1 слайд
Презентация к уроку по теме «Круговорот веществ в биосфере» Подготовлена учителем биологии высшей квалификационной категории Сафьяновой Лидией Петровной, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа» 2011 год
2 слайд
Цель урока: дать понятие о круговороте веществ, взаимосвязи веществ в биосфере, соответствие единым законам природы. Задачи урока: Расширить знания о круговороте веществ. Показать перемещение веществ в биосфере. Показать роль круговорота веществ в биосфере. Оборудование: таблицы «Границы биосферы и плотность жизни в ней», схема круговорота веществ, ПК, проектор, презентация.
3 слайд
Вернадский Владимир Иванович 12.03.1863 – 6.01.1945 Вернадский В. И. осуществил важнейшие исследования в области биологии. Дал в 1926 г. определение биосферы. Вернадский В. И. один из основоположников биогеохимии.
4 слайд
Биосфера, по В. И. Вернадскому, – это общепланетарная оболочка, та область Земли, где существует или существовала жизнь и которая подвергается или подвергалась ее воздействию. Рис. 1. Первые растения суши (400 млн. лет назад) За миллиарды лет фотосинтезирующие организмы (рис. 1) связали и превратили в химическую работу огромное количество солнечной энергии. Часть ее запасов в ходе геологической истории накопилась в виде залежей угля и других ископаемых органических веществ – нефти, торфа и др.
5 слайд
Благодаря живым существам возникли многие горные породы на Земле. Рис. 3. Океанические грунты под микроскопом Живые организмы играют большую роль в разрушении и выветривании горных пород на суше. Они – главные разрушители мертвого органического вещества.
6 слайд
В. В. Докучаев (1846 - 1903) Живые организмы создают в биосфере круговороты важнейших биогенных элементов, которые попеременно переходят из живого вещества в неорганическую материю. Эти циклы делят на две основные группы: круговороты газов и осадочные круговороты. В первом случае главный поставщик элементов – атмосфера (углерод, кислород, азот), во втором – горные осадочные породы (фосфор, сера и др.).
7 слайд
В каждой экосистеме происходит круговорот вещества как результат экофизиологической взаимосвязи автотрофов и гетеротрофов.
8 слайд
Участвуют в круговороте веществ Продуценты Консументы Редуценты Неорганические вещества
9 слайд
10 слайд
Слайд 2
Круговорот веществ Углерод в природе Круговорот углерода в природе Процессы в круговороте углерода Азот в природе Круговорот азота Круговорот веществ Кислород в природе Круговорот кислорода Видео ролик о круговороте кислорода
Слайд 3
Освещая вопрос о круговороте химических элементов, важно отметить, что в природе постоянно протекают различные химические реакции. Часть этих реакций проходит без участия живых существ, а часть - при их непосредственном участии, т. е. в живой природе. В результате химических процессов атомы перемещаются, движутся. Вследствие этого происходит обмен веществ и энергии между всеми оболочками Земли: литосферой, атмосферой, гидросферой, биосферой. Круговорот химических элементов является причиной постоянства протекания химических реакций. Можно сказать, что благодаря круговороту химических элементов возможна жизнь на Земле. Круговорот веществ - это повторяющиеся процессы превращения и перемещения веществ в природе, имеющие более или менее циклический характер. Особо важную роль для жизни на Земле играют круговороты углерода и кислорода. В содержание След.
Слайд 4
Вся земная жизнь основана на углероде. Каждая молекула живого организма построена на основе углеродного скелета. Атомы углерода постоянно мигрируют из одной части биосферы в другую. На примере круговорота углерода в природе можно проследить в динамике картину жизни на нашей планете. Основные запасы углерода на Земле находятся в виде содержащегося в атмосфере и растворенного в Мировом океане диоксида углерода, то есть углекислого газа (CO2). семейство углеродных материалов Углеродные нанотрубки В содержание След.
Слайд 5
При дыхании организмов СО2 возвращается в атмосферу. Определенная часть углерода накапливается в виде мертвой органики и переходит в ископаемое состояние. Когда наступает смерть, то сапрофаги и биоредуценты двух типов разлагают и минерализуют трупы, образуя цепи питания, в конце которых углерод нередко поступает в круговорот в форме углекислоты Круговорот углерода В содержание След.
Слайд 6
Слайд 7
В содержание След. Азот - одно из самых распространенных веществ в биосфере, узкой оболочке Земли, где поддерживается жизнь. Так, почти 80% воздуха, которым мы дышим, состоит из этого элемента. Связь между атомами азота и другими атомами достаточно слабая, что позволяет живым организмам усваивать атомы азота. Поэтому связывание азота - чрезвычайно важная часть жизненных процессов на нашей планете.
Слайд 8
Цикл азота состоит в следующем. о главная роль заключается в том, что он входит в состав жизненно важных структур организма - аминокислот белка, а также нуклеиновых кислот. В живых организмах содержится примерно 3% всего активного фонда азота. Растения потребляют примерно 1% азота; время его круговорота составляет 100 лет. От растений-продуцентов азотосодержащие соединения переходят к консументам, от которых после отщепления аминов от органических соединений азот выделяется в виде аммиака или мочевины, а мочевина затем также превращается в аммиак (вследствие гидролиза) В содержание След.
Слайд 9
Кислород - самый распространенный на Земле элемент, на его долю приходится около 47,4 % массы твердой земной коры. Морские и пресные воды содержат огромное количество связанного кислорода - 88,8 % (по массе), в атмосфере содержание свободного кислорода составляет 20,95 % (по объёму) в воздухе массовая доля кислорода составляет 23,12 % . Элемент кислород входит в состав более 1500 соединений земной коры. Молекула кислорода Кислород в океане В содержание След.
Презентация к уроку по теме «Круговорот веществ в биосфере» Подготовлена учителем биологии высшей квалификационной категории Сафьяновой Лидией Петровной, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа» 2011 год
Цель урока: дать понятие о круговороте веществ, взаимосвязи веществ в биосфере, соответствие единым законам природы. Задачи урока: Расширить знания о круговороте веществ. Показать перемещение веществ в биосфере. Показать роль круговорота веществ в биосфере. Оборудование: таблицы «Границы биосферы и плотность жизни в ней», схема круговорота веществ, ПК, проектор, презентация.
Вернадский Владимир Иванович – Вернадский В. И. осуществил важнейшие исследования в области биологии. Дал в 1926 г. определение биосферы. Вернадский В. И. один из основоположников биогеохимии.
Биосфера, по В. И. Вернадскому, – это общепланетарная оболочка, та область Земли, где существует или существовала жизнь и которая подвергается или подвергалась ее воздействию. Рис. 1. Первые растения суши (400 млн. лет назад) За миллиарды лет фотосинтезирующие организмы (рис. 1) связали и превратили в химическую работу огромное количество солнечной энергии. Часть ее запасов в ходе геологической истории накопилась в виде залежей угля и других ископаемых органических веществ – нефти, торфа и др.
Благодаря живым существам возникли многие горные породы на Земле. Рис. 3. Океанические грунты под микроскопом Живые организмы играют большую роль в разрушении и выветривании горных пород на суше. Они – главные разрушители мертвого органического вещества.
В. В. Докучаев () Живые организмы создают в биосфере круговороты важнейших биогенных элементов, которые попеременно переходят из живого вещества в неорганическую материю. Эти циклы делят на две основные группы: круговороты газов и осадочные круговороты. В первом случае главный поставщик элементов – атмосфера (углерод, кислород, азот), во втором – горные осадочные породы (фосфор, сера и др.).
Представленная презентация и конспект урока помогут педагогам эффективно подготовиться к открытому уроку, посвященному теме «».
Конспект урока «Живые участники круговорота веществ в природе» является лауреатом городского конкурса (г.Екатеринбург) проектов уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий для педагогов общеобразовательных учреждений «Мастерская мультимедийных уроков» в 2008-2009 уч. году.
Тип урока : изучение нового материала
Цель урока: сформировать у обучающихся первоначальные представления о биотическом круговороте веществ в природе, связывающем все живое и неживое, и об экологическом равновесии.
Задачи:
1. Предметно-информационные:
2. Деятельностно-коммуникативные:
3. Ценностно-ориентационные:
Планируемые достижения учащихся :
Виды контроля : наблюдение за качеством деятельности детей, самоконтроль и взаимоконтроль при работе в парах и группах.
Оборудование: мультимедийный проектор, аншлаги - растительноядные, плотоядные, хищные, потребители, разрушители, производители.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|
1.Актуализация знаний и мотивация на изучение круговорота веществ |
Сегодня на уроке мы продолжим изучение взаимосвязей в природе, их места и роли человека в природе |
||
Вопрос классу |
Что такое природа? Назвать признаки живой природы. |
||
Работа в парах |
Расселить растения и животных в свою среду обитания (утка, соловей, жаба, карась, щука, ряска, черви, рогоз, береза, сосна) Слайд 1 Ответы детей. Какой вывод можно сделать после обсуждения данного вопроса? |
Гидросфера: жаба, карась, щука, ряска, рогоз. Атмосфера: соловей, заяц, береза, сосна, утка. Литосфера: береза, сосна, черви. |
|
Вывод: |
Каждый живой организм может жить в своем месте, чувствуя себя как дома. |
||
Вопрос классу Фронтальная работа |
Почему животные не могут жить без растений, а растения не могут жить без животных? Где на Земном шаре распространена жизнь? Слайд 2, 3 щелчка. |
Ответы детей. В атмосфере Литосфере Гидросфере |
|
Атмосфера, литосфера, гидросфера - все эти части вместе составляют БИОСФЕРУ |
|||
2. Открытие нового. Фронтальная работа Фронтальная работа |
С вашей точки зрения, что является причиной всех происходящих процессов в природе. Учитель обобщает ответы. Растения получают от солнца богатые энергией органические вещества Слайд 3, щелчок. Из почвы растения поглащают воду и минеральные вещества Слайд 3, щелчок. Из неорганических веществ растения создают органические под действием солнца. Этот процесс называется ФОТОСИНТЕЗ. Слайд 3, щелчок. Растения выделяют стоительный материал для животных и растений - кислород. Слайд 4 Получая энергию солнца, растения набирают силу, растут. За счет чего это происходит? Какова роль растений в природе? Дайте новое название растениям. Назовите некоторые из них. Слайд 5 |
Ответы детей Происходит за счет превращения энергии Являются пищей для животных. Кормильцы, производители. |
|
Вывод совместный |
Растения - пища для животных. Научное название этих животных - РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ, ЕДОКИ - ПОТРЕБИТЕЛИ (аншлаги на доску) Назовите растительноядных животных. Слайд 6, 5 щелчков. Что является пищей для растительноядных животных? Слайд 7, 4 щелчка. |
Лошадь, заяц, птицы, насекомые Растения, вода, воздух |
|
Чем питаются животные хищники? Животные - хищники питаются растительноядными животными. Слайд 8, 4 щелчка. Научное название этой группы животных ЕДОКИ, ПОТРЕБИТЕЛИ (аншлаги на доску) Эту группу можно разделить на три группы: Слайд 9, щелчок Травоядные щелчок Плотоядные щелчок Хищные щелчок Назвать животных, которые относятся к группе травоядных животных. Слайд 10, 6 щелчков Назвать животных, которые относятся к группе плотоядных животных Слайд 11, 3 щелчка Назвать животных, которые относятся к группе хищных животных Слайд 12, 3 щелчка |
Ответы детей Птицы, заяц, лось, мыши Сова, лиса, змеи Ястреб, волк, тигр |
||
Проблемный |
Какой объект природы не назвали? Какой группе потребителей мы его отнесем? |
Человека |
|
Групповая работа |
Слайд 13 |
Обсуждение |
|
Вывод: человек - растительноядный объект |
|||
Вопрос классу |
Какой можно сделать вывод, проанализиовав рассмотренный материал? |
||
Вывод: Все объекты природы находятся в зависимости друг от друга, все взаимосвязаны. |
|||
Вопрос классу |
Что может произойти в природе в данной ситуации? Что необходимо для восстановления равновесия в природе в каждой экосистеме? Необходимы разрушители (мусорщики). К ним относятся: Слайд 14 микробы щелчок, бактерии, щелчок грибы. щелчок |
Произойдет переизбыток потребителей, загрязнение природы. Необходимы объекты, которые будут убирать за всеми |
|
Заключительная беседа |
При помощи этих участников происходит разрушение сложных веществ в простые, которые попадают в почву. Кто участвует в круговороте веществ в природе? Может ли прекратиться этот процесс? |
Живые организмы. Нет, он бесконечен. |
|
Вопрос классу Фронтальная |
Благодаря живым организмам превращение веществ идет по замкнутому кругу (круговорот веществ) Какой закон работает в данном процессе? Итак, тема нашего урока ….. Живые участники круговорота веществ в природе Слайд 15 |
Закон сохранения веществ -Живые участники круговорота веществ в природе |
|
Закрепление |
Перечислим основные этапы и участников круговорота веществ в природе. Солнце (стрелка) Растения (стрелка) Растительноядные (стрелка) Хищники (стрелка) Ястреб (5стрелок, показывающих взаимосвязь) Продукты выделения Микробы (2 стрелки) Бактерии Круг замкнулся |
||
Домашнее задание 1 уровень: Кто поддерживает порядок в биосфере? 2 уровень: Найти место каждому организму в круговороте веществ в природе. 3 уровень: Возможен ли круговорот веществ в организме человека? |
Слайд 2
Биосфера, по В.И. Вернадскому, – это общепланетарная оболочка, та область Земли, где существует или существовала жизнь и которая подвергается или подвергалась ее воздействию. Биосфера охватывает всю поверхность суши, моря и океаны, а также ту часть недр Земли, где находятся породы, созданные деятельностью живых организмов.
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Большой круговорот, продолжающийся миллионы лет, заключается в том, что Горные породы подвергаются разрушению, а продукты выветривания сносятся потоками воды в Мировой океан, где они образуют морские напластования и лишь частично возвращаются на сушу с осадками.
Слайд 6
Малый круговорот (часть большого) происходит на уровне экосистемы и состоит в том, что питательные вещества, вода и углерод аккумулируются в веществе растений, расходуются на построение тела и на жизненные процессы, как самих этих растений, так и других организмов (как правило, животных), которые поедают эти растения (консументы).
Посмотреть все слайды
Трудно сказать, когда впервые возник вопрос о появлении и формировании человека. Этой проблемой интересовались как мыслители древних цивилизаций, так и наши современники. Как развивается общество? Можно ли выделить определенные критерии и этапы этого проц
В основе ритмического строения частушек лежат обычные для литературного стихосложения стопы (двусложные и трехсложные). Исполнение частушки и под балалайку, и под гармонь, и без музыкального сопровождения приводит к тому, что ритмическая четкость метричес
Каждое предприятие стремится к постоянному улучшению показателей экономической эффективности. Практические меры, связанные с достижением желаемых индикаторов, могут быть реализованы в самом широком спектре. При этом важно не только внедрить соответствующи
Ранние годы. Семья Фемистокл родился в Афинах около 524 года до н. э. Его отцом был афинянин из не очень знатного рода Неокл. Матерью Фемистокла, согласно Плутарху , была либо фракиянка Абротонон, либо женщина родом из Галикарнаса Эвтерпа . В независимос
Анна Иоанновна Романова Российская императрица Годы жизни: 1693-1740 Годы правления: 1730-1740 Вторая дочь Ивана V Алексеевича (брата и соправителя царя Петра I) и Прасковьи Федоровны Салтыковой, племянница . Анна Иоановна краткая биография В 3 года Ан
Для эффективной деятельности любого предприятия одним из важных факторов является степень сплочённости коллектива. От этого зависит успешность в достижении поставленных целей.Коллектив – общность людей, объединённых достижением единой цели. Члены такой ко