Формирование практических навыков у детей дошкольного возраста. Учебная деятельность дошкольников Формирование навыков учебной деятельности дошкольников

08.09.2022
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

которые ютй.

Ействий

Ли.. .есоеа условия

й..яяя.ихироия..еив.

Льамдействий.

Ое. . . че.

Динные.свои.. . е,м.

Эееиеыеительныеые.их..

Уюуюу. ен. й

Обучаемость.

мамкамгим

Может св

Еговзрослым

Особенности развития учебной деятельности детей дошкольного возраста.

Учебная деятельность должна привлекать детей, приносить им радость и удовольствие. Поэтому с раннего детства следует воспитывать у них познавательные интересы, выражающие осознанное направленность личности, стимулируют психические процессы и функции, активизируют способности. На основе интереса к деятельности у ребенка мобилизуются внутренние силы, важно учитывать при организации учебной деятельно ости дошкольников не оправдано опираться в этом деле только на чувство долга, ответственность, дисциплинированность. Конечно, и эти качества необходимо учитывать, заботясь о формировании волевых качест у ребенка-дошкольника. Важно также помнить, что у детей еще очень слабо развиты необходимые для обучения произвольное внимание и произвольное запоминание. Низким является уровень его трудоспособности.

Усвоенные без интереса и восхищения знания будут формальными, а такое обучение не будет способствовать развитию пытливого творческого. Интерес к обучению возникает и развивается при следующих условиях:

Возможность самостоятельного поиска и открытия ребенком новых знаний, решения проблемных задач;

Разнообразие учебной деятельности (однообразный материал и методы его усвоения быстро вызывают у детей скуку);

Понимание необходимости и важности учебного материала;

Связь нового материала с усвоенным ранее;

Посильность усвоения, познавательная сложность нового материала (слишком легкий и слишком тяжелый материал не вызывает познавательного интереса);

Яркость и эмоциональность учебного материала;

Положительное оценивание успехов детей, стимулирует их активность.

Итак, воспитание положительных интересов является важнейшей составляющей воспитания личности ребенка.

В видении предпосылок учебной деятельности современная психология опирается на выдвинутые Д. Элькониным и В. Давыдовым положения о содержании и структуре учебной деятельности. Согласно им учебной является деятельность, во время которой дети овладевают научно-теоретическими понятиями, общими способами выполнения практических заданий, содержание которых воплощают эти понятия. Усвоение и воспроизведение детьми этих способов есть основной учебной. Учебная деятельность не тождественна усвоению, поскольку знания, умения и навыки ребенок может получать и вне ее - в игре, труде.

которые ютй.

Ействий

Ли.. .есоеа условия

й..яяя.ихироия..еив.

Льамдействий.

Условия развития учебной деятельности детей дошкольного возраста

Ое. . . че.

Динные.свои.. . е,м.

Эееиеыеительныеые.их..

Уюуюу. ен. й

Лируются ю. . . ых тов.абудет и

Основные уровни развития и готовность дошкольника к обучению

Обучаемость.

мамкамгим

Может св

Общение ребенка со взрослыми и сверстниками

Еговзрослым

енимеет....воспита. е сойс емс отцом

Особенности развития учебной деятельности детей дошкольного возраста.

Учебная деятельность должна привлекать детей, приносить им радость и удовольствие. Поэтому с раннего детства следует воспитывать у них познавательные интересы, выражающие осознанное направленность личности, стимулируют психические процессы и функции, активизируют способности. На основе интереса к деятельности у ребенка мобилизуются внутренние силы, важно учитывать при организации учебной деятельно ости дошкольников не оправдано опираться в этом деле только на чувство долга, ответственность, дисциплинированность. Конечно, и эти качества необходимо учитывать, заботясь о формировании волевых качест у ребенка-дошкольника. Важно также помнить, что у детей еще очень слабо развиты необходимые для обучения произвольное внимание и произвольное запоминание. Низким является уровень его трудоспособности.

Усвоенные без интереса и восхищения знания будут формальными, а такое обучение не будет способствовать развитию пытливого творческого. Интерес к обучению возникает и развивается при следующих условиях:

Возможность самостоятельного поиска и открытия ребенком новых знаний, решения проблемных задач;

Разнообразие учебной деятельности (однообразный материал и методы его усвоения быстро вызывают у детей скуку);

Понимание необходимости и важности учебного материала;

Связь нового материала с усвоенным ранее;

Посильность усвоения, познавательная сложность нового материала (слишком легкий и слишком тяжелый материал не вызывает познавательного интереса);

Яркость и эмоциональность учебного материала;

Положительное оценивание успехов детей, стимулирует их активность.

Итак, воспитание положительных интересов является важнейшей составляющей воспитания личности ребенка.

В видении предпосылок учебной деятельности современная психология опирается на выдвинутые Д. Элькониным и В. Давыдовым положения о содержании и структуре учебной деятельности. Согласно им учебной является деятельность, во время которой дети овладевают научно-теоретическими понятиями, общими способами выполнения практических заданий, содержание которых воплощают эти понятия. Усвоение и воспроизведение детьми этих способов есть основной учебной. Учебная деятельность не тождественна усвоению, поскольку знания, умения и навыки ребенок может получать и вне ее - в игре, труде.

которые ютй.

Ействий

Ли.. .есоеа условия

й..яяя.ихироия..еив.

Льамдействий.

Условия развития учебной деятельности детей дошкольного возраста

Ое. . . че.

Динные.свои.. . е,м.

Эееиеыеительныеые.их..

Уюуюу. ен. й

Лируются ю. . . ых тов.абудет и

Основные уровни развития и готовность дошкольника к обучению

Обучаемость.

мамкамгим

Может св

Общение ребенка со взрослыми и сверстниками

Еговзрослым

енимеет....воспита. е сойс емс отцом

Елена Чигина
Формирование навыков учебной деятельности у детей с проблемами в развитии

Учебные навыки – это конкретные практические и мыслительные устойчивые цепочки операций, которые необходимы для успешной учебной деятельности на определенной образовательной ступени.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности : социальный, психологический, эмоционально - волевой.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

А. Анастези трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками.

И. Шванцара определяет школьную зрелость как достижение такой степени в развитии , когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении.

Л. И. Божович указывает, что готовность к обучению в школе, складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности , познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.

КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ

К умственной области относят способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению и т. д.

Под эмоциональной зрелостью понимают эмоциональную устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка.

Социальная зрелость связывается с потребностью ребенка в общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям детских групп, а так же со способностью взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения.

КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ

Мотивационная готовность - наличие у ребенка желания учиться

В мотивационном плане были выделены две группы мотивов учения :

широкие социальные мотивы учения или мотивы, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми; мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью .

Личностная готовность к школе выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности .

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний.

Волевая готовность. Уже в школьном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели.

ПРЕДПОСЫЛКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обсуждая проблему готовности к школе , Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности .

Анализируя эти предпосылки, выделили следующие параметры : умение детей сознательно подчинять свои действия правилам, обобщенно определяющим способ действия; умение ориентироваться на заданную систему требований; умение внимательно слушать говорящего; умение самостоятельно выполнять задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Для развития произвольности у ребенка при работе следует выполнять ряд условий : необходимо сочетать индивидуальные и коллективные формы деятельности ;

учитывать возрастные особенности ребенка; использовать игры с правилами.

УРОВНИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Речевая готовность детей к обучению проявляется в их умении пользоваться для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средство общения и предпосылки усвоению письма.

В познавательном плане ребенок к поступлению в школу уже достигает весьма высокого уровня развития .

К поступлению в школу у ребенка должны быть развиты самоконтроль , трудовые умения и навыки , умение общаться с людьми, ролевое поведение.

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 6 – 7 лет

Можно заключить, что на этом возрастном этапе дети отличаются : достаточно высоким уровнем умственного развития ; у ребенка формируется определенный объем знаний и навыков , интенсивно развивается произвольная форма памяти , мышления; его поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов; особенности развития речи .

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ЗПР

Оценивая интеллектуальную готовность детей , испытывающих стойкие трудности в обучении, исследователи отмечают основную черту - низкую познавательную активность.

Внимание характеризуется низкой концентрацией; для любого вида их деятельности характерны повышенная отвлекаемость и фрагментарное выполнение заданий.

Во всех видах мыслительной деятельности у детей обнаруживается отставание.

Недостаточная готовность к школе проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности .

Основным симптомом ЗПР является недоразвитие эмоционально-волевой сферы. У дошкольников фонетическая сторона речи страдает разнообразными нарушениями : нечеткостью произнесения ряда звуков, нестойкостью употребления нарушенных звуков в речи, заменой одних звуков другими, более простыми по артикуляции, общая вялость артикуляции.

ПУТИ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ЗПР

Принципиальный путь помощи детям с ЗПР при формировании общей способности к учению - это помощь в овладении собственной интеллектуальной деятельностью , основными её структурными компонентами. Это организация внешних действий на специально организованной ориентировочной основе и постепенный её перевод во внутренний план.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗПР

Большое внимание уделяется подбору подвижных игр с правилами, постепенному их усложнению. Усложнение обычно идёт в следующих направлениях : от игры к игре увеличивается количество правил; растёт их трудность; от выполнения правил каждым игроком команды - к выполнению правил только её представителями и так далее. .

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧЕВОМУ ОПОСРЕДОВАНИЮ

Речевое опосредование ребёнком собственной деятельности является необходимым условием осмысления поставленной перед ним общей цели, её конкретизации, планирования путей и средств реализации, оценки адекватности средств достижения, а также представления законченного продукта, то есть условие предвосхищения деятельности образом , опосредованным речью.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПУТИ И СРЕДСТВА РАБОТЫ

Реализации направлений в работе с детьми способствуют специально подобранные методические пути и средства групповой и индивидуальной работы : поощрение и поддержка правильных ответов детей на этапе ориентировки в задании и планирования предстоящей деятельности ; помощь по ходу занятия тем детям, которые так и не сумели составить план своей работы до её начала; учёт тех детей , которым так и не удалось на групповом занятии понять задание, для того чтобы организовать им впоследствии помощь в индивидуальной работе. Все средства направлены против «бездумного» стиля работы детей - стиля , основой которого является простое подражание, копирование чужого труда.

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ САМОКОНТРОЛЯ

Отбор методических средств формирования действий самоконтроля осуществляется на основе учёта как их специфического назначения и конкретного психологического содержания в соответствии с этапом деятельности , так и уровня развития детей . На этапе принятия задания действие самоконтроля формируется на следующей ориентировочной основе : необходимо запомнить, что нужно сделать и какие правила соблюдать, чтобы выполнить задание, Чтобы сформировать у детей привычный способ самоконтроля на данной ориентировочной основе, организуется система практических действий : повторить задание вслух тем, кто его хорошо запомнил; повторить задание за теми, кто его сформулировал правильно ; оценить правильность повторения задания тем или иным ребёнком; оценить, правильно ли выполняется задание по началу его выполнения; повторить задание вслух и проверить, соблюдаются ли правила его выполнения и так далее. Затем внимание детей направляется на способы выполнения задания. При этом используются в основном те же приёмы : проговаривание отдельными детьми вслух для всех детей правил выполнения задания, проговаривание шепотом для себя, проверка на этой основе своих действий и т. п.

ОБУЧЕНИЕ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКЕ

В определённой последовательности с детьми проводится работа по обучению их объективной оценке полученного результата - сличению его с заданием.

Сначала воспитатель вместе с детьми перед началом оценки их работ повторяет правила выполнения задания, а дети по ходу их воспроизведения проверяют свои работы и оценивают с его же помощью степень их соответствия этим правилам : правильно, неточно, неправильно. Далее ребёнок должен научиться на основе воспроизведённых детьми правил оценивать свою работу и работу рядом сидящего товарища, причём аргументировать оценку в развёрнутой речевой форме . Затем дети выборочно оценивают лучшие работы и свою на их фоне, аргументируя при этом оценку в развёрнутой речевой форме . Самооценка отдельных детей получает оценку со стороны коллектива при тактичном направлении педагога. Если ребёнок, в конце концов научится давать выполненной им работе адекватную оценку на основе сличения с образцом, причём делать это в развёрнутой речевой форме , то можно считать действие самоконтроля у него сформированным .

ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ С ЗПР

Учебные занятия по развитию элементарных математических представлений и занятия по родному языку в основном подчиняются той же логике формирования ребёнка как субъекта учебной деятельности , которая была описана выше. Однако каждый из этих видов учебных занятий характерен и свой специфический круг задач. На занятиях по развитию элементарных математических представлений на основе специально организованных практических действий в определённой последовательности дети обучаются абстрагированию геометрической формы , величины, количественных отношений, а так же словесным обозначениям этих абстракций.

Практика обучения и воспитания детей с ЗПР позволяет надеяться на положительный прогноз в плане усвоения ими учебной программы общеобразовательной школы при соответствующей психолого-педагогической и методической организации процесса обучения.

На основе практических действий при целенаправленной педагогической работе быстрее можно сформировать интеллектуальную деятельность с опорой на общие представления и словесно – логические рассуждения, так необходимые в учебной деятельности и в школе .

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ: ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ И НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Морозова Ирина Михайловна

старший воспитатель,

МБДОУ ДСКВ №24 п. Советский,

МО Ейский район

2. «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) – важный этап преемственности детского сада и школы.

Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться

В условиях модернизации и инновационного развития важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. На практике в образовательном процессе часто ценятся такие качества как умение действовать по образцу, послушание, принятие чужого мнения. Данное противоречие заставляет ещё раз осознать, что п реемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.

3. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития его умственных способностей.

Перед воспитателем детского сада, а далее и учителем начальной школы стоит задача раннего раскрытия и формирования интересов и способностей учащихся к научно-поисковой, проектной деятельности.

4. Теоретические обоснования : ФГОС ДОУ

Деятельностный и личностный подходы

ФГОС начальной школы

Системно-деятельностный подход

Содержательную преемственность можно выразить следующим образом: только через деятельность человек осваивает новый опыт, может самостоятельно обучаться, и наиболее успешно это происходит на основе тех видов деятельности, которыми он уже обладает. В детском саду ведущий вид деятельности игра - как моделирование отношений и событий реальной жизни, а в начальной школе происходит постепенный переход к учебной деятельности.

5. 6. Вместе с ростом вариативности форм и методов обучения, в частности с появлением различных моделей обучения стали нарастать признаки рассогласования и ослабления преемственности на различных ступенях образования. И если на уровне целей, задач и принципов согласованность представлена, то на уровне методов, средств и форм она часто отсутствует.

7. (Результаты освоения программы) Основные изменения в дошкольном образовании связаны с тем, что акцент со знаний, умений и навыков переносится на социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, т.к. специфика дошкольного детства не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов, что обуславливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования ставят требования, которые должно выполнить предшкольное образование - формирование у детей мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, умения действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активности и восприимчивости к миру, инициативности, формирование различных знаний. Именно эти качества хотят видеть в будущем первокласснике педагоги первой ступени образования.

Отличительной особенностью ФГОС начальной школы является его деятельностный характер , ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования также отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра Стандарта являются универсальные учебные действия это - «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.д.

8. Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Задача педагогов: внимательно познакомиться с формами и методами работы в образовательных учреждениях, это поможет первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям. Поэтому, признавая, что в основе успешности ребенка, особенно в условиях непрерывного образования, рассматривается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений, в системе современного образования преемственность целей и задач должна получать логическое продолжение в согласовании педагогических подходов и технологий , которые будут способствовать формированию заявленных компетенций воспитанников и учащихся начальной школы.

9. Поэтому задачами преемственности детского сада и школы являются:

Развитие любознательности;

Развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

Формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;

Развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

10. В ближайшей перспективе необходима разработка гибкой системы методической работы в образовательных учреждениях (и в школе и в детском саду), способствующей повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования педагогических подходов и технологий, способствующих формированию УУД и компетенций воспитанников и учащихся ОУ, в условиях предшкольного и начального образования. Главный недостаток в осуществлении данной деятельности на практике - недостаточная системность её организации и низкий уровень мотивации педагогических работников образовательных учреждений в её осуществлении.

11. Для работы по реализации преемственности в развитии личностных, метапредметных и предметных компетенций дошкольников и школьников следует выделить следующие параметры:

1. Преемственность в целях и содержании обучения и воспитания.

2. Преемственность в формах и методах образовательной работы.

3. Преемственность педагогических требований и условий воспитания

детей.

Какие же это направления?

1. Согласование целей на дошкольном и начальном школьном уровнях.

2. Обогащение содержания образования в начальной школе и детском саду.

3. Совершенствование форм организации и методов обучения в дошкольном учреждении и начальной школе.

12. Через все перечисленные выше направления четко прослеживается:

методическая работа;

работа с детьми;

работа с родителями.

13. Поделимся опытом сотрудничества с МБОУ СОШ №17 п. Советский Методическая работа может включать в себя изучение методов и форм организации образовательного процесса через:

взаимопосещение открытых занятий в ДОУ и уроков в начальной школе, так с 23 по 27 ноября детский сад принял участие в предметной методической неделе с открытым показом организованной образовательной деятельности: Формирование элементарных математических представлений и Развитие речи, с приглашением учителя начальных классов МБОУ СОШ №17 п.Советский Пархоменко Анны Анатольевны . Интересно было наблюдать за работой детей, которые с интересом и старанием считали, решали задачки, выделяли звуки в словах, делили их на слоги, составляли предложения, тексты. Каждому ребёнку хотелось показать, что он умеет, и конечно понравиться будущему учителю.

Организуется участие в совместных педсоветах, семинарах-практикумах, совместные МО творческих групп воспитателей и учителей начальной

школы на базе образовательных учреждений;

14. Работа с детьми может заключаться в:

организации экскурсий в школу детей старшего дошкольного возраста;

Важным взаимодействием между детским садом и школой является посещение занятий школы будущего первоклассника детьми и воспитателями подготовительных групп. После занятий педагоги имеют возможность совместно с учителями обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, позаимствовать положительный опыт педагогов, что даёт возможность совершенствовать методы обучения детей.

Ещё одним важным, на наш взгляд, направлением работы между детским садом и школой является организация совместных праздников, выставок, участие в проектной деятельности и других интересных мероприятиях.

Приходят в гости ученики школы с показом перед ребятами сказок, переделанных на новый лад.

Встречаются ребята не только с развлекательной программой, но и познавательной - такой как «Литературная викторина».

Такие встречи активизируют любознательность, творчество, развивают положительный интерес дошкольников к школьной жизни, знакомят с образовательным пространством школ. Дети раскрепощаются, раскрываются в совместных мероприятиях . У них появляется желание пойти в школу, стать учениками 1 ого класса. Будущие первоклассники учатся у школьников способам поведения, манерам разговора, свободного общения, а школьники проявляют заботу о младших товарищах, а это способствует развитию коммуникативных универсальных учебных действий.

15. Важным направление работы между детским садом и начальной школой является работа с родителями. В детском садике организованы уголки для родителей с советами для будущих первоклассников. Проходят совместные родительские собрания.

Также работа с родителями предполагает:

    круглые столы, дискуссионные встречи,

    консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;

    дни открытых дверей;

    анкетирование, тестирование родителей;

16. В заключении хочется сказать, что только такая заинтересованность обеих сторон позволяет по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, делает для ребенка переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным.

Положительный результат взаимодействия ощутили наши учителя первых классов.

Дети хорошо усваивают программу, потому что сформированы элементарные навыки учебной деятельности: умение слушать и понимать объяснение учителя; действовать согласно его указаниям, доводить работу до конца. Уровень их подготовки соответствует предъявленным к первоклассникам требованиям, дети благополучно проходят адаптационный период при начале обучения в школе. Самое главное у них появляются мотивы обучения: отношение к учёбе, как к важному общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определённым учебными предметам.

Спасибо за внимание!

Ребенок собирается стать первоклассником. Событие это у большинства родителей вызывает не только (а иногда не столько) радостные эмоции, но и заставляет волноваться: как все у ребенка будет складываться? Легко ли он войдет в школьную жизнь? Как же помочь ребенку с наименьшими проблемами вступить в новый для него этап жизни, что может сделать каждый из вас уже сейчас?

Важнейшей целью начального обучения является формирование учебной деятельности. Учебная деятельность - это сознательная деятельность по усвоению знаний, умений и навыков, по овладению основами наук. Она складывается постепенно, формирование ее происходит на протяжении всего периода обучения в начальной школе. В то же время созданию предпосылок для формирования учебной деятельности надо уделять внимание уже в старшем дошкольном возрасте. Создание предпосылок для формирования учебной деятельности предусматривает:

Достаточно высокий уровень произвольности;
умение планировать и контролировать собственные действия;
высокий уровень активности и инициативности;
самостоятельность в работе;
умение оценивать правильность выполнения собственной работы. Как видите, задачи непростые. Как же успешно их решить?

Остановимся на важнейших для успешного обучения качествах ребенка - его активности и самостоятельности .

В формировании активности и самостоятельности, как это ни покажется странным на первый взгляд, ведущую роль играет характер ваших отношений с ребенком. Для того чтобы сформировать у дошкольника умение самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос, важно положительно оценивать любой, даже не верный, но самостоятельно найденный ответ, решение какой-то проблемы. Необходимо хвалить ребенка за саму попытку действовать самостоятельно. Если работа сделана неправильно или ответ не верен, вы можете по¬том вместе это исправить. Если же каждый раз, пытаясь вы¬полнить какую-то работу самостоятельно и не добившись нужного результата, ребенок будет слышать упреки, то в конце концов он перестанет проявлять инициативу, будет ждать вашей помощи, перестанет надеяться на свои силы, что при¬ведет к снижению его самооценки. Дайте ребенку поспорить, доказывая свою точку зрения, свой взгляд на выполнение какой-то работы. Даже если он не прав, всячески поощряйте такие споры, умело руководите ими, учите ребенка отстаивать свое мнение и вместе приходите к правильному решению.

Напротив, беспокойство должна вызывать низкая активность, безынициативность ребенка. У таких детей в будущем довольно часто и быстро снижается интерес к учебе, нарушаются контакты с одноклассниками. Главная задача родителей таких детей - приветствовать любое проявление инициативы с их стороны, чаще поощрять, хвалить, снизить уровень своей опеки, возложить на ребенка несложные, но постоянные обязанности по дому и поощрять его за их выполнение.

Следующая необходимая предпосылка учебной деятельности - умение планировать свои действия . Наиболее удобны для этого различные виды конструирования, лепка, аппликация, работа с конструктором (особенно любят современные дети маленькие наборы «Лего»). Обсудите с ребенком предстоящую работу, узнайте порядок его действий, внесите поправки в его план, посоветовавшись с ним, спросив его мнение. То же касается и выполнения ребенком каких-то ваших поручений по хозяйству. Учите его: прежде чем делать работу, надо обдумать, как ты ее будешь делать, с чего лучше начать.

Важно учить в этом возрасте и самоконтролю, самооценке : проверять свою работу, сравнивать ее с образцом, оценивать, видеть недочеты, находить ошибки и исправлять их. Это очень трудно! Без вашей поддержки, вашей терпеливой помощи дошкольнику с этим не справиться, ведь в этом возрасте ребенок не всегда способен адекватно оценить результаты своей деятельности (чаще всего эта оценка бывает завышена).

Чаще обращайтесь за советами к воспитателям своих детей. Не стесняйтесь и не забывайте спрашивать, интересоваться у них, как ребенок ведет себя на занятиях, успевает ли вместе со всеми выполнить задание, проявляет ли активность, с желанием ли занимается, насколько самостоятелен (часто ли воспитателю приходится оказывать ему помощь), как относится к похвале или порицанию. Мнение воспитателей очень важно, ведь они наблюдают вашего ребенка в течение всего дня. Не обижайтесь, если отзывы о работе ребенка на занятиях не всегда будут положительными, а попробуйте вместе разобраться в причинах, узнайте, какое объяснение дает этому воспитатель, прислушайтесь к мнению специалиста. А затем уже дома постарайтесь строить свою работу с ребенком, свое общение с ним таким образом, чтобы помочь ему преодолеть все затруднения.

Например, воспитатели отмечают, что ребёнок работает медленно, не успевает за всеми детьми, ему требуется затратить больше времени, чем сверстникам, но работа всегда бывает выполнена аккуратно, правильно. Как поступать в этом случае? У всех людей очень разный темп работы, и об этом надо постоянно помнить. Если такого ребенка торопить - результат будет прямо противоположный, и кроме того, вы можете сформировать у него состояние постоянной тревожности, неуверенности в своих силах. Не забыв похвалить ребенка за хорошую работу, отметьте, что вам хотелось бы, чтобы он работал немного быстрее, посоветуйте, что для этого может сделать ребенок, где он теряет время. В следующий раз попробуйте поставить перед ребенком часы, предложите поиграть в игру «Обгони минутку», сделайте одну и ту же операцию несколько раз, каждый раз замечая затраченное время, радуйтесь вместе с ребенком, если время сокращается. Отмечайте любые, даже малейшие успехи - это вселит в ребенка уверенность в своих силах. Хвалите его каждый раз, когда ему удается выполнить какую-то работу по дому не толь¬ко хорошо, но и быстро. Таким образом, обращая специальное внимание на эту проблему, постепенно вы приучите ребенка работать быстрее.

Чтобы проблем при поступлении в школу было меньше, учите дошкольника правильно организовывать свое рабочее место . У каждого ребенка есть в квартире или доме свой уголок: это столик, за которым он работает, либо место, где находятся его игрушки, книги. Приучайте его содержать эти места в порядке, самостоятельно убирать игрушки после игры, заправлять свою кровать (не думайте, что он мал для этой работы, - в детском саду он прекрасно с этим справляется), развешивать свою одежду, расставлять на полке свои книги, после работы закрывать и убирать на место пластилин, альбом, краски, выливать воду, вытирать стол. Не секрет, что некоторые из вас периодически или регулярно выполняют эту работу за своего ребенка: для экономии времени, из соображений аккуратности («Ребенок все равно не сделает так, как я») и просто из-за того, что так заведено («Ребенок никогда не делает этого»). Но привычка не придет сама собой, а значит, скорее всего, в будущем вам трудно будет добиться, чтобы ваш первоклассник сам собирая портфель, убирал тетради в папку, а ручку - в пенал. Отсутствие привычки организовывать и убирать рабочее место неизменно скажется на учебном процессе.

Тесно связана с предыдущей и следующая задача - формирование умения доводить начатое дело до конца . Речь идет в первую очередь о тех видах работы, которые требуют от ребенка умственного или физического усилия, не очень интересны ребенку, но важны, например, с точки зрения его подготовки к школе. К таким видам работы можно отнести выполнение штриховки или графический диктант. Не нагружайте ребенка непосильным объемом работы, обсудите с ним этот вопрос: пусть сегодня он заштрихует только одну фигуру, но аккуратно и до конца, а завтра уже попробует заштриховать две фигуры. Излишне говорить, что надо учить ребенка доводить до конца и другую, более привлекательную работу.

Следует задуматься и тем родителям, чьи дети не сразу слышат обращенные к ним слова, кому приходится повторять свои просьбы по нескольку раз, прежде чем они будут услышаны и выполнены. Не отступайте от своих слов («Легче самой сделать, быстрее получится»), добивайтесь своего. По¬пробуйте однажды поступить в ответ на его просьбу так же, спросите потом, понравилось ли ему такое отношение, постарайтесь объяснить, что вам тоже бывает неприятно его поведение. Постепенно учите ребенка слышать и выполнять ваши требования, просьбы с первого раза. Умение слушать и слышать , действовать по инструкции взрослого - необходимые условия успешного обучения в школе.

Формируя и закрепляя у ребенка до поступления в школу вышеназванные умения и навыки, вы тем самым облегчите, сделаете наиболее успешным и безболезненным процесс вступления его в школьную жизнь.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
САМОКОНТРОЛЯ И САМОРЕГУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде.

Приведу некоторые упражнения для развития навыков самоконтроля у детей.

Игра «Сделай так же». Варианты заданий в этой игре могут быть различными. Например, взрослый ставит на стол пирамидку, кольца которой надеты в порядке возрастания их размеров (сверху вниз). Ребенку предлагается собрать такую же пирамидку.
Можно предложить сложить из геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например:

Квадрат из треугольников по заданному образцу;
елочку из треугольников;
узор из разных геометрических фигур;
композицию из разных геометрических фигур.

Можно разложить геометрические фигуры в заданном порядке.
Задания легко видоизменяются. Например, задание с пирамидкой: взрослый ставит пирамидку с пятью кольцами различного цвета, набранными в определенном порядке. Игрушка уже хорошо знакома ребенку, только в основу сбора теперь кладется последовательность цветов (независимо от размеров колец) - нужно собрать пирамидку в соответствии с образцом. Затем задание усложняется. Например, взрослый дает ребенку кар¬точку с нарисованными незакрашенными кружочками и предлагает их закрасить, ориентируясь на образец: 5 - красный, 4 - синий, 3 - желтый, 2 - коричневый, 1 - черный.

Игра «Сохрани слово в секрете». Взрослый говорит ребенку: «Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их четко за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши». Примерный список слов: окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василек, книга и т.д. Основная задача этого упражнения - научить ребенка длительное время в процессе работы руководствоваться заданным правилом, «удерживать» его, как говорят психологи. При этом безразлично, какое именно правило вами выбрано, - подойдет любое.

Варианты правил:
1. Нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р].
2. Нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука.
3. Нельзя повторять названия животных. 4. Нельзя повторять имена девочек.
5. Нельзя повторять слова, состоящие из двух слогов и т. д. Когда ребенок станет хорошо и постоянно «удерживать» правило, переходите к игре с одновременным использованием двух правил, например:
1. Нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком.
2. Нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет), надо отмечать их двумя хлопками.

Введите элемент соревнования. За каждую ошибку начисляйте одно штрафное очко. Результат игры записывайте и каждый последующий сравнивайте с предыдущим. Ребенок должен убедиться, что чем больше он играет, учитывая правила, тем лучше у него получается. Не забывайте меняться с ребенком ролями.

Игра «Можешь ли ты делать два дела сразу?» (для читающих дошкольников). Как ты думаешь, можно ли одновременно читать и
про себя, и вслух? Еще как можно! Убедись сам. Читай рассказ про себя, но каждое второе слово произноси громко.

Правила чтения можно менять:
1. Произносить вслух каждое третье слово.
2. Произносить вслух последнее слово в предложении.
3. Произносить вслух все имена собственные.
4. Произносить вслух все слова, начинающиеся, например, на звук [к].

Если ребенку трудно справиться с заданием, помогите ему, предварительно подчеркнув в выбранном тексте слова, которые по условию необходимо будет произносить вслух.

Игра «Следи за своей речью» (аналог русской народной словесной игры «В барыню»). Ведущий говорит: «Барыня купила туалет. В туалете сто рублей, что хотите, то купите, „да" и „нет" не говорите, черное и белое не покупайте». И начинает задавать «каверзные» вопросы, пытаясь вынудить отвечающего говорить запрещенные слова, например:

Вы хотите купить черное платье?
- Я хочу купить зеленое платье.
- А разве зеленое вам к лицу?
- Мне просто нравится зеленый бархат.
- Это будет бальное платье?
- Бальное.
- Ваше зеленое платье должно быть длинным?
- Да. (Ой!)

Проигрыш: надо было сказать, например, «разумеется».
Это игра, с одной стороны, вырабатывает умение задавать психологически сложные, «градом сыплющиеся» вопросы, а с другой - развивает внимание у отвечающего на вопросы. Можно просто договориться, какие слова или части речи нельзя говорить, и после этого задавать самые разные вопросы. Вопросов должно быть много - это откровенная проверка внимания.

Например:
Вы сегодня завтракали?
Ваша прическа вам нравится?
Вы сегодня не опоздали на занятия?
Вы левша?
Вы любите кино?

Игра «Что изменилось?» Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 10-15 штук) раскладывают на столе и накрывают газетой. «Кто первый желает проверить свою наблюдательность - пожалуйста, просим к столу!» Игроку предлагают в течение 30 секунд (считают до тридцати) ознакомиться с расположением предметов; потом он поворачивается спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова дается 30 секунд на осмотр предметов, после чего опять накрывают их газетным листом. Теперь спросим игрока: «Что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены

Не думайте, что ответить на этот вопрос всегда будет легко! Ответы оцениваются в очках. За каждый правильно указанный предмет играющему засчитывается выигрыш в 1 очко, но зато и за каждую ошибку 1 очко снимается из числа выигранных. Ошибкой считается, когда назван предмет, который не перекладывался на другое место.

Перемешаем свою «коллекцию», разложив предметы в другом порядке, и позовем к столу другого игрока. Так один за другим пройдут испытание все участники команды.

Условия игры для всех должны быть одинаковые: если для первого игрока меняли местами четыре предмета, то и для остальных перекладывают столько же. В этом случае лучший результат - 4 выигранных очка. Всех, кто пройдет испытание с таким результатом, будем считать победителями в игре.

Игра-упражнение «Что изменилось?» Игра для тренировки наблюдательности. Играть лучше всего с несколькими детьми. Все становятся в одну шеренгу. Взрослый вызывает одного ребенка и предлагает запомнить внешний вид каждого участника игры. На это даются 1-2 минуты. После этого малыш отворачивается или выходит в другую комнату. Оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в свои костюмы или прически: можно приколоть значок или, наоборот, снять его, расстегнуть или застегнуть пуговицу, рас¬плести косичку и т.д., а также поменяться друг с другом местами. Затем водящий должен назвать те изменения в костюмах товарищей, которые ему удалось заметить.

Игра-упражнение «Найди отличие» Все ребята любят рассматривать картинки. Можно сочетать полезное с приятным. Предложите малышу взглянуть на картинки, где изображены, например, два жирафа (два гнома, два котенка, две рыбки). На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть ребенок постарается обнаружить различия. Можно также подобрать несколько картинок с нелепым содержанием и попросить ребенка найти несоответствия.

Игра-упражнение «Топ-хлоп» . Игра на развитие внимания, памяти. Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные. Если выражение верное, дети хлопают, если неправильное - топают. Например: «Летом всегда идет снег», «Картошку едят сырой», «Ворона - перелетная птица». Чем старше дети, тем сложнее должны быть фразы-понятия.

Упражнения на распределение внимания направлены на выработку у ребенка умения выполнять два разных действия одновременно.

1. Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания - 1 минута. Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.

2.Задание похоже на предыдущее. В течение минуты нужно одновременно рисовать двумя руками: левой - кружки, правой - треугольники. В конце подсчитывается количество нарисованных треугольников и кружков. При этом треугольники с «округленными» вершинами не считаются, так же как и круги с «углами». Задача ребенка - нарисовать как можно больше «правильных» треугольников и кругов.

3.Задания подобного типа родители могут придумывать сами. Это могут быть рисование и устное решение несложных примеров, запись слов и прослушивание отрывка стихотворения и т. д. Важно сформировать у ребенка такое качество, как помехоустойчивость.

Posted in Детская психология

Учебная деятельность - деятельность, направленная на мыслительное развитие человека и на приобретение им новых знаний, умений, навыков или их изменения в ходе специально организованного и целенаправленного обучения .

Обучающая программа дошкольника должна реализовывать два требования:

1) должна приближать ребенка к обучению, предполагаемому школьной программой, то есть расширять его кругозор, готовность к предметному обучению;

2) быть программой самого ребенка, то есть отвечать его интересам и потребностям.

Чрезвычайно важной является мотивированность к учебной деятельности. поэтому существенное влияние на эффективность обучения оказывает уровень развития познавательных интересов ребенка. Можно выделить некоторые условия, способствующие возникновению познавательного интереса:

1) учебная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок имел возможность активно действовать, участвовать в самостоятельном поиске и «открытии» новых знаний;

2) учебная деятельность должна быть разнообразной;

3) новый материал должна опираться на то, что было ранее усвоено детьми;

4) необходимо, чтобы ребенок понимал необходимость и важность осваиваемых знаний, умений, навыков в собственной жизнедеятельности;

5) учебные задания не должны быть слишком легкими или слишком трудными. Одни должны быть сложными, но посильными;

6) необходима положительная оценка успехов детей;

7) учебный материал должен быть ярким и вызывать эмоциональный отклик у ребят.

Учебная деятельность возможна лишь при наличии у дошкольников общих способов действий, которые позволяют решать практические и познавательные задачи, выделять новые связи и отношения. По мнению А. П. Усовой, к ним относятся:

1) умение слушать и слышать воспитателя, работать по его указанию;

2) способность отделять свои действия от действий других детей;

3) контроль за своими действиями и словами и др.

Таким образом, в дошкольном детстве идет подготовка ребенка к учебной деятельности, которая станет ведущей в младшем школьном возрасте.

Главное меню

Сущность дошкольного обучения - Страница 8

СУЩНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, КОМПОНЕНТЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.

Обучение представляет собой специально организован­ную взаимосвязанную деятельность тех, кто обучает (пре­подавание) , и тех, кого обучают (учение) . Помимо этих двух компонентов процесса обучения есть третий - научение. Научение - это тот результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитии ребенка.

Основным компонентом обучения является учение - деятельность того, кого обучают, ради которого организован процесс обучения. В зависимости от того, как протекает учение, наблюдаются те или иные сдвиги в развитии обучаемого.

Учение часто рассматривают как синоним учебной деятельности: поскольку ребенок учится, значит, он занимается учебной деятельностью. Такое отождествление учебной деятельности и учения неправомерно .

Существуют, как отмечал С. Л. Рубинштейн, два вида учения ,в результате которых человек овладевает новыми знаниями и умениями.

1. Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою прямую цель.

2. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели.

Учение в последнем случае - не самостоятельная деятельность, а процесс, осуществляющийся как компонент и результат деятельности, в которую он включен»

Для детей дошкольного возраста второй вид учения очень характерен : они приобретают знания в игре, труде и других видах деятельности

Обучение в детском саду – составной частью педагогического процесса, направленного на всестороннее развитие и воспитание ребенка-дошкольника.

Под обучением в ДОУ понимается такое целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников дошкольных учреждений, результатом которого становятся овладение навыками, умениями, знаниями, раскрытие способностей и возможностей дошкольников с целью их скорейшей адаптации к занятиям в начальной школе.

В основе обучения , следовательно, лежат навыки, умения и знания.

Навыки – способность к автоматическому выполнению необходимых в том или ином случае действий, доведенная до совершенства путем постоянных повторений.

Умения – способность самостоятельно выполнять конкретные действия, используя приобретенные навыки.

Знания – отражение дошкольником окружающей действительности в форме усвоенных понятий.

В процессе дошкольного обучения дети овладевают важнейшими компонентами учебной деятельности : умением принимать учебную задачу, планировать свою деятельность.

В) УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ, УРОВНИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (А. П. УСОВА) . ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РФ ОТ 23 НОЯБРЯ 2009 Г. N 655 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФГТ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ".

Учебно-познавательная деятельность дошкольников – это самостоятельная деятельность ребенка по усвоению знаний, умений, навыков, способов действий.

Существует ряд точек зрения на определение учебной деятельности .

1. С. Л. Рубинштейна рассматривал учебную деятельность как вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями.

2. Анализ учебной деятельности, Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру, специфическое строение, а именно:

Учебная задача------>учебные действия------>контроль------>оценка.

Центральное место в структуре деятельности принадлежит учебной зада­че . Учебную задачу не следует понимать как задание, кото­рое ребенок должен выполнить на занятии. Учебная зада­ча - это цель .

Сущность цели заключается в овладении обоб­щенным способом действий , который поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида.

Так, пе­дагог ставит цель - научить детей рисовать лиственное де­рево. Основное внимание уделяется выработке умения пере­давать существенные признаки предмета: ствол, ветки, их расположение. Овладев обобщенным способом рисования дерева как такового, ребенок сможет использовать его при выполнении любого конкретного задания аналогичного со­держания (в рисовании на темы «Осеннее дерево», «Цвету­щая яблоня», «Зимний сквер» и др.) .

Учебные действия , с помощью которых решаются учеб­ные задачи, состоят из многих различных учебных опера­ций.

Для того чтобы дети овладели учебными действиями, необходимо вначале выполнять их при полной разверну­тости всех операций . На первых порах операции соверша­ются либо материально - с помощью каких-то предметов, либо материализованно - с использованием изображений, их знаковых заменителей.

Например, усваивая понятия ра­венства и неравенства групп предметов, ребенок выполня­ет действия с игрушками, картинками, фишками, замеща­ющими реальные предметы или их изображения. Лишь по­степенно, по мере отработки той или иной операции, процесс выполнения действий свертывается и совершается сразу как единое целое.

Следует отметить, что формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном обучении, - длительный процесс. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности , формируются отдельные ее элементы .

В младшем дошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (на этапе от 2 до 3 лет) , учить освое­нию различных способов деятельности (на этапе от 3 до 4 лет) .

После 4 лет (средний дошкольный возраст) деятельность ребенка приобретает четкую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задания, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощряет старание, активность. Все это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются такие элементы учебной деятельности:

Умения определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата;

Умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;

Учебная деятельность формируется под влиянием обучения.

А. П. Усова (1981) выделила конкретные признаки овладения учебной деятельностью у детей. Выделены 3 уровня, характеризующие различную степень развития учебной деятельности .

I уровень отличается производительностью и целенаправленностью всех процессов познавательной деятельности; активным, заинтересованным отношением к учению, способностью к самоконтролю своих действий и к оценке своих результатов. На основе усвоенного дети могут решать доступные им задачи в практической и умственной деятельности.

II уровень - более слабый. Все признаки овладения учебной деятельностью еще нестойки. Но вместе с тем дети уже могут обучаться, хотя и возможны всякие отклонения.

III уровень - начало формирования учебной деятельности, характеризующееся внешней дисциплинированностью на занятии.

Эти показатели отражают не возрастное развитие,а развитие процесса обучения и познавательной деятельности .

Уровни учебной деятельности /по Усовой А. П./

Высокий. Слушают указания, активно ими руководствуются, правильно оценивают сделанное, спрашивают о непонятном, до­стигают нужных результатов. Действуют осознанно, не прибегая к механическим подражаниям.

Средний. Имеющиеся признаки УД нестойки, в то же время могут обучаться. Слушают указания, придерживаются их в работе, при выполнении заданий склонны к подражанию друг другу.

Самоконтроль: сравнивают свей резуль­тат с результатом другого.

Низкий. Часто внешняя общая дисциплинированность, но обучаться еще не могут: слушают, но на слышат указаний, не руко­водствуются ими в работе, результата не достигают, к оценке не чувстви­тельны.

Как показало исследование А. П. Усовой, для развития учебной деятельности ребенка необходимо формировать умения слушать и слышать воспитателя, смотреть и видеть то, что он показывает, следовать его инструкциям при выполнении учебного задания.

Важным показателем развивающейся учебной деятельности А. П. Усова считала отношение ребенка к оценке со стороны педагога. Если ребенок реагирует на положительную или отрицательную оценку выполнения учебной задачи, значит, у него отсутствует стремление к самосовершенствованию (потребность закре­пить успех, исправить ошибку, пополнить опыт) , а это снижает возможности его обучения.

Приказ Минобрнауки рф от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования".

Федеральные государственные требования устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (Программа) , разрабатываемая в дошкольном образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, состоит из двух частей:

1) обязательной части;

2) части, формируемой участниками образовательного процесса.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается в ФГТ как модель организации образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника, которая учитывает вид дошкольного образовательного учреждения и приоритетные направления его деятельности.

П.2.11. приказа указывает, что общий объем обязательной части Программы рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:

- образовательную деятельность , осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) ;

- образовательную деятельность , осуществляемую в ходе режимных моментов ;

Самостоятельную деятельность детей;

Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

ФГТ определяют новое представление о содержании и организации дошкольного образования , а именно:

Совокупность образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;

Формирование общей культуры , предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность;

Комплексно-тематический принцип и принцип интеграции образовательных областей : в совместной деятельности взрослого и детей (непосредственно образовательная деятельность и деятельность в ходе режимных моментов) , самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями дошкольников.

Мотивы учебной деятельности дошкольника. - Студопедия

Педагогические условия формирования учебной деятельности дошкольника

1. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности, формируются отдельные ее элементы.

В младшем дошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (на этапе от 2 до 3 лет) , учить освоению различных способов деятельности (на этапе от 3 до 4 лет) .

После 4 лет деятельность ребенка приобретает четкую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задания, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощряет старание, активность. Все это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются следующие элементы учебной деятельности:

Умение определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата;

Самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;

Умение планировать произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;

Умение планировать деятельность, ориентируясь на ее результат.

2. Как показало исследование А. П. Усовой, для развития учебной деятельности ребенка необходимо формировать умение слушать и слышать воспитателя, смотреть и видеть то, что он показывает, следовать его инструкции при выполнении учебного задания.

Важным показателем развивающейся учебной деятельности А. П. Усова считала отношение ребенка к оценке со стороны педагога. Если ребенок не реагирует на положительную или отрицательную оценку выполнения учебной задачи, значит, у него отсутствует стремление к самосовершенствованию (потребность закрепить успех, исправит ошибку, пополнить опыт) , а это снижает возможности его обучения.

3. Успешное формирование учебной деятельности зависит от того, какими мотивами она побуждается. Если ребенок не хочет учиться, научить его нельзя. Внешне деятельность детей на занятиях может быть похожей, но внутренне, психологически, весьма разной.

Часто она побуждается внешними мотивами, не связанными с усваиваемыми знаниями и тем, что делает ребенок.

Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребенка: «интересно», «хочу знать (уметь) ». В этом случае знания являются не средством достижения какой-то другой цели («чтобы не ругали», «нужно порадовать бабушку») , а прямой целью деятельности ребенка.

Результаты учебной деятельности значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами.

Типы и структура занятий, обучение детей вне занятий

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ С ФГОС - VII Студенческий научный форум - 2015

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ С ФГОСДанченко Ж. В. Текст научной работы размещён без изображений и формул. Полная версия научной работы доступна в формате PDF

Быть готовым к школе - это не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.

А. Л. Венгер.

Современная система дошкольного образования предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста, осуществляемую в детских садах или при общеобразовательных школах. На практике подготовка к школе сводится, как правило, к решению образовательных задач: детей учат читать, писать, считать, им дают определённый объём знаний. Однако в этом случае упускается из виду важный показатель готовности к школьному обучению - желание и умение учиться, а именно сформированность предпосылок учебной деятельности.

Развитие у детей навыков учебной деятельности является условием успешного обучения в школе. Данная проблема рассматривается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», принятом 21 декабря 2012г., а также в введённом с 01 января 2014г. ФГОС ДО.

Стандарт разработан на основе Конституции РФ, законодательства РФ и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка. ФГОС понимает «совокупность групп требований»; соответственно «определить качество образования в образовательном учреждении или системе образования - это значит установить степень соответствия фактического состояния образовательных программ, созданных условий и достигнутых результатов тем требованиям, что установлены в стандарте» . Одним из условий ФГОС является:

Формирование универсальных учебных действий (УУД) у дошкольников на пороге школы;

Преемственность основных образовательных программ, структура которой включает 3 основные раздела (целевой, содержательный и организационный) .

Предполагаемые результаты ФГОС представлены в виде целевых ориентиров (п. 4.6) :

Овладение основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

Обладает развитым воображением…различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

Достаточно хорошо владеет устной речью…у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

Может контролировать свои движения и управлять ими;

Способен к волевым усилиям;

Проявляет любознательность…способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Современная социокультурная ситуация вызвала изменения в процессе развития ребёнка, поэтому очевидна необходимость разработки научных и психолого-дидактических основ перестройки воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях. Вот почему возрастает актуальность исследований, направленных на выявление и изучение неисследованных возможностей дошкольников для формирования у них предпосылок учебной деятельности.

Существует очевидная необходимость подготовки детей дошкольного возраста к учебной деятельности. В процессе учебной деятельности они усваивают определённую систему знаний, умений, навыков, овладевают общими способами действий при решении практических задач. Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности.

В науке сложились 2 концепции формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников:

В недрах игровой деятельности;

В процессе специально организованного обучения.

В представленном исследовании за основу принимается концепция Л. А. Венгера, В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина, но также учитывается и положения А. П. Усовой об определённой роли обучения в формировании предпосылок учебной деятельности. Это связанно с тем, что развитии ребёнка дошкольного возраста нельзя недооценивать роль обучения.

В процессе обучения приобретают знания, у них формируются представления, обогащается кругозор. Благодаря обучению развиваются, расширяются сюжеты, содержание и правила игр.

Но обучение в этом возрасте должно осуществляться в процессе ведущей, т.е. игровой деятельности с её приобретениями и новообразованиями. Целью исследования являются теоретическое обоснование и практическая разработка психолого-педагогических условий формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр и игровых упражнений.

Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников будет эффективным при наличии специально разработанной модели которая должна включать следующее:

1. Система дидактических игр и игровых упражнений познавательного содержания, построенная с учётом педагогических условий:

Обеспечение развития предпосылок учебной деятельности и познавательных представлений;

Обеспечение практической деятельности детей, их познавательной активности при решении поставленных задач;

Использование разнообразных форм организации и проведения игр и игровых упражнений (в самостоятельной деятельности и на занятиях) ;

Создание условий для взаимодействия детей.

2. Профессиональное просвещение педагогических кадров с целью повышения их теоретической и практической компетентности по проблеме формирования у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов (анализ научной, философской, психологической, педагогической и методической литературы; нормативных, программно-методических документов; систематизация, обобщение, сравнение) ;

Эмпирические методы (педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольные этапы; опросы, педагогическое наблюдение, изучение педагогической документации и педагогического опыта) ;

Методы математической обработки собранных данных, методы оценивания и измерения.

Опытно-экспериментальной базой исследования явился детский сад № 3 п. Тульского «Яблочко». Выборку составили 24 ребёнка старшего дошкольного возраста (12детей посещающих детский сад и 12 детей, не посещающих детский сад; и 16 педагогов дошкольной образовательной организации) . Исследование проводилось с 08.09.2014 года по 31.11.2014 года и осуществлялось в 3 этапа:

1. Анализ научной литературы, определение проблемы, цели, задач, гипотезы, методологии и методики исследования.

2. Опытно-экспериментальная работа по реализации модели формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности.

3. Обобщение и систематизация материалов опытно-экспериментальной работы, оформления материалов дипломного исследования.

С целью выявления уровня развития предпосылок учебной деятельности (принятие учебной задачи, выполнение учебных действий и действий самоконтроля) была разработана программа, представленная в виде подробных сценариев занятий. В подборе занятий мы опирались на «Компилятивную программу коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста» Н. А. Овсянниковой (педагог-психолог) ; Л. Ф. Тихомирова; О. Н. Земцова; Е. В. Кузнецова и И. А. Тихонова.

Эти разработки послужили основой для создания собственных сценарий с учётом потребностей и особенностей каждой конкретной группы. Ценностью программы является психологически основанная последовательность групповых занятий.

Все занятия имеют общую гибкую структуру, которая разработана с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Экспериментальное исследование состояло из 3х этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

На первом этапе был проведён констатирующий эксперимент по выявлению исходного уровня развития предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников. В целях диагностики использовались следующие методы и диагностические методики:

    Наблюдение, беседа. Тест С. А. Банкова.

Рисование фигуры человека по представлению;

Графическое копирование фразы из письменных букв;

Срисовывание точек в определённом пространственном положении;

3. Методика №2. Тест Р. С. Немова «Проставь значки».

4. Методика №3. Тест А. Р. Лурии «Заучивание 10 слов».

В результате проведённых всех методик на констатирующем этапе исследования по каждому ребёнку в каждой группе, мы можем сделать вывод, что количественные показатели уровня развития предпосылок учебной деятельности в контрольной группе гораздо выше, чем у детей экспериментальной группы. Дети контрольной группы посещают детский сад с младшей группы, у них лучше развита память, внимание, речь, координация мелкой моторики рук, а значит лучше сформирован уровень развития предпосылок учебной деятельности, чем у детей экспериментальной группы. В диаграмме № 1 представлены данные по выявлению предпосылокучебной деятельности у детей экспериментальной группы (ЭГ) и контрольной группы (КГ) .

Результаты экспериментальной группы убеждают нас о необходимости последовательной и целенаправленной работы с детьми этой группы по развитию предпосылок учебной деятельности.

Формирующий этап исследования проводился по 2 м направлениям: работа с педагогами и организация работы с детьми экспериментальной группы направленной на формирование предпосылок учебной деятельности. У детей формировались следующие предпосылки:

Принятие учебной задачи;

Планирование и выполнение учебных действий;

Контроль, самоконтроль.

Основными задачами экспериментальной работы было определение и реализация психолого-педагогических условий способствующих формированию предпосылок учебной деятельности.

Поэтапное формирование у детей предпосылок учебной деятельности.

Дидактически обоснованное сочетание и взаимосвязь игровых упражнений и дидактических игр на разных этапах работы.

Использование разных форм организации учебно-воспитательного процесса.

Реализация дифференцированного подхода к детям с учётом степени проявления у них предпосылок учебной деятельности.

Организация взаимодействия дошкольников с педагогом и со сверстниками.

Широкое использование дидактического наглядного материала.

Развивающий характер системы дидактических игр и игровых упражнений.

Реализация комплекса психолго-педагогических условий в процессе работы с детьми позволило достичь значительных позитивных изменений в характере и уровне проявления предпосылок учебной деятельности.

Одним из значимых условий проводимого исследования явилась организация различных форм методического сопровождения подготовки педагогов к этой работе (психолого-педагогические и методические семинары, просмотр открытых мероприятий, тренинги, круглые столы, групповые и индивидуальные консультации и др.) .

Эффективность данного сопровождения отразилась на качестве экспериментальной работы с детьми, с целью выявления динамики в развитии предпосылок учебной деятельности у детей, был проведён контрольный эксперимент предусматривающий решение задач, направленных на:

1.выявление уровня развития предпосылок учебной деятельности у детей экспериментальной и контрольной групп;

2.изучение уровня теоретической и практической подготовки педагогов, прошедших экспериментальное обучение по вопросам формирования у детей предпосылок учебной деятельности;

3.определение эффективности разработанной программы формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности.

Для решения этих задач использовались следующие методы:

Тестирование детей;

Наблюдение за ними в процессе занятий и в свободной деятельности;

Анкетирование педагогов, беседа с ними;

Изучение педагогической документации (планов учебно-воспитательной работы) ;

Наблюдение за работой педагогов.

На контрольном этапе работы осуществлялись итоговые обработки результатов опытно-экспериментальной работы, использовались те же методики, что и на констатирующем этапе. Результат проведённых диагностических методик у детей экспериментальной группы стал несколько выше, чем на констатирующих. Ниже в таблице представлена динамика развития предпосылок учебной деятельности старшего дошкольного возраста:

Подробней www.scienceforum.ru

Последние материалы сайта