Проект по географии земля во вселенной. Исследование Тема: «Земля во Вселенной. Земля – небесное тело

08.09.2022
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1, 2

Тема: Земля во Вселенной.

Задачи: продолжить формирование представления о Вселенной (происхождение, состав); охарактеризовать состав Солнечной системы; сравнить между собой планеты земной группы и планеты-гиганты.

Оборудование: атлас мира, схема «Солнечная система», схема «Строение Солнца», карандаши.

Ход работы

Теоретический блок

1. Что такое Вселенная? Каково ее происхождение?

2. Расскажите о составе Вселенной. При ответе можно использовать содержание рисунков 1, 2, 3.

3. Охарактеризуйте Солнечную систему (происхождение, состав). При ответе можно использовать содержание рисунков 2, 3.

4. Что Вы знаете о происхождении Солнечной системы?

Практический блок

1. Составьте сравнительную характеристику планет, заполнив следующую таблицу.

Сравнительная характеристика планет земной группы и планет-гигантов

В ходе заполнения таблицы Вы можете воспользоваться содержанием рисунка 4 и таблиц 1, 2.


2. Проанализируйте содержание заполненной таблицы и сформулируйте обобщения. Свои ответы запишите в тетрадь.

Опережающий блок

Подготовьте следующий теоретический материал (см. ниже).

1. Осевое вращение Земли.

2. Орбитальное (годовое) вращение Земли вокруг Солнца.

3. Движение системы Земля – Луна.

Рисунок 1. Спиральная форма Галактики (Шубаев, 1977)

Рисунок 2. Планеты Солнечной системы:

1 – Меркурий, 2 – Венера, 3 – Земля, 4 – Марс, 5 – Юпитер, 6 – Сатурн, 7 – Уран, 8 – Нептун, 9 – Плутон (Шубаев, 1977)

Рисунок 3. Сравнительные величины Солнца и планет (Шубаев, 1977)

Рисунок 4. Направление и наклон осей вращения планет Солнечной системы (Селиверстов, Бобков, 2004)

Таблица 1. Некоторые физические параметры планет Солнечной системы (Селиверстов, Бобков, 2004)

Таблица 2. Химический состав Солнца и планет земной группы, % (Маракушев, 1999)

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3, 4

Тема: Земля во Вселенной.

Задачи: продолжить формирование представления о Вселенной (происхождение, состав); охарактеризовать осевое, орбитальное вращения Земли; рассмотреть систему движения «Земля – Луна».

Оборудование: физическая карта мира, схема «Солнечная система», схема «Затмения», карандаши.

Ход работы

Теоретический блок

Сформулируйте ответы на следующие вопросы и задания.

1. Расскажите об осевом вращении Земли и следствиях такого вращения. При ответе используйте физическую карту мира и рисунки в методических указаниях.

2. Охарактеризуйте орбитальное (годовое) вращение Земли вокруг Солнца. При ответе используйте физическую карту мира и рисунок 1, 2 в методических указаниях.

3. Почему Луна является спутником Земли? Охарактеризуйте движение системы Земля – Луна. При ответе используйте схемы «Солнечная система», «Затмения» и рисунки 3, 4 в методических указаниях.

Практический блок

1. На основе анализа рисунка 2 объясните особенности распределения солнечных лучей на поверхности Земли в день зимнего солнцестояния.

Нарисуйте положение Земли по отношению к Солнцу в день летнего солнцестояния, в дни равноденствий. При выполнении задания используйте глобус.

2. На основе анализа рисунка 3 объясните смену фаз Луны. В какой фазе была Луна этой ночью (будет в следующую ночь)? Свои наблюдения зафиксируйте в рабочей тетради.

3. На основе анализа рисунка 4 объясните причины солнечного и лунного затмений. Рекомендуется изобразить рисунок в рабочей тетради. Рядом с ним сделать пояснения.

Контрольный блок

Найдите в предложенных вариантах заданий правильный ответ на следующие вопросы. Ответ запишите сочетанием цифр и букв.

1. Где расположено наше Солнце в Галактике:

А) является центром Галактики;

Б) расположено в ядре Галактики;

В) расположено в основной плоскости диска Галактики, но не в центре, а ближе к краю?

2. По каким орбитам движутся планеты вокруг Солнца:

А) по окружностям;

Б) по эллипсам, близким к окружностям;

В) по пораболам?

3. В каком направлении движутся планеты по своим орбитам:

А) все планеты движутся вокруг Солнца в одном направлении, как Земля (в прямом).

Б) все планеты движутся вокруг Солнца в прямом направлении, кроме Венеры и Урана?


4. Какие тела, кроме Солнца, входят в Солнечную систему: а) кометы; б) звезды; в) планеты; г) метеорные тела; д) спутники планет; е) астероиды ; ж) искусственные спутники Земли.

5. В каком направлении вращаются вокруг собственной оси планеты Солнечной системы: А) все планеты вращаются вокруг оси в направлении вращения вокруг Солнца;

Б) все планеты, кроме Венеры и Урана, вращаются вокруг оси в направлении вращения вокруг Солнца?

А) полюс мира;

7. Если в процессе движения вокруг Земли Луна оказывается на небе между Землей и Солнцем, то:

А) мы видим Луну как узкий серп;

Б) мы видим на небе полный диск Луны;

В) мы совсем не видим Луны.

8. Если серп Луны обращен выпуклостью вправо, то:

А) Луна растет (Луна «молодая»);

Б) Луна убывает (Луна «старая»).

9. Лунные затмения могут быть только во время:

А) новолуния;

Б) первой четверти;

В) полнолуния;

Г) последней четверти.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5, 6

Тема: Земля как планета. Определение географических координат пункта и пункта по географическим координатам.

Задачи: продолжить формирование представления о Земле как планете; систематизировать и обобщить знания о географических координатах; совершенствовать умение определять географические координаты пунктов и пункты по географическим координатам.

Оборудование: физическая карта мира, атласы, контурные карты, карандаши.

Ход работы

Практический блок

Выполните следующие задания.

1. На контурной карте полушарий отметьте следующее: экватор, северный тропик (тропик Рака), южный тропик (тропик Козерога), северный полярный круг, южный полярный круг. Укажите их положение в градусах. Данные зафиксируйте на контурной карте.

2. На контурной карте полушарий подпишите Гринвичский (нулевой или начальный) меридиан, линию перемены дат. Отметьте северное и южное полушария (относительно экватора), западное и восточное полушария (относительно Гринвичского меридиана).

3. В каком из указанных полушарий будут находиться следующие населенные пункты – г. Москва, г. Нью-Йорк, г. Бразилиа, г. Сидней , Марокко, полуостров Аляска, острова Общества? Какая у них будет широта и долгота?

Примечание. Широта и долгота пунктов, расположенных между нанесенными на карте параллелями и меридианами, определяется методом интерполяции. Широта бывает – северная и южная (с. ш. и ю. ш.), долгота – западная и восточная (з. д. и в. д.).

4. По данным атласов определите координаты следующих географических объектов: г. Париж, г. Каир, г. Барнаул, г. Рио-де-Жанейро, г. Дели, г. Мельбурн , влк. Килиманджаро, г. Дели, г. Магадан, мыс Принца Уэльского. При этом нанесите все эти объекты на контурную карту, а ответы запишите в рабочую тетрадь.

5. По указанным координатам определите названия географических объектов: 1) 29◦ с. ш., 89◦ з. д.; 2) 14◦ с. ш., 13◦ з. д.; 3) 2◦ ю. ш., 78◦ з. д.; 4) 32◦ ю. ш., 19◦ в. д.

6٭. По данным географических координат найти города:

1) 56◦ 13" с. ш., 43◦ 49" в. д.

2) 40◦ 25" с. ш., 3◦ 41" з. д.

3) 0◦ 15" ю. ш. 78◦ 30" з. д.

4) 33◦ 56" ю. ш. 18◦ 25" в. д.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7, 8, 9

Тема: Земля как планета. Работа с географической номенклатурой.

Задачи: продолжить формирование представления о Земле как планете; продолжить формирование умения работы с географической номенклатурой (поиск в картах географического атласа, нанесение на контурную карту); умение определять местоположение нанесенных географических объектов на карте.

Оборудование:

Ход работы

Практический блок

Выполните следующие задания.

1. На контурную карту отдельных материков нанесите географические объекты, указанные в списке номенклатуры. Поиск этих объектов совершайте в географическом атласе (по указателю географических объектов и отдельным картам). При нанесении объекта на карту необходимо соблюдать следующие рекомендации: 1) все надписи делать печатными буквами; 2) водные объекты необходимо наносить, синим стержнем; 3) объекты суши необходимо наносить, черным стержнем или простым карандашом.

Заливы : Венесуэльский, Дарьенский, Панамский, Гуаякиль, Байя-Гранде, Сан-Хорхе, Сан-Матиас, Байа-Бланка, Ла-Плата.

Проливы : Магелланов, Дрейка, Фолклендский.

Острова: Подветренные, Галапогос, Огненная Земля, Фолклендские, Тринидад, Тобаго.

Мысы : Гальинас, Париньяс, Фроуэрд, Горн, Кабу-Бранку.

: Гвианское нагорье, Бразильское нагорье, Анды, Карибские Анды, Патагония,

Равнины, низменности : Оринокская низменность, Амазонская низменность, Гран-Чако, Ла-Платская низменность.

Реки : Амазонка, Мараньон, Риу-Негру, Укаяли, Пурус, Мадейра, Ориноко, Сан-Франциску, Парана.

Озёра : Маракайбо, Титикака, Поопо.

Африка

Моря : Красное.

Заливы : Сидра, Биафра, Габес, Аденский, Гвинейский, Бенин.

Проливы : Гибралтарский, Баб-Эль-Мандебский, Мозамбикский.

Острова : Мадейра, Вознесения, Занзибар, Канарские, Св. Елены, Зе­лёного мыса, Коморские, Маскаренские, Сейшельские, Сокотра, Мадагаскар.

Полуострова : Сомали.

Мысы: Эль-Абьяд, Альмади, Игольный, Доброй Надежды, Рас-Хафун.

Горы, нагорья, плато : Атласские горы, Ахаггар, Тибести, Эфиопское нагорье (Рас-Дашан), г. Кения, Килиманджаро, Калахари, Драконовы горы, Капские горы.

низменность, Мозамбикская низменность, Калахари.

Реки : Нил, Белый Нил, Голубой Нил, Конго, Касаи, Нигер, Се­негал, Замбези, Лимпопо, Оранжевая.

Озёра : Чад, Тана, Рудольф, Танганьика, Ньяса, Виктория.

Австралия.

Моря : Арафурское, Тиморское, Тасманово, Коралловое.

Заливы : Географа, Большой Австралийский, Спенсер, Карпентария, Жозеф-Бонапарт.

Проливы : Бассов, Торресов.

Острова : Большой Барьерный риф, Тасмания, Кенгуру, Новая Зеландия.

Полуострова : Арнемленд, Эйр, Кейп-Йорк, Йорк.

Мысы : Стип-Пойнт, Юго-Восточный, Байрон, Йорк.

Горы, возвышенности, плоскогорья : Большой Артезианский Бассейн, Большой Водораздельный хребет, Австралийские Альпы (г. Косцюшко).

Равнины : Налларбор.

Реки : Флиндерс, Эйр-Крик, Куперс-Крик, Муррей (Марри), Дарлинг.

Озёра : Эйр, Фром, Торренс.

Океания.

Меланезия.

Острова : Новая Гвинея, Новая Каледония, Но­вые Гебриды, Фиджи, Соломоновы.

Микронезия.

Острова : Каролинские, Марианские, Гуам, Науру, Маршалловы , Гил­берта.

Полинезия.

Острова : Гавайские, Тонга, Кука, Самоа, Лайн, Маркизские, Обще­ства, Туамоту, Пасхи.

Антарктида и Антарктика .

Моря : Уэделла, Беллинсгаузена, Амундсена, Росса.

Острова : Южная Георгия, Южные Сандвичевы, Земля Александра, остров Петра I, Южные Оркнейские острова, Южные Шетландские ост­рова.

Полуострова : Антарктический.

Морские течения.

Тёплые течения (идут от низких широт к высоким) : Куросио, Северо-Тихоокеанское, Аляскинское, Восточно-Австралийское, Игольное, Мозамбикское, Бразильское, Гвианское, Карибское, Антильское, Нор­вежское, Ирмингера, Шпицбергена, Западно-Гренландское, Нордкапское, Новозеландское, Гольфстрим, Северо-Атлантическое.

Холодные течения (направляются от высоких широт к низким) :

Восточно-Гренландское, Лабрадорское, Перуанское, Мыса Горн, Фолклендское, Бенгельское, Камчатское, Калифорнийское.

Нейтральные течения (характеризуются тем, что воды их по температуре не отличаются от окружающих вод) : Северное Пассатное, Южное Пассатное, Экваториальное противотечение, Муссонное течение.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 10

Тема: Физико-географический обзор материков

Задачи: продолжить формирование представления о Земле как планете; продолжить формирование умения работы с географическими картами (тематическими, общегеографическими); составить характеристику материков как объектов географической оболочки; продолжить формирование умения определять местоположение нанесенных географических объектов на карте.

Оборудование: физическая карта мира, атласы по географии, контурные карты, карандаши.

Ход работы

Практический блок

1. Чем отличается понятие «материк» от «части света»?

2. Сформулируйте определение понятия «материк». Какие материки Вам известны?

Таблица – 1 Физико-географическая характеристика материков

Характеристика материка

МАТЕРИКИ

Северная Америка

Южная Америка

Австралия и Океания

Антарктида

1.Физико-географическое положение (крайние точки материков, величина территории, характер береговой линии).

2.Тектоническое строение и рельеф. Полезные ископаемые.

Климат (климатические пояса и типы климаты). Особенности циркуляции.

Внутренние воды (наличие областей внешнего и внутреннего стока, крупные реки, озера)

Природные зоны

Особенности природы материка

4. После выполнения работы выявите черты сходства и отличия в природе материков.

Контрольный блок

1. Какие линии градусной сети пересекают Африку?

2. По какой условной линии можно разделить Африку на «низкую» и «высокую»?

3. Почему Африку называют самым «жарким материком»?

4. Почему Австралию называют самым «сухим материком»?

5. Почему Австралию называют самым «спокойным материком»?

6. Все ли острова Тихого океана входят в состав Океании? Приведите примеры в доказательство своего ответа.

7. Почему Южную Америку называют самым «влажным материком»?

8. Почему Антарктиду называют самым «высоким материком»?

9. Где находится «полюс холода» северного и южного полушарий? С чем связано такое положение?

10. Почему Кордильеры находятся на западе материка?

11. Какие территории Евразии отличаются самыми благоприятными условиями для проживания населения? Почему?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 11

Тема: Физико-географический обзор океанов

Задачи: продолжить формирование представления о Земле как планете; продолжить формирование умения работы с географическими картами (тематическими, общегеографическими); составить характеристику океанов как объектов географической оболочки; продолжить формирование умения определять местоположение нанесенных географических объектов на карте.

Оборудование: физическая карта мира, атласы по географии, контурные карты, карандаши.

Ход работы

Практический блок

Ответьте на следующие вопросы и задания.

1. Сформулируйте определение понятия «океан». Какие океаны Вам известны?

2. Перечислите характерные черты природы каждого из океанов. Свой ответ обоснуйте.

3. Используя карты атласа, заполните следующую таблицу.

Таблица – 1 Физико-географическая характеристика океанов

Характеристика океана

Атлантический

Индийский

Северный Ледовитый

1.Физико-географическое положение

2.Тектоническое строение и рельеф дна.

3.Климат (положение в климатических поясах, господствующие ветры)

4.Течения (холодные, теплые, нейтральные)

5.Органический мир

6.Природные пояса

7.Экологические проблемы океана

Контрольный блок

1. Какие моря названы в честь знаменитых людей? Почему?

2. Какие моря Мирового океана можно отнести к: окраинным, средиземным, внутренним, межостровным? Почему?

3. Что Вы понимаете под «Тихоокеанским огненным кольцом»?

4. Назовите течения, являющиеся аналогами нижеперечисленных:

Гольфстрим, Аляскинское, Бразильское, Перуанское, Лабрадорское, Калифорнийское. Примечание: течения-аналоги необходимо искать в таких же широтах в акватории другого океана.

5. Какая часть Мирового океана называется «ревущие сороковые»? Почему?

6. В каких широтах и почему формируются «океанические пустыни»?

Наша Земля часть Вселенной . Какое место она занимает среди других мировых тел и что представляет собой человек в мировом пространстве?

Земля – небесное тело

Земля – большое небесное тело . Её объём составляет приблизительно 1083 миллиарда кубических километров, поверхность – около 510 миллионов квадратных километров и вес – около 6 тысяч триллионов тонн. Земля - большое небесное тело. Но Земля, в свою очередь, очень мала по сравнению с Солнцем , которое больше земного шара в 1 миллион 300 тысяч раз. Однако оказывается, что и Солнце не так уже велико. Среди представителей мировых тел есть звёзды больше Солнца. Так, например, в созвездии Скорпиона есть звезда-гигант Антарес , которая по объему почти в 3,5 миллиона раз больше Солнца. Но и подобным гигантам «не тесно» во Вселенной; они свободно и с громадными скоростями (20 – 80 километров в секунду) перемещаются по Вселенной, которая безгранична в пространстве и во времени. А что представляет собой Земля в беспредельной Вселенной? Лишь ничтожную пылинку! Но, она в числе других тел солнечной системы участвует в стремительном беге нашего лучезарного Солнца, среди сонмов звёзд Галактики, (подробнее: ). На этой ничтожно малой пылинке находимся, однако, все «мы» – все люди и весь животный и растительный мир. Как на колоссальном межпланетном корабле беспрестанно путешествуем мы в мировом пространстве и вместе с Солнцем мчимся всё дальше и дальше!

Человек во Вселенной

Каково же место человека во Вселенной ? Он так ничтожно мал, что здесь теряют всякий смысл какие-либо сравнения и масштабы. Но мы должны сказать, что ум человека подчиняет себе силы природы и даже проникает в бескрайние просторы Вселенной.
Человек в бескрайних просторах Вселенной. Человек пересекает моря и океаны, исследует их водные глубины; он завоевал воздушный океан и, как орёл, парит в голубых просторах неба; он проложил глубокие тоннели через горы; мысленно проникает он даже в глубокие недра нашей Земли; он постепенно покоряет себе всю Землю и её водную и атмосферную оболочки, (подробнее: ). Пытливый ум человека пошел ещё дальше: он проник в «жизнь» невидимых молекул и атомов, как проникает и в «жизнь» гигантских звёзд. Он неустанно вскрывает одну за другой тайны природы, и ему открываются всё более и более широкие горизонты. Человек сошел с узкой арены, называемой Землёй, и ему стали доступны космические рейсы – по Вселенной.

Вселенная состоит из множества космических тел: звезд, планет и их спутников, астероидов, комет, метеорного вещества, космического газа и пыли. Галактика – скопление звезд (звездная система). Метагалактика – видимая часть Вселенной (1026 м, 100 млн. св. лет, 1022 звезд).

Солнце (диаметр - 1 390 000 км, масса - 1, 99∙ 1030 кг, состав: 71 % Н, 27 % Не, 2% N, C, O и др. , температура поверхности 6000 °С)

Солнечная энергия – движущая сила всех процессов, происходящих на Земле. Солнечная активность – совокупность физических процессов, происходящих на Солнце. Циклы солнечной активности – 11, 22, 8090, 900 лет. В периоды, когда солнечная активность максимальна, активизируются рост и развитие живых организмов, увеличивается социальная напряженность и количество заболеваний и т. п.

Планеты Солнечной системы Условно делят на две группы: Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс) – имеют небольшой размер, но большую массу и плотность, мало спутников. Планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун) – отличаются большими размерами, но небольшой массой и плотностью, имеют много спутников.

Луна – спутник Земли Радиус – 1738 тыс. км, Расстояние до Земли – 384 тыс. км. Масса – 1/81 массы Земли. Температура: от -170 до +300°С. Период осевого вращения Луны – 27, 3 земных суток (сидерический месяц). Влияние Луны: Период полной смены приливы и отливы лунных фаз (новолуние, (каждые 12 ч 25 мин); первая четверть, полнолуние, солнечные и лунные последняя четверть) – 29, 5 затмения. суток (синодический месяц). Лунные сутки – 24 ч 50 мин.

Форма и размеры Земли Эволюция представлений о форме Земли: Диск (древнее время) Шар (Аристотель, III век д. н. э.) Эллипсоид (Ньютон, XVII век) Геоид (наше время)

Доказательства шарообразной формы Земли Снимки из космоса. Градусные измерения земной поверхности. Лунные затмения (тень Земли видна в виде круга). При движении высокие предметы появляются из-за горизонта постепенно. При движении по меридиану меняется вид звездного неба. При поднятии вверх дальность видимого горизонта увеличивается. Освещение высоких предметов перед восходом и после захода Солнца. Кругосветные путешествия.

Размеры Земли Экваториальный радиус - 6 378 км Полярный радиус - 6 357 км Средний радиус – 6 371 км Величина полярного сжатия – 21 км Длина экватора - 40 075 км Длина полярного меридиана - 40 008 км

Следствия шарообразной формы Земли и ее размеров Шарообразная форма приводит к возникновению географической (широтной) зональности вследствие уменьшения угла падения солнечных лучей на земную поверхность от экватора к полюсам. Размеры и форма Земли позволяют удерживать атмосферу определенного состава и гидросферу, без которых невозможна жизнь.

Класс: 5

Презентация к уроку

















































































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Предмет : география, 5 класс

Цель урока: активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках географии через игровые формы обучения.

Задачи урока:

  • Образовательная: Расширить кругозор учащихся, проконтролировать степень усвоения основных понятий и терминов по теме “Земля во Вселенной”, закрепить знания по теме.
  • Развивающая: продолжить развитие логического мышления, монологической речи, кругозора, памяти. Научить учащихся анализировать цели, процессы и результаты своей деятельности. Побуждать к постоянному желанию оценки своих действий.
  • Воспитательная: продолжить формирование ценностного отношения к миру, к знаниям о мире.

Тип урока : Обобщение, систематизация, коррекция и проверка знаний с использованием элементов игры и элементов соревнования.

Форма урока : игра

Формы организации учебной деятельности : Индивидуальная, фронтальная

Образовательные технологии: Игровая технология; ИКТ

Основные понятия: Вселенная,Солнечная система, планеты, спутники планет, планеты земной группы, планеты - гиганты, астероиды, метеориты, метеоры, кометы, звезды, созвездия, галактика.

Межпредметные связи: астрономия, окружающий мир.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, тетрадь, ручка.

Планируемые результаты обучения, в т.ч. и формирование УУД:

Личностные УУД: продолжитьформирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, проявление учебно-познавательного интереса к географической науке, формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Метапредметные результаты обучения:

  • Познавательные УУД : продолжить формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных результатов.
  • Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, оценивать достигнутые результаты, самостоятельно контролировать свое время, оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы.
  • Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль результатов учебно-познавательной деятельности, рефлексию.

Предметные результаты обучения: Обобщить и систематизировать знания по разделу, повторить основные понятия и термины, подготовиться к проверочной работе.

Ход урока

1. Организационный момент

Вступительное слово учителя. Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас! На предыдущих уроках мы знакомились с вами со строением Солнечной системы, Вселенной, космическими телами...

2. Целеполагание

Ребята! Как вы думаете, достаточно ли вам знаний, полученных на прошедших уроках (...)? Все ли вы уверены, что хорошо усвоили пройденный материал (...)? Чтобы быть уверенными, что учебный материал вами хорошо усвоен, что мы должны сегодня сделать с вами (...). Давайте проверим знания, полученные по теме “Земля во Вселенной”.

3. Основная часть:

Сегодня мы проведем с вами не обычный урок, а викторину “Самый умный”. Цель урока – не только обобщить и систематизировать знания по изученной теме, но и выяснить как вы готовы к проверочной работе, а также определить “самого умного” ученика по данной теме. Думаю, что ваше настроение в конце урока останется таким же хорошим, как и в начале.

Игра проходит в 3 тура:

I тур – отборочный (во II тур выходят 6 человек);

II тур – полуфинал (в III тур выходят 2 человека);

III тур – финал (победитель игры “Самый умный” 1 человек).

I ТУР – ОТБОРОЧНЫЙ.

В первом туре необходимо ответить на 9 вопросов. Вопросы даются с вариантами ответов, нужно выбрать один правильный ответ. Ответы записываются в тетрадь. Исправлять ответы НЕЛЬЗЯ! В полуфинал выходят 6 человек, набравшие наибольшее количество баллов. Если более 6 человек набрали одинаковое количество баллов, то задаются дополнительные вопросы до тех пор, пока не определятся полуфиналисты. Время ограничено.

Вариант 1

1. Естественный спутник Земли.

А) Марс Б) Венера В) Луна Г) Солнце

2. Из какого газа в основном состоит атмосфера Венеры?

А) азота Б) водорода В)углекислого Г) кислорода

3. Раскаленные газообразные тела шарообразной формы?

А) астероиды Б) метеоры В) кометы Г) звезды

4. Сколько спутников у Венеры?

А)0 Б) 1 В) 2 Г) 3

5. Главное отличие Земли от других планет Солнечной системы?

А) есть спутники Б) есть жизнь В) есть атмосфера Г) есть водород

6. Наука, изучающая небесные тела.

А) физика Б) геология В) астрономия Г) география

7. Световые вспышки?

А) метеоры Б) спутники В) кометы Г) метеориты

8. Небольшие, неправильной формы небесные тела диаметром от 1 до десятков км.

А) метеоры Б) астероиды В) кометы Г) метеориты

9. К какой группе звезд по размеру относится Солнце?

А) гиганты Б) сверхгиганты В) карлики

Вариант 2

1. У полюсов какой планеты видны полярные шапки?

А) Юпитера Б) Венеры В) Марса Г) Сатурна

2. Из какого газа в основном состоят планеты – гиганты?

А) углекислого Б) азота В) водорода Г) кислорода

3. Как называются определенные участки звездного неба?

А) галактики Б) звезды В) кометы Г) созвездия

4.Сколько спутников у Меркурия?

А) 0 Б) 1 В) 2 Г) 3

5. Космическое пространство и всё, что его заполняет?

А) планеты Б) галактика В) вселенная Г) созвездия

6. Какие звезды самые горячие?

А) желтые Б) белые В) голубыеГ) красные

7. Космические тела, упавшие на Землю?

А) метеориты Б) спутники В) кометы Г) метеоры

8. Название этих небесных тел с греческого означает “волосатая”.

А) метеоры Б) кометы В) астероиды Г) метеориты

9. К какой группе звезд по цвету относится Солнце?

А) голубые Б) белые В) желтые Г) красные

ВЗАИМОПРОВЕРКА.

Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют ответы.

Вариант 1

Вариант 2

1В, 2В, 3Г, 4А, 5В, 6В, 7А, 8Б, 9В

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

10. В каком направлении вращается Солнце? (с запада на восток)

11. За какое время Меркурий делает один оборот вокруг Солнца? (за 88 земных суток)

12. Что такое галактика? (скопление звезд)

13. Центр Солнечной системы? (Солнце)

14. За какое время Юпитер делает один оборот вокруг своей оси? (менее чем за 10 часов)

15. Из каких газов состоит атмосфера Земли? (азота, кислорода, углекислого газа)

16. Как называется галактика, в которой находится Солнечная система? (Млечный путь)

17. Как называются сверхскопления галактик? (метагалактики)

18. Что входит в состав Солнечной системы? (планеты, спутники, метеоры, метеориты, кометы, астероиды, звезда....)

19. Какое событие 12 апреля 1961 года окончательно доказало шарообразность Земли? (первый полет человека в космос)

20. Из каких частей состоит комета? (из твердого ядра и хвоста)

21. Чем звезды отличаются от планет? (излучают тепло и свет)

II ТУР – ПОЛУФИНАЛ

В этом туре больше не будет вариантов ответа. Участники игры должны выбрать одну номинацию. Начинает выбирать тот ученик, у которого самое большое количество баллов. Ведущий зачитывает вопросы, которые будут появляться на экране. Итак, остались 6 полуфиналистов. В финал выйдут только 2 игрока, набравшие наибольшее количество баллов. Именно они продолжат бороться за звание “Самый умный”.

САМАЯ, САМЫЙ, САМОЕ...

2. Самый большой спутник Юпитера и крупнейший из всех спутников в Солнечной системе? (Ганимед)

4. Самый высокий вулкан в Солнечной системе? (г.Олимп)

6. Самое большое количество спутников... (у Сатурна)

10. Самый большой из астероидов? (Церера)

ПОЧЕМУ ТАК НАЗВАНЫ

1. Эта планета названа в честь верховного бога, владыки неба. (Уран)

2. В честь какого древнегреческого бога названа планета Меркурий. Почему? (Гермеса - бога торговли, самая быстрая планета)3. Какая планета носит имя могущественного греческого бога – Зевса. Почему? (Юпитер, самая большая планета)

4. Эта планета названа в честь древнегреческого бога войны Ареса.(Марс)

5. Какая планета названа в честь древнеримского бога, покровителя земледелия? (Сатурн)

6. Какая планета была открыта в 1930г. и названа в честь бога, повелителя царства мертвых – Аида? Почему? (Плутон, на ней невероятный холод -230°)

7. Почему Марс назван в честь бога войны? (Красноватая планета, напоминающая своим цветом огонь и кровь)

8. Эта планета названа в честь богини любви и красоты. (Венера)

9. Какая планета носит имя древнегреческого бога морей – Посейдона. Почему? (Нептун, мерцает голубоватым светом, напоминающий цвет воды)

10. В честь какой богини названа планета Земля? (Геи - древнегреческой богини земли)

ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

1. Как называются спутники Марса? (Фобос и Деймос)

2. Какая планета была открыта с помощью расчетов? (Нептун)

3. Какие планеты называют близнецами? (Нептун и Уран)

4. Восьмая по счету планета? (Нептун)

5. Единственное небесное тело, на котором побывал человек. (Луна)

6. Смена времен года на Земле обусловлена... (Вращением Земли вокруг Солнца)

7. Какие планеты земной группы имеют спутники? (Земля, Марс)

8. Грунт этой планеты богат железом. (Марс)

9. На какой планете находится Большое красное пятно? (на Юпитере)

10. 70% поверхности этой планеты покрыто водой? (Земля)

УЧЁНЫЕ, ПЕРЕВЕРНУВШИЕ МИР

1. Кто впервые использовал телескоп для наблюдения за небесными телами? (Галилео Галилей)

2. Какую систему мира предложил Клавдий Птолемей? (геоцентрическую)

3. Этот учёный считал, что Вселенная бесконечна, она не имеет единого центра? (Джордано Бруно)

4. Кто открыл спутники у Юпитера? (Галилео Галилей)

5. В какой стране родился Джордано Бруно? (в Италии)

6. Кто открыл атмосферу на Венере? (Михаил Васильевич Ломоносов)

7. Кто первым обнаружил новое небесное тело, которое выглядело как звезда? (Джузеппе Пиацци, 1801г.)

8. Какой учёный прославился открытием планеты Уран и двух её спутников? (Уильям Гершель)

9. Он погиб, но не отказался от своих убеждений. (Джордано Бруно)

10. Этот ученый создал новую модель Вселенной, центром которой является Солнце. (Николай Коперник)

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВСЕЛЕННОЙ В ДРЕВНОСТИ

1. Долгое время центром Вселенной считалась... (Земля)

2. В представлении какого народа змея олицетворяет небо и как бы замыкает земное пространство? (древних индийцев)

3. В представлении каких народов Земля – это гора, которую со всех сторон окружает море и которая держится на 12 колоннах? (Жителей Месопотамии)

4. Ученый, который первым предположил, что земля имеет форму шара? (Пифагор)

5. Ученый, который первым доказал, что земля имеет форму шара? (Аристотель)

6. Кто считал, что вокруг неподвижной Земли вращаются восемь небесных сфер с неподвижно закрепленными небесными телами: планетами, Луной, Солнцем? (Аристотель)

7. Что, по мнению Аристотеля, обеспечивает движение всех остальных сфер? (Девятая сфера – двигатель Вселенной)

8. Какой древнегреческий ученый считал, что центром Вселенной является не Земля, а Солнце? (Аристарх Самосский)

9. Что, по мнению Птолемея, ограничивает Вселенную? (Сфера неподвижных звезд)

10. Почему система мира Клавдия Птолемея господствовала в науке 13 веков? (Позволяла определять и предсказывать расположение небесных тел)

ЗАГАДОЧНЫЕ ЦИФРЫ

1. 150 млн.км (Расстояние от Земли до Солнца)

2. 6000 (Количество звезд, которое можно увидеть невооружённым взглядом)

3. 300 тыс.км/с (Скорость света)

4. 88 (Количество созвездий)

5. 15 млн.°С (Температура внутри Солнца)

6. 109 раз (Диаметр Солнца больше диаметра Земли)

7. 8 (Количество планет Солнечной системы)

8. 4,5 – 5 млрд.лет (Возраст Солнечной системы)

9. 365 дней (Время обращения Земли вокруг Солнца)

10. 750 раз (Масса Солнца больше массы всех планет)

III ТУР – ФИНАЛ

Итак, остались 2 финалиста. Именно они продолжат бороться за звание “Самый умный”. Ведущий зачитывает вопросы, которые будут появляться на экране. За 1 минуту участники игры должны ответить на как можно большее количество вопросов. Вопросы можно пропускать, достаточно сказать ведущему “ДАЛЬШЕ”.

ВАРИАНТ 1

1.Температура на этой планете около - 130°. (на Юпитере)

2. Из чего состоят кольца Сатурна? (Из различных частиц, камней, глыб, покрытых льдом, снегом)

3. Какие по цвету бывают звезды? (Красные, желтые, белые, голубые)

4. Назовите планеты – гиганты. (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)

5. Можно ли “приземлится” на Юпитере? Почему? (Нет. Газовый гигант)

6. Что в переводе с греческого означает слово “кратер”? (“большая чаша”)

7. Какой объект Солнечной системы переведён в 2006 г. в класс планет-карликов? (Плутон)

8. За какое время Земля делает один оборот вокруг своей оси? (за 24 часа)

9. Из какого газа в основном состоит атмосфера Марса? (из углекислого газа)

10. Кто первым полетел в космос? (Ю.А.Гагарин)

12. Эта планета по размерам лишь немного меньше Земли? (Венера)

13. В чем различие между метеорами и метеоритами? (Метеоры сгорают в атмосфере, а метеориты падают на Землю)

14. Из чего состоит хвост кометы? (Из газов и мелкой пыли)

ВАРИАНТ 2

1. Температура на этой планете приближается к - 170°. (на Сатурне)

2. Из чего состоит ядро кометы? (Из льда, замёрзших газов, твердых частичек)

3. Какие по размерам бывают звезды? (Карлики, гиганты, сверхгиганты)

4. Перечислите планеты земной группы. (Меркурий, Венера, Земля, Марс)

5. В какой части Солнечной системы движется большинство астероидов? (В поясе астероидов)

6. Какие участки лунной поверхности принято называть морями? (Сравнительно ровные, покрытые застывшей лавой)

7. За какое время Марс делает один оборот вокруг своей оси? (за 24 часа)

8. Самый большой спутник Сатурна? (Титан)

9. Из какого газа в основном состоит атмосфера Венеры? (из углекислого газа)

10. Какая страна запустила первый искусственный спутник Земли? (СССР)

11. Какая планета при наблюдении с Земли кажется самой яркой? (Венера)

12. В какую сторону повернут хвост кометы при приближении к Солнцу? (в сторону Солнца)

13. Более 70% поверхности этой планеты покрыто водой. (Земля)

14. Чем звезды отличаются от планет? (излучают тепло и свет)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Подведение итогов, подсчет набранных баллов. Выявление победителя. Баллы 2 и 3 тура суммируются.

Наш урок подходит к концу. Давайте подумаем, все ли задачи, которые поставили перед собой в начале урока, мы выполнили (...)?

Молодцы, вы хорошо сегодня работали на уроке. Мы ответили на 100 вопросов, и надеюсь, хорошо подготовились к проверочной работе.

РЕФЛЕКСИЯ

Сегодня на уроке:

  • я узнал...
  • Было трудно...
  • Я понял, что...
  • Я научился...
  • Меня удивило...
  • Мне захотелось...

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает его.

ЛИТЕРАТУРА

1. География. Начальный курс. 5 класс: учебник / И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2012.

2. Ресурсы Интернета

Последние материалы сайта