Презентация на тему синтаксис и пунктуация. Синтаксис. III. Коммуникативная структура предложения. Целеустановка

08.09.2022
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Синтаксис и пунктуация. Подготовка к ЕГЭ

Обобщающий урок русского языка в 11 классе

Вильд С.А. , учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №1 КГО


Синтаксис ( от греч. Σύνταξη - построение, порядок, составление) - раздел языкознания, изучающий строй связной речи и включающий две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении.

Пунктуация (от лат. punctum - точка) - система знаков препинания в письменности какого-либо языка, а также правила их постановки в письменной речи.


Синтаксис и пунктуация

Подготовка к ЕГЭ. (задания В3,В4)

Синтаксис

интонация

смысл

пунктуация

нельзя помиловать


РАБОТА С ТЕКСТОМ

К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказал ни одной собственной идеи. Так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.

Берегите знаки препинания!

Берегите…

  • Определите жанр текста

(Аллегория)

  • Закончите последнее предложение, не нарушая

метафорического строя всего произведения

  • Какова основная мысль текста? Что означает последний

(«Душа обязана трудиться»)

  • Как вы понимаете выражение «Дойти до точки»?
  • Какие умения формирует синтаксис?

Цели урока:

  • Обобщить и систематизировать знания по теме «Синтаксис и пунктуация» («Словосочетание». «Односоставные предложения»);
  • совершенствовать коммуникативные навыки,

развивать логическое мышление;

  • воспитывать умение внимательно слушать и

слышать, поддерживать других и быть к ним

благожелательным.


Синтаксис

Пунктуация

Предложение

Словосочетание

Односоставные

Культура речи



Способы подчинительной связи между словами

УПРАВЛЕНИЕ

ПРИМЫКАНИЕ

СОГЛАСОВАНИЕ

Не являются словосочетаниями :

1)сочетание самостоятельного слова со служебным:

перед грозой, пусть поёт;

2) сочетания слов в составе фразеологизмов:

бить баклуши, сломя голову, валять дурака;

3) подлежащее и сказуемое: Наступила ночь;

4) составные словоформы: более светлый, будет ходить.


  • При согласовании три требования главного к зависимому – род, число, падеж.
  • При управлении одно требование главного к зависимому – падеж.
  • При примыкании никто ничего потребовать не может.

Различать!

Управление:

Примыкание:

Его книга

Окликнул его

Вызвал их

словосочетания с притяжательными местоимениями его, ее, их не изменяются и, соответственно, вступают только в связь примыкание.


Нарушение управления

Пропуск предлога

Нарушение согласования с главным словом

Пропуск зависимого компонента словосочетания

Синтаксические ошибки

Употребление лишнего предлога

Ошибки в структуре словосочетаний

Неправильный выбор падежа при правильном выборе предлога


Трудные случаи управления.

1)Согласно, благодаря, вопреки, подобно + Дат п.

2)В меру, в заключение, в виде, в течение, в продолжение, в силу, наподобие, посредством, + Род.п.

3) По + Пред.п.(обозначает действие, событие, после которого что-либо совершается)

Согласно приказу

Благодаря помощи

Вопреки предсказанию

Подобно взрыву

В меру сил

В заключение выступления

В виде цветка

В течение суток

В продолжение дня

По прибытии, по приезде,

По окончании, по завершении

Аудиословарь «Русский устный» Аудиозапись

http://files.gramota.ru/radio/060_Russkii_ustnii_rukovodstvo.MP3


Типы связи слов в словосочетании

1 вариант 2 вариант

1 – в 1 – г

2 – в 2 – г

3 – а 3 – б

4 – г 4 – б

Проверим?


Основные группы односоставных предложений

С главным членом - сказуемым

С главным членом - подлежащим

Определёно-личное

Назывное

Неопределённо-личное

Обобщённо-личное

Безличное


Безличные предложения

Безличный глагол

Вечереет. Подморозило.

Личный глагол в значении безличного.

С деревьев капало.

Инфинитив.

Модальное слово (надо, нужно, можно, возможно, нельзя) в сочетании с инфинитивом.

Вам не видать таких сражений.

Под снегом ещё можно найти свежие лесные цветы.

Краткая форма страдательного причастия.

У меня не прибрано.

Слово состояния.

Мне грустно оттого, что весело тебе.

Слово НЕТ(а также безличная форма глагола БЫТЬ)

Денег у него нет, не было и не будет.


!!! Обратите внимание

Не путайте инфинитивные предложения с безличными.

В безличных помимо глагола в форме инфинитива обязательно есть глагол-связка , в составе глагольного инфинитивного предложения её нет.

Ср. Надо торопиться (б/л)

Вам этого не понять. (инф.)


Односоставные предложения

Работа с тренажером


Использование деепричастного оборота в безличном предложении

Синтаксические ошибки

Использование двусоставных конструкций на месте односоставных

Ошибки в односоставном предложении


  • Синтаксические нормы. Определить тип ошибки, исправить предложение
  • Найти и исправить ошибки в отрывках из устных выступлений политиков, теле- и радиожурналистов.
  • Сделайте стилистическую правку. Найдите случаи, требующие перестройки всего предложения.

  • Мне понравилось на уроке, что я…
  • Я ощущал себя на уроке…
  • Мне нужно ещё поработать над…

Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова. Д.С.Лихачёв


Интернет-ресурсы

http://www.gramma.ru/EXM/?id=4.38&PHPSESSID= виды подчинительной связи

http://www.gramma.ru/RUS/?id=5.19&PHPSESSID= односоставные предложения в современном русском языке

http://www.gramma.ru/RUS/?id=10.10&PHPSESSID= синтаксические ошибки

Даннная презентация нацелена на знакомство и освоение первичных знаний в синтаксисе (словосочетание и предложение), а также их закрепления при выполнении упражнений. Ребята познакомятся с видами словосочетаний (именные и глагольные), с предложениями по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по теме "Синтаксис"»

Синтаксис

Составитель: А. Е. Абрамова, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №19


Синтаксис изучает...

Словосочетание -

Предложение -

это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

это главное средство выражения мысли.

желтые яблоки, смотреть на закат, заданные учителем

Ты пришел! На улице шел снег. На дворе семнадцатое мая.


Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.

СИНЕЕ МОРЕ

МОРЕ х (какое?) СИНЕЕ

ЖИТЬ У МОРЯ

ЖИТЬ х (где?) У МОРЯ


Виды словосочетаний:

Именные

Глагольные

(сущ. х +сущ.)

(глаг. х +сущ.)

(прил.+сущ. х)

(глаг. х +наречие)

бронзовый х от загара

(прил. х +сущ.)


Распределите словосочетания по видам на два столбика, укажите главное слово:

Объединить усилия, разъяренного зверя, страстное желание, скользить по льду, участник войны, серьезное увлечение, громко свистнуть, окрестности войны, чудеса природы, вязкая трясина, спортивные состязания, удалиться от леса, приближение шума, изучаешь грамматику, пригласить гостей.


Предложение имеет грамматическую основу и интонацию законченности.

Кругом шиповник алый цвел.


Составьте и запишите предложения по картинкам


По цели высказывания предложения бывают:

Повествовательные

Вопросительные

Все наши мысли формируются языком.

Побудительные

Наконец-то наступила зима!

Кто стучится в дверь ко мне?

Который час?

Расскажи нам, пожалуйста, о цирке.

Читай внимательно!


Распределите предложения по целям высказывания:

1) Не кричи так жалобно, кукушка. 2) Вдоль по улице по узкой мчится чистый ветерок. 3) Летят журавли высоко под куполом светлых небес. 4) Разве в этом кто-то виноват, что с деревьев листья улетели? 5) Затопи печку! 6) Кто ему наш старый дом укажет? 7) Сюда ко мне поближе сядь, гляди веселыми глазами.



Список литературы:

Русский язык. 5 класс // под ред. М.М. Разумовской. - 15-е изд. - М.: Дрофа, 2008. - 286, с.:илл., 8 л. цв. вкл.

- Предложение. Виды предложений по цели высказывания .

Тема урока:

  • Тема урока:
  • Понятие о
  • синтаксисе и
  • пунктуации .
  • Презентацию подготовила: Чалая М.В.,
  • учитель русского языка и литературы
  • МОАУ СОШ с. Светиловки
  • Белогорского района Амурской области
Цели урока:
  • на основе информации, полученной на уроке, понять, с чего начинается синтаксис и пунктуация, для чего нужно изучать эти разделы;
  • познакомиться с новыми терминами, научиться правильно произносить и писать их;
  • научиться пользоваться знаками препинания; составлять словосочетания и предложения;
  • развивать внимание, тренировать память, учиться размышлять.
Эпиграф:
  • Ещё Пушкин говорил о знаках препинания: «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание». Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.
  • К. Г. Паустовский.
  • С, ТЫ, УЧИТЬСЯ, ЕСЛИ,
  • РАБОТАТЬ, ЖИЗНЬ,
  • ПОЛЕЗНЫЙ, ОХОТНО,
  • ДЛЯ, ОТДЫХАТЬ,
  • ПРАВИЛЬНО, УМЕЛО, И,
  • СДЕЛАТЬ, УВЛЕЧЕНИЕ, ЖЕ, ОНА, ИНТЕРЕСНЫЙ, СТРОИТЬ.
  • Составьте предложение из данных слов:
  • Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жизнь строишь правильно
  • сделай же её интересной и полезной.
  • но отдыхаешь умело жизнь строишь правильно сделай же её интересной и полезной.
  • Что вы сделали для того, чтобы правильно составить предложение?
  • Всё ли вы сделали для того, чтобы предложение было правильно оформлено? Чего в нём не хватает?
  • Если ты учишься с увлечением, работаешь охотно, отдыхаешь умело,- жизнь строишь правильно. Сделай же её интересной и полезной!
Что такое синтаксис?
  • Это слово заимствовано в XVIII веке из греческого языка. Буквально значит: «построение», «сочетание», «порядок». Синтаксис – это раздел грамматики, который изучает строение и значение словосочетаний, предложений, текста.
Синтаксис -
  • греч. «составление», «построение» - наука о строении словосочетаний и предложений.
С И Н Т А К С И С
  • С И Н Т А К С И С
  • Связь слов
  • средства
  • Изменение формы слова
  • Служебные слова
  • Порядок слов
  • Интонация
С и н т а к с и с
  • С и н т а к с и с
  • и з у ч а е т
  • Предложений
  • Словосочетаний
  • строение
Потренируемся?
  • Упр. 132
Физкультминутка Казнить нельзя помиловать Пунктуация
  • Пунктуация
  • Знаки препинания
  • Точка
  • Двоеточие
  • Точка с запятой
  • Запятая
  • Восклицательный знак
  • Вопросительный знак
  • Кавычки
Что такое пунктуация?
  • Место в предложении или тексте, где нужно применить пунктуационное правило, называется пунктограммой /лат. «пунктум» – точка, греч. «грамма» – знак, буква/.Пунктуация /лат. «пунктум» – точка/ - раздел науки о языке, который изучает знаки препинания и правила их постановки.
Пунктуация -
  • лат., пунктум – точка, правило о постановке знаков препинания.
  • Пунктограмма -
  • знак препинания.
15 век Инсценирование стихотворения С.Я. Маршака «Знаки препинания»
  • ; « » .
  • , ! ?
  • - : …
У последней ТОЧКИ На последней строчке Собралась компания Знаков препинания Прибежал Чудак ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК. Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: – Ура! Долой! Караул! Разбой! Притащился кривоносый ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК: – Кто? Кого? Откуда? Как? Явились ЗАПЯТЫЕ, Девицы завитые, Живут они в диктовке На каждой остановке.
  • У последней ТОЧКИ На последней строчке Собралась компания Знаков препинания Прибежал Чудак ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК. Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: – Ура! Долой! Караул! Разбой! Притащился кривоносый ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК: – Кто? Кого? Откуда? Как? Явились ЗАПЯТЫЕ, Девицы завитые, Живут они в диктовке На каждой остановке.
  • Прискакало ДВОЕТОЧИЕ, Прикатило МНОГОТОЧИЕ, И прочие, И прочие, И прочие… Заявили запятые: – Мы – особы занятые, Не обходится без нас Ни диктовка, ни рассказ. Отозвалась с той же строчки Тетя ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ: – Если нет над вами точки Запятая-знак пустой!
Загадки.
  • 1. Он не просит ничего, помогает в деле: только глянешь на него вспомнишь день недели. (………)
  • 2. Ах, не трогайте меня Обожгу и без огня. (…….)
Домашнее задание.
  • Придумать и записать древнее послание (5=7 предложений, как писали в 15 веке, т.е. без знаков препинания и пробелов между словами).
РЕЛАКСАЦИЯ
  • 1.На уроке я работал(а) активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным 4.За урок я не устал / устал 5.Мое настроение стало лучше / стало хуже 6.Материал урока мне был понятен / не понятен 7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным Нарисуйте своё настроение: (смайликами: улыбка, равнодушие, грустно)
РЕФЛЕКСИЯ:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

) Синтаксис сложного предложения (презентация к урокам в 5 классе)

Цели: 1) закрепить, систематизировать знания и умения по теме «Синтаксис и пунктуация»; 2) проверить готовность к контрольной работе по теме «Синтаксис и пунктуация»; Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для правил, творческие задания, презентация по теме "Синтаксис и пунктуация". Синтаксис сложного предложения

Термины. предложение, в котором есть только один главный член предложения слово, которое называет того, к кому обращаются с речью. раздел науки о языке, который изучает предложение и словосочетание в простом предложении только одна грамматическая основа подлежащее и сказуемое Синтаксис Обращение Односоставное предложение Пунктуация раздел науки о языке, который изучает знаки препинания Простое предложение Основа предложения

Сложное предложение Сложное предложение состоит из двух или более основ сложносочиненное , и [ Царь с Царицею простился, В путь-дорогу снарядился ] , И [ царица у окна Села ждать его одна ] . сложноподчиненное , (что) [ Видит девица ] , (что тут Люди добрые живут) . бессоюзное , [ И молва трезвонить стала ] : [ дочка царская пропала ] союзные

Сочинительные союзы И, ИЛИ, ЛИБО. Их роль в предложении. Соединяют однородные члены предложения [ О И О ] [ И О, И О, И О ] [ О, И О, И О ] [ О И О, О И О ] [ О ИЛИ О ] [ О ЛИБО О ] Соединяют два (или несколько простых) предложения в сложное [ ….. ] , И [ ….. ] [ ….. ] , ИЛИ [ ….. ] [ ….. ] , ЛИБО [ ….. ]

Сложное предложение Мир строит война разрушает Герой умирает а его слава живет Красота приглядится а ум пригодится Тяжко жить тому кто от работы бежит Самым дорогим кажется то во что вложен твой труд

Сложное и простое предложение Продолжите предложения так, чтобы получились предложения с однородными членами и сложные. 1. Бабушка подоила корову, и___________ . Бабушка подоила корову и ___________ . 2. Мы повесили кормушку, и___________ . Мы повесили кормушку, но _________ . 3. Папа хотел лететь самолётом, и_____ . Папа хотел лететь самолётом, а ________ .

Сложное предложение Скоро сказка сказывается. Просыпается купец. Войско у царя Гороха было большое. Старичок пустился разыскивать зайцев. И воеводы были у него отличные. Но зайцы рассыпались по лесу, как горох. Да не скоро дело делается. А солнце уже взошло выше дерева стоячего. К простым предложениям первого столбика подберите подходящее продолжение из второго столбика и составьте сложные предложения.

Сложноподчиненное предложение Спишите, расставьте знаки препинания. Подчеркните слова,которые соединяют простые предложения в составе сложного. 1. Шофёр закрич..л снизу что пора ехать. 2. Обнаружили дощатый павильон где прод..вали м..линовое м..роженое. 3. Неопытный человек скаж..т что все с..лов..и поют одинаково. 4. Есть в Ро..ии места где с..лов..и п..ют особенно х..рошо. 5. Всем было инт..ресно посм..треть как п..р..ход будут стаскивать с мел.. .

Сложное предложение Войско у царя Гороха было большое, и воеводы были у него отличные. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Просыпается купец, а солнце уже взошло выше дерева стоячего. Старичок пустился разыскивать зайцев, но зайцы рассыпались по лесу, как горох. Проверяем домашнее задание Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы. Найти основы предложений, поставить знаки препинания, обозначить границы простых предложений в составе сложного.

Сложное предложение Я н…чую в старой б…се…ке потому что она заросла диким в…ноградом. По утрам со..нце б…ет скво…ь л…ству и в..р..б…и с уд…влением заглядывают в б…се…ку. Их привл…кают ч…сы которые тикают на круглом столе. Проверяем домашнее задание Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы. Найти основы предложений, поставить знаки препинания, обозначить границы простых предложений в составе сложного.

Если добрый ты сл. М. Пляцковский, муз. Б.Савельев - м/ф "День рождения Леопольда" Дождик босиком по земле прошел, Клены по плечам хлопал… Если ясный день, это хорошо, А когда наоборот - плохо. Слышишь, как звенят в небе высоко Солнечных лучей струны? Если добрый ты, то всегда легко, А когда наоборот - трудно. С каждым поделись радостью своей, Рассыпая смех звучно… Если песни петь, с ними веселей, А когда наоборот - скучно! Домашнее задание. (подготовиться к письму по памяти)

1.Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, М. «Просвещение», 2004 год 2. Фролова Т.Я. Сборник таблиц для изучения русского языка экспресс-методом. – Симферополь: «Таврида», 1998. 3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2003, стр.142. 4. Мультимедийное приложение к учебнику «Русский язык. 5 класс» под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта. 5. http://images.yandex.ru/ - картинки для презентаций 6. shopedu.ruТаблицыstar/125 7. «Если добрый ты» сл. М. Пляцковский, муз. Б.Савельев - м/ф "День рождения Леопольда" Использованные ресурсы


Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Члены предложения Главные Второстепенные подлежащее сказуемое дополнение Определе ние Обстоятель ство Как подчеркивают ся ппппп сссс - - - - - - - - - - ~~~~~ -.-.-.-.-.-.-.-.-. На какие вопросы отвечают кто? что? что делает? что сделает? каков? вопросы косвенных падежей какой? который? чей? как? когда? почему? где? куда? откуда? зачем? Какими частями речи выражаются Существит. или местоимением в именит. падеже, инфинитивом и др. глаголом, кратким прилага - тельным и др. Существи - тельным или местоимени ем в косвенных падежах и др. Прилага - тельным, причастием и др. наречием, дееприч, существи - тельным и др.

Cлайд 4

ЗАПЯТАЯ ПРИ ОЧП Ставится запятая Схемы Примеры При отсутствии союза О, О С Онегиным он вспоминает проказы, шутки прежних лет. Перед повторяющимися союзами и…..и да…..да ни…..ни или…..или либо…..либо то…..то и др. и О, и О, и О О, и О, и О О и О, О и О Не хотелось ни есть, ни пить, ни говорить. Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям … По утрам я убегал на пруд или в рощу, на сенокос или к жнецам. Перед противительными союзами а, но да (= но) О, однако О зато Ребенок был резов, но мил. Перед второй частью двойных союзов как О, так и О если не О, то О не только О, но и О не так О, как О настолько О, насколько О и др. Этот метод лечения известен как в России, так и за рубежом. День хотя и пасмурный, но теплый.

Cлайд 5

ОЧП С ОБОБЩАЮЩИМИ СЛОВАМИ. Схемы Примеры 1. О: О, О. Снег лежал везде: на склонах горы, на ветвях деревьев. 2. О, О – О. На склонах горы, на ветвях деревьев – везде лежал снег. 3. О: О, О - … Везде: на склонах горы, на ветвях деревьев – лежал снег.

Cлайд 6

№189 Для измерения расстояний и геометрических построений используются следующие приборы: штангенциркуль, транспортир, астролябия, линейка, микрометр, рулетка.

Cлайд 7

СРЕДИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 1-3 НАЙДИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ. НАПИШИТЕ НОМЕР ЭТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. (1) А как хороши зимою покрытые льдом и снегом лесные озерки, застывшие малые реки, в которых продолжается невидимая глазу жизнь! (2) Хороши зимою осиновые деревья с тончайшим кружевом своих голых ветвей на фоне темного елового леса. (3) Кое-где краснеют в лесу на рябине зазимовавшие ягоды, висят яркие гроздья калины. (И.Соколов-Микитов)

Cлайд 8

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Выберите один ответ. 1. Полы в средневековом замке устилали ароматными травами или тростниковыми циновками. 2. Раньше он либо не замечал окружающей природы либо смотрел на неё с практической точки зрения. 3. Тряска в лёгком возке да пьянящий степной воздух усыпили мальчика. 4. Наиболее богат и разнообразен растительный и животный мир влажных тропических лесов.

Cлайд 9

Найдите в предложениях однородные члены и определите их синтаксическую функцию. а) Мы обследовали наше новое жилье и нашли здесь много нужных вещей. б) Розово и зыбко явь отражается в снах. в) Длинноногая тень от белого, в рыжих пятнах, коротконогого Мурзика. г) Рядом со Стрелецким стояли Тася и Волошин. 1. подлежащее; 2. сказуемое; 3. определение; 4. дополнение; 5. обстоятельство.

Cлайд 10

Тест «Предложения с однородными членами» 1. Укажите, как нужно расставить знаки препинания в предложении: Все в облике матроса (1) русые волосы, белые глаза, тонкие губы (2) все напоминало скорее Финляндию, нежели Кострому, его родину 1) 1 – тире, 2 – двоеточие 2) 1 – двоеточие, 2 – запятая 3) 1 – тире, 2 – тире 4) 1 – двоеточие, 2 – тире Ответы:

Cлайд 11

2. Укажите предложение с однородными членами. 1) Ты сер, а я, приятель, сед. 2) На одном месте и камень мохом обрастает. 3) Не делайте упражнение, не вспомнив правило. 4) Мы ехали по отлогостям гор, то взбираясь вверх, то опускаясь.

Cлайд 12

3. Укажите определение, которое должно стоять после запятой в предложении: Где-то я уже слышал этот красивый, ... голос. 1) мелодичный 2) низкий 3) женский 4) недовольный

Cлайд 13

4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. 1) В тайге растут как хвойные, так и лиственные деревья. 2) Небо было все время облачно, и нельзя было видеть ни восхода, ни заката. 3) На набережной стоял господин в черном костюме и белом жилете и с пронзительным любопытством смотрел то на наше судно, то на нас. 4) Гость недолго гостит да много видит.

Cлайд 14

5. Какие однородные члены и союзы используются в предложении: Финский залив и вдали от берега весь усеян мелями, зато превосходно обставлен маяками. 1) однородные сказуемые; противительный союз 2) однородные сказуемые; соединительный и разделительный союзы 3) однородные сказуемые и дополнения; противительный союз 4) однородные сказуемые и дополнения; соединительный и разделительный союзы

Cлайд 15

Cлайд 16

ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ выражены обособляются Не обособляются определения Причастным оборотом В постпозиции В препозиции обстоятельства Одиночным деепричастием и деепричастным оборотом всегда Если входят в состав фразеологизма

Cлайд 17

№176 /Создавая свои замечательные полотна/, К.Ф.Юон любуется сам и заставляет нас любоваться чарующей красотой /покрытых инеем/деревьев, заснеженными и /сверкающими на солнце/ равнинами. /Рассматривая картины Юона/, мы вспоминаем сказочную русскую зиму с её пушистым снегом, /каждый год одевающим землю густым покровом/. Вспоминается и лёгкая морозная дымка, /окутывающая все предметы в ясные студёные дни/, и весёлые стайки задорных мальчишек,/ радующихся снежному раздолью/.

Cлайд 18

В11 СРЕДИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 4-8 НАЙДИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОБОСОБЛЕННЫМ СОГЛАСОВАННЫМ РАСПРОСТРАНЁННЫМ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ. НАПИШИТЕ НОМЕР ЭТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. (4)Чтобы замаскировать эту несправедливость, отец хвалит меня как бы в шутку. (5)Даже за тройки, принесённые из школы, меня не ругают. - (6)Вот ведь способный какой, а! (7)Совсем вчера не учил уроков, а на тройку ответил! (8)Отец говорит это радостно, и свои восторги он, как обычно, заканчивает словами из песни: - (9)И в воде он не утонет, и в огне он не сгорит!.. (10)Или что-нибудь вроде этого.

Cлайд 19

В11 СРЕДИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 2-4 НАЙДИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОБОСОБЛЕННЫМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ. НАПИШИТЕ НОМЕР ЭТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. (2)«Вот придёт наша Леля с работы, мы вам покажем!» - кричали они волейболистам соседнего двора. (3)И Колька ходил гордый, будто это он сам умел гасить так, что все игроки по ту сторону сетки боязливо приседали на корточки. (4)Будто он сам умел принимать труднейшие мячи, а подавал так, что мяч стремительным чёрным ядром пролетал в нескольких миллиметрах над сеткой, чудом умудряясь не задеть её.

Cлайд 20

А.20. В КАКОМ ВАРИАНТЕ ОТВЕТА ПРАВИЛЬНО УКАЗАНЫ ВСЕ ЦИФРЫ, НА МЕСТЕ КОТОРЫХ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ДОЛЖНЫ СТОЯТЬ ЗАПЯТЫЕ? 1) В черной туче (1) отдыхающей на хребте западных гор(2) спряталось(3) уставшее за день (4) солнце. 1)1,3 2)2,3 3)1,2 4)1,2,3,4. 2) Почти не отступая (1) от сюжета гоголевской повести(2) и (3) по возможности сохраняя характерный гоголевский язык (4) Н.А Римский – Корсаков создал либретто оперы «Вечера на хуторе близ Диканьки». 1)1,2,3,4 2)2 3) 3,4 4)4. 3) Перелистывая (1) книги из библиотеки Пушкина(2) и (3) изучая пометки на полях (4) невольно приходишь к выводу, что поэт был еще и генеральным читателем. 1)2,3,4 2)1,2 3)3,4 4)4.

Cлайд 21

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ Случаи обособления Примеры 1. Обособляются одиночные и распространенные обращения, стоящие в любом месте предложения Василий Васильевич, прошу оставить меня в покое … Вот, почтенные граждане, один из случаев разоблачения. 2. Части распространенного обращения Крепче, конское, бей, копыто, отчеканивая шаг. 3. Междометие перед обращением Эй, любезный, подожди маленько. 4. Не выделяется частица о перед обращением О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!

Cлайд 22

. НАЙДИТЕ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ОБРАЩЕНИЯ И УКАЖИТЕ, ЧЕМ ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ СХОДНЫХ ПО ФОРМЕ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 1. Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит - летят за днями дни, и каждый час уносит частичку бытия... (Пушкин). - Мой друг нездоров уже несколько дней. 2. Ее мечты всегда были возвышенны и романтичны. - Мечты, мечты, где ваша сладость? (Пушкин). 3. Любезнейший наш друг, о ты, Василий Львович! (Пушкин). - Василий Львович, дядя поэта, тоже писал стихи. 4. Москва - мой любимый город. - Москва! Люблю тебя как сын, как русский, сильно, пламенно и нежно (Лермонтов). - В журнале «Москва» впервые был опубликован роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Cлайд 23

В5. В ПРИВЕДЁННЫХ НИЖЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ИЗ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА ПРОНУМЕРОВАНЫ ВСЕ ЗАПЯТЫЕ. ВЫПИШИТЕ ЦИФРУ, ОБОЗНАЧАЮЩУЮ ЗАПЯТУЮ ПРИ ОБРАЩЕНИИ. Чудная,1 милая,2 восхитительная бабушка Колкина!.. Честно говоря,3 редкостные люди нас окружают,4 Елена!..

Cлайд 24

. В КАКОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ИМЕЕТСЯ ПУНКТУАЦИОННАЯ ОШИБКА? а) Однако я господа, кажется, мешаю вам заниматься. б) А знаете, Клавочка, я должен вам кое-что сообщить. в) Кем бы вы тогда стали, Александр Петрович? г) Ты письмо мое, милый, не комкай.

Cлайд 25

В КАКОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ИМЕЕТСЯ ПУНКТУАЦИОННАЯ ОШИБКА? . а) Лидия Николаевна, в кухню входить боялась, да и вообще была тихая, пугливая особа. б) Так что будьте осторожны, дамы и девицы. в) Брат мой, как я рад тебя видеть! г) Читатель, любишь ли ты книги?

Cлайд 26

В КАКОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ИМЕЕТСЯ ПУНКТУАЦИОННАЯ ОШИБКА? . а) Помоги мне, солнце красное. б) Отдыхающие, будьте взаимно вежливы. в) Итак, вы в Москве родные мои? г) Он был, о море, твой певец.

Cлайд 27

ВВОДНЫЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ Значения Примеры 1. Различные чувства к счастью, к несчастью, к сожалению, на беду и т.д. 2. Различная степень уверенности конечно, разумеется, безусловно, естественно, действительно, очевидно, вероятно, видимо, может быть, кажется, наверное и др. 3. Источник сообщения по-моему, по-твоему, на мой взгляд, по словам кого-либо, по мнению кого-либо и др. 4. Последовательность, связь мыслей во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, итак, значит, так, например, в частности и т.д. 5. Способ оформления мыслей одним словом, иначе говоря, иными словами, короче говоря, мягко выражаясь и др. 6. Привлечение внимания собеседника видишь (ли), видите (ли), знаете (ли), извините, позвольте, представьте себе, согласитесь и др.

Cлайд 28

№199 Страна, в которую пришли в давние времена славяне, была богата лесами. На целые сотни километров тянулись непроглядные и непроходимые лесные дебри, которые перемежались озёрами да болотами. На севере росли хвойные леса. В таких лесах было легко заблудиться, поэтому их так боялись наши предки. «Ходить в лесу- видеть смерть на носу»,-говорили они. Южнее шли лиственные леса. Их называли чёрными. Широкая густая листва дубов, клёнов, осин, лип и берёз противится солнечным лучам, и в таких лесах лежит чёрная тень. В лесной глуши привольно было всякому лесному зверю: белкам, зайцам, волкам, медведям. Лес снабжал славянина строительным материалом, из которого строили жилища, изготовляли посуду. Из лыка наши предки плели обувь, а шкурки пушных зверей согревали людей в лютые морозы. Лес кормил и лечил людей. Лес- защитник людей, надёжное убежище от врагов.

Cлайд 29

1) После того как я смазал по физиономии Костику,(1) отец сказал: -Драться,(2)конечно,(3) нехорошо. А всё-таки смелый какой,(4)а! Ниже на две головы,(5)а пошёл в наступление,(6) решился!.. 2) И когда отец со свистком во рту усаживался сбоку возле сетки,(1) он тоже казался Кольке,(2) а может быть,(3) и всем остальным совсем молодым человеком. 3)Семён Петрович повернулся к Кате,(1)не замечая её угрюмого взгляда: -Катюша,(2) давай-ка «Соловья» алябьевского… -Значит,(3) «Соловья»?-спросила Катя. 4) Конечно,(1) бабушка была счастлива за свою дочь,(2)гордилась её мужем,(3) то есть моим отцом,(4) но она,(5) как и я,(6) редко следовала тем правилам,(7) к которым нас с ней старались приучить. 5) Дедушка тоже,(1) видно,(2) наелся,(3) но теперь зачем-то ломает ветки черники. -Хватит,(4)-говорю я дедушке,(5)-мы наелись,(6)пошли. 6) Правда,(1) раньше мать говорила,(2) будто у Лёшки необыкновенно красивые глаза и ресницы. Но так,(3)наверно,(4) говорят все матери о своих детях,(5)если даже они у них уроды. В5 В ПРИВЕДЁННЫХ НИЖЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ПРОНУМЕРОВАНЫ ВСЕ ЗАПЯТЫЕ.ВЫПИШИТЕ ЦИФРЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ЗАПЯТЫЕ ПРИ ВВОДНОМ СЛОВЕ.

Cлайд 30

А21. В КАКОМ ВАРИАНТЕ ОТВЕТА ПРАВИЛЬНО УКАЗАНЫ ВСЕ ЦИФРЫ, НА МЕСТЕ КОТОРЫХ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ДОЛЖНЫ СТОЯТЬ ЗАПЯТЫЕ? Язык поэзии (1) как известно (2) не может быть обыкновенным, так как необыкновенен способ изъясняться ямбами, хореями. Поэтому поэзия – это (3) можно сказать (4) чудо претворения обыденного слова в слово поэтическое. 1) 1, 2 2) 1, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4 Правила (1) как известно (2) создаются или выбираются для определенной ситуации. Со временем (3) складывается новая ситуация, при которой прежняя теория уже не способна вести вперед и (4) следовательно (5) должна быть заменена. 1) 1, 2, 3, 5 2) 1, 2, 4, 5 3) 1, 3, 4 4) 2, 5

Последние материалы сайта