Открытое занятие солнечная система в старшей группе. Конспект урока " солнечная система". Появление сказочного героя - Лунтика

08.09.2022
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Программное содержание:

  • формировать у детей элементарные знания о том, что Солнце - самая большая и близкая к Земле звезда;
  • что Земля вертится вокруг своей оси и вокруг Солнца;
  • учить детей ориентироваться в мире физических явлений;
  • дать первоначальные знания о космосе и Солнечной системе;
  • создавать условия для развития воображения;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью; формировать осознание себя частью природы.

Материал: иллюстрации планет Солнечной системы; набор для моделирования Солнечной системы, лампа настольная, глобус, трубочки-«телескопы» из бумаги (картона); шапочки-шлемы.

Ход занятия

В. Ребята, вы знаете свой адрес? Где находится наш город (село)? Какие другие страны вы знаете и где они расположены? (На планете Земля.)

Знаете, где «живет» Земля? Давайте спросим об этом у нее!

Воспитатель надевает шапочку с изображением планеты Земля, берет на себя роль Земли и включает аудиозапись «Я - Земля!».

В. Земля! Земля! Мы дети из детского сада! Расскажи нам о себе!

Земля. Дети! Дети! Я - Земля! Моя родина - Солнечная система. Вы знаете, почему она так названа? (В честь Солнца.)

В. Что такое Солнце? Это большая звезда, очень горячая. Это огненный шар, который находится далеко от Земли. Например, если бы мы полетели к Солнцу на ракете, то полет занял бы 20-30 лет нашей жизни. Зато солнечный луч добирается до нас за 8 минут.

Расскажите, что вы знаете о Солнце? Какое оно? Чем оно вам нравится? Почему все живое на Земле любит Солнце?

Вы хотите узнать побольше о Солнце, звездах и планетах? Тогда отправляемся в космическое путешествие!

Что для этого надо? Какая одежда нам понадобится? (Скафандры.) Для чего нужны скафандры? Они защищают человека от холода, жары, в них подается воздух, которым человек может дышать. Надевайте шлемы!

На чем мы полетим? Как назовем свой космический корабль?

Дети рассаживаются на стульчиках в два ряда.

В. Внимание! Начинаем обратный отсчет готовности! (Все считают хором: 5, 4, 3, 2, 1 - пуск!) Что вы видите над облаками? Как меняется небо? (Воспитатель демонстрирует иллюстрации звездного неба.)

Воспитатель показывает иллюстрацию всей Солнечной системы.

В. Рассмотрите Солнечную систему. Здесь много шариков - планет разной величины.

Ближе всего к Солнцу планета Меркурий (показывает изображение планеты). Возьмите свои телескопы и рассмотрите эту планету. Как вы думаете, можно ли выйти погулять на Меркурий? (Нет.) Потому, что эта планета расположена близко к Солнцу, там температура больше +400 °С. Это много или мало? Может ли человек вытерпеть такую жару? (Нет.)

Тогда полетим дальше! Вторая планета от Солнца - Венера (показ иллюстрации Венеры). На ней дуют сильные ветры, сверкают молнии, воздух очень ядовитый для человека. Люди давно хотят изучить получше эту планету, посылают к ней различные аппараты, но сам человек еще пока не бывал на Венере. Мы пока не готовы ступить на эту красивую планету.

Воспитатель показывает иллюстрацию планеты Земля.

В. Как вы думаете, над какой планетой мы сейчас пролетаем? (Это наша Земля.) Какого она цвета? (Голубая.) Что вы видите вокруг Земли? Ее как бы окутывает слой воздуха - это воздушный океан - атмосфера. Она, как рубашка, окутала Землю.

Вы летали на самолете? Где летают самолеты? (В небе, в воздухе, по воздушному океану.) Этот слой воздуха защищает нашу Землю от опасных солнечных лучей, метеоритов и других вредных воздействий космоса.

Как вы думаете, почему на Земле нам хорошо жить? Потому что Земля получает от Солнца столько тепла и энергии, сколько необходимо для жизни человека, растений, животных. Всегда большее или меньшее количество солнечной энергии опасно для жизни всего живого на нашей планете.

А что случилось бы, если бы не стало солнца? (Все замерзли бы.)

А что бывает, когда солнца слишком много? (Человек получает ожоги.) Какие вы знаете правила поведения в яркий солнечный день? (Нельзя смотреть на солнце незащищенными глазами; нельзя долго загорать и т. д.)

Какие загадки, стихи вы знаете о солнце?

Рассмотрите нашу родную планету: что вы там видите? Точно так космонавты наблюдают из космоса за нашей Землей. Для чего нужны их наблюдения? (Рассказывают о погоде, предупреждают о штормах, вулканах и др.)

Наш космический корабль приближается к следующей планете Солнечной системы - это Марс (показывает иллюстрацию). Какого цвета эта планета? (Красная.) Что вы увидели в свои телескопы? (Пустыни, песок, камни.) На Марсе дуют сильные ветры, но в атмосфере Марса очень мало кислорода. Может ли человек жить на Марсе? Человек пока изучает эту планету с помощью приборов.

Хотел бы кто-нибудь из вас полететь на Марс в настоящее космическое путешествие? Что бы вы хотели там найти?

Направьте свои телескопы на следующую, пятую планету Солнечной системы. Это Юпитер. Какая она по величине? (Очень большая планета.) Эта планета состоит из газов, на ней нет твердого грунта. Человек ее тоже не смог еще изучить. У Юпитера есть красивые кольца, которые, как пояс, украшают эту планету.

На наш космический корабль поступил сигнал опасности - приближается космическое тело. Что еще есть в космосе, кроме звезд и планет? (Метеориты, астероиды и другие космические тела.) Человек не может долго находиться в космическом пространстве. Почему? (Нам нужен воздух, кислород, тепло, солнечный свет и т. д.) Нам пора возвращаться на Землю.

Продолжим наше космическое исследование на Земле!

Дети «выходят из космолета» и переходят в космическую лабораторию.

В. Вспомним наше путешествие и сделаем модель Солнечной системы. (На полу или на столах.) Что находится в центре Солнечной системы? (Солнце.) Что такое Солнце? Какого оно цвета? Величины?

Дети выбирают большой оранжевый круг.

В. Все планеты безостановочно вращаются вокруг Солнца: каждая по своей дороге-орбите.

Давайте сравним Солнечную систему с районом города или села. В ней есть много улиц - это дорожки планет. Они называются орбитами. Каждая планета движется только по своей «улице»-орбите. Вспомните, какая планета «живет» на первой от Солнца «улице»? (Меркурий.) Найдите его модель среди других планет.

Воспитатель с детьми рисует орбиту Меркурия.

В. У Меркурия самая короткая «улица», поэтому на Меркурии год очень короткий.

Дети вместе с воспитателем рисуют мелом круг-орбиту Меркурия вокруг Солнца и «поселяют» модель планеты на ее «улицу».

В. Какая планета «живет» на второй улице? (Венера.) «Улица» Венеры будет больше или меньше, чем у Меркурия? (Больше.) Потому, что Венера немного дальше от Солнца, чем Меркурий, и орбита Венеры будет больше. Венера по размеру чуть больше Меркурия.

Дети рисуют «улицу» Венеры и «поселяют» на орбиту модель планеты.

В. Выберите модель третьей планеты Солнечной системы. Как она называется? (Земля.) Какая она по цвету? А по величине по сравнению с Меркурием и Венерой

Какой путь, «улица» будет у Земли? (Дети рисуют мелом орбиту Земли.)

Затем воспитатель помогает детям смоделировать всю Солнечную систему.

В. Все эти 9 планет (дети называют их по порядку) с их «улицами» и составляют всю Солнечную систему - целый район «города». А как называется этот «город»? Это Галактика!

В Галактике очень много районов: вы ночью можете увидеть множество звезд на небе. Каждая звезда имеет свой «район». Эти звезды кажутся маленькими. А на самом деле они очень большие: бывают горячие и холодные.

Таких «городов», как Галактика, много. Все они находятся в «стране» - Вселенной.

Нашу страну мы можем объехать на машине. А «страну» Вселенную можно? (Нет.) Какая Вселенная? (Огромная, необъятная, громадная и т. д.)

Давайте запишем «адрес» нашей планеты Земля на конверте:

Страна Вселенная,

Город Галактика,

Район Солнечная система,

Третья улица - Земля.

Сейчас мы поиграем в «Солнечную систему»! Наденьте шапочки-планеты и по сигналу займите место своей планеты от Солнца.

Дети делают один круг (хоровод) вокруг Солнца. Затем меняются шапочками и повторяют игру.

В. Не скучно ли Земле двигаться по такому большому пути вокруг Солнца? А Земля вовсе и не одна - у нее, как и у других планет, есть спутник. Как он называется? (Луна.) Луна тоже движется по своей «улице» вокруг Земли.

Какая Луна по величине по сравнению с Землей? (Маленькая.) Да, Луна меньше Земли в четыре раза. «Поселим» Луну на ее маленькую «дорожку» у Земли.

За какое время пробегает Земля свою «улицу» вокруг Солнца? (За один год.) А если бы мы жили на Меркурии, то встречали бы Новый год каждый день!

Сколько месяцев длится год на Земле? (12 месяцев.) Сколько на Земле времен года? (Четыре: зима, весна, лето и осень.)

Сколько вам сейчас лет? (Шесть лет.) Значит, сколько раз вы вместе с Землей повернулись вокруг Солнца? (Шесть раз.)

Все планеты вращаются не только вокруг Солнца, а еще и вокруг себя (воспитатель показывает глобус), поэтому чередуются день и ночь.

Вы чувствуете, как вращается Земля? (Нет, нам кажется, что Земля стоит на месте, а Солнце гуляет вокруг Земли. Но это не так.) Чтобы лучше понять, как это происходит, проведем опыт с настольной лампой и глобусом.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему «Солнечная система»

Цель: формирование представлений детей о Солнечной системе.

Задачи:

образовательные:

уточнить и расширить знания детей о планетах и Солнце;

познакомить с понятием «орбита».

развивающие:

развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;

развивать интерес к выполнению заданий.

воспитательные:

воспитывать у детей сочувствие к ближнему.

здоровьесберегаюшие:

создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Оборудование: ноутбук, проектор, картон черного цвета, Солнце, планеты, глобус, клей.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас. К нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Дети: Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Как хорошо на свете жить! (руки вверх)

Как хорошо уметь дружить! (руки в центр)

Как хорошо, что есть друзья! (качаем руками)

Как хорошо, что есть и я! (руки к себе)

Воспитатель:

Ребята, вы любите путешествовать?

Дети : Да

Воспитатель: А на чем люди могут путешествовать?

Дети : На самолете, машине, поезде, пароходе.

Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю совершить космическое путешествие. Согласны?

Дети : Да

Воспитатель: А на чем можно полететь в космос?

Дети: На ракете.

Воспитатель: Верно, но чтобы наша ракета взлетела, нам надо ее завести.

Воспитатель проводит с детьми гимнастику:

Не зевай по сторонам, (Руки на пояс)
Ты сегодня – космонавт. (Повороты в стороны)
Начинаем тренировку, (Наклоны вперед)
Чтобы сильным стать и ловким. (Наклоны назад)
Ждет нас быстрая ракета (Приседают)
Для полета на планеты. (Приседают)
Лишь распустит птица хвост – (Руки назад, в стороны)
Мы поднимемся до звезд. (Тянемся вверх)

Воспитатель: Предлагаю всем космонавтам занять места в космическом корабле.

Внимание объявляем готовность №1.

Все системы работают нормально ?

Дети: (Да)

Начинаем отсчет от 10 до 1

(дети считают)

Пуск! Наша ракета поднимается высоко вверх

ВИДЕО 1

А это наша Солнечная система Воспитатель: Ребята, у каждой планеты есть своя дорожка, по которой планета вращается вокруг Солнца. Эта дорожка называется орбита. Обратите внимание на белые дорожки. Это и есть орбиты планет.

Я Земля-голубая планета… Воспитатель: Ребята, подумайте, почему нашу планету называют голубой?

Вы видите как много воды на нашей планете (это моря, океаны, реки, озера).

А что мы видим еще на поверхности Земли?

Верно: это горы, леса, пустыни. Они разные, поэтому Земля кажется разноцветной. Для всех живущих на ней людей Земля - как мама. И люди должны беречь и любить Землю, как любят и берегут маму. Мы должны охранять природу, нас окружающую, потому что больше нигде в Космосе нет такой живой и красивой планеты, как наша Земля.

Как вы думаете, кого земля держит за веревочку?

Правильно. Луна – это спутник земли, ее ближайшая соседка в космосе. Она всегда рядом с нашей планетой. Она вращается вокруг Земли, и вместе с Землей они вращаются вокруг Солнца.

Какую форму имеет Луна?

Правильно, Луна имеет форму шара.

А теперь подумайте, Луна по размеру больше Земли или меньше?

Луна меньше Земли в четыре раза.

На луне всегда холодно и темно. Луна не светится сама, она, как зеркало, лишь отражает падающие на нее солнечные лучи.

Воспитатель: Ребята, попробуйте отгадать космические загадки:

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный ….телескоп.

Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет

Нам расскажет обо всем

умный дядя …астроном

Астроном- он звездочет

Знает все наперечет

Только лучше всех видна

В небе полная …луна

Желтая тарелка на небе висит.

Желтая тарелка всем тепло дарит.

(Солнце)

Планета голубая,

Любимая, родная.

Она твоя, она моя,

А называется…

(Земля)

До луны не может птица

Долететь и прилуниться

Но зато умеет это

Делать быстрая…ракета

У ракеты есть водитель

Невесомости любитель

По-английски: астронавт

А по-русски…космонавт.

ФОТО КОСМОНАВТ

Воспитатель: Ребята, к нам поступило сообщение от заблудившегося космонавта. Он говорит, что все планеты Солнечной системы сошли со своих орбит и сбились в одну кучу. Космонавт сбился с курса и не может вернуться на Землю. Ему срочно нужна ваша помощь: необходимо расставить планеты по местам, чтобы восстановить порядок в Солнечной системе.

Воспитатель: «Ребята, что будем делать? Поможем?»

Воспитатель: Ваша задача расставить планеты на свои орбиты и навести в солнечной системе порядок.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы! Теперь в Солнечной системе полный порядок! Каждая планета движется по своей орбите. Ребята, как вы думаете, каким должен быть космонавт? (смелым, закаленным, трудолюбивым, много знать, здоровым).

Воспитатель: Правильно! Каждый космонавт должен быть сильным и здоровым. А для этого он выполняет много физических упражнений. Вот и мы сейчас с вами проведем разминку для космонавтов:

- Космонавт здоров всегда (руки на поясе, повороты в стороны)

Любит бегать, любит прыгать,

Приседать и отжиматься (движения по тексту на месте)

И как рыбка выгибаться (упражнение «рыбка»)

Космонавт здоров всегда (руки на поясе, повороты в стороны)

Это да, это да! (хлопки в ладоши)

Он гантели поднимает,

По дорожке он шагает,

Встанет на пятки, затем на носки, (движения по тексту)

Победы космонавта очень близки (прыжки ноги вместе-врозь, хлопки рук над головой)

РАЗЛИЧИЯ

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Эти картинки только на первый взгляд кажутся одинаковыми, присмотритесь, найдите и назовите все различия.

Воспитатель: А сейчас нужно помочь космонавту добраться до своей ракеты. Проходите за столы и помогите космонавту.

Воспитатель: Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием! Ребята, нам пора возвращаться на Землю.

Космонавты, займите свои места.

К взлету космического корабля приготовиться!

Обратный отсчет от 10 до 1 начинай

Пуск! Ура! Мы взлетели!

Воспитатель: Ребята, мы приземлились на нашу родную Землю. Вы справились с таким тяжелым и сложным заданием и помогли космонавту. Он вам очень благодарен и шлет вам свой космический привет!

ВИДЕО 2

Воспитатель: Вам понравилось наше космическое путешествие?

Воспитатель: Кто запомнил, как называется дорожка, по которой планеты бегают вокруг Солнца?

Воспитатель: А кто напомнит, как называется спутник Земли?

Воспитатель: А кто управляет ракетой?

Воспитатель: Давайте вспомним, на каких планетах вы побывали?

ПЛАНЕТЫ

Назовет любой из вас:

Раз – Меркурий

Два –Венера

Три –Земля

Четыре –Марс

Пять –Юпитер

Шесть –Сатурн

Семь –Уран

За ним – Нептун.

Воспитатель: Молодцы. Вы показали себя умными, смелыми и дружными ребятами, которые всегда готовы прийти на помощь. На этом наше занятие заканчивается. Спасибо, что пришли, успехов вам, ребята, и до свидания!

Внеклассное занятие

Тема: « Планеты Солнечной системы».

Направление: расширение кругозора.

Участники: дети 2 класса

Программные задачи:

Формировать представление детей о планетах Солнечной системы.

Воспитывать интерес к познанию космоса.

Развивать зрительное внимание.

Оборудование: иллюстрация космического корабля, иллюстрации планет, заготовка макета солнечной системы, картинки с изображением планет солнечной системы, карточки с названиями планет, схема солнечной системы, пластилин, доски, стеки, клеенка.

Ожидаемый результат: воспитанники назовут планеты солнечной системы; изготовят из пластилина макет солнечной системы.

Ход занятия.

Организационный момент.

- Ребята, я очень рада видеть вас и ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь!

Эмоциональный настрой

Ребята, хотите полететь в Космос, исследовать новое? А кто знает, на чем можно добраться до Космоса? (ответы детей). Правильно на космическом корабле, ведь в космос не летают ни самолеты, ни вертолеты, им для того чтобы лететь нужно опираться на воздух, а космосе нет воздуха. Ну, так давайте расположимся в нашем космическом корабле и полетели…

Мотивация

Все вы умеете внимательно слушать и отвечать на вопросы, любите узнавать новое и интересное. Сегодня я открою вам несколько секретов космоса. Но прежде отгадайте загадку:

Оно свет на Землю льет,

И тепло нам всем дает. (ответы детей: « Солнце»)

А по каким признакам вы определили, что это солнце?

Актуализация знаний

Что такое Солнце? (ответы детей)

Правильно, ребята, солнце - это огромный раскаленный шар. Оно излучает тепло и свет, дает жизнь людям, растениям, животным.

Есть ли жизнь на солнце? (ответы детей)

Правильно. На солнце жизни нет, там очень жарко. Солнце – это самая близкая к нам звезда, в космическом пространстве есть и более яркие звезды.

А кто помнит, как называется наша планета? (ответы детей).

Что было бы, если бы солнце не согревало своими лучами нашу планету? (ответы детей).

Правильно, ребята, наша планета Земля превратилась бы в ледяную пустыню и на ней царила бы вечная ночь. Погибли бы растения, и все живое, ведь для жизни нам необходим солнечный свет и тепло. Вот и получается, что благодаря Солнцу на Земле есть растения, животные, люди.

Сообщение темы занятия

Ребята, Солнце не одиноко, у него есть семья. Ребята, а вы хотите узнать о семье солнца. (ответы детей)

Семья солнца – это не мама и папа, не сыночки и дочки. Это – планеты. И сегодня я открою вам секрет о солнечной семье. По-другому «солнечную семью» называют «солнечная система». Сегодня я расскажу вам о планетах солнечной системы и познакомлю вас с порядком, который царит в солнечной системе. Сегодня мы вместе выполним макет солнечной системы.

Объяснение нового материала

У каждой планеты есть имя, как и у нас с вами. Внимательно смотрите, слушайте и запоминайте.

(Воспитатель читает стихотворение и выставляет на схему солнечной системы изображения планет.)

Мы тему беседы давайте наметим:

Планеты вокруг Солнца танцуют как дети.

Меркурий – ближайшая к Солнцу планета.

Залит он лучами горячего света,

Так много ему достается лучей, что эта планета других горячей!

(На схему солнечной системы выставляется картинка, изображающая Меркурий, карточка с названием).

Кто запомнил, как называется первая от Солнца планета? (ответы детей – «Меркурий». Хоровое проговаривание.)

А следом за ним в серебристой колеснице

В небесах летит царица.

Ее облик – юный. Нежный,

Ее кони белоснежны,

И крылаты и красивы

Златоглазы, златогривы…Это Венера)

(На схему солнечной системы выставляется картинка, изображающая Венера, карточка с названием).

Как называется вторая от Солнца планета? (ответы детей. Хоровое проговаривание «Венера»)

Ну а третья по счету наша планета

Большую часть ее составляет вода

А вы мне скажете, как зовется она… Земля .

(На схему солнечной системы выставляется картинка, изображающая Землю, карточка с названием).

Как называется третья от Солнца планета? (ответы детей)

Марс – таинственная планета.

Она по размерам чуть больше Луны,

Из-за кроваво-красного цвета

Назвали планету в честь Бога войны-Марс.

(На схему солнечной системы выставляется картинка, изображающая Марс, карточка с названием).

Как называется четвертая от Солнца планета? (ответы детей)

Юпитер – больше всех планет,

Но суши на планете нет.

Повсюду жидкий водород,

И лютый холод круглый год.

Как называется пятая от Солнца планета? (ответы детей)

Сатурн – красивая планета

Желто-оранжевого цвета,

И кольцами камней и льда

Окружена она всегда.

(На схему солнечной системы выставляется картинка, изображающая Юпитер, карточка с названием).

Как называется шестая от Солнца планета? (ответы детей)

Уран – лежебока. И встать ему лень,

Подняться планете невмочь,

Сорокалетие длиться там день

И сорокалетие – ночь.

(На схему солнечной системы выставляется картинка, изображающая Уран, карточка с названием).

Как называется седьмая от Солнца планета? (ответы детей)

Планета Нептун от Земли далеко,

Увидеть ее в телескоп нелегко,

От солнца по счету планета восьмая,

Царит на ней вечно зима ледяная.

(На схему солнечной системы выставляется картинка, изображающая Нептун, карточка с названием).

Как называется восьмая от Солнца планета? (ответы детей)

Несется в пространстве далекий Плутон ,

От солнца лучами едва освещен.

(На схему солнечной системы выставляется картинка, изображающая Плутон, карточка с названием).

Как называется девятая от Солнца планета? (ответы детей)

Сколько же планет в семье Солнца? (Девять планет).

Как называют семью солнца? (Семью Солнца называют Солнечной системой).

Давайте вместе повторим еще раз названия планет солнечной системы. (Хоровое проговаривание).

В семье Солнца царит идеальный порядок: никто не толкается, не мешает друг-другу и не обижает друг друга. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она бежит вокруг Солнца. Дорожка, по которой движется планета, называется орбита.(Хоровое проговаривание слова «орбита»)

Так как называется дорожка, по которой движется планета? А теперь, посмотрите внимательно на схему Солнечной системы. Посчитайте, сколько дорожек-орбит вокруг Солнца?

(Ответы детей).

Да, столько же сколько и планет – девять.

Игра на развитие зрительного внимания.

«Найди отличия».

Посмотрите внимательно: дорожки-орбиты все одинаковые или вы заметили какие-то различия? (Они различаются по длине).

Дорожка-орбита какой планеты самая маленькая?

Дорожка-орбита какой планеты самая большая?

Какая по счету от Солнца орбита Земли?

Какая по счету от Солнца дорожка-орбита у планеты Плутон?

Физминутка:

По сигналу воспитателя «Раз, два, три – беги!», дети двигаются под музыку: бегают, прыгают. Как только музыка прекращается – замирают. Воспитатель по очереди дотрагивается до детей и задает им вопросы:

На чем летают в космос?

Назови планеты Солнечной системы, которые ты запомнил?

Какая по счету планета Земля от солнца?

Какая самая дальняя планета?

Как называется семья солнца? (повторить игру 3-4 раза)

Практическая часть.

Ребята, а давайте мы с вами создадим макет солнечной системы из картона и пластилина. Каждый из вас создаст одну планету, но сначала давайте распределим кто какую планету будет лепить. (дети самостоятельно выбирают кто какую планету будет лепить).

Ребята, рассмотрите внимательно выбранную вами планету, какого она цвета? Обратите внимание одного она цвета или в ней несколько цветов?

Перед вами лежит пластилин, берите нужные цвета для планеты, которую вы выбрали. Берем его и принимаемся за работу.

Ребята, сначала скатаем пластилин каждого цвета в шар, а ваша планета разноцветная, то вам нужно будет соединить несколько цветных шаров пластилина. (Показ).

Во время выполнения практической работы оказать направляющую помощь ребятам слабой группы.

Планеты готовы, теперь их нужно присоединить к солнцу, но самое главное их нужно распределить в правильном порядке.

(Дети выходят по очереди к доске, на которой прикреплен макет солнечной системы и приклеивают свою. Называя ее.)

Ребята расскажите мне каждый про свою планету, которую лепил:

Воспитанники составляют рассказ по плану:

Как называется планета?

Какого она цвета или из каких цветов состоит?

Какая по величине маленькая или большая?

На какой по счету дорожке – орбите расположена от солнца?

Заключение.

Ребята, скажите вам понравилось наше занятие?

Что понравилось на занятии больше всего?

Мне тоже очень понравилось, а особенно как вы сегодня активно работали, отвечали на вопросы, старательно создавали макет солнечной системы.

Все сегодня молодцы!


Цель: Познакомить с названиями планет Солнечной системы

Обогатить словарь (орбита, названия планет);

Развивать логическое мышление, фантазию;

Формировать интерес к явлениям, выходящим за пределы жизненного опыта детей.

Материал:

1. Схема «Солнечная система», девять эллипсов, выложенных на полушерстяными нитками или нарисованных мелом; нагрудные знаки, обозначающие планеты Солнечной системы и Солнце; воздушные шары и маркеры; пластмассовый шарик; пластмассовое ведро с привязанной к ручке веревкой.

Ход занятия:

Воспитатель: Все вы умеете внимательно слушать и отвечать на вопросы, любите узнавать новое и интересное. Сегодня я открою вам несколько секретов космоса. Но прежде отгадайте загадку:

Кто-то утром не спеша

Надувает желтый шар.

А как выпустит из рук-

Станет вдруг светло вокруг. (Солнце)

Да, это – Солнце! Что такое Солнце? Какое оно? (Солнце - это огромны раскаленный шар. Оно излучает тепло и свет, дает жизнь людям, растениям, животным. Но на самом Солнце жизни нет, там очень жарко). Но Солнце не одиноко, у него есть семья. Только это не мама и папа, не сыночки и дочки. Это – планеты. Хотите, я открою вам секрет и расскажу, что за планеты в семье Солнца?

У каждой планеты есть имя, как и у нас с вами. Внимательно смотрите, слушайте и запоминайте.

(Воспитатель читает стихотворение и выставляет на схему изображения Солнца и планет солнечной системы.)

Мы тему беседы давайте наметим:

Планеты вокруг Солнца танцуют как дети.

Меркурий заводит весь хоровод.

Встречаем мы Землю рядом с Луной

И огненный Марс, что кружит за Землей.

За ними – Юпитер, из всех – Великан.

Последние три едва различимы,

Малы и холодны, но их различим мы:

Уран, Нептун и крошка Плутон.

Сколько же планет в семье Солнца? (Девять планет). Семью Солнца называют Солнечной системой. Давайте повторим названия планет солнечной системы. (Воспитатель произносит первый слог названия планеты, дети – остальные слоги).

Разминка. По сигналу воспитателя «Раз, два, три – беги!» дети двигаются под музыку: бегают, прыгают. Как только музыка прекращается – замирают. Воспитатель по очереди дотрагивается до детей и задает им вопросы: Как тебя зовут? Кто живет на Земле? Кто летает в космос? На чем летают в космос? Что есть в космосе? Назови планеты Солнечной системы, которые ты запомнил? и т д. Ига повторяется 3 раза.

В семье Солнца царит идеальный порядок: никто не толкается, не мешает друг-другу и не обижает друг-друга. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она бежит вокруг Солнца. Дорожка, по которой движется планета, называется орбита. Повторите, это слово. А теперь, посмотрите внимательно на схему Солнечной системы. Сколько дорожек-орбит вокруг Солнца?

(Ответы детей).

Да, столько же сколько и планет – девять.

Посмотрите внимательно: дорожки-орбиты все одинаковые или вы заметили какие-то различия? (Они различаются по длине).

Интересно, какая планета быстрее проходит свой путь вокруг Солнца? Чтобы узнать это, проведите соревнование:

Дорожки-орбиты у нас уже есть (указывает на 9 эллипсов, выложенных на полу шерстяными нитками или нарисованных мелом). Выберем 2-х спортсменов, обозначим звездочками места старта и финиша на двух дорожках. (Выбирают средние дорожки. По сигналу: «На старт! Внимание! Марш!» дети идут по своим дорожкам. Выясняют, кто пришел первым.)

Выберем ещё 2-х детей и поставим их на первую и девятую дорожки. (По сигналу: «На старт! Внимание! Марш!» спортсмены идут по своим дорожкам.) Скажите, кто из четверых детей пришел первым, а кто последним и почему?

(Ответы детей) (Быстрее к месту финиша пришел ребенок, который двигался по самой короткой дорожке, последним пришел ребенок, двигающийся по самой длинной, девятой, дорожке).

Так же и с нашими планетами: быстрее других вокруг Солнца движется планета, у которой самая короткая орбита, - Меркурий, а дольше всех движется планета с самой длинной орбитой – Плутон. Давайте сделаем Солнечную систему: установим на дорожки - орбиты планеты.

(Воспитатель вместе с детьми называет планеты, указывает, на какой по счету дорожке каждая из них должна стоять. Дети надевают нагрудные знаки, обозначающие планеты, встают на свои дорожки. В центр встает ребенок с нагрудным знаком, обозначающим Солнце).

Напоминаю, что планеты движутся строго по своим орбитам и в одном направлении. Готовы? Планеты, в путь! (Под аудиозапись «космической» музыки дети двигаются по кругу в заданном воспитателем направлении).

Молодцы! Вспомним ещё раз названия планет. Я буду их называть, а вы по очереди подходите ко мне и выстраиваетесь в ряд. (Называет планеты. Дети выполняют задание, затем снимают нагрудные знаки.)

Хочу открыть вам ещё один секрет. Вы знаете: если подбросить предмет вверх, он упадет, потому что его притягивает Земля. Но, оказывается, и Солнце притягивает к себе планеты. Это явление называется солнечным притяжением. Почему же планеты не падают на Солнце? Покажу вам один фокус. (Можно привлечь к опыту ребенка)

Опыт: Воспитатель кладет в ведро пластмассовый шарик. Переворачивает ведро-шарик падает. Вращает ведро на веревке, постепенно, поднимая его выше головы, - шарик из ведра не выпадает. Подводит детей к выводу: когда предметы очень быстро двигаются по кругу, они не падают. То же происходит и с планетами: пока они быстро вращаются вокруг Солнца, они не падают.

Давайте, придумаем планеты и заселим их обитателями. (Дети рисуют на воздушных шарах маркерами фигурки людей, животных, фантастических существ, растения, здания, транспорт и т.д.).

Вы хорошо сегодня потрудились – познакомились с планетами солнечной системы. Жители одной из планет прислали вам угощение.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация.

Цель: систематизировать знания о строении Солнечной системы.

Развивающие задачи:

1. Развивать воображение, фантазию, логическое мышление путем создания проблемной ситуации, умение находить закономерность.

2. Развивать диалогическую речь (высказывать и доказывать свою точку зрения).

3. Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.

4. Развивать память, слуховое внимание.

5. Учить ориентироваться на плоскости, действовать по словесной инструкции.

6. Развивать связную речь.

7. Развивать умение отгадывать загадки.

8. Развивать общий кругозор.

9. Вызвать интерес к космическому пространству.

Образовательные задачи:

1. Расширять знания о небесных телах (работа с картой солнечной системы, рассказ о космосе, планете).

2. Расширить словарный запас (звезда, солнечная система, планета, метеорит).

3. Закрепление называния геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, трапеция, овал.

4. Упражнять в счете в пределах 10 (20).

5. Упражнять в правильности употребления предлогов и падежных окончаний в речи детей.

6. Упражнять умение детей выделять заданный предлог в предложении.

Воспитательные задачи:

1. Включить каждого ребенка в деятельность и создать благоприятную атмосферу в группе (создание положительного эмоционального фона, настрой на совместную деятельность).

2. Развивать у детей коммуникативные навыки (чувство присоединения, сплоченности, чувствования группы) проявлять умение слушать другого, доброжелательность, чувство товарищества, волевую регуляцию поведения.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

II. Эмоциональная настройка.

Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Дети: Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
и садятся на свои места.

Воспитатель: Ребята, сегодня по электронной почте получила необычное письмо!(читает ребенок).

Земляне помогите! Наши планеты сошли с орбит. Ждем вашей помощи,

Чтобы помочь нам нужно совершить космическое путешествие, побывать на планетах Солнечной системы!

Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться вместе со мной к планетам солнечной системы. Возьму-ка я старую карету, запрягу в нее пару сильных коней, да и помчимся. Как вы думаете, доедим? (нет) почему?

Тогда я предлагаю поехать на самой быстрой машине. Как вы думаете, доедим?(нет) почему?

Воспитатель: Так на чем мы с вами полетим?(на ракете). А почему именно ракета? (ответ детей) Давайте узнаем скольки-ступенчатая наша ракета. Чтобы узнать надо разделить слово ракета на слоги. Сколько слогов?(3 слога).

Воспитатель: Но, чтобы наша ракета взлетела, нам надо завести ее.

Воспитатель проводит с детьми гимнастику:

Завести моторы (вращение рук перед грудью)

Соединить контакты(кончики пальцев)

Приготовиться к запуску ракеты (присесть)

Пуск!(резко подпрыгивать и руки в верх).

Музыка (прилет в космос)

1. МЕРКУРИЙ

Воспитатель: Внимание. Посмотрите в иллюминаторы к какой планете мы приближаемся?(дети читают название на слайде)

Ребята, что вы сами знаете о планете Меркурий.

В.молодцы! Меркурий- самая быстрая планета в Солнечной системе. Днем на планете жарко, а ночью бывает ледяной дождь. А вчера на мою планету упало много метеоритов.

Воспитатель: Вы знаете, что такое метеорит?

Предлагает посмотреть опыт с камнями разной величины, падающими в посуду с песком и оставляющими ямки (кратер) на поверхности от удара.

Воспитатель: Почему такие разные кратеры? (зависит с какой высоты упал метеорит). Молодцы, справились с заданием. Наше путешествие продолжается. Берем курс на Следующую планету.

2. ВЕНЕРА

Воспитатель: Мы прибыли на какую планету? (читают слайд Венера). Что вы знаете о этой планете?

Ответы детей.

Воспитатель: Это самая горячая планета. Окружена плотной атмосферой, богатой сернистым газом.

Мы будем приземлятся на планету? Почему?

Воспитатель: Ребята, чтобы продолжать путешествие, вам нужно справиться с заданием.

Какие сказочные космические существа летают вокруг Венеры? (инопланетяни)

Рассмотреть рисунки и найти различия в изображении инопланетян.

3. ЗЕМЛЯ

Воспитатель: Мы пролетаем мимо (над) нашей планеты. Как называется планета на которой мы живем? (Земля).Чем она отличается от остальных планет? (есть жизнь, кислород, вода, растения, животные).

Ой ребята на нашей ракете появился гость. Если вы отгадаете мою загадку, вы узнаете, кто это за гость.

Воспитатель загадывает загадку.

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

(Приготовить цветы).

Игра «Цветочная поляна».

Воспитатель: Где же нам поселить нашу бабочку? (На цветке). Если бабочка захочет есть, где она найдет нектар? (На цветке). Выглянет теплое солнышко, где она будет летать? (Над цветком). Подует холодный ветер, куда она спрячется? (Под цветок).

Воспитатель: Молодцы! Берем курс на следующую планету.

4. МАРС

Воспитатель: Как она называется? (Марс).

Ребята, вы знаете, как эту планету называли раньше?(Планетой войны) верно.

На ней большое количество железа и покрыта она красно-оранжевым песком. Она находится на 4-й от солнца орбите. На ее поверхности есть вулканы, самый большой из которых называется Олимп.

Словесная игра:(1, 3, 5)

Спутник, ракета, космонавт, комета, планета, звезда.

Воспитатель: Молодцы! Наше путешествие продолжается.

5. ЮПИТЕР

Воспитатель: Мы прилетели на планету (Юпитер). Что вы знаете о этой планете?

Ответы детей.

Воспитатель: Это самая большая планета в Солнечной системе. В два с половиной раза массивнее всех планет, вместе взятых. На планете нет твёрдой поверхности. Она состоит из ядовитых газов, поэтому жить там невозможно. Чтобы нам выбрать правильный путь нам надо расположить звезды по порядку (от 1 до 20). Молодцы!

Воспитатель: Берем курс на Следующую планету (Сатурн).

6. САТУРН

Воспитатель: Что вы знаете о этой планете?

Она находится на 6-й от Солнца орбите. Вокруг планеты есть кольца. Поверхность ее состоит из жидкости и газа. Сатурн окружают кольца, они состоят из обломков льда и камней.

Ребята, смотрите, инопланетяне послали нам послания, буквы перепутаны давайте их попробуем разгадать. (схема рисунков)

Воспитатель: Молодцы!

7. УРАН

Воспитатель: Уран - это одна из самых дальних от солнца и поэтому холодных планет. Её открыли всего 200 лет назад, и она лежит на боку, потому что однажды испытала столкновение. Планета окутана облаками и имеет несколько колец.

Игра антонимы: планеты бывают разные:

Далекие и близкие

Холодные и теплые

Большие и маленькие

Твердые и мягкие

Тяжелые - легкие

8. НЕПТУН

Воспитатель: Нептун - тёмно-синяя планета, на которой всегда дуют ветры из ядовитых облаков. Облака состоят из ледяных кристаллов. У Нептуна есть 8 спутников.

Ребята вы уже говорили что в космосе летают сказочные инопланетяне. Давайте сейчас каждый из вас превратится в космического героя.

Музыка (танцуют свободно по своему выбору).

Воспитатель: Чтобы взлететь нужно отгадать загадки. Готовы: (в книге картинки)

Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный ….телескоп.

Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет
Нам расскажет обо всем
умный дядя …астроном

Астроном- он звездочет
Знает все наперечет
Только лучше всех видна
В небе полная …луна

До луны не может птица
Долететь и прилуниться
Но зато умеет это
Делать быстрая…ракета

У ракеты есть водитель
Невесомости любитель
По-английски: астронавт
А по-русски…космонавт.

9. ПЛУТОН

Воспитатель: Ребята, а теперь нас ждет самая далекая планета – Как она называется (Плутон). Мы приближаемся. Как вы думаете холодная эта планета или теплая?

Дети: Это очень холодная планета.

Воспитатель: Как вы думаете почему? Планета находится очень далеко от солнца и она очень маленькая.

Ребята, давайте подарим жителям этой планеты звезду чтоб она их согревала. Для этого надо разгадать кроссворд и узнать название зашифрованной звезды: (звезда-СОЛНЦЕ)

1. Планета Солнечной системы, которую в древности называли «планетой войны» за ее красный цвет (МАРС)

3. Спутник Земли (ЛУНА)

4. Вторая от солнца планета Солнечной системы, соседка Земли (ВЕНЕРА)

5.Чем знаменита планета Сатурн (КОЛЬЦО)

Воспитатель: Молодцы. Но чтобы вернуться домой, нам нужно заправить ракету звездной пылью, давайте снимем немного звезд с неба. Чтобы звездной пыли хватило долететь домой нужно 6 звезд, 3 мы уже сняли. Сколько нам нужно еще взять звездочек? (правильно 3 звезды). Воспитатель снимает со звездной карты звездочки, давая возможность детям посчитать их.

Ракета заправлена, маршрут определен. Давайте сядем в специальные кресла космонавтов. Закроем глаза и вместе начнем отсчет от 10 до 0.

Обратный отсчет.

Воспитатель: С возвращением на планету Земля. Ребята, раздался сигнал тревоги, к нашей планете приближаются осколки астероида. (А вы знаете что такое астероид)

Предлагаю детям подойти к столу и посмотреть что там такое. На столе ватман, на нем приклеено Солнце.

Воспитатель: Чего не хватает? (планет) Мы спасемся, если в правильном порядке расставим планеты на свои орбиты.

Дети приклеивают планеты соотнося с цифрой.

Вам понравилось космическое путешествие?

Ответы детей.

Воспитатель: А на каких планетах вы бывали? (Музыкальный слайд)

Дети называют по порядку все планеты.

Назовет любой из вас:
Раз – Меркурий
Два –Венера
Три –Земля
Четыре –Марс
Пять –Юпитер
Шесть –Сатурн
Семь –Уран
За ним – Нептун
Он восьмым идет по счету
А за ним уже потом
И девятая планета
Под названием – Плутон.

Воспитатель: Молодцы. Я знаю, что вы показали себя смелыми и дружными ребятами.

Вы уже знаете, что планета Земля вращается вокруг огненной звезды - Солнца. Но кроме Земли вокруг него вращаются еще восемь других планет. Все вместе они и составляют Солнечную систему.

♦ Знаете ли вы названия планет Солнечной системы?

Планеты и Солнце напоминают дружную семью.

Глава этой семьи - Солнце! Среди планет есть большие и малые. Одни из них находятся ближе к Солнцу, другие - дальше от него. Каждая из планет вращается по своей собственной орбите. Ни одна из планет никогда не сталкивается с другой и не покидает пределы Солнечной системы.

♦ Вспомните, чем планеты отличаются от звезд.

Звезды состоят только из раскаленных газов, а в состав планет могут входить и жидкости, и твердые частицы... Кроме того, планеты сами не светятся, их освещает звезда.

Поговорим о каждой планете, вращающейся вокруг Солнца.

Самая близкая к Солнцу планета - Меркурий. По размерам он меньше Земли, у него твердая, каменистая поверхность. Меркурий во многом похож на спутницу Земли - Луну. На Меркурии нет атмосферы, которая могла бы защитить его от ударов метеоритов и обжигающих солнечных лучей.

♦ Как вы думаете, на Меркурии холодно или жарко?

На этой планете очень жарко! Ведь Меркурий находится ближе всех к горячему Солнцу.

Он торопится за Солнцем, словно боится отстать от него. За земной год эта планета успевает обежать вокруг Солнца четыре раза.

Древние греки говорили, что те, «кому надо спешить куда-нибудь, пусть учатся у Меркурия» (П.В. Клушанцев).

В древности Меркурий считался покровителем путешественников и торговцев.

Меркурий

Меркурий - ближайшая к Солнцу планета,

Залит он лучами горячего света,

Что эта планета других горячей!

Так быстро Меркурий бежит по орбите,

Как будто торопит: «Меня догоните!»

Вторая от Солнца планета - Венера. Для нас, землян, она видна на небесах, как далекий, но яркий фонарик.

Венеру называют то Утренней, то Вечерней звездой, ведь в разное время года она появляется в небе то на заре, то в ранних сумерках, когда звезд еще не видно.

Венера светится на небесном темно-синем бархате, как кристаллик горного хрусталя, и кажется удивительно красивой! Поэтому и назвали ее в честь богини красоты - Венеры.

В древности люди сложили немало легенд, посвященных этой планете. В одной из них рассказывается, как юная царица Венера мчится по небу в колеснице, запряженной тройкой белоснежных златогривых коней.

В серебристой колеснице

В небесах летит царица.

Ее облик - юный, нежный.

Ее кони белоснежны,

И крылаты, и красивы,

Златоглазы, златогривы...

Поверхность Венеры каменистая. У этой планеты есть атмосфера, но она состоит из углекислого газа, которым ни люди, ни животные дышать не могут.

Венера окружена густыми облаками. Воды на ней практически нет.

Венера

В честь богини красоты

Названа, Венера, ты!

В темных небесах сияешь,

Красотой нас одаряешь.

Наша Земля - третья от Солнца планета. На ней сложились благоприятные условия для жизни растений, животных и людей.

♦ Вспомните и расскажите о тех условиях, которые необходимы для возникновения и поддержания жизни на планете.

Земля - средняя по величине планета. Это важно, ведь если планета очень маленькая, то ей не хватит силы притяжения, чтобы удержать атмосферу. Земля находится не слишком далеко, но и не очень близко от Солнца.

♦ Объясните, почему это важно.

Когда планета расположена далеко от Солнца, ей достается мало солнечного тепла и света. На такой планете холодно и темно. А если планета находится слишком близко от нашего светила, оно обжигает ее своими горячими лучами.

Путь Меркурия и Венеры проходит близко к Солнцу, и на этих планетах слишком жарко! Наоборот, на удаленных от светила планетах, таких как Юпитер и Сатурн, царит вечный холод.

На Земле благоприятная для жизни температура.

♦ Вы ведь помните, почему Землю называют «голубой планетой»?

Атмосфера, окутывающая Землю голубоватой дымкой, имеет пригодный для дыхания воздух и защищает планету от перегрева, охлаждения, ударов метеоритов.

Кроме того, значительную часть поверхности нашей планеты занимают водоемы. А вода необходима всем живым организмам.

Земля - планета жизни

От Солнца третья по счету планета,

Наша Земля поменьше звезды.

Но ей хватает тепла и света,

Чистого воздуха и воды.

Жизнь на Земле - это разве не чудо?

Бабочки, птицы, жучок на цветке...

Жизнь на Земле вы найдете повсюду -

В самом далеком, глухом уголке!

У Земли есть спутник - Луна.

Марс - четвертая планета Солнечной системы. Он вдвое меньше Земли. Год на Марсе длится в два раза дольше земного. У этой планеты есть атмосфера, но состоит она в основном из углекислого газа с небольшими примесями водяного пара.

Если внимательно посмотреть на ночное небо, то можно заметить, что Марс отличается от других планет красноватым свечением.

Поэтому его часто называют «Красной планетой».

Ученым удалось установить, что твердая поверхность Марса покрыта оранжево-красным грунтом.

Марс получил свое название в честь бога войны. Возможно, это связано с тем, что, глядя на красную планету, люди невольно вспоминали войны и связанные с ними пожары и бедствия.

Полководцы считали Марс своим покровителем и надеялись на его помощь в сражениях.

Марс

Марс - таинственная планета.

Она по размерам чуть больше Луны,

Из-за кроваво-красного цвета

Назвали планету в честь бога войны.

Пятая от Солнца планета - Юпитер. Этот громадный шар, состоящий из жидкого водорода, в 11 раз больше Земли.

Юпитер - самая большая планета Солнечной системы!

Юпитер

Юпитер - больше всех планет,

Но суши на планете нет.

Повсюду жидкий водород

И лютый холод круглый год!

♦ Как вы думаете, почему на Юпитере холодно?

Юпитеру достается немного тепла от Солнца и поэтому там царит вечная зима.

У Юпитера есть четыре спутника, которые вращаются вокруг него.

Шестая от Солнца планета - Сатурн. Он расположен далеко от Солнца и потому температура его поверхности низкая. Сатурн состоит из газов. Астрономы***, наблюдающие за Сатурном в телескоп, отмечают его красоту. Эта планета окрашена в яркий желто-оранжевый цвет, ее окружают удивительные кольца, состоящие из ледяных глыб и камней.

Сатурн

Сатурн - красивая планета

Желто-оранжевого цвета,

И кольцами камней и льда

Окружена она всегда.

Уран расположен после Сатурна. Это единственная планета, которая вращается лежа на боку. Этакий лежебока! Поэтому к Солнцу обращен то один его бок, то второй. Каждое полушарие освещается Солнцем ровно 40 лет, а потом 40 лет там царит ночь.

Атмосфера Урана - холодный туман.

Уран

Уран - лежебока, и встать ему лень,

Подняться планете невмочь,

Сорокалетие длится там день

И сорокалетие - ночь.

Нептун - восьмая от Солнца планета. Она кажется темно-голу- бой, потому что ее окружает газ метан. В телескопы астрономы замечают над Нептуном клочковатые белые облака.

Нептун

Планета Нептун от Земли далеко,

Увидеть ее в телескоп нелегко,

От Солнца по счету планета восьмая,

Царит на ней вечно зима ледяная.

Нептун действительно находится так далеко от нас, что сначала его положение предсказали математики, а только потом обнаружили астрономы.

Плутон - самая удаленная от Солнца планета. Ученые строили предположения о его существовании, но открыли эту планету только в 1930 г. Плутон - планета-карлик, меньше Луны. Он слабо освещен Солнцем, потому изучать его очень трудно.

У Плутона есть спутник - Харон. Он состоит из камней и льда.

Плутон - самая холодная планета Солнечной системы.

♦ Как вы думаете, почему?

Плутон

Несется в пространстве далекий Плутон,

Он Солнца лучами едва освещен.

А чтоб не скучал в одиночестве он,

С ним спутник летит под названьем Харон.

Дорогие ребята, теперь вы знаете, какие разные планеты входят в состав Солнечной системы. И все-таки у этих планет есть кое-что общее.

♦ Подумайте и скажите, чем похожи все планеты Солнечной системы?

Верно! Все планеты имеют форму шара и все вращаются вокруг Солнца.

Вопросы для закрепления

♦ Сколько планет в Солнечной системе?

♦ Как называется самая близкая к Солнцу планета?

♦ Какая планета наиболее удалена от Солнца?

♦ Какая планета самая маленькая?

♦ Какая планета самая большая?

♦ Какую планету называют то Утренней, то Вечерней звездой?

♦ Какую планету называют Красной?

♦ Какую планету окружают кольца?

♦ Какая планета вращается, лежа на боку?

Цель: формирование интереса к изучению космоса

Задачи:

Образовательные:

Продолжать обогащать знания и расширять представления детей о космосе, о планетах;

Развивающие:

Развивать творческое мышление, воображение, познавательную активность

Воспитательные:

Вызвать желание у детей исследовать и изучать космос;

Воспитывать интерес, желание больше узнать о космосе;

Формировать навыки правильного поведения на занятиях; умение работать в коллективе;

Воспитывать любознательность, творческую активность, внимание, чувство эмоционального удовлетворения, самостоятельность.

Материал: Схема Солнечной системы, экран с проектором или ноутбук, большой лист ватмана, белые листы бумаги, фломастеры, восковые мелки, ножницы

Дети занимаются своими делами (играют в настольные игры, рисуют…). Воспитатель вносит плакат с изображением планет солнечной системы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой плакат я для вас принесла. Что же вы видите на этом плакате?

Дети: Планеты.

Воспитатель: А на какой планете мы живем?

Дети: Планета Земля.

Воспитатель: А какие еще вы знаете планеты?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, назвали все планеты солнечной системы (если назвали не все, то воспитатель дополняет).

Ребята, а как вы думаете, на других планетах есть жизнь? Хотите узнать? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно отправится в космос. Вы готовы отправиться в путешествие? Тогда нам необходимо приготовиться.

Что нужно для полета?

Ответы детей (ракета, скафандры, карта солнечной системы, еда)

Дети расставляют стульчики, занимают свои места.

Перед детьми карта Солнечной системы(слайд 2).

Воспитатель: Прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним, какие условия необходимы для жизни на земле.

Дети: Свет, тепло, вода, кислород.

Воспитатель: Наш космический корабль называется «Восток». Командование кораблем беру на себя. Вы просто космонавты. Внимание! Объявляется пятиминутная готовность!. Надели скафандры, проверили гермошлемы! Пристегнули ремни. Начинаем отсчет. Пять, четыре, три, два, один. Старт! (Звучит звуковой фон работы двигателей)

Первый этап нашего полета выполнен. Мы оторвались от Земли и летим в космос! Можно расслабиться и отстегнуть ремни, снять шлемы. Смотрите в иллюминатор! Какое космическое пространство перед нами! (На слайде 3 звездное небо)

Мы летим к планете Меркурий, которая ближе всех к Солнцу.

Внимание! Наш корабль приближается к планете Меркурий. (Слайд 4)

Командир корабля: Как вы думаете, ребята, можно ли высаживаться на планете, не зная о ней ничего. Давайте запросим наш компьютер о данных этой планеты.

Компьютер: Меркурий - самая близкая к Солнцу планета. Она больше Луны. Днем здесь очень жарко, ночь - очень холодно. На этой планете нет атмосферы, а значит нечем дышать. Поверхность этой планеты покрыта кратерами (слайд 4). Ни один человек не ступал на планету Меркурий.

Командир: как вы думаете, на этой планете есть жизнь? Почему?

Мы держим курс на следующую планету - на Венеру. Древние астрономы, наблюдая за утренней и вечерней зарей, заметили самую яркую звезду. В честь богини красоты и любви они назвали эту звезду Венерой. Позже оказалось, что Венера - это не звезда, а планета.

Компьютер: Внимание! Мы приближаемся к планете Венера. (Слайд 5)

Командир корабля: На Венере, наверное, сильная гроза: видны вспышки молний. Значит, на Венеру спускаться нельзя, корабль наш может потерпеть крушение. Что же нам расскажет компьютер об этой негостеприимной планете?

Компьютер: Венера находится ближе к Солнцу, чем Земля, и поэтому на ее поверхности стоит ужасная жара, около 500 градусов. Рельеф Венеры состоит из огромных равнин, пересеченных горными цепями и возвышенностями, а на горных вершинах следы лавы. Венера окружена мощным слоем облаков и очень плотной атмосферой, в которой содержание углекислого газа в несколько раз превышает содержания его в земной атмосфере. Так же в атмосфере Венеры обнаружены опасные для человека метан, аммиак, соединения хлора и фтора, серная кислота. Тревога! Воздух ядовитый, дышать им опасно! Не спускаться! Не спускаться!

Командир: Да, лучше поскорее распрощаться с планетой бурь и гроз. Куда мы полетим дальше? Мы направляем наш корабль на Марс!

Еще в глубокой древности люди заметили на небе ярко-оранжевую звезду. И назвали ее в честь бога войны - Марса. На Марсе, как и на Земле, можно наблюдать такое явление, как смену времен года, и марсианский день мало чем отличается от земного: он длится 24 часа 37 минут. А вот и планета Марс перед нами (слайд 6)

Давайте запросим компьютер о данных этой планеты.

Компьютер: Марс - планета вдвое меньше Земли. Марсианская почва красно-бурого цвета. Небо не голубое, а тускло-розовое из-за частичек красноватой пыли, которая постоянно находится в атмосфере Марса. Кислорода и водяного пара в его атмосфере всего 1 %, а средняя температура - около -40 градусов. Над Марсом часто дуют сильнейшие ветры - их скорость до 100м/сек.

Командир: Из сведений компьютера мы узнали, что можно пройтись по планете Марс, но только надев скафандры и включив утеплитель. Проверьте гермошлемы. При выходе из корабля далеко не отходить, чтобы всем хватило воздуха. Посмотрите, какие огромные горы, на них снег и лед (слайд 7) . Но лед не похож наш земной. Это сухой лед. Когда углекислый газ замерзает, то образуется сухой лед. Такой лед мы используем, например, в холодильниках. А вон ущелье над пропастью, а затем пустыни. Мы туда не пойдем, неизвестно, что нас там ожидает. Скажите, вырасти какое - нибудь растение?

Запасов кислорода, которым дышим, не очень много, поэтому нам пора возвращаться на корабль. В корабле можно снять скафандры, гермошлемы. Занимайте места. Приготовиться к взлету. Начинаем отсчет: пять, четыре, три, два, один, пуск!

Следующая планета - Юпитер. А пока летим к нему, послушаем компьютер о планете Юпитер(слайд 8).

Компьютер: Юпитер - это планета-гигант, она в 1300 раз больше Земли. Высадиться на эту планету невозможно. На планете-гиганте нет твердой поверхности, как на Земле, Луне или на Марсе. Юпитер состоит из небольшого твердого ядра, окруженного плотными слоями жидкости и газа.

Ну что ж, у нас есть запасы пищи, воздуха, и мы можем полететь дальше, на Сатурн (слайд 9).

Если смотреть в телескоп на Сатурн с Земли, то можно заметить светящиеся кольца вокруг него. Благодаря загадочным ярким кольцам Сатурн считается самой красивой и необычной планетой. Многочисленные кольца Сатурна состоят из бесчисленных ледниковых и каменистых обломков, самые большие из них достигают размеров шестиэтажного дома. Сам Сатурн - газовая планета, самая легкая в Солнечной системе. У Сатурна есть спутники. Их двадцать два. Скоро мы приблизимся к планете. Но что это? Сигнал об опасности! Смотрите на нас летят метеориты (слайд 10). Значит мы попали на орбиту Сатурна с его спутниками. Надо немедленно менять курс. Сатурн не подпускает нас близко к своей поверхности.

Интересно, но оказывается, что эта планета считается самой холодной во всей Солнечной системе. Уран - это седьмая планета по порядку от Солнца, Он не похож на другие планеты в Солнечной системе, ведь Уран выпускает намного меньше высокой температуры, чем получает от Солнца. Для примера, другие планеты имеют раскаленные, горячие ядра внутри и излучают инфракрасную радиацию. Видимо, какие - то причины заставили остыть его “сердце”. Уран - интересная планета Уран - период лета длиться 1 очень длинный день на протяжении 42 лет! А период обращения вокруг Солнца - 84 года, а на Земле соответственно 365 дней. Вот где придется долго ждать Нового Года! Световой день длиться 17 часов, быстрее, чем у нас. Официально зафиксировано 15 спутников. Еще один интересный факт, Уран имеет свои кольца, как у Сатурна, только они меньше и не такие плотные. Любопытно, но хоть он и находится далеко от нас, но после открытия первого телескопа, его обнаружили первым!

Мы направляемся на последнюю планету Солнечной системы. Называется она Нептун. А вы знаете, что эту планету открыл французский астроном Урбен Леверье, не наблюдая за небом, а путем математический вычислений. И только потом был обнаружен в небе. Вот он Нептун! (слайд)

Даже издалека он кажется холодным.

Компьютер: На Нептуне температура минус 195 градусов!

Командир: В такой мороз нас не спасут даже специальные скафандры! Как вы думаете, ребята, сможет там расти что-нибудь?

Мы возвращаемся на Землю. Так к какому же выводу мы пришли? Почему ни на одной планете мы не остались? (Ни на одной из них нет условий для жизни) Почему мы вернулись на Землю? (На Земле есть все условия для жизни живых организмов, в том числе и для растений)

Мы облетели всю Солнечную систему и нигде не обнаружили жизни. Только на нашей планете чистый воздух, растут зеленые деревья, поют птицы. И мы с вами должны не только любить нашу планету, но и заботиться о ней. А как мы с вами можем заботиться? (не ломать деревья, не убивать насекомых, не разорять гнезда птиц и т. д.) Если мы не будем этого делать, то наша Земля станет такой же мертвой и неприветливой, как и другие планеты Солнечной системы.

А сейчас я вам предлагаю объединиться в пары и нарисовать и вырезать ту планету, которая вам наиболее запомнилась. По окончании работы мы с вами создадим карту Солнечной системы, которая будет висеть у нас в группе.

Самостоятельная деятельность детей.

По окончании работы совместно с воспитателем дети создают карту Солнечной системы.

Воспитатель: Понравилось ли вам сегодняшнее путешествие? Что запомнилось? На какой планете мы сможем жить? Почему?

Список использованной литературы:

  • Большая энциклопедия дошкольника.
  • Альманах «Хочу всё знать».

Цель: Систематизировать знания о строении Солнечной системы.

Задачи:

Обучающие:

Развивающие:

Расширять кругозор.

Воспитывающие:

Активизация словаря: Солнечная система, Вселенная, планеты: Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон; орбита, солнечное притяжение.

Оборудование: картинки (эмблемы) солнца и планет солнечной системы, презентация о солнечной системе, маленькое ведерко и мячики,

Предварительная работа:

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Планеты солнечной системы»

Цель: Систематизировать знания о строении Солнечной системы.

Обучающие:

Уточнить знания детей о строении солнечной системы: размеры планет, их расположение по отношению к Солнцу, некоторые особенностях.

Развивающие:

Развивать внимание, память, мышление.

Формировать познавательное отношение к миру.

Расширять кругозор.

Воспитывающие:

Вызвать в детях чувство сострадания и стремление оказать помощь тем, кто попал в сложную ситуацию,

Активизация словаря: Солнечная система, Вселенная, планеты: Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон; орбита, солнечное притяжение.

Оборудование: картинки (эмблемы) солнца и планет солнечной системы, презентация о солнечной системе, маленькое ведерко и мячики,

Предварительная работа:

Беседа о строении солнечной системой;

Знакомство с понятиями Вселенная, космос;

Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, видеофильмов о планетах;

Разучивание стихотворений о планетах;

Беседа о планетах и их основных характеристиках;

Воспитатель. Ребята сегодня мне пришло необычное письмо «Электронное» (слайд 2). А написал нам ваш любимый герой мультиков Лунтик (слайд 3).

Лунтик . Здравствуйте ребята! Я прилетел к вам с «планеты» Луна. Хочу отправиться в космическое путешествие, но никак не могу собраться в дорогу. Помогите мне пожалуйста?

Воспитатель . Ребята скажите, пожалуйста, а Луна это планета?

Дети . Нет. Это спутник земли.

Воспитатель . Ребята, я думаю, Лунтик очень мало знает о космосе и ему действительно нужна помощь. Поможем ему?

Воспитатель . Отгадайте загадку?

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель,

По-английски: «астронавт»

А прусски …………. (Слайд4)

Дети. Космонавт

Воспитатель . Кто был первым космонавтом на планете? (ответы детей) (слайд 5)

Как вы думаете, каким нужно быть космонавту? (смелым, решительным, умелым, много знать, выносливым, ловким, дружелюбным, добрым здоровым, сильным, умным, терпеливым, воспитанным и т. д.)
Воспитатель . Как назывался корабль, на котором отправился в космос Ю.А.Гагарин? («Восток»)
Воспитатель . Вы так много знаете о космосе. А хотели бы вы сами совершить космическое путешествие? (ответы детей). Я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие. Давайте сделаем зарядку космонавта.

Физминутка «Космонавты»

Будем очень мы стараться, (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью)

Дружно спортом заниматься:

Бегать быстро, словно ветер, (Бегут на носочках)

Плавать лучше всех на свете. (Делают гребки руками)

Приседать и вновь вставать (Приседают)

И гантели поднимать. (Выпрямляют согнутые руки вверх)

Станем сильными, и завтра

Всех возьмут нас в космонавты! (Руки на поясе)

Д/И «Собираемся в космос» (слад 6).
Дидактическая задача: закреплять знания детей о космосе, об особенностях жизни и работы космонавтов в связи с нахождением в безвоздушном пространстве.
Дети выбирают предметы которые возьмут с собой в космос (Ракета, скафандр, телескоп, еда космонавта и карта).

Воспитатель . Ребята посмотрите внимательно. Это ведь карта Земли (слайд 11). Понадобится она нам в космосе? (ответы детей). Нам нужно взять карту Солнечной системы. Посмотрите, что то с нашей картой случилось? Что вы видите на картах? (звезды, орбиты)
- Что такое орбита? (путь, по которому планеты вращаются вокруг солнца)
- Почему планеты, вращаясь вокруг солнца, не наталкиваются друг на друга? (планеты вращаются по своим орбитам)

Воспитатель. Давайте, проведем опыт.

Этот шарик –это планета, если положить его в ведро, то он… .,

А если ведро будем крутить, то шарик не падает, как и планеты.

Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему. Если планеты не будет двигаться, вся система развалится, и не будет действовать это вечное движение.

Воспитатель . Чего не хватает на ваших картах? (солонца и планет)
Приступаем к выполнению задания. Будем путешествовать по планетам солнечной системы и составлять карту.

Воспитатель . На чем же мы отправимся в космос? (на ракете)

Физминутка «Ракета» (слайд 12)

А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.

На носки поднимись, а потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре - вот летит ракета ввысь.

Воспитатель . Внимание! Мы приближаемся к первому объекту.

Воспитатель: Наши дети очень много знают о планетах и с удовольствием расскажут тебе, Лунтик, о них.

Д/И «КАРТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ»
Дидактическая задача: закреплять знания детей о космосе, строении солнечной системы, о планетах солнечной системы и их особенностях.
Дети по очереди берут картинки с изображением планет и крепят их на соответствующие места макета. В центр - “Солнце”, остальные «планеты» - каждая на свою орбиту.

Первый ребенок:

Кто-то утром не спеша

Надувает желтый шар.

А как выпустит из рук-

Станет вдруг светло вокруг. (Слайд 13)

Я, Солнце, самая яркая и большая звезда, центр Солнечной системы. Моя поверхность раскалена. Вокруг меня вращаются девять планет и получают от меня свет и тепло.

Второй ребенок: (Слайд 14)

Меркурий – ближайшая к Солнцу планета,

Залит он лучами горячего света

Так много ему достается лучей,

Что эта планета других горячей.

Воспитатель. Меркурий – меньше нашей планеты, поверхность его каменная, здесь нет атмосферы. Как вы думаете, почему на этой планете очень жарко? (потому что она находится рядом с Солнцем). Как вы думаете, есть ли жизнь на этой планете? Выполните задание, поместите Меркурий на карту. На какой орбите находится Меркурий.

Воспитатель. Внимание, внимание, мы приближаемся к самой красивой планете солнечной системы.

Третий ребенок: (Слайд 15)

В честь богини красоты

Названа, Венера, ты.

В облаках летаешь,

Красотою озаряешь.

Воспитатель: Венера светится как кристаллик горного хрусталя и кажется очень красивой! Поэтому ее и назвали в честь богини красоты Венеры.
Поверхность Венеры каменистая, поэтому она желто – коричневого цвета. У этой планеты есть атмосфера, но она состоит из углекислого газа, поэтому люди и животные там жить не могут. Найдите Венеру и расположите на карте. (дети выполняют задание)

Четвертый ребенок: (Слайд 16)

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно…

Воспитатель. Вы догадались, что это за планета? (Земля)
- Почему она голубого цвета? (это воздух имеет голубой цвет)
- Можно нашу планету назвать живой? Почему?

Воспитатель. Мы немного залюбовались нашей планетой, а космический корабль уже приближается к следующей планете.

Пятый ребенок: (Слайд 17)

Я – Марс.

Над планетой красной кружат

Камни, страх и ужас

Нет горы нигде на свете,

Выше, чем здесь, на планете.

Воспитатель: На Марсе нет жизни. Марс – это пустыня, покрытая оранжево-красным песком. Поместите марс на наши карты.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Путешествие наше очень долгое. Да и какое путешествие без выхода в открытый космос. Вы хотите побывать в открытом космосе? Проверьте свои скафандры. Помните, что все движения в космосе плавные, там человек не ходит, а плавает, летает, передвигается очень медленно. (дети двигаются под музыку)

Внимание, внимание, возвращаемся на корабль. Занимайте свои места.
Наш экипаж приближаемся к самой огромной планете. (слайд 14)

Шестой ребенок: (Слайд 18)

Юпитер больше всех планет,

Но жизни на планете нет.

Повсюду жидкий водород,

И лютый холод круглый год.

Воспитатель. Юпитер в 11 раз больше земли – это просто гигант.
Найдите эту планету.
На какой орбите расположен Юпитер?

Седьмой ребенок: (Слайд 19)

Сатурн непременно узнаешь в лицо,

Его окружает большое кольцо.

Когда-то давно там замерзла вода,

И кольца Сатурна из снега и льда.

Воспитатель. Сатурн – красивая планета,
с кольцами камней и льда
На какую орбиту вы их поместите?

Воспитатель: Экипаж, внимание, мы приближаемся к следующей планете!

Восьмой ребенок: (Слайд 20)

Я уже который век

Среди братьев-римлян грек,

И сквозь космоса тоску

Мчусь я, лежа на боку.

Воспитатель: Уран - это единственная планета, которая вращается лёжа на боку. Этакий лежебока!

Приготовились….Наше путешествие продолжается.

Девятый ребенок: (Слайд 21)

Я – Нептун.

На планете синей-синей

Дует ветер очень сильный.

Год на ней велик весьма -

Длится 40 лет зима.

Воспитатель: Нептун кажется голубым потому, что ее окружает газ метан.
Внимание всех членов экипажа, наше путешествие подходит к концу и мы приближаемся к последней планете.
Как она называется.? (Плутон)

Десятый ребенок: (Слайд 22)

Я - Плутон.

Нужно 5 часов, чтоб свету

Долететь до сей планеты,

И поэтому-то я

В телескопы не видна!

Воспитатель: Плутон – самая удаленная от Солнца планета. Это очень маленькая и самая холодная планета Солнечной системы. Расположите последнюю планету на вашей карте.

Воспитатель: Посмотрите, мы справились и составили карту Солнечной системы. Сравните свои карты с солнечной системой.

Воспитатель: Теперь экипаж нашего космического корабля должен вернуться на Землю, но путь домой у нас не близкий.
И пока мы будем лететь до нашей планеты. Давайте вспомним, что вы узнали и запомнили в сегодняшнем межпланетном путешествии. Ответьте на вопросы.
Сколько планет в солнечной системе?
Как называется самая близкая к солнцу планета?
Какая планета самая маленькая?
Какая самая большая?
Какую планету окружают кольца?
Назовите обитаемую планету солнечной системы?
Молодцы, вы ответили на все вопросы, составили замечательные карты, по которой может отправиться в путешествовать наш друг Лунтик. Я обязательно сегодня отправлю Лунти карту «Солнечной системы» (слайд23).


Последние материалы раздела:

Аппарат Гольджи - важная органелла, которая присутствует практически в каждой Пожалуй, единственными клетками, в которых отсутствует этот комплекс,...

Последние материалы сайта