Разделы: Работа с дошкольниками
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При разработке «Комплексно-тематического планирования» мы основывались на задачи программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Темы, в рамках которых построено комплексно-тематическое планирование, социально значимы для общества, семьи, государства, кроме того вызывают личностный интерес детей, положительное эмоциональное настроение.
В таблице перечислены основные темы каждой недели и итоговые мероприятия. Педагоги используют различные формы работы и виды детской деятельности в течение недели, используя все режимные моменты, для полного освоения темы детьми: интегрированная, комплексная, тематическая образовательная деятельность по теме недели, включающие в себя сопутствующие формы непосредственной образовательной деятельности (рисование, лепка, аппликация, музыкальные занятия, конструирование, математика), чтение художественной литературы, театрализация, рассказывание, беседы, наблюдения, опыты, экскурсии, развлечения, труд в природе, художественный труд, дидактические и ролевые игры, детские проекты и исследования, просмотр познавательных фильмов из серии «Хочу все знать», рассматривание картин и иллюстраций, самостоятельные игры в специально – подготовленной развивающей среде и другое. Перечисленные формы и виды деятельности проводятся в совместной деятельности взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, взаимодействии с родителями и социальными партнерам, и самостоятельной деятельности детей в развивающей среде группы и в помещениях детского сада (театральный уголок, физкультурный уголок, спортивный зал, уголок книги, игровая зона, уголок для опытов, настольно-дидактические игры и др.). Одна и та же тема используется для работы в разных возрастных (первая младшая, вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная) группах с большим или меньшим содержанием и наполнением материала. Педагог подбирает методы, соответствующие возрастным особенностям детей.
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса имеет ряд преимуществ:
1) При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.
2) Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
3) Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Комплексно-тематический принцип позволяет нам видоизменять и совершенствовать образовательный процесс в детском саде. Планирование тематического календаря осуществляли в соответствии с лексическими темами, повторяющимися из года в год. При выборе тем мы учитывали интересы детей, задачи развития и воспитания, текущие явления и яркие события (времена года, праздники). Согласно данному перспективному плану одной теме уделяется одна неделя.
Комплексно-тематическое планирование
Тема |
Развернутое содержание работы |
Подтема |
Итоговые мероприятия |
||||||||||
До свиданья, лето |
Развивать познавательную мотивацию, интерес к книге. Формировать положительные представления о профессии воспитателя и помощника воспитателя Продолжать знакомить с детским садом, расширять представления о профессиях сотрудников детского сада. |
Сентябрь |
День знаний |
Праздник «Книга – лучший друг» |
|||||||||
До свиданья, лето |
Вечер загадок |
||||||||||||
Что нам лето подарило |
Выставка поделок |
||||||||||||
Кладовая природы (Грибы, ягоды) |
Кукольный спектакль |
||||||||||||
Расширять представления детей об осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и не живой природы. Расширять представления о сельскохозяйственных профессиях. Расширять знания о деревьях, грибах, овощах, фруктах. Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать элементарные экологические представления. |
Царство деревьев |
Викторина |
|||||||||||
Золотая осень |
Осенний праздники по плану музыкального руководителя |
||||||||||||
Пернатые друзья |
|||||||||||||
Комнатные цветы |
Выставка «Осенняя палитра» |
||||||||||||
Это наша Родина |
Расширять представление о своей семье, о родственных отношениях, профессиях родителей. Знакомить с родным городом, краем, его истории, культуре, видах транспорта. Расширять представления о родной стране, государственных праздниках, о флаге, гербе, гимне России, о столице Москве, о людях прославивших Россию. Воспитывать любовь к «малой Родине», гордость за достижения своей страны. |
Транспорт |
Развлечение |
||||||||||
Дом, семья |
Выставка рисунков «Моя семья» |
||||||||||||
Мой город |
Презентация |
||||||||||||
Моя страна |
Осенняя ярмарка «Кот Федот и кошка Матрешка» |
||||||||||||
Моя родина Россия |
Праздник по плану музыкального руководителя «День матери» |
||||||||||||
Расширять представление детей о зиме, зимней природе. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой, снегом и льдом. Расширять представления о местах, где всегда зима, о животных Арктики и Антарктики. Знакомить с зимними видами спорта. Формировать представление о безопасном поведении людей зимой. Организовать все виды детской деятельности вокруг темы Нового года и новогоднего праздника, знакомить с традициями празднования Нового года в разных странах. Вызвать эмоционально-положительное отношение к предстоящему празднику. Закладывать основы праздничной культуры. Организовать все виды детской деятельности вокруг темы |
Зимний пейзаж |
Выставка рисунков |
|||||||||||
Животные Арктики и Антарктики |
Вечер открытий |
||||||||||||
Дикие животные и птицы зимой |
Конкурс «Новогодняя игрушка нашей семьи». |
||||||||||||
Новый год |
Новогодний праздники по плану музыкального руководителя |
||||||||||||
Зимние забавы |
Кукольный спектакль. Досуг. |
||||||||||||
Зимние виды спорта |
Развлечение «Ладушки-ладошки», «Сюрпризы сладкого дерева» |
||||||||||||
Зима в городе |
Конкурс зимних стихов. |
||||||||||||
День защитника Отечества |
Расширять представления о Российской армии. Знакомить с родами войск, военными профессиями. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину. Воспитывать патриотизм, любовь к родине. Осуществлять гендерное воспитание (формировать у мальчиков умение быть сильными, смелыми, защитниками Родины; воспитывать в девочках уважение к мальчикам как к будущим защитникам Родины). |
Профессии пап, инструменты, бытовая техника |
Фольклорное развлечение «Масленица» |
||||||||||
Военная техника |
Выставка «Мой папа – солдат» |
||||||||||||
Наша Армия |
Праздник, посвященный Дню защитника Отечества. «День Российской армии» |
||||||||||||
Международный женский день |
Организовать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативный, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтение) вокруг темы семьи любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. Расширять гендерные представления. Привлекать детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям. Воспитывать потребность радовать близких добрыми делами. |
Мамы всякие нужны, мамы всякие важны |
Выставка детского творчества «Букет для мамы» |
||||||||||
Мамочка, любимая, добрые дела |
|||||||||||||
Народная культура, традиции |
Знакомить детей с народными традициями, обычаями. Расширять представления о народной игрушке, художественных промыслах. Продолжать знакомить с народными песнями, плясками, устным народным творчествам. Рассказывать о русской избе, ее внутреннем убранстве, предметах быта, одежды. Знакомить с искусством родного края. Воспитывать интерес и бережное отношение к произведениям искусства. |
Народная игрушка, декаративно-прикладное искусство |
Фотовыставка «Моя мама – невеста» |
||||||||||
Русский быт (мебель) |
|||||||||||||
Родной край – Урал |
Городской фестиваль «Каменская радуга» |
||||||||||||
Формировать обобщенные представления о весне, как времени года. Приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Расширять знания о характерных признаках весны, о прилете птиц, о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о весенних изменениях в природе. |
Природа весной |
Развлечение «День смеха» |
|||||||||||
Праздник «Весна на птичьем дворе», «Это розовое слово «Привет»» |
|||||||||||||
Сказочная неделя |
Викторина |
||||||||||||
Животные весной |
Вечер загадок |
||||||||||||
Моя деревня |
|||||||||||||
Скоро лето |
Воспитывать патриотизм, любовь к Родине. Расширять знания о героях Великой Отечественной войны о победе нашей страны в войне. Знакомить с памятниками героям войны. Показать преемственность поколений защитников Родины. Формировать у детей обобщенные представления о лете, как времени года, признаках лета. Расширять обобщенные представления о влиянии тепла солнечного света на жизнь людей, животных и растений, природа «расцветает», оживает. |
Первоцветы |
Выставка |
||||||||||
День победы |
Праздник «Светлый праздник-День Победы» Экскурсия к обелиску |
||||||||||||
Насекомые (Водный мир) |
Весеннее развлечение «Божья коровка, черная головка» |
||||||||||||
Летние виды спорта, (безопасность) |
Выпускной праздник |
||||||||||||
Праздник «Наперегонки с летом» |
Планирование - это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость.
Согласно ФГОС ДО планирование образовательного процесса в ДОО должно основываться на комплексно - тематическом принципе.
При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста. Так как дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Поэтому одной из актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников. В основу методического планирования положены требования ФГОС ДО.
Такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал.
В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС ДО предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему образовательной деятельности будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими событиями станут Российские праздники, Республиканские праздники, международные праздники. Проектная деятельность станет приоритетной.
В первую очередь тематическое планирование - это планирование в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем образовательным областям (физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому). Учитывается взаимосвязь всех звеньев и сторон педагогического процесса; построение педагогического процесса с опорой на взаимодействие, партнерство взрослого с детьми; реальный учет особенностей региона, обстановки, сезона, возраста детей.
Комплексно-тематическое планирование помогает формулировать педагогами педагогической цели недели, задач развития ребенка (детей);отбор педагогического содержания (из разных образовательных областей);выделение события недели, основной формы организации детско-взрослой деятельности; формулировка индивидуальных обучающих, развивающих задач для каждого ребенка и группы в целом; отбор методов и приемов работы с детьми и с каждым ребенком в отдельности; практическое планирование педагогической деятельности на каждый день в течение тематической недели; продумывание и органи
Разделы: Работа с дошкольниками
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При разработке «Комплексно-тематического планирования» мы основывались на задачи программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Темы, в рамках которых построено комплексно-тематическое планирование, социально значимы для общества, семьи, государства, кроме того вызывают личностный интерес детей, положительное эмоциональное настроение.
В таблице перечислены основные темы каждой недели и итоговые мероприятия. Педагоги используют различные формы работы и виды детской деятельности в течение недели, используя все режимные моменты, для полного освоения темы детьми: интегрированная, комплексная, тематическая образовательная деятельность по теме недели, включающие в себя сопутствующие формы непосредственной образовательной деятельности (рисование, лепка, аппликация, музыкальные занятия, конструирование, математика), чтение художественной литературы, театрализация, рассказывание, беседы, наблюдения, опыты, экскурсии, развлечения, труд в природе, художественный труд, дидактические и ролевые игры, детские проекты и исследования, просмотр познавательных фильмов из серии «Хочу все знать», рассматривание картин и иллюстраций, самостоятельные игры в специально – подготовленной развивающей среде и другое. Перечисленные формы и виды деятельности проводятся в совместной деятельности взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, взаимодействии с родителями и социальными партнерам, и самостоятельной деятельности детей в развивающей среде группы и в помещениях детского сада (театральный уголок, физкультурный уголок, спортивный зал, уголок книги, игровая зона, уголок для опытов, настольно-дидактические игры и др.). Одна и та же тема используется для работы в разных возрастных (первая младшая, вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная) группах с большим или меньшим содержанием и наполнением материала. Педагог подбирает методы, соответствующие возрастным особенностям детей.
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса имеет ряд преимуществ:
1) При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.
2) Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
3) Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Комплексно-тематический принцип позволяет нам видоизменять и совершенствовать образовательный процесс в детском саде. Планирование тематического календаря осуществляли в соответствии с лексическими темами, повторяющимися из года в год. При выборе тем мы учитывали интересы детей, задачи развития и воспитания, текущие явления и яркие события (времена года, праздники). Согласно данному перспективному плану одной теме уделяется одна неделя.
Комплексно-тематическое планирование
Тема |
Развернутое содержание работы |
Подтема |
Итоговые мероприятия |
||||||||||
До свиданья, лето |
Развивать познавательную мотивацию, интерес к книге. Формировать положительные представления о профессии воспитателя и помощника воспитателя Продолжать знакомить с детским садом, расширять представления о профессиях сотрудников детского сада. |
Сентябрь |
День знаний |
Праздник «Книга – лучший друг» |
|||||||||
До свиданья, лето |
Вечер загадок |
||||||||||||
Что нам лето подарило |
Выставка поделок |
||||||||||||
Кладовая природы (Грибы, ягоды) |
Кукольный спектакль |
||||||||||||
Расширять представления детей об осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и не живой природы. Расширять представления о сельскохозяйственных профессиях. Расширять знания о деревьях, грибах, овощах, фруктах. Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать элементарные экологические представления. |
Царство деревьев |
Викторина |
|||||||||||
Золотая осень |
Осенний праздники по плану музыкального руководителя |
||||||||||||
Пернатые друзья |
|||||||||||||
Комнатные цветы |
Выставка «Осенняя палитра» |
||||||||||||
Это наша Родина |
Расширять представление о своей семье, о родственных отношениях, профессиях родителей. Знакомить с родным городом, краем, его истории, культуре, видах транспорта. Расширять представления о родной стране, государственных праздниках, о флаге, гербе, гимне России, о столице Москве, о людях прославивших Россию. Воспитывать любовь к «малой Родине», гордость за достижения своей страны. |
Транспорт |
Развлечение |
||||||||||
Дом, семья |
Выставка рисунков «Моя семья» |
||||||||||||
Мой город |
Презентация |
||||||||||||
Моя страна |
Осенняя ярмарка «Кот Федот и кошка Матрешка» |
||||||||||||
Моя родина Россия |
Праздник по плану музыкального руководителя «День матери» |
||||||||||||
Расширять представление детей о зиме, зимней природе. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой, снегом и льдом. Расширять представления о местах, где всегда зима, о животных Арктики и Антарктики. Знакомить с зимними видами спорта. Формировать представление о безопасном поведении людей зимой. Организовать все виды детской деятельности вокруг темы Нового года и новогоднего праздника, знакомить с традициями празднования Нового года в разных странах. Вызвать эмоционально-положительное отношение к предстоящему празднику. Закладывать основы праздничной культуры. Организовать все виды детской деятельности вокруг темы |
Зимний пейзаж |
Выставка рисунков |
|||||||||||
Животные Арктики и Антарктики |
Вечер открытий |
||||||||||||
Дикие животные и птицы зимой |
Конкурс «Новогодняя игрушка нашей семьи». |
||||||||||||
Новый год |
Новогодний праздники по плану музыкального руководителя |
||||||||||||
Зимние забавы |
Кукольный спектакль. Досуг. |
||||||||||||
Зимние виды спорта |
Развлечение «Ладушки-ладошки», «Сюрпризы сладкого дерева» |
||||||||||||
Зима в городе |
Конкурс зимних стихов. |
||||||||||||
День защитника Отечества |
Расширять представления о Российской армии. Знакомить с родами войск, военными профессиями. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину. Воспитывать патриотизм, любовь к родине. Осуществлять гендерное воспитание (формировать у мальчиков умение быть сильными, смелыми, защитниками Родины; воспитывать в девочках уважение к мальчикам как к будущим защитникам Родины). |
Профессии пап, инструменты, бытовая техника |
Фольклорное развлечение «Масленица» |
||||||||||
Военная техника |
Выставка «Мой папа – солдат» |
||||||||||||
Наша Армия |
Праздник, посвященный Дню защитника Отечества. «День Российской армии» |
||||||||||||
Международный женский день |
Организовать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативный, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтение) вокруг темы семьи любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. Расширять гендерные представления. Привлекать детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям. Воспитывать потребность радовать близких добрыми делами. |
Мамы всякие нужны, мамы всякие важны |
Выставка детского творчества «Букет для мамы» |
||||||||||
Мамочка, любимая, добрые дела |
|||||||||||||
Народная культура, традиции |
Знакомить детей с народными традициями, обычаями. Расширять представления о народной игрушке, художественных промыслах. Продолжать знакомить с народными песнями, плясками, устным народным творчествам. Рассказывать о русской избе, ее внутреннем убранстве, предметах быта, одежды. Знакомить с искусством родного края. Воспитывать интерес и бережное отношение к произведениям искусства. |
Народная игрушка, декаративно-прикладное искусство |
Фотовыставка «Моя мама – невеста» |
||||||||||
Русский быт (мебель) |
|||||||||||||
Родной край – Урал |
Городской фестиваль «Каменская радуга» |
||||||||||||
Формировать обобщенные представления о весне, как времени года. Приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Расширять знания о характерных признаках весны, о прилете птиц, о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о весенних изменениях в природе. |
Природа весной |
Развлечение «День смеха» |
|||||||||||
Праздник «Весна на птичьем дворе», «Это розовое слово «Привет»» |
|||||||||||||
Сказочная неделя |
Викторина |
||||||||||||
Животные весной |
Вечер загадок |
||||||||||||
Моя деревня |
|||||||||||||
Скоро лето |
Воспитывать патриотизм, любовь к Родине. Расширять знания о героях Великой Отечественной войны о победе нашей страны в войне. Знакомить с памятниками героям войны. Показать преемственность поколений защитников Родины. Формировать у детей обобщенные представления о лете, как времени года, признаках лета. Расширять обобщенные представления о влиянии тепла солнечного света на жизнь людей, животных и растений, природа «расцветает», оживает. |
Первоцветы |
Выставка |
||||||||||
День победы |
Праздник «Светлый праздник-День Победы» Экскурсия к обелиску |
||||||||||||
Насекомые (Водный мир) |
Весеннее развлечение «Божья коровка, черная головка» |
||||||||||||
Летние виды спорта, (безопасность) |
Выпускной праздник |
||||||||||||
Праздник «Наперегонки с летом» |
Лариса Бегликова
Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» Н. Е. Веракса»
Детский сад №18 УОА города Элиста
Примерное комплексное тематическое планирование
ПО ПРОГРАММЕ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ » Н. Е. ВЕРАКСА
Первая младшая группа
Месяц Неделя по программе Тема
сентябрь 1 До свидания, лето, здравствуй, детский сад! Здравствуй, детский сад!
2 Мой дом, мой город Мой дом
3 Мой дом, мой город «Я – человек»
4 Я в мире человек Дружба
октябрь 1 Я в мире человек Дружба
2 Осень Краски осени
3 Осень Урожай
4 Осень Домашние животные
3 Новогодний праздник
Новый год Здоровей-ка
4 Новогодний праздник
Новый год Кто как готовится к зиме
декабрь 1 Новогодний праздник
Новый год «Здравствуй, зимушка-зима!»
2 Новогодний праздник
Новый год Этикет
3 Новогодний праздник
4 Новогодний праздник
Новый год Новогодний калейдоскоп
январь 1 Зима «Наша кукла»
2 Зима «Наша кукла»
3 Зима В гостях у сказки
4 Зима Маленькие исследователи
февраль 1 День Защитника Отечества Профессии
2 День Защитника Отечества «Азбука безопасности»
3 День Защитника Отечества «Наши защитники»
3 Знакомство с народной культурой и традициями «Быть здоровыми хотим»
апрель 1 Весна Весна
2 Весна Встречаем птиц
3 Весна Порядок
4 Весна Волшебница вода
май 1 Лето «Праздник весны и труда»
2 Лето «День победы»
3 лето «Мир природы»
4 Лето «Вот какие мы стали большие!»
Вторая младшая группа
Месяц Неделя по программе Тема
сентябрь 1 До свидания, лето, здравствуй, детский сад! Здравствуйте!
2 Мой дом, мой город Мой город - Элиста
3 Мой дом, мой город Кто построил этот дом
4 Я и моя семья Где мы живем
октябрь 1 Я и моя семья Новоселье
2 Осень Разноцветный ковер из листьев
3 Осень Что нам осень подарила. Намр.
4 Осень Листопад, листопад, засыпает старый сад
ноябрь 1 Мониторинг Ветер-ветерок
2 Мониторинг Как звери к зиме готовятся
3 Новогодний праздник
Новый год Магазин «Одежда»
4 Новогодний праздник
Новый год Праздник «Зул»
декабрь 1 Новогодний праздник
Новый год Наступила зима
2 Новогодний праздник
Новый год Зима в степи
3 Новогодний праздник
Новый год Как мы дружно все живем
4 Новогодний праздник
Новый год Праздник с игрушками
январь 1 Зима Дикие животные Калмыкии
2 Зима Морозные деньки
3 Зима День и ночь
4 Зима Поможем зайке
февраль 1 День Защитника Отечества Большие и маленькие звезды
2 День Защитника Отечества Самолет построим сами
3 День Защитника Отечества Мы поздравляем наших пап
2 Знакомство с народной культурой и традициями Цаган Сар
3 Знакомство с народной культурой и традициями Гостеприимство
4 Знакомство с народной культурой и традициями Чайная церемония
апрель 1 Весна Солнечные зайчики
2 Весна Мы космонавты
3 Весна Деревья и кустарники
4 Мониторинг «Весна шагает по планете »
май 1 Лето Шестиногие малыши
2 Лето Где ночует солнце
3 лето Кто живет рядом с нами
4 Лето Наш друг - светофор
Средняя группа
Месяц Неделя по программе Тема
2 Осень Осень
3 Осень Овощи
4 Осень Фрукты
октябрь 1 Я в мире человек Игрушки.
2 Я в мире человек Семья.
3 Золотая осень Золотая осень.
4 Мой город, моя страна Моя страна
ноябрь 1 Мониторинг Деревья.
2 Мониторинг Посуда.
3 Новогодний праздник
Новый год Поздняя осень.
4 Новогодний праздник
Новый год Профессии людей (новогодние игрушки)
декабрь 1 Новогодний праздник
Новый год Дикие животные.
2 Новогодний праздник
Новый год Домашние животные.
3 Новогодний праздник
Новый год Домашние птицы.
4 Новогодний праздник
Новый год Праздник Новый год.
январь 1 Зима Зима.
2 Зима Зимние забавы
3 Зима Одежда, обувь.
4 Зима Книги.
февраль 1 День Защитника Отечества Наземный транспорт
2 День Защитника Отечества Воздушный и водный транспорт
3 День Защитника Отечества День защитника Отечества
2 Знакомство с народной культурой и традициями Птицы. Масленица
3 Знакомство с народной культурой и традициями Цветы. Цаган Сар
4 Мониторинг Мониторинг. ПДД
апрель 1 Весна Насекомые.
2 Весна Пресмыкающиеся.
3 Весна Комнатные растения
4 день Победы Моя страна
май 1 день Победы Город – столица.
2 Лето Мебель
3 Лето Ягоды.
4 Лето Грибы.
Старшая группа
Месяц Неделя по программе Тема
2 Осень Осень
3 Осень Во саду ли, в огороде
4 Осень Гуляй да присматривайся!
октябрь 1 Я вырасту здоровым Моя родословная
2 Я вырасту здоровым Вода в жизни человека
3 День народного единства Мой город – моя малая Родина
4 День народного единства Государственные символы России
ноябрь 1 Мониторинг Мониторинг «Дом в котором я живу»
2 Мониторинг Мониторинг «Дом в котором я живу»
3 Новогодний праздник
Новый год Зул
4 Новогодний праздник
Новый год Как звери готовятся к зиме?
декабрь 1 Новогодний праздник
Новый год Новый год у ворот
2 Новогодний праздник
Новый год Проказы матушки Зимы
3 Новогодний праздник
Новый год Животный мир Калмыкии зимой
4 Новогодний праздник
Новый год О характерных особенностях января, февраля
январь 1 Зима -
2 Зима Народные праздники на Руси - Рождество
3 Зима Приметы зимы
4 Зима Наши друзья пернатые
февраль 1 День Защитника Отечества Шурупчик и его друзья
2 День Защитника Отечества Военные профессии
3 День Защитника Отечества Наши защитники – Герои Калмыкии
2 Знакомство с народной культурой и традициями Народные праздники Масленица и Цаган Сар
3 Знакомство с народной культурой и традициями Признаки начала весны
4 Мониторинг Мониторинг «Человек – часть природы»
апрель 1 Весна Весна
2 Весна Покорение космоса
3 день Победы Эти удивительные насекомые
4 день Победы Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья
май 1 день Победы Этот День Победы
2 лето Цветущая весна
3 До свидания, детский сад! Цветущая степь
4 Здравствуй. школа Лето красное пришло !
Подготовительная группа
Месяц Неделя по программе Тема
2 Осень ДАРЫ ОСЕНИ. НАМР
3 Осень ЛИСТОПАД, ЛИСТОПАД- ЛИСТЬЯ ЖЕЛТЫЕ ЛЕТЯТ
4 Осень ПРИШЛА ОСЕНЬ, ПРИВЕЛА ПОГОД ВОСЕМЬ
октябрь 1 Мой город, моя страна, моя планета С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ЭЛИСТА?
2 Мой город, моя страна, моя планета ЗЕМЛЯ- НАШ ОБЩИЙ ДОМ
3 День народного единства НАША ПЛАНЕТА
4 День народного единства «ЗНАКОМЬТЕСЬ, МОЙ ДРУГ - КАЛМЫК»
ноябрь 1 Мониторинг МОНИТОРИНГ «МЫ ЖИВЕМ НА ЗЕМЛЕ, В РОССИИ, КАЛМЫКИИ»
2 Мониторинг МОНИТОРИНГ «ОСЕНЬ»
3 Новогодний праздник
Новый год ГДЕ ЗИМУЮТ ЛЯГУШКИ?
4 Новогодний праздник
Новый год КАК ЗВЕРИ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ?
декабрь 1 Новогодний праздник
Новый год УЛЕТАЮТ ЖУРАВЛИ
2 Новогодний праздник
Новый год ВСТРЕЧА ЗИМЫ. ЗУЛ
3 Новогодний праздник
Новый год ОТКУДА ЁЛКА К НАМ В ГОСТИ ПРИШЛА?
4 Новогодний праздник
Новый год
ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
январь 1 Зима -
2 Зима ВРЕМЕНА ГОДА
3 Зима РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР КАЛМЫКИИ
4 Зима ОДЕЖДА
февраль 1 День Защитника Отечества ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ
2 День Защитника Отечества НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ
3 День Защитника Отечества НАША АРМИЯ РОДНАЯ
2 Знакомство с народной культурой и традициями НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК «ЦАГАН САР»
3 Знакомство с народной культурой и традициями НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК «МАСЛЕНИЦА»
4 Мониторинг МОНИТОРИНГ «ЧЕЛОВЕК – ЧАСТЬ ПРИРОДЫ»
апрель 1 Весна ВЕСНА (НРК)
2 Весна ПОКОРЕНИЕ КОСМОСА
3 день Победы ЭТИ УДИВИТЕЛЬНЫЕ НАСЕКОМЫЕ
4 день Победы Царство растений
май 1 день Победы ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ «ОНИ ПРОСЛАВИЛИ КАЛМЫКИЮ»
2 лето ЦВЕТУЩАЯ ВЕСНА
3 До свидания, детский сад! ЦВЕТУЩАЯ СТЕПЬ
4 Здравствуй. школа ЛЕТО КРАСНОЕ ПРИШЛО !
соответствует
Фгос
ПРИМЕРНОЕ
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ К ПРОГРАММЕ
«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
Под редакцией Н. Е. Вераксы Т С. Комаровой М. А. Васильевой
Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2015
ББК 74.100.58 УДК 373.29
Учебно-методический комплект к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Редактор-составитель В. Вилюнова Авторский коллектив:
В. В. Гербова, кандидат педагогических наук; Н. Ф. Губанова О. В. Дыбина М. Б. Зацепина , доктор педагогических наук; Т. С. Комарова, доктор педагогических наук; Л. В. Куцакова ; Л. И. Пензулаева , кандидат педагогических наук; В. А. Позина ; И. А. Помораева ; О. А. Соломенникова, кандидат педагогических наук.
Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «ОТ РОжДЕНИя ДО шКОЛы». Подготовительная к школе группа / В. В. Гербова, Н. Ф. Губанова, О. В. Дыбина и др. - М.: МОзАиКА-СиНтЕз, 2015. - 176 с.
Данное методическое пособие содержит годовое примерное комплексно-тематическое планирование работы с детьми 6-7 лет по примерной основной образовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Пособие разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). В пособии наряду с планированием непосредственно образовательной деятельности рассматриваются вопросы взаимодействия взрослого с детьми в различных видах деятельности, представлена работа с родителями.
Пособие адресовано широкому кругу работников дошкольных образовательных организаций.
ISBN
978-5-4315-0715-1
© «Мозаика-Синтез», 2015
Предисловие
Примерное комплексно-тематическое планирование представляет собой пособие для воспитателей подготовительной к школе группы детского сада, работающих по примерной образовательной программе дошкольного образования «От РОЖДЕНиЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, т С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Комплексно-тематическое планирование основывается на следующих положениях и принципах программы «От РОЖДЕНиЯ ДО ШКОЛЫ».
В соответствии с современными научными концепциями дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства в программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
В представленном планировании раскрывается программное содержание и тема занятия или рекомендуемого мероприятия. Разумеется, этому будут предшествовать содержательная работа (наблюдение, дидактические, подвижные игры, игры-драматизации, чтение книг и др.), проводимая в повседневной жизни, в разные режимные моменты и на других занятиях. Эту работу педагог планирует исходя из своего опыта, индивидуальных особенностей детей, природного и социального окружения.
Воспитательно-образовательный процесс следует строить, учитывая контингент воспитанников, их индивидуальные и возрастные особенности, социальный заказ родителей.
При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.
Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики , экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.
Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
тематический подход позволяет оптимально организовать образовательный процесс для детей с особыми потребностями.
Одной теме следует уделять не менее одной недели. Оптимальный период - 2-3 недели.
Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе и в уголках развития.
Комплексно-тематическое планирование следует рассматривать как примерное. Дошкольное образовательное учреждение для введения регионального и культурного компонентов, для учета особенностей своего дошкольного учреждения вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период.
Однако задачи, решаемые детьми в том или ином виде деятельности, не следует коренным образом менять, так как это может нарушить принцип систематичности и последовательности усвоения материала и развития детей.
Планирование образовательной работы
Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13, не регламентируется количество занятий с детьми в дошкольном учреждении; регламентируется лишь длительность образовательной нагрузки:
«11.10. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут».
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в подготовительной группе не превышает 1,5 часа. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.
В таблице 2 представлен пример планирования образовательной деятельности, которое может послужить основой для составления планирования работы ДОУ.
Режим дня, представленный в таблице 1, составлен с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка в детском саду. Режим может быть скорректирован с учетом работы конкретного дошкольного учреждения (контингента детей, климата в регионе, наличия бассейна, времени года, длительности светового дня и т. п.). При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения , характер и т. д.).
В режиме дня указана общая длительность организованной образовательной деятельности, включая перерывы между ее различными видами. Педагог самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку.
В самостоятельной деятельности детей выделяют следующие виды:
В таблице 4 приведено краткое комплексно-тематическое планирование, которое можно рассматривать как примерное. Педагог может изменять его с учетом особенностей работы конкретного дошкольного учреждения. В основной части пособия дано подробное комплексно-тематическое планирование по месяцам.
Примерный режим дня
Таблица 1
Дома |
|
Подъем, утренний туалет | 6.30-7.30 |
В дошкольном учреждении |
|
Приход детей в детский сад, свободная игра, самостоятельная деятельность | 7.00-8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.30-8.50 |
игры, самостоятельная деятельность | 8.50-9.00 |
Организованная детская деятельность, занятия со специалистами 1 | 9.00-10.50 |
Второй завтрак (рекомендуемый) 2 | 10.50-11.00 |
| 11.00-12.40 |
| 12.40-12.50 |
Подготовка к обеду, обед | 12.50-13.15 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 13.15-15.00 |
Постепенный подъем, самостоятельная деятельность | 15.00-15.25 |
Полдник 3 | 15.25-15.40 |
игры, самостоятельная и организованная детская деятельность | 15.40-16.40 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.40-18.00 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность | 18.00-18.20 |
Подготовка к ужину, ужин | 18.20-18.45 |
Самостоятельная деятельность, уход детей домой | 18.45-19.00 |
Дома |
|
Прогулка | 19.00-20.10 |
Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры | 20.10-20.40 |
Укладывание, ночной сон | 20.40-6.30 (7.30) |
Планирование образовательной деятельности при работе по пятидневной неделе
Таблица 2
Организованная образовательная деятельность |
|
Базовый вид деятельности | Периодичность |
Физическая культура на прогулке | 1 раз в неделю |
Ознакомление с окружающим миром | 1 раз в неделю |
Формирование элементарных математических представлений | 2 раза в неделю |
Развитие речи | 2 раза в неделю |
Рисование | 2 раза в неделю |
Лепка | 1 раз в две недели |
Аппликация | 1 раз в две недели |
Музыка | 2 раза в неделю |
Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности |
|
Чтение художественной литературы | ежедневно |
Конструктивно-модельная деятельность | ежедневно |
Общение при проведении режимных моментов | ежедневно |
игровая деятельность | ежедневно |
Дежурства | ежедневно |
Прогулки | ежедневно |
Самостоятельная деятельность детей |
|
Самостоятельная игра | ежедневно |
Познавательно-исследовательская деятельность | ежедневно |
Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития | ежедневно |
Оздоровительная работа |
|
Утренняя гимнастика | ежедневно |
Комплексы закаливающих процедур | ежедневно |
Гигиенические процедуры | ежедневно |
Пример расписания организованной образовательной деятельности по дням недели
Дни недели | Первая неделя | Вторая неделя | Третья неделя | Четвертая неделя |
Понедельник |
|
|
|
|
Дни недели | Первая неделя | Вторая неделя | Третья неделя | Четвертая неделя |
Вторник | 1. Формирование | 1. Формирование | 1. Формирование | 1. Формирование |
элементарных | элементарных | элементарных | элементарных |
|
математических | математических | математических | математических |
|
представлений. | представлений. | представлений. | представлений. |
|
2. Рисование. | 2. Рисование. | 2. Рисование. | 2. Рисование. |
|
3. Музыка. | 3. Музыка. | 3. Музыка. | 3. Музыка. |
|
Среда | 1. Развитие речи. | 1. Развитие речи. | 1. Развитие речи. | 1. Развитие речи. |
2. Физическая | 2. Физическая | 2. Физическая | 2. Физическая |
|
культура. | культура. | культура. | культура. |
|
Четверг | 1. Формирование | 1. Формирование | 1. Формирование | 1. Формирование |
элементарных | элементарных | элементарных | элементарных |
|
математических | математических | математических | математических |
|
представлений. | представлений. | представлений. | представлений. |
|
2. Лепка. | 2. Аппликация. | 2. Лепка. | 2. Аппликация. |
|
3. Музыка. | 3. Музыка. | 3. Музыка. | 3. Музыка. |
|
Пятница | 1. Развитие речи. | 1. Развитие речи. | 1. Развитие речи. | 1. Развитие речи. |
2. Рисование. | 2. Рисование. | 2. Рисование. | 2. Рисование. |
|
3. Физическая | 3. Физическая | 3. Физическая | 3. Физическая |
|
культура. | культура. | культура. | культура. |
Трудно сказать, когда впервые возник вопрос о появлении и формировании человека. Этой проблемой интересовались как мыслители древних цивилизаций, так и наши современники. Как развивается общество? Можно ли выделить определенные критерии и этапы этого проц
В основе ритмического строения частушек лежат обычные для литературного стихосложения стопы (двусложные и трехсложные). Исполнение частушки и под балалайку, и под гармонь, и без музыкального сопровождения приводит к тому, что ритмическая четкость метричес
Каждое предприятие стремится к постоянному улучшению показателей экономической эффективности. Практические меры, связанные с достижением желаемых индикаторов, могут быть реализованы в самом широком спектре. При этом важно не только внедрить соответствующи
Ранние годы. Семья Фемистокл родился в Афинах около 524 года до н. э. Его отцом был афинянин из не очень знатного рода Неокл. Матерью Фемистокла, согласно Плутарху , была либо фракиянка Абротонон, либо женщина родом из Галикарнаса Эвтерпа . В независимос
Анна Иоанновна Романова Российская императрица Годы жизни: 1693-1740 Годы правления: 1730-1740 Вторая дочь Ивана V Алексеевича (брата и соправителя царя Петра I) и Прасковьи Федоровны Салтыковой, племянница . Анна Иоановна краткая биография В 3 года Ан
Для эффективной деятельности любого предприятия одним из важных факторов является степень сплочённости коллектива. От этого зависит успешность в достижении поставленных целей.Коллектив – общность людей, объединённых достижением единой цели. Члены такой ко