монастырь. Обитель сохранилась до наших дней. Жива и легенда: из Краснослободской крепости к монастырю в былые времена проложили подземный ход. А сейчас в нем спрятаны монастырские ценности и древние книги. Для тех, кто не знает: город и святую обитель разделяет река Мокша. Но те, кто верит в легенду, считают, что ход идет под руслом реки. Говорят, что это вполне реально: писал же известный отечественный археолог и спелеолог Игнатий Стеллецкий о ходах под Москвой-рекой.

Легенды о подземных ходах связаны практически со всеми старыми зданиями города. Особенно часто туннели упоминаются в связи с подвалами школы (бывшего духовного училища). В них видели тяжелую, обитую железом дверь, на которой висел большой замок. И в особняке Севастьяновых, который был построен на месте Покровского женского монастыря, есть глубокие подвалы, по легенде, имевшие выход в подземелья города. Особенно много легенд о подземных ходах связаны с бывшим Успенским женским монастырем (сейчас это корпуса районной больницы). Все строения монастыря соединялись друг с другом подземными ходами. Но попытки проникнуть глубоко в подвалы сохранившихся зданий кончались неудачей: огромные горы мусора и земли не дают это сделать. И большинство провалов и колодцев на месте старых ходов было засыпано, двери в них замуровывались, сами ходы обваливались естественным путем.

Подземные ходы.

В Саранске тоже есть легенда, связанная с подземельем. Дескать, здешние старожилы помнят: под современными дорогами и тротуарами в историческом центре города скрыты дореволюционные подземные ходы. Один из них якобы идет от места, где стоял Петропавловский монастырь (сейчас там возведен Свято-Феодоровский кафедральный собор), до старого городского острога (тюрьмы). Здание острога сохранилось до наших дней. Во время Великой Отечественной войны в нем были устроены квартиры и в одной из них жил сосланный в Саранск знаменитейший советский филолог М.М. Бахтин. Сейчас в здании работает часть сотрудников городской администрации.

С.Зеткин, историк: "За легендой вполне могут стоять реальные исторические факты. Подземные ходы под монастырями делались во многих городах Поволжья, например в Пензе. Логично, что такой ход мог идти и от Петропавловского монастыря. В пользу легенды говорит один факт. В 1960-х годах ремонтировали дорогу на улице Советской, примерно посередине монастырского хода. Отбойные молотки рабочих вдруг ушли в пустоту. Любопытные заглядывали в дыру, образовавшуюся посреди улицы. Говорили, что видели кирпичные своды и тоннель. На место ЧП прибыли чиновники. Дыру велели заделать".

Мифы и легенды давно закрепились в нашем сознании, как что-то имеющее мало общего с реальностью. Однако не бывает дыма без огня и в каждой из подобных историй есть доля правды. Предлагаем вашему вниманию топ самых мест в Мордовии.

Проклятие Сивиньских оврагов

В Республике Мордовия, есть загадочное и таинственное место, которое проклято местными жителями. В окрестностях протекает речка Сивинь, недалеко расположено село с тем же названием. Это Сивиньские овраги, растянувшиеся на несколько километров в длину. С давних пор это место обладает плохой энергетикой.

Волшебный дуб

Этому дереву более 600 лет. Народная молва гласит, что оно помогает родить здоровых детей, сохранить семейное счастье и выполняет разные заветные желания. Дуб растет в Симкинском природном парке Мордовии и не только стал местной достопримечательностью, но даже официально получил статус памятника живой природы России.

Чудеса в больнице

Саранской больничной церкви Луки Крымского, которая расположена на территории Республиканского психоневрологического диспансера, несколько лет назад была подарена икона Богородицы. Какое-то время она стояла в церкви, прислоненной к стене. И вдруг на образе сам собой, А на обратной стороне иконы неожиданно возник лик святого Николая Чудотворца. Икону поместили в деревянный оклад, и она стала особо чтимой святыней храма.

А какие вы знаете загадочные места в Мордовии? Свои комментарии оставляйте под новостью.

Последние материалы сайта