Консультация для родителей «Нам нужен чистый воздух» консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему. по экологическому воспитанию учащихся

08.09.2022
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

(средняя группа)

Задачи:

1. Образовательные : познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды; с возможностью вторичного использования бросового материала; закрепление умения рисовать цветы, используя нетрадиционную технику рисования (донышком пластиковой бутылки); создание красивых композиций с передачей настроения; свободное сочетание изобразительных материалов, инструментов и техник.

2. Развивающие : развитие познавательной активности детей в процессе познания о проблемах города; умения отвечать на вопросы; активизация словаря по теме; развитие мелкой моторики пальцев; умения наблюдать и делать выводы.

3. Воспитательные : Воспитание бережного отношения и любви к окружающему миру; экологической культуры поведения в природе; вызвать беспокойство за экологическое состояние города.

Методы и приёмы : создание игровой ситуации, вопросы, художественное слово, обобщения воспитателя, хоровые и индивидуальные ответы детей, физкультурная минутка, упражнения в рисовании цветов нетрадиционным способом, использовании аудиозаписи.

Материалы и оборудование : макет города Ворсма, элементы костюма Бабы Яги, «мусор», урна для мусора, поделки из бросового материала, сделанные совместно с родителями, фотографии поделок из бросового материала, которые украшают участок детского сада, аудиокассета, гуашь разных цветов, кисти №3, 6, влажные тряпочки для рук, альбомный лист бумаги, донышко пластиковой бутылки на каждого ребёнка.

Предварительная работа:

Экскурсия вокруг детского сада; по улице, на которой находится детский сад;

Наблюдение за работой дворника, за уборкой мусора;

Организация выставки работ из бытового мусора, выполненных родителями совместно с детьми;

Конкурс оформления участков (поделки из бросового материала): «Мы волшебники».

Изготовление макета родного города (совместно с родителями).

Ход занятия

Организационный момент

(Вносится макет города Ворсма, расставленный на ковре, дети сидят вокруг ковра.)

Воспитатель : В некотором царстве, в российском государстве был, есть и будет маленький городок под названием Ворсма, а люди, которые в нём жили назывались ворсмачи. Город был очень красивый, воздух чистый, так как вокруг города было много лесов, речка Кишма, озеро. Но вот повадился кто-то, каждый день разбрасывать мусор – разные упаковки, бумагу, бутылки, предметы из пластмассы и многое другое. Город стал грязным, люди стали часто болеть.

– Ребята, надо спасать наш город, вы готовы? Тише, я слышу какой-то шум. (Влетает Баба-Яга на ступе, обвешанная разным мусором, в ступе тоже находится мусор и начинает разбрасывать мусор на «город»).

Воспитатель: Стой, Баба-Яга, что ты делаешь, как тебе не стыдно.

Баба-Яга : А что такое, мусор бросаю и не только я, многие так делают, я сама видела, девчонка съела конфетку, а бумажку на землю бросила, мальчишка съел йогурт, а банку тоже бросил на дорогу. Подумаешь, ну и что!

Актуализация.

Воспитатель : Да, я согласна с тобой Б.Я., ежегодно от каждого человека, проживающего в России, остаётся очень много мусора. Каждый день мы выбрасываем консервные банки, бутылки, бумагу и многое другое. – Ребята, как мы избавляемся от мусора? (Д: Мы бросаем в урну, в контейнер.) - А куда же дальше попадает мусор? (Д: Машина забирает мусор из баков и увозит куда-то).

Знакомство с новым материалом.

– Да, мусор вывозят специальными машинами и отправляют на свалку. Свалка – это скопление мусора. Мусор выделяет ядовитые вещества, а это опасно для человека. Вспомните, возле ваших домов стоят мусорные баки и если мусор долго не вывозится, то проходить мимо таких баков неприятно. – Почему? (Д: некрасивая куча, неприятный запах.) – Такой же запах выделяется на больших свалках за пределами нашего города, отравляя воздух и почву вокруг. Люди, которые дышат таким грязным воздухом часто болеют и даже умирают. Кроме свалок, существуют мусоросжигательные заводы, но при сжигании мусора образуются вредные вещества, попадающие в воздух, которым мы дышим. Ещё есть специальные заводы, где бытовой мусор перерабатывается, получают новый материал, из которого делают разные полезные вещи.

Давайте подумаем, а как мы можем помочь окружающей среде? (Д: выбрасывать мусор в баки для мусора, можно делать поделки из ненужных вещей, …) - А вы хотите спасти наш город от мусора? (Д: Да!) - А ты Б.Я. не будешь больше загрязнять наш город?

- Баба Яга : Да уж точно теперь не буду!

Тогда давайте соберём весь мусор.

(Выставляется урна для мусора.)

Физ. минутка

Мы по улице идём, на которой мы живём,

Мы бумажки и стекляшки собираем и кладём,

Раз в ведро, а два – в корзину,

Наклоняем дружно спину.

Вот какой наш город стал чистый и красивый и мне так хочется пожелать, чтобы на месте свалок с мусором были парки, леса, клумбы с цветами. А вы хотите украсить наш город цветами?

Давайте сейчас мы с вами нарисуем красивые цветы. А рисовать мы их будем донышком пластиковой бутылки.

Дети идут к столам, на которых приготовлено всё для рисования.

Воспитатель показывает приёмы изображения цветов.

Дети рисуют цветы, затем выкладывают рисунки на макет города.

Вот какие молодцы! Посмотрите какой красивый наш город, когда в нём нет мусора, кругом чистота и много красивых цветов.

Закрепление.

Ребята, давайте вспомним, что же мы можем сделать для того, чтобы наш город всегда был чистым и красивым?

Варианты ответов детей: Не бросать на улицах мусор, убирать его в урну, а ещё можно сделать разные поделки, игрушки, которые украсят нашу группу, наш дом, наш город.

Воспитатель :

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нету!

Развеем над нею тучи и дым,

В обиду её никому не дадим!

От этого станем мы только добрей,

Украсим всю Землю садами, цветами,

Такая планета нужна нам с вами!

А вы хотите посмотреть замечательные поделки, которые сделали ваши мамы и папы из того, что мы обычно выбрасываем в мусор?

Звучит музыка . Дети идут к столам, на которых находится выставка поделок из бросового материала, сделанные совместно с родителями; фотографии поделок, которые украшают участок детского сада (Мишка косолапый, жираф, лебеди, необычные машины и многое другое). Дети с интересом рассматривают, обсуждают, анализируют.

Литература:

1. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» - СПб: Детство – Пресс, 2003.

2. О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду», 2009.

Юлия Смольникова
Проект «Чистый город» (старшая группа)

Тема проекта : «Чистый город » .

Тип проекта : групповой .

Вид проекта : краткосрочный

Участники проекта : дети и родители старшей группы , воспитатель.

Образовательные области : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Актуальность : Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.

Цель : формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему.

Задачи проекта :

Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.

Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.

Охранять и укреплять здоровье детей.

Предварительная работа :

1. Сбор и анализ литературы по данной теме.

2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

4. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта .

5. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта .

Основные направления реализации проекта :

Основной этап

1. Проведение мероприятий в группе .

2. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью .

Заключительный этап

1. Мини-выставка продуктов детской деятельности

2. Фотомонтаж

3. Подведение итогов

Продукт проектной деятельности : выставка детских работ.

Презентация проекта : экологические и подвижные игры, консультация для родителей , образовательная деятельность по ФЦКМ на тему «Не надо мусорить» .

ПРИЛОЖЕНИЕ :

Игры :

«Птицы, рыбы, звери»

Цель : Упражнять детей в умении называть предмет определённой группы предметов .

Игровые действия :

Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы» . Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей» , и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы» .

«Угадай, какая птица поёт?»

Цель : Умение определять по звуковой записи голоса птиц.

Определять, какая птица поёт и как поёт (тонко, звучно, мелодично, крикливо, тихо, протяжно и так далее) .

Воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам.

Игровые действия :

Педагог предлагает послушать запись голосов птиц. Надо определить, какая птица поёт. Как можно определить по голосу какая птица поёт и как. Предложить детям поупражняться в произнесении звуков песенок птиц. В игре используется диск с записью голосов птиц.

«Растения леса, сада, огорода »

Цель : Расширять знания детей о растениях леса, сада и огорода .

Игровые действия : аналогично игры «Я знаю.»

«Летает, плавает, бегает»

Цель : Изображать способ передвижения объекта.

Игровые действия :

Ведущий называет или показывает детям объект живой природы и предлагает детям изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «медведь» дети начинают подражать ходьбе как медведь; «сорока» дети начинают махать руками и так далее.

«Кто где живёт?»

Цель : Определять место среды обитания животного, правильно определять место «дома» объекта.

Игровые действия :

У воспитателя картинки с изображениями животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, дупло, берлога, река, гнездо и так далее) .

«Цветы» (подвижная игра)

Цель : Называть и различать цветы.

Воспитывать любовь и умение любоваться их красотой.

Игровые действия :

Дети вспоминают садовые и лесные цветы, сравнивают их.

Каждый участник игры выбирает для себя эмблему цветка. У каждого ребёнка своя картинка. Одно и тоже название не может быть у нескольких детей.

По жребию выбранный цветок, например, василёк, начинает игру.

Он называет какой-нибудь цветок, например мак или роза. Мак бежит, а василёк догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок.

Пойманный цветок меняет своё название и снова включается в игру. Побеждает тот, кто ни разу не был

Образовательная деятельность по ФЦКМ на тему «Не надо мусорить» .

Цель :

Способствовать экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, формированию экологической культуры.

Задачи :

Закреплять элементарные представления об источниках загрязнения окружающей среды;

Расширять и систематизировать знания детей о природе;

Формировать умение анализировать поступки людей, свои поступки, делать выводы.

Познакомить со знаком «выброси в мусорную корзину» ; находить его на упаковках от продуктов.

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру – улице, городу , стране, планете.

Материал и оборудование :

Мультимедийное оборудование, пустые упаковки от соков, воды, батарейки, глобус, видеозапись, лупа, и знак «Выброси в мусорную корзину» .

Предварительная работа :

Рассматривание иллюстрации экологического содержания, просмотр фильмов экологической направленности, беседы с детьми,знакомство с глобусом, чтение стихов и рассказов о природе.

Я назову цепочку слов, а вы подумайте и скажите, как все это можно назвать одним словом :

Сатурн, Марс, Земля, Юпитер…. (это планеты)

Да, все это планеты Солнечной системы. Все они движутся вокруг одной звезды – Солнца.

А как вы думаете, чем Земля отличается от других планет?

Да, на земле есть жизнь. Есть воздух, вода, солнечный свет.

Все это – условия, необходимые для жизни. Если не будет этих условий, тогда Земля может стать безжизненной.

Воспитатель демонстрирует глобус, на котором закреплены маленькие фигурки людей.

Вы знаете, что это? (глобус)

Правильно, это глобус – модель Земли. Земля – наш общий дом.

«Сказка о белой льдинке» режиссер Е. Синвоконь, сценарии А. Костинского.

Сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм. Он называется «Сказка о белой льдинке»

Воспитатель :

Какой была льдинка вначале?

Какой он стал?

Какая вам больше нравилась? Почему?

Как вы считаете, кто виноват в том, что льдинка стала такой грязной?

В чем их вина? (Ответы детей) .

Вот такая и на Земле в разных населенных пунктах люди оставляют за собой огромное количество мусор, бросают его прямо на Землю (на глобус закрепляет упаковки от сока, конфет и прочие таким образом, чтобы под ними скрылась вся поверхность глобуса и фигурки людей). Если бросать и не убирать мусор, что может произойти?

Что мы видим? Вся поверхность суши покрыта мусором, вода загрязнена, людям нечем дышать. Сквозь толстый слой мусора солнечные лучи не могут пробиться к Земле и согреть ее. Земля может стать безжизненной.

Что делать? (дети предлагают варианты решения.)

Если мы очистим Землю , мы спасем ее от гибели. Вы хотите спасти свою планету?

Будем мы беречь планету,

Дом, в котором мы живем.

Если будет грязно где – то

Мы планету приберем!

Дети снимают с макета мусор, садятся за столы, упаковки берут с собой.

Исследовательская деятельность :

У нас на столах лежат увеличительные стекла. Вот сейчас с их помощью мы сделаем открытие. Дело в том, что все эти упаковки подсказывают нам, как с ними нужно поступить.

Конечно, нет. Но иногда могут сказать с помощью специальных знаков. Например, такого.

Воспитатель демонстрирует знак .

Обследуйте упаковку с помощью лупы и найдите такой же знак. Кто найдет – поднимите руку.

Рассмотрите хорошо этот знак.

Как думаете, что он обозначает? (предположения детей) .

Да этот знак называется «Выбросить в мусорную корзинку» .

Давайте так и сделаем!

Воспитатель приносит мусорную корзинку, дети выбрасывают в нее весь мусор.

Как вы думаете, что обозначает этот знак? (ответы детей) . Этот значок обозначает, что батарейки нельзя выбрасывать как обычно мусор. Давайте пока сложим их отдельно (в коробочку) .

Ребята, скажите, а где в нашей жизни используются батарейки? (ответы детей) -Пульт, часы, фонарик, игрушки и т. д. Правильно все мы очень часто пользуемся батарейками, но они недолговечны и их часто приходится менять, истратив заряд – выбрасываем, не задумываясь о том, что какой вред причиняем окружающей среде. А вы и ваши родители, что делаете с использованными батарейками?

А вы знаете, что одна маленькая батарейка, выброшенная даже в мусорное ведро загрязняет тяжелымиметаллами около 400 литров воды или 20 квадратных метров земли. Батарейка разлагается в природе около 110лет, а значит, и вред окружающей среде будет наноситься в течение всего этого времени. Если же старая батарейка попадает в огонь, то она начинает выделять очень ядовитый дым, будет загрязнять еще и атмосферный воздух.

Физкультминутка

Мы вдоль речки идем,

И бумажки и стекляшки собирает и кладем.

Раз в ведро и два в корзину,

Наклоняем дружно спину.

Если дружно потрудиться мигом все преобразится.

Ребята, что здесь произошло?

Дети видят, что на берегу «озера» разбросана одноразовая посуда.

Дети, мы можем пройти мимо? Как поступим? (ответы детей)

Дети вместе с воспитателем убирают. Воспитатель предлагает на одноразовой посуде найти знак «выбросить в мусорную корзинку» .

Есть такой знак?

А если нет знака, то можно бросать на землю или все - таки нельзя? (нельзя)

У меня случайно оказался специальный пакет для мусора, давайте сюда все соберем, увезем с собой и что сделаем? (выбросим мусор в корзинку) .

Сегодня мы с вами ознакомились со специальным знаком. Как он называется?

Что он обозначает?

Где его изображают?

В России этот знак называется «Выбросить мусорную корзинку» (урну, а в Германии он называется «Спасибо» - спасибо за то, что выбросили мусор куда положено. В Англии этот знак обозначает «Содержи свою страну в чистоте » .

Наша беседа подходит к концу. О чем мы с вами сегодня говорили?

Как вы поступите, если у вас в руках окажется какой - то мусор?

Что вы сегодня узнали нового, о чем раньше не знали?

Я говорю вам большое спасибо за такую хорошую работу – и мусор убрали, и на берегу озера порядок навели. Это значит, что вы добрые дети. Ох, а что же с пингвиненком на белой льдинке? Давайте посмотрим.

Просмотр фрагмента мультфильма «Сказка о белой льдинке» (подобран фрагмент, где пингвиненок остался на чистой льдинке ).

Пингвиненок тоже все убрал, и больше никто на его льдинке не мусорил.

Консультация для родителей на тему «Экологическое воспитание дошкольников» .

Приобщение дошкольника к экологической культуре, концентрирует в себе общечеловеческие ценности отношения к природе. Ядром содержания экологической культуры являются экологические представления о животных, растениях, людях как живых существах.

Природа самоценна, а гуманное отношение к живому - как этический принцип поведения человека. Освоение данных представлений обеспечивает понимание ребенком необходимости экологически правильного отношения к природе. Переживание значимости такого отношения достигается посредством проживания ребенком всей палитры гуманных чувств к миру природы

Экологическая воспитанность ребенка, является закономерным результатом его приобщения к экологической культуре в ходе экологического образования.

Экологическая воспитанность выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат :

Доброжелательность к живым существам;

Эмоциональная отзывчивость на их состояние;

Интерес к природным объектам;

Стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ;

Желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.

Термин Н. Н. Кондратьевой «экологически ориентированная деятельность» - это доступная дошкольнику разнообразная деятельность, организованная педагогом, а затем и самостоятельно ребенком так, чтобы в ней приобретался опыт гуманного взаимодействия с природой.

Необходимо помнить, что все знания даются с учетом принципа научности, отражая ведущие идеи и понятия современного естествознания.

На доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого, понимание такого единства составляет основу экологической культуры личности.

С этой целью воспитателю необходимо давать знания о неживой природе как источнике и условии существования живого. Объяснять взаимосвязь организма со средой обитания, проявляющаяся в конкретных формах приспособления живого существа к ее условиям : изменения жизнедеятельности в зависимости от сезонных изменений.

Понимание этой связи обеспечивает развитие у ребенка элементарных представлений о причинности и взаимной обусловленности явлений в природе, создает основу для его экологически целесообразного поведения. Реализация идеи единства живого и неживого в природе предполагает раскрытие понятия «живой организм» , опираясь на естественнонаучную идею многообразия живого. В соответствии с ней живые - люди, животные, растения. Все живые двигаются, дышат, питаются, чувствуют.

Живые существа живут : удовлетворяют свои потребности, растут, развиваются, рождают таких же, как они сами. Живое может существовать, если не повреждены его основные органы, не нарушены связи со средой обитания; если условия среды соответствуют его потребностям и возможностям приспособления.

Детям необходимо раскрыть идею единства человека и природы. В соответствии с ней, человек рассматривается как живое существо, похожее на животных и растения. Здесь же отражать влияние природы на жизнь человека и человека на природное окружение.

Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе, поэтому надо большое внимание уделять опытам и наблюдениям. Важно что бы дети учились размышлять, формировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их.

Задачи воспитателя связать результаты с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных, основ экологически – грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Помимо игровой деятельности очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу - проведение простейших опытов, наблюдений. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыты чем – то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное ребята все преодолевают сами. Необходимо, чтобы на занятиях каждый из детей имел всё необходимое для провидения опытов. Ребенку интересно проделать все самому. Это очень важный воспитательный момент. Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребёнка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать. Поэтому в начале проведения опытов надо предложить ребятам высказать свои гипотезы об ожидаемых результатах.

Экспериментирование может использоваться в различных видах организованной и самостоятельной деятельности дошкольников. Им нравятся занятия, на которых вместе с взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные, опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

В группе должны быть созданы условия для экспериментирования : мини - лаборатория, оборудованная всем необходимым (лабораторная посуда, простые приборы, объекты неживой природы - вода, глина, песок, камни и т. д.)

Опыт показывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего и младшего дошкольного возраста Они с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства.

С возрастом опыты усложняются. Дети охотно делают опыты с воздухом, они ловят ветерок, запускают самолетики. С воздухом проделывают следующие опыты : «Ветер- движение воздуха» , «Живая змея» , «Как поймать воздух» , «Где живет воздух» . Дети уже могут найти ответы на сложные вопросы : «Где живет воздух? Как поймать воздух? Почему осенью много луж и т. д.

Круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники , расширяется. Дети изучают свойства магнита, узнают, что такое звук.

Изучают свойства песка : песок сыпучий, может двигаться, песочные часы, песок хорошо пропускает воду.

Детям очень нравится играть с водой, они плещутся в воде, открывают ее тайны : отправляют в плавание кораблик, превращают снег в воду, а воду в разноцветные сосульки, пускают мыльные пузыри. С водой делают следующие опыты : «Вода прозрачная» , «У воды нет запаха» , «У воды нет вкуса» , «Лед - твердая вода» , «В воде одни вещества растворяются, другие нет» , «Кораблики плывут по воде» , «Вода нужна всем» . Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой познавательной экспериментальной деятельности поможет успешно развивать творческие способности в дальнейшей школьной жизни.

Знакомя детей дошкольного возраста с понятием единства живого и неживого в природе, по средствам игровой и опытнической деятельности, мы формируем экологическую культуру. Воспитываем у детей такие нравственные качества как любовь к родной природе, желание сохранить и приумножить ее для потомков.

Дата публикации: 30.05.17

«Экологический проект «Чистый город»

Михайлова Галина Анатольевна, воспитатель

Организация: Автономная некоммерческая организация дошкольного образования "Планета детства "Лада" детский сад №169 "Лесная сказка" (АНО ДО "Планета детства "Лада" д.с. №169 "Лесная сказка"), г.о. Тольятти

I. Актуальность Проекта

Научно технический прогресс, который активно вторгся в нашу жизнь, привел к опасному нарушению природного баланса. Мы уже взяли от природы все, что смогли, поэтому ждать от нее новых милостей не приходиться, поскольку она сама в них нуждается.

Сегодня задача природоохранительных организаций всего мира в том, чтобы сохранить хотя бы то, что осталось от природных ресурсов. Наша задача выжить в этих условиях, сохранить здоровье свое и своего потомства.

Современные люди, особенно городские жители, на первый взгляд мало зависят от природы. Нас окружают добротные отапливаемые дома со всеми удобствами, промышленные предприятия, транспорт, движущийся по асфальтовым мостовым, реки, закованные в гранит. Но это обманчивое впечатление. Все вокруг нас: дома и машины, продукты питания и предметы потребления, сырье, над которым мы трудимся, наконец, энергия, которую мы расходуем, - все это люди черпают из закромов природы. Но природа для человека не только источник продуктов питания и сырья для промышленной переработки. Человек - сам часть природы - нуждается и в благоприятной среде для жизни с чистой водой и воздухом. Природа Земли давно и очень существенно изменена человеком. Поэтому в наше время важно так использовать ее, чтобы она не теряла своих полезных и необходимых для человека свойств.

Выбирая тему Проекта, мы руководствовались актуальностью данной проблемы для нашего города.

Тольяттинцы живут в красивом, уникальном во всех отношениях регионе. Но все чаще речь заходит о проблеме ухудшения здоровья населения в связи с крайней неблагоприятной экологической обстановкой. Количество выбросов вредных веществ в воздух и водоемы области составляет более 20% от общего числа выбросов по России. Источниками загрязнения являются - химические производства и предприятия нефтепереработки, а также городской автотранспорт.

Кроме всего Тольятти, Самара входят в число 45 экологически неблагоприятных городов России.

О том, что загрязнение окружающей среды стало причиной быстрого роста числа заболеваний детей и подростков, что адаптационные возможности детского организма гораздо ниже, чем у взрослого, сегодня знают все. Здоровье каждого очередного поколения, по сравнению с предыдущим прогрессирующе ухудшается.

В связи с этим проблема, решаемая в рамках Проекта - дать детям необходимые знания о влиянии экологических факторов на здоровье человека, знания о том, что без животных, птиц, растений, без чистого воздуха, чистой воды человек не сможет выжить на земле. Но в детском саду не достаточно разработаны условия, способствующие практическому освоению детьми программных знаний.

II. Основные цели Проекта

Дидактическая цель: формировать у детей потребность и практику экологически ориентированной деятельности, направленной на обеспечение чистоты города и сохранения собственного здоровья.

Технологическая цель: оформить в группе мини-музей «Чистый город».

Общественно-значимая цель: привлечь общественные организации г.о. Тольятти (институт Экологии, Городскую Думу, Санэпидемстанцию городского округа г. Тольятти) для наведения чистоты в лесопарковой зоне: убрать свалки в лесу, расставить контейнеры для мусора на выходе из леса, сделать скамейки для отдыха населения, решить вопрос с бродячими животными, обработать территорию от клещей, провести работу по посадке молодых саженцев на территории детского сада и в лесной зоне.

III. Задачи Проекта

♦ Способствовать расширению знаний доступных пониманию детей об экологической проблеме г.о. Тольятти. Формировать основы экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Способствовать пониманию детьми значимости безотходных технологий (в ходе исследовательской деятельности).

♦ Научить детей разнообразным способам экологически безопасного взаимодействия с объектами окружающей среды; способам рационального использования различных материалов, которые употребляются в бытовой и детской деятельности.

♦ Способствовать формированию практических навыков в решении безопасных для детей экологических ситуаций, возникающих в повседневной жизни. Учить заботиться о чистоте и красоте в своем доме, подъезде, дворе, улице, городе.

♦ Разработать методическое обеспечение по данной теме.

Чтобы решить обозначенную нами проблему, в ходе Проекта можно организовать работу, исходя из интеграции следующих видов деятельности детей старшего дошкольного возраста, включающих в себя экологический компонент:

Учебно-познавательная деятельность

Занятия познавательного цикла

«Войди в природу другом».

«Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».

«Город в котором я живу».

Познавательная неделя

Неделя Земли.

Продуктивные виды деятельности:

ИЗО деятельность

Рисование эмблем «За что я люблю свой город». Создание «Экологического букваря».

Исследовательская деятельность

Проведение опытов по очистке воды.

Проведение исследования «Зеленые пылесосы» - обследование деревьев на

наличие лишайников на территории детского сада и у проезжей части.

Трудовая деятельность:

Труд в природе

Ежедневная подкормка птиц на территории детского сада и в лесу.

Ежемесячный трудовой десант в лес: «Чистая территория».

Посадка семян цветов для рассады.

Посадка саженцев кедра на территории сада.

Высаживание цветов на клумбы и в цветники.

Ручной труд

Изготовление пылесборников для замеров чистоты воздуха.

Изготовление макета «Город будущего».

Игровая деятельность:

Дидактические игры

Д/и «Хорошо - плохо».

Д/и «Наведем порядок».

Д/и «Кому нужен воздух».

Досуговая деятельность

Развлечения, праздники

Развлечение «Любимая наша планета».

Экологический праздник «День Земли». «Экологическая сказка».

Обыгрывание макета «В моем городе чисто, чисто, чтобы выглядел лучисто».

Проведение акции «Очень

Проведение акции «Берегите птиц».

Также необходимо продумать мероприятия, проводимые с семьями воспитанников. Родителей необходимо привлекать:

♦ к участию в анкетировании родителей в рамках Проекта «Чистый город»;

♦ к проводимым в детском саду акциям: «Берегите птиц зимой», «Очень любим мы отходы, превращаем их в доходы»;

♦ к участию в консультации для родителей «Экологическая катастрофа»;

♦ к проведению заседания родительского клуба: «Здоровье семьи - здоровье города»;

♦ к организации фото-сессии « Я люблю свой город»;

♦ к выпуску газеты «Редкие растения Поволжья».

V. Результаты Проекта

Дидактический результат: сформированные основы экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в аспекте потребности и практики экологически ориентированной деятельности, направленной на обеспечение чистоты города и сохранения собственного здоровья.

Творческий результат: оформленный в группе мини-музей «Чистый город».

Общественно-значимый результат: дети близлежащих детских садов могут выходить на экскурсии, прогулки в лес, не боясь быть укушенными клещами или бродячими собаками, дышать свежим воздухом. Станет возможным проводить закаливающие процедуры в виде босоножья, воздушных и солнечных ванн. Расширится возможность приобщения детей к красоте природы родного края, более ярко проявится способность удивляться, сопереживать, сочувствовать, заботиться о животных и растениях.

V I. Практическая значимость Проекта

Метод проектов является признанной педагогической технологией, так как удовлетворяет основным критериям технологичности. Одним из критериев технологичности является такой критерий как воспроизводимость.

Воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повтора, воспроизведения) педагогической технологии в других условиях и другими субъектами. То есть разработанный нами проект может быть воспроизведен и в других детских садах другими субъектами – педагогами.

Практическая значимость Проекта «Чистый город» заключается в возможности использования результатов проекта в практической деятельности дошкольных учреждений и в детском движении (клубы, досуговые центры, детские оздоровительные лагеря и др.).

V II. Технологическая карта Проекта

Для того, чтобы критерий «воспроизводимости» можно было реализовать на практике, необходимо при разработке любого педагогического проекта составлять «Технологическую карту педагогического проекта».

Технологическая карта – это описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием применяемых средств. Своего рода паспорт проекта.

Мы считаем, что с овладения технологией конструирования технологической карты проекта начинается новое педагогическое мышление воспитателя: четкость, структурированность, ясность методического языка.

Технологическая карта проекта «Чистый город»

Название проекта

«Чистый город»

Тип проекта

Информационно-практико-ориентированный

Возраст детей

старший дошкольный возраст

Продолжительность проектной деятельности

Долгосрочный (3 месяца)

Раздел программы

«Детство»

«Ребенок открывает мир природы»

Тема программы

«Детство»

Отношение к окружающей среде и здоровью человека

Тематическое поле

Экология города Тольятти

Проблема

Ребенку необходимо знать о влиянии экологических факторов на здоровье человека, о том, что без животных, птиц, растений, без чистого воздуха, чистой воды человек не сможет выжить, но в детском саду не достаточно разработаны условия, способствующие практическому освоению детьми программными знаниями.

Цель

Оформить в группе мини – музей «Чистый город»

Задачи

1. Способствовать расширению знаний доступных пониманию детей об экологической проблеме города Тольятти; формировать у детей потребности и практику экологически ориентированной деятельности, направленной на обеспечение чистоты города и сохранения здоровья.

2. Научить детей разнообразным способам экологически безопасного взаимодействия с объектами окружающей среды.

3. Способствовать формированию практических навыков в решении безопасных для детей экологических ситуаций, возникающих в повседневной жизни.

4. Разработать методическое обеспечение по данной теме.

Мероприятия

Задачи

Дети - педагоги

Эколог - дети

Дети – дети

Педагоги– родители

Дети - родители

I

Проведение бесед на тему: «Жизнь города Тольятти», «Правила поведения в природе».

Организация просмотра фильма «Экологические катастрофы».

Участие в викторине: «Чистый город – наше здоровье».

Привлечение родителей к участию в викторине: «Чистый город – наше здоровье».

Подбор иллюстраций по теме «Правила поведения в природе».

Проведение познавательных занятий

«Войди в природу другом»,

«Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья», «Город в котором я живу».

Организация экскурсии в экологический институт г.о. Тольятти.

Д/и «Кому нужен воздух».

Привлечение родителей к организации экскурсии в экологический институт г.о. Тольятти.

Организация экскурсий по заповедным местам Самарской Луки.

Разработка содержания д/игр.

Создание «Экологического букваря».

Участие в акции «Берегите птиц зимой».

Изготовление кормушек.

II

Проведение экологического десанта на лесную опушку «Чистая территория».

Проведение с детьми опытов по очистке воды.

Рисование экологических разрешающих и запрещающих знаков, листовок на природоведческие темы.

Подготовка оборудования для трудового десанта.

Подкормка птиц на территории детского сада и в лесу.

Уборка территории детского сада.

Подготовка к проведению экологического праздника «День Земли».

Д/и «Наведем порядок».

Привлечение родителей к участию в акции.

Акция «Очень

любим мы отходы, превращаем их в доходы» (изготовление игрушек из бросового материала).

III

Расстановка мусоросборников на территории детского сада.

Изготовление пылесборников для замеров чистоты воздуха. Проведение исследования «Зеленые пылесосы».

Д/и «Хорошо – плохо».

Д/и «Очистители и загрязнители воздуха».

Предложить родителям изготовить мусоросборники.

Трудовой десант в лес: «Чистая территория».

Размещение на экологической тропе экологических знаков.

Посадка на территории детского сада рассады, саженцев.

Обыгрывание макета «Чистый город».

Участие в выращивании рассады.

IV

Подготовка пособия к викторине «Чистый город – наше здоровье».

Рисование эмблем «За что я люблю свой город».

Разработка содержания консультации для родителей «Экологические катастрофы».

Изготовление атрибутов для макета «Чистый город».

Разработка конспектов бесед, познавательных занятий.

Разработка сценариев экологической сказки, экологического развлечения.

Коллективная аппликация: «Город, в котором я живу».

Привлечение родителей к оформлению газеты «Редкие растения Поволжья».

Оформление фото-сессии «Я люблю свой город».

Промежуточные результаты

Коллективная аппликация «Город, в котором я живу».

Кормушки для птиц.

Детские рисунки: «Шла по улице машина, шла машина без бензина», «За что я люблю свой город».

Эмблема «За что я люблю свой город».

«Экологический букварь».

Альбом: «Свод правил поведения в природе».

Выставка поделок: «Очень любим мы отходы, превращаем их в доходы».

Листовки для жителей города: «Чисто не там где убирают, а там где не сорят»

Макет «Чистый город».

Результат

Оформленный в группе мини-музей «Чистый город»

Критерии результата

В мини-музее представлены экспонаты по теме «Чистый город».

Экспонаты, изготовленные детьми, оформлены эстетически.

В экспонаты, изготовленные детьми, внесены творческие элементы.

Экспонаты в мини-музее вызывают эмоциональный отклик.

Ресурсы

Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, эколог, родители, родственники детей, воспитатель по изодеятельности, музыкальный руководитель.

Бумага, краски, иллюстрации, пластилин, цветная бумага, природный материал, дерево.

Форма презентации

Экскурсия по групповому мини-музею «Чистый город»

В ходе реализации проекта, формируются ключевые компетентности:

Технологическая компетентность

  • Умение ориентироваться в новой нестандартной ситуации;
  1. Умение выбирать способы действий из усвоенных ранее способов;
  2. Умение принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях

Информационная компетентность

  • Умение задавать вопросы на интересующие темы;
  1. Умение получать информацию, используя некоторые источники;
  2. Умение оценивать социальные привычки, связанные с ситуациями в окружающей среде.

Социально-коммуникативная компетентность

  • Умение получать необходимую информацию в общении;
  1. Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.)

VIII. Новизна Проекта

Использование игровых интерактивных технологий при реализации задач проекта. Ориентация на детскую исследовательскую деятельность.

I X. Срок осуществления Проекта

X. Перспективы развития Проекта

В дальнейшем в рамках Проекта возможно провести следующие мероприятия:

Экскурсии на городскую метеостанцию, в институт Экологии г.о. Тольятти, познакомить детей с деятельностью данных учреждений, их значением и ролью для нашего города;

Познавательное занятие на тему: «Лесная аптека»;

Экологическую игру «Знатоки природы»;

Конкурс на лучшую клумбу участка детского сада: «Цветик - семицветик»;

Предложить детям решить экологические задачи: «На кого обижен лес», «Что произойдет, если...» и др.

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 27

Тракторозаводского района г. Волгограда

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

по экологическому воспитанию учащихся

«Мы хотим жить в чистом городе!»

подготовлена Шабельской С.Ю.,

учителем начальных классов,

классным руководителем 2 «Г» класса

МОУ СОШ № 27.

Волгоград 2013

Классный час «Мы хотим жить в чистом городе!»

    Форма мероприятия: час общения с элементами экологического практикума.

    Целевая группа: дети 8 лет.

    Продолжительность мероприятия: 35 минут

    Методы и формы организации деятельности: диалог; использование ИКТ; связь с жизнью; опора на жизненный опыт учащихся; работа в группах.

    Цель: повысить уровень экологической культуры учащихся.

    Задачи:

Уточнить представления детей об источниках возникновения мусора;

Развивать умение анализировать экологическую проблему;

Развивать потребность соблюдения чистоты на улицах города, дома, в школе;

Воспитывать аккуратность, бережное отношение к окружающему миру.

    Формирование УУД

Личностные:

Формирование учебно-познавательной мотивации (заинтересованности при выполнении заданий).

Познавательные:

Умение подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;

Умение строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

Умение строить логическую цепь рассуждений;

Коммуникативные:

Формирование умения объяснять свои действия, отстаивать свою точку зрения;

Формирование умения слушать партнёра, сотрудничать при работе в группах;

Работа с информацией;

Формирование умений сопоставлять информацию, полученную от всех участников группы;

Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Регулятивные:

Умение контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;

    Ожидаемые результаты: понимание детьми, что скопление мусора – это большая проблема, которую нужно решать всем людям; применение полученных знаний и умений в повседневной жизни.

    Оборудование: проектор, компьютер, презентация с фотографиями грязного и чистого города, видеофильм;

Ход занятия

1.Эмоциональный настрой.

(Звучит мелодичная музыка)

- Я хочу на зорьке встать.

Солнце первой повстречать.

Крикнуть: «С добрым утром, Солнце!»

И оно мне улыбнется.

-Доброе утро! – Солнцу и птицам.

-Доброе утро! – вам, улыбчивым лицам.

Давайте и мы поприветствуем друг друга, поделимся частичкой своего настроения с одноклассниками.

Приветствие «Ладошка к ладошке»:

Прикоснитесь ладошками друг к другу. Что почувствовали? Почувствовали, какие они у вас теплые? Пусть будет таким же тёплым наше сегодняшнее общение. Я приглашаю вас к сотрудничеству и очень надеюсь на вашу поддержку, призываю вас быть активными в течение всего занятия. Желаю всем удачи и успеха.

2. Организационный момент

Сегодня мы проведем необычное занятие – час чистоты.

Как вы понимаете слово «чистота »?

СЛАЙД 2.

Какая бывает чистота?

(Чистота тела, чистота в доме, чистота одежды и т.п. Нужно подвести детей к понятиям: чистота во дворе, на улице, в городе, чистота в стране, на планете, чистота души - если у человека чистая душа, значит он добрый, не будет совершать плохих поступков и т.п.). Темой нашего занятия сегодня и будет чистота. Чистота нашего города, нашей Земли .

Есть такое высказывание: «Встал утром, умылся, привёл в порядок себя - приведи в порядок свою планету».

СЛАЙД 3.

Как вы понимаете это высказывание?

Нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать, содержать в чистоте. Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом.

3. Просмотр видеофильма «Как прекрасен этот мир!»

Всё ли понравилось вам в этом фильме?

Почему ужасны последние кадры фильма?

4 . СЛАЙД 4

Какая же она, наша Земля: чистая и красивая (фото 1 ) или похожая на мусорное ведро (фото 2 )?

(размышления детей)

Почему происходит загрязнение планеты? Можем ли мы одни навести порядок на всей планете?

У каждого из нас на большой планете Земля есть то место, которое роднее всего. Сначала это отчий дом, согретый теплом мамы и папы. Потом это двор. Здесь ты сделал первые шаги, сказал первое слово. Вырос и окреп. Вместе с тобой выросли деревья и дома. Затем это – ваша школа, где вы нашли своих друзей. Это место называется самым большим и емким по смыслу, но нежным по звучанию и кратким по произношению словом – Родина. Для сотен тысяч людей, и для вас в том числе, Родиной стал замечательный город на Волге – наш Волгоград. Как много замечательных мест в нашем городе.

СЛАЙДЫ 5 -6

Поднимите руки те, кто хотел бы жить в ЧИСТОМ городе. Я предлагаю вам сегодня поработать над этой проблемой – как добиться того, чтобы в нашем городе было чисто и красиво. Предлагаю подумать, что именно вы можете сделать для своего города, своей школы.

Можем ли мы с вами остановить загрязнение нашего города?

Одни, конечно, нет. Для этого необходимо, чтобы ВСЕ люди, или хотя бы большая часть, взялась за очищение своего дома, своей улицы, своего города, своей планеты. Но давайте подумаем, что же можем МЫ? (дети выдвигают предложения, я записываю их на доске)

Итак, мы можем:

Навести порядок хотя бы там, где живём (т.е. – в своём доме, подъезде, школьном дворе).

Привлечь внимание людей к этой проблеме и тем самым побудить их к наведению и поддержанию порядка в городе (КАК? – листовки, беседы).

Можем сами не разбрасывать мусор.

-можем благоустроить школьный двор и двор, где живём.

5. СЛАЙД 7. ФИЗМИНУТКА ( ГИПЕРССЫЛКА или Гном )

Чтение стихотворения.

Взрослым и детям давно пора знать,

Что для природы важнее всего.

Это везде чистоту соблюдать,

И больше не надо почти ничего.

Мусору - свалки, а птицам - гнездо.

Белкам и зайцам – леса и поля,

Не загрязняй никогда ничего,

И будет тебе благодарна Земля!

6. Экологический практикум.

    «Чисто там, где не мусорят»

Ситуация : Довольно часто мы наблюдаем такую картину: люди бросают мусор на улицах, не используя урны. Дети, разворачивая конфеты, тут же на газоне или тротуаре оставляют фантики. Молодые люди, покурив, бросают окурки. Да и взрослые люди зачастую ведут себя не лучше. Дворники не успевают убирать мусор. Окружающие вынуждены лицезреть неопрятный вид улиц.

Задание : Обсудите причины такого поведения людей. Почему так происходит? Может недостаточно урн?

РЕЗЮМЕ. Чисто там, где не мусорят.

    «Простые советы для ответственных граждан планеты Земля»

Задание для работы в группах :

Шаг 1. Давайте подумаем, что мы можем посоветовать жителям нашего города и учащимся нашей школы, чтобы проблема чистоты в Волгограде начала решаться. Сегодня вы будете тренировать свое умение работать над решением проблемы. Каждая пара получает своё задание. Затем вам необходимо в течение 3 мин. составить конкретный совет, как можно сократить количество мусора на городских улицах и во дворах, а также сохранить порядок в нашем школьном дворе. Команды получают задания составить советы : СЛАЙД 8.

1 -советы для учеников нашей школы, как поддержать порядок в школьном дворе и сделать его более красивым и ухоженным;

2 - советы для соседей по дому и улице, что надо сделать, чтобы дворы и улицы нашего города были чистыми;

Обдумайте и запишите несколько советов.

Шаг 2. А теперь объединитесь по 2 парты (передние учащиеся поворачиваются назад) и сравните ваши советы. Если советы различаются, то объедините их в один список. Затем выберите представителя группы, который зачитает результаты работы группы. На это вам даётся ещё 2 минуты.

Советы выступающим СЛАЙД 9 :

    Совет должен быть простым и выполнимым.

    Докажите, что ваш совет будет полезен всем окружающим.

После завершения составления советов учащиеся по сигналу учителя обсуждают их в малых группах – учащиеся впередистоящей парты поворачиваются к учащимся парты, стоящей сзади. В каждой группе должен быть составлен общий список предложенных советов и выбран выступающий.

ФИЗМИНУТКА 2.

Чтение стихотворения на СЛАЙДЕ 10 :

Мы по улице идем,

на которой мы живем,

Мы бумажки и стекляшки

собираем и кладем.

Раз в ведро, а два – в корзину,

Наклоняем дружно спину.

Если дружно потрудиться

Все вокруг преобразится!

А затем представители каждой группы озвучивают свои решения.

Время выступления каждого участника ограничено одной минутой. При этом ребята должны обратить внимание на аргументированность выступлений, убедительность речи ораторов, на то, какими были ответы на возникшие вопросы и т. п.

Вы сейчас выслушали много разных советов. А теперь я предлагаю каждому из вас записать на бумажной ладошке, лежащей перед вами, тот совет, который вам понравились больше всего, но с одним условием: те, кто составляли советы для школьников – запишет понравившийся совет для соседей по дому, и наоборот. Из этих ладошек мы составим 2 ромашки с советами(склеиваем ромашки).

Шаг 3. Ребята, подумайте, как ваши советы довести до тех, кому они предназначаются?

Ромашку с советами для учащихся нашей школы мы можем повесить в школьном фойе и все её смогут прочитать.

А как быть с советами для соседей? (мы можем выпустить листовку с советами и повесить в подъезде).

7. Рефлексия.

Так может ли каждый из нас сделать наш школьный двор, наш город, а значит, и нашу планету чище?

Закончи предложение:

    Я не знал, что …

    Я хочу рассказать родителям …

    Теперь я буду …

    Теперь я не буду …

    Я понял, что …

Что каждый из вас уже сделал для этого?

8.Домашнее задание:

Понаблюдать, много ли мусора выбрасывают в течение дня члены вашей семьи;

Вместе с родителями сделать елочную игрушку из бросового материала.

9. Итог.

Мы хотим жить в чистом городе! СЛАЙД 11.

Список литературы:

1.Фото картинок для презентации: http://images.cards.mail.ru/bb/d8/ca041bb23dc2aff65722945a6f71d8bb.jpg

2. «Урок Чистоты» Информационно-методические материалы для урока (мероприятия)

Передо мной всегда был пример замечательных педагогов в лице моих бабушки и мамы. Благодаря им, таким мудрым, понимающим, любящим я захотела стать педагогом. Но пришла я к этому не сразу, я долго искала себя в профессии. Наверно, потому, что лишь с годами взросления приходит объективный анализ собственных способностей, ведь нельзя не согласиться с тем, что далеко не каждому свойственно то небывалое терпение, которое ежедневно проявляет в своей работе педагог. Не каждому под силу и сдержанное, внимательное общение, индивидуальный подход к ученикам, мягкость, но, в тоже время настойчивость, справедливая требовательность и необычайная работоспособность. Я помню, с каким удовольствием мои бабушка и мама выполняли свою работу, как жили ею, жили проблемами и бедами каждого ученика, радовались их успехам, верили в них. Тысячи раз я слышала это заветное слово «спасибо» как от родителей ребят, так и от самих уже повзрослевших воспитанников моих дорогих педагогов. За годы их педагогической работы были и трудности, с которыми каждая из них справлялась, показывая пример стойкости духа в профессии. Мне было чему и у кого учиться. И я стала педагогом. Я рада, что помогаю родителям в развитии и воспитании детей. Мне интересно участвовать с ребятами в различных конкурсах. Им доставляет удовольствие и сам процесс создания чего-то нового, и способность проверить себя, и стремление к неизведанному. Мне приятно на них смотреть, когда у них все получается. Я только начинаю свой путь в педагогике, и знаю, что педагог всю жизнь учится. Ну что ж, я согласна, трудности меня совершенно не пугают, ведь я прекрасно понимаю, что, для того чтобы заниматься любимым делом, нужны хорошие знания.

Консультация для родителей

«Экологическое воспитание детей в семье»

Экология - это наука, и произошла она от слова от др.-греч. οἶκος - обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος - понятие, учение, наука. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим чем мы живём. Их дошкольной педагогике появлялось новое направление воспитания - экологическое воспитание.

Экологическая культура людей, культура их взаимоотношений с природой, зависит от общей культуры человека, от уровня биологических знаний и составляет неотъемлемую черту личности человека.

Экология изучает взаимоотношения живых существ с окружающей их средой. В переводе с греческого этот термин означает «изучение дома». Ведь у каждого живого существа есть свой «адрес» - это физические условия (свет, влажность, температура) и различные взаимоотношения между видами (пища, партнёры и враги), с которыми оно связано множеством невидимых нитей – экологических связей.

Экологическое воспитание необходимо всем. Без этого невозможно реальное осуществление обязанностей граждан, указанных в основном законе страны – Конституции РФ, в которой записано, что все граждане обязаны беречь природу и охранять её богатства. Отсюда вытекают и гражданские обязанности родителей по экологическому воспитанию своих детей. Корни этического поведения в природе закладываются не только в д/с и школе, но в первую очередь – в семье.
Кажется, вечна природа и вечна её красота. Но так ли это? Сломал кто-то просто так тонкоствольную берёзку, выдернул с корнем подснежник, спугнул с гнезда птицу – и вот уже потеряла лесная поляна всю прелесть. Но только ли в красоте дело? Меньше стало на земле одним цветком, одним деревом, одним выводком птиц. Чтобы оберегать и любить по- настоящему природу, её надо знать. Только незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребёнок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать ногой жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе.

Экологическое воспитание дошкольников в семье складывается из знакомства с видовым составом растений и животных местного края, их взаимосвязями с окружающей средой, а также путём чтения книг о природе, организации наблюдений за сезонными изменениями в жизни растений и животных, небольших экспериментов с растениями и животными в различных условиях дома и на даче.

У детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет начинает формироваться смысловая память и произвольное внимание. В этом возрасте дети маленькие исследователи. Они стремятся всё взять в руки, рассмотреть. Предметом их интереса становятся окружающие растения и животные. И вот тут-то и встаёт сама по себе перед родителями задача сообщать детям как можно больший объём знаний о природе. Отвечая на вопросы детей, желательно поддерживать возникший у них интерес к природе, побудить в них желание самостоятельно искать пути решения возникших задач. Очень полезно детей брать на дальние прогулки в лес, на речку. И чем чаще это делается, тем лучше. Используйте каждый свободный час. Идите с ребёнком в поле, лес, на берег пруда, самый непримечательный овражек, заросший кустарником, таит в себе изумительные вещи, если только вы умеете увидеть их и раскрыть глаза на них вашему ребёнку.

Внимание ребёнка на прогулках желательно обращать на красоту и особенности сезона, увеличение или уменьшение длины дня и ночи, температуру воздуха (тепло, холодно, очень тепло, очень холодно), на характер выпавших осадков (снег зимой и дождь в другие сезоны года). Очень целесообразно показать малышу солнце, луну, звёзды и связанные с ним явления: закат, восход солнца, изменения формы луны. Детям интересно наблюдать грозу, радугу и другие природные явления.

Одновременно внимание детей необходимо направлять на зависимость между сезоном и состоянием растений, на то, что весной у деревьев и кустарников распускаются почки, растения цветут, осенью происходит листопад и плодоношение, зимой кустарники и деревья находятся в безлистном состоянии, в состоянии покоя. Постепенно, во время прогулок, ребёнка необходимо научить распознавать наиболее распространённые деревья и кустарники (ель, сосну, лиственницу, липу, рябину, клён, дуб, вяз, тополь). Научить различать детей хвойные и лиственные деревья.

Во время прогулок детей в лес, их знания о деревьях расширяются: деревья узнают по цвету и поверхности коры (белая у берёзы, тёмно-коричневая с глубокими трещинами у дуба, коричневая – у липы, жёлто-серая с трещинами у тополя), по форме листьев или особенностям хвои.
Строение листьев хорошо рассматривать во время листопада. Найдите по одному листу липы, берёзы, дуба и покажите ребёнку в сравнении их между собой по форме: у липы листья округлые; у берёзы гладкие, треугольные; у дуба вырезные. Интересно сравнить хвою ели, сосны, лиственницы по цвету, величине и жёсткости, сравнить шишки этих деревьев. У ели хвоя тёмно-зелёная, короткая, у сосны – сине-зелёная, у лиственницы – в отличии от них, хвоя светло-зелёная и, главное, мягкая, как бы пушистая. Такое сравнение очень помогает детям запомнить названия деревьев.

Уже в дошкольном возрасте дети должны знать, что деревья и кустарники ломать нельзя, что им больно, что порченое дерево или кустарник плохо растут.
На прогулках в парк или сквер желательно знакомить детей с различными декоративными растениями (цветами), обращать внимание на их цветение, окраску их цветков, запах, некоторые особенности строения цветка. Пусть на каждой прогулке ребёнок узнаёт какое-нибудь новое декоративное растение. Однако при этом дети должны быть строго предупреждены, что в сквере, парке ничего рвать нельзя.

Каждый должен знать, что массовый сбор цветков в букеты, подобные веникам, - браконьерство! Однако пройти мимо красивого, тем более первоцветущего растения с ребёнком все-таки трудно. Поэтому детям нужно показать растение, назвать его, полюбоваться его красотой в естественных условиях, рассмотреть его. Для удовлетворения познавательного интереса и эстетических потребностей бывает вполне достаточно составить небольшой букетик из одного – трёх, в крайнем случае, из 7-ми цветов, с добавлением какой-нибудь зелени. При сборе цветов необходима охрана их подземной части: нельзя их вырывать из земли с корнем. Дома надо показать ребёнку, как поставить букет в вазу с водой.

Семьи часто делают выходы за ягодами и грибами. Собирают землянику, малину, клюкву, калину, ежевику, костянику. Но, наряду с этими ягодами, в лесу растут и неизвестные, именуемые «волчьими» ягоды. Детям необходимо при случае показывать несъедобные ягоды и предупреждать их, чтобы они не отравились. Кажется, нет более простого, чем сбор ягод, но, оказывается, и здесь нужно позаботиться об охране природы и прививать детям правильные навыки сбора ягод. Нередко при сборе черники, брусники срывают ягоды вместе со стеблями и таким образом, бессмысленно уничтожают кустарник, который плодоносил бы ещё не один год.

При сборе грибов детям необходимо не только показать различные съедобные грибы, но и заострить их внимание на внешних признаках: окраска шляпки, ножки, строение шляпки гриба, указать на условия, в которых встречается каждый из видов грибов, например, около каких деревьев растёт белый гриб или подосиновик. Однако серьёзное внимание надо уделять и ядовитым грибам. Но пренебрежительно относиться к ним всё равно нельзя. Нельзя их сбивать ногами, топтать, т.к. они играют свою незаменимую роль в жизни леса. При сборе грибов детям показывают, как срезают ножом грибы, чтобы не повредить грибницу, объясняют, что раскапывание грибниц запрещено.

Если детей привлекают к сбору лекарственного сырья, то при этом желательно проводить в каждом отдельном случае небольшую беседу: назвать лекарственное растение, показать его, рассмотреть его цветки, листья, стебли, познакомиться с условиями его обитания. Ребёнку необходимо рассказать, какую часть растения собирают и как именно и для чего его применяют. Все должны знать способы охраны лекарственных растений: на 4-х квадратных метрах оставляется 9 самых крупных плодоносящих растений. В любом случае очень важно не повреждать их подземную часть.

Родители должны прививать детям привычку бережно относится к природе в целом, к лесу, водоёму. Загрязнение почвы стеклянной и железной тарой, полиэтиленом, выжиганием растительности, рубка здоровых деревьев наносят непоправимый вред природе, оказывают отрицательное воздействие на детей. Родители должны быть примером, образцом поведения в природе. Приучайте детей, чтобы они не рвали ветвей и листьев.

Безусловно, часть работы по экологическому образованию и воспитанию в семье проходит на примерах сельскохозяйственных работ. Бывая с детьми на даче, желательно показывать им какие у сельскохозяйственных растений листья, стебли, цветки, какие плоды даёт то или иное растение, каким образом их собирают, как ведут уход за растениями, как он влияет на рост и развитие растений, как они развиваются в зависимости от сезонных изменений в природе. Однако пассивным наблюдателем происходящих сельскохозяйственных работ, ребёнок оставаться не должен. Ему нужно давать небольшое задание: посеять семена, посадить, например, несколько кустиков клубники, прополоть грядку. Желательно, чтобы были комнатные растения дома, за которыми ребёнок мог бы ухаживать.

В конце зимы с ребёнком можно разбить на окне небольшой огород: посадить лук, чеснок, укроп. Интересно наблюдать с ре6бёнком, как распускаются листья на ветках, поставленных в воду зимой. Ветки можно найти на улице после обрезки деревьев или кустарников. Эти ветки иногда дают корни и их можно ранней весной высадить в открытый грунт. Если ребёнок сам посадил растение, он всегда будет бережно относиться к другим растениям и в других условиях.
Конечно, не все родители имеют биологическое образование и достаточно знают природу, поэтому им нужно самостоятельно пополнять и расширять свои биологические природоохранительные знания.

После каждого выхода в природу с детьми в процессе наблюдений за растениями или животными обычно возникает целый ряд вопросов, которые желательно, не откладывая в долгий ящик, выяснить в тот же день. Ответы на них можно найти в справочной литературе, которая необходима в повседневной жизни. Очень важно, чтобы родители во время прогулок с детьми сами бережно относились ко всему, что их окружает, и научили этому детей.
Хочется верить, что наши воспитанники, когда вырастут, будут бережно относиться к природе и хранить всё живое на земле. Пусть вольно летают птицы, ползают и прыгают насекомые, пусть радуют глаз не сорванные цветы и травы, и пусть этот зелёный и голубой мир останется таким же ярким праздничным, каким мы его получили в наследство.

Последние материалы сайта