Обучение детей связной речи. Обучение связной речи детей с нарушением речи. Приемы развития связной речи

08.09.2022
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Роза Ханиева
Консультация «Методика обучения связной речи»

План семинара

1. Значение, задачи и содержание обучения связной речи .

2. Обучение диалогической речи .

3. Пересказ литературных произведений.

4. Рассказывание по игрушкам и картине.

5. Творческое рассказывание и рассказывание из опыта.

Значение, задачи и содержание обучения связной речи .

Согласно ФГОС содержание образовательной программы должно обеспечить развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать структуры единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей. В числе этих направлений, названных образовательными областями, обозначено речевое развитие. Оно предполагает решение таких задач :

Овладение речью как средством общения и культуры;

Обогащения активного словаря;

Развитие связной , грамматически правильной диалогической и монологической;

Развитие речевого творчества;

Развитие звуковой культуры речи ;

Фонематического слуха;

Ознакомление с книжкой культуры, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

Формирование предпосылок к обучению грамоте .

Развитие связной речи -одна из главных задач детского сада. Под связной речи мы понимаем смысловое развернутое высказывание людей.

Психологи подчеркивают, что связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого умственного воспитания детей.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции : помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует норму поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Виды связной речи :диалогическая монологическая.

Диалогическая речь - первичная естественная форма языкового общения, она состоит из обмена высказываниями. Для неё характерны такие формы, как вопрос, ответ,добавление, пояснение формулы речевого этикета, при этом необходимо обязательно учитывать условия, формы и цели общения.

В младшем возрасте ребенок должен свободно вступать в общение со взрослыми и детьми,уметь выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых.

У ребенка должна возникать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что делал, как играл.

Основным методом формировании диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми. На основе диалогической речи происходит активное овладение фонематическим, лексическим и грамматическим строем родного языка.

Монологическая речь- это относительно развернутый вид речи , так как мы вынуждены не только назвать но и описать. Монологическая речь- это организованный вид речи (каждое высказывание, говорящий планирует) . Монологическая речь предполагает умение избирательно пользоваться наиболее уместными для данного высказывания языковыми средствами, т. е умение строить высказывание,которые бы наиболее точно и полно передавало замысел говорящего. Владение связной монологической речью - одна из центральных задач речевого развития дошкольников.

В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи : пересказ и рассказ.

Структура работы по пересказыванию :

1. Вводная часть.

Подготовка к восприятию нового произведения (оживление аналогичного опыта, показ иллюстрации др.)

2. Первичное чтение без установки на последующий пересказ (художественное восприятие

Эти два этапа опускаются, если текст детям знаком.

3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и пересказ.

4. Подготовительная беседа (разбор произведения : содержание, характеристика образов, внимание к языку,прямая речь, интонации и др).

Эти 4 этапа опускаются, если дети хорошо знакомы с тестом на предыдущих занятиях.

5. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора.

"- Вслушайтесь, как я рассказываю"

6. Пауза для подготовки детей к ответам (несколько секунд) .

7. Пересказ (3-7) . Активное руководство воспитателя.

В конце вызывается ребенок с наиболее яркой речью.

Используется пересказ по ролям,инсценировка и др.

Виды рассказывания в детском саду

1. Рассказы по восприятию :

Описание игрушек

Описание натуральных предметов

Описание рассказам по картинам

2. Рассказывание по памяти :

На темы из коллективного опыта

На темы из личного опыта

Дидактические игры на описание

Объект по памяти.

3. Рассказывание по воображению :

Придумывание рассказов об игрушке, в т. ч. рассказы- инсценировки.

Придумывание рассказа по картине

Придумывание рассказа на предложенный сюжет

Структура занятия по обучению описательных рассказов

Название предмета

Характерные признаки (По ходу обследования)

Назначение и взаимосвязь частей

Назначение предмета и действий с ним

Могут быть :

сравнительные

(кукла-мишка; мяч- кубик)

объяснительные

(ребенок объясняет как играть,что делать)

Структура занятия по обучению повествовательного рассказа

Название героя

Описание внешнего вида (иногда)

Первое событие (завязка) - когда и где происходит

Развитие действия(2-3 эпизода) причинно-временная связь

Развязка (окончание)

Долгий и продолжительный процесс обучения . Можно описывать поступок, придумывать начало рассказа, конец придумать диалоги т. д.)

Рассказывание из личного опыта.

Рассказы детей из опыта вводятся в средней гр.

Предлагаются темы о недавней пережитых ярких событиях : экскурсии,прогулка,труд,праздники и т. д. Закрепляя впечатления,воспитатель проводит дидактическую игру,рас-ние картинок,читает поэтических произведения.

-Обучение рассказыванию лучше начинать с коллективного рассказа. Важным методом приёма яв-ся направление внимание детей на то, чтобы они вспоминали какие-то события и передали их в рассказах.

Рассказ-образец воспит-ля должен подчиняться следующим требованиям : 1 тема рассказа и его содержание должны быть близкими детскому опыту.

2 четкость построения,отсутствия изменений деталей,динамичность действия, ясная концовка.

3 язык рассказа должен быть приближен к разговорному, эмоционален,лишен однообразия.

Учитывая умение детей,вводиться образец в виде начало рассказа :

Воспит-ль дает начало,только завязку начинает путь развития сюжета, а ребенок доводит до логического юнца.

-Обучение рассказыванию приучает детей к более продолжительностью разговору на близкую для них тему и подводит к творческому рассказыванию.

Творческое рассказывание.

Составляет творческий рассказ,ребёнок должен самостоятельно придумать его содержание,которое надо логически выстроить и облечь в правильную словесную форму, составляющую этому содержанию. Для того чтобы сос-ть хороший рассказ,необходимо знать его композицию (завязка,кульминация,развязка,владеть большими запасом слов,уметь построить содержанию интересно и выразительно передать свой замысел.

Существует различные варианты творческих.

Придумывание продолжение и завершения рассказа.

Воспитатель сообщает начало рассказа,его заявку, а основные события и приключения героев придумывают дети. Тематика рассказа самая разнообразная "Случай в лесу","Что случилось с Аней" .

Придумывание рассказов об игрушка; " Расскажем о своей любимой игрушке".Педагог напоминает,что нельзя повторять ни персонажей,ни действий,которые придумали другие дети.

Особое внимание надо обратить на анализ рассказов, придуманных детьми.

Придумывание рассказа по теме. предложенной воспитателем. Ребенок выступает автором,самостоятельно выбирает содержание рассказа и его форму. Сама формулировка темы должна эмоционально настраивать детей на составление рассказа. Можно давать различные темы и для придумывания о животных :"День рождения лисы","Приключения волка",и т. д.

-Обучения рассказывания оказывает влияние на все стороны речевого развития для дошкольников,на их речевой подготовки для дальнейшего обучения в школе .

-Обучения связное речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание;развивают образность и выразительность речи ,обогащает художественно-речевой опыт детей.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности формой общение с общения с окружающими.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время тема о важности предшкольной подготовки, является наиболее актуальной. Родители стремятся к тому, чтобы их ребёнок обязательно перед школой посещал детский сад, или если нет возможности, то группы специальной подготовки при школах.

Несомненно, ребёнок не будет хорошо успевать в школе, если он не произносит многие звуки речи, и у него не развита монологическая речь. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мысли. Потому как ребёнок связно, последовательно излагает свои мысли, или литературный текст, можно судить об уровне его речевого развития. Это подчёркивают многие исследователи, как общей, так коррекционной педагогики.

Особая роль в формировании связной монологической речи отводится обучению детей пересказу. Использование высокохудожественных текстов детской литературы, позволяет эффективно проводить работу по «воспитанию чувства языка» - внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи.

Необходимо отметить, что многие исследователи такие, как Бородич А.М., Гербова В.В., Сохин Ф.А. и другие разработали подробные методические рекомендации по обучению детей пересказу. Они предлагают использовать в основном словесные методы: чтение произведения, беседа по содержанию, повторное слушание, вопросный опорный план. Эта методика является эффективной при работе со многими детьми дошкольного возраста.

Имея более чем двадцатилетний опыт работы учителем-логопедом пришла к выводу, что развитие связной речи дошкольников с ОНР (общим недоразвитием речи) является одно из самых трудоемких коррекционных задач. Связная речь детей с синдромом ОНР значительно отстает от нормы: дошкольники употребляют в речи в основном простые предложения, они не могут восстановить в предложении нарушенный порядок слов, полно воспроизвести литературный образец в устной речи. Монологическая речь таких детей характеризуется нарушением логической последовательности повествования, пропуском смысловых звеньев, длительными паузами, отсутствием прямой речи и литературных оборотов. Дети неуверенны в себе, ищут помощи у педагога.

Для более быстрой и качественной коррекции связной речи необходимо применение инновационных методов обучения детей рассказыванию, которые бы имели игровую и наглядную направленность, были бы занимательны и интересны детям.

Методологической основой данных рекомендаций является принцип наглядности о величайшей значимости которого в свое время неоднократно говорил К.Д. Ушинский: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов ребёнок усвоит их на лету...» «Главное дело делает так же картинка: она поправляет ложный эпитет, приводит в порядок нестройную фразу, указывает на пропуск какой-нибудь части речи текста...».

К каждому тексту для пересказа необходимо подобрать картинку, иллюстративное панно, нарисовать условную план-схему, отражающую его последовательное содержание.

Например: дети слушают литературный текст-рассказ К.Д.Ушинского «Петушок с семьей»: «Ходит по двору петушок, на голове красный гребешок , под носом красная бородка , нос у Пети долотцом , хвост у Пети колесцом , на хвосте узоры , на ногах шп оры».

Затем предлагаю пересказать его по памяти. Из 7 детей с ОНР не один ребенок не смог назвать характеристик внешности петушка. Максимум 4, минимум 1 или 2. Пришла к выводу, что для облегчения пересказа требуется наглядность. Детям необходима наглядная схема, отражающая последовательность описания внешности петушка.

Подобные схемы просты в рисовании их может нарисовать любой взрослый, но особенно будет хорошо, если под руководством взрослого схему нарисует сам ребенок. Прием детского рисунка способствует ему более быстрому запоминанию и воспроизведению текста.

Безусловно, при пересказе с опорой на схему результаты резко изменились. Все пять признаков внешности петушка назвали сразу 4 ребенка, четыре признака - три ребенка. Дети рассказывали с большим желанием, а затем смогли полно пересказать по памяти без схемы.

Диагностируя положительные результаты работы и отмечая их эффективность неоднократно делилась опытом на страницах научно-методического журнала «Дошкольное воспитание»:

  • №4 за 1999 г. Статья «Об использовании наглядности для формирования связной монологической речи»;
  • №7 за 2003 г. Статья «Волшебный телевизор»;
  • №8 за 2010 г. Статья «Учим говорит связно».

Данные публикации не остались незамеченными, она выхвали большой интерес, я получила много писем от логопедов-практиков, педагогов, родителей, дети которых имеют задержку речевого развития. Они обращались с просьбой выслать методические пособия, примерные занятия.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Таким образом, отличительной чертой данной программы яв ляется применение доминирующего комплекса наглядных методических приёмов при обучении детей с ОНР рассказыванию. В большей части к ним относятся:

  • Показ иллюстраций , последовательно отражающих содержание текста.
  • Использование иллюстративного панно с красочным изображением обстановки основных деталей, с которыми, связано развитие сюжетного действия произведения.
  • Применение «опорных объектов», которые располагаются на листе в линейном ряду соответственно последовательным частям текста.
  • Моделирование с помощью условной наглядной схемы - где персонажи, или значимые объекты располагаются в соответствии развития содержания литературного текста.

В соответствии с этим, целью данной программы является:

  • создание и применение комплекса нестандартных наглядных методов и приёмов для облегчения передачи детьми содержания небольших художественных произведений связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно.

В ходе её достижения решаются задачи:

Образовательные:

  • Формировать систему представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
  • Совершенствовать умения в различении и назывании различных видовых понятий.
  • Создать основу для понимания обобщения предметов по существенным признакам.

Коррекционно-развивающие:

  • Формировать умение грамматически правильно передавать содержание литературных текстов.
  • Вырабатывать навыки планового последовательного повествования.
  • Развивать творческий подход к умению выразительно передавать разговор действующих лиц, менять интонацию, мимику, использовать жесты.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес и любовь к родному языку, народной литературе.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

Осуществляя программу, необходимо соблюдать определенную методологическую направленность .

Занятия по обучению рассказыванию проводятся на литературных текстах разного жанра, но, несомненно, одно, произведения должны отвечать определённым требованиям . Они должны быть:

а) небольшие по объёму;

б) доступные и понятные детям;

в) с наличием однотипных эпизодов;

г) с чётким делением на фрагменты;

д) с ясной логической последовательностью событий.

Способы организации и построение коррекционных занятий с применением наглядности представлены ниже.

Тема: «Ягоды»

Примерный словарь: клубника, земляника, смородина красная и чёрная, крыжовник, малина, калина, рябина, черника, брусника, клюква. Ягоды лесные и садовые, ядовитые. Сочные, спелые, вкусные, душистые.

Грамматические категории: согласование прилагательных с существительными и числительными (земляничное варенье, клюквенный сок и т.д., одна смородинка, 2 смородинки, 5 смородинок и т.д.).

Связная речь: заучивание загадки про ягоды с опорой на условную схему, изменение загадки в зависимости от вида ягод.

Загадка про землянику

В траве растёт Алёнка

В красной рубашонке

Кто не пройдёт

Всяк поклон отдаёт

Затем ребёнок сам по этой же схеме составляет загадку про чернику:

«В траве растёт Алёнка в синей рубашонке, кто не пройдёт, всяк поклон отдаёт».

Загадка про вороний глаз:

«В траве растёт Алёнка в чёрной рубашонке, кто не пройдёт, никто поклон не отдаёт». Так же можно составлять загадки и про другие ягоды.

Тема: «Фрукты»

Примерный словарь : разные виды фруктов, вплоть до экзотических: глаголы созревать, поспевать, наливаться, румяное. Прилагательные спелое, наливное, сочное, душистое.

Грамматические категории : словообразование (абрикос - абрикосовое варенье, абрикосовый соки и т.д.), согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Сравнительная степень прилагательных (слаще, вкуснее, душистее...т.д.). Существительных Р.п. мн.ч. (выросло много слив, груш, абрикосов, персиков...т.д).

Связная речь: Учить пересказывать небольшие художественные произведения с опорой на картинки, расположенные в линейном ряду в соответствии с сюжетной линией. Развивать интонационную выразительность речи.

Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Сажал старик яблони».

Старик сажал яблони

Ему сказали: «зачем тебе эти яблони, долго ждать с них плода?

И ты не съешь ни одного яблочка!».

Старик сказал: я не съем, другие съедят и мне спасибо скажут».


Описание яблока данное А.С.Пушкиным в сказке «О мертвой царевне»

(заучивание).

Яблоко. Оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно, золотисто,

Будто мёдом налилось!

Видны семечки
насквозь.

Тема «Деревья»

Цель: закреплять у детей умение пересказывать рассказ К.Д.Ушинского «Спор деревьев» близко тексту с опорой на условную наглядную схему. Работать над интонационной выразительностью речи.

Словарная работа: Три обхвата, молвить, потеха, похваляться.

Оборудование: предметные картинки: дуба, сосны, яблоньки. Условные план-схемы под каждой картинкой.

Ход занятия:

Послушайте загадку: «Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает».

Как вы догадались что это ДЕРЕВО (ответы детей).

Послушайте рассказ о деревьях.

Чтение рассказа «Спор деревьев».

Вопросы к детям :

1. Как вы можете объяснить значение слова «спор»?

2. Какие деревья участвовали в споре?

3. О чем они спорили?

4. Как хвалился дуб? О чем он говорил сначала, что было потом?

(Показываю детям схему: корень, ствол, макушка, листья, сучья, буря, гроза).

5. Что молвила яблонька? Как вы понимаете слово молвить?

(Показываю условную схему)

6. Почему сосенка качала иглистой верхушкой? Что сказала про себя сосна?

(Предлагаю схему)

7. Как вы думаете кто из деревьев самый лучший, самый главный?

(Приходим к выводу, что каждое дерево хорошо по-своему).

Повторное чтение произведения с установкой на пересказ, выделение голосом новых трудных слов.

Пересказ рассказа детьми с опорой на условную схему. В последующем пересказываем по ролям.

Важно заметить, что иногда бывает трудно подобрать и нарисовать условное обозначение к какой либо фразе текста. Приходится придумывать символические переносные образы, которые должны быть простыми и понятными для детей, вызывать у их сходные ассоциации. Иными словами эти образы будут являться символическим планом для рассказывания, устранят запинки и паузы, пропуски членов предложений и самих предложений, увеличат объём рассказов.

Необходимо заметить, что для достижения положительного результата работы по данной программе весьма важна взаимосвязь со всеми участниками коррекционного процесса.

Воспитатели знакомят детей с предметами и явлениями окружающего мира на прогулках и экскурсиях. В вечернее время закрепляют полученные детьми знания и умения.

В то же время родители становятся заинтересованными участниками педагогического действа. Они замечают ошибки в речи своего ребёнка и своевременно исправляют их. А также удивляются, что их 5 - 6 летний ребёнок, который недавно почти не разговаривал, уже загадывает им загадки, рассказывает рассказы и стихотворения.

В общих чертах предлагаемая форма коррекционной работы с детьми с ОНР, позволяет ускорить процесс становления связной речи, повысить заинтересованность детей, снизить количество грамматических ошибок в речи.

В результате коррекционной работы, концу дети с ОНР овладевают определёнными знаниями, умениями, навыками

Таблица результатов

Разделы

коррекционной

работы

Имеющиеся нарушения на начало года

Кол-во детей с нарушениями на начало года.

Приобретённые знания, умения и навыки.

Кол-во детей с нарушениями на конец года

Динамика

1. Словарь

а) объём словаря

Мало наречий, качественных, притяжательных и сравнительных прилагательных.

Значительно расширился активный словарь.

б) дифференциация видовых

Смешивают близкие

предметы (стул-табурет; блюдце- тарелка) и т.д.

Знают, различают и называют близкие предметы.

в) наличие родовых понятий

Затрудняются обобщать по существенным признакам.

Умеют классифицировать предметы по существенным признакам.

г) применение литературных слов.

Литературных слов нет в активном словаре.

понимают и

употребляют эпитеты, переносное значение слов.

2. Грамматические категории

а) формирование словообразования

Уменьшительно ласкательные существительные с суффиксами юньк- еньк-ышк-ик-чик. Притяжательные прилагательные, относительные.

Употребляют по аналогии продуктивные словообразовательные модели.

б) формирование словоизменения

Согласование существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах.

Употребляют продуктивные и простые по семантике формы.

З. Связная речь:

а) построение

сложных предложений

Присутствуют в основном простые предложения, нарушены нормы построения предложений.

Овладевают построением сложных предложений.

Многие значения не понимают и не употребляют в речи.

Овладевают переносом литературного языка в собственную речь.

в) планирование повествования

Нарушение логической последовательности событий, пропуск отдельных эпизодов.

Овладевают плановой речью, исчезают запинки и повторы.

г) выразительная

передача разговора действующих лиц

Не употребляют интонационные средства выразительности, речь монотонная.

вопросительной и восклицательной интонацией,

чёткой дикцией,

логическим ударением.

д) умение замечать несоответствие тексту

Не умеют внимательно слушать речь других детей, не замечают ошибок.

Могут проанализировать речь товарища, замечают несоответствие тексту.

Учитывая вышеизложенное к числу основных результатов можно отнести следующие:

1. Могут полно воспроизвести литературный образец в устной речи.

2. Речь характеризуется плавностью, последовательностью и плановостью.

3. Умеют замечать ошибки не только в речи окружающих, но так же в собственной речи.

4. Овладевают навыками контроля и самоконтроля.

5. В определённой степени овладевают интонационными средствами выразительности речи.

В заключении можно сделать вывод, что система коррекционной работы с широким применением инновационных наглядных методов может найти применение в работе с детьми с речевой патологией, с детьми со значительной задержкой речевого развития, она также интересна и для занятий с большинством детей дошкольного возраста.

Ее могут применять не только квалифицированные педагоги, но и родители, бабушки, дедушки в условиях семейного воспитания.

Список литературы для педагогов:

1. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание и речевое развитие детей в процессе ознакомления с природой. - М.: Просвещение, 1978. - С. 64 - 79.
2. Жукова Н.С. Поэтапное формирование устной речи при её недоразвитии. - М.: Просвещение, 1979. - 81 с. - 121 с.
3. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М.,1981.
4. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - С-Петербург, 1999. - 157 с.
5. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М., 1984. - С. 121 - 144.

Список литературы для родителей и детей:

1. Долгих Е.Т. Загадаю, отгадай. - М., 1991. - 252 с.
2. Тарасов И.К. Песенки потешки. - М., 1996. - 79 с.
3. Ушинский К.Д. Родное слово. - М., Новосибирск. 1994. - 420 с.
4. Яковлев Н.В. Энциклопедия для дошкольников. М., 2004. - 310 с.

Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается умение ребенка осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить не только о его речевом развитии, но и о развитии мышления, восприятия, памяти, воображения.

Связная речь ребенка – итог его речевого развития, а базируется она на обогащении и активизации его словарного запаса, формировании грамматического строя речи, воспитании её звуковой культуры.

Известны два основных вида речи: диалогическая и монологическая.

Диалог – это беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них. Черты диалога – это неполное предложение, яркая интонационная выразительность, жесты и мимика. Для диалога важны умение формулировать и задавать вопрос, в соответствии с вопросом собеседника строить ответ, дополнять и исправлять собеседника.

Монолог характеризуют развернутость, полнота, четкость, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Объяснение, пересказ, рассказ требуют от говорящего более напряженного внимания к содержанию речи и её словесному оформлению. Кроме того, важна произвольность монолога, т.е. умение избирательно пользоваться языковыми средствами, выбирать слова, словосочетания и синтаксические конструкции, наиболее полно и точно передающие мысль говорящего.

Детям 3 лет доступна простая форма диалога: ответы на вопросы. Разговорная речь детей трехлеток является основой для формирования монолога в среднем возрасте.

Детей 4-леток можно начинать обучать пересказу и составлению небольших рассказов по картинам, игрушкам, т.к. их словарный запас к этому возрасту достигает 2,5 тысяч слов Но детские рассказы еще копируют образец взрослого.

У детей 5-6-леток монолог достигает достаточно высокого уровня. Ребенок может последовательно пересказать текст, составить сюжетный и описательный рассказы на предложенную тему. Однако дети все ещё нуждаются в предшествующем образце педагога, т.к. у них, в большинстве, ещё отсутствует умение в монологе выразить своё эмоциональное отношение к описываемым предметам и явлениям.

С детьми младшего возраста педагог развивает навыки диалога:

Учит слушать и понимать речь взрослого;

Учит говорить в присутствии других детей, слушать и понимать их речь;

учит выполнять действие по словесной инструкции (принести что-то, показать что-то или кого-то в группе или на картинке);

Учит отвечать на вопросы воспитателя;

Повторять за воспитателем слова и песенки действующих лиц сказок;

Повторять за воспитателем небольшие стихотворные тексты.

В общей сложности, педагог готовит детей к обучению монологу.

В среднем и старшем возрасте (4-7 лет) детей обучают основным видам монолога: пересказу и рассказу. Обучение рассказыванию проходит поэтапно, от простого к сложному, начинается с простого пересказа короткого текста и заканчивается высшими формами самостоятельного творческого рассказа.

Обучение пересказу.

В каждой возрастной группе обучение пересказу имеет свои особенности, но существуют и общие методические приемы:

Подготовка к восприятию текста;

Первичное чтение текста педагогом;

Беседа по вопросам (вопросы, начиная от репродуктивных и заканчивая поисковыми и проблемными);

Составление плана пересказа;

Повторное чтение текста педагогом;

Пересказ.

План бывает устным, картинным, картинно-словесным и символическим.

В младшей группе проводится подготовка к обучению пересказу. Задачи педагога на этом этапе:

Научить детей воспринимать знакомый текст, читаемый или рассказываемый воспитателем;

Подвести к воспроизведению текста, но не воспроизводить.

Методика обучения пересказу детей 3-леток:

  1. воспроизведение воспитателем хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе действий («Колобок, «Репка», «Теремок», рассказы-миниатюры Л.Н. Толстого).
  2. запоминание детьми последовательности появления сказочных персонажей и их действий с помощью наглядности: настольного или кукольного театра, фланелеграфа.
  3. повторение ребенком за воспитателем каждого предложения из текста или 1-2 слов из предложения.

В средней группе при обучении пересказурешаются более сложные задачи:

Научить детей воспринимать не только хорошо знакомый, но и впервые прочитанный текст;

Научить детей передавать разговор действующих лиц;

Научить последовательно пересказывать текст;

Научить слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту.

Методика обучения пересказу детей 5-6 лет такова:

  1. вводная беседа, настраивающая на восприятие произведения, чтение стихов, рассматривание иллюстраций по теме;
  2. выразительное чтение текста воспитателем без установки на запоминание, что может нарушить целостное восприятие художественного произведения;
  3. беседа по содержанию и форме текста, причем вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и направлены не только на понимание содержания текста и последовательности событий, но и на понимание черт характера героев, отношение к ним детей. Должны присутствовать вопросы о том, как автор описывает то или иное событие, с чем его сравнивает, какие слова и выражения использует. Можно задавать детям поисковые (где? куда?) и проблемные (как? зачем? почему?) вопросы, требующие ответов сложноподчиненными предложениями.
  4. составление плана пересказа (в старшей группе воспитателем вместе с детьми, а в подготовительной группе детьми);
  5. повторное чтение текста педагогом с установкой на запоминание;
  6. пересказ текста детьми;
  7. оценка детского пересказа (дает воспитатель вместе с детьми, в подготовительной группе – дети).

Короткий текст пересказывается полностью, длинный и сложный дети пересказывают по цепочке.

В подготовительной группе вводятся более сложные формы пересказа:

Из нескольких текстов дети выбирают один, по своему желанию;

Дети придумывают продолжение к неоконченному рассказу по аналогии;

Драматизация детьми литературного произведения.

Обучение рассказу по картине и по серии картин.

В младшей группе осуществляется подготовка к рассказыванию по картине, т.к. связного изложения трехлетка составить еще не может, это:

Рассматривание картины;

Ответы на репродуктивные вопросы воспитателя по картине (кто и что нарисовано? что делают персонажи? какие они?).

Для рассматривания используются картины, изображающие отдельные объекты (игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные) и несложные сюжеты, близкие личному опыту детей (игры детей, дети на прогулке, дети дома и т.д.). Важно создать эмоциональный настрой для рассматривания картины. Помогут в этом знакомые детям песенки, стихи, потешки, загадки, поговорки. Можно использовать игровые приемы:

Показать картину любой игрушке;

связать рассматривание картины с рассматриванием любимой игрушки;

Познакомить с картиной гостя.

В средней группе становится возможным обучение детей рассказу по картине, т.к. в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает мыслительная активность.

Методика обучения рассказу по картине детей 4-леток:

1. подготовка к эмоциональному восприятию картины (стихи, поговорки, загадки по теме, присутствие сказочных персонажей, все виды театров и др.)

2. рассматривание картины в целом;

3. вопросы к картине воспитателя;

4. образец рассказа по картине воспитателя;

5. рассказы детей.

Воспитатель помогает детям рассказывать опорными вопросами, подсказывает слова, словосочетания.

В конце года, если дети научились рассказу по картине по образцу и по вопросам, вводится план рассказа.

В старшей и подготовительной группе появляется возможность для самостоятельного составления рассказов по картинам. Рассказ образец дается уже не для точного воспроизведения. Используются литературные образцы.

Становится возможным пользоваться сериями сюжетных картин для составления рассказов с завязкой, кульминацией, развязкой. Например: «Заяц и снеговик», «Медвежонок на прогулке», «Истории в картинках»» Радлова.

В старшем и подготовительном возрасте учим детей видеть не только то, что изображено на переднем плане, но и задний план картины, её основной фон, элементы пейзажа и природные явления, состояние погоды, то есть, учим видеть не только основное, но и детали.

Также и с сюжетной линией. Учим детей видеть не только то, что изображено в настоящий момент, но и то, что предшествовало, и последующие события.

Воспитатель задает вопросы, которые как бы намечают сюжетную линию, выходящую за пределы содержания картины.

Очень важно сочетать задачу по развитию связной речи с другими речевыми задачами: обогащением и уточнением словаря, формированием грамматического строя речи и её интонационной выразительности.

Методика обучения рассказу по картине 5-6 леток:

1. подготовка к эмоциональному восприятию картины;

2. лексико-грамматические упражнения по теме занятия;

3. рассматривание картины в целом;

вопросы педагога по содержанию картины;

5. составление плана рассказа педагогом вместе с детьми;

6. рассказ по картине сильного ребенка, как образец;

7. рассказы 4-5 детей;

8. оценка каждого рассказа детьми с комментариями воспитателя.

В подготовительной к школе группе дети готовы к обучению рассказыванию по пейзажной картине. На таких занятиях особенно большое значение приобретают лексико-грамматические упражнения на подбор определений, сравнений, употребление слов в переносном смысле, синонимов и антонимов. Важно научить детей придумывать предложения на заданную тему и произносить их с различной интонацией.

Составление описательных рассказов и сравнительных описаний.

В младшей группе осуществляется подготовка к обучению рассказу-описанию:

Рассматривание игрушек (большое значение имеет подбор игрушек – лучше рассматривать игрушки одного наименования, но разные по внешнему виду, это обеспечивает активизацию словаря детей);

Тщательно продуманные вопросы воспитателя, отвечая на которые дети обращают внимание на внешний вид игрушки, её составные части, материал, из которого она изготовлена, игровые действия с ней; воспитатель помогает детям отвечать на вопросы;

Использование элементов фольклора, стихов, песенок, прибауток о данной игрушке, короткие рассказы или сказки о ней;

Рассказ воспитателя об игрушке.

Таким образом, дети самостоятельно не рассказывают об игрушке, но готовятся к составлению описательного рассказа в более старшем возрасте.

В средней группе дети уже готовы к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках.

Методика обучению рассказу-описанию детей 4-леток:

1. рассматривание игрушки;

2. вопросы воспитателя, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина), качеств игрушки, действий с нею;

3. образец рассказа воспитателя;

4. рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя;

5. рассказы 4-5 детей по опорным вопросам воспитателя;

Во второй половине года вводится план рассказа – описания, составленный педагогом.

Теперь методика обучения выглядит так:

1. рассматривание игрушки;

2. вопросы воспитателя;

3. составление воспитателем плана рассказа об игрушке;

4. образец рассказа воспитателя по плану;

5. рассказы детей по плану и опорным вопросам;

6. оценка детских рассказов воспитателем.

Как часть занятия можно выделить другие виды работ

Кирова Наталья Иннокентьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: АН ДОО "АЛМАЗИК" детский сад №11 "Теремок"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), г. Мирный
Наименование материала: статья
Тема: Обучение детей дошкольного возраста связной речи
Дата публикации: 27.11.2018
Раздел: дошкольное образование

СТАТЬЯ

Обучение детей дошкольного возраста

1.Задачи по обучению детей связной речи.

2.Пути формирования связной речи:

2.1.расказывание по картинке;

2.2.рассказывание с использованием игрушек и предметов;

2.3.словарная работа с детьми;

2.4.знакомство с художественной литературой;

2.5.звуковая культура – помощник развития связной речи;

2.6. творческая игра.

3.Методы и приемы, способствующие развитию речи:

3.1.словарные упражнения и игры;

3.2.дидактические игры;

3.3.индивидуальный подход к детям на занятиях;

3.4.вопросы – ответы, указания;

3.5.образец - воспитатель (речевой образец).

развитию

занимает

значительное

воспитания

обучения детей дошкольного возраста. Она осуществляется не только на занятиях в рамках

непосредственной образовательной деятельности, но и в режимных процессах, в трудовой

деятельности детей, в игре, повседневном общении.

В задачи развития речи входит:

Формирование словаря и грамматически правильной речи,

Ознакомление с художественной литературой,

Развитие связной речи,

Воспитание звуковой культуры речи ребенка.

Федеральным государственным образовательным стандартом дано следующее

определение речевого развития детей дошкольного возраста:

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;

обогащение

активного

словаря;

развитие

связной,

грамматически

правильной

диалогической

монологической

речи;

развитие

речевого

творчества;

развитие

звуковой

интонационной

культуры

речи,

фонематического

слуха;

знакомство

книжной

культурой,

детской

литературой,

понимание

слух

текстов

различных

жанров

детской

литературы;

формирование

звуковой

аналитико-

синтетической

активности как предпосылки обучения грамоте.

Овладевая словарным составом языка, ребенок усваивает и его грамматический строй.

возраста

преобладают

распространенные

предложения.

Относительно

свободно

четырехлетние

пользуются

сложносочиненными

сложноподчиненными предложениями.

Программа

предусматривает

пользоваться

грамматически правильными формами слов, в ответах и рассказах выражать свои мысли

законченными предложениями, смысл слов которых понятен окружающим. Решение этих

задач требует планомерной, целенаправленной работы воспитателя.

Для выполнения требований программы по обучению разговорной речи перед каждым

ребенком следует ставить следующие подзадачи:

уметь слушать и запоминать обращенную к нему речь;

участвовать в коллективном разговоре;

отвечать на вопросы и задавать их.

Одновременно с этим идет процесс выработки у ребенка навыков общительности,

тактичности, сдержанности – всех тех качеств, которые необходимы человеку в общении с

окружающими его людьми в повседневной жизни.

появляется

развитию

обучение

рассказыванию.

Развитие

осуществляться

комплексе

формированием словаря и грамматически правильной речи. Этот процесс происходит на

протяжении учебного года.

Воспитателю нужно приложить особые усилия чтобы речь

ребенка была живой, эмоциональной и выразительной.

Уровень развития детей в одной и той же возрастной группе очень различен. Одни свободно

распоряжаются

имеющимся

словарным

пользуются

небольшим

активным

словарем.

занятиях,

обобщать,

высказывать

суждения

умозаключения,

называть

предметы,

признаки,

действия,

состояние. Для практических выработки навыков их включают в простейшее описание.

Например, дети рассматривают куклу и учатся правильно называть предметы одежды, затем

воспитатель предлагает им рассказать про куклу Катю: что она собирается делать дальше

(пойдет гулять, будет играть с ребятами и тому подобное). При рассматривании картины

дети, отвечая на вопросы, которые при этом им задает педагог, выполняют и различные

словарные упражнения. Например, по картине "Катаемся на санках" звучит такой вопрос:

"Какое время года изображено на картине?"-зима. Затем предлагается подсказать окончание

высказываний: "Зимой холодно, а летом...(тепло). Один мальчик на картине большой, а

другой...(маленький)" и т.п. Подобные задания расширяют представления детей, запаса слов,

в том числе слов с противоположным значением (зима-лето, тепло- холодно, большой-

маленький и т.д.).

Активизация словаря оказывает большое влияние на развитие связной речи. На занятиях

непосредственной

образовательной

деятельности

активизацию

словаря одновременно и на описание или рассказывание, так как важно не отделять их во

Назвав отдельные предметы, их признаки, действия, дети сразу же составляют описание

игрушки (предмета), повторяют эти качества, признаки, действия, как и прежде, в виде

связного рассказа, монолога, высказывания.

На занятиях с использованием картин также проводится обучение детей рассказыванию, при

значительно

активизируется

расширяется

словарный

рассматривании

котятами

воспитатель

спрашивает:

(пушистая, белая с пятнышками). "А котята какие?" (смешные, озорные, маленькие, как

пушистые,

Следующий

естественно,

разнообразнее:

пушистые,

маленькие,

шалунишки, всех хочется погладить и т.п.). Эти два вопроса схожи и поэтому следуют такие

полные ответы, они заставляют ребенка более пристально присмотреться к котятам.

Вопрос: "Как вы думаете, можно ли по картине узнать, что любит делать каждый из котят?"

При этом дети начинают рассуждать:

Петя: "Рыжий котенок озорной, шаловливый, он любит играть".

Андрей: "Серый любит молоко, а черный - спать"

"Если любит спать, значит, он - соня",- дополняет Маша.

При обсуждении картины "Лиса с лисятами" дети подбирают определения к слову "лисенок":

рыженький, пушистый, маленький, неуклюжий и т.д.

Наводит малышей на рассуждения и такой вопрос: "Как бегает лиса и как бегает лисенок?"

Тем самым осознанно и умело педагог подводит детей к тому, чтобы звучали логические и

связанные ответы: "Лиса бегает быстро, потому что у нее ноги большие", "Лисята маленькие,

медленнее

медленно".

красивая,

заботливая, шустрая и т.д.)

развития

занимает

наглядность,

необходимо

использовать и лексические упражнения, словесные дидактические игры. Например, для

активизации глаголов воспитатель использует упражнения на подбор действий к предметам:

Для чего нужен утюг?

Что можно делать веником?

Для чего нужна лейка?

В упражнении "Кто что делает" ребенок должен назвать как можно больше действий: "Что

делает кошка?" (мяукает, играет, лакает молоко, ловит мышей и т.д.).

Для активизации глаголов (действий) могут прозвучать и такие вопросы: "С дерева падают

листья. А как сказать по-другому?" (летят, сыплются, кружатся). Или: "Завидев охотников,

лиса убегает. Как еще можно сказать о том, что она делает?" (удирает, мчится, уносит ноги).

С целью выработки обобщающих представлений предлагается малышу рассмотреть такую

ситуацию: "Если часто идет дождь, небо затянулось тучами, дует холодный ветер, то какими

словами можно сказать про осень, какая она?" (пасмурная, холодная, дождливая).

Затем можно предложить противоположную ситуацию: "Если осенью голубое небо, светит

солнце, еще тепло, на деревьях еще висят желтые и красные не опавшие листья, то как

можно сказать про осень, какая она?" (солнечная, теплая, золотая, ясная).

Выполнение

способствует

формированию

точности

словоупотребления,

умения выбирать слова, точно обозначающие предмет, действие, качество.

Большую роль в развитии речи детей играют дидактические игры. Основой развития речи

является знание ребенком окружающей действительности. Каждый вновь усвоенный им

скреплены

соответствующим

Окружающая

ребенка действительность - предметы обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа

представляют богатый материал, который должен быть использован для расширения детских

восприятий и обогащения речи, ее развития.

В среднем возрасте, обычно, происходит бурный рост словаря, но не всегда ребенок в полном

объеме пользуется им в своей речи. Часто наблюдается и неверное употребление слов. В

различном игровом содержании дети закрепляют бытовой словарь (одежда, посуда, белье,

мебель), находят сходства и различия в предметах, учатся классифицировать предметы по

группам (стол, стулья, диван - мебель).

В игре "Купание куклы" воспитатель работает по уточнению и закреплению представлений

детей о том, что:

мыло - банное, душистое, хозяйственное, с которым наша няня моет полы;

вода бывает горячая, холодная, теплая;

белье - чистое, грязное, свежее, белое.

В игре "К нам пришла в гости кукла" активизируется детский словарь обозначающий

название одежды: голубое платье, на ногах белые туфли и белые носочки, на голове голубой

бант, на платье карман, в кармане платочек - все это одежда.

В игре "Напоим куклу чаем" дети узнают и закрепляют слова, обозначающие название

предметов посуды: чайник - для чая, молочник - для молока, сахарница - для сахара,

конфетница

Для конфет. Все эти предметы - чайная посуда. Также бывает кухонная и

столовая посуда (рассматривая иллюстрации, называются предметы посуды и производится

ее классификация - чайная, столовая, кухонная).

В ходе дидактических игр дети узнают, что также подлежат классификации животные на

диких и домашних, одежда на зимнюю и летнюю и т.д.

постоянных

словесной

достаточно

классифицировать предметы. Ведущий (воспитатель или ребенок) называет предмет, а дети

быстро отвечают в какую группу его нужно отнести: пальто - одежда, лук - овощ, яблоко -

фрукт, собака -домашнее животное и т.д. (бывает, что путают фрукты и овощи).

Классификация овощей и фруктов закрепляется в игре "В саду или в огороде".

Для развития связной речи, умения назвать предмет и рассказать о нем все, что знаешь,

рассказать, что нарисовано, описать одежду, игрушку могут быть использованы следующие

мешочке",

рассказывает

описанию",

"Магазин",

товарища"

называть

основные признаки, но и рассказать об этом предмете более подробно из чего сделан, где

применяется).

В играх "Что изменилось", "Чего не стало" дети отгадывают какого предмета не стало, какой

Большое место в развитии связной речи детей занимают настольно-печатные игры такие, как

"Парные картинки", "Сложи картинку", "Времена года". В арсенале воспитателя должны

быть такие игры, т.к. они дают возможность упражнять детей в составлении рассказов.

Например: "Я сложил картинку, получилось ведро. Оно голубое, на нем нарисован цветок",-

Тимур. Аня: "В нем можно носить песок и воду".

Учим узнавать предметы по эпитетам и подбирать определения: какие бывают котята, лисята

(пушистые, лохматые, беленькие, серенькие, рыжие, забавные, дикие, домашние и т.д.).

Косолапый, неуклюжий, любит мед - кто это?

Составление предложений с определенным словом, например, "суп":

Я ем суп.

Мне очень нравится этот суп.

Я люблю суп.

Мама сварила суп.

В игре -загадке "Когда это бывает" (знакомство с временами года и частями суток) дети

слышат небольшие рассказы воспитателя, например, о весне, и в дальнейшем сами в своей

речи начинают употреблять услышанные слова и даже части предложений (весна-красна,

ранняя весна, текут звонкие ручьи, звенит капель и т.д.), при этом думая и отгадывая, называя

время года.

Почему ты так думаешь?

Почему решил, что это время года весна, а не осень? -Что бывает весной, осенью? (весной

листочки на деревьях распускаются, осенью - опадают).

Неоценимое влияние оказывает на обогащение словаря ребенка художественная литература.

Чтение сказки "Два жадных медвежонка" позволило детям описать, назвать характерные

черты героев:

Лиса - хитрая, плутовка, недобрая, обманщица;

Медвежата - глупые, доверчивые, жадные, неуклюжие, толстые.

медвежата

разделили

побуждают детей самостоятельно давать ответы, пользуясь литературным текстом, соединять

свои мысли с содержанием сказки, связно и последовательно излагать свои мысли.

Также при чтении художественной литературы воспитатель активизирует детей высказывать

свои мысли, делать умозаключения, при необходимости помогает подобрать нужное слово,

задавая наводящий вопрос.

Вопросы задаются в самой разнообразной форме:

О чем говорится в этой сказке?

Что ты можешь рассказать о герое этой сказки? Какой он?

А как можно поступить по-другому?

Какие слова и выражения из этой сказки больше всего понравились? Какими словами автор

назвал зверей в этой сказке?

Развитие связной речи связано и с воспитанием ее звуковой культуры. Такие элементы

связность изложения текста. Если речь ребенка убыстрена, дикция не развита, он плохо

произносит отдельные звуки, "проглатывает" окончания слов, то речь его непонятна для

окружающих. Если ребенок к тому же не владеет интонационной выразительностью, он

будет говорить монотонно, не будет чувствовать границу предложения, не сможет отделить

одно предложение от другого. Поэтому при формировании звукопроизношения необходимо

работать

и над развитием связной речи. Упражнения на осознание интонации (просьбы,

грусти, удивления, радости, огорчения) помогают детям связно и выразительно излагать

задуманное.

Творческий воспитатель не забывает и о привитии ребенку звуковой культуры: развитие

слухового

внимания,

речевого

выразительности

предлагаем детям такие игры: "Угадай чей голос", "Угадай кто кричит", "Угадай что стучит",

"Угадай какие тикают часы (большие, маленькие)?".

Произносить звукоподражания и звукосочетания с разной громкостью учат игры "Паровоз и

паровозик", "Большие и маленькие (как лают собака и щенок)". Кроме того, нужно часто и

целенаправленно использовать чистоговорки и поговорки. Вызывают неподдельный детский

интерес при концентрации внимания детей на похоже звучащие слова (мышка, мишка).

Воспитатель должен четко объяснить смысл каждого слова и дети, затем уже самостоятельно,

с целью закрепления понятий придумывают с ними предложения.

Дети с большим удовольствием играют во все предложенные им игры. Игры проводятся не

только во время непосредственно образовательной деятельности, но и в свободное время.

Вызывает азарт игра детей в слова, когда нужно произносить слова и не повторить слова,

которые уже были названы другими детьми. Игра проводится недолго, чтобы дети не устали,

не надоело. Тот ребенок, кто больше назовет слов - выиграл (можно использовать фишки),

победитель в качестве поощрения может быть назначен ведущим какой-то интересной игры.

Обучение детей связной речи происходит и на занятиях по ИЗО, когда детям в процессе их

творческой работы предлагаются такие речевые задания:

Найди самого забавного зайчика.

Найди самого запасливого ежика.

Почему ты так решил?

Покажи самую шуструю мышку.

Расскажи о своей работе, что ты нарисовал, слепил.

И ребенок уже задумывается, ищет точное слово, пытается ясно и интересно изложить свою

мысль. Достаточно много дети общаются, разговаривают друг с другом, когда рисуют в

свободное от занятий время. При этом воспитатель обязан вслушиваться в их беседы, что-то

подсказывать, исправлять в их речи. Многие дети подходят со своими рисунками к педагогу,

рассказывают, что они нарисовали, комментируют действия нарисованных ими предметов,

часто спрашивают, как нарисовать тот или иной предмет, правильно ли они нарисовали,

просят дать оценку нарисованному.

Особое место в жизни детей занимают игры, которые создаются самими детьми, их называют

творческими или сюжетно- ролевыми. С помощью таких игр решаются многие задачи в

развитии и воспитании дошкольника, в том числе и задачи по развитию речи. В этих играх

дошкольники

воспроизводят

деятельности

взрослых.

средство

умственного

воспитания,

обогащения

словаря, развития связной речи. Из наблюдений видно, что высказывания детей довольно

бедны и немногословны. Дети часто затрудняются, не знают, как обратиться с просьбой, как

поблагодарить, что нужно сказать своему товарищу в данный момент, в той или иной

ситуации. Поэтому одна из основных задач, стоящих перед воспитателем - научить ребенка

рассказывать, а игровая обстановка - большой этому помощник.

Игра "Больница" - в нее любят играть и мальчики и девочки. Но в основном игра, затеянная

малышами, проходит молчаливо, немногословно, дети затрудняются подобрать подходящие

слова. Аня - врач, Ксюша - медсестра, обе молча принимают "больных", что-то непонятное

шепчут себе под нос. Воспитатель: "Аня, на что жаловался больной? Какие лекарства ты ему

выписала? А какие процедуры назначила? ". В ответ Аня пожимает плечами.

Воспитатель обращается к "больному" Андрею: "Андрей, что у тебя болит?"

-"А что с ней?"

-"Порезал".

«Доктора» спрашивает: "Как лечить будешь?"

-"Перевяжу".

Таким образом, воспитатель помог детям актуализировать свой словарный запас, найти

нужные слова и процесс игры пошел более активно.

"Проходите,

пожалуйста.

Садитесь.

жалуетесь?

беспокоит?

самочувствие? Вот рецепт, купите лекарство в аптеке. Я выписала вам таблетки и мазь, чтобы

смазывать рану. Будете приходить еще и на перевязку. Давайте послушаю вас, посмотрю

горлышко. Спасибо. До свидания. Выздоравливайте!"

После такого "совместного" приема дети с большим интересом стали играть в "Больницу".

Теперь уже Туйяра, будучи врачом, осматривает "больных", ставит им градусники, делает

лекарством,

спрашивает

самочувствии.

совершенствуется

логическая последовательность фраз "врача": "Что у тебя болит? Горло? Сейчас я посмотрю

и сделаю укол. Не плачь, не будет больно!"

"Парикмахерская".

парикмахер,

посадила

вытащила из кармана расческу и стала "стричь". Поиграв немного, Алена сказала: "Все

подстриглись, все стали красивыми, теперь идите домой". Далее подключаюсь сама: "Алена!

Ты же парикмахер. А почему ты бросили стричь? Смотри сколько детей желают у тебя

подстричься, сделать красивую прическу, да и куклам тоже косички нужно заплести. Давай

вместе будем с тобой работать. Это вот твое рабочее место: столик, зеркало, расческа,

одеколон,

салфетка."

"Здравствуйте!

Проходите,

пожалуйста.

подстричь? Подстричь вашего ребенка? Садитесь на стул. Мы вас красиво подстрижем" и т.д.

Игра тут же оживилась, дети знали, что сказать друг другу, расширился, активизировался

словарь их общения.

Игра, моделируя социальные отношения взрослых, помогает активизировать речь детей, что

особенно сказывается на формировании связной речи.

Только постоянная и системная работа воспитателя по пополнению словарного запаса детей,

формированию связной речи позволяют дошкольнику подниматься все выше и выше в своем

умственном развитии, познавать окружающий мир, вызывать у него неподдельный интерес к

Организация: МДОУ детский сад комбинированного вида №31 «Рябинка»

Населенный пункт: Московская область, г. Воскресенск

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей как старшего дошкольного, так и в особенности школьного возраста. Отмечаемое у детей системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования навыков самостоятельных связных высказываний.

Формирование связной речи детей с ОНР в логопедической группе осуществлялось как в процессе разнообразной практической деятельности, при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на специальных коррекционных занятиях.

В основу предлагаемых методов коррекции нарушений связной монологической речи дошкольников с ОНР положены труды таких авторов, как Панарина Т.М., Глухов В.П., Воробьева В.К. и др.

Предлагаемая система работы по развитию речи детей с общим недоразвитием речи помогает ребенку приобрести содержание для его речи, накопить представления, знания, умения, понятия, мысли. Система направлена на создание наилучших условий для овладения ребенком по возможности совершенными формами связной речи. Она предполагает свободное овладение словарем и грамматическим строем языка, умение устанавливать логические связи и отношения между языковыми формами, соблюдение необходимой лексической точности, умение выделять главное, сравнивать, сопоставлять, анализировать. Проводимая работа по развитию связной речи по этой системе помогла детям овладеть данным видом речевой деятельности (учит детей строить связные высказывания), т.к. без этого им будет сложно усваивать основы наук в школе.

Программа развития связной речи у детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи должна использоваться с учетом возрастного развития и дефекта речевого нарушения. Она осуществляет основной принцип обучения: постепенного перехода от простого к сложному с соблюдением последовательности и систематичности в преподавании языкового материала с учетом закономерностей усвоения языка в норме.

В подготовительной группе необходимо было подготовить детей от пользования разговорной речью к возможному пользованию описательно-повествовательным стилем речи. Работа по развитию описательно-повествовательной речи, сами упражнения в описании и повествовании воздействовали на речевое и умственное развитие детей, и, следовательно, обучение данному стилю речи носило коррекционно-развивающий характер.

Поэтому обучение этому стилю речи было разделено поквартально и осуществлялось по трем основным направлениям:

  1. Составление предложений полного состава, сначала простых, а потом сложных конструкций.
  2. Игры, упражнения в диалогической речи, включение в разговор развернутых, подробных фраз.
  3. Упражнения в связной описательно-повествовательной речи.

Все занятия по обучению детей описательно-повествовательной речи в программе по степени их усложнения:

  • рассказы детей по готовому образцу;
  • рассказы по восприятию;
  • рассказы по памяти;
  • рассказы по воображению.

Требования, которые предъявляются к детям в речевой деятельности:

  1. Осмысленность, т.е. полное понимание того, о чем они говорят;
  2. Полнота передачи, т.е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;
  3. Последовательность;
  4. Широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов и т.д.;
  5. Правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
  6. Культура изложения в широком смысле слова:
  • правильная, спокойная поза во время высказывания, обращения к слушателям,
  • интонационная выразительность речи,
  • достаточная громкость,
  • отчетливость произношения.

Методика применения различных приемов и сам их выбор претерпевают изменения на различных этапах обучения в зависимости от стоящих задач, от степени подготовленности детей, от уровня их активности, самостоятельности и т.п.

Для эффективного развития речи необходимо уточнение и обогащение не только языковой, но и предметной действительности. Дети более уверенно и полно рассказывали о том, что им хорошо известно.

Установление прочных связей между личным опытом и речевым материалом помогает усвоить новое, требует от ребенка припоминания события, факта, определенных волевых усилий, что поддерживает его активность на занятиях.

Основными задачами, стоящими перед логопедом при обучении детей грамматически правильной связной речи, являются:

  • коррекционное формирование и включение в "речевой арсенал" детей языковых (морфолого-синтаксических, лексических) средств построения
    связных высказываний;
  • усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста и соответствующих языковых средств ее выражения;
  • обеспечение достаточной речевой практики как основы практического усвоения основных закономерностей языка, освоения языка как средства общения.

Каждый вид обучения рассказыванию как метод формирования связной речи детей имеет свои особенности, конкретную структуру учебных занятий и методические приемы.

Мы также опирались на таблицу В.П.Глухова, которая предлагает следующие виды творческих заданий, включаемых в занятия по обучению различным видам рассказывания (см.табл.2)

Цель занятия

Виды занятий

Обучение пересказу

  • Игры-драматизации на сюжет пересказываемого произведения.
  • Упражнения в моделировании сюжета пересказываемого произведения (с помощью картинного панно, наглядной
  • схемы, компьютера).
  • Рисование на тему (сюжет) пересказываемого произведения с последующим составлением рассказов по выполненным рисункам./ Изображение персонажей или отдельных эпизодов рассказа (сказки) и их словесное описание./
  • Восстановление "деформированного" текста с последующим его пересказом:
  • подстановка в текст пропущенных слов (словосочетаний);
  • восстановление нужной последовательности предложений.
  • Составление "творческих пересказов" - с заменой действующих лиц, места действия, изменением времени действия, изложением событий рассказа (сказки) от 1-го лица.

Обучение рассказыванию по картине

  • Придумывание названия к картине или серии картин, а также различных вариантов названия; придумывание названия к каждой последовательной картинке серии (к каждому фрагменту - эпизоду).
  • Игры-упражнения на воспроизведение элементов наглядного содержания картины ("Кто самый внимательный?, "Кто лучше запомнил?" и др.). Упражнение в составлении предложений по данному слову (словоформе) с опорой на картину.
  • Разыгрывание действий персонажей картины (игра-драматизация с использованием пантомимы и др.).
  • Придумывание продолжения к действию, изображенному на картине (серии картинок).
  • Составление завязки к изображенному действию (с опорой на речевой образец педагога).
  • Восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картинок.
  • Игра-упражнение "Угадай-ка". (По вопросам и указаниям педагога дети восстанавливают содержание изображенного на картине,но не показанного фрагмента, закрытого экраном.)

Обучение описанию предметов

  • Игра-упражнение "Узнай, что это!" (Узнавание предмета по указанным его деталям, отдельным составным элементам.)
  • Составление описания предмета по собственному рисунку.
  • Использование игровых ситуаций при составлении описательных рассказов ("Магазин", "Пропала собачка" и др.).

Поскольку нами было выявлено, что у детей рассматриваемой группы вызывают затруднения рассказы по картинкам и пересказу, то в дальнейшем мы укажем особенности работы по формированию связной монологической речи старших дошкольников с ОНР в процессе обучения рассказыванию по пересказу.

Особая роль пересказа в формировании монологической речи детей подчеркивается многими исследователями как в общей дошкольной, так и специальной педагогике. При пересказе совершенствуется структура речи, произношение, усваивается построение отдельных предложений и целого текста. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. Использование для пересказа высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по воспитанию у детей "чувства языка"- внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, что особенно важно в коррекционной работе с детьми с ОНР.

Большое внимание мы уделили выбору произведений для пересказа. На начальном этапе работы использовались небольшие тексты; в дальнейшем объем текстов увеличивался по мере возрастания речевых возможностей детей. Рекомендуется использовать тексты с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся моментов действия, тексты с четким делением на фрагменты-эпизоды и ясной логической последовательностыо событий. Это облегчало детям составление пересказа и способствовало усвоению определенных языковых средств. Примерами таких произведений могут служить: рассказ «Просто старушка» В.О.Осеевой, рассказ «Хомка», сказка «Белочка и волк», сказка "Рукавичка" и др. Особое внимание обращалось на познавательность содержания, на доступность языкового - лексического и грамматического материала текста для детей обучаемой группы.

Как показывает практика, обучение пересказу на материале каждого произведения целесообразно проводить на двух занятиях (в отдельных случаях, при усложнении заданий - на трех). В общую структуру занятий входило: организационная часть с включением вводных, подготовительных упражнений, чтение произведения, разбор текста (1-е занятие); пересказ текста детьми, упражнения на усвоение и закрепление соответствующего языкового материала, анализ детских рассказов (2-е занятие).

Цель подготовительных упражнений - организовать внимание детей, подготовить их к восприятию рассказа (отгадывание загадок о персонажах произведения; уточнение значения отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте; демонстрация соответствующих картинок и др.).

Текст произведения прочитывался дважды, в медленном темпе. При повторном чтении рекомендуется использовать прием завершения детьми отдельных, незаконченных педагогом предложений. Для этого выбираются предложения, содержащие обозначение вводимых в действие рассказа новых персонажей, существенных предметов изображенной обстановки, тех или иных действий, событий и др.

С помощью того же приема внимание детей обращалось и на возможные варианты изменения грамматической формы слова, нормативные правила оформления связи слов в словосочетаниях и др. Это способствовало лучшему восприятию текста, направляет внимание детей на важные смысловые моменты и некоторые языковые особенности произведения.

Разбор содержания произведения проводился в вопросно-ответной форме. Подготовленные вопросы были направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, определение действующих лиц и наиболее значимых деталей повествования. В процессе разбора использовался иллюстративный материал, изображающий персонажей рассказа в статике и динамике, место действия и др.

Помимо разбора содержания, осуществлялось проведение специального языкового (лексического) разбора текста (также в вопросно-ответной форме, с использованием наглядности). Внимание детей сосредоточивалось на языковом материале произведения. Лексический разбор включал: выделение из текста слов-определений, сравнительных конструкций, служащих для характеристики предметов ("Что говорится в сказке о березе/ о речке/ о волке?" и т.д., "Вспомните, как сказано о ней, какая она?"), а также выделение и воспроизведение в ответах детей языкового материала, содержащего обозначение последовательных действий персонажей, функций предметов, действий, производимых с предметами и др. Целенаправленный разбор лексического материала способствовал лучшему осмыслению детьми отраженных в тексте предикативных отношений и способов их языкового выражения. Проведение такого разбора значительно облегчало детям с ОНР последующее составление пересказа.

Второе занятие по пересказу начиналось с повторного чтения текста с установкой на пересказ, после чего дети приступали к его составлению.

В процессе занятий по пересказу специальное внимание уделялось коррекционной работе по формированию у детей грамматически правильной речи, усвоению различных языковых средств построения связных высказываний. Так на первом году особое внимание обращалось на усвоение детьми нормативного употребления падежных окончаний имен существительных и личных местоимений, форм согласования прилагательных с существительными (в роде и числе); развитие фразовой речи. Дети усваивали различные виды связи слов в предложении, в том числе согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах и нормы глагольного управления. Большое внимание придавалось практическому овладению детьми правилами согласования глаголов-сказуемых с местоимениями в функции подлежащего. Это реализовывалось в ходе разбора текста и самого пересказа, а также с помощью специальных упражнений, включаемых в занятия.

В занятия по пересказу включались: упражнения в словоизменении, в подборе лексем и словоформ, например, определений к данному педагогом слову при характеристике персонажей сказки; упражнения в дополнении предложения нужным по смыслу словом; воспроизведение определенного лексического материала текста в форме игры - упражнения "Кто лучше запомнил?" и др.

Таким образом, у детей сформировались навыки практических действий с языковым материалом пересказываемых произведений.

Конспект проведения фронтального в старшей группе детей с ОНР по обучению пересказу.

Тема. Пересказ рассказа «Спор животных» К. Д. Ушинского

  1. Закреплять умение пересказывать рассказ близко к тексту с опорой на картинки.
  2. Закреплять умение подбирать глаголы к существительному.
  3. Упражнять в согласовании слов во фразе по падежам, числам, временам.
  4. Развивать связную речь, умение вести диалог при ответе на вопросы.
  5. Развивать слуховое восприятие и память, мыслительные процессы, интонационную выразительность при передаче характер животного.
  6. Воспитывать умение слушать, не перебивать друг друга.

Материал : текст рассказа К. Ушинского «Спор животных», предметные картинки: лошадь, корова, собака, человек, телега, молоко, дом.

Существительные: лошадь, корова, собака, человек, хозяин, телега, молоко, дом, спор, животные.

Глаголы: спорить, возить, скакать, ржать, ездить, поить, стеречь, сторожить, лаять, давать, любить.

Прилагательные: нужны, хороши.

Наречия: хорошо, плохо, больше.

1. Организационный момент «Что делает животное? »

(умение подбирать глаголы к существительному)

Лог. – Что делает лошадь?

Д. – Лошадь скачет, возит грузы, человека, ест траву, ржёт.

Д. – Корова даёт человеку мясо и молоко, пасётся на лугу, жует траву, мычит.

Собака сторожит и охраняет дом, лает, грызёт кости и ест мясо. и т. д.

2. Чтение рассказа «Спор животных» К. Ушинского.

Беседа после чтения.

Вопросы: - Кто спорил в рассказе? (Спорили лошадь, корова и собака)

О чем спорили животные? (Кого из них хозяин больше любит)

Что сказала лошадь? (Я ему дрова из леса вожу, и сам он на мне в город ездит)

Что ответила корова? (Я его семью молоком пою)

Что проворчала собака? (Я его дом стерегу)

Что сказал животным человек? (Вы все мне нужны и каждый из вас хорош на своём месте)

3. Повторное чтение рассказа с выставлением опорных картинок на доску.

4. Физкультминутка «Хозяюшка».

(согласование движений с текстом стихотворения)

Наша хозяюшка догадлива была. Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Всем в избе работу к празднику дала:

Чашечку собачка моет языком, Ладони сложены «чашечкой», «лижут» языком

Курочка клюёт крошки под окном, Наклоняют ритмично голову.

По столу котище лапами скребёт, Руками делают движения к себе.

Половичку козочка веничком метёт. «Метут» пол, поворачиваясь вправо-влево

5. Пересказ рассказа «Спор животных» К. Ушинского детьми.

(закрепление умений пересказывать рассказ близко к тексту с опорой на картинки)

Логопед сначала предлагает пересказать целый рассказ детям со средним уровнем речевого развития.

Детям с более низким уровнем – предлагает рассказать рассказ по ролям.

В конце занятия вновь звучит пересказ рассказа полностью.

6. Итог занятия. Вопросы:

Как назывался рассказ?

Кто его написал?

О чём спорили животные?

Кто важнее и нужнее для человека?

Логопед хвалит активных детей.

Диаграмма «Уровень усвоения материала детьми-логопатами (при обучении пересказу)»

Наблюдение за детьми старшей логопедической группы МДОУ №31 в течение учебного года (2017-2018 г.г.) проводилось на материале задания по пересказу различных произведений, подобранных в соответствии с «Программой…». В группе 17 детей с общим недоразвитием речи. Прослеживается положительная динамика в усвоении данного вида материала. На занятиях использовались различные методы и приемы обучения.

Выводы и рекомендации. Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не участвует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх.

Задача учителя-логопеда совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.

Библиография

  1. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1984.
  2. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
  3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М., 1984.
  4. Глухов В. П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР // Дефектология. 1990. №6.
  5. Глухов В. П. Исследование состояния монологической речи старших дошкольников с общим речевым недоразвитием // Проблемы воспитания и обучения при аномальном развитии речи. М., 1989.
  6. Жукова Н. В., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1989.
  7. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985.
  8. Логопедия /Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М., ВЛАДОС, 1998.
  9. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Федоренко, Г. А, Фомичева, В. К. Лотарев, А. П. Николаичева, М., 1984.
  10. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2001.
  11. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М., 1989.
  12. Практикум по дошкольной логопедии. (Под ред. Селиверстова В. И.) М., 1988.
  13. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. М., 1989.
  14. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. М., 1984.
  15. Ткаченко Т. А. В первый класс – без дефектов речи. СПб., 1999.
  16. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. М., 2001.
  17. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Под ред. Ф. А, Сохина. М., 1981.
  18. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Дефектология. 1985. №4.
  19. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1993.
  20. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Совершенствование связной речи. М., 1994.

Последние материалы сайта