История службы. «Адмирал Лазарев» - «Красный Кавказ. Воинские части, личный состав которых Кр красный крым

24.06.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Крейсер "Красный Крым" ТТД: Водоизмещение: 7999 т. Размеры: длина - 158,4 м, ширина - 15,4 м, осадка - 5,7 м. Скорость хода максимальная: 29 узлов. Дальность плавания: 1200 миль при 14 узлах. Силовая установка: 46 300 л.с. Бронирование: борт - 76 мм, рубка - 76/50 мм, палуба 25 мм. Вооружение: 15x1 130-мм (9 палубных, 6 казематных), 3x2 100-мм орудий, 10х1 37-мм зенитных орудий, 7х12,7-мм пулеметов; 2x3 533-мм торпедных аппарата, 2 бомбомета, 30 глубинных бомб, 100 якорных мин. Экипаж: 852 чел. История корабля: 11 ноября 1913 года в Ревеле был заложен новый крейсер "Светлана". Спущен на воду 8 ноября 1915 года. Но начавшаяся первая мировая война нарушила ход строительства корабля, достроить его до окончания боевых действий так и не удалось. Из-за угрозы захвата Ревеля (Таллинна) германской армией "Светлану" пришлось в конце 1917 года отбуксировать в Петроград, где планировалось ввести его в строй в 1919 году. Однако все более ухудшающееся экономическое положение и развал промышленности сделали эти планы неосуществимыми. После окончания гражданской войны, когда встал вопрос о возрождении военно-морского флота, определилась и судьба недостроенного корабля. По наброскам морской программы, для ввода в строй этого корабля требовалось несколько месяцев, но это в случае благоприятных условий, связанных с успехами по восстановлению судостроительных и смежных с ними предприятий. В ноябре 1924 года “Светлану” перевели к стенке Балтийского завода. 5 февраля 1925 года приказом по Морским силам РККА крейсеру было дано новое название “Профинтерн”. Корабль достраивался по первоначальному проекту с частичной модернизацией. Устаревшие 63-мм пушки заменили девятью 75-мм зенитными орудиями с большим углом возвышения и увеличили боезапас к ним. На юте установили три 3-трубных поворотных 450-мм торпедных аппарата. Крейсеру был придан гидросамолет-разведчик. Для его размещения между 2-й и 3-й трубами оборудовали специальную площадку. Для подъема самолета и спуска его на воду установили кран-балку. В результате водоизмещение корабля немного увеличилось. Но, несмотря на это, на испытаниях крейсер развил скорость свыше 29 узлов. 1 июля 1928 года “Профинтерн” был зачислен в состав Морских сил Балтийского моря и поднял военно-морской флаг. Начались напряженные учебные будни. В те годы корабли Балтфлота “открывали сезон” плавания в мае. В одиночку и в составе отрядов они ходили по Финскому заливу, выполняя различные эволюции, артиллерийские и торпедные стрельбы, отражая “атаки” подводных лодок и т.п. Учеба заканчивалась общефлотскими осенними маневрами. С декабря по апрель лед сковывал “Маркизову лужу”. Корабли зимовали в кронштадтских гаванях или у причалов ленинградских заводов. В 1929 году, чтобы продлить период обучения и дать экипажам хорошую морскую практику, было решено совершить длительное плавание в условиях зимних штормов. В поход шел Практический отряд МСБМ в составе линкора “Парижская коммуна” и крейсера “Профмнтерн”. Командиром отряда был назначен опытный моряк Л. М. Галлер. Крейсером командовал А. А. Кузнецов. Отряд должен был пройти от Кронштадта через Атлантический океан и Средиземное море до Неаполя и обратно. Заход планировался только в Неаполь, и кораблям предстояло несколько раз заправляться топливом с транспортов в море. Учитывая, что возвращение в Балтику может быть затруднено из-за ледовой обстановки, предусматривалась возможность возвращения отряда в Мурманск. 22 ноября корабли покинули Большой Кронштадтский рейд. Благополучно пройдя осеннюю Балтику, отряд поздно вечером 24 ноября стал на якорь в Нильской бухте. Приняв топливо с транспортов, через день продолжили поход. Большинство моряков впервые видели берега Лангеланда, Бельта, Каттегата. Прошли печально знаменитый Скаген и вышли в Северное море. Здесь начались первые неприятности. Механики не учли разности в солености воды Балтики и океана, и на кораблях вскипели котлы. Пришлось встать на якорь. Устранив неисправность, продолжили поход. Пройдя Английский канал, корабли 30 ноября у маяка Барфлер встретились с транспортами, ушедшими вперед. Океанская волна раскачивала корабли и транспорты, что значительно осложнило прием топлива. Чтобы не помять борта и не порвать шланги, корабли все время подрабатывали машинами. Несколько раз, когда ветер усиливался, погрузку прекращали. Двое суток длилась эта операция. Измотанные экипажи ждали новые испытания. Бискайский залив встретил корабли жестоким штормом. Когда отряд шел против ветра, “Профинтерн”, имеющий высокий полубак, легко входил на волну. Но, к сожалению, генеральный курс вынуждал корабли идти лагом к волне. Крен крейсера достигал 34°. Не помогло и уменьшение хода. От ударов гигантских волн на “Профиитерне” разошлись клепаные швы корпуса. В котельные отделения стала поступать вода. Беда не приходит одна - вышел из строя водоотливный насос. Командир отряда вынужден был принять решение о заходе в ближайший порт. 4 декабря, произведя салют наций, корабли вошли на внешний рейд Бреста. Экипаж крейсера своими силами начал ремонт. А шторм все усиливался. Даже на рейде ветер достигал 10 баллов. Стоя на двух якорях, “Профинтерн” непрерывно работал турбинами “малый вперед”. Через два дня ремонт закончили. Французские буксиры подвели к борту нефтеналивную баржу. Но полностью восполнить запас топлива не удалось - на волнении рвались шланги. Корабли опять вышли в Бискайский залив. Шторм достиг ураганной силы - ветер до 12 баллов, волны высотой 10 метров и длиной 100. Крен крейсера достигал 40°. Все шлюпки были разбиты. Когда под ударами волн на линкоре разрушилась носовая наделка, командир отряда решил вернуться в Брест. 10 декабря отряд вновь пришел на рейд Бреста. Линкор перешел на внутренний рейд для ремонта. Стоянка на якоре на открытом рейде дала лишь небольшой отдых измученным морякам. Дело в том, что местные власти не разрешили увольнение команд на берег. В город только с деловыми визитами могли съезжать командиры. Через две недели ремонт линкора был закончен и корабли готовы к походу, но из-за непрекращавшегося шторма выход отложили. Только 26 декабря отряд покинул Брест, теперь уже окончательно. Бискайский залив остался наконец за кормой; обогнув мыс Сан-Винсент, корабли взяли курс на Гибралтар. Встретив в море наступивший 1930 год, отряд 1 января пришел в бухту Кальярн на Сардинии. Здесь уже ждали транспорты с топливом и водой. 6 января было получено разрешение на заход в гавань города Кальяри и увольнение команд на берег. Впервые за полтора месяца моряки могли почувствовать под ногами твердую землю. На следующий день был организован футбольный матч команды города с командой “ Профинтерна”. 8 января корабли покинули гостеприимный Кальяри, а на следующий день пришли в Неаполь - конечную цель похода. Делегация моряков ездила в Сорренто, где в то время жил М. Горький, а 13 января писатель посетил корабли и выступал перед командой. Командование отряда понимало, что поврежденным кораблям с уставшими экипажами нелегко будет проделать обратный путь через штормовую Атлантику до Кольского полуострова. Галлер отправил в Москву телеграмму с просьбой разрешить идти в Черное море, где произвести основательный ремонт и весной вернуться в Кронштадт. Но ответа не было. В 10 часов 14 января корабли вышли из гавани Неаполя и взяли курс на Гибралтар, и в это время был получен долгожданный ответ из Москвы. “Добро” на заход в Севастополь было получено. Пройдены Средиземное и Эгейское моря, корабли вошли в Дарданеллы. Утром 17 января впереди по курсу показались минареты Константинополя. Экипажи кораблей застыли вдоль бортов. С берега их приветствуют жители турецкой столицы. В полдень отряд вышел в Черное море. Встреченные черноморскими эсминцами, “Парижская коммуна” и “Профинтерн” 18 января 1930 года вошли в Севастополь. Поход, показавший хорошую морскую выучку моряков молодого советского флота, завершился. За 57 суток корабли прошли 6269 миль. Крейсер (как и линкор) решено было не возвращать на Балтику, а включить в состав Морских сил Черного моря. В 30-х годах “Профинтерн” прошел модернизацию, в ходе которой была усилена зенитная артиллерия. Вместо 75-мм пушек установили три спаренные 100-мм установки и шесть 45-мм пушек. Оба торпедных аппарата перенесли на шкафут. 21 августа 1941 года, приняв топливо и боезапас, "Красный Крым", в охранении эсминцев "Фрунзе" и "Дзержинский" направился к линии фронта в Одессу. 462 снаряда главного калибра было обрушено на противника. Там же, под Одессой, корабль принял участие в высадке первого на Черном море десанта. В ожесточенных боях за Севастополь "Красный Крым" в ноябре - декабре 1941 года провел 18 артиллерийских стрельб. Командование флота высоко оценило действия артиллеристов "Красного Крыма", многие из них были удостоены высоких государственных наград. За годы войны крейсер "Красный Крым" под командованием капитана 1 ранга А.И.Зубкова выполнил 58 боевых заданий. Крейсер провел 52 артиллерийские стрельбы по позициям немецких войск, уничтожив 4 батареи, 3 склада с боеприпасами и до полка пехоты, перевез более 20 тысяч человек личного состава, раненых и эвакуируемых граждан Севастополя, высадил на берег около 10 тысяч человек в составе десантов, отразил свыше двухсот атак самолетов. 18 июня 1942 года крейсер был удостоен гвардейского звания. При возвращении эскадры Черноморского флота в Севастополь в ноябре 1944 года "Красному Крыму” была оказана честь первым войти в главную базу флота. В ноябре 1954 года корабль был переформирован в учебный крейсер, 7 мая 1957 года - в опытовое судно и переименован в "ОС-20", 18 марта 1958 года превращен в плавказарму "ПКЗ-144". В июле 1959 года крейсер "Красный Крым" был исключен из списков судов Военно-Морского флота. Этим кораблем в разное время командовали: - капитан 2 ранга / капитан 1 ранга Зубков А.И. (22.06.1941 - 16.04.1944); - капитан 1 ранга Мельников П.А. (16.04.1944 - 09.05.1945).

Александр Илларионович Зубков (1902—1978), контр-адмирал, участник обороны Севастополя 1941-1942. В годы войны капитан 1 ранга Зубков Александр Илларионович был командиром крейсера «Красный Крым» (1938-1944). Позже Зубков командовал Новороссийской военно-морской базой Черноморского флота (19.12.1944-09.05.1945).

Крейсер «Красный Крым» совершил немало подвигов под руководством Александра Илларионовича: огнем своих орудий корабль прикрывал защитников Севастополя и Одессы, участвовал практически во всех десантных операциях Черноморского флота (Феодосия, Алушта, Судак, Григорьевка, Керченско-Феодосийская десантная операция), высадил на берег около 10 тыс. десантников, перевез раненых, личный состав и гражданских около 20 тыс. человек, отбил более 200 атак самолетов противника, уничтожил большое количество техники и живой силы противника.

Благодаря умелому руководству своего капитана, крейсер не получил никаких серьезных повреждений, хотя постоянно находился в самых горячих точках.

В ноябре 1944 г., когда эскадра возвращалась в Севастополь, крейсер «Красный Крым», под командованием Зубкова, был удостоен чести первым войти в главную базу Черноморского флота.

Крейсер и капитан «понимали» и дополняли друг-друга - были единым целым. Об Александре Илларионовиче на флоте сложилось единое мнение как о классном специалисте, энтузиасте своего дела и хорошем человеке. Такое сочетание личностных и профессиональных качеств было залогом успеха в трудные годы Великой Отечественной войны.

Коренастый, небольшого роста, его глаза были цвета морской волны, говорил он всегда спокойным мягким голосом.

Его речь была очень правильной, чувствовалась образованность, своеобразная военная интеллигентность. Он был обаятелен и матросы его очень любили. Александр Илларионович отличался гибкостью ума и умением принимать неожиданные решения, как например, при задаче высадить десант прямо в бухте города Севастополя, чтобы отбить ее у противника.

В тот момент, когда наши корабли подошли к Керченскому проливу, начался сильный шторм. Море покрылось пеленой непроглядного тумана.
Крейсер снизил скорость, и вместо раннего утра 21 декабря, когда корабль должен был пришвартоваться в Севастополе, крейсер подошел к нему только к 11 часам. Рассеялся туман, и берег стал хорошо просматриваться. В то же время и крейсер также стал хорошо виден с берега. Артиллерия врага открыла огонь, налетели фашистские бомбардировщики. От бомб и снарядов всплески воды были настолько сильны, что не было видно рядом идущих кораблей.
Бомбардировщики фашистов, сбрасывая бомбы, одновременно вели огонь крупнокалиберными пулеметами по кораблям. Зенитчики крейсера вели шквальный обстрел самолетов противника. Моряки предприняли все возможное, чтобы отбить атаку врага, и это им удалось.

Смело и отважно прикрывали моряков и наши истребители, базировавшиеся в Севастополе. Приближение к бухте было осложнено еще и тем, что вход в нее был заминирован, и кораблю пришлось продвигаться через минное заграждение по узкому фарватеру.

Какое-либо маневрирование не представлялось возможным. Александр Илларионович принимает решение воспользоваться единственным, что осталось в его распоряжении – скорость, невзирая на опасность быстрого движения по фарватеру. Крейсер на полном ходу ворвался в бухту и под бомбами и огнем неприятеля стал швартоваться, моряки сразу подключились к огневой поддержке защитников Севастополя.

«Красный Крым» при высадке десанта получил несколько прямых попаданий снарядов, понес потери личного состава, но все же выполнил поставленную боевую задачу.

Такое стремительное прохождение крейсера в Южную бухту Севастополя приравнивали к дерзкому полету аса Валерия Чкалова под Троицким мостом, т.к. раньше через узкий вход в эту бухту корабли всегда заходили методом буксирования.


Были размещены на производственных мощностях (лёгкие крейсера «Светлана» и «Адмирал Грейг ») и Путиловской верфи (лёгкие крейсера «Адмирал Спиридов » и «Адмирал Бутаков »). Одним из главных требований Главного управления кораблестроения была полная унификация всех кораблей проекта, предназначенных для Балтийского флота. В результате внесения многочисленных изменений и исправлений в проекты Путиловской и Ревельской верфей удалось наконец добиться почти полной идентичности этих проектов .

Ещё больше постройку крейсера «Светлана» осложнило вступление России в Первую мировую войну . Сильным ударом по срокам постройки корабля стало прекращение поставок германской фирмой «Вулкан» , по контракту с которой «Светлана» должна была оснащаться водотрубными котлами и паровыми турбинами . Руководство верфи было вынуждено перезаказывать оборудование, часть заказов на механизмы удалось разместить в Англии , часть - на и без того перегруженных русских заводах.

Несмотря на сложности военного времени, к началу 1915 года работы по постройке крейсера «Светлана» удалось интенсифицировать. По состоянию на октябрь 1915 года готовность крейсера «Светлана» по корпусу составляла 64 %, а по механизмам - 73 % .

К ноябрю 1916 года на «Светлану» были погружены котлы и турбины, начался их монтаж. Также были закончены испытания почти всех водо- и нефтенепроницаемых отсеков . Общая готовность крейсера «Светлана» на данный момент составляла: по корпусу - 81 %, по механизмам - 75 % . В основном отсутствовали трубопроводы и часть вспомогательных механизмов, которые с началом войны были перезаказаны другим заводам.

К осени 1917 года обстановка на Прибалтийском театре военных действий складывалась для Российской армии крайне неудачно. Взятие Риги и островов Моонзундского архипелага германскими войсками создало реальные предпосылки захвата Ревеля. В связи со сложившейся ситуацией Морским министерством было принято решение об эвакуации недостроенных кораблей и заводского оборудования из Ревеля.

К 13 ноября 1917 года на крейсер «Светлана» были погружены все готовые и полуготовые изделия и материалы, имеющиеся на тот момент на заводе и необходимые для достройки корабля. Кроме того было принято решение загрузить на крейсер оборудование мастерских (судостроительной, литейной, турбинной, модельной и других). Всего в соответствии с ведомостью загрузки «Светлана» приняла на борт около 640 тонн различного оборудования и материалов . Во второй половине ноября 1917 года крейсер «Светлана» был отбуксирован в Петроград для достройки на Адмиралтейском заводе .

В ноябре 1924 года на Балтийском заводе, входящем на тот момент в структуру Ленгоссудотреста , был начат комплекс работ по достройке лёгкого крейсера «Светлана» . За время вынужденного длительного хранения законсервированные корпус , надстройки , оборудование и механизмы крейсера покрылись грязью и ржавчиной, часть материалов, оборудования и вооружения, погруженных на борт перед эвакуацией из Ревеля, в силу разных причин оказались утраченными. Одновременно с очисткой крейсера от грязи и ржавчины была начата разработка чертежей частичной модернизации корабля по заданиям, выданным Управлением ВМС РККА .

Учитывая дефицит денежных средств, выделяемых ВСНХ на достройку крейсера, СТО было принято решение достраивать корабль по первоначальному проекту с незначительной модернизацией. Модернизация в основном касалась замены четырёх 63-мм противоаэропланных пушек девятью 75-мм орудиями системы Меллера с углом возвышения 70°, а также установки дополнительно к двум подводным торпедным аппаратам ещё трёх трёхтрубных надводных торпедных аппаратов калибра 450 мм.

В результате того, что в процессе частичной модернизации было установлено дополнительное вооружение, несколько увеличена численность экипажа крейсера, а также масса некоторых запасов (минных, артиллерийских и шкиперских [прим. 1] , питьевой воды и провизии), полное водоизмещение корабля увеличилось до 8170 тонн. С изменением водоизмещения изменились и другие основные проектные кораблестроительные характеристики крейсера (длина по ватерлинии, осадка и некоторые другие).

В соответствии с приказом от 1 июля 1928 года лёгкий крейсер «Профинтерн» был зачислен в состав Морских сил Балтийского моря и поднял военно-морской флаг СССР .

Крейсер имел следующие главные размерения: длина наибольшая 158,4 метра (по ватерлинии - 154,8 метра), ширина с броней и обшивкой 15,35 метра (без обшивки и брони - 15,1 метра), осадка на ровном киле 5,58 метра. Высота надводного борта корабля составляла: в носу - 7,6 метра, на миделе - 3,4 метра и в корме - 3,7 метра .

Корпус крейсера был разделён на отсеки с помощью водо- и нефтенепроницаемых продольных и поперечных переборок . Также, для обеспечения непотопляемости корабля, было предусмотрено устройство второго дна на протяжении всего корпуса и третьего дна на отдельных его участках (в основном в районе котельных и машинных отделений), а также размещение энергетической установки в семи котельных и четырёх турбинных водонепроницаемых отсеках.

Броневая защита крейсера образовывала два контура, основываясь на принципе неуязвимости от поражающих факторов (снарядов и осколков) артиллерии его главных противников - эскадренных миноносцев и лёгких крейсеров. Первый контур броневой защиты ограничивал пространство между бортами корабля и его палубами (верхней и нижней), а второй - между бортами и нижней палубой. Платформа, замыкавшая последний контур снизу, не бронировалась, так как располагалась ниже ватерлинии. Бортовая броня второго контура повышенной толщины защищала жизненно важные центры корабля - котельные и машинные отделения . Броневой 25-мм пояс первого контура, включённый в расчёт продольной прочности корпуса корабля и выполненный из листов нецементированной крупповской стали , имел высоту 2,25 метра и проходил по всей длине корабля, охватывая борт от верхней до нижней палубы. Главный броневой пояс толщиной 75 мм располагался ниже и простирался почти по всей длине корабля. Этот пояс состоял из цементированных плит крупповской стали высотой 2,1 метра. В районе 125-го шпангоута пояс заканчивался броневым траверзом толщиной 50 мм. Нижняя часть главного броневого пояса опускалась ниже ватерлинии на 1,2 метра и опиралась на бортовые кромки платформы, а верхняя часть замыкала контур настила нижней палубы. Настил нижней и верхней палуб имел толщину 20 мм. Кормовой подзор, начинавшийся от броневого траверза, защищался 25-мм броней .

Значительным недостатком бронирования, по мнению кораблестроительного комитета морского министерства , было отсутствие броневой защиты дымоходов и котельных кожухов.

В качестве источника пара для турбин на крейсере были установлены четыре универсальных и девять нефтяных котлов типа «Ярроу - Вулкан» с рабочим давлением пара 17,0 кг/см². Котлы устанавливались в семи котельных отделениях; в первом котельном отделении размещался один котел, а в остальных - по два. Общая масса энергетической установки составляла 1950 тонн . Нормальный запас топлива около 370-500 тонн нефти и 130 тонн угля обеспечивал крейсеру шестнадцатичасовой пробег при скорости 29,5 узлов (470 морских миль) и двадцатичетырёхчасовой пробег при скорости 24,0 узлов (576 морских миль) .

Силовое электрооборудование крейсера было представлено носовой электростанцией , которая размещалась на платформе в районе 25-31-го шпангоутов и была оборудована двумя дизель-генераторами (дизель-динамо) постоянного тока мощностью по 75 кВт каждый и распределительным щитом , который позволял осуществлять коммутацию с потребителями электроэнергии и управлять различными режимами работы генераторов. В кормовой части корабля размещалась кормовая электростанция, находившаяся на платформе в районе 103-108-го шпангоута, но была оборудована не дизель-генераторами, как носовая электростанция, а двумя турбогенераторами (турбодинамо) постоянного тока более высокой мощности - по 125 кВт каждый. Здесь же, в корме, размещался и главный распределительный щит кормовой электростанции, который выполнял те же функции, что и распределительный щит носовой электростанции. Питание турбин свежим паром осуществлялось от паропровода вспомогательных механизмов, в холодильник вспомогательных механизмов отводился и отработавший пар. Напряжение бортовой сети составляло 225 вольт .

Главный калибр состоял из пятнадцати 130-мм 55-калиберных орудий (Б-7) образца 1913 года. Угол вертикального наведения орудий составлял от −5° до +30°, горизонтального - 360°. Суммарный боезапас - 2625 выстрелов .

Торпедное вооружение крейсера состояло из двух трёхтрубных 533-мм торпедных аппаратов 39-Ю первой серии. Боекомплект представлял собой шесть торпед типа 53-38 , находившихся в аппаратах .

Противолодочное вооружение было представлено шестью совками для глубинных бомб типа М-1 и двумя тележками для глубинных бомб типа Б-1 . Запас бомб составлял: десять глубинных бомб Б-1 и двадцать - М-1 .

В качестве минного вооружения корабль мог принять на верхнюю палубу до 90 мин типа КБ-3 или до 100 морских мин образца 1926 года .

Для постановки маскирующих дымовых завес крейсер был укомплектован дымоаппаратурой ДА-2Б со временем непрерывного действия до 30 минут и 30 морскими дымовыми шашками типа МДШ. Запас дымовых веществ в бочках составлял 860 килограммов .

Противохимическую защиту обеспечивали три фильтра ФПК-300, запас дегазирующих веществ на борту составлял: 2,5 тонны твёрдых химикатов и 300 килограммов жидких. Для защиты личного состава было предусмотрено 582 комплекта специальной защитной одежды .

Навигационное оборудование и средства связи (данные на ноябрь 1943 года)

В 1930 году, вскоре после прибытия в Севастополь, крейсер «Профинтерн» был дооборудован ещё одной парой трёхтрубных 450-мм торпедных аппаратов, установленной на верхней палубе побортно на специальных спонсонах .

Во время ремонта, проходившего летом 1941 года, корабль был оборудован размагничивающими обмотками системы ЛФТИ .

В конце 1941 года вместо кормовой пары пушек 21-К были установлены 12,7-мм зенитные пулемётные установки «Виккерс» .

Во время ремонта 1943-1944 года незначительной модернизации подверглось зенитного вооружения крейсера «Красный Крым» . Были сняты оставшиеся 45-мм пушки 21-К и поставлены два 37-мм автомата 70-К .

Кроме всех вышеперечисленных фактов модернизации на корабле в процессе ремонтов и эксплуатации изменялись места расположения и количество боевых артиллерийских и минных постов, дальномеров , прожекторов , а также внешний вид и высота мачт .

Эта акция, будучи тогда первой для военных кораблей СССР, выбиравшегося из тупика внешнеполитической изоляции и поэтому придававшего ей политическое значение, прошла успешно .

В конце 1929 года, для предоставления экипажам хорошей морской практики и продления периода обучения, командованием ВМФ было принято решение отправить отряд кораблей в длительное плавание в условиях зимних штормов. В дальний поход вышел Практический отряд Морских сил Балтийского моря в составе линкора «Парижская Коммуна» и крейсера «Профинтерн». Отряд должен был пройти от Кронштадта через Атлантический океан и Средиземное море до Неаполя и обратно. Командиром отряда был назначен командующий бригадой линейных кораблей Балтийского моря Л. М. Галлер .

Выйдя из Бреста, обогнув мыс Сан-Винсент и пройдя Гибралтар , отряд кораблей взял курс на Сардинию . С по 8 января 1930 года крейсер «Профинтерн» и линкор «Парижская Коммуна» находились с деловым визитом в Кальяри , а с по 14 января в Неаполе , где корабли посетил А. М. Горький .

После выхода отряда из Неаполя, принимая во внимание повреждения кораблей, устранённые не в полной мере, и усталость экипажей, командование ВМФ приняло решение направить их в Севастополь для проведения основательного ремонта. 18 января 1930 года, пройдя за 57 суток 6269 морских миль, крейсер «Профинтерн» и линкор «Парижская Коммуна» бросили якоря на Севастопольском рейде . Завершившие дальний поход крейсер и линкор было решено не возвращать на Балтику, а с целью усиления включить в состав Морских сил Чёрного моря.

В октябре 1933 года крейсер «Профинтерн» нанёс визит в Турцию .

31 октября 1939 года крейсер «Профинтерн» был переименован в «Красный Крым» .

Накануне Великой Отечественной войны была проведена тактическая реорганизация Черноморского флота СССР. В результате реорганизации крупные надводные корабли были объединены в эскадру, базировавшуюся в Севастополе и включавшую в себя линкор «Парижская Коммуна», Отряд лёгких сил и бригаду крейсеров. Крейсер «Красный Крым» был включён в бригаду крейсеров. Вместе с «Красным Крымом» в бригаду вошли лёгкие крейсера «Красный Кавказ» и «Червона Украина» , а также 1-й дивизион эсминцев типа «Новик» и 2-й дивизион эсминцев типа «Гневный» .

22 июня 1941 года крейсер «Красный Крым» встретил на Севастопольском морском заводе имени С. Орджоникидзе, где находился в ремонте с мая. В связи с началом боевых действий ремонтные работы на крейсере были ускорены и ко второй половине августа корабль вошёл в строй.

После выхода из ремонта «Красный Крым» практически сразу приступил к выполнению возложенных на него боевых задач. 22 августа 1941 года отряд кораблей в составе крейсера «Красный Крым», эсминцев


Отключен JavaScript

У вас отключен JavaScript. Некоторые возможности системы не будут работать. Пожалуйста, включите JavaScript для получения доступа ко всем функциям.


воинские части, личный состав которых


  • Авторизуйтесь для ответа в теме

Сообщений в теме: 16

Андрей Пустоваров

Незаможник

Прежнее название - «Занте» (с 12.06.1923 г. - «Незаможный», с 29.04.1926 г. - «Незаможник»).
Заложен в мае 1916 г., спущен 3.04.1917 г. 7.11.1923 г. вошел в состав Морских сил Черного моря. Прошел капитальные ремонты в 1928–1929 гг. и в 1935–1936 гг. С 11.01.1935 г. входил в состав ЧФ.
В годы Великой Отечественной войны участвовал в обороне Одессы, Севастополя и Кавказа (в 1941–1942 гг.), высаживал десант в Феодосию (29.12.1941 г.) и прикрывал высадку десанта в Южную Озерейку (4.02.1943 г.), осуществлял воинские перевозки в Севастополь и порты Кавказа.
8.07.1945 г. награжден орденом Красного Знамени.
12.01.1949 г. исключен из состава ВМФ, разоружен и переоборудован в корабль-мишень.

Прикрепленные изображения



Спешите делать добрые дела

Андрей Пустоваров

Гвардейский крейсер "Красный Крым"
11 ноября 1913 года в Ревеле был заложен новый крейсер "Светлана". Спущен на воду 8 ноября 1915 года. В октябре 1917 года прибуксирован в Петроград. 5 февраля 1925 года кораблю присвоено новое имя - "Профинтерн", а 1 июля 1928 года он был передан Морским силам Балтийского моря. В начале 1930 года корабль перешел в Севастополь. 5 ноября 1939 года он был переименован в "Красный Крым".

Крейсер "Красный Крым"
21 августа 1941 года, приняв топливо и боезапас, "Красный Крым" в охранении эсминцев "Фрунзе" и "Дзержинский" направился к линии фронта в Одессу. 462 снаряда главного калибра корабля было обрушено на противника. Командование Отдельной Приморской армии высоко оценило боевую стрельбу "Красного Крыма", объявив всему экипажу крейсера благодарность. Там же, под Одессой, корабль принял участие в высадке первого на Черном море десанта. В этом десанте большое мужество проявили моряки крейсера старшина барказа И. И. Дибров, крючковой А. М. Прохоренко, моторист Д. Ф. Гаркуша, пулеметчики В. С. Игнатов и И. П. Щербина.
В ожесточенных боях за Севастополь "Красный Крым" в ноябре-декабре 1941 года провел 18 артиллерийских стрельб.
Командование флота высоко оценило действия артиллеристов "Красного Крыма". Высоких правительственных наград были удостоены старший лейтенант В. Ф. Литвинчук, лейтенанты Н. И. Гузяр (посмертно) и Б. В. Философов, мичман С. И. Бакалов, старшины В. Г. Кравченко, Д. Ф. Трофименко, Ф. 3. Козюр, П. М. Левченко, краснофлотец И. И. Чаплин.
58 боевых заданий выполнил "Красный Крым" за годы войны под командованием капитана 1 ранга А. И. Зубкова. В боевой деятельности корабля принимали активное участие флотские политработники Ф. П. Вершинин, Ф. Г. Возный, Т. Т. Бут, Г. И. Фомин. Крейсер провел 52 артиллерийские стрельбы по позициям и укреплениям немецко-фашистских войск, уничтожив 4 артиллерийские и минометные батареи, 3 склада с боеприпасами и до полка пехоты, перевез более 20 тысяч человек личного состава, раненых и эвакуируемых граждан Севастополя, высадил на берег, занятый противником, около 10 тысяч бойцов и командиров в составе десантов, отразил свыше двухсот атак гитлеровских самолетов.
За смелые и решительные действия при высадке десантов в Григорьевку, Феодосию, Судак и Алушту, за мужество и героизм личного состава, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, крейсер "Красный Крым" приказом Народного комиссара Военно-Морского Флота.№ 137 от 18 июня 1942 года удостоен гвардейского звания.
После окончания боевых действий на Черном море корабль был передан в отряд учебных кораблей.
Имя прославленного крейсера присвоено новому большому противолодочному кораблю Краснознаменного Черноморского флота, на котором 5 декабря 1970 года в торжественной обстановке был поднят гвардейский Военно-морской флаг.
Водоизмещение полное 7999 т, нормальное-7190 т, стандартное-6839 т; длина 158,4 м, ширина 15,4 м, осадка 5,7 м; мощность механизмов 46 300 л. с.; скорость хода максимальная 29 уз, экономическая - 14 уз; дальность плавания 1200 миль (экономическим ходом). Вооружение: 15130-мм, 4100-мм, 4 45-мм и 10 37-мм орудий, 712,7-мм пулеметов, 2 трехтрубных торпедных аппарата и 2 комплекта параван-тралов. Принимал на борт до 100 якорных мин и 30 глубинных бомб. Экипаж 852 человека.

Прикрепленные изображения


Спешите делать добрые дела

Андрей Пустоваров

Малый противолодочный корабль Черноморского флота (именуется в различных источниках также как сторожевой катер, малый охотник, морской охотник) СК 065

Командир СК 065 старший лейтенант Павел Сивенко

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ СЕРИЙНОГО «МАЛОГО ОХОТНИКА» ТИПА МО-4
Длина наибольшая, м - 26,9
Ширина наибольшая, м - 4,0
Высота борта на миделе, м - 2,7
Водоизмещение полное/нормальное, т - 56,0/53,5
Скорость, узлов - 25-27
Дальность плавания полным ходом / 10-узловым, миль - 340/800
Мощность, л. с - 3X850
Экипаж, чел - 24
Вооружение: две 45-мм полуавтоматические пушки, два 12,7-мм пулемета ДШК, два бомбосбрасывателя, 8 больших и 28 малых глубинных бомб, 6 дымовых шашек (МБДШ), шумопеленгатор «Посейдон».

Прикрепленные изображения



Спешите делать добрые дела

Андрей Пустоваров

1 Керченско-Венская Краснознаменная Бригада Речных Кораблей Дунайской флотилии
командиром 1-й Керченско-Венской Краснознаменной бригады речных кораблей Дунайской военной флотилии в конце войны герой Советского Союза Державин Павел Иванович, награжденный медалями "южного банта"

Монументальные мемориальные памятники города Ейска.
Бронекатер "Ейский патриот".
В 1944 году, когда ейские предприятия в тяжелых условиях после оккупации начали восстанавливать свое производство, коллектив завода "Запчасть" (ныне станкостроительный завод) выступили с инициативой собрать средства на постройку боевого корабля. Жители Ейска откликнулись на этот призыв. Всего было собрано 452650 рублей деньгами и облигациями государственных займов.
К концу 1944 года бронекатер Б-162 был построен на заводе "Х лет Октября" в Астрахани. Всего было построено 4 катера этой же серии. Команда подбиралась из офицеров и матросов Каспийской военной флотилии, находившихся на излечении в госпиталях города.
Катер вступил в боевой строй кораблей Дунайской военной речной флотилии (ранее - Азовской военной флотилии), где действовал в составе гвардейского Белградского дивизиона бронекатеров Керченско-Венской Краснознаменной бригады речных кораблей, прошел боевой путь от Измаила До Вены, начав его 20 декабря 1944 года.
Катер обеспечивал высадку десанта, перевозил войска и технику, огнем из своих 2 орудий поддерживал наступления советских войск в боях за города Гайнбург, Братиславу, Вену.
В боях за Гайнбург отразил 7 налетов вражеской авиации. За два дня переправил в район боевых действий 4 танка, 17 САУ,38 машин, 2188 бойцов с вооружением и боеприпасами. За эти действия он первым из отряда был удостоин звания "Гвардейский", успешно завершил переход по заминированному фарватеру из Будапешта в Вену, где и закончил свой боевой путь.
Первым командиром катера был лейтенант Борис Фёдорович Балев (1921-2000), переведенный вместе с катером из Каспийской флотилии. Балев Б.Ф. на фронте с первых дней Великой Отечественной войны. В составе частей морской пехоты и на кораблях Балтийского и Черноморского флотов принимал участие в обороне Ленинграда, Севастополя, в боях за Кавказ. Войну начал старшиной второй статьи, а закончил гвардии лейтенантом. В 1944 году принял под свое командование бронекатер "Ейский патриот".
За мужество и отвагу Б.Ф.Балев был удостоен многих правительственных наград.

Прикрепленные изображения



Спешите делать добрые дела

Андрей Пустоваров

Эсминец ЖЕЛЕЗНЯКОВ (до 5.02.1925 г. "Корфу", до 23.06.1939 г. "Петровский", с 30.12.1954 г. - "ПКЗ-62")
в 1941 году командир корабля капитан 3 ранга В. А. Кринов (в 1942 году начальник штаба 2-й бригады речных кораблей Волжской флотилии, в 1946 командир Дунайской флотилии)
Заложен 6.07.1916 г., спущен 23.10.1917 г., вст. в строй 10.06.1925 г. и в этот же день вошел в состав Морских сил Черного моря. Прошел капитальный ремонт с 5.09.1930 г. по 7.06.1932 г. С 11.01.1935 г. входил в состав ЧФ
В годы Великой Отечественной войны участвовал в обороне Одессы, Севастополя и Кавказа, высаживал десант в Феодосию (29 декабря 1941 года), Евпаторию (февраль 1942 года) и прикрывал высадку десанта в Южную Озерейку (4 февраля 1943 года), осуществлял воинские перевозки в Севастополь и порты Кавказа, нес конвойную службу. 8 июля 1945 года награжден орденом Красного Знамени.
С 18.12.1947 г. по 15.09.1949 г. под тем же названием входил в состав ВМС Болгарии. 8.04.1953 г. выведен из боевого состава флота, разоружен и переформирован в плавучую казарму, а 27.07.1956 г. исключен из списков ВМФ и в 1957 г. на базе "Главвторчермета" в Поти разобран на металл.

Последние материалы сайта