Расписание уроков регламентирует ритм школьной жизни, труд и отдых учащихся и учителей.
От его качества во многом зависит эффективность всего образовательного процесса
Учебный режим школы должен соответствовать функциональным возможностям учащихся. Объем, содержание и организация учебного процесса должны обеспечивать такое состояние организма, при котором утомление полностью исчезало бы за период отдыха.
Основные критерии оценки уроков с точки зрения функциональных возможностей учащихся – трудность и утомительность. Утомительность характеризуется изменением работоспособности, а трудность предмета – уровнем успеваемости, то есть степенью усвоения учебного материала. Следовательно, при составлении расписания необходимо учитывать оба фактора в равной степени.
В правовом аспекте проблема составления школьного расписания нашла отражение в новых гигиенических требованиях к составлению расписания, которые основываются на данных современных научных исследований биоритмологии умственной работоспособности и таблицы трудности предметов И.Г. Сивкова. Однако для заместителя директора школы, который составляет расписание, важно не только знать, насколько труден предмет, но и представлять силу утомляющего воздействия уроков по тому или иному предмету на состояние здоровья учащихся. К сожалению, таблица трудности И.Г. Сивкова совсем не учитывает такого компонента обучения, как утомительность предметов, которая в первую очередь влияет на здоровье ученика.
Современные исследования дают представление о зависимости утомительности предмета от его трудности, хотя по некоторым предметам эти показатели значительно различаются. Эти представления дают возможность объединить два показателя в один – приемлемость предмета. Поэтому таблице И.Г. Сивкова можно предложить альтернативу – шкалу приемлемости предметов, которая учитывала бы компоненты трудности и утомительности обучения, а также особенности каждого образовательного учреждения и учебного плана каждого класса.
Шкала приемлемости состоит из столбца «Предметы по рангу», куда вносятся предметы, ранги которых были получены по результатам диагностики степени их трудности и утомительности методом экспертных оценок – их алгоритм представлен в приложении 1. По своей структуре предлагаемая шкала постоянна, а по содержанию вариативна (см. таблицу 1).
Таблица 1
Как видно из таблицы 1, шкала состоит из пяти групп трудности. Каждая группа имеет оценку в баллах – это постоянный компонент шкалы, не подлежащий каким-либо изменениям. Содержание (т.е. набор предметов) каждой группы может меняться в зависимости от результатов диагностики. Она представляет собой вариативную часть шкалы.
В средней общеобразовательной школе № 618 г. Санкт-Петербурга мы получили следующую шкалу приемлемости предметов (см. таблицу 2).
Таблица 2
Поскольку в каждом образовательном учреждении приемлемость предметов будет своя, то читателям не стоит копировать приведенную шкалу «один в один». Целесообразно провести диагностику степени трудности и утомительности предметов в своей школе методом экспертных оценок.
Кроме того, при составлении расписания имеет смысл руководствоваться таблицей ранжирования уровня работоспособности учащихся разных классов на различных уроках в течение учебной недели (см. приложение 2).
Мы создали алгоритм составления физиологически обоснованного расписания, который учитывает реально выполнимые гигиенические требования. Этот алгоритм можно использовать для составления учебного расписания как в школе, имеющей большое количество классов второй и третьей ступеней, так и в сравнительно небольшом образовательном учреждении. Алгоритм предназначен для специалистов, которые составляют расписание без использования компьютерной программы.
При использовании автоматизированных программ целесообразно выполнять расстановку предметов с помощью автоматизированной программы поэтапно на основании предложенного алгоритма. Как показывает практика, данные программы могут быть использованы только как вспомогательный инструмент для:
После автоматизированного распределения предметов (программа, как правило, расставляет от 40 до 70%) учитывать гигиенические требования к расписанию уроков практически невозможно, так как приходится не только доставлять оставшиеся нерасставленные предметы, но и существенно изменять (до 60%) автоматизированную расстановку предметов по принципу «лишь бы расставить».
Поэтому при использовании компьютерной программы для составления рационального расписания с учетом реально выполнимых гигиенических и педагогических требований, специфики образовательного учреждения необходимо расстановку предметов выполнять поэтапно с использованием предложенного выше алгоритма. При этом каждый этап расстановки группы предметов должен заканчиваться ручной доводкой с ориентацией на вышеперечисленные требования. Это позволит более рационально составить расписание и по возможности учесть все необходимые условия.
При необходимости изменить расписание в течение учебного года, которая возникает довольно часто, необходимо поработать с макетом таблицы. Для изменения расписания на нем необходимо выполнить следующие расчеты и перестановки.
Предложенный способ составления расписания занимает времени не более, чем обычно, но позволяет составить расписание грамотно, т.е.:
Кроме того, при таком способе не требуется значительного количества бумажных заготовок (дополнительных таблиц, особенно если в школе много классов второй и третьей ступеней (от 30 и более).
Для того чтобы подготовить качественное расписание, которое бы соответствовало возможностям конкретного образовательного учреждения, необходимо провести свою собственную диагностику степени трудности и утомительности предметов в каждой параллели. Экспертами в данном случае должны стать учащиеся, так как лучше них никто не может сказать, какой предмет является трудным и утомительным.
1. Количество классов начальной школы – ______.
2. Количество классов основной и средней школы – ___________.
3. Всего учебных кабинетов, используемых для проведения уроков – ___________.
4. Наличие шкалы приемлемости для своего образовательного учреждения:
5. Учет шкалы приемлемости предметов в школьном расписании:
6. Распределение уроков на день для учащихся:
7. Все классы начинают учебу с первого урока:
8. Рациональное чередование предметов разной направленности и сложности:
9. Соблюдение в расписании учета работоспособности учащихся (в недельной динамике):
10. Рациональная расстановка уроков для учителей:
11. Максимальное количество уроков у учителей в день:
а) до 4 уроков – у____ учителей – ______ (%);
б) 5 и 6 уроков – у____ учителей – _____ (%);
в) 7 уроков и более – у____ учителей – ___ (%).
12. Методический день имеется (указать количество учителей):
а) с нагрузкой до 24 часов в неделю – у____ учителей;
б) с нагрузкой от 25 до 30 часов в неделю – у___ учителей;
в) с нагрузкой более 30 часов в неделю – у___ учителей.
– где: mk – средний балл по предмету одного класса;
n – количество классов в исследуемой параллели;
или по формуле:
– где: Mk – сумма баллов по предмету одного класса;
n – количество учащихся одной параллели, участвующих в исследовании.
Например, в параллели 7-х классов имеется пять классов, приняли участие в диагностике 130 человек. Сумма баллов по русскому языку в параллели составила 469. Подставляем в формулу числа:
Ср. б. пр. = (469/130) = 3,61 – средний балл по русскому языку в параллели 7-х классов составил 3,61, дети воспринимают этот предмет как достаточно трудный.
Таким же образом рассчитывается отдельно средний балл каждого предмета по утомительности.
Затем находится средний балл приемлемости по каждому предмету. Для этого складываются два показателя: средний балл трудности и средний балл утомительности, а затем результат делится на 2. Таким образом получается средний балл приемлемости предмета.
На основании полученных данных составляется индивидуальная таблица приемлемости предметов конкретного образовательного учреждения по каждой параллели.
Приложение 2
1 – наиболее благоприятные часы; 10 – наиболее неблагоприятные.
6–7 – пониженный уровень работоспособности (малоблагоприятные часы для проведения уроков).
8–10 – низкий уровень работоспособности (неблагоприятные часы для проведения уроков).
Приложение 3
Для выполнения макета необходимо приготовить:
1. Склеить листы картона в «раскладушку»:
2. На одном листе цветной бумаги поместить всю необходимую информацию для составления расписания (поместить на лист картона № 1); пример: таблица на с. 27.
3. На двух следующих листах цветной бумаги начертить сетку, по три дня на каждом листе, по 7 ячеек на каждый день (поместить на 2-й и 3-й лист картона).
4. На 4-м листе расчертить сплошную сетку без деления на дни (ячейки – аналогичных размеров).
5. Готовые расчерченные листы покрыть скотчем, чтобы при разрезах ячеек не было разрывов.
6. Сделать прорези в ячейках размером от 0,5–0,6 см.
7. Приклеить бумажные листы по боковым частям листов картона на готовую «раскладушку». Макет готов.
8. Отдельно сделать разноцветные бирки с литерой класса (5-й «А», 7-й «Г» и т.д.), количество – из расчета нагрузки 5- или 6-дневной недели + дополнительно на уроки, где классы делятся на подгруппы. Размер бирки: ширина – 8 мм; высота – 15 мм.
9. Подготовить бирки любого цвета без надписей литер класса для расчета недельной нагрузки на каждого учителя. Размеры: ширина 5 мм; высота 12–14 мм.
Данный макет удобен в работе, так как вся необходимая информация всегда находится перед глазами заместителя директора. Он может быть сложен в папку, что делает его удобным для переноски. При этом бирки будут удерживаться в прорезях.
___________ * Размеры листа картона индивидуальны, т.к. в каждой школе различное количество учителей, разный режим работы (5- и 6-дневная учебная неделя). Мы предлагаем размеры для расписания из расчета 6-дневной учебной недели и школы, в которой работают 50–55 учителей.
С 1 сентября 2011 года вступили в силу новые требования СанПиН. Особенностью новых требований является введение подробной шкалы трудности для каждого предмета. Теперь трудность каждого предмета оценивается в баллах для 1-4 классов, отдельно для 5, 6, 7, 8 и 9 классов, и для 10-11 классов. При составлении расписания наибольшая нагрузка учащихся, рассчитанная в баллах, должна приходиться на вторник и/или среду.
Программы для составления расписания "Ректор 3" и "Ректор-Школа" обеспечивают поддержку составления расписания уроков с учетом новых требований СанПиН. Ниже мы рассмотрим последовательность составления расписания при переходе на новые требования СанПиН в программе "Ректор 3". Все действия в программе "Ректор-Школа" выглядят аналогично.
Наш план такой:
Изложение материала ориентировано на опытных пользователей. Начинающим рекомендуем сначала ознакомиться с руководством по программе.
Значения штрафов за нарушение требований СанПиН задаются в диалоге Параметры на закладке СанПиН. Для того, чтобы открыть диалог, запустите программу и в меню Настройки выполните команду Параметры, как показано на скриншоте.
В результате откроется диалог Параметры:
Перейдите на закладку СанПиН:
Как видно из скриншота, в данном случае значения штрафов за нарушение требований СанПиН равны 10. Для того, чтобы придать больший вес требованиям СанПиН, увеличим все штрафы до 50:
Для сохранения новых значений щелкните мышкой по OK .
Можно ли задать другие значения, кроме 10 и 50? Да, можно. Штрафы задаются в относительных единицах и должны быть неотрицательными числами. Самое главное - штрафы должны быть сбалансированы друг с другом, то есть штрафы на закладке СанПиН должны быть сбалансированы со штрафами на закладках Классы и Учителя.
Почему для 1-9 и 10-11 классов штрафы задаются отдельно, ведь требования СанПиН по максимальной нагрузке для всех классов одни и те же? Требования СанПиН нарушать нельзя, но если предположить, что небольшие отклонения возможны, то они более вероятны для старших классов и программа позволяет сделать это.
В новой версии программы, в файле с демонстрационными данными шкала трудности для каждого предмета уже введена в соответствии с новыми требованиями СанПиН. Однако, если Вы используете программу для составления расписания уже не первый год, то, вероятно, Вам нужно задать трудность предметов в баллах заново, поскольку ранее трудность предмета была либо постоянной, либо зависела только от ступени обучения.
Для этого перейдите в раздел Списки на страницу Предметы. Ваш список предметов может выглядеть примерно так:
Двойным щелчком мышки по строке с названием предмета откройте диалог Свойства предмета.
Убедитесь, что в окошке Список предметов по СанПиН программа правильно определила название предмета (на скриншоте название предмета "Алгебра" совпадает с названием предмета по СанПиН - "Алгебра"). В некоторых случаях программа не сможет самостоятельно определить название предмета по СанПиН. Прежде всего это касается языков. В то время как в программе используются привычные "русск. яз.", "англ. яз.", "немецк. яз." и т. д., в СанПиН есть только "национальный язык" и "иностранный язык". Если программа не смогла правильно определить название предмета по СанПиН, сделайте это вручную.
Теперь щелкните мышкой по кнопке Установить. По шкале трудности в левой части диалога пробежит "зеленая волна" и рекомендуемые значения будут установлены.
При необходимости баллы можно подкорректировать вручную.
При автоматическом составлении расписания (кнопка Найти на панели инструментов, подробнее смотрите Справку и Руководство по программе) программа учитывает требования СанПиН. Окно программы с Вашими данными может выглядеть примерно так:
На скриншоте:
Расписание уроков является одним из главных документов в школьных стенах. Именно от того, насколько верно составлен этот документ, будет зависеть, в каком ритме будет проходить учебный год.
В этом документе очень важно правильно распределить нагрузку для школьников. Благодаря этому детям удастся максимально усвоить полученные знания.
Со второй половины двадцатого века, чтобы составить школьное расписание применялись определенные правила. Для этого применялась система, так называемых ранговых оценок. Разработчиком этой методики стал русский ученый И.Г. Сивко.
Таблица рангов предметов.
Понять этот метод не представляется сложным. Каждый предмет в системе конкретное количество баллов, которые называются рангом.
Ну а если Вам нужен рекрутинговый сайт для сетевика, то изучите отзывы ВекРоста вот тут, там же рассказано как все это организовать.
Ранг предмета зависит от того, насколько он сложен в усвоении. Чем больше внимания и концентрации необходимо для усвоения определенных знаний, тем более высокий ранг.
Несложно догадаться, что самыми высокоранговыми предметами являются: алгебра, геометрия, а также русский язык. В этой методике эти предметы имеют по одиннадцать баллов. Чуть ниже по рангу идут иностранные языки, к ним относятся десять баллов. Более легкими предметами в этой системе считаются физика и химия. И первый, и второй имеет по девять баллов.
Дальше все по списку. История имеет по балам цифру 8, литература -7, география – 6, физическое воспитание -5, а черчение 4. Музыке и рисованию в этой системе отводится по двоечке.
Для того, чтобы правильно составить план обучения используют также критерий усталости в течение целой недели. Специалисты говорят о том, что днями, когда школьники могут учиться наиболее самоотверженно, являются средой и четвергом.
Когда уроки делят на целую неделю, то преследуют цель рассчитать общее количество рангов на каждый день. Таким образом, больше всего детей стараются загрузить в среду и четверг. А пятница и понедельник являются более легкими днями.
Кроме вышеперечисленных критериев, чтобы составить расписание уроков вручную необходимо учесть также биологические ритмы. Самоотверженней всего работать получается в период между 10.00 и 11.30.
Как раз на этот интервал стараются ставить дисциплины, которые требуют к себе максимум внимания. А вот первый и последний урок обычно имеют более низкую нагрузку.
На сегодняшний день, составлять план обучения можно не только вручную, но и при помощи компьютерных программ. Причем их достаточное количество. Директор школы, заведующие школы, могут с легкость выбрать самую подходящую для них программу.
Исходя из вышеописанного, можно вывести правила, по которым составляется план обучения:
Всем читателям блога «ШколаЛа» доброго дня! Ну как ваша школьная жизнь? Ещё чуток, и появится время передохнуть, ведь скоро первые в этом учебном году .
Все потихоньку втянулись в рабочий ритм, привыкли, что кому-то почти каждый день с утра нужно переодеваться в физкультурную форму, кто-то учебный день в школе начинает с цифр, а некоторые просыпаются под музыкальные произведения и активные движения художественной кисточкой. У кого что «на завтрак для ума», и тому причиной заведённое школьное расписание уроков.
Мы, родители, иногда возмущаемся, зачем детям по утрам бегать кроссы, чтобы на втором уроке сидеть за партой вспотевшими в полусырой одежде. Почему бы не сделать первым уроком литературу, а логику математики оставить на «после обеда».
А и вправду, есть ли какие-то правила составления расписания уроков, кто ответственен за этот важный процесс в школе, и чем это самое ответственное должностное лицо руководствуется, когда распределяет учебную нагрузку?
И это давно подтвердившийся факт. Грамотно составленное педагогами школы расписание уроков – это прямая взаимосвязь со школьными отметками в классном журнале, ибо оно помогает сохранить работоспособность на протяжении не только всего учебного дня, но и всей календарной недели и даже всей четверти.
Знают ли на самом деле учителя, что в их руках находится в прямом смысле этого слова здоровье каждого ученика и его учебный потенциал, которые можно одним движением канцелярской ручки перечеркнуть?
Вот давайте и проверим, насколько в наших с вами начальных школах стремятся к тому, чтобы детям было легко учиться. Итак, что нужно учесть при составлении школьного расписания уроков?
Вот там табличка трудности уроков в начальной школе по СанПину:
математика – 8 баллов
русский и иностранные языки – 7
окружающий мир и информатика – по 6 баллов
литература – 5
история – 4
рисование и музыка – по 3 балла
технология – 2
физкультура – 1
Нда, хоть каждое утро с музыки да рисования начинай и физкультурой заканчивай!
Некоторые педагоги пользуются табличкой Сивкова, разработанной в 1975 году, она пошире и предназначена для всех одиннадцати классов.
Кстати, зная расписание уроков ребёнка, можно построить своего верблюда, посчитав на каждый день учёбы количество баллов. Получается горбик ко вторнику — среде? Значит, школе за расписание можно поставить пятёрку.
Увы, сделать идеально никогда не получается: то педагогов мало, то классов не хватает.
Решила подкрепить художественное слово буквой закона. Открываю Постановление Главного санитарного врача от 29.12.2010 за номером 189, который утвердил СанПин 2.4.2.2821-10. Под этим набором цифр спрятаны требования к организации процесса обучения. Пролистываем не менее интересные главы про школьные территории и здания, помещения и оборудование, и . Вот глава Х, которая-то нам и нужна. Итак:
Хотелось бы отметить, что такое учебная нагрузка. Это максимальное количество академических часов в неделю. Она зависит от того, учитесь ли вы ещё и по субботам. К слову, первоклашкам в выходные учиться законом запрещено. Итак, академический максимум в часах при 6-дневной и 5-дневной учебной неделе соответственно:
Нагрузка – нагрузке рознь. Можно ведь и по 10 уроков поставить в день, а потом в субботу «балду гонять». Ан нет, нельзя!
Если школа старается неукоснительно придерживаться законодательной основы в своей работе, то никакой завуч либо методист, кто станет расписывать предметы и преподавателей, не поставит:
Посчитали сразу же у себя, сколько выходит фактически? Укладываетесь? Едем дальше.
Этот требовательный СанПин устанавливает те самые правила распределения школьных предметов по сложности, о которых мы уже с вами упомянули, указывая педагогам, что при составлении расписания дисциплины основные, такие как математика, русский и иностранный языки, окружающий мир (по СанПин – природоведение), информатика, должны «разбавляться» музыкой и ИЗО, технологией (в СанПине она ещё с советских времён под названием «труды») и физкультурой.
К слову, после физкультуры нельзя ставить письменные уроки и контрольные.
Трудные предметы главврач России предписывает ставить у первоклашек на второй урок, у 2-4 классов – на второй и третий, для остальных – на второй, третий и четвёртый. И ещё важно: контрольные, оказывается, могут быть по одной в день, на 2-м, 3-м либо 4-м уроке.
Вот это действительно интересно — на практике вряд ли такое возможно. Если в младших классах педагог сам распределит порядок тестирования, то как будут договариваться в старшей школе, например, учитель биологии и учитель алгебры, ну или любой другой?
Но педагоги здесь защищены: это не прямой запрет закона, а рекомендация, так что если ребёнок сначала написал тест по математике, а потом ещё и завернулся на русский, то вряд ли кто внемлет вашему возмущению.
Вообще, пришла к выводу, что составление школьного расписания – это на самом деле титанический труд, хоть и интересный на первый взгляд. А поручают эту головную боль обычно одному из заместителей директора школы в соответствии с должностной инструкцией. Потому предлагаю не быть слишком предвзятыми к нашим учителям и небольшие погрешности всё-таки выпускать из-под нашего пристального взгляда.
Друзья, предлагаю вам подписаться на новости блога и присоединиться к нашей группе «ВКонтакте» , чтобы всегда быть в курсе школьных событий.
Всего вам доброго!
Учебный режим школы должен соответствовать функциональным возможностям учащихся. Объем, содержание и организация учебного процесса должны обеспечивать такое состояние организма, при котором утомление полностью исчезало бы за период отдыха.
Основные критерии оценки уроков с точки зрения функциональных возможностей учащихся – трудность и утомительность. Утомительность характеризуется изменением работоспособности, а трудность предмета – уровнем успеваемости, то есть степенью усвоения учебного материала. Следовательно, при составлении расписания необходимо учитывать оба фактора в равной степени.
При составлении расписания уроков должны учитываться следующие факторы:
Чтобы снизить утомляемость учащихся и учителей в течение одного дня, необходимо правильное распределение уроков в продуктивные и непродуктивные часы и дни.
Предметы, требующие больших временных затрат на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день школьного расписания. В наиболее непродуктивные часы (с 11.30 до 14.30) уроки должны строиться с позиций здоровьесбережения, что подразумевает валеологический подход к организации урока, выбор форм, методов, приемов урока, смену видов деятельности учащихся и видов преподавания учителя (через каждые 5–7 мин).
При составлении расписания можно пользоваться шкалами трудности учебных предметов, разработанными И.Г. Сивковым (для начальной школы) и сотрудниками НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков М.И. Степановой, И.Э. Александровой, А.С. Седовой (для учеников 5–9-х классов)
Используя данные приведенных выше таблиц, можно оценить, правильно ли составлено расписание уроков какого-либо класса.
Расписание составлено правильно, если:
Расписание составлено неправильно, если:
Для оптимального распределения нагрузки не допускаются:
Таким образом, при составлении расписания занятий необходимо учитывать:
Для этого расписание анализируется и по итогам составляется аналитическая справка.
Трудно сказать, когда впервые возник вопрос о появлении и формировании человека. Этой проблемой интересовались как мыслители древних цивилизаций, так и наши современники. Как развивается общество? Можно ли выделить определенные критерии и этапы этого проц
В основе ритмического строения частушек лежат обычные для литературного стихосложения стопы (двусложные и трехсложные). Исполнение частушки и под балалайку, и под гармонь, и без музыкального сопровождения приводит к тому, что ритмическая четкость метричес
Каждое предприятие стремится к постоянному улучшению показателей экономической эффективности. Практические меры, связанные с достижением желаемых индикаторов, могут быть реализованы в самом широком спектре. При этом важно не только внедрить соответствующи
Ранние годы. Семья Фемистокл родился в Афинах около 524 года до н. э. Его отцом был афинянин из не очень знатного рода Неокл. Матерью Фемистокла, согласно Плутарху , была либо фракиянка Абротонон, либо женщина родом из Галикарнаса Эвтерпа . В независимос
Анна Иоанновна Романова Российская императрица Годы жизни: 1693-1740 Годы правления: 1730-1740 Вторая дочь Ивана V Алексеевича (брата и соправителя царя Петра I) и Прасковьи Федоровны Салтыковой, племянница . Анна Иоановна краткая биография В 3 года Ан
Для эффективной деятельности любого предприятия одним из важных факторов является степень сплочённости коллектива. От этого зависит успешность в достижении поставленных целей.Коллектив – общность людей, объединённых достижением единой цели. Члены такой ко