«Михаил Кутузов» прошел по Севморпути в Китай. Моряки балкера считают рейс особенным. Крейсер «Михаил Кутузов». О корабле и схватке за него

06.08.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Есть мнение, что Россия - морская держава. Морской державе пристало хранить традиции, иметь памятные места и хранить корабли с историческим прошлым, и, как пример и как это практикуется, в качестве музеев или учебных судов.


С кораблями-музеями у нас, честно говоря, слабовато. Их всего 11, считая макеты-копии. Плюс еще 7 подводных лодок. Слабовато, если честно, для такой огромной страны. Надо бы побольше, ибо где еще, как не на таком корабле-музее, поднимать интерес пацанов к флоту?

Речь пойдет о событиях, которые разворачиваются в последнее время вокруг корабля боевой славы крейсера «Михаил Кутузов». Крейсер, если кто не в курсе, стоит в Новороссийске, в морском порту. И представляет собой корабль-музей и имущество флота одновременно.

Крейсер «Михаил Кутузов» стал двенадцатым кораблём проекта 68-бис. Заложен он был в феврале 1951 года на Николаевском судостроительном заводе и спущен на воду 9 августа 1954 года. После прохождения ряда испытаний корабль был введён в состав Черноморского флота. Зоной его ответственности стали Средиземное и Чёрное море, а также центральная Атлантика, где «Михаил Кутузов» нёс службу вплоть до вывода из боевого состава в 1998 году. К этому моменту корабль прошёл 211 900 миль.

«Михаил Кутузов», будучи весьма красивым и представительным кораблем, сделал себе, помимо военной, еще и политическую карьеру и стал местом встреч на самом высоком уровне. Его гостями в разные годы были президент Индонезии Сукарно, глава Египта Абдель Насер, король Эфиопии Хайле Селассие I, шах Ирана с супругой и другие сильные мира сего.

Официально «Михаил Кутузов» участвовал в двух вооружённых конфликтах в ходе Арабо-израильской войны, в 1967 и 1973 годах. Оба раза он находился в порту Александрия в качестве командного пункта главного военного советника СССР в Египте. Прямого участия в боевых действиях крейсер не принимал, но сам факт его нахождения в Александрии был гарантом мира.

Нападение на «Михаил Кутузов» было бы равнозначным нападению непосредственно на СССР. Отчасти именно поэтому налёта на александрийский порт удалось избежать.

Сегодня «Михаил Кутузов» - корабль-музей. По крейсеру проводят экскурсии, но вот именно над кораблем-музеем что-то сгущается. То ли тучи, то ли свет в конце тоннеля.

Идея заключается в том, что крейсер обязан вернуться в Севастополь, откуда его увели в 2001 году, когда истекал срок аренды нашей базы. Были серьезные опасения, что корабль пойдет под разделку на металл. Так, собственно, «Кутузов» и оказался в Новороссийске. И уже там стал музеем.

Сегодня довольно большая инициативная группа, в которую входят такие известные люди, как адмиралы В.Н. Чернавин, И.В. Касатонов, контр-адмирал Е.А. Кобцев, контр-адмирал А.И. Аладкин, адмирал В.А.Кравченко, вице-адмирал В.Д. Рязанцев, контр-адмирал А.П. Гринкевич, контр-адмирал В. Урывский, вице-адмирал Р.А. Голосов, ратует за возвращение крейсера обратно в Севастополь.

Мотивация проста: крейсер обязан вернуться обратно в город-герой Севастополь, чтобы стать там частью исторического наследия. Мнения и доводы высказываются разные, некоторые в исполнении севастопольцев читать даже неприятно, как, например, Стефановского.

Замечу в пику Стефановскому, что Новороссийск - такой же город-герой, как и Севастополь. И такой же город воинской славы. Вот только его не сдали в Великую Отечественную войну. И кровь тех, кто защищал Новороссийск, ничем не отличалась от крови защитников и освободителей Севастополя. И этот город не менее достоин, чтобы в нем был свой корабль-музей.

Но вернемся к «Михаилу Кутузову», тем более, что всего неделю назад я посетил его в качестве экскурсанта.

Конечно, хотелось сделать более подробный обзор корабля, со всеми подробностями, но дирекция музея совершенно не захотела пойти нам навстречу. И предложила пробивать разрешение через руководство ВМФ в Санкт-Петербурге. Так что мы попросту не успели, что, может быть, и к лучшему. Посетивши корабль на общих основаниях, проще сделать некоторые выводы.

Какие выводы мы сделали? А не очень хорошие.

Крейсер находится далеко не в прекрасном состоянии. Да, экскурсоводы говорят о недостатках финансов, но кто об этом не говорит сегодня? Но кораблю однозначно требуется хороший ремонт. Вызывает удивление и ржавчина на палубах, и откровенно пришедшее в негодность деревянное покрытие.

Сама экскурсия по кораблю в стиле «галопом по европам». Без претензий к экскурсоводам, все они люди, однозначно влюбленные в корабль и знающие его и морскую тематику. Но неужели нельзя сделать более масштабную экскурсию, пусть и за большие деньги?

Верхняя палуба с обзором артиллерии, корабельный колокол, минное вооружение. Далее лекция в кают-компании корабля (весьма интересная, кстати) и пробежка (других слов нет) по некоторым внутренним помещениям. Камбуз, кубрик, медпункт, один из боевых постов и кубрик для бытовых нужд. Все. Честно - меньше чем мало. Такой огромный корабль, по нему можно было бы водить часа два, и было бы интересно. А так - получасовая пробежка.

АК-230. Результат модернизации


Кают-компания крейсера


Каюта офицерского состава


Один из постов управления


Корабельный медпункт


Матросский кубрик. Крутой, с иллюминаторами.


Камбуз и один из корабельных котов на вахте


КБУ. Каюта бытовых услуг.

Мне ситуация с «Кутузовым» напомнила многие музеи в нашей стране. Где стоят макеты танков с заваренными люками, а экскурсоводы водят народ вокруг и что-то там вещают. Прошлый век, короче. Слияния с кораблем не вышло, к сожалению.

Для пацанов, которым дали повертеть штурвальчики управления 37-мм установкой ПВО, радости было много. Для людей более искушенных - только удивление.

Какое может быть будущее у крейсера?

Можно продолжать играть роль одной из немногих достопримечательностей Новороссийска. До полного обветшания и окончательного списания. На сколько лет хватит «Михаила Кутузова», сказать не берусь, но рано или поздно конец все равно придет. Море - это не бетонный постамент все-таки.

Можно сделать капитальный ремонт корабля. Но это однозначно не в Новороссийске. Местные судоремонтные заводы не в состоянии обслужить этот корабль. Значит, Морской завод или что-то подобное. В Крыму. А там и до Севастополя несколько ближе, чем обратно в Новороссийск…

Кроме того, в Севастополе есть и Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище имени П. С. Нахимова, и филиал Нахимовского военно-морского училища. Вряд ли курсантам и нахимовцам помешал бы учебный корабль, подобный «Михаилу Кутузову». В том случае, если он пройдет капитальный ремонт и снова будет в состоянии совершать походы пусть не в Атлантику и Средиземноморье, а хотя бы по Черному морю.

И, кстати, с уходом для корабля проблем не будет.

А по выходным корабль вполне может стоять где-то на рейде и работать музеем. Как действительный корабль, а не макет с доступом в единичные помещения.

В любом случае, это хорошее продолжение жизни крейсера.

Кроме того, имя фельдмаршала Кутузова для Крыма не чужое. Михаил Илларионович воевал в тех местах вместе с Суворовым, и воевал хорошо.

А что с Новороссийском?

А Новороссийску обязательно нужно выделить что-то взамен. Город не богат на столь значительные памятники, поэтому просто взять и увести оттуда «Михаила Кутузова» мягко говоря, некрасиво.

Возможно, «Керчь» вполне подойдет.

4 ноября 2014 года, на БПК «Керчь» произошёл пожар, повредивший ряд кормовых отсеков. По результатам работы комиссии, расследовавшей происшествие, принято решение о списании и утилизации корабля в 2015 году. Позднее утилизация БПК «Керчь» была временно отложена с его переводом в резерв в качестве корабля подготовки плавсостава и плавучего штаба ЧФ. В июле 2015 года появилась официальная информация о повторной ревизии корабля с целью решения вопроса о его восстановлении.

Над кораблём шефствуют: Юго-Восточный административный округ Москвы, администрация Белгорода и администрация Красноармейского района Волгограда. Решением начальника Генерального штаба 18 августа 2015 года БПК «Керчь» выведен из боевого состава Черноморского флота и помещен в разряд военного имущества, с последующим расположением в нем военного музея Черноморского флота.

Почему музей ЧФ не может стоять в Новороссийске? Кроме того, «Керчь» изрядно моложе «Кутузова», и при такой поддержке корабль явно еще долго сможет радовать посетителей из числа жителей Новороссийска и гостей города, если организовать процесс должным образом, а не как сейчас на "Кутузове".

Вопрос в том, что у проекта перевода «Кутузова» есть и противники. Весь вопрос в том, кто одержит верх в битве за крейсер.

В любом случае, надо что-то менять. Конечно, хотелось бы, чтобы крейсер был отремонтирован и еще послужил. Что музеем, что учебным кораблем. Но в любом случае не так, как сегодня поставлено дело в Новороссийске.

Когда в отделе кадров пароходства узнали, что я собралась в гости на «Кутузов», сотрудницы службы, выписывая документы на пропуск, сказали: «Ой, напишите о них, они такие молодцы, вот с ними у нас никогда проблем не бывает!»

В январе в порт приписки Мурманск пришло судно «Михаил Кутузов». Пробыть в родном порту ему предстояло всего пару дней. Пришвартовался балкер у 18-го причала под погрузку апатита, дальнейший путь судно собиралось держать в норвежский порт Херой.

Теплоход «Михаил Кутузов», немецкой постройки, был модернизирован в 2004 году - на нем был установлен дополнительный трюм, благодаря чему грузоподъемность судна увеличилась на три тысячи тонн.

Второй контракт на судне руководит экипажем Сергей Михайлов. Это и его второй рейс в должности капитана. Несмотря на достаточно молодой возраст (в этом году ему исполнится 36 лет), Сергей Владимирович имеет за плечами хорошую практику. Сам родом из Тульской области, из семьи моряка. Так же как и отец окончил Макаровку. В юные годы с семьей жил в Клайпеде, куда отца отправили после учебы по распределению. В пароходстве трудится уже 12 лет и за это время работал на сухогрузах «Кола», «Колгуев». Предпоследнее место работы было на новом балкере «Поморье».

Я не ожидал, что судно будет в таком хорошем состоянии, - честно признается капитан. - После модернизации, врезки дополнительного трюма, мореходные качества теплохода улучшились, улучшилось штормование и управляемость, наварили бортовые кили, и сейчас в шторм мы имеем совсем другой пароход.

Что вы можете сказать о своей команде? - задаю вопросы Сергею Михайлову. - Как вошли в коллектив?

Отношения сразу же сложились хорошие, люди здесь работают открытые, а главное, профессионалы в своем деле. Не могу сказать, что проблем не бывает вовсе, но все спорные вопросы решаем сообща. Главное, что если нужно поработать сверхурочно, к примеру, когда требуется срочно подготовить трюм для принятия другого груза, никто не ноет, что рабочее время закончилось. Если необходимо, моряки трудятся и днем и ночью.

С машинной командой у капитана Михайлова полное взаимопонимание - делают общее дело по всем правилам. Руководит механиками Николай Тылычков - «дедушка» теплохода. Николай Степанович в пароходстве работает с 1968 года. Начинал на старом «Донском» типа «Джанкой», работал на «Емельяне Пугачеве», на ди-зель-электроходе «Обь», на теплоходах «Капитан Панфилов» и «Грумант». Признается, что не любил переходить с судна на судно. Его перемещение, можно сказать, вынужденная мера: служба кадров «засылала» отличного специалиста туда, где требовалась помощь по устранению неполадок. Специалистов его профиля на флоте еще нужно поискать - сам лично составлял инструкции для механиков по просьбе руководства. Себя называет механи ком-универсалом.

Николай Тылычков родом из Кировоградской области, что на Украине. Учился в одесской мореходке. Вообще-то, как сам сейчас вспоминает, он не мечтал о морской романтике. Приехал в Одессу, чтобы поступать в автомобильный техникум - с детства хорошо разбирался в механизмах, но, узнав, сколько экзаменов ему предстоит сдать, изменил свой выбор в пользу морской специальности. Свою первую практику проходил на Черноморском флоте, тогда старший механик из всех практикантов сразу зачислил молодого Николая в штат команды экипажа. До войны это было частное пассажирское судно, а капитаном работал испанец - бывший хозяин теплохода. По-русски он говорил с трудом, зато хорошо выучил пару крепких бранных слов, которые частенько использовал, отдавая распоряжения морякам.

Как рассказал Николай Степанович, в то время на флоте было несколько испанских теплоходов, которые попали на Черное море в 30-х годах прошлого века. 5 пассажирских лайнеров прибыли в Советский Союз из сражающейся с фашизмом Испании, и для многих из них наша страна стала впоследствии второй Родиной. На борту теплоходы привезли детей и женщин, тем самым уберегли их от смерти. В дальнейшем эти суда были включены в состав Черноморского флота, так как их возвращение домой было тогда опасно. В годы Великой Отечественной войны их переоборудовали, и они доставляли в осажденный Севастополь продовольствие, оружие и боеприпасы, эвакуировали раненых.

Получив образование, курсант Тылычков был отправлен на Север по распределению. А вместе с ним отправилась и молодая супруга.

Помните свои первые впечатления, когда приехали на Север? – интересуюсь у своего собеседника.

Значит, едем мы в Мурманск на поезде, - рассказывает Николай Степанович, - в купе познакомились с мурманчанином, немного с ним переговорили, а уже когда подъезжаем к городу, он спрашивает: «А вас, ребята, хоть кто-нибудь встречает?» «Да нет, никто не встречает, - хором отвечаем мы, - в гостиницу пойдем». «Какая гостиница?! - восклицает попутчик (тогда кроме «тараканной» деревянной «Арктики» и «Севера», в который было не попасть, гостиниц больше не было). - Если меня сейчас жена встретит, поедем к нам». И вот оставили мы свой единственный чемодан на вокзале в камере хранения и поехали домой к новому знакомцу по «восьмерке» на сопки, это где «тещин язык» (дорога, серпантин от улицы Челюскинцев наверх, так, шутя, жители называли тот район. - И.Ю.). Нас помыли, накормили и спать уложили. А утром просыпаемся - дома никого нет, а на столе записка: «Ребята, будете уходить, дверь, пожалуйста, закройте». Нас мгновенно оттуда как ветром сдуло: квартира вся хорошо обставлена, а мы два босяка, я в курсантской форме и она слегка прикрыта. Представить себе такую ситуацию в Одессе просто недопустимо! Вот это был Мурманск, это вот такие были мурманчане!

Позже семья пожила недолго в старом домике на снос, родился первенец - дали квартиру в коммуналке. Жили здесь три семьи, весело и дружно. В семье Тылычковых родилось трое сыновей, двое из которых пошли по стопам отца. Вот так, уже практически династия моряков Тылычковых работает в Мурманском морском пароходстве. Несколько лет назад Николай Степанович уехал жить в Великие Луки, но живет практически на два дома: приходит с рейса, здесь квартира, двое сыновей, внуки и там - жена и еще один сын со своими детьми. А еще здесь друзья, с которыми вместе ходил в море, работал в пароходстве всю жизнь. Правда, сейчас они нечасто видятся:

Вот недавно Борю Хлебникова видел, поговорили, очень приятно было встретиться, - вспоминает Николай Тылычков и тихо добавляет: - Я тут на кладбище пошел, а там столько их... и все знакомые. К сожалению, человеческий век очень короток.

А почему вы переехали в Великие Луки? - любопытствую я. - У вас там родственники?

Да нет, в последние годы жена себя неважно чувствовала, а туда мы просто приехали погостить, с внуками и детьми, - рассказывает Николай Тылычков. - И наша ожила. Дети ей кричат: «Мам, посиди, отдохни!». А она в ответ: «А я и не устала!». Это было выше моих желаний и надежд. А что мне еще нужно, когда жена себя так хорошо чувствует? Ничего. Мы ведь всю жизнь вместе, поженились в 1965-м, жили рядом, она на левом берегу Южного Буга, а я на правом. Случайно встретились и познакомились, так и прожили бок о бок 45 лет. Я всю жизнь в море, бывали рейсы в Арктику долгие, пытался на берегу работать - не вышло, а она, хоть и тяжело одной было, ждала.

Скучаете?

Скучаю, конечно, - и тут же добавляет, - да мы постоянно по «скайпу» общаемся.

А что, освоили, для меня это не сложно, а у нее там внучка под боком. Да и это настолько удобно! Общаемся мы через Интернет с детьми по осени, а невестка спрашивает: «Пап, а яблоки в этом году у тебя хорошие уродились?» А я взял да и поднес к монитору, еле три штуки двумя руками удержал: «Вот, смотри». А внучок мелкий увидел по ту сторону, по «ящику», и кричит: «Деда, дай, дай!». Сын мне в ответ: «Папа, не дразни внука!» Вот так мы и живем!

Ирина ЮСУПОВА.

Bulker MIKHAIL KUTUZOV - IMO 7721249

Bulker «Дмитрий Пожарский»

Балкеры Мурманского морского пароходства «Михаил Кутузов» и «Дмитрий Пожарский» впервые в составе каравана отправились в рейс по Северному морскому пути. Как сообщает пресс-служба ОАО «Мурманский морской торговый порт», суда доставят груз железорудного концентрата из Мурманска в порт Джинтанг (Китай).

Общее расстояние от Мурманска до портов северного Китая через трассу Северного морского пути составляет 6,9 тыс. миль. Сухогрузы арктического класса «Михаил Кутузов» и «Дмитрий Пожарский» дедвейтом 23 тыс. тонн каждый в сопровождении атомного ледокола «Вайгач» без остановок пройдут по акватории Северного Ледовитого океана, через Берингов пролив вдоль границ России, Японии и Южной Кореи. Ледовая проводка будет осуществляться от пролива Карские Ворота до острова Врангеля и составит около 2 тыс. миль. Расчетный срок прибытия в порт выгрузки – первая декада августа.

Получателями груза железорудного концентрата весом 44 тыс. тонн производства ОАО «Ковдорский ГОК» являются крупные металлургические предприятия на северо-востоке Китая, стоимость груза – около $8 млн. Грузовладелец, ОАО «МХК «ЕвроХим», планирует увеличить перевалку железорудного концентрата в 2012 году через порт Мурманск до 3 млн тонн. Соответствующие стратегические договоренности достигнуты между «Еврохимом», «Мурманским морским торговым портом», «Мурманским морским пароходством» и ФГУП «Атомфлот».

«Очень признателен всем участникам проекта. Все получат работу: комбинат «Ковдорский ГОК», железная дорога, порт, пароходство и «Атомфлот» – приводятся в сообщении слова генерального директора ФГУП «Атомфлот» Вячеслава Рукши, – Заключение долгосрочного договора между этими компаниями позволило бы построить несколько судов ледового класса специально для плавания по трассе СМП и через 3–5 лет уйти от субсидий. Возможно, что по аналогии с судами класса «Панамакс» и «Суэцмакс» вскоре появятся «Арктикмаксы».
ОАО «Мурманское морское пароходство» специализируется на морских перевозках генеральных грузов и пассажиров собственным флотом, флотом дочерних компаний и привлеченным (зафрахтованным) флотом. Флот судоходного холдинга насчитывает боле 300 судов общим дедвейтом порядка 2 млн тонн. Основными акционерами ММП являются ООО «Арктические технологии» (62,7%) и государство.

ОАО «МХК «ЕвроХим» входит в десятку мировых лидеров агрохимической отрасли по производственным мощностям. Основной продукцией являются азотные и фосфорные удобрения. В состав «ЕвроХима» в России входят «Новомосковский Азот», «Невинномысский Азот», «Фосфорит», «Белореченские Минудобрения» («ЕвроХим-БМУ»), «Ковдорский ГОК» и завод фосфорных удобрений «Лифоса», расположенный в Литве. «ЕвроХим» является вертикально интегрированной компанией, объединяющей добывающие, производственные предприятия, логистические компании и сбытовую сеть. Компания имеет лицензии на разработку калийных месторождений в России.

Последние материалы сайта