Постановка дыхания у детей с нарушениями речи. Нарушение дыхания у детей речевого и носового. Игры для детей своими руками

08.09.2022
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Чем больше сил вы вкладываете, тем заметнее отдача и эффект от совершенной работы. Голос является нашим инструментом, и он требует не только определенных умений и навыков, но и определенного количества времени, регулярно посвящаемого тренировкам. Подчеркиваю: регулярно! Потому что, например, любой музыкальный инструмент без работы теряет настройку. Главные условия хорошего дыхания - это подвижность грудной клетки, эластичность легких и диафрагмы .

Речевое дыхание

Назначение речевого дыхания – обеспечить достаточно сильную, ровную струю воздуха, проходящую через голосовые связки, чтобы голос был достаточно громким и ровным (не дрожал, не качался и не затухал бесконтрольно). Речевое дыхание должно быть незаметным (по возможности не стоит пыхтеть, сопеть и тяжело вздыхать без надобности).

Особенности речевого дыхания: - Короткий вдох (лучше носом, но можно и ртом, если нос «свистит»). - Объем вдоха – больше покойного (покойный вдох мы делаем, когда спим или просто дышим). - Продолжительный, ровный (незатухающий) выдох, во время которого говорим. - Соотношение времени вдоха и выдоха – примерно 1: 10. - Очередной вдох надо совершать по мере физической необходимости, во время ближайшей речевой паузы, быстро и незаметно. (Ораторы, которые «задыхаются» во время речи, как правило, делают преждевременный вдох, не освобождая легкие от излишков углекислого газа). .

1.1 Дыхание

«Дыхание правит всем» (индийская пословица). Мы дышим от рождения до смерти. И это стоит того, чтобы делать правильно. Для поддержания жизни достаточно просто вдыхать и выдыхать. При вдохе мы набираем кислород и с его помощью создаем энергию. При выдохе мы выделяем вещества, вредные для организма.

Вдохнутый воздух совершенно необходим для речи, пения, стонов и других жизненных проявлений. Легкие дышат не сами; скорее, они вентилируются благодаря движению дыхательный мышц.

Наша задача не хватать воздух, а набирать его в легкие, и по возможности, именно через нос: тогда воздух нагревается и фильтруется. При дыхании только через рот быстро пересыхает гортань - в результате осипший голос и воспаления дыхательных путей. Многие люди при вдохе размещают под своими ключицами лишь немного воздуха. Но мы используем нашу «воздуходувку» полностью, то есть мы предпочитаем «глубокое дыхание» (диафраг-менное или брюшное дыхание) и боковое дыхание. И не довольствуемся верхним дыханием, последствием которого могут быть спазмы, особенно при поднятом положении плеч. Вы дышите правильно, если брюшная стенка округляется, а бока растягиваются.

Используйте глубокое дыхание, по возможности дышите свежим воздухом (20 вдохов). Прежде всего выдыхайте и оставляйте внутри воздух в спокойном, тихом состоянии до очищения отдаленнейших уголков легких. Полезно представление о вдыхании аромата цветов.

Мы займемся дыхательными упражнениями при произнесении звуков «с», «ш» и «ф»; а позднее - при произнесении гласных и слогов. Произнося эти звуки, воздух выдыхают медленно или толчками.

Обходимся с дыханием экономно, большего достигаем при меньших затратах воздуха. (Не допускаем никакого «дикого воздуха», как это бывает у плохого флейтиста). Мы тренируем «поддержку дыхания»:

Выговариваем каждое слово в предложении предельно медленно и протяжно.

Говорим в нормальном темпе как можно дольше на одном дыхании.

Не радуйтесь, пока не произнесете предыдущую цитату из Гете на одном дыхании без труда.

Основное правило речевой практики: вдыхай воздух только тогда, когда по смыслу допускается пауза. При быстрой манере речи у нас время только для недолгойпередышки, не допускающейполного дыхания.

Управление дыханием еще больше, чем все другие проблемы речи, нуждается во внешнем контроле.

Самые основные, первые требования к телу исполнителя: 1. Поза человека, поющего и говорящего на сцене, должна быть удобной и естественной. Он должен уметь хорошо и удобно стоять на двух(!) ногах, что обеспечивает устойчивость тела, равномерное распределение нагрузки на все мышцы и мускулы, мобилизует нервную систему. 2. Плечи должны быть хорошо развернуты на прямом позвоночнике. Это помогает полноценно брать дыхание в легкие и использовать грудной резонатор. 3. Голову не опускать и не запрокидывать, она должна смотреть прямо перед собой, находясь на свободной, не зажатой шее – это обеспечивает свободу гортани и глотки, их естественное состояние. Все должно способствовать полноценному звучанию голоса. 4. Лицо поющего, говорящего должно быть свободно от гримас и подчинено общей задаче – идее творчества. В процессе занятий улыбка важна как фактор, как чувство радости, удовольствия от дела. “Как чувство радости вызывает улыбку и блеск в глазах, так улыбка на лице заставляет ученика ощутить приподнятость, радость творчества”. Не случайно старые итальянские педагоги требовали во время пения и перед ним улыбаться, делать “ласковые глаза”. Все эти действия, по закону рефлекса, вызывают нужное внутренне состояние, так же как мышечная собранность, – нервную готовность к выполнению задания. Именно эта работа готовит внутреннюю сценическую раскрепощенность. 5. Руки должны быть свободны, не напряжены, не зажаты за спиной или на груди, а опущены по бокам, что в любой момент позволяет сделать свободный, произвольный жест.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания.

Механизм дыхания

Дыхание бывает трех видов : ключичное, грудное, грудобрюшное (диафрагмальное), ключичное дыхание – очень поверхностное. При этом дыхании у человека поднимаются плечи, “вздергиваются” ключицы (это внешнее проявление), а воздух входит только в верхушки легких, совершенно не раздвигая грудную клетку. Такое дыхание не годится для пения. Поющий должен так брать дыхание, чтобы “раскрывалась” грудная клетка, наполняясь воздухом, а плечи были спокойными, спина прямой. Представьте, что перед вами зажженная свеча, которую вы должны погасить, задуть. Что вы сделаете? Никто даже задумываться не будет над этой “проблемой”, а спокойно наберет воздух и дунет на пламя. Правильно. Теперь повторите это еще раз и проследите за своими действиями. Воздух наполняет грудь (легкие), а потом направленным потоком посылается наружу. Подобный процесс происходит, должен происходить, когда вы говорите или поете, то есть в каждой новой фразе. Сначала вдох – потом направленный выдох. Мы уже говорили, что ребра образуют грудную клетку, в которой расположены сердце, легкие. Когда легкие наполняются воздухом (при вдохе), они приобретают больший объем, раздвигают ребра – это и есть реберное, грудное дыхание . Известный педагог И.П.Пряничников советует “учиться набирать в легкие воздух”. Давайте начнем этому учиться с помощью простых дыхательных упражнений, которые разовьют и укрепят дыхательный аппарат.1. Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение). Положите руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко (до пупка) вдохните. Не поднимайте плечи. Ваши руки ощутят как расходятся ребра под напором входящего в грудь (в легкие) воздуха. Это означает, что вы взяли приличный объем воздуха. Сбросьте дыхание, выдохните. Руки должны ощутить как опали ребра.

Произведите коротки й, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

2. Сначала п роведите языком около корней верхних передних зубов. От зубов назад идет твердое небо. Ощутите эту зону: корни передних резцов, твердое небо. А теперь на вдохе (контролируем руками ребра) ощущаем объем входящего воздуха, а на выдохе считаем четким, громким голосом (1, 2, 3, 4…), стараясь при этом почувствовать ту зону у корней резцов, которую трогали языком. В эту зону мы направляем поток выдоха и там звучит наше слово, причем ваше воображение должно помочь. Представьте себе, что твердое небо очень “высокое”, куполом, как крыша зонта или парашюта. Такая речь на контролируемом выдохе (и вдохе) и называется поставленной. Следите, как по мере расходования воздуха, плавно, а не толчками опускаются ребра, это плавно выходит воздух из легких, расходуясь на произношение звуков, слов.Если ощущения во время упражнений новые, то не пренебрегайте их простотой, они заложат фундамент нашего “строящегося здания”: певческого дыхания. Я прошу вас для контроля над дыханием во время упражнений, да и потом при пении, держать ладони рук на нижних ребрах. Обратите внимание, что при правильном вдохе нижние ребра раздвигаются не только с боков, но и в спине. Я считаю, что именно такое раздвижение ребер – показатель полноценного реберного дыхания. 3. Очень глубоко резк о и быстро возьмите дыхание через нос (в нижние ребра). Следите, чтобы при этом не поднимались плечи. Резко, активно выдохните через рот. Чем замечательно это упражнение? Оно очень активизирует дыхательный аппарат. Вы дышите очень активно, сознательно контролируемо. Педагог Луканин рекомендует его для установления правильного состояния гортани и языка. Это хороший массаж связок активной воздушной струей. Когда вы идете на занятия, сделайте это упражнение несколько раз еще за дверью класса, тогда в класс вы войдете в полной “боевой готовности”, так как это упражнение не только активизирует аппарат, но и собирает внимание ко всей системе голосообразования. 4.Активно (через рот) берете дыхание, а на выдохе говорите слог да-да-да… Говорите, “ощущая” корни передних зубов, “щелочку” между двумя передними зубами, через которую “идет ниточка звука”. Язык дробно ударяет по твердому небу около корней верхних резцов. Нижняя челюсть свободная, но “не падает”. Подключите воображение: ваше твердое небо, по которому ударяет язык, очень высокое, как купол храма, поэтому звук "А" (в слоге “да”) получается объемный, красивый, как голос человека, говорящего в храме. Следите, чтобы дыхание было плавное, без толчков. 5.Удобно лечь на спину, положить одн у руку на ребра, другую на живот. Взять глубокое дыхание. Руки ощутят как раздвинутся ребра (наполнились воздухом легкие), выпятился живот (легкие толкнули диафрагму, а она надавила на живот). На выдохе считать: 1, 2, 3, 4… Счет свободный, неторопливый, гласные протяжные. “Выжимать” воздух до конца не надо. Считать плавно, ритмично. Звук круглый, красивый. Главное в этом упражнении – дыхание: полный вдох и плавный длительный выдох. Ощущение звуков, как описано в упражнении 4

6. Немного усло жняем упражнение. Все так же, как в упр. №5. Лежачее положение, контроль вдоха и выдоха, круглый, протяжный звук счета. Счет вести двузначными цифрами: 21, 22, 23… Главное не продолжительность счета, а качество вдоха и плавность выдоха.

    Взять ртом гл убокое дыхание, а выдох – через нос очень активно и со стоном, чтобы резко и быстро “опал” объем воздуха в груди. Этот “стон” при выдохе можно сравнить по звуку с вздохом крупного животного в хлеву (корова, лошадь). Не мычание, а “вздох-стон”. Или представьте себе, что грудь – это бочка, в которой резонирует ваш стон. Звук “стона” упирайте в верхние зубы, при этом на губах должно появиться ощущение щекотания (вибрация), а глотка большая, свободная. Почему такое странное сравнение с коровой? Потому что у нее большие бока, мощный вздох. У природы, у животных мы должны учиться свободе и естественности, которую человек почти утратил. В этом упражнении тесситура вашего стона-голоса должна быть удобной для вас, где-то на нижнем регистре.

8. Вдох глубокий ртом. На выдохе, на удобной тесситуре протянуть, промычать звук “М”. Губы слегка сомкнуты, не сжаты. Руки следят за дыханием. Звук должен отозваться в груди, в голове, “заполнить вас” своим объемом. Горло широкое, соединяет два резонатора: голову и грудь. Звук протяжный. Затем замените звук “М” на “Н”, “В”, “З”. Требования и условия такие же, как на звуке “М”.

9. Все как в упр. № 8, т олько к согласной присоединить гласную: “МАА…”, “ВАА…”. Проследить, чтобы форма звука не менялась, чтобы дыхание не рвалось.

10. Усложняем у пр. № 9. Произносим 2 слога, на втором делаем ударение, гласную второго слога потянуть, послушать: “МА-МА”. Все время проверять правильность ощущений, контролировать дыхание. Слушайте свое объемное звучание, которое “наполняет” пространство вашего тела от твердого неба (головы), до нижних ребер, проходя через широкое, раскрытое горло. (Как через горло кувшина льется вода). Тесситура удобная. Слога произносить не торопясь. Между слогами пауз не делать. Дыхание брать, когда оно заканчивается. Следите, чтобы смена слога, смена гласной не меняла краски звука, его объема и силы. МА-МА НА-НА ВА-ВА ЗА-ЗА МА-МО НА-НО ВА-ВО ЗА-ЗО МА-МИ НА-НУ ВА-ВУ ЗА-ЗУ МА-МУ НА-НИ ВА-ВИ ЗА-ЗИ МА-МЭ НА-НЭ ВА-ВЭ ЗА-ЗЭ Это упражнение развивает продолжительность дыхания, оно дает “услышать то усилие”, которое необходимо сделать, чтобы различные гласные звучали в одной форме, ровно. Упражнение помогает ощутить верхний и нижний упор звука, его потолок, купол – голову, его фундамент – грудь, диафрагму.

11. Надо задуть воображаемую свечу. Положите ладони рук на ребра. Вдохните и начинайте “дуть на свечу”. Обратите внимание, как природа замечательно координирует ваши действия: воздух из легких выходит постепенно и плавно, ребра не опадают мгновенно, а постепенно, по мере выдувания. Такая же естественность выдоха должна быть и в пении, когда взятый воздух, должен распределиться на всю фразу, а не сбрасываться на первых ее звуках. Это упражнение дает очень хорошее представление о дыхательном процессе в пении, координации всех процессов. Выполняйте его чаще, делайте не торопясь, внимательно, не зажимаясь. Иногда его можно сделать среди пения, чтобы проверить правильность своих ощущений. Еще один важный момент. Когда вы начинаете “дуть на свечу”, то обратите внимание на то, что между вдохом и моментом выдоха (самого дутия) происходит секундная задержка – перестройка с вдоха на выдох. Задержка, но не остановка и не зажатие! Эта крошечная пауза очень важна. Главное, чтобы эта пауза оставалась такой же мгновенной и естественной, так же четко переключала ваш вдох на выдох и в пении. А теперь обратите внимание на ваши губы. Посмотрите в зеркало. Вы дуете на свечу, ваши губы активизировались ровно на столько, чтобы пропустить и направить поток воздуха (особенно верхняя губа) и совершить действие: задуть свечу. Лицо при этом усилии не уродуется гримасами, не теряет естественности, губы активные, но не зажаты. Главное – естественность и гармоничность, никаких лишних усилий, зажатий. Зеркало в этом большой помощник. Как важно сохранить в пении эту природную координацию стольких мелких процессов, не потерять ничего, но вынести это на уровень сознания, сознательного и контролируемого действия. Чтобы достигнуть совершенства и свободы в дыхании, почаще возвращайтесь к этому простому упражнению.

Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:

аaaaa аaaaaooooooo аaaaaуууууу

Прочтите пословицы , поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.

Капля и камень долбит. Правой рукой строят – левой ломают. Кто вчера солгал, тому завтра не поверят. На скамеечке у дома целый день рыдала Тома. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора. Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка... Интересно, сколько Егорок получится у Вас на одном выдохе?

7. Прочитайте русскую народную сказку «Репка» с правильным воспроизведением вдоха на паузах.

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать. Тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут - вытянули репку!

Все последующие упражнения, приведённые в данной статье, рассчитаны на исполнение с учетом описанной техники речевого дыхания.

Чем больше сил вы вкладываете, тем заметнее отдача и эффект от совершенной работы. Голос является нашим инструментом, и он требует не только определенных умений и навыков, но и определенного количества времени, регулярно посвящаемого тренировкам. Подчеркиваю: регулярно! Потому что, например, любой музыкальный инструмент без работы теряет настройку. Главные условия хорошего дыхания - это подвижность грудной клетки, эластичность легких и диафрагмы.

Речевое дыхание

Назначение речевого дыхания – обеспечить достаточно сильную, ровную струю воздуха, проходящую через голосовые связки, чтобы голос был достаточно громким и ровным (не дрожал, не качался и не затухал бесконтрольно). Речевое дыхание должно быть незаметным (по возможности не стоит пыхтеть, сопеть и тяжело вздыхать без надобности).

Особенности речевого дыхания:
- Короткий вдох (лучше носом, но можно и ртом, если нос «свистит»).
- Объем вдоха – больше покойного (покойный вдох мы делаем, когда спим или просто дышим).
- Продолжительный, ровный (незатухающий) выдох, во время которого говорим.
- Соотношение времени вдоха и выдоха – примерно 1: 10.
- Очередной вдох надо совершать по мере физической необходимости, во время ближайшей речевой паузы, быстро и незаметно. (Ораторы, которые «задыхаются» во время речи, как правило, делают преждевременный вдох, не освобождая легкие от излишков углекислого газа).
.

1.1 Дыхание

«Дыхание правит всем» (индийская пословица). Мы дышим от рождения до смерти. И это стоит того, чтобы делать правильно. Для поддержания жизни достаточно просто вдыхать и выдыхать. При вдохе мы набираем кислород и с его помощью создаем энергию. При выдохе мы выделяем вещества, вредные для организма.

Вдохнутый воздух совершенно необходим для речи, пения, стонов и других жизненных проявлений. Легкие дышат не сами; скорее, они вентилируются благодаря движению дыхательный мышц.

Наша задача не хватать воздух, а набирать его в легкие, и по возможности, именно через нос: тогда воздух нагревается и фильтруется. При дыхании только через рот быстро пересыхает гортань - в результате осипший голос и воспаления дыхательных путей. Многие люди при вдохе размещают под своими ключицами лишь немного воздуха. Но мы используем нашу «воздуходувку» полностью, то есть мы предпочитаем «глубокое дыхание» (диафраг-менное или брюшное дыхание) и боковое дыхание. И не довольствуемся верхним дыханием, последствием которого могут быть спазмы, особенно при поднятом положении плеч. Вы дышите правильно, если брюшная стенка округляется, а бока растягиваются.

Используйте глубокое дыхание, по возможности дышите свежим воздухом (20 вдохов). Прежде всего выдыхайте и оставляйте внутри воздух в спокойном, тихом состоянии до очищения отдаленнейших уголков легких. Полезно представление о вдыхании аромата цветов.

Мы займемся дыхательными упражнениями при произнесении звуков «с», «ш» и «ф»; а позднее - при произнесении гласных и слогов. Произнося эти звуки, воздух выдыхают медленно или толчками.

Обходимся с дыханием экономно, большего достигаем при меньших затратах воздуха. (Не допускаем никакого «дикого воздуха», как это бывает у плохого флейтиста). Мы тренируем «поддержку дыхания»:

Выговариваем каждое слово в предложении предельно медленно и протяжно.

Говорим в нормальном темпе как можно дольше на одном дыхании.

Не радуйтесь, пока не произнесете предыдущую цитату из Гете на одном дыхании без труда.

Основное правило речевой практики: вдыхай воздух только тогда, когда по смыслу допускается пауза. При быстрой манере речи у нас время только для недолгой передышки, не допускающей полного дыхания.

Управление дыханием еще больше, чем все другие проблемы речи, нуждается во внешнем контроле.

Самые основные, первые требования к телу исполнителя:
1. Поза человека, поющего и говорящего на сцене, должна быть удобной и естественной. Он должен уметь хорошо и удобно стоять на двух(!) ногах, что обеспечивает устойчивость тела, равномерное распределение нагрузки на все мышцы и мускулы, мобилизует нервную систему.
2. Плечи должны быть хорошо развернуты на прямом позвоночнике. Это помогает полноценно брать дыхание в легкие и использовать грудной резонатор.
3. Голову не опускать и не запрокидывать, она должна смотреть прямо перед собой, находясь на свободной, не зажатой шее – это обеспечивает свободу гортани и глотки, их естественное состояние. Все должно способствовать полноценному звучанию голоса.
4. Лицо поющего, говорящего должно быть свободно от гримас и подчинено общей задаче – идее творчества. В процессе занятий улыбка важна как фактор, как чувство радости, удовольствия от дела. “Как чувство радости вызывает улыбку и блеск в глазах, так улыбка на лице заставляет ученика ощутить приподнятость, радость творчества”. Не случайно старые итальянские педагоги требовали во время пения и перед ним улыбаться, делать “ласковые глаза”. Все эти действия, по закону рефлекса, вызывают нужное внутренне состояние, так же как мышечная собранность, – нервную готовность к выполнению задания. Именно эта работа готовит внутреннюю сценическую раскрепощенность.
5. Руки должны быть свободны, не напряжены, не зажаты за спиной или на груди, а опущены по бокам, что в любой момент позволяет сделать свободный, произвольный жест.

Особенности развития речевого дыхания

у детей дошкольного возраста

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Речевое дыхание является основой звучащей речи, источником образования звуков, голоса. Оно отличается от неречевого (физиологического дыхания) тем, что в процессе речи после вдоха, который осуществляется одновременно через нос и рот, следует пауза. Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое автоматически. В процессе речевой выдох происходит в основном через рот, он несколько замедлен. При физиологическом дыхании вдох и выдох совершаются только через нос. По продолжительности они примерно одинаковы.

Правильное речевое дыхание обеспечивает:

  • нормальное функционирование голосового аппарата
  • предохраняет голосовой аппарат от переутомления
  • способствует сохранению плавности речи
  • способствует правильному использованию интонационных средств выразительности
  • способствует правильному соблюдение пауз.

Речевое дыхание может быть затруднено вследствие хронического насморка, аденоидных разращений, общей ослабленности организма, некоторых сердечно-сосудистых заболеваний.

Неправильное речевое дыхание нередко является:

  • причиной нарушения плавности речи (речь на вдохе)
  • позднего или неправильного усвоения некоторых звуков (например, для правильного произношения звука [р] нужна сильная воздушная струя, которая была бы способна привести в колебательное состояние кончик языка)
  • ослабления громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз
  • в некоторых случаях ускорения темпа речи
  • неправильного использования интонационных средств выразительности
  • нечеткого произношения слов (проглатывание окончаний).

Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающейся с соответствующими движениями.

Требования к выполнению речевых упражнений:

  • перед началом выполнения упражнений необходимо проветрить помещение: воздух в помещении должен быть средней влажности
  • одежда не должна стеснять движений
  • не рекомендуется выполнять речевые упражнения после приема пищи
  • упражнения выполняются сидя, стоя или лежа
  • необходим контроль воспитателя за правильным выполнением упражнений (следить, чтобы дети не поднимали плечи, но и чтобы не "перебирали дыхание". "Перебор дыхания" влечет за собой резкий выдох - голос звучит прерывисто, форсировано. Поэтому количество выдыхаемого воздуха не должно быть, слишком большим. Так же нужно избегать больших задержек дыхания. При этом детям обязательно объясняется, зачем нужно научиться дышать гармонично - полным дыханием, говорить только на выдохе, не добирать воздух во время произнесения слова, при произнесении фраз делать осмысленные паузы)
  • речевые упражнения необходимо ограничивать по времени: от 30 секунд до 1,5 минут (можно использовать песочные часы), т.к. они быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение
  • обязательно чередовать выполнение речевых упражнений с другими упражнениями
  • лучше заниматься, когда эмоциональное состояние ребенка является уравновешенным и ребенок не утомлен.

Каждое упражнение отрабатывается столько раз, сколько нужно для четкого его выполнения всеми детьми группы.

Речевые упражнения следует проводить:

  • во время физкультурно-оздоровительной гимнастики
  • во время занятий, включая их в организующий момент или в физминутку
  • после дневного сна
  • в свободной деятельности детей.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы научить детей правильно пользоваться речевым дыханием. Для этого нужно уже на ранних этапах речевого развития (в младших группах детского сада) проводить подготовительную работу, суть которой заключается в том, чтобы научить малышей производить короткий, без напряжения мышц лица и шеи вдох и плавно бесшумно выдыхать через рот, вырабатывая достаточной силы воздух.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Параметрами правильного ротового выдоха являются:

  • выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
  • выдох происходит плавно, а не толчками;
  • во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
  • во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос, если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
  • выдыхать следует, пока не закончится воздух;
  • во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Работа по развитию речевого дыхания осуществляется поэтапно:

  1. Упражнения на развитие физиологического дыхания
  2. Дыхательные упражнения без участия речи
  3. Дыхательно-голосовые упражнения на материале гласных звуков
  4. Дыхательно-голосовые упражнения на материале согласных звуков
  5. Дыхательно-голосовые упражнения на материале слогов
  6. Дыхательно-голосовые упражнения на материале слов
  7. Дыхательно-голосовые упражнения на материале предложений, фраз

Для выполнения речевых упражнений можно использовать различные предметы.

Цель предлагаемых упражнений: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц

Упражнение № 1. Песня ветра

Оборудование: китайский колокольчик "песня ветра".

Ход игры: Подвесьте колокольчик на удобном для ребенка расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание ребенка на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее - звук стал громче.

Упражнение может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Предполагается постепенное развитие, движение от простого к сложному. Данное упражнение научит ребенка плавно произносить на выдохе звуки и слоги, что является начальным этапом развития речевого дыхания.

Упражнение № 2. Веселая метелица

Оборудование: пластиковые бутылки ёмкостью 0,5 л с отверстием для коктейльной трубочки, заполненные кусочками ёлочной мишуры и пенопласта.

Ход игры: Ребенок выполняет упражнение, стоя или сидя. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть в трубочку, чтобы снежинки начали перемещаться внутри бутылки. Затем предлагает ребенку подуть самостоятельно, но не в полную мощь. Обратите внимание на то, как перемещаются снежинки. Затем предложите подуть сильнее - снежинки стали перемещаться быстрее: метель разыгралась.

Данное упражнение можно проводить одновременно с несколькими детьми, используя индивидуальные трубочки.

Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформирован сильный плавный выдох. Тренировка речевого дыхания - это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе.

В играх для развития речевого подражания отработка правильного речевого дыхания является одной из целей проведения игр.

С детьми младшего и среднего дошкольного возраста целесообразно проводить игру «Звуки вокруг нас».

Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в такую игру:
- В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? "А-А-А!" А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? "О-О-О!" Самолет в небе гудит: "У-У-У!" А пароход на реке гудит: "Ы-Ы-Ы"! Повторяйте за мной.

При этом обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.


Анатомический дефект вызывает расстройства дыхания, питания, фонации, речи и слуха. Изменения дыхания при расщелинах разносторонни. Из-за отсутствия разграничения полостей носа и рта дети постоянно пользуются смешанным носо-ротовым дыханием, при котором продолжительность выдоха резко сокращается. Ключичный тип дыхания, учащенное, жизненная емкость легких понижается, отстает в развитии грудная клетка.

Страдает фонационное дыхание. В норме во время речи люди дышат ртом. Количество дыхательных движений в минуту сокращается с 16–20 до 8–10.

Стремясь сократить утечку воздуха в нос и поддержать необходимое для согласных звуков давление, дети напрягают мышцы лба, сжимают крылья носа. Эти компенсаторные гримасы постепенно входят в привычку, которая сопутствует речи, и становятся характерными для лиц с ринолалией.

Голос у них глухой, сдавленный, слабый, истощаемый, тихий, приглушенный, с выраженным носовым резонансом. Акустические изменения в спектре голоса лишают его звонкости и полетности и снижают разборчивость речи.

Другие изменения тембра связаны с ограничением открывания рта.

Акустические качества голоса детей с расщелинами нёба на первом году жизни не отличаются от голоса при нормальном строении верхней челюсти. В доречевом периоде эти дети кричат, плачут, гулят нормальным детским голосом. Изменение тембра их голоса – открытый носовой резонанс – проявляется впервые при лепете, когда ребенок начинает артикулировать свои первые согласные фонемы.

В дальнейшем, примерно до семи лет, дети с врожденными расщелинами нёба говорят (как до пластической операции, так часто и после нее) голосом с носовым резонансом.

После 7 лет голос начинает ухудшаться: падает сила, появляется истощаемость, осиплость, прекращается расширение его диапазона. Все признаки расстройства двигательной функции голосообразующего аппарата, которое окончательно формируется и закрепляется к 12–14 годам. Подростки и взрослые с ринолалией почти в 80% случаев страдают голосовыми расстройствами. Специфичны для них фонастения или парез внутренних мышц гортани.

Неправильное образование при ринолалии ряда звонких согласных ларингеальным (гортанным) способом, когда смыкания осуществляются на уровне гортани и озвучиваются трением воздуха о края голосовых складок.

Тяжелее других функций при врожденных расщелинах нёба страдает речь, которая развивается в патологических условиях. Спонтанного исправления речи после уранопластики при этом в большинстве случаев не происходит.

Наличие врожденной нёбной расщелины нарушает комплекс согласованных рефлекторных движений, обеспечивающий механизм звучной речи (дыхании, голосообразовании и артикуляции) :

1. Выдох ринолалика во время речи короткий, толчкообразный, ключичный тип.

2. не формируется дифференцированное ротовое и носовое дыхание.

4. В ротовой полости высокое положение корня языка, что является приспособительным положением для закрытия расщелины нёба. Такое положение языка ограничивает подвижность как всего тела языка, так и его кончика, который оказывается оттянутым к середине ротовой полости.

Таким образом, движения самого подвижного органа артикуляции языка, участвующего в формировании всех звуков речи, резко ограничены.

Движения губ заторможены. Чем обширнее расщелина нёба, тем больше ее отрицательное влияние на формирование звуковой речи ребенка.

При анализе звукопроизношения, наиболее пострадавшими оказываются свистящие и шипящие звуки, которые заменяются выдохом в нос, иногда с призвуком кряхтения или храпа, и задненёбные звуки, которые либо отсутствуют, либо заменяются взрывным звуком, возникающем у краев расщепленного маленького язычка или стенки глотки с высоко поднятым корнем языка.

Гласные звуки произносятся при помощи выдыхаемой через нос слегка озвонченной струи воздуха и мало отличаются друг от друга.

В легких случаях произносимые звуки близки и по артикуляции и по звучанию к нормальным, но имеют носовой оттенок, так как воздушная струя все же частично уходит в нос.

5. В процессе становления речи дети-ринолалики, стараясь приспособиться к произношению того или другого звука, излишне напрягают органы артикуляции, вовлекая при этом мышцы лица лба и особенно крыльев носа. Речь сопровождается излишними движениями лицевых мышц. Необходимо помнить, что полость рта участвует не только в акте речи, в первую очередь она принимает участие в необходимых для организма актах дыхания и принятия пищи. Поэтому грубые анатомические нарушения в строении оказывают влияние на все физическое развитие маленького ребенка.

Тема. 4. Симптоматика и структура дефекта при ринолалии

Симптомокомплексы дефектов при врожденной открытой ринолалии.

Структура речевого нарушения при ринолалии.

Сочетание речевых и неречевых нарушений в структуре дефекта.

Влияние врожденной открытой ринолалии на речевое, физическое, и психическое развитие ребенка.

РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта.
У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается слабое поверхностное дыхание. А для произнесения целого ряда звуков, таких, как свистящие, шипящие, сонорные, необходимо наличие сильной направленной воздушной струи, поэтому перед педагогом встает задача формирования у детей сначала физиологического, а затем на его основе речевого дыхания.

Речевое дыхание существенно отличается от неречевого дыхания. В отличие от физиологического дыхания, происходящего автоматически, речевое дыхание является произвольным. При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху. При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт.
Развитие дыхания, работа над силой и продолжительностью выдоха, темпом и ритмом дыхания, осуществляется на занятиях в процессе двигательных упражнений сначала без речи (формируется физиологическое дыхание), а затем с речью (воспитывается речевое дыхание).
В данном комплексе используется сочетание дыхательных и физических упражнений, при выполнении которых возрастают:
- объем и глубина дыхания,
- сила и выносливость дыхательных мышц,
- координация и ритм общих и дыхательных движений.
В начале обучения логопед является ведущим при проговаривании текста, дети произносят только отдельные звуки, звуковые сочетания. В дальнейшем дети могут произносить текст самостоятельно.
Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течении 5-10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как часть логопедического занятия, направленную на развитие речевого дыхания.
В предложенном комплексе упражнений использованы:
- элементы парадоксальной дыхательной гимнастики (А. Н. Стрельникова),
- системы развития дыхания (В. В. Васильева, Ю. С. Василенко, В. П. Морозов);
- методики развития речевого дыхания у детей с речевой патологией (М. Ф. Фомичева, Е. С. Алмазова, В. И. Рождественская, В. И. Селиверстов);
- стихотворный материал для развития речи детей дошкольного возраста (Н. В. Новотворцева, Н. А. Маранова).

Комплекс упражнений по развитию физиологического дыхания.
Начинают тренировки с 30-45 секунд за прием, постепенно увеличивая нагрузку в течение двух недель до 2 минут. Упражнения выполняют 5-6 раз.
В дальнейшем число тренировок может быть доведено до 3 раз в день по 2 минуты за прием.
Если упражнение вызывает головокружение, то продолжительность сокращается до 15-20 секунд.
Формирование диафрагмального дыхания
1. Упражнение «Животик»
В положении лежа на спине, дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают – при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую-либо игрушку. Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз - как будто она качается на качелях.
2. Упражнение «Солдатик»
В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.
Упражнение выполняется под счет: вдох – 1, 2, 3 и выдох – 1, 2, 3
От трех до семи раз подряд.
Возможные варианты изображаемых действий:
надувание и выпускание воздуха из шаров;
разжигание, а затем раздувание костра;
сбор на лугу одуванчиков, а затем дутье на них;
игра в снежинки, а потом согревание замерзших рук (со звуком Х)
сдувание корабликов
ветряные мельницы, вертушки, бабочки.
3.Упражнение. «Надуй шарик»
Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую - сбоку на нижнюю часть грудной клетки.
Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той или другой рукой).
После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох, живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение.
Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем.
Шарик лопнул - выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Стихотворный текст произносит логопед, а дети выполняют нужные действия.
4.Упражнение. «Часики»
Сидеть на стуле, ноги на ширине плеч, руки опущены.
Отвести левую руку в сторону и положить на затылок: медленно наклоняясь вправо, легко похлопать правой рукой по левому боку - вдох.
Вернуться в исходное положение - полный выдох (живот втянуть, расслабиться). То же в другую сторону.
Тик-так, тик- так,
Ходят часики вот так:
Наклон влево, наклон вправо,
Наклон влево, наклон вправо.
5.Упражнение «Щука»
Сидеть на стуле, ноги на ширине плеч, руки ладонями на ребрах.
Вдох - легко надавливаем руками на ребра, в конце вдоха - руки в стороны. Выдох - надавливаем руками на ребра.
Щука в омуте жила,
Щеткой воду мела.
Щи готовила гостям,
Угощение лещам.
6.Упражнение «Наклоны»
Стоять, ноги вместе, руки опущены.
Поднять руки вперед - вверх - глубокий вдох (надуть живот).
Опустить руки вниз и, отведя их назад, наклониться вперед - полный выдох (живот втягивается).
Долго дятел дуб долбит. (Руки вперед -вверх,)
Клювом дятел дуб долбит. (Руки вниз -назад.)
Тук, тук, тук, тук, (Руки вперед - вверх,)
Пауков найдет он тут. (Руки вниз - назад,)

7.Упражнение «Шагают ножки»
Во время ходьбы на месте руки поднимаем вверх - вдох,
опускаем руки - выдох.
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Шагают наши ножки,
По пням, по кочкам,
По камушкам, по камушкам.
В ямку - бух! (Присесть)

Динамические дыхательные упражнения
1. Упражнение «Ныряльщики»
Глубоко вдохнуть, задержать выдох, «нырнуть в воду» - присесть.
Встать («вынырнуть») - выдох.
2. Упражнение «Насос»
накачивание насосом колеса (со звуком С);
3. Упражнение «Электричка»
поездка в электричке с показом открывания и закрывания автоматических дверей (со звуком Ш)
4. Упражнение «Пилка дров»
дети становятся парами, берутся за руки и имитируют соответствующие движения: руки на себя - вдох, руки от себя – выдох.
5. Упражнение «Рубка дров»
дети поднимают и сцепляют руки над головой – вдох, наклоняются вперед – выдох.

Дифференциация ротового и носового выдохов
В результате выполнения упражнений на дифференциацию ротового и носового выдохов ребенок должен научиться ощущать разницу в направлении воздушной струи.
Для работы над дыханием на этом этапе рекомендуется выполнять три комплекса упражнений.
Первый комплекс направлен на формирование фиксированного (плавного) выдоха через нос или рот, чередования ротового и носового выдохов. Фиксированный выдох необходим для произнесения фрикативных (щелевых) согласных звуков ([ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [щ], й], х).

Комплекс 1. Формирование фиксированного выдоха
1.Упражнение «Вдох-выдох»
Широко открыть рот и спокойно подышать носом.
Закрыть одну ноздрю средним пальцем - вдох. Плавно выдохнуть через другую ноздрю. Попеременно закрывать и открыть ноздри.
Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, плавно выдохнуть через нос с голосом (м).
Вдохнуть широко открытым ртом, плавно выдохнуть носом (рот не закрывать).
Вдохнуть носом, плавно выдохнуть ртом (рот широко открыт) сначала без голоса, затем с голосом (а_______).
Вдохнуть носом, плавно выдохнуть через неплотно сомкнутые губы (ф__________).
Вдохнуть через нос, плавно выдохнуть через углы рта, сначала через правый, затем через левый.
Вдох через нос, выдох - высунуть широкий язык, поднять к верхней губе, подуть на нос (сдувать ватку с носа).
2.Упражнение. «Ветер дует»
И.п. - стоя. Спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.
Я подую высоко, (Руки поднять вверх, встать на носки, подуть,)
Я подую низко, (Руки вытянуты перед собой, наклон вперед и подуть,)
Я подую далеко, (Руки вытянуты перед собой, подуть,)
Я подую близко. (Ладони поднести к губам и подуть на них,)
Развитие силы диафрагмального выдоха.
1.Упражнение. «Деревце качается»
Стоять, наклоняя туловище и делая движения руками под чтение текста.
Ветер дует нам в лицо,
(Выдох через рот, воздушная струя сильная, машем кистями рук на лицо).
Закачалось деревцо. (Наклоны туловища вправо, влево)
Ветер тише, тише, тише, (Дуть, махи руками в лицо, слабая воздушная струя)
Деревцо все выше, выше. (Потянуться, руки вверх).
2.Упражнение. «Снежинки»
Стоя, держать на ладонях кусочки ваты.
Произвести вдох и подуть на кусочки ваты. Струя длительная и холодная.
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые снежинки.
3.Упражнение. «Повороты»
Стоя, держать руки на поясе.
Повороты туловища в стороны, влево поворот - вдох, вправо - выдох.
Боком -боком,
боком - боком
Ходит галка мимо окон.
Ветром вся взъерошена,
Снегом запорошена.
4.Упражнение. «Перекаты»
И.п. - стоя, держать руки на поясе.
Подниматься на носки - вдох, опускаться на пятки - выдох («перекатываться»). Корпус держать прямо.
Ты носочки поднимай,
Ты носочки опускай.
Чики-чики-чикалочки!
Едет гусь на палочке,
Уточка - на дудочке,
Петушок - на будочке,
Зайчик - на тачке,
Мальчик - на собачке.
5.Упражнение. «Стирка»
И.п. - стоя, опустить руки вдоль туловища.
Поднять руки вверх - вдох.
Наклонить туловище вперед, опустить руки, потрясти кистями - выдох.
Маму я свою люблю,
Я всегда ей помогу.
Я стираю, полоскаю,
С ручек воду отряхаю.
6.Упражнение «Ищем землянику»
И.п. - руки на поясе. Ноги на ширине плеч.
Произвести вдох.
Наклоняясь, левой рукой коснуться пальчиками пальцев правой ноги, правая рука остается на поясе - выдох.
Выпрямиться - вдох.
Наклоняясь, правой рукой коснуться пальчиками пальцев левой ноги, левая рука остается на поясе - выдох.
Мы шли, шли, шли,
Землянику нашли.
Раз, два, три, четыре, пять
Ищем ягодку опять.
7.Упражнение. «Зайка скачет»
Стоя, держать руки на поясе.
Делать прыжки на месте, ритмичные, легкие. Дыхание свободное, темп средний.
Прыг-скок, прыг-скок,
Зайки скачут, скок-поскок,
На зелененький лужок.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыг-зайчонок под кусток.
8.Упражнение. «Зарядка»
Выполнение соответствующих движений под чтение текста. Дыхание свободное.
Все выходят на зарядку, (Ходьба на месте.)
Дружно делают зарядку.
Влево-вправо! Влево-вправо! (Наклоны.)
Получается на славу! (Присесть.)
Встали! Выдохнуть! Вдохнуть! (Потрясти руками.)
Теперь можно отдохнуть. (Встряхнуть ступни ног.)
Раз - два! Раз - два! (Наклоны туловища.)
Замелькали пятки, (Бег на месте.)
Как чудесно босиком (Бег на носках.)
Бегать на зарядке! (Бег на пятках.)
Умеют все ребятки
С носочков встать на пятки. (Соответствующие движения.)
Вдохнуть и потянуться,
Присесть и разогнуться.
Встали! Выдохнуть! Вдохнуть!
Теперь можно отдохнуть.

После того как отработаны упражнения первого комплекса, необходимо последовательно переходить к следующему комплексу.
Второй комплекс предназначен для формирования форсированного (толчкообразного) выдоха через нос или рот, чередования ротового и носового выдохов. Форсированный выдох необходим для произнесения взрывных (смычных) согласных звуков ([п], [б], [т], [д], [к], [г]).

Комплекс 2. Формирование форсированного выдоха
1. Вдохнуть носом, выдохнуть через нос толчками.
2. Вдохнуть носом, выдохнуть через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки (ф! ф! ф!).
3. Рот широко открыть, высунуть язык, вдохнуть и выдохнуть ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака).
4. Вдохнуть широко открытым ртом, толчкообразно выдохнуть носом (рот не закрывать).
5. Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, толчкообразно выдохнуть через нос сначала без голоса, затем с голосом (м! м! м!).
6. Вдохнуть через нос, толчкообразно выдохнуть через углы рта, сначала через правый, затем через левый.
7. Губы трубочкой вытянуть вперед. Вдохнуть носом, толчкообразно выдохнуть через «трубочку» (у! у! у!).

Третий комплекс направлен на формирование умения сочетать фиксированный и форсированный выдохи. Это умение необходимо для произнесения аффрикативных звуков ([ц], [ч]) и групп согласных звуков разного способа образования ([тс], [пл], [вр], тр, др и т.д.)

Комплекс 3. Формирование умения сочетать фиксированный и форсированный выдох
1. Вдохнуть носом, толчкообразно выдохнуть, в конце переходя в плавный выдох (ф! ф! ф).
2. Губы трубочкой вытянуть вперед. Вдохнуть носом, удлиненно выдохнуть через «трубочку» с усилением в конце (У________у! у!).
3. Губы трубочкой вытянуть вперед. Вдохнуть носом, толчкообразно выдохнуть, в конце переходящий в плавный выдох (у! У! У_________).
4. Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, удлиненно выдох¬нуть через нос с усилением в конце с голосом (м м! м!).
5. Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, толчкообразно выдохнуть, в конце переходя в плавный выдох (м! м! м).
6. Губы в улыбке. Вдохнуть носом, удлиненно выдохнуть через рот с усилением в конце (с _______с! с!).
7. Губы в улыбке. Вдохнуть носом, толчкообразно выдохнуть, в конце переходя в плавный выдох (с! с! с).
8. Вдохнуть носом. Длительно произносить звук [ш] с усилением в конце (ш_______ш! ш!).
9. Вдохнуть носом. Кратко произносить звук [ш], удлинить выдох в конце произнесения (ш! ш! ш).
Главной особенностью работы над дыханием в этот период является сочетание дыхательных упражнений с работой артикуляционного и голосового аппаратов, что способствует развитию координации между дыханием, голосом и артикуляцией.

РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ.
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. Особенности речевого дыхания связаны с тем, что дыхание в момент речи зависит от речевого звена, которое может быть длинным или коротким, громким или тихим, спокойным или эмоционально окрашенным. Очень часто у детей возникают сложности с речевым дыханием. Это обусловлено рядом причин:
Поверхностное и частое дыхание ребенка (грудное);
Слабый вдох и выдох;
Неправильный толчкообразный вдох;
Неравномерное распределение воздуха на фразу, добор воздуха в середине слова;
Торопливое произнесение фраз на вдохе с захлебыванием.
Дыхательные упражнения в сочетании с речью способствуют развитию речевого дыхания. Речевое дыхание, в отличие от физиологического, характеризуется коротким глубоким вдохом и длительным выдохом, во время которого происходит речевой акт.
В работу включаются голосовые упражнения. После вдоха через нос следует медленный выдох с одновременным произнесением согласных, гласных звуков, слогов. В качестве речевого материала на занятиях сначала используются отдельные гласные, согласные, затем слоги, слова, фразы. По мере выполнения упражнений по развитию речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха будет возрастать.

Комплекс упражнений по развитию речевого дыхания.
1.Звуковая ниточка (дорожка)
Цель: воспитание правильного речевого дыхания, автоматизация изолированного звука.
Описание упражнения
Дети соединяют пальцы рук, собранные в щепоть, перед грудью (как будто держат за концы короткую ниточку), а затем начинают разводить руки в стороны, одновременно пропевая какой – либо
Гласный звук (тянут длинную нить). Вдох производится до начала движения рук.
Для вызывания большего интереса к упражнению можно предложить детям сначала вытянуть короткую ниточку (спеть короткую песенку «А» в течении 1 секунды) лишь слегка разведя руки в стороны, а затем вытянуть длинную звуковую нить (пропев звук «А» в течении 3-6 секунд).
В следующий раз предложите детям пропеть гласные звуки У, О, И, Э.
В процессе автоматизации звуков можно предложить ребенку тянуть и некоторые согласные звуки, например, С, З, Ш, Ж, Щ, Л, Р.

2.Намотай клубочек
Цель: формирование длительного речевого выдоха, автоматизация изолированного звука.
Описание упражнения
Дети вращают кисти рук одну вокруг другой перед грудью и в это время длительно произносят гласный звук – как будто наматывают на клубок длинную звуковую ниточку. Можно посоревноваться, чья ниточка окажется длиннее.
В процессе автоматизации звуков можно предложить ребенку, наматывая «ниточку на клубочек», тянуть и некоторые согласные звуки, например: С, З, Ш, Ж, Щ, Л, Р.

3. Ручки поднимаем – звуки распеваем
Цель: воспитание правильного речевого дыхания, умение произнести на одном выдохе два гласных звука, автоматизация
изолированных звуков.
Описание упражнения
После короткого глубокого вдоха дети поднимают руки вверх, одновременно произнося звук «А», а затем опускают руки вниз, произнося звук «У».
В процессе автоматизации звуков можно предложить ребенку делать движения руками и одновременно длительно произносить и некоторые согласные звуки, например, пары: С-З; Ш-Ж; Л-Р.

4.. Звуковая зарядка
Цель: воспитание правильного речевого дыхания, умение произнести на одном выдохе три и более гласных звуков.
Описание упражнения
ВАРИАНТ 1. (для детей с 3-х лет)
Дети поднимают руки вверх, а затем опускают их через стороны вниз, одновременно произнося на одном дыхании цепочку их трех гласных звуков. Во время движения рук из нижнего положения в положение «вперед» - поется звук «А», при движении из положения «вперед» в положение «вверх» - произносится звук «У», а при опускании рук через стороны вниз произносится звук «И».
ВАРИАНТ 2. (для детей с 4-х лет)
Дети поднимают руки через стороны вверх и так же их опускают, одновременно произнося цепочку из четырех гласных звуков. Во время движения рук из нижнего положения в положение «в стороны» - поется «А», при движении из положения « в стороны» в положение «вверх» - произноситься звук «О», затем при движении рук из положения «вверх» в положение «в стороны» произносится звук «У», а из положения «в стороны» в нижнее положение - звук «И».
КОММЕНТАРИЙ: у дошкольников длительность пения на одном выдохе в секундах соответствует количеству полных лет. Так, двухлетний ребенок может тянуть звук в течение двух секунд, или пропеть подряд два гласных звука, трехлетний – три секунды или три звука и т. д. Для сравнения: взрослый человек может пропевать один звук в среднем 12-16 секунд, а вот оперный певец – 32 секунды.

5. Слоговая зарядка
Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слогов; автоматизация звуков в слогах.
Описание упражнения
ВАРИАНТ 1 (для детей с 3-х лет)
Дети поднимают руки вверх, а затем опускают их через стороны вниз, одновременно произнося на одном дыхании цепочку из трех слогов. Во время движения рук из нижнего положения в положение «вперед» проговаривается слог ТА, при движении из положения «вперед» в положение «вверх» произносится слог ТО, а при опускании рук через стороны вниз – ТУ.
ВАРИАНТ 2 (для детей с 4–х лет)
Дети поднимают руки через стороны вверх и так же их опускают, одновременно проговаривая цепочку из четырех слогов.
Во время движения рук из нижнего положения в положение « в стороны» - произносится слог ГА.
При движении из положения «в стороны» в положение «вверх» - ГО.
При движении рук из положения «вверх» в положение « в стороны» проговаривается слог ГУ,
Из положения «в стороны» в нижнее положение произносится слог ГЫ.
В период работы над автоматизацией в слогах свистящих звуков рекомендуется делать слоговую зарядку со следующим слоговым материалом:
СА-СО-СУ-СЫ;
ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ;
ЦА-ЦО-ЦУ-ЦЫ
Отрабатывая с детьми произнесение шипящих звуков, можно предложить для проговаривания слоги:
ША-ШО-ШУ-ШИ
ЖА-ЖО-ЖУ-ЖЫ
ЩА-ЩО-ЩУ-ЩИ
ЧА-ЧО-ЧУ-ЧИ
Аналогично закрепляются в слогах звуки «Л» и «Р».
С детьми, у которых нарушена слоговая структура слов (пропускают или переставляют в словах звуки и слоги), полезно проговаривать слоги с сочетанием согласных такие, как
МНА-МНО-МНУ-МНЫ
ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ
СТА-СТО-СТУ-СТЫ

6.Пальчиковая зарядка
Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слогов.
Автоматизация звуков в слогах. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Описание упражнения
ВАРИАНТ 1
Дети произносят цепочку из четырех слогов, например,
ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ, одновременно совершая следующие движения пальцами правой руки:
ЛА- соединяются кончики большого и указательного пальцев, ЛО- большой и средний, ЛУ- большой и безымянный, ЛЫ- большой палец и мизинец.
В следующий раз упражнение проводится так же, но движения совершают пальцы левой руки, В заключении следует повторить пальчиковую зарядку, проговаривая слоги и работая обеими руками одновременно. Постепенно навыки слитного произнесения слогов переносятся на слова, словосочетания и предложения, при произношении которых может меняться ритм и темп речи.
ВАРИАНТ 2
К упражнению «Пальчиковая зарядка» можно вернуться на этапе отработки произнесения на одном выдохе целой фразы. В этом случае ребенок одновременно с произнесением каждого слова совершает движения пальцами по схеме, описанной в варианте 1.
Например, чтение стихотворения Агнии Барто «Слон» с синхронными движениями пальцев рук будет выглядеть следующим образом: (1- большой палец; 2- указательный палец; 3- средний палец; 4-безымянный палец; 5-мизинец).
Спать пора! Уснул бычок,
1+2 1+3 1+4 1+5
Лег в коробку на бочок.
1+2 1+3 1+4 1+5
Сонный мишка лег в кровать,
1+2 1+3 1+4 1+5
Только слон не хочет спать.
1+2 1+3 1+4 1+5
Голо – вой кивает слон,
1+2 1+3 1+4 1+5
Он слонихе шлет поклон.
1+2 1+3 1+4 1+5
Используя этот прием, можно читать и другие, хорошо знакомые детям стихи, например, стихотворения А. Барто «Кораблик», «Грузовик», «Барабан».

7.Назови по порядку
Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слов.
Закрепление в памяти детей название чисел, времен года, дней, недели, месяцев.
Описание упражнения
Детям младшего и среднего возраста предлагается сосчитать свои пальчики, игрушки или предметы на картинке - «один, два, три, четыре, пять……» (количество названных на одном дыхании чисел не должно превышать количества лет ребенка). Дошкольникам среднего и старшего возраста, кроме того, дается задание перечислить по порядку времена года, дни недели, месяцы.

8.Выставка
Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе фразу из двух слов.
Формирование слитности произнесения, расширение словаря.
Оборудование: игрушки или предметные картинки по различным лексическим темам.
Описание упражнения
Взрослый показывает ребенку какую-либо игрушку или картинку и спрашивает: «Что это?». Ребенок отвечает, например: «Это машинка» или «Это собачка». Целесообразно проводить игру по отрабатываемым лексическим темам.

Последние материалы сайта