Презентация на тему "круговорот химических веществ в природе". Презентация на тему "круговорот веществ в природе" Круговорот вещества и энергии в природе презентация

08.09.2022
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

1 слайд

Презентация к уроку по теме «Круговорот веществ в биосфере» Подготовлена учителем биологии высшей квалификационной категории Сафьяновой Лидией Петровной, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа» 2011 год

2 слайд

Цель урока: дать понятие о круговороте веществ, взаимосвязи веществ в биосфере, соответствие единым законам природы. Задачи урока: Расширить знания о круговороте веществ. Показать перемещение веществ в биосфере. Показать роль круговорота веществ в биосфере. Оборудование: таблицы «Границы биосферы и плотность жизни в ней», схема круговорота веществ, ПК, проектор, презентация.

3 слайд

Вернадский Владимир Иванович 12.03.1863 – 6.01.1945 Вернадский В. И. осуществил важнейшие исследования в области биологии. Дал в 1926 г. определение биосферы. Вернадский В. И. один из основоположников биогеохимии.

4 слайд

Биосфера, по В. И. Вернадскому, – это общепланетарная оболочка, та область Земли, где существует или существовала жизнь и которая подвергается или подвергалась ее воздействию. Рис. 1. Первые растения суши (400 млн. лет назад) За миллиарды лет фотосинтезирующие организмы (рис. 1) связали и превратили в химическую работу огромное количество солнечной энергии. Часть ее запасов в ходе геологической истории накопилась в виде залежей угля и других ископаемых органических веществ – нефти, торфа и др.

5 слайд

Благодаря живым существам возникли многие горные породы на Земле. Рис. 3. Океанические грунты под микроскопом Живые организмы играют большую роль в разрушении и выветривании горных пород на суше. Они – главные разрушители мертвого органического вещества.

6 слайд

В. В. Докучаев (1846 - 1903) Живые организмы создают в биосфере круговороты важнейших биогенных элементов, которые попеременно переходят из живого вещества в неорганическую материю. Эти циклы делят на две основные группы: круговороты газов и осадочные круговороты. В первом случае главный поставщик элементов – атмосфера (углерод, кислород, азот), во втором – горные осадочные породы (фосфор, сера и др.).

7 слайд

В каждой экосистеме происходит круговорот вещества как результат экофизиологической взаимосвязи автотрофов и гетеротрофов.

8 слайд

Участвуют в круговороте веществ Продуценты Консументы Редуценты Неорганические вещества

9 слайд

10 слайд

Слайд 2

Круговорот веществ Углерод в природе Круговорот углерода в природе Процессы в круговороте углерода Азот в природе Круговорот азота Круговорот веществ Кислород в природе Круговорот кислорода Видео ролик о круговороте кислорода

Слайд 3

Круговорот Веществ

Освещая вопрос о круговороте химических элементов, важно отметить, что в природе постоянно протекают различные химические реакции. Часть этих реакций проходит без участия живых существ, а часть - при их непосредственном участии, т. е. в живой природе. В результате химических процессов атомы перемещаются, движутся. Вследствие этого происходит обмен веществ и энергии между всеми оболочками Земли: литосферой, атмосферой, гидросферой, биосферой. Круговорот химических элементов является причиной постоянства протекания химических реакций. Можно сказать, что благодаря круговороту химических элементов возможна жизнь на Земле. Круговорот веществ - это повторяющиеся процессы превращения и перемещения веществ в природе, имеющие более или менее циклический характер. Особо важную роль для жизни на Земле играют круговороты углерода и кислорода. В содержание След.

Слайд 4

Углерод в природе

Вся земная жизнь основана на углероде. Каждая молекула живого организма построена на основе углеродного скелета. Атомы углерода постоянно мигрируют из одной части биосферы в другую. На примере круговорота углерода в природе можно проследить в динамике картину жизни на нашей планете. Основные запасы углерода на Земле находятся в виде содержащегося в атмосфере и растворенного в Мировом океане диоксида углерода, то есть углекислого газа (CO2). семейство углеродных материалов Углеродные нанотрубки В содержание След.

Слайд 5

Круговорот углерода

При дыхании организмов СО2 возвращается в атмосферу. Определенная часть углерода накапливается в виде мертвой органики и переходит в ископаемое состояние. Когда наступает смерть, то сапрофаги и биоредуценты двух типов разлагают и минерализуют трупы, образуя цепи питания, в конце которых углерод нередко поступает в круговорот в форме углекислоты Круговорот углерода В содержание След.

Слайд 6

Процессы круговорота углерода

  • Слайд 7

    Азот в природе

    В содержание След. Азот - одно из самых распространенных веществ в биосфере, узкой оболочке Земли, где поддерживается жизнь. Так, почти 80% воздуха, которым мы дышим, состоит из этого элемента. Связь между атомами азота и другими атомами достаточно слабая, что позволяет живым организмам усваивать атомы азота. Поэтому связывание азота - чрезвычайно важная часть жизненных процессов на нашей планете.

    Слайд 8

    Круговорот азота

    Цикл азота состоит в следующем. о главная роль заключается в том, что он входит в состав жизненно важных структур организма - аминокислот белка, а также нуклеиновых кислот. В живых организмах содержится примерно 3% всего активного фонда азота. Растения потребляют примерно 1% азота; время его круговорота составляет 100 лет. От растений-продуцентов азотосодержащие соединения переходят к консументам, от которых после отщепления аминов от органических соединений азот выделяется в виде аммиака или мочевины, а мочевина затем также превращается в аммиак (вследствие гидролиза) В содержание След.

    Слайд 9

    Кислород в природе

    Кислород - самый распространенный на Земле элемент, на его долю приходится около 47,4 % массы твердой земной коры. Морские и пресные воды содержат огромное количество связанного кислорода - 88,8 % (по массе), в атмосфере содержание свободного кислорода составляет 20,95 % (по объёму) в воздухе массовая доля кислорода составляет 23,12 % . Элемент кислород входит в состав более 1500 соединений земной коры. Молекула кислорода Кислород в океане В содержание След.

    Презентация к уроку по теме «Круговорот веществ в биосфере» Подготовлена учителем биологии высшей квалификационной категории Сафьяновой Лидией Петровной, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа» 2011 год


    Цель урока: дать понятие о круговороте веществ, взаимосвязи веществ в биосфере, соответствие единым законам природы. Задачи урока: Расширить знания о круговороте веществ. Показать перемещение веществ в биосфере. Показать роль круговорота веществ в биосфере. Оборудование: таблицы «Границы биосферы и плотность жизни в ней», схема круговорота веществ, ПК, проектор, презентация.


    Вернадский Владимир Иванович – Вернадский В. И. осуществил важнейшие исследования в области биологии. Дал в 1926 г. определение биосферы. Вернадский В. И. один из основоположников биогеохимии.


    Биосфера, по В. И. Вернадскому, – это общепланетарная оболочка, та область Земли, где существует или существовала жизнь и которая подвергается или подвергалась ее воздействию. Рис. 1. Первые растения суши (400 млн. лет назад) За миллиарды лет фотосинтезирующие организмы (рис. 1) связали и превратили в химическую работу огромное количество солнечной энергии. Часть ее запасов в ходе геологической истории накопилась в виде залежей угля и других ископаемых органических веществ – нефти, торфа и др.


    Благодаря живым существам возникли многие горные породы на Земле. Рис. 3. Океанические грунты под микроскопом Живые организмы играют большую роль в разрушении и выветривании горных пород на суше. Они – главные разрушители мертвого органического вещества.


    В. В. Докучаев () Живые организмы создают в биосфере круговороты важнейших биогенных элементов, которые попеременно переходят из живого вещества в неорганическую материю. Эти циклы делят на две основные группы: круговороты газов и осадочные круговороты. В первом случае главный поставщик элементов – атмосфера (углерод, кислород, азот), во втором – горные осадочные породы (фосфор, сера и др.).










    Представленная презентация и конспект урока помогут педагогам эффективно подготовиться к открытому уроку, посвященному теме «».

    Конспект урока «Живые участники круговорота веществ в природе» является лауреатом городского конкурса (г.Екатеринбург) проектов уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий для педагогов общеобразовательных учреждений «Мастерская мультимедийных уроков» в 2008-2009 уч. году.

    Тип урока : изучение нового материала

    Цель урока: сформировать у обучающихся первоначальные представления о биотическом круговороте веществ в природе, связывающем все живое и неживое, и об экологическом равновесии.

    Задачи:

    1. Предметно-информационные:

    • актуализация знаний, позволяющая актуализировать знания, позволяющие ребенку различать участников круговорота веществ;
    • ознакомление детей с понятием «круговорот веществ».

    2. Деятельностно-коммуникативные:

    • установление взаимосвязи между участниками круговорота;
    • развитие культуры общения детей в процессе групповой деятельности;
    • развитие абстрактно-логического мышления путем решения проблемной ситуации, создаваемой на уроке.

    3. Ценностно-ориентационные:

    • формирование осознания детьми важности роли человека в сохранении связи в природе.

    Планируемые достижения учащихся :

    • первоначальные представления о круговороте веществ в природе;
    • умение различать участников круговорота веществ и их место и роль человека в экологической цепи.

    Виды контроля : наблюдение за качеством деятельности детей, самоконтроль и взаимоконтроль при работе в парах и группах.

    Оборудование: мультимедийный проектор, аншлаги - растительноядные, плотоядные, хищные, потребители, разрушители, производители.

    Ход урока

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    1.Актуализация знаний и мотивация на изучение круговорота веществ

    Сегодня на уроке мы продолжим изучение взаимосвязей в природе, их места и роли человека в природе

    Вопрос классу

    Что такое природа? Назвать признаки живой природы.

    Работа в парах

    Расселить растения и животных в свою среду обитания (утка, соловей, жаба, карась, щука, ряска, черви, рогоз, береза, сосна)

    Слайд 1

    Ответы детей.

    Какой вывод можно сделать после обсуждения данного вопроса?

    Гидросфера: жаба, карась, щука, ряска, рогоз.

    Атмосфера: соловей, заяц, береза, сосна, утка.

    Литосфера: береза, сосна, черви.

    Вывод:

    Каждый живой организм может жить в своем месте, чувствуя себя как дома.

    Вопрос классу

    Фронтальная работа

    Почему животные не могут жить без растений, а растения не могут жить без животных?

    Где на Земном шаре распространена жизнь?

    Слайд 2, 3 щелчка.

    Ответы детей.

    В атмосфере

    Литосфере

    Гидросфере

    Атмосфера, литосфера, гидросфера - все эти части вместе составляют БИОСФЕРУ

    2. Открытие нового.

    Фронтальная работа

    Фронтальная работа

    С вашей точки зрения, что является причиной всех происходящих процессов в природе.

    Учитель обобщает ответы.

    Растения получают от солнца богатые энергией органические вещества

    Слайд 3, щелчок.

    Из почвы растения поглащают воду и минеральные вещества

    Слайд 3, щелчок.

    Из неорганических веществ растения создают органические под действием солнца. Этот процесс называется ФОТОСИНТЕЗ.

    Слайд 3, щелчок.

    Растения выделяют стоительный материал для животных и растений - кислород.

    Слайд 4

    Получая энергию солнца, растения набирают силу, растут.

    За счет чего это происходит?

    Какова роль растений в природе? Дайте новое название растениям.

    Назовите некоторые из них.

    Слайд 5

    Ответы детей

    Происходит за счет превращения энергии

    Являются пищей для животных.

    Кормильцы, производители.

    Вывод совместный

    Растения - пища для животных. Научное название этих животных - РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ, ЕДОКИ - ПОТРЕБИТЕЛИ (аншлаги на доску)

    Назовите растительноядных животных.

    Слайд 6, 5 щелчков.

    Что является пищей для растительноядных животных?

    Слайд 7, 4 щелчка.

    Лошадь, заяц, птицы,

    насекомые

    Растения, вода, воздух

    Чем питаются животные хищники?

    Животные - хищники питаются растительноядными животными.

    Слайд 8, 4 щелчка.

    Научное название этой группы животных ЕДОКИ, ПОТРЕБИТЕЛИ (аншлаги на доску)

    Эту группу можно разделить на три группы:

    Слайд 9, щелчок

    Травоядные щелчок

    Плотоядные щелчок

    Хищные щелчок

    Назвать животных, которые относятся к группе травоядных животных.

    Слайд 10, 6 щелчков

    Назвать животных, которые относятся к группе плотоядных животных

    Слайд 11, 3 щелчка

    Назвать животных, которые относятся к группе хищных животных

    Слайд 12, 3 щелчка

    Ответы детей

    Птицы, заяц, лось, мыши

    Сова, лиса, змеи

    Ястреб, волк, тигр

    Проблемный

    Какой объект природы не назвали?

    Какой группе потребителей мы его отнесем?

    Человека

    Групповая работа

    Слайд 13

    Обсуждение

    Вывод: человек - растительноядный объект

    Вопрос классу

    Какой можно сделать вывод, проанализиовав рассмотренный материал?

    Вывод: Все объекты природы находятся в зависимости друг от друга, все взаимосвязаны.

    Вопрос классу

    Что может произойти в природе в данной ситуации?

    Что необходимо для восстановления равновесия в природе в каждой экосистеме?

    Необходимы разрушители (мусорщики). К ним относятся:

    Слайд 14

    микробы щелчок,

    бактерии, щелчок

    грибы. щелчок

    Произойдет переизбыток потребителей, загрязнение природы.

    Необходимы объекты, которые будут убирать за всеми

    Заключительная беседа

    При помощи этих участников происходит разрушение сложных веществ в простые, которые попадают в почву.

    Кто участвует в круговороте веществ в природе?

    Может ли прекратиться этот процесс?

    Живые организмы.

    Нет, он бесконечен.

    Вопрос классу

    Фронтальная

    Благодаря живым организмам превращение веществ идет по замкнутому кругу (круговорот веществ)

    Какой закон работает в данном процессе?

    Итак, тема нашего урока …..

    Живые участники круговорота веществ в природе

    Слайд 15

    Закон сохранения веществ

    -Живые участники круговорота веществ в природе

    Закрепление

    Перечислим основные этапы и участников круговорота веществ в природе.

    Солнце (стрелка)

    Растения (стрелка)

    Растительноядные (стрелка)

    Хищники (стрелка)

    Ястреб (5стрелок, показывающих взаимосвязь)

    Продукты выделения

    Микробы (2 стрелки)

    Бактерии

    Круг замкнулся

    Домашнее задание

    1 уровень: Кто поддерживает порядок в биосфере?

    2 уровень: Найти место каждому организму в круговороте веществ в природе.

    3 уровень: Возможен ли круговорот веществ в организме человека?

    Презентация по теме «Круговорот веществ в природе»

    Слайд 2

    Определение биосферы

    Биосфера, по В.И. Вернадскому, – это общепланетарная оболочка, та область Земли, где существует или существовала жизнь и которая подвергается или подвергалась ее воздействию. Биосфера охватывает всю поверхность суши, моря и океаны, а также ту часть недр Земли, где находятся породы, созданные деятельностью живых организмов.

    Слайд 3

    Роль живых организмов в биосфере

    • Живые организмы создают в биосфере круговороты важнейших биогенных элементов, которые попеременно переходят из живого вещества в неорганическую материю. Эти циклы делят на две основные группы: круговороты газов и осадочные круговороты. В первом случае главный поставщик элементов – атмосфера (углерод, кислород, азот), во втором – горные осадочные породы (фосфор, сера и др.).
    • Благодаря живым существам возникли многие горные породы на Земле. Организмы обладают способностью избирательно поглощать и накапливать в себе отдельные элементы в гораздо большем количестве, чем они есть в окружающей среде.
    • Совершая гигантский биологический круговорот веществ в биосфере, жизнь поддерживает стабильные условия для своего существования и существования в ней человека.
    • Живые организмы играют большую роль в разрушении и выветривании горных пород на суше. Они – главные разрушители мертвого органического вещества.
  • Слайд 4

    Понятие «живого вещества»

    • Биосфера охватывает всю поверхность суши, моря и океаны, а также ту часть недр Земли, где находятся породы, созданные деятельностью живых организмов. В атмосфере верхние границы жизни определяются озоновым экраном – тонким слоем газа озона на высоте 16–20 км. Он задерживает губительные ультрафиолетовые лучи солнца. Океан насыщен жизнью целиком, до дна самых глубоких впадин в 10–11 км. В глубину твердой части Земли активная жизнь проникает местами до 3 км (бактерии в нефтяных месторождениях). Результаты жизнедеятельности организмов в виде осадочных пород прослеживаются еще глубже.
    • Размножение, рост, обмен веществ и активность живых организмов за миллиарды лет полностью преобразовали эту часть нашей планеты.
    • Всю массу организмов всех видов В.И. Вернадский назвал живым веществом Земли.
  • Слайд 5

    Большой круговорот

    Большой круговорот, продолжающийся миллионы лет, заключается в том, что Горные породы подвергаются разрушению, а продукты выветривания сносятся потоками воды в Мировой океан, где они образуют морские напластования и лишь частично возвращаются на сушу с осадками.

    Слайд 6

    Малый круговорот

    Малый круговорот (часть большого) происходит на уровне экосистемы и состоит в том, что питательные вещества, вода и углерод аккумулируются в веществе растений, расходуются на построение тела и на жизненные процессы, как самих этих растений, так и других организмов (как правило, животных), которые поедают эти растения (консументы).

    Посмотреть все слайды

  • Последние материалы сайта