Методическая разработка на тему: содержание,формы и методы работы с одаренными школьниками.
1.Причины изучения одаренности.МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Педагогический проект
«МОДЕЛЬ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Краткая аннотация проекта
Настоящий проект – это представление опыта работы с одарёнными детьми в МБУ ДО ЦТТ.
В последние годы система дополнительного образования детей из «довеска» к основному обучению превратилась в ведущий фактор формирования «образовательной индивидуальности» личности, потому что оно предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей.
Сформировать систему работы с одаренными обучающимися в учреждении - главная задача данного проекта.
Реализация проекта связана с систематической и целенаправленной работой с одаренными обучающимися и предусматривает внедрение в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала обучающихся.
Выявление, развитие и обучение одаренных детей образует единую систему. А диагностика одаренности служит не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.
Обоснование необходимости проекта
В последнее время на уровне философии образования всё активнее утверждается представление о необходимости учитывать в образовательно-воспитательных системах неповторимость каждого индивида и постепенный отказ от унификации личности в сфере образования. Невозможность воспитания и обучения будущего творца на общем «образовательном конвейере» все более осознаётся и заставляет искать новые образовательные модели, отвечающие данной задаче.
Но, в настоящее время в работе с одарёнными детьми сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны - требуется создание системы образования, в которой интеллект рассматривается как основное конкурентное преимущество. С другой стороны - у педагогов практически нет образовательных программ для одарённых детей, которые он мог бы использовать в своей работе. Поэтому перед педагогами, осуществляющими инновационную деятельность, встала проблема, как осуществлять учебно-воспитательный процесс с одарёнными детьми.
Для нас, педагогов дополнительного образования, эта проблема стоит очень остро. Нет чётко отработанной, стройной модели обучения одарённых детей в учреждениях нашего профиля. Сегодня качество обучения и воспитания детей этой категории обеспечивается лишь интуицией и опытом педагогов. Наши педагоги выходят на инновационный режим деятельности, разрабатывая элективные курсы и программы для одарённых детей. Такой вид деятельности требует от них специальных теоретических знаний и определенных умений, понимания реальных закономерностей и психологии детского развития, видения целостности учебно-воспитательного процесса и умения его проектировать.
На сегодняшний день нет и однозначного определения понятия одарённости. Почему это так важно для нас - педагогов? Потому что методы и формы работы педагогов с одарёнными детьми будут зависеть от того, что мы понимаем под словом «одарённость». Игнорирование этого положения приводит к однобокости в работе педагога с одарёнными детьми. Принято принимать за основу, то определение, что одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Дополнительное образование - процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени и решить одну из основных задач дополнительного образования - выявление, развитие и поддержку одаренных детей.
Признание руководством нашего учреждения того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения, побудило нас сформулировать стратегическую цель работы с одарёнными детьми в ЦТТ:
Создание благоприятных условий для развития талантливых, одарённых и способных детей как основы построения стратегии развития каждого ребёнка, исходя из его индивидуальных особенностей.
Цели и задачи проекта
Цель: Создать модель работы с одарёнными детьми в ЦТТ.
Предмет исследования. Работа с одарёнными детьми.
Гипотеза. Проблема одаренности как комплексная проблема, состоящая из проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей.
Задачи:
Методы:
Теоретический : изучение психолого - педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, систематизация и классификация.
Экспериментальный: анкетирование, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент.
Статистический : обработка полученных данных.
Основное содержание проекта
Конкретные цели обучения одаренных детей в ЦТТ определяются с учетом качественной специфики определенного вида одаренности, а также психологических закономерностей ее развития. Так, приоритетными целями обучения детей с общей одаренностью становятся:
Развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);
Создание условий для развития творческой личности;
Развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей).
На первом этапе инновационной деятельности разработать Программу «Одарённые дети» и составить План реализации программы, в котором должны быть определены основные направления деятельности работы с одарёнными детьми.
Создание системы выявления одарённости у обучающихся
Следующим шагом инновационной деятельности – мониторинг одарённости обучающихся. Работа по выявлению одарённых детей в ЦТТ может включить в себя следующие этапы:
Выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности, о круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка;
Индивидуальная оценка педагогом познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую;
Психолого-педагогический мониторинг: наблюдение и анализ обученности и поведения ребёнка; экспертная оценка продукта деятельности детей: рисунков, стихотворений, технических моделей и др.
Но многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие феномена одаренности, изучение мотивационно - потребностной сферы одаренного ребенка, потребует от вас предварительного ответа на следующие вопросы:
- общей одарённостью - она проявляется по отношению к различным видам деятельности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности (или общие познавательные способности);
-специальной - обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.).
- явной - проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, как бы «сама по себе», достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения;
- скрытой - проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме. Такого ребёнка ошибочно могут отнести к числу «неперспективных». Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя».
Ответив на эти вопросы и основываясь на педагогическом наблюдении, с помощью тестирования и диагностики мы выделяем область проявления повышенных способностей, обучающихся:
- В практической деятельности : в ремёслах, спортивной и организационной деятельности.
- В познавательной деятельности : интеллектуальная одарённость (в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
- В художественной деятельности: хореографическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная одарённость.
- В коммуникативной деятельности: лидерская одарённость.
Вид одарённости в выше перечисленных областях мы определили по критериям, которые, как нам кажется, наиболее полно отражают способности детей. Практика работы показывает, что наличие у ребёнка даже нескольких признаков должно привлечь к этому ребёнку внимание педагога и, поэтому нам было очень важно - не ошибиться в определении вида одарённости у ребёнка.
Литературные способности:
Рассказывает всегда логически и последовательно;
Имеет большой запас слов, свободно и чётко излагает;
Ради удовольствия изобретает собственные слова;
Любит фантазировать, придумывать, сочиняет сюжеты и истории;
Легко и точно пересказывает содержание книги, пьесы, фильма;
Много и с удовольствием читает помимо школьной программы;
Любит писать рассказы, стихи, дневники;
Не стесняется демонстрировать свои литературные способности.
Художественные способности:
Проявляет большой интерес к визуальной информации;
Увлекается произведениями искусства, любит их рассматривать.
В мельчайших деталях запоминает увиденное;
Проводит много времени за рисованием и лепкой, с помощью рисунка или
лепки пытается выражать свои эмоции и чувства;
Демонстрирует опережающую возраст умелость;
Умеет видеть прекрасное и необыкновенное рядом;
Экспериментирует с использованием традиционных и «нехудожественных»
материалов, может создать из них оригинальное произведение;
Любит создавать что-то интересное и необыкновенное в доме;
Его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет;
Работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.
Спортивная одарённость:
Энергичен, всё время хочет двигаться, спит меньше обычного;
Проявляет большой интерес к движениям, требующей тонкой моторики;
Обладает хорошей зрительно-моторной координацией;
Обладает широким диапазоном движений (от медленного - к быстрому, от плавного - к резкому);
Прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений;
Отлично управляет телом при маневрировании;
Обладает исключительной для своего возраста физической силой, гибкостью, выносливостью, имеет хороший уровень развития основных двигательных навыков;
Смел, не боится синяков и шишек, любит спортивные игры и всегда в них выигрывает;
Ловко управляется с коньками, лыжами, ракетками, мячами и клюшками;
Практически никогда всерьёз не устаёт, если занят любимым делом.
Лидерские способности:
Способен успешно нести бремя ответственности; можно рассчитывать, что он сделает то, что обещал, и, как правило, сделает хорошо;
Чувствует себя уверенно с детьми своего возраста – так же, как со взрослыми; - чувствует себя спокойно и комфортно, когда его просят показать свою работу перед аудиторией;
Он стремится предотвратить конфликты и, как правило, легко справляется с этим самостоятельно;
Вполне способен к самовыражению: речь его хорошо развита, его легко понять;
Готов адаптироваться к новым ситуациям, гибок в мышлении и действиях;
Воодушевлён, когда находится среди людей, любит общаться, не любит одиночества;
Стремится быть первым, превосходить окружающих, как правило, руководит той деятельностью, в которой принимает участие;
Принимает активное участие в общественной жизни учреждения
Творчская одарённость:
Чрезвычайно любознателен в самых различных областях, постоянно задаёт вопросы о чём-либо и обо всём;
Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем, часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы;
Предпочитает задания, связанные с «игрой» ума, фантазирует, обладает развитым воображением; любит предлагать новые версии и изменять идеи, правила и объекты;
Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим;
Осознаёт свою импульсивность и принимает это в себе, проявляет эмоциональную чувствительность;
Обладает чувством прекрасного, уделяет внимание эстетическим, художественным характеристикам вещей и явлений;
Имеет собственное мнение и способен отстаивать его, не боится быть непохожим на других, индивидуалист (в частности, умеет, любит работать в одиночестве), не интересуется деталями, спокойно относится к творческому беспорядку;
Критикует конструктивно, не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.
Способности к обучению и научной деятельности:
Имеет обширный словарный запас для своего возраста или уровня образования, речевое развитие характеризуется выразительностью, беглостью, разработанностью;
Использует термины вполне осмысленно;
Обладает большим запасом информации в разных областях (его интересы выходят за рамки обычных интересов сверстников);
Может быстро понять, запомнить и воспроизвести фактическую информацию; - умеет чётко выражать словами чужую мысль или наблюдение, ведёт их записи, которые использует по мере надобности;
Способен к глубокому пониманию причинно-следственных связей, пытается открыть, как и почему происходит что-либо;
Задаёт много вопросов, вскрывающих истинный, глубинный смысл;
Хочет знать, что является движущей силой, что лежит в основе событий или поступков людей;
Задаёт много вопросов, связанных с процессами и явлениями мира;
Легко схватывает основные, главные принципы и может быстро сделать обоснованные заключения и обобщения о событиях, людях или предметах;
Тонкий и проницательный наблюдатель, ищет сходства и различия между событиями и предметами;
Много читает, в основном, по собственному выбору, обычно предпочитает книги для взрослых;
Не избегает трудного материала, любит изучать биографии, энциклопедии и атласы, словари ит.д.;
Пытается понять сложный материал, анализируя, разделяя его на составные
Делает собственные выводы; находит логичные и обладающие здравым
смыслом ответы и объяснения;
Создаёт свои конструкции и схемы, исследования и проекты в той области
знаний, которая ему интересна;
Обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий
и к обобщениям.
Выделив тип одарённости, уровень развития и область проявления повышенных способностей ребёнка каждый для себя, решает, какие задачи работы с одарённым ребёнком являются для педагогов приоритетными: обучающие, обучающе - развивающие или же развивающие.
Пополнение научно-методической базы для выявления, обучения,
развития одаренных детей
В процессе подготовки к реализации программы «Одарённые дети» следует произвести подбор и накопление литературы, методического обеспечения в помощь педагогам, работающим с одарёнными детьми. Изучение этой литературы может пройти в рамках работы семинаров, творческих объединений, педагогических советов, а также через самообразование педагогов, принявших решение работать с одарёнными детьми.
Следующим шагом станет разработка практических рекомендаций по составлению программ индивидуального развития одарённых детей.
На этом этапе деятельности возникает ещё одна проблема: обучение в ДДТ ведётся по образовательным программам, реализуемым в срок от одного года до пяти лет. Поэтому перед педагогическим коллективом нашего учреждения встанет задача - создать гибкие программы индивидуального развития обучающихся с различным сроком реализации.
Принципы построения программ для одаренных детей в ЦТТ.
Программа обучения для одаренных детей должна соответствовать их специфическим потребностям и возможностям, а также целям, предъявляемым к обучению этой категории обучающихся. Мы выделяем четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ индивидуального развития обучающихся:
Ускорение . Этот подход позволяет учесть потребности и возможности детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он применяется нами с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным.
Углубление . Данный подход мы считаем эффективным по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение тем, дисциплин или областей знания.
Обогащение . Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения - с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Обучение планируется таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности. Обогащенная программа способствует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль, критичность, широта умственного кругозора и т.д., обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации.
Проблематизация . Этот подход предполагает стимулирование личностного развития обучающихся. Специфика обучения в этом случае состоит: в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций. Всё это способствует формированию у обучающихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Но такой раздел мы включаем как компонент в обогащенные программы.
Важно иметь в виду, что два последних подхода являются наиболее перспективными. Они позволяют максимально учесть познавательные и личностные особенности одаренных детей.
Суммируя всё выше сказанное, можно сказать, что программы индивидуального развития для одаренных детей должны:
Предоставлять возможность для углубленного изучения тем, выбранных
обучающимися;
Обеспечивать самостоятельность в учении;
Развивать методы и навыки исследовательской работы;
Развивать творческое, критическое и абстрактно-логическое мышление;
Поощрять и стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих
привычные стереотипы и общепринятые взгляды;
Учить детей оценивать результаты работы с помощью разнообразных
критериев, поощрять оценивание работы самими обучающимися.
«Выявление и поддержка одаренных детей
в дополнительном образовании»
Молчанова Юлия Андреевна,
методист,
муниципальное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества г. Талдома,
Талдомский район, г.Талдом
Одаренность человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А. Сухомлинский
Человеческое мышление, способность к творчеству – величайшие дары природы. Этим даром природа наделила всех, только в разной степени. Одаренным человеком называют того, чей дар превосходит средние возможности других людей. Говоря словосочетание «одаренные дети», мы обозначаем некую исключительность. Эти дети уже по определению отличаются превосходством над сверстниками.
Известный специалист Н.С. Лей-тес выделяет три категории детей, которых принято именовать одаренными: дети с высоким IQ; дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности; дети с высокой креативностью. Другой специалист М.А. Холодная выделяет шесть категорий таких детей: «сообразительные», «блестящие ученики», «креативы», «компетентные», «талантливые», «мудрые». По мнению А.И. Савенкова, педагогическая практика различает 3 категории одаренных детей: дети с высокими показателями по уровню общей одаренности; дети, достигшие успехов в какой-либо области деятельности; дети, хорошо обучающиеся в школе («академическая одаренность»).
Мысль о том, что содержание учебной деятельности одаренных детей должно существенно отличаться от содержания образования большинства сверстников, вряд ли может вызывать сомнения. В этом контексте нужно обратить внимание на систему дополнительного образования.
Очевидно, что в последние годы дополнительное образование из «довеска» к основному образованию, каким реально являлась ранее существовавшая система внеклассной и внешкольной работы, превратилось в ведущий фактор развития одаренного ребенка, требующего индивидуального подхода и обширного спектра возможностей реализовать свой дар.
С каждым годом становиться понятнее, что школьное образование не справляется в полной мере с решением главной задачи – развитие и помощь в реализации творческого потенциала одаренного ребенка. Это и заставляет искать пути решения проблемы, используя возможности дополнительного образования. Именно с помощью него родители могут выстроить для своего чада индивидуальную траекторию развития, отвечающую потребностям и возможностям ребенка.
В дополнительном образовании каждому ребенку предоставляется возможность выбора образовательной области, направленности программ, времени их усвоения. Таким образом, индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворить запросы и потребности конкретных детей, используя потенциал их свободного времени. Только в дополнительном образовании удается использовать такой неоценимый ресурс развития одаренности, как единство и взаимодействие искусств, что в обычной школе затруднено.
Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Это и способствует выявлению одаренности ребенка.
Активная деятельность педагогов дополнительного образования, находящаяся в тесном взаимодействии с общим образованием является не только важнейшим фактором усвоения учебных программ, но и средством воспитания и развития неординарной творческой личности. Поскольку природная одаренность – это всего лишь потенциал. Для получения успешного результата необходимо постоянное и планомерное развитие способностей детей, требующей как самостоятельной, так и работы в коллективе.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми, реализующиеся в МУ ДО ДДТ г.Талдома:
Принцип максимального разнообразия предоставляемых
возможностей для развития личности;
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
Принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии педагога;
Принцип свободы выбора учащимся направлений дополнительных образовательных программ, помощи, наставничества.
Основные усилия педагогов направлены на изучение методик, концепций и исследований отечественных и зарубежных психологов. Накапливается методический материал для самообразования по данному вопросу, поскольку на данный момент не существует специальной подготовки для педагогов дополнительного образования, работающих с одаренными детьми.
Основной смысл работы состоит в том, чтобы собрать предварительную информацию о ребенке, поступающем на обучение в Дом детского творчества. Информация собирается от родителей, учителей школы и самих детей.
На занятиях в каждом объединении проводятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, где каждый ребенок может показать свои способности.
В течение работы идет формирование данных о талантливых и одаренных детях с целью отслеживания их дальнейшего личностного и профессионального самоопределения.
На протяжении последних лет в ДДТ г.Талдома успешно создает условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
Одаренные дети выявляются на всем протяжении посещения ДДТ. Дети дошкольного возраста 5 – 7 лет - посещают объединения «Дошкольник», «Акварелька», «Искорки».
Дети 7- 12 лет - посещают несколько объединений, т.к. происходит поиск самого себя.
Дети 12- 18 лет нашедшие себя в одном из направлений проходят углубленное изучение программы объединения. Особенно интересны для таких детей индивидуальные занятия, участие в конкурсах различного уровня, олимпиадах и конференциях.
В результате многолетней успешной работы всего коллектива учреждения дополнительного образования, направленной на выявление и поддержку одаренных детей, каждый ребенок находит себя, проявляет свои таланты, и во взрослой жизни становится полноценным членом общества.
Реальность жизни такова, что человека, которого устраивает некий «усредненный образовательный уровень», может ограничиться основным образованием. Если же он хочет стать высоким профессионалом, интеллектуально и всесторонне развитым, если заложенный природой дар, требует реализации и профессиональной помощи в направлении его в нужное русло, то ему (и, соответственно, его родителям) уже с детских лет стоит задуматься о том, какое дополнительное образование ему необходимо.
Список литературы
1. Гильбух Ю.М. Умственно одаренный ребенок: Психология, диагностика, педагогика. - Киев, 1992;
2. Крижанская P.M., Грановская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. - СПб., 1994;
3. Рональд де Гроот. Дифференциация в образовании // Директор школы. - 1994. -№ 5, 6;
4. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000;
Паспорт Программы «Одаренные дети»
Наименование программы : «Одаренные дети»
Полное наименование учреждения : Муниципальное Казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Одесская станция юных туристов»
Основание для разработки программы ( нормативно-правовая база):
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Федеральная целевая программа развития образования на 2011- 2014 годы. «Национально образовательная стратегия – инициатива «Наша новая школа».
Конвенция о правах ребенка.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения
Санитарно-эпидемиологические правила СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»
Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002 г.
Устав и локальные акты МКОУ ДОД «одесская СЮТур»».
Цель программы : создание благоприятных условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
Задачи программы :
1. Создание системы работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одаренных детей.
2. «Конструирование мотивов», формирование устойчивой мотивации школьников на образовательную деятельность, стимулирование познавательного интереса.
3. Учет индивидуальности каждого обучающегося, раскрытие интеллектуального и творческого потенциала.
4.Создание базы данных в рамках Программы
5.Разработка системы диагностики способностей детей.
6. Обеспечение информационно-методического и программного сопровождения, кадровых условий для работы с одаренными детьми.
Возрастная и/или социальная группа дете й, на которую нацелен проект : обучающие МКОУ ДОД «Одесская СЮТур»»
Ресурсное обеспечение реализации программы :
— Кадровое. Самообразование, аттестация, обобщение педагогического опыта, регулярное повышение квалификации педагогов на курсах, семинарах, в творческих группах.
— Научно-методическое. Создание компьютерной базы данных о передовом педагогическом опыте педагогов в работе с одаренными детьми, применение инновационных педагогических технологий.
— Материально-техническое. Приобретение современного учебного и спортивного оборудования.
Сроки реализации Программы : 2012 – 2015 гг.
Пояснительная записка
Если человек талантлив, то талант у него многогранен. Однако он должен еще суметь развить в себе все эти дарования, отшлифовать свои способности и правильно воспользоваться ими с пользой для себя и для людей.
Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их.
· Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
· Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
· Способности — индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
· Задатки способностей — анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности.
· Талант — выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
· Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе совсеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет. По своей природной сути большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают. Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
В национальной образовательной инициативе НАША НОВАЯ ШКОЛА говорится, что в ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждом общеобразовательном учреждении. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.
Именно учреждение дополнительного образования могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и объединениях. В них ребенок начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одаренность.
Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями – не только для обучающихся, но и для педагога.
Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опята творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству.
При организации работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей, так и детей со скрытыми формами одаренности.
Концепция Программы «Одаренные дети»
Введение
В рамках реализации Приоритетного национального проекта «Образование» впервые использован новый подход к модернизации образования, основанный на принципе стимулирования роста качества образования и обновления содержания образования.
Программа «Одаренные дети» разрабатывается с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с Программой развития МКОУ ДОД «Одесская СЮТур» и является основой для работы с одаренными детьми. Программа направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, занимающихся в МКОУ ДОД «Одесская СЮТур».
Программа содержит алгоритм действий педагогов, методической службы Станции, администрации. При этом она допускает вариативный подход, не должна рассматриваться как догматическая конструкция.
Концептуальные основы дают общий ответ на вопросы, что такое детская одаренность и кого следует считать одаренным, на какие методологические принципы следует опираться при работе с одаренными детьми. Это позволяет создавать общую схему выявления детской одаренности в учреждении, и разрабатывать методический инструментарий для практического решения как психологических, так и педагогических задач. Это, прежде всего цели и содержание обучения, формы организации, методы и средства образовательной деятельности.
Выявление одаренных детей должно начинаться в детских объединениях первого года обучения на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логическое мышление. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности МКОУ ДОД «Одесская СЮТур».
1. Методы и принципы выявления одаренных детей. Критерии и категории одаренности
Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый может в себе выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одаренности. Формы проявления способностей могут быть разные: явная, скрытая одаренность.
Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая потребность в самом процессе умственной деятельности и удовольствие от умственного труда. При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:
Потребность в новых впечатлениях
Развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета
Познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение предмета
Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов оставляет способности в неразвитом, зачаточном состоянии.
Одаренные дети:
· Имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
· Имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
· Испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
— Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
— Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
— Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
— Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
— Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Одаренность может проявляться:
ü как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одаренность. Специалисты утверждают, что число таких детей составляет примерно 1-3% от общего числа таких детей;
ü как одаренность возрастная, т.е. ранняя одарённость (вундеркинды – дети с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой-либо деятельности); поздняя одарённость;
ü как одаренность скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.
Принципы выявления одаренных детей:
— комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
— длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
— анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);
— использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т.п.
— оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения);
— преимущественная опора на валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, естественный эксперимент.
Следует подчеркнуть, что имеющиеся валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации педагога и степени его обучения.
При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов :
— различные варианты метода наблюдения за детьми (в образовательных условиях, в деятельности и т.п.);
— специальные психодиагностические тренинги;
— экспертное оценивание поведения детей педагогами дополнительного, родителями;
— проведение «пробных» занятий по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
— экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей;
— организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований;
— проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.
2. Принципы и подходы организации педагогической деятельности в работе с одаренными детьми
Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Организационное и функциональное обеспечение программы
Функции директора в аспекте реализации программы:
— общее руководство разработкой и реализацией программы: организация; координация; контроль.
Функции методических объединений:
— определение приоритетных направлений просветительско-образовательной работы;
— корректировка составляющих элементов программы;
— обеспечение связи с вышестоящими организациями, учебными заведениями, учреждениями дополнительного образования;
— анализ и обобщение результатов реализации программы;
— регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией программы «Одаренные дети»;
— организация и проведение семинаров по проблемам работы с одаренными детьми;
— внедрение новых эффективных способов работы с одаренными детьми;
— разработка индивидуальных образовательных программ для одаренных детей.
— разработка диагностического инструментария для успешной реализации программы;
— обобщение и систематизация результатов деятельности отдельных ПДО, умело организующих работу с одаренными детьми;
— определение критериев эффективности реализации программы;
— разработка и обработка новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми;
— координация действий учителей, работающих с одаренными детьми.
Функциональные обязанности педагогов дополнительного образования:
— организация и проведение занятий с одаренными детьми;
— разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одаренными детьми;
— мониторинг результативности занятий с одаренными детьми;
— организация индивидуальной работы с одаренными детьми;
— подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям и другим интеллектуальных конкурсам различного уровня;
— организация контроля за знаниями одаренных детей, выполнение программ по работе с одаренными детьми;
— контроль за выполнением индивидуальных образовательных программ по работе с одаренными детьми;
— обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми;
— подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одаренными детьми;
— повышение методической активности через выступления на педагогических советах, семинарах, методических конференциях и других мероприятиях с опытом работы по реализации программы.
Методы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
· применение междисциплинарного подхода;
· углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;
· насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;
· поощрение результатов, которые содержат новые идеи;
· поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;
· поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей;
· оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов;
· установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин;
· принятие и учет возможного неравномерного (дисгармоничного) развития личности ребенка с признаками одаренности;
· установка на готовность к непрагматическому риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных, идеальных ценностей при любых обстоятельствах.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
— Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности ребенка;
— Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
— Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
— Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
— Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
2. Личностный подход , утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
Система работы педагогов дополнительного образования с одаренными детьми в урочной деятельности
Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. На занятиях они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.
Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на занятиях является:
§ совершенствование предметных умений и навыков;
§ повышение учебной мотивации одаренных детей;
§ развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;
§ развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;
§ овладение навыками самоконтроля, самооценки.
Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы работы учителя на уроках.
Методы:
Формы:
Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку, Интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии, а также применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуниативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие. Такая система учебной деятельности поможет сформировать у детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
3. Основные мероприятия Программы
Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.
Задачи:
2 этап . 2013-2014 учебный год – экспериментальный
Цель : апробация системы работы с одаренными учащимися.
Задачи:
3 этап. 2014-2015 учебные годы – переход в режим функционирования
Цель: переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.
Задачи:
Циклограмма мероприятий по выполнению Программы
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Диагностика одаренных детей |
ежегодно |
|
Проведение совещания по результатам диагностирования способных учащихся |
Октябрь, май |
|
Организация и проведение школьных олимпиад |
ежегодно |
|
Участие в районных, региональных, всероссийских олимпиадах |
ежегодно |
|
Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети» |
Май |
|
Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми |
постоянно |
|
Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми |
постоянно |
|
Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей. |
Постоянно |
|
Обобщение опыта работы ПДО, работающих с одаренными детьми |
ежегодно |
|
Распространение опыта работы с одаренными детьми |
2012-2015 |
|
Итоговый Слет туристов и краеведов |
Ежегодно (май) |
Система работы по развитию одаренности в рамках Программы
Программа предусматривает работу по трем направлениям :
Основные направления реализации программы:
· создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми: внедрение инновационных образовательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально-технической базы;
· создание системы диагностики одаренности обучающихся СЮТур;
· методическое обеспечение работы с одаренными детьми: осуществление апробации и внедрения методических разработок в педагогическую практику, поиск и внедрение наиболее эффективных технологий работы с одаренными детьми, повышение уровня профессионального мастерства педагогов
· организация разнообразных мероприятий по работе с одаренными детьми: конкурсов, олимпиад, интеллектуальных марафонов, конференций и т.д.;
· осуществление поддержки одаренности.
4. Основные формы работы с одаренными детьми
Основной формой организации учебного процесса в Учреждении дополнительного образования остается. Формы и приемы отдельного занятия отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы.
Работа с одаренными детьми на занятиях ведется с помощью трех подходов :
· дифференцированный подход · проблемное обучение · проектная деятельность |
· происходит активизация обучения; · обучение приобретает творческий, исследовательский характер; · происходит передача учащимся инициативы в организации своей познавательной деятельности; · происходит дальнейшее развитие коммуникативных навыков. |
Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников.
Цель дифференцированного обучения – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально-психологических особенностей.
Дифференциацию можно проводить по следующим критериям :
· по содержанию задания;
· по форме организации работы на уроке;
· по способу педагогической поддержки;
· по способу восприятия информации.
Проблемное обучение — система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя.
Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Проектная деятельность – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Персональный проект — это самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. Приступая к такой работе, автор проекта самостоятельно или с небольшой помощью педагога составляет план предстоящей работы.
Формы работы с одаренными детьми:
Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети»
1. Исполнение государственных принципов образования (Закон РФ «Об образовании»).
2. Экспертиза имеющейся нормативно-правовой базы, выводы, направление на социальную защиту и поддержку одаренных детей.
3. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.
4. Разработка системы мер по повышению квалификации педагогических кадров.
5. Создание творческого объединения педагогов дополнительного образования, работающих с одаренными детьми.
6. Ежегодный анализ состояния и результатов работы педагогов с учащимися, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.
8. Обогащение и распространение опыта педагогов.
9. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.
6. Показатели эффективности реализации Программы
· Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
· Повышение уровня владения детьми ключевыми компетенциями.
· Создание банка данных одаренных детей МКУО ДОД «Одесская СЮТур», банка методического обеспечения поддержки одаренных детей;
· Внедрение в образовательное пространство МКОУ ДОД «Одесская СЮТур» альтернативного варианта обучения и развития одаренных детей через индивидуальную траекторию развития;
· Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности;
· Успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования.
· Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких учащихся.
Литература
Приложение №1
План мероприятий Программы «Одаренные дети» на 2012-2013 уч. год.
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Исполнители |
Районного уровня |
|||
Районный конкурс рисунков «Каникулы – это здорово» |
октябрь |
||
Районная краеведческая викторина «Страницы истории родного края» |
Ноябрь |
Педагог-организатор, методист |
|
Районная олимпиада по краеведению среди школьников |
Январь |
Педагог-организатор, методист |
|
Районная конференция исследовательских работ «Летопись сибирских деревень» |
Январь |
Педагог-организатор, методист |
|
Районная краеведческая викторина «Омск. Омская область» |
Март |
Педагог-организатор, методист |
|
Районный экологический конкурс «Белая береза» |
Март |
Педагог-организатор, методист |
|
Районный конкурс рисунков и плакатов «Мы помним мир спасенных… » |
Май |
Педагог-организатор, методист |
|
Регионального уровня |
|||
Областная научно-исследовательская конференция «Летопись сибирских деревень» |
февраль |
||
Областной экологический фестиваль детско-юношеского творчества «Белая береза» |
март |
Педагог-организатор, методист, ПДО |
|
Областной детско-юношеский фотоконкурс «Сибирской мотивы» |
апрель |
Педагог-организатор, методист, ПДО |
Трудно сказать, когда впервые возник вопрос о появлении и формировании человека. Этой проблемой интересовались как мыслители древних цивилизаций, так и наши современники. Как развивается общество? Можно ли выделить определенные критерии и этапы этого проц
В основе ритмического строения частушек лежат обычные для литературного стихосложения стопы (двусложные и трехсложные). Исполнение частушки и под балалайку, и под гармонь, и без музыкального сопровождения приводит к тому, что ритмическая четкость метричес
Каждое предприятие стремится к постоянному улучшению показателей экономической эффективности. Практические меры, связанные с достижением желаемых индикаторов, могут быть реализованы в самом широком спектре. При этом важно не только внедрить соответствующи
Ранние годы. Семья Фемистокл родился в Афинах около 524 года до н. э. Его отцом был афинянин из не очень знатного рода Неокл. Матерью Фемистокла, согласно Плутарху , была либо фракиянка Абротонон, либо женщина родом из Галикарнаса Эвтерпа . В независимос
Анна Иоанновна Романова Российская императрица Годы жизни: 1693-1740 Годы правления: 1730-1740 Вторая дочь Ивана V Алексеевича (брата и соправителя царя Петра I) и Прасковьи Федоровны Салтыковой, племянница . Анна Иоановна краткая биография В 3 года Ан
Для эффективной деятельности любого предприятия одним из важных факторов является степень сплочённости коллектива. От этого зависит успешность в достижении поставленных целей.Коллектив – общность людей, объединённых достижением единой цели. Члены такой ко