Самоанализ результатов профессиональной деятельности учителя-логопеда. Самоанализ учителя-логопеда на первую квалификационную категорию Самоанализ учителя логопеда на 1 категорию

08.09.2022
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Как вы считаете, легко ли исправить дефекты дикции у ребенка? Я неспроста спрашиваю, ведь некоторые родители всерьез считают, что логопеды просто для «красоты» в садике, как и психологи. Что вы думаете по этому поводу? Может, кто-то считает, что ребенок сам выговорится, без помощи специалиста?

Я принимаю любые обвинения, звучащие в адрес работников образования близко к сердцу. Кто не работал в нашей сфере, не представляет себе, с какими трудностями мы сталкиваемся ежедневно, и какой огромный груз ответственности на нас лежит. Поговорка «Солдат спит – служба идет» не относится к педагогам.

Вот я решила копнуть поглубже и приоткрыть завесу тайны некоторых педагогических профессий. Думаю, ни что так удачно не охарактеризует какую-либо деятельность, как самоанализ профессионала. Если мою статью прочтут учителя-логопеды, надеюсь, они оставят свои отклики. А может молодой специалист не знает, как пишется самоанализ, то я дам основные наметки. Как раз кстати будет методическая литература для логопедов и заманчивые предложения.

Сокровища Интернета

«УчМаг» подготовил сюрприз: если вы пополните личный счет в магазине, то получите возможность бесплатно получить доступ к материалам вебинара «Карта результативности педагога ДО: требования и содержание» . Вы получите подробные профессиональные инструкции по составлению портфолио и карты результативности.

Уникальная методика занятий с собственными детьми, разработанная Т. Федотовой, теперь доступна всем: есть возможность пройти онлайн-курс «Разговори молчуна» . Оформить оплату несложно, а взамен вы получите подробные инструкции, как проводить занятия с детьми, как тестировать свое дитя. Вы сможете стать участником закрытого сообщества и получать постоянную поддержку специалиста.

Также можно принять участие в офлайн-семинаре «Использование инновационных логопедических технологий в практической деятельности учителя-логопеда» – это ценные материалы, которые помогут применить принципы здоровьесберегающих технологий для повседневной работы.

Полезным будет, по моему мнению, работникам ДОУ пособие «Аттестация педагогических работников: как составить профессиональное портфолио учителя-логопеда» . Если вы готовитесь к аттестации на первую категорию в первый раз, трудно обойтись без таких подсказок и инструкций.

Кроме того, у кого возникли трудности с комплектацией портфолио, тому определенно пригодится обучающий диск «Карта результативности профессиональной деятельности педагогического работника. Самоанализ» .

Зачем нужен самоанализ педагогическому работнику?


Разберемся, что вообще такое самоанализ педагога вообще и логопеда в частности. Это исследовательская деятельность, направленная на изучение собственной продуктивности как специалиста. Логопед анализирует проведенную лично работу в таких направлениях:

  • Профилактика;
  • Диагностика;
  • Коррекция;
  • Развитие детей;
  • Консультационные мероприятия с детьми, родителями, воспитателями;
  • Перспективный план деятельности;
  • Исследования;
  • Самообразование.

По требованиям сегодняшнего дня мы обязаны формировать единое образовательное пространство «детсад – начальная школа», где поставленные задачи выполняются с учетом стоящих перед детьми перспектив на каждом этапе образования. Ценность и конкурентоспособность педагога определяется его умением искать новые пути решений этих задач.

Самоанализ является своеобразным инструментом для специалиста, который стремится к самосовершенствованию. Никаким другим образом не докажешь свою компетентность, кроме как реальными результатами, которые отражены именно в самоанализе.

Кроме того, на аттестацию не стоит даже подавать заявление, если вы не составили самоанализ, не подготовили портфолио. Это ваш паспорт, документ специалиста.


Особенно серьезные требования предъявляются к аттестации на высшую категорию, здесь мало просто прилежно трудиться, нужно продемонстрировать свои поиски, результаты исследований, показать свой потенциал.

В общем, логопед обязан построить свою работу так, чтобы обеспечить организацию содержательного логопедического и развивающего процесса в едином образовательном пространстве ДОУ так, чтобы каждый ребенок имел возможность развиваться и устранять речевые патологии. И обязательным элементом в этом процессе является саморефлексия и самоанализ.

Как конкретно составить самоанализ логопеда?

Лучше просто постараться ответить на примерные вопросы:

  • Цель учителя-логопеда в конкретном дошкольном учреждении;
  • Насколько цель согласуется с общими целями профессиональной деятельности дошкольного учреждения?
  • Какие важные задачи удалось решить за конкретный период (например, между аттестациями)?
  • Каких результатов достиг логопед и дети?
  • Какова объективная роль учителя-логопеда в реализации общеобразовательных задач ДОУ?
  • Как реализуются потребности детей во время совместной деятельности с логопедом?
  • Как ведется учет достижений детей?
  • Какие технологии, методики, которые используются в работе?
  • Назовите формы взаимодействия с родителями детей;
  • Как складываются взаимоотношения с коллегами?
  • Какие трудности испытали в трудовой деятельности?
  • Какие результаты анкетирования родителей в вопросе отношения к логопеду?
  • Опишите направление будущей деятельности с учетом ошибок.


Предлагаемый самоанализ представляет не только опыт своей профессиональной деятельности за прошедшие три года, но, по существу дела, - попытку сопоставить опыт трех последних лет с траекторией своего профессионального развития за более длительный период “профессиональной биографии”.

Скачать:


Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Введение

На основании положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных образовательных учреждений (приказ Минобразования РФ от 26.06.2000г. №1908), тарифно-квалификационной характеристики по должности учителя-логопеда, согласованной с Минтрудом России (постановление Минтруда России от 17.08.95г. №4б) и утвержденной приказом Минобразования РФ от 31.08.95г. №463/1268, решения Главной аттестационной комиссии (приказ №2521 Минобразования РО от 06.12.04г.), мне, Бесединой Светлане Федоровне, учителю-логопеду МДОУ ЦРР - д\с №9 «8 марта» г.Зернограда была присвоена высшая квалификационная категория по должности «Учитель-логопед».

Аттестация проходила в форме «Экспертное заключение профессиональной деятельности».

Основная часть

Проблема, над которой я работаю вот уже несколько лет и считаю наиболее актуальной на сегодняшний день: формирование фонетико-фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Повышение эффективности и качества коррекционной работы с дошкольниками предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у таких детей недостатков речи. Согласно положению «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», принятому Министерством образования Российской Федерации 14 декабря 2000 года в первую очередь на логопедические занятия зачисляются дети с фонетико-фонематическими нарушениями и общим недоразвитием речи. Под указанными видами нарушений понимается недостаточное по тем или иным причинам развитие связной речи, грамматического строя, лексических средств и фонетической стороны речи, включая фонематические процессы. Отсутствие полноценного восприятия фонем родного языка делает невозможным правильное произношение их детьми.

Кроме того, нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Это значит, что устранение тяжелых дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематических процессов. Понятно, что без умения четко дифференцировать на слух фонем родного языка нельзя овладеть навыками звукового анализа и синтеза, а это делает невозможным и полноценное усвоение навыков письма и чтения.

В течение ряда лет неуклонен рост числа школьников, имеющих частичные нарушения чтения и письма (дисграфия и дислексия), проявляющиеся специфическими ошибками стойкого характера не может не вызывать недоумения. Ведь многие из этих детей вообще не попадали в поле зрения логопедов, заметных речевых нарушений у них не было выявлено. Подобное возможно потому, что чтение и письмо представляют собой многоуровневые психофизиологические процессы, а их расстройства обусловлены недостаточностью психических функций и, в большей степени, несформированностью фонематических процессов.

В настоящее время велика потребность начальной школы в детях, подготовленных к овладению чтением и письмом, но ощутим недостаток научно-практических разработок, программ, методик по формированию фонетико-фонематической системы речи у детей с нарушением речи, а также формированию фонетико-фонематических процессов у детей, не имеющих выраженных нарушений звукопроизношения.

Таким образом, широкая распространенность и стойкость фонетико-фонематического нарушения речи, его отрицательное влияние на усвоение чтения и письма позволяет считать поиск эффективных путей преодоления этого речевого дефекта одной из наиболее значимых задач логопедического воздействия.

В специальной педагогике особенности развития фонетико-фонематических процессов у детей с речевыми нарушениями изучали: Р.Е.Левина, Л. Ф. Спирова, Г.А. Каше, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, Е.Ф.Соботович, В.К.Орфинская, Л.В. Лопатина, Н.В.Серебрякова и многие другие.

Анализ логопедической практики показывает, что современная коррекционная педагогика нуждается в систематизации ценных положений соответствующих теорий и формировании на их основе новых идей, которые отвечали бы современным условиям и способствовали оптимальному решению проблемы формирования у детей дошкольного возраста фонетико-фонематической системы речи.

Теоретическое и практическое значение данной проблемы и необходимость ее решения обусловили цель моей работы: разработать систему коррекционной работы по формированию фонетико-фонематической системы речи у детей, выявить оптимальные для этого условия.

В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:

1. Изучить состояние исследуемой проблемы в теории и практике и обосновать понятийный аппарат исследования.

2. Выявить условия эффективного формирования фонетико-фонематической системы речи у детей дошкольного возраста.

3. Разработать систему коррекционных мероприятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи.

4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность предложенной системы работы.

Обследование детей с речевой патологией осуществлялось в два этапа. На первом этапе обследования использовался ряд приемов, которые являются наиболее эффективными для определения специфических признаков фонетико-фонематического и общего недоразвития речи

На втором этапе проводилось более углубленное индивидуальное обследование c использованием принципа динамического изучения. Было произведено комплексное изучение личности ребенка, определен уровень речевого развития и выявлен уровень сформированности фонематических процессов. (см. Приложение 1)

Определение степени фонематического недоразвития очень важно для правильной диагностики речевого дефекта, а значит - для определения направления коррекционной работы, правильного планирования, её интенсивности. Проведенный анализ результатов обследования показал, что в среднем 50% детей имеют низкий уровень развития фонетико-фонематических процессов.

Таким образом, было определены следующие направления:

  1. Усовершенствование системы коррекционной работы по развитию фонематической стороны речи.
  2. Адаптация предложенной системы к условиям ДОУ.
  3. Вовлечение в коррекционный процесс специалистов, педагогов, родителей.

В связи с этим, опираясь на опыт М.Ф. Фомичевой, Л.В.Лопатиной, Г.А.Каше, В.К.Орфинской и др. и используя собственный практический опыт, разработала систему коррекционной работы по развитию фонематических процессов см Приложение 2).

Из данной схемы видно, что основным содержанием коррекционной работы с детьми, имеющими фонетическое недоразвитие, является компенсация нарушенных фонематических процессов, т е формирование полноценных фонематических обобщений. На логопедических занятиях в процессе работы с дошкольниками использовались различные виды коррекционной работы по формированию недостатков речевого развития в комплексе. Кроме того, на занятиях уделялось много внимания развитию зрительного восприятия, мелкой моторики кисти руки, развитию ориентировки во времени и в пространстве, развитию психических процессов. Одновременно с работой над формированием фонематических процессов проводилась работа над артикуляцией и правильным произнесением звука в речи, уточнением, активизацией и обогащением словарного запаса, над развитием и совершенствованием грамматического строя путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций и над связной речью в целом. Всю работу можно представить в таблице «Виды коррекционной работы по развитию фонематических процессов» (см. Приложение 3).

Для достижения поставленной цели были использованы разнообразные формы и приемы обучения, такие как занятия-игры, занятия-путешествия, логопедические досуги, логопедические КВНы, занятия-развлечения, логопедические праздники, физкультурно-речевые и музыкально-речевые занятия. К каждому занятию подобраны упражнения, задания, сюжеты, сюрпризные моменты, необычные приемы подачи материала, продумана оптимальная смена деятельности. Все это делало занятия интересными, увлекательными для детей.

Так как у детей, имеющих речевую патологию, наблюдается недостаточность развития психических функций, недостаточно развито абстрактно-логическое мышление, немаловажной задачей считаю повышение интереса к занятиям, развитие внимания и речевой активности. Целенаправленно работая над проблемой внедрения комплексно-игрового метода в процесс коррекционного обучения, убеждена, что учебно-игровая ситуация создает максимально благоприятные условия для развития детей и решения задач коррекционной направленности. С этой целью изготовлены и успешно апробировались наглядно-дидактические пособия, игры, демонстрационные и индивидуальные материалы.

  1. Наглядно-игровое средство «Город правильной речи» способствует формированию навыка звукобуквенного анализа и синтеза, является зрительной опорой и игровой ситуацией на занятиях по формированию фонематического восприятия, звукопроизношения. «Город» оснащен многочисленными съемными деталями, нагрудными знаками, буквами, слоговыми рядами.
  2. Дидактическая игра «Логопедические бусы» - способствует развитию фонематического восприятия, формирует навык звукобуквенного анализа, развивает мелкую моторику.
  3. «Световое табло» - способствует дифференциации звуков, создает дополнительную стимуляцию игровой и речевой активности.
  4. «Цветик-семицветик» - многофункциональное пособие, на его основе проводится более 11 видов игр и упражнений как для развития фонетической стороны речи, так для формирования лексико-грамматических категорий, связной речи.
  5. «Игровизор» - способствует развитию связной монологической речи, а также основных психических процессов, действует на основе приемов мнемотехники.
  6. Панно «Поезд» - содействует обогащению словаря, грамматического строя речи, развивает тонкую моторику и координацию движений.
  7. «Аквариум» - направлен на формирование звукопроизношения, формирование предложно-падежных конструкций, развитие словаря.
  8. «Сказочное путешествие» - настольно-дидактическая игра, направленная на автоматизацию и дифференциацию звуков.

Результат логопедической работы во многом зависит от слаженной работы педагогического коллектива, а особенно от взаимодействия, преемственности в работе воспитателей и специалистов. На протяжении ряда лет успешно разрабатывается и используется перспективное интегрированное тематическое планирование, которое отражает всю систему коррекционно-образовательного процесса. Такое планирование позволяет всем участникам коррекционно-образовательного процесса четко ставить перед собой цели, задачи, и методы реализации, определять содержание, видеть систему работы и ее этапы, намечать результаты, которых следует достигнуть к концу года.

В целях обеспечения комплексного воздействия была создана картотека «Веселая разминка» для педагогов ДОУ, содержащая комплексы пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, физкультурных разминок для детей с речевой патологией. Многие упражнения самомассажа кистей рук и пальцев рук апробировались на физкультурных и логоритмических занятиях, элементы дыхательной гимнастики использовали воспитатели.

На сегодняшний день проблема сотрудничества учителя-логопеда с родителями становится более актуальной и имеет приоритетное направление. Считаю, что эффективность коррекционного процесса обеспечивается при наличии следующих условий:

  1. Установление партнерских отношений с родителями каждого ребенка, создание атмосферы общности интересов эмоциональной взаимоподдержки;
  2. Осуществление информационно-просветительской работы, пробуждение в родителях интереса и желания участвовать в коррекционном процессе;
  3. Обучение родителей конкретным приемам домашней коррекции речи.
  4. Разработка новых форм взаимодействия с родителями.

С целью оптимизации работы в этом направлении была разработана стратегия взаимодействия с родителями, разработан план работы с семьей. (см. Приложение 4)

Практически все родители всегда заинтересовано относятся к логопедическим занятиям. Они принимают активное участие на собраниях, консультациях, посещают открытые просмотры логопедических занятий. Такой принцип открытости обучения всегда увеличивает эффект воздействия на речь и в целом на личность ребенка, повышает роль педагогов ДОУ. Вовлекаясь в коррекционную работу, родители получают возможность развиваться вместе с детьми, повышать свою педагогическую компетентность.

О результатах проведенной работы свидетельствуют и результаты анкетирования родителей: 89% родителей полностью удовлетворены работой учителя-логопеда, у 65% родителей изменилось отношение к обучению в логопедической группе.

Выводы:

Итак, проводимая на протяжении ряда лет коррекционная работа дает положительные результаты. Разработанная и используемая система коррекционной работы по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста способствует формированию основных компонентов фонетической стороны речи, фонематического восприятия, преодолению нарушений слоговой структуры слова, формированию дифференцированной общей и тонкой моторики, развитию артикуляционного праксиса, а тем самым является основой для обеспечения одинаковых стартовых возможностей дошкольников, их дальнейшего успешного обучения в школе. В результате целенаправленной и систематической работы:

У детей развивается интерес к языку, внимание к слову;

Развивается фонематическое восприятие, т. е умение различать фонемы, имеющие сходные характеристики;

Формируются навыки звукового анализа слов (от простых форм к сложным);

Автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях;

Совершенствуются просодические характеристики-высказывания в зависимости от речевых намерений;

Стимулируется развитие психических функций и операций.

Сравнительный анализ уровня развития фонетико-фонематических процессов в период с 2004 по 2009г. показал качественный рост сформированности фонематических представлений в среднем на 27%. Причем с высоким уровнем увеличилось количество детей на 12%, со средним уровнем на 15%.

О положительных результатах проводимой коррекционной работы свидетельствуют заключения ПМПК г.Зернограда. За последние пять лет мною было выпущено две подготовительные группы, всем детям рекомендовано обучение в общеобразовательной школе.

Анализируя качественные и количественные показатели работы по проблеме развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста, намечены следующие перспективы:

  1. С целью повышения эффективности и качества логопедической работы продолжать совершенствование работы над развитием фонематических процессов, пополняя ее практическим и теоретическим материалом.
  2. Поднять на более качественную ступень взаимодействие с родителями за счет повышения их педагогической культуры, определения новых точек взаимодействия, использования новых форм работы с родителями.
  3. Продолжая работу по совершенствованию фонематических процессов, совершенствовать просодические характеристики речи, используя различные формы работы по развитию у детей интонационной выразительности.

Уровень квалификации 2012 год. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Восточно-Сибирская государственная академия образования», полученная специальность «Логопедия», присуждена квалификация учитель-логопед. Педагогический стаж – 22 года В данном учреждении -13 лет Стаж учителя-логопеда – 6 лет


Курсы повышения квалификации 2011 г. Восточно-Сибирская государственная академия образования, «Современные подходы к организации и содержанию медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями», 16 часов; 2013 г. Автономная некоммерческая организация «Центр развития молодёжи», г. Екатеринбург, «Стандарты второго поколения: завтра начинается сегодня», 36 часов; 2013 г. Иркутский институт повышения квалификации работников образования, «Педагогическая профилактика социально-негативных явлений субъектов образовательного процесса», 18 часов;


Курсы повышения квалификации 2013 г. Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Бурятский республиканский педагогический колледж», «Развитие информационно-образовательного пространства школы в условиях ФГОС», 72 часа; 2013 г. Восточно-Сибирская государственная академия образования, «Трудности развития у детей: диагностика и коррекция», 08 часов; 2013 г. Иркутский институт повышения квалификации работников образования, «Нарушения речи младших школьников и их коррекция в условиях общеобразовательной школы», 108 часов.


Уровень профессионализма В своей деятельности опираюсь на Конституцию Российской Федерации. Закон РФ «Об образовании». Инструктивное письмо Министерства образования РФ от «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Конвенцию о правах ребенка. Санитарные правила и нормы. Правила техники безопасности и противопожарной защиты.


Владею современными образовательными технологиями и методиками: методики обследования речи детей О.Е. Грибовой, М.А. Поваляевой, Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной, эффективно применяю их в практической профессиональной деятельности, владею приемами составления и планирования индивидуальных и групповых занятий на основании результатов диагностики речевого развития;


Методики Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, А.В. Ястребовой, Р.Н. Лалаевой, Е.В. Мазановой позволяют эффективно спланировать и организовать стратегию направленной коррекционной работы; применяю бланковые методики Е.В. Кузьминой на занятиях, что позволяет разнообразить виды и формы работы участников образовательного процесса; здоровьесберегающую технологию Е.Н. Дзятковской для развития общей и мелкой моторики.






Актуальность К моменту поступления в школу у детей сохраняются трудности и дефекты не только в активной речи, но и в понимании её, что становится предпосылкой недопонимания речи учителя, как правило, насыщенной специальной терминологией. Замедленный темп работы на всех уроках, и ощутимее всего при обучении грамоте аналитико- синтетическим методом, быстрое истощение и ослабление внимания дополняют характеристику речи. Несформированности способной сохранять в устной речи слово- звуковой состав слова и его ритмический контур, и, как правило, дети часто сознательно избегают употребление в спонтанной речи наиболее труднопроизносимые слова, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих. Для воспитания полноценной личности нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом.


Цель: Формирование правильного словового состава слова в произношении детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием. Задачи: Изучить литературу по данной проблеме. Изучить начальный уровень развития коммуникативных УУД детей с ОНР и ФФНР. Разработать цикл занятий по формированию словоритмической структуры слова. Провести разработанный цикл занятий Повторное обследование уровня развития коммуникативных УУД у детей с ОНР и ФФНР.


Этапы работы Теоретический этап: подбор материала, памяток, справочной литературы Практическое решение проблемы: изучить начальный уровень коммуникативных УУД у детей с ОНР и ФФНР разработка цикла занятий апробация приёмов работы (на данном этапе имеется публикация статьи на тему «Коррекция нарушений слововой структуры слова у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» Оценочный этап: повторное обследование уровня развития коммуникативных УУД у детей с ОНР и ФФНР


Показатели результатов логопедической работы с учащимися младших классов МБОУ "СОШ 4" с нарушениями речи за пять лет Год ПринятоВыпущено с нормой Выпущено с улучшениями Положи тельная динамика Оставлено Выбыло ч.-100%13 ч.-30,9%15 ч.-35,7%66,6 %14 – 33,4% ч.-100%14 ч.-34,1%15 ч.-36,5%70,6 %12 – 29,4% ч.-100%16 ч.-39,1%15 ч.-36,5%75,6 %10 – 24,4% ч.-100%20 ч.-51,2%11 ч.-28,2%79,4 %7 – 20,6%1 – 2,5% ч.-100%22 ч.-30,9%12 ч.-28,5%80,8 %8 – 19,2%-



Таким образом, данные, отраженные в таблице позволяют увидеть, что в период с уч г. по уч.г. отмечается стабильный рост количества учащихся, закончивших курс логопедических занятий и выпущенных с нормой и улучшениями. Для осуществления единого подхода коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста взаимодействую с педагогическим коллективом своего образовательного учреждения, родителями учащихся, логопедами образовательных учреждений, веду необходимую документацию, т.е. применяю целый комплекс мероприятий для эффективной коррекции речевых нарушений у младших школьников.


Личный вклад в повышение качества образования 2011 год, участие в работе VIII муниципальной педагогической конференции «Здоровье и образование», доклад «Развитие эмоционально- личностной сферы младших школьников с использованием методов арт- терапии», сертификат год, публикация, Общероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок», конспект урока математики. Пропедевтический период (в коррекционной школе V вида), 1 класс, диплом, год, публикация, V межрегиональная юбилейная конференция «Трудности развития у детей: диагностика и коррекция» 6 декабря 2013 года, статья на тему «Коррекция нарушений слововой структуры слова у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» в сборнике «Диагностические и коррекционные аспекты сопровождения социализации детей и подростков с нарушениями развития», Министерство образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Восточно- Сибирская государственная академия образования», г.Иркутск.


2014 год, выступление на Муниципальном методическом объединении учителей-логопедов г. Ангарска, тема «Моторная и оптическая формы дисграфии», на базе областного государственного общеобразовательного учреждения «Школа - интернат 7» год, выступление на Муниципальном методическом объединении учителей-логопедов г. Ангарска, тема «Дислексия у младших школьников или как тяжело плохо читать», на базе областного государственного общеобразовательного учреждения «Школа - интернат 7» год, выступление на Муниципальном методическом объединении учителей-логопедов г. Ангарска, тема «Организация коррекционной работы в условиях внедрения ФГОС в области КРО в СОШ», на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ 19».





Самоанализ деятельности

учителя-логопеда за учебный год

«Родной язык является

средством общения, выражения

и формирования мыслей и,

таким образом, служит

активным могучим средством

всестороннего развития

личности ребёнка»

А.И.Сорокина

Полноценное гармоничное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако, в настоящее время наблюдается рост числа детей с речевыми нарушениями и усложнением структуры речевого дефекта. Органические нарушения, обусловленные поражением центральной нервной системы, или аномальным анатомическим строением органов артикуляции, стали преобладать над функциональными, когда при нормальном строении и сохранной иннервации нарушена только деятельность речевого аппарата. Это серьёзно осложняет коррекционный процесс в условиях детского сада и удлиняет сроки коррекции, снижая показатели динамики. В связи с этим чрезвычайно актуальна высокая профессиональная компетентность учителя-логопеда.

Основное направление в моей логопедической работе – коррекция речи старших дошкольников и подготовка их к обучению в школе.

В основе работы лежат программы Г.В. Чиркиной и Т.Б.Филичевой: «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» и «Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи».

На базе этих программ мною систематизирован и обобщён научно-теоретический и личный практический опыт и составлено учебно-методическое пособие для логопедов – «Коррекция общего недоразвития речи старших дошкольников», которое успешно апробировано и используется в практике.

За время работы в МАДОУ «Детский сад №12 «Счастливый островок» создала прочную учебно-методическую базу. Логопедический пункт оформлен в соответствии с нормативными и санитарно-гигиеническими требованиями, отмечен председателем городской ПМП комиссии, как один из лучших в городе; оснащён современной методической литературой, разработаны и систематизированы по разделам серии дидактических игр для работы над всеми компонентами речи: фонетикой, лексикой, грамматикой и связной речью. В соответствии с задачами моего учебно-методического пособия, выделены два больших блока:

1 блок – фонетико-фонематические игры;

2 блок – лексико-грамматические игры.

Это создаёт удобство в подборе и вариативности использования дидактических игр при реализации разных разделов программы. Их многообразие помогает поддерживать мотивацию к учению, осуществляя многократное повторение на разном дидактическом материале.

При выработке тех или иных речевых навыков придерживаюсь последовательности в реализации основных этапов коррекционно-развивающих технологических процессов:

создание чувственной основы ассоциативные связи → усвоение понятий → приобретение знаний → умений → навыков.

Для оптимизации учебного процесса использую в практике современные и инновационные коррекционно-образовательные технологии:

    прогнозирование сроков коррекции;

    целенаправленное создание условий;

    опытно-экспериментальные технологии;

    технологические приёмы наглядного моделирования при коррекции общего недоразвития речи старших дошкольников;

    использую модели артикуляции гласных и согласных звуков, жестовые символы при коррекции звукопроизношения любого генеза;

    применяю приёмы зондового логопедического массажа органов артикуляции для коррекции грубых органических расстройств (все формы дизартрии, алалия, ринолалия), а так же для постановки звуков при функциональных речевых расстройствах;

    приёмы комплексной дыхательной гимнастики, в том числе использую нетрадиционные приёмы парадоксальной гимнастики по

А.Н. Стрельниковой, адаптированные для детей дошкольного возраста;

    приёмы музыкотерапии использую для релаксации при работе с детьми-дизартриками;

    приёмы сказкотерапии – на зтапе автоматизации звуков и для развития связной речи;

    технологические приёмы использования на занятиях клавишных музыкальных инструментов – для пропевания звукоряда и попевок с изучаемым звуком и упражнений по логоритмике;

    нетрадиционные игровые приёмы с использованием массажного шарика Су-Джок – для массажа ладоней и пальцев рук;

    информационно-коммуникационные – компьютерные технологии, предоставляя возможность самому ребёнку работать за компьютером – это развивает моторику пальцев рук, координацию движений, сосредотачивает внимание, воспитывает быстроту реакции, вырабатывает самоконтроль;

Являюсь пользователем персонального компьютера с 2004 года. Использование современных компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность детей, помогает проводить занятия в занимательной игровой форме, ускоряет и облегчает процесс речевой коррекции; в целом, оказывает положительное влияние на результат.

Умение владеть компьютерными технологиями даёт возможность мне самой печатать и распространять среди логопедов и воспитателей научно-методические публикации и памятки для профилактики и коррекции речевых расстройств.

В своей логопедической практике при диагностике и коррекции нарушений речи у детей большое внимание уделяю индивидуальному подходу. Это позволяет глубже исследовать структуру речевого дефекта и степень его выраженности, поставить точный диагноз, определить зону ближайшего развития обучающегося воспитанника и сделать правильный выбор коррекционных методик.

В основе планирования коррекционно-логопедической работы лежат принципы «Педагогики Успеха», составленные мной на базе общедидактических и специальных принципов логопедии, сформированных Р.Е.Левиной, которые рассчитанны на эмоциональный контакт между логопедом и ребёнком и на успех в конечном результате. Это помогает при составлении плана делать правильный выбор технологических приёмов, максимально используя резервные возможности ребёнка.

Одним из основных критериев успеха считаю взаимодействие в работе логопеда, воспитателей и родителей, которое осуществляю через индивидуальные беседы, консультации, семинары-практикумы, мастер-классы, выступления на педсоветах, родительских собраниях (по организационным, информационным и тематическим вопросам).

Провожу открытые занятия, анкетирование, индивидуальную работу по тетрадям для домашних заданий, оформление в группах речевых уголков и папок-передвижек на тему: «Учим детей говорить правильно», беседы за «Круглым столом» в форме вопросов и ответов. Это даёт высокую продуктивность, показателем которой является хорошая динамика в развитии речи детей, высокий процент выпуска детей школу с чистой исправленной речью (свыше 85%) и отсутствие детей без динамики в развитии речи.

Являюсь ведущим специалистом ПМП консилиума МАДОУ «Детский сад №12 «Счастливый островок».

На заседаниях ПМПк отработали вопросы организации взаимодействия между всеми педагогами и специалистами ДОУ на примере модели единого коррекционно-речевого пространства.

С воспитателями провела семинар-практикум на тему: «Организация коррекционно-речевой среды», дала консультацию по оформлению речевых центров во всех возрастных группах, раздала памятки, намечен конкурс «Лучший речевой центр группы»

С целью правильного оформления документации переработала материалы Кемеровского выездного семинара по организации работы ПМПк, адаптировала их под свой детский сад и составила пакет нормативных документов с конкретными образцами правильного заполнения на примере одного ребёнка.

Свой опыт в данном направлении распространила и в другие детские сады.

Все документы согласованы с председателем ПМПК и утверждены

начальником УО Мариинского района.

В начале учебного года мы заключаем договор с родителями (законными представителями) на детей с отклонением в развитии и договор с городской ПМП комиссией. После диагностики все специалисты на каждого ребёнка пишут представление, составляют программу индивидуального сопровождения и согласовывают комплексную программу образовательного маршрута. В течение учебного года проводим 3 плановых заседания ПМПк ежеквартально, где уточняем вопросы диагностики, проводим мониторинг, выявляем резервные возможности ребёнка, обсуждаем и согласовываем выбор путей индивидуального маршрута коррекционного сопровождения. В конце учебного года делаем анализ динамики развития и движения обучающихся воспитанников, заполняем документ «Заключение ПМПк» и даём рекомендации.

Эффективность работы консилиума заключается в следующем:

    ПМПк позволяет наладить взаимосвязь в работе всех специалистов и педагогов ДОУ, повышает их ответственность и отчётность;

    делает диагностико-коррекционный процесс прозрачным и результативным;

    консилиум активизирует и повышает ответственность родителей (законных представителей), заключая с ними договор;

    договор с ПМП комиссией даёт возможность своевременно направлять ребёнка в лечебно-профилактические, оздоровительные, реабилитационные и другие учреждения;

    повышается ответственность и воспитателя: он координирует, продолжает и закрепляет работу всех специалистов во взаимосвязи с родителями, осуществляя индивидуальный подход к проблемному ребёнку во всех видах деятельности. В целом, согласованная диагностико-коррекционная работа консилиума позволяет улучшить качество и ускорить сроки коррекции.

С 1998 года по настоящее время являюсь руководителем МО логопедов Мариинского муниципального района. Организовываю и контролирую деятельность логопедов города и района. Активизирую обобщение опыта логопедов по диагностике и коррекции речевых расстройств. Обсуждение вопросов дифференциальной диагностики и специальных методов коррекции провожу в форме докладов, содокладов, семинаров-практикумов, дискуссий, диспутов, тренингов, беседы за «Круглым столом», через просмотр и анализ открытых занятий и разбор трудных случаев. Знакомлю с новинками в области логопедии посредством изучения материалов новых пособий и статей периодической литературы: журналов «Логопед», «Логопед в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Дошкольное воспитание», «Развитие и коррекция» и др.

Это побуждает логопедов привнести что-то новое в профессиональную деятельность и помогает проявить собственное творчество

Свой опыт работы распространяю и передаю молодым начинающим логопедам, являясь для них наставником. Оказываю им методическую помощь в форме индивидуальных консультаций, помогаю в оформлении логопунктов согласно нормативным требованиям, в ведении документации, в изготовлении дидактических игр в соответствии с внедрением новых технологий, готовиться к открытым занятиям и выступлениям на МО с докладами, даю рекомендации при подготовке к лицензированию ДОУ и аттестации. Так же провожу обмен опытом в сети Интернет

При просмотре и анализе открытых занятий оказываю методическую помощь на рабочем месте, что является эффективным средством в исправлении собственных недочётов и пробелов в логопедической практике учителей- логопедов.

Это помогает логопедам повышать их педагогическое мастерство.

Отслеживание результатов динамики развития речи детей провожу

2 раза в год: в декабре – промежуточный мониторинг, в мае – итоговый,

по результатам годовых отчётов логопедов составляю сводную «Аналитическую таблицу динамики развития речи детей за учебный год».

Считаю, что МО – это эффективная форма повышения квалификации логопедов, действенное средство обмена опытом, разрешения профессиональных проблем, методической помощи на рабочем месте.

Коррекционно-логопедическая работа с ребёнком строится с учётом его образовательных потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей, которые определяются прежде всего в результате комплексного обследования, проводимого в первой половине сентября. Результаты его заносятся в речевую карту установленного образца, что позволяет выстроить маршрут индивидуальной логопедической работы, построить определённый прогноз, разделить на подгруппы в зависимости от структуры и сложности речевого дефекта, проследить за динамикой речевого процесса.

Учёт образовательных потребностей детей реализую в рамках следующих направлений:

    работа по развитию понимания речи;

    создание мотивации для развития речевых коммуникаций;

    формирование пространственных представлений и сенсо-моторных навыков;

    развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

    уточнение и расширение словарного запаса;

    усвоение грамматических категорий;

    развитие психологической базы речи;

    воспитание осознанной и активной мотивации к учению;

    подготовка к обучению в школе.

Вся работа идёт с опорой на сохранные анализаторы, с учётом компенсаторных возможностей ребёнка, его творческих способностей и синзитивных периодов развития.

Уровень профессионального мастерства регулярно повышаю как на специально организованных курсах повышения квалификации, так и путём участия в семинарах различного уровня, вебинарах и методобъединениях.

Список использованной литературы

1.Программы Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В. Коррекция нарушений речи. М., 2010.

2. Авторская рабочая программа учителя-логопеда 2016, составленная в соответствии с ФГОС и основными нормативными документами, имеющая экспертное заключение на региональном уровне: рекомендовать «Рабочую программу учителя-логопеда» к использованию в образовательной практике.

Ежегодное обследование детей дошкольного и младшего школьного возраста поставило передо мной проблему : процент детей, имеющих речевые нарушения достаточно высок и продолжает расти. Наблюдается большой разрыв между количеством нуждающихся в логопедической помощи и количеством зачисленных на занятия. На логопункте одновременно занимается до 25 детей. Логопедические занятия рассчитаны на 6-ти или 12-ти месячный срок обучения. Каждый выпущенный ребенок немедленно заменяется следующим. Учителю-логопеду необходимо так организовать коррекционный процесс, чтобы оказать эффективную логопедическую помощь как можно большему количеству детей. Поэтому ведущей целью своей логопедической работы считаю: создание оптимальных условий для преодоления речевых проблем, позволяющих максимально быстро добиваться положительных результатов.

Поскольку речевые недостатки являются препятствием к полноценному общению со сверстниками, взрослыми, способствуют развитию у них чувства неуверенности и повышенной тревожности, основными задачами моей деятельности являются: 1) сохранять физическое и психическое здоровье детей с нарушениями речи; 2) осуществлять коррекцию недостатков просодической, выразительной, эмоциональной стороны речи; 3) успешно социализировать детей с дефектами речи.

Достижение положительных результатов в решении этих задач зависит от многих составляющих. Это и своевременное выявление речевых нарушений, и грамотное построение коррекционного процесса, и заинтересованность окружающих ребенка взрослых, и уверенность в успехе самого ребенка.

Особое внимание я уделяю диагностической деятельности , результаты которой влияют на всю систему коррекционно-образовательного и воспитательного процессов. Для того, чтобы понять, проанализировать и в дальнейшем правильно спланировать работу с каждым ребенком, в зависимости от его личностных особенностей, я использую следующие методы диагностики: наблюдение за ребенком в процессе разных видов деятельности и при выполнении специальных диагностических заданий;

изучение истории его раннего общего, речевого развития и условий семейного воспитания; беседы с родителями и их анкетирование; специальные диагностические задания; изучение рекомендаций других специалистов (невропатолог, отоларинголог, психолог).

Диагностику речевых нарушений детей дошкольного возраста осуществляю по методике Г.А Волковой « Методика обследования нарушений речи у детей». Данная методика рассматривает речь как сложную многоуровневую систему, составные части которой зависят одна от другой и дополняют друг друга, что позволяет выявить взаимодействие неречевых и

речевых процессов. В ходе обследования использую дидактические пособия Коноваленко В.В»Экспресс –обследование звукопроизношения», Смирновой И.А. « Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи» и «Логопедический альбом для обследованиялексико-грамматического строя и связной речи», Нищевой Н.В. «Картинный материал к Речевой карте ребенка».

Для выявления речевых нарушений у младших школьников использую материал из методического пособия Грибовой О.Е., Бессоновой Т.Т. «Технология организации логопедического обследования в общеобразовательной школе».

Данные методики позволяют более углубленно изучить особенности речевого развития каждого ребенка, уточнить структуру дефекта и оценить степень выраженности нарушения.

Такое комплексное обследование помогает выявить не только речевые нарушения, но и изучить личностные особенности ребенка. Это имеет важное значение при составлении индивидуального плана работы и, в свою очередь, положительно влияет на конечный результат логопедического процесса.

Результаты диагностики за межаттестационный период

2007-2008

учебный год

2008-2009

учебный год

2009-2010

учебный год

2010-2011

учебный год

2011-2012

учебный год

Всего обследовано (% от общего числа детей)

(100%)

(100%)

(100%)

(100%)

(100%)

Выявлено с нарушениями речи

(% от общего количества

обследованных)

(44%)

(39%)

(44%)

(57%)

(45%)

% от количества выявленных с нарушениями

ФФН

(10%)

(13,6%)

(17%)

(17%)

(16%)

ФН

(35%)

(32%)

13 (25%)

(57%)

(62%)

ОНР

(14,5%)

(20%)

(10%)

(13%)

(13%)

НВ ОНР

(8%)

(7%)

(13%)

(12%)

(8%)

Темпо-ритм. нарушения

(1,3%)

(1,5%)

Нарушения чтения и письма

17 (33%)

В процессе коррекционно-развивающей деятельности мною используются современные педагогические технологии:

Технология коррекции звукопроизношения Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной –предусматривает поэтапную организацию коррекционной работы с учетом ведущего дефекта и совершенствование всех речевых компонентов;

Игровые и компьютерные – помогают поддерживать устойчивое внимание и работоспособность, повышают речевую и познавательную активность детей-логопатов;

Педагогика сотрудничества – позволяет концентрировать внимание на личности ребенка, видеть его проблемы и потенциальные возможности. При использовании данной технологии появляется возможность с успехом внедрять в коррекционно-образовательный процесс проектную деятельность с детьми и родителями.

Индивидуализации обучения В.В.Шадрикова – дает возможность отслеживать динамику речевого развития каждого обучающегося и планировать коррекционную работу с учетом его возрастных и личностных особенностей.

Здоровьесберегающие, из которых в работе использую компенсаторно-нейтрализующие (японская методика пальцевого массажа) и стимулирующие (сказкотерапия, пескотерапия).

Применение данных технологий помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей, оптимизируют процесс коррекции и способствуют оздоровлению всего организма.

Взаимодействие с детьми носит системный и конструктивный характер, реализуется через различные организационные формы: занятия (индивидуальные, подгрупповые); игры (обучающие, познавательные, развивающие, продуктивные, сюжетные, ролевые, подвижные и т.д.); нетрадиционные занятия (логосказки, путешествия по песочной стране, с использованием ИКТ); интегрированные занятия в содружестве с музыкальным руководителем; совместные проекты.

На любом занятии, независимо от формы, проводится работа по:

  • развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики;
  • формированию пространственно - временных представлений;
  • коррекции дефектного звукопроизношения;
  • развитию фонематического слуха и фонематического восприятия;
  • уточнению и расширению словарного запаса;
  • усвоению грамматических категорий;

Все занятия проходят с соблюдением метода обучения произношению, который характеризуется как:

  • аналитико-синтетический – позволяющий производить анализ и синтез элементов целого слова (слог, звук);
  • концентрический – предусматривающий использование базовых звуков для постановки нарушенных;
  • полисенсорный – предполагающий максимальное использование слуха, зрения, тактильно-вибрационных ощущений ребенка.

На занятиях по предупреждению и исправлению дисграфии особое внимание уделяю формированию полноценных фонематических представлений, навыков анализа и синтеза звукового состава слова, развитию навыков грамматически правильного письма, формированию умений у детей работать в макро и микрогруппе, в паре; умению слушать и слышать товарища. В конце занятия обязательно даю объективную оценку деятельности каждого ребенка. Чаще всего использую оценки в форме эмоционального отношения или оценочного суждения. Стараюсь также привлекать к участию в оценке учебной деятельности самих детей, так как это развивает аналитическую деятельность мозга, критичность, осмысленность усвоения материала.

Надо сказать, что уровень познавательного интереса детей ко всем формам проведения занятий разный. Есть дети с низкой мотивацией учебной деятельности. И над этим приходится много работать, ведь для успешного продвижения к поставленной цели необходимо, чтобы каждый ребенок испытывал радость от занятия. А это возможно только тогда, когда ребенку интересно, когда у него что-то получается, и он знает, что его понимают и воспринимают таким, каков он есть. Поэтому я стараюсь предлагать ребенку такие задания, выполняя которые он будет иметь успех, отмечаю малейшие продвижения ребенка в процессе становления правильной речи, тем самым стимулирую его желание двигаться дальше. Все это вместе взятое создает положительную мотивацию у ребенка в отношении к занятиям и позволяет добиваться хороших результатов к концу коррекционного обучения

Исходя из данных приведенной ниже таблицы видно, что процент детей с речевыми нарушениями достаточно велик и составляет примерно 45% от общего количества обучающихся. Это говорит о том, что практически каждый второй ребенок в образовательном учреждении имеет те или иные проблемы в развитии речи.

В то же время в целом количество учащихся, покинувших логопункт с исправленной речью примерно 77%. Оставшиеся 23% - это случаи сложных речевых расстройств, обусловленных органическими поражениями центральной нервной системы или нарушения письма и чтения неясной этиологии, а также результаты коррекционной работы, требующей продолжения. Тем не менее, все оставленные для дальнейшей работы дети имеют положительную динамику развития речи. Самое главное: у детей исчезают или значительно снижаются болезненные переживания, связанные с дефектами речи, что способствует успешной социализации их в коллективе.

Результативность коррекционной работы за межаттестационный период

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

Выявлено с нарушениями речи

(% от общего числа детей в ОУ)

(44%)

(39%)

(44%)

(57%)

(45%)

Зачислено на логопедические

занятия (% от общего количества выявленных с нарушениями речи)

(67%)

(68%)

(65%)

(33%)

(41%)

Выпушено с исправленной речью

(78%)

(73%)

(79%)

(76%)

(81%)

Оставлено с улучшениями для продолжения коррекционной работы

(22%)

(27%)

(21%)

(24%)

(19%)

Результаты коррекционной работы были бы намного ниже, если бы не заинтересованность в успехе педагогов и родителей. Поэтому, с целью привлечения внимания взрослых к речевым проблемам детей, я ежегодно провожу консультативно-просветительскую работу по распространению специальных знаний в области логопедии и психологии:

  • выступления на заседаниях методического объединения учителей начальных классов и воспитателей ДОУ;
  • разработка методических рекомендаций и памяток для педагогов по работе с детьми разного возраста, имеющими проблемы в развитии речи;
  • предоставление воспитателям информационных листов с рекомендациями по использованию и проведению артикуляционных и лексико-граммматических упражнений для каждой возрастной группы в рамках тематической недели.

В последние годы с расширением у педагогов знаний в области логопедии работа с ними чаще проводится индивидуально, так как их запросы стали более конкретными и узко направленными.

Что касается участия родителей в логопедическом процессе, то активность многих из них зачастую снижена. Это объясняется низким уровнем познания особенностей развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. При этом длительность коррекционной работы увеличивается, а качество снижается, ведь такие родители равнодушны к проблемам детей и халатно относятся к выполнению рекомендаций логопеда. Чтобы избежать этих трудностей, а также учитывая потребности родителей, я активно работаю в этом направлении:

  • выступаю на родительских собраниях;
  • в логопедических уголках «Речевичок» и «Советы логопеда» размещаю информацию по проблемам речевого развития детей разного возраста; провожу семинары, тренинги, коллективные и индивидуальные консультации;
  • привлекаю родителей к участию в конкурсах и совместных проектах;
  • предлагаю раздаточный материал в виде буклетов «Играем и учимся» для домашних занятий по развитию артикуляционной, мелкой моторики и лексико-грамматического строя речи.

Ежегодно на базе МКУ СОШ № 25 провожу консультативную работу в «Знайкиной школе», где рассказываю родителям о критериях речевой готовности ребенка к обучению грамоте, даю рекомендации по развитию звукового состава слова, обогащению словаря, развитию связной речи. По просьбам родителей провожу индивидуальное обследование ребенка и, по необходимости предоставляю необходимый речевой материал для самостоятельных занятий. Кроме этого, совместно с психологом работаю в адаптационной группе «Наш малыш» для детей раннего возраста, готовящихся к поступлению в детский сад. Здесь родители узнают об особенностях речевого развития двухлетних детей, получают информационные буклеты, где размещены упражнения для развития дыхания, артикуляционной и мелкой моторики, упражнения на координацию речи и движения, а также рекомендации по профилактике речевых нарушений.

Такая работа позволяет педагогам объективно оценить логопедическую помощь в образовательном процессе, а родителям понять всю важность и необходимость устранения речевых проблем как можно раньше, чтобы избежать вторичных нарушений.

Совершенствование образовательного процесса невозможно без профессионально-личностного роста педагога. Поэтому много времени я отвожу на методическую работу. Уровень профессионального мастерства регулярно повышаю на специально организованных курсах и принимая участие в семинарах, методических объединениях и конкурсах различного уровня. В течение трех лет межаттестационного периода я занималась проблемой нарушений письменной речи у школьников. Процессы формирования письма и чтения у детей зависят от того, насколько хорошо развиты такие составляющие речи, как: фонематический слух, звуко-слоговой анализ и синтез, лексико-грамматический строй, а также правильное зрительное восприятие и воспроизведение на письме знаковых символов. Поэтому я детально изучала специфические проявления каждого вида дисграфии на материале письменных работ учащихся. На основе пособия Мазановой Е.В. «Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы» я разработала рабочую программу для преодоления различных форм дисграфии с учетом контингента учащихся, их умственными возможностями и наиболее часто встречающимися специфическими ошибками письма. Данная программа была рассмотрена и согласована на МО учителей-логопедов района. В рамках этой темы по самообразованию я разработала и представила для рассмотрения на МО логопедов дидактические пособия по развитию звуко-слогового анализа у школьников, предупреждению и исправлению оптической дисграфии; карточки с игровыми упражнениями, применяемые на занятиях по устранению аграмматической дисграфии и дисграфии, обусловленной несформированностью языкового анализа и синтеза.

В течение двух последних лет работала по теме «Нетрадиционные логопедические технологии». Опыт работы по данной теме был представлен на сайте Фестиваля педагогических идей «Открытый урок».

Моя статья «Трудный звук победим вместе», в которой представлен опыт работы с родителям включена в сборник Байкальских педагогических чтений.

В 2012 году принимала участие и стала финалистом в муниципальном конкурсе «Воспитатель года». Кроме этого являюсь лауреатом Всероссийского конкурса на звание лучшего специалиста в области специальной педагогики в номинации «Лучший логопед 2012».

С учетом современных требований создала предметно-развивающую среду логопедического кабинета; методический и дидактический материал систематизирован по разделам и является коррекционно направленным. На личном сайте Социальной сети работников образования представлены некоторые материалы моей деятельности.

В ходе своей профессиональной деятельности постоянно поддерживаю связь с педагогами Центра психолого-педагогической реабилитации «Доверие» г.Нижнеудинска, что помогает решать многие организационные и методические вопросы по работе с проблемными детьми.

Таким образом, обеспечение организационной, содержательной, методической составляющих логопедического процесса, а также взаимосвязанные усилия взрослых по устранению имеющейся у детей речевой патологии позволяет достигать главной цели любого образовательного учреждения, которая заключается в организации работы по комплексному развитию детей посредством создания единого образовательного пространства, реализации интегрированного подхода в педагогическом процессе.

Считаю, что главная цель моей деятельности достигается. В дальнейшем планирую строить свою работу исходя из поставленных задач. Будет продолжаться поиск новых эффективных приемов и методов логопедического воздействия.

Руководитель образовательного учреждения ____________________________


Последние материалы сайта