Тема: «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста. План по самообразованию воспитателя Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста Самообразование воспитателя тема пальчиковые игры

08.09.2022
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

ТЕМА: «Пальчиковые игры в развитии детей раннего возраста»

    Ясельная - 1я младшая группа

    Количество образовательной деятельности в год - 36

    Количество образовательной деятельности в неделю -1

Пояснительная записка

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Малышу необходимо все потрогать, так он научится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга. Поэтому пальчиковые игры развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Пальчиковые игры - хорошие помощники и в подготовке руки ребенка к письму.

В процессе своей работы в ДОУ я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи?

Перспективный план образовательной деятельности по теме:

«Пальчиковые игры в развитии детей раннего возраста»

«Ладушки – ладушки»

формировать у ребёнка положительный эмоциональный настрой на совместную работу, развивать ощущение собственных движений

сентябрь

«Сорока – сорока»

«Как у нашего кота…»

Учить выполнять игровые задания, развивать мелкую моторику рук.

«Этот пальчик – бабушка»

Активизировать движения пальцев рук.

«Где же ручки»

Активизировать движения пальцев рук.

октябрь

«Бумажный мячик»

« Водичка, водичка…»

Развивать моторику обеих рук.

«Пальчик о пальчик»

«Волк раскроет свою пасть»

развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

ноябрь

«Сидит белка на тележке»

Развивать моторику обеих рук.

«Капуста»

Развивать моторику обеих рук.

«Пальчики»

развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

«Перчатка»

Активизировать движения пальцев рук.

декабрь

"Дом"

развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

«Два маленьких кузнечика…»

развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

«Маленькая мышка»

развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

«Паучок»

январь

«Червячки»

развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

«Шалун»

развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

«Лягушка – попрыгушка»

развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

«На лесной лужайке»

развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

февраль

«В домике живёт волчок»

Активизировать движения пальцев рук

«Избушка на лужочке»

Активизировать движения пальцев рук.

«Встали пальчики»

Активизировать движения пальцев рук.

«Пальчики здороваются»

развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

март

«Кольцо»

Активизировать движения пальцев рук.

«Вымыли мы ручки»

развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

«Крылья нашей мельницы»

Активизировать движения пальцев рук.

«Пляшут в кухне на стене»

Активизировать движения пальцев рук.

апрель

«Мои веселые пальчики»

развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

«Повстречались»

Активизировать движения пальцев рук.

«Идет коза рогатая»

развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы

«Котятки»

Развивать моторику обеих рук.

май

«Дарики-комарики»

развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы

«Два медведя»

Развивать моторику обеих рук.

«Помощник»

Активизировать движения пальцев рук.

Методическая литература:

- «Ребенок от рождения до года» под. ред. С. Н. Теплюк;
- Н. А. Ильина «Играем в памперсах» (с рождения);
- А. С. Галанов «Развивающие игры для малышей» (с рождения);
- Н. С. Жукова «Учимся говорить правильно» (от 1г.);

Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

(1-3 г.) .изд. «Мозайка – синтез».

Черенкова Е.Ф. «Развивающие игры с пальчиками»

План работы по самообразованию.

Поленовой Ю.В. на 2015-2016 учебный год.

Тема: «Играем пальчиками – развиваем речь».

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

    Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;

    Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;

    Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр в дошкольном возрасте;

    Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

    Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

1. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

В течение года

Изучение литературы, информации в интернете

Сентябрь

Консультация для родителей Тема: «Развитие мелкой моторики рук»

Папка-передвижка Тема: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

Изготовление игры с прищепками

Игры с разноцветными крышками

Выпуск памяток для родителей «Пальчиковая гимнастика - для развития речи дошкольников»

Составить картотеку пальчиковых игр

Рисование ладошками «Подарок Маме»

Изготовление пальчикового театра

Организация выставки «Игры, способствующие развитию мелкой моторики»

План самообразования на 2015-2016год

Теличко Светланы Ивановны

Тема : «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста»

Цель : формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.

Задачи :

Актуальность :

Работаю в яслях 4-й год. Проводя занятия, общаясь с детьми 2-го и 3-го года жизни, обратила внимание на то, что у некоторых детей этого раннего возраста не очень хорошо развита активная речь. В чем же причина? Меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась к научной и педагогической литературе, в частности, к книгам современных педагогов – «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет» – и выяснила следующее.

Оказывается, ученые, а именно, специалисты института физиологии детей и подростков АПН, доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Чем активнее и точнее движения пальцев рук у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Эта мысль прослеживается в исследованиях отечественных физиологов, например, у. Он указывал на влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.


Зарубежные ученые также подтверждают в своих работах связь развития рук с развитием мозга. Так, японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждает, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. А восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

Таким образом, познакомившись с литературой, указанной выше, я поняла, что данная тема значима и актуальна. Решила подробнее заняться ее изучением, определив тему самообразования так: «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста».

План работы 201 5 - 201 6 уч. г.

Раздел плана

Форма работы

Практические выходы

(рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.)

Отчёт об исполнении

Работа с детьми

В течении года

В течении года

В течении года

В течении года

В течении года

Чтение рассказов и стихотворений при помощи пальчиков (показ воспитателя)

Разучивание новых пальчиковых игр.

Внедрение в работу с детьми новых дидактические игры и пособий.

Отгадывание детьми загадок.

Разучивание с детьми физкультминуток

Чтение скороговорок.

Текстовой материал

Текстовой материал.

Подборка игр и дидактических пособий

Подборка загадок.

Подборка скороговорок

Работа с родителями

В течении года

Декабрь 2015

Сентябрь2015

Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе

Приобретение необходимых атрибутов для организации развивающей среды в группе

Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости).

Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»

Сообщение «Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе детского сада».

Мастер – класс для родителей

«Волшебные рисунки»

Текстовый материал для папки передвижки

Конспект сообщения

Конспект мастер - класса

Работа с педагогами

Январь 2016

Апрель 2016

Консультация для педагогов

«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Мастер – класс для воспитателей

«Волшебные рисунки»

Конспект консультации

Конспект мастер класса

Отчёт о проделанной работе за период с сентября 2015 г. по январь 2016г. :

Поскольку пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи и являются одним из направлений по развитию мелкой моторики пальцев рук, работу построила следующим образом.

Создала информационный банк пальчиковых игр, которые направлены на устранение проблем речевого развития детей, на развитие мелкой моторики рук.

Планируя работу с детьми, наметила основную цель: формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.

Для реализации основной цели выделила ряд других задач:

– сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;

– совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;

– повысить компетентность родителей в вопросе о влиянии пальчиковых игр на речь детей раннего возраста.

Чтобы добиться результатов, решила уделить больше внимания работе с родителями. Проводила индивидуальные беседы и консультации, где объясняла, что нужно учить ребенка манипулировать предметами, покупать игрушки, которые способствуют развитию мелкой моторики рук – пирамидки, машинки, конструкторы, вкладыши, бусы, логические домики, мозаику и т. д.

Предлагала для ознакомления памятки, в которых указывала, что нужно давать детям больше самостоятельности при одевании – раздевании, а также – застегивать – расстегивать кнопки (на одежде и обуви), пуговицы, липучки, молнии, застегивать – расстегивать сандалики, завязывать – развязывать (по возможности) шнурочки и т. д., так как эти действия формируют умелость рук.


Подготовила папку с консультациями для родителей – «Развитие мелкой моторики у малышей», «Пальчиковые игры для малышей», «Пальчиковая гимнастика и массаж рук».

Для родительского собрания подготовила доклад –практикум «Пальчиковая гимнастика для малышей» с показом видеоролика «10 пальчиковых игр для малышей».

В папке-передвижке постоянно меняла информационные листы, где для родителей каждый месяц для разучивания предлагалась новая пальчиковая игра.

Для родителей было подготовлено открытое занятие с использованием пальчиковых игр и физкультминутки, видеоигры «Кто в домике живет?». Инсценировка знакомых потешек на фланелеграфе. Игра «Рассматривание домиков для зверей».

Работала в тесном сотрудничестве с педагогами детского сада. Поскольку развитие движений пальцев и всей кисти предполагает использование в работе с детьми приемов нетрадиционного рисования, на одном из педсоветов выступала с показом нетрадиционных способов рисования красками (пальчиками, ладошками).

Основная работа по теме проводилась с детьми – как во время организованной образовательной деятельности , так и вне ее. В начале года разработала проект «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста». Кроме того, наметила план разучивания пальчиковых игр в каждом месяце с учетом интеграции в другие виды деятельности .

Октябрь Грибы Фрукты Овощи Осень

Ноябрь Котятки Мышка

Декабрь Солнечные зайчики Как вчера у бабушки

Январь Бараны Улитка

Февраль Мебель Посуда Профессии Армия

Март Мышка Чижик-пыжик

Апрель Пальчик-мальчик Указочка Котятки

Цель проведения пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти проводила во время утренней гимнастики (зарядки), физкультминуток, в свободное время , утром, после сна. Упражнения старалась подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. В своей работе я использовала игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения, т. к. движения конкретизируют образ, а слово помогает четко выполнять движения.

Как у нашего кота Разводим руками Ручки к себе «Ушки» над головой

Шубка очень хороша, Повернуться влево, вправо Похвалиться

Как у котика усы Развести руками «Ушки» над головой Пальчики – над губой

Удивительной красы. Покрутить пальчиками

Глазки смелые, Показать пальчиками глазки

Зубки белые. Показать пальчиками улыбку

Тексты пальчиковых упражнений старалась подбирать так, чтобы они легко ложились на слух ребенка и настраивали на игру.

Показ кошки. Кто это? Кошечка. Она ходит тихохонько, плавно, спинку выгибает. Лапки мягкие, а в лапках – острые коготки. Давайте покажем, как кошечка выпускает и прячет коготки. (Ручки вытянуты вперед, пальчики сжаты в кулачок. Пальчики выпрямляются, напрягаются. Повторить несколько раз).

А вот какой предлагала массаж на 5 – 10 мин.:

Игра в прятки. Положите на ладошку орешек. Спросите: «Где орешек?» – Вот он! Сжать кулачок. «Где орешек?» – Нет орешка! Снова спросить: «Где же орешек?» – Вот он, вот орешек! (3 – 5 раз).

Покатаем машинки. Сильно прижать ладошкой орешек к полу (к столу). Катать вперед – назад одной ладошкой, другой (несколько раз).

Использовала для тренировки пальчиков и сухой бассейн в качестве массажера (в глубокую миску диаметром 25 см насыпала сухой фасоль и прятала там маленькие игрушки. Предлагала ребенку поиграть с ними в прятки. Игрушек прятала несколько, но найти нужно было только одну конкретную, например, собачку). Такой массажер используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней. Руки ребенка, погружаясь все глубже, массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными.

На развитие мелкой моторики рук, для тренировки пальчиков благотворное воздействие оказывают игры с предметами. Их я тоже использовала в своей работе: это и мозаика, пирамидки, мягкие кубики со шнуровками и кнопками, липучками, игры-шнуровки, молнии, наборы колец, шаров для нанизывания на стержень, бусы, прищепки; игры с карандашами, счетными палочками; лепка из соленого теста; для развития движений – «Пальчиковый театр», с помощью которого разыгрывались знакомые сказки «Репка», «Теремок». Малышам интересно также было раскручивать и закручивать пластмассовые гаечки на болтиках, разбирать и собирать матрешки. Во время таких игр моя задача состояла в том, чтобы организовать игру и общение детей, помочь расширить словарный запас.

Поскольку использование пальчиковых игр развивает координацию движений, совершенствует деятельность артикуляционного аппарата, уже к середине учебного года пальчики у детей стали быстрее осваивать более сложные упражнения, а речь детей заметно улучшилась.

Литература по теме :

1. , «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.: ЛАДА», 2009;

2. Анищенкова гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.

3. Анищенкова гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.

4. , Смирнова игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.

5. Бондаренко игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.

6. , «Наши пальчики играют». – СПб.: «Паритет», 2003;

7. , «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». – М.: «ГНОМ и Д», 2002;

8. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: нота», 2010;

9. , «Пальчиковые игры». Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург 2005

10. Д., «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». - М.: Творческий центр Сфера, 2009.

11. , «Оригинальные пальчиковые игры». «Рипол-классик» Москва 2008

Тема: «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста»

Цель : формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.

Задачи :

– сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;

– совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;

– повысить компетентность родителей в вопросе о влиянии пальчиковых игр на речь детей раннего возраста.

Актуальность :

Работая в яслях и общаясь с детьми 2-го и 3-го года жизни, обратила внимание на то, что у некоторых детей этого раннего возраста не очень хорошо развита активная речь. В чем же причина? Меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась к научной и педагогической литературе, в частности, к книгам современных педагогов – Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», Л.П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», С.О. Ермаковой «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет» – и выяснила следующее.

Оказывается, ученые, а именно, специалисты института физиологии детей и подростков АПН, доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Чем активнее и точнее движения пальцев рук у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Эта мысль прослеживается в исследованиях отечественных физиологов, например, у В.М. Бехтерева. Он указывал на влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.

Зарубежные ученые также подтверждают в своих работах связь развития рук с развитием мозга. Так, японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждает, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. А восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

Таким образом, познакомившись с литературой, указанной выше, я поняла, что данная тема значима и актуальна. Решила подробнее заняться ее изучением, определив тему самообразования так: «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста».

Мелкую моторику рук развивают:

  • пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
  • массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;
  • народные игры с ладошками;
  • игры с природным материалом;
  • игры с предметами домашнего обихода;
  • пальчиковый театр.

Теоретическое основы

1.1 Особенности становления речи детей на ранних этапах детства.

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни - сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения. Проблемой развития речи занимались такие исследователи: Н. А. Гвоздев, В. В. Гербова, М. И. Запорожец, Н. С. Жукова [и др. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка. На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения - активной самостоятельной речи. Этот скачок в развитии происходит обычно в возрасте от 1 года 5 месяцев до 2 лет. Переход к самостоятельной речи - важный этап во всем психическом развитии ребенка. Прежде всего, это переход от младенческого к раннему возрасту. Второе полугодие второго года жизни характеризуется интенсивным развитием словаря ребенка (к 1 году 8 месяцам он достигает 100 слов, к 2 годам - свыше 300 слов). На первом этапе развития речь ребенка ситуативна. Так как она тесно связана с практической деятельностью, осуществляемой совместно со взрослыми и сверстниками, то чаще всего протекает в форме диалога. Диалог как форма речевого общения имеет чрезвычайно большое значение, так как способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога дети привлекают друг друга к общей игре, занятию, устанавливают контакт.

Некоторые дети не умеют поддержать разговор ни сверстника, ни взрослого. В подобных случаях взрослые привлекают ребенка к таким играм, где есть роли для разговаривающих детей, темы разговора подсказываются ситуацией игры, или привлекают к заучиванию маленьких сценок из сказок. Выученные обороты речи дети используют как материал в играх-драматизациях.

В раннем возрасте возникает и описательная речь ребенка. Появление ее связано с расширением круга общения дошкольника, его представлений, с ростом его самостоятельности. Ситуативная, свернутая речь уже не может обеспечить полного взаимопонимания, когда, например, ребенок хочет рассказать воспитателю о событиях, происшедших в семье или во дворе, в которых педагог не принимал участия.

Жесты, мимика, так широко используемые в ситуативной речи, в этом случае ребенку не могут существенно помочь. Возникшее противоречие между потребностью в общении, взаимопонимании и ограниченностью имеющихся средств для этого ведет к возникновению описательной, развернутой речи. Важная роль в ее формировании принадлежит взрослому, который знакомит ребенка с примерами такой речи, ее эталонами (сказки, рассказы).

Получает дальнейшее развитие в раннем возрасте и понимание речи ребенком. По данным М. Ляминой, особое значение при понимании речи имеет вычленение ребенком самих действий с предметами и обозначение взрослыми этих действий в словах. Ребенок способен понять поручение и инструкцию взрослого, что является одним из важнейших условий формирования "делового" общения взрослого и ребенка, а также позволяет руководить поведением ребенка при помощи речи. Поводом для действий ребенка является уже словесное обращение, чего не наблюдалось в период доречевого общения.

Речь маленького ребёнка возникает и первоначально функционирует в общении со взрослым. Поэтому первая задача воспитания это развитие активной, коммуникативной речи. Для этого необходимо не только постоянно разговаривать с ребёнком, но и включать его в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях. Собственная речь ребёнка не развивается через подражание чужим даже самым правильным образцам.

Психическое развитие детей на третьем году жизни в целом характеризуется активной направленностью на выполнение действий без помощи взрослого, т. е. дети стремятся к самостоятельности. Вы должны максимально использовать эту способность и развивать ее в своем ребенке, для того чтобы он не надоедал вам бесконечными просьбами, а учился самостоятельно решать свои проблемы. Кроме того, у двух-трехлетнего ребенка происходит дальнейшее развитие наглядно-действенного мышления и формируются элементарные суждения об окружающем. Помогайте ему в этом, направляйте ход его мыслей в нужном направлении, обучайте его воспринимать окружающий мир таким, какой он есть.

В это же время образуются новые формы взаимоотношений между самими детьми в коллективе: они постепенно переходят от одиночных игр и игр "рядом" к простейшим формам совместной игровой деятельности. Естественно, что родители - первые, кто помогает им приспособиться к подобным переменам.

Сама деятельность ребенка в возрасте двух лет становится сложнее и разнообразнее: он уже в состоянии отличить развлекательную игру от учебных и трудовых знаний. Мы должны приучить его к тому, чтобы он спокойно воспринимал все виды игр и занятий (и развлекательные, и развивающие, и трудовые) и постепенно учился выполнять отдельные бытовые действия не в форме игры, а как ежедневную обязанность.

Так же мы должны знать, что в это же время у ребенка проявляются первые зачатки изобразительной (рисунок, лепка) и конструктивной деятельности. Нужно не упустить этот момент, обеспечить ребенка необходимыми материалами, потому как именно подобные творческие занятия позволяют ребенку учиться правильно и крепко держать предметы и владеть ими.

В этот же период мы постепенно усложняем игры. Важное место занимают сюжетно-ролевые игры, в которых ребенок отображает действия близких ему людей, в частности наши с вами действия, а также поведение зверей и передавать характерные черты предметов. В результате игр и занятий у ребенка будут развиваться психико-интеллектуальные процессы, такие как внимание, память, восприятие, воображение, мышление и другие, а также будут формироваться новые потребности и интересы.

В этом возрасте ребенок в состоянии овладеть умениями, которые оказывают огромную роль на его дальнейшее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Имеется в виду способность малыша понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми - разговаривать.

С помощью постоянного речевого взаимодействия со взрослыми и со сверстниками ребенок двух-трех лет из биологического существа по всем поведенческим и психологическим качествам постепенно превращается в человека, а позже - в личность. И опять-таки важную роль в этом процессе играет собственный подход педагога, его умение общаться с ребенком. Развитие познавательных процессов и речи поможет малышу ускоренно приобретать знания, усваивать нормы и формы общечеловеческого поведения. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры г. м. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.

Поэтому я придаю большое значение использованию этого факта в работе с детьми и в случаях своевременного речевого развития, и особенно там, где развитие речи задерживается. В своей работе я применяю стимулирование речевого развития путём тренировки движений пальцев рук. Этим я решаю сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияю на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовлю к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

План работы на 2016 - 2017 учебный год.

МЕСЯЦ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

СЕНТЯБРЬ

Пальчиковые игры: «Ладошки», «Киска», «Курочка», «Мыши».

Массаж рук: игровое упражнение: «Прятки»

Игры с предметами: «Мозаика», «Пирамидка» . Лепка из соленого теста.

Массаж пальцев и кистей рук с помощью мячиков су-джок.

Анкетирование на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников» Исследовать воспитательный потенциал семьи

«Этот пальчик - я» Консультация о значении развития мелкой моторики в раннем возрасте. Раскрыть родителям значение развития мелкой моторики в раннем возрасте.

ОКТЯБРЬ

Пальчиковые игры: «Грибы», «Фрукты», «Овощи», « Осень».

Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Массаж рук: игровое упражнение: «Покатаем машинки».

Практикум «Развитие моторно-двигательной координации руки ребёнка раннего возраста в домашних условиях» Научить родителей, как правильно обеспечить полноценное развитие ребёнка в раннем дошкольном возрасте. Познакомить с играми для развития мелкой моторики, которые они будут использовать в домашних условиях

НОЯБРЬ

Пальчиковые игры: «Котятки», «Мышка». Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Тренировка пальчиков с помощью сухого бассейна.

Игры с карандашами, счётными палочками.

Колобки. Мякиши, сделанные из воздушных шариков и муки, с нарисованными рожицами. Используются не только для тренировки пальчиков, но и тренировки зрительного восприятия ребенка (различие цветов, размера, формы).

Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»

ДЕКАБРЬ

Пальчиковые игры:«Солнечные зайчики», «Как вчера у бабушки». Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Лепка из солёного теста.

Узоры из ниток . Выкладывание узоров или геометрических фигур из шерстяных или холщевых ниток разной толщины и длины на бархатной бумаге. Это позволяет тренировать не только мышцы рук, но и способствует развитию тактильных ощущений, внимания, мышления, координации в пространстве.

Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе

Консультация для родителей: «Влияние мелкой моторики на речь детей» .

Цель: показать родителям о том, какое влияние оказывает мелкая моторика на развитие речи детей .

ЯНВАРЬ

Пальчиковые игры: «Бараны», «Улитка. Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы.

Консультация «Пальчиками играем – стихи повторяем!» Познакомить с методикой использования пальчиковых игр.

Привлечь родителей к созданию игр с предметами домашнего обихода: (прищепки, пуговицы, кнопки, липучки, шнурки ) .

Цель: развивать речь и мелкую моторику; сенсорное развитие (цвет, форма, размер).

Консультация для педагогов

«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

ФЕВРАЛЬ

Пальчиковые игры: «Мебель», «Посуда», «Профессии», «Армия». Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы, шнуровки, наборы шаров, колец для нанизывания на стержень.

Изготовление папки-передвижки. «Сначала было слово» (развитие речи детей раннего возраста) Расширить знания родителей по совершенствованию у ребёнка понимания речи и функции общения.

МАРТ

Научить детей пользоваться пальчиковым театром

Цель : развивать речь и мелкую моторику рук с использованием пальчикового театра, доставить детям радость.

Пальчиковая гимнастика Цель: учить с детьми пальчиковую гимнастику, упражнять их в умении соотносить действия со словами («Мышка», «Чижик-пыжик»)

Творческая выставка «Руки мамы и мои ручонки» Совместная деятельность родитель – ребёнок.

АПРЕЛЬ

Сделать игры с природным материалом (ракушки, шишки, крупа ) .

Цель: развивать мелкую моторику и речь.

- Конструирование: «Паровозик из пуговиц».

Цель: Развивать творческую фантазию малышей, выкладывать пуговицы по рисунку, развивать мелкую моторику , развивать конструктивные способности детей .

Раскручивание и закручивание пластмассовых гаечек на болтиках, разбирать и собирать матрешки.

Пальчиковые игры: «Пальчик-мальчик», «Котятки»

Изготовление буклета: « Пальчиковые игры для малышей » .

Цель: познакомить родителей с пальчиковыми играми, в которые можно играть с детьми дома .

Фотовыставка: « Пальчиками играем, стихи повторяем».

Цель: познакомить родителей с тем, чем дети занимаются в детском саду, в какие игры играют.

МАЙ

Нетрадиционное рисование : «Солнышко лучистое» .

Цель : Учить технике печатания ладошками, изображая лучики солнышка, развивать мелкую моторику рук .

Игра : «Солнечные зайчики» .

Цель : научить детей играть в соответствии с текстом.

Поставить с детьми инсценировку сказки : «Колобок» .

Цель : учить малышей рассказывать сказку, различать по внешнему виду животных, правильно показывать их, развивать речь , память.

Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости).


татьяна тимошина
План по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Дата начала работы над темой : сентябрь 2016 г.

Предполагаемая дата окончания работы : июль 2017

Тема : «, как »

Цель : повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи :

1) Интегрировать пальчиковые игры , упражнения в речевой деятельности детей ;

2) Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры ;

3) Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики ;

4)Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр .

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок , свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку . С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи . Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека» . От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками , зависит его дальнейшее развитие . Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память , внимание, а также словарный запас.

Я выбрала тему по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения , как средство развития речи у детей дошкольного возраста », так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры . Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

План реализации темы по самообразованию :

Сентябрь.

Изучение методической литературы по данной теме.

Отгадывание детьми загадок,

разучивание физкультминуток, чтение скороговорок.

Оформление и пополнение картотеки пальчиковых игр для старшей группы.

Консультация для родителей : «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей » .

Разучивание новых пальчиковых игр .

Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками »

Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом.

Консультация для родителей по теме «Развитие мелкой моторики рук » .

Чтение рассказов и стихотворений при помощи пальчиков (показ воспитателя)

Разучивание новых пальчиковых игр .

Консультация для родителей

Полезные советы : «Для чего нужна пальчиковая гимнастика » .

Открытое занятие «Играем нашими пальчиками » .

Отчёт о проделанной работе за учебный год, обмене опытом с коллегами.

«Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми»

Согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте .

Последние материалы сайта