Учимся писать суффикс - ок - в именах существительных. Окончание ок ек правило Суффиксы ок и ек после ч

08.09.2022
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Учебник на столе у вас? А ручки и тетрадки? Тогда урок начнем сейчас, Раз все у вас в порядке. Будьте внимательны, Послушны и наблюдательны. Чтобы русский язык познавать, Нужно серьезно все изучать.

А птека, библ ио тека, б о лото, д о рога, зап ад, м о л о ток, кр о вать, р а кета, тр а мвай, ш о фёр.

ЦЕЛЬ: Научиться правильно писать суффикс –ок в существительных после шипящих.

1 группа Сапог Сапож ок Бык Быч ок Пирог Пирож ок Старик Старич ок Друг Друж ок Паук Пауч ок Снег Снеж ок Корень Кореш ок

2 группа Чердак Чердач ок Кулак Кулач ок Башмак Башмач ок Судак Судач ок Стих Стиш ок Смех Смеш ок Пастух Пастуш ок Пух Пуш ок

Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась. Три нагнулась и присела, На четыре – улетела.

Р.Т. с. 54 №59.

Р.Т. с. 54 №59 ХОМ Я Ч О К Ж и л-был на свете один Хом я ч о к. Спать он ложился на левый б о ч о к. А просыпался – на правом б о ку. Это не нравилось Хом я ку. (С. Козлов)

снег снежок снежочек вечер вечерок вечерочек свист свисток свисточек голубь голубок голубочек сад садик садочек звон звонок звоночек шаг шажок шажочек

«С малой удачи начинается успех!»

Домашнее задание У.с 99 № 111

Спасибо за работу!

Предварительный просмотр:

Конспект урока

  1. Тема урока «Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса - ок - после шипящих. »
  2. Предмет – русский язык

3. Класс - 3 «б»

5. МКОУ «Сорочинская СОШ»

6. Калачинский район

7. Краткое описание: Работа спланирована по УМК ПНШ, по учебнику «Русский язык» 3 класс, часть 3, автор М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова, тетрадь для самостоятельной работы №2 «Русский язык тетрадь для самостоятельной работ» Т.А.Байкова (Т2). Использована технология деятельностного подхода. Составлена презентация урока.

8. Тип урока - комбинированный

9. Форма организации - урок

10. Представление о результатах:

Личностные результаты: продолжить формировать

Внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентацию на содержательные моменты школьной деятельности и принятие образца «хорошего ученика»;

Навык сотрудничества со сверстниками, воспитание чувства товарищества.

Метапредметные результаты: обучающиеся научатся или получат возможность научиться

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Сравнивать слова с различными орфограммами в суффиксах

Устанавливать причинно-следственные связи.

Предметные результаты:

Правильно писать суффикс – ок в существительных после шипящих

11. Цель урока: создать условия для формирования знаний учащихся в написании суффикса – ок после шипящих

№ п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Организационный момент

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Здравствуйте ребята, садитесь.

Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнем сейчас,
Раз все у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны и наблюдательны.
Чтобы русский язык познавать,
Нужно серьезно все изучать.

- Сегодня мы с вами будем работать по группам.
– В ходе урока каждая группа будет получать жетоны за правильные ответы. Группа, которая сможет за урок набрать наибольшее количество жетонов, побеждает! Также,ребята, не забывайте про наши листики. В нужный момент вы можете ими воспользоваться.

Проверьте, все ли готово к уроку?

На доске эпиграф:

«С малой удачи начинается успех!»

Какое ключевое слово в этом высказывании?

Что необходимо для успешной работы на уроке?

Пожмите друг другу руку и пожелайте успеха!

Проверяют, всё ли приготовили к уроку на столе.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Успех.

Внимательно слушать учителя, аккуратно и грамотно выполнять задания и т.д.

Слайд 1

Организовано рабочее место

Самооценка готовности к уроку.

Установлен контакт с одноклассниками

Слайд 2

Слайд 3

Актуализация знаний.

Актуализировать необходимые и достаточные знания о суффиксе –ок-

Cоздать условия для повторения правильного написания суффикса -ок

Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

Приступим к работе. Откройте тетради и запишите число, классная работа.

Итак, приступаем к словарной работе.

Диктую: Аптека, библиотека, болото, дорога, запад, молоток, ракета, трамвай, шофёр.

Проверьте, пожалуйста, правильно ли вы написали слова. Каким словарём мы воспользуемся для проверки?

А теперь посмотрите внимательно на доску. Что за буквы составляют этот узор?

Что вы знаете о них?

Скажите, а если соединить их парами, что мы можем увидеть? Что это?

Пропишите это соединение у себя в тетради.

Ребята, для того, чтобы продолжить урок нам нужно вспомнить основное правило написания суффиксов в именах существительных. А чтобы мы смогли это сделать, давайте понаблюдаем за суффиксом – ок. –

Каждая группа получает карточку 1 со словами:

Адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок

Вы должны посовещаться и постараться дать правильный ответ.

Удалось ли вам заметить особенности этого суффикса?

Правильно ответившие группы получают жетон.

Дети пишут под диктовку слова.

Проверяют по словарю «Пиши правильно» стр 160

окикек



Это суффиксы.

Работа в группах

Вывод делают дети: во– первых, этот суффикс всегда ударный,

во-вторых, звук (о) после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о.

Устные ответы, работа в группе.

Слайд 4

Слайд 5

Актуализированные знания о суффиксе –ок.

Формулирование собственного мнения и аргументирование его.

Слайд 6

Постановка учебной задачи

Организовать побуждающий диалог к формулировке темы, цели урока.

– Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

– Упражняться правильно писать слова – существительные с суффиксом - ок-Будем соревноваться, размышлять, делать выводы.

– Будем работать в группах.

Слайд 7

Формирование учебной мотивации

Сознательная формулировка темы и цели урока.

Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков

Организовать практическую самостоятельную работу по правильному написанию суффикса –ок.

Организовать работу в группах обеспечить контроль за выполнением задания

Сейчас каждая группа получит задание. Вы должны будете внимательно прочитать задания и письменно его выполнить.

(карточка 2)

Образовать от данных слов слова с суффиксом – ок.

1 группа:

2 группа: Чердак, кулак, башмак, судак, стих, смех, пастух, пух.

Какая группа справилась с заданием, давайте проверять.

Каждый ответ сверяется с ответом на слайде.

Правильно ответившие группы получают жетон.

С первым заданием обе группы справились. А теперь я предлагаю вам следующее задание. Откройте, пожалуйста, учебник ч.3, стр.108. Прочтите задание и выполните его.

Читают задание Образовать от данных слов слова с суффиксом –ок. и выполняют его.

Проверка с места с комментированием (по два примера от группы), остальные по слайдам

Дети выполняют упражнение, пользуясь ч.2 обратным словарём.

Проверка (по одному представителю с каждой группы к доске)

Дети учатся работать в разноуровневых группах, оценивают правильность решения учебной задачи, осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе).

Проверка по слайду 8, 9

Корректируют работу и переживают ситуацию успеха.

Слайд 10

Маленький паучок.

Динамическая пауза

Снять мышечное напряжение, переключить внимание

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

(Дети выполняют упражнение)

Слайд 12

Дети отдохнули

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний, умений и навыков

Рефлексия деятельности

Организовать деятельность учащихся по решению поставленной задачи

Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, -ек-, -ик– , отработка анализа состава слова.

Организовать ситуацию рефлексии

Оценивание работы ребят

Продолжаем с вами работу в тетради для самостоятельных работ. Откройте тетрадь на странице 54, №59. Прочитаем задания.

С этим заданием все справились! Молодцы!

Предлагаю вам следующее задание

Карточка 3

Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке

Снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг.

Ребята, давайте вспомним цель нашего урока.

Как вы думаете, мы её достигли?

А теперь посчитайте, сколько жетонов набрала каждая группа?

Вспомните эпиграф нашего урока. Слайд - На ваш взгляд, вы достигли успеха? Оцените результат своей работы нашими листиками.

Кто хочет пояснить свою оценку?

А кто постарался больше всех, чтобы ваша группа была успешной?
- Подарите друг другу комплимент за работу на уроке.

Читают задание, затем работают в группах.

Самый быстрый проверяет у своей группы

Учащиеся выполняют задания по карточке 3.

Совершенствовать знания в написании суффикса – ок.

- «С малой удачи начинается успех!»

Слайд 13

стр.54, №59

Слайд 14

Проверка по слайду

текста.

Слайд 15 проверка задания

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе)

Слайд 16

Проверка по слайду

Мотивируют свою позицию

Переживание ситуации успеха.

Слайд 17

Анализируют свою работу на уроке

Переживание ситуации успеха.

Домашнее задание

Спасибо, ребята за работу!

Запишите домашнее задание: У с. 99 №111

Запись д/з.

Слайд 18

Слайд 19

Приложения к уроку

Карточка 1

В чём особенности суффикса –ок?

Адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок.

Карточка 2

Образовать от данных слов слова с суффиксом –ок.

1 группа: Сапог, бык, пирог, старик, друг, паук, снег, корень.

2 группа: Чердак, кулак, башмак, судак, стих, смех, пастух, пух.

Карточка 3

Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке

Снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад, звон, шажок, садочек, звонок, шаг.


Предмет: Русский язык

Класс: 3 Д

Программа: «Начальная школа XXI века» под редакцией

Тема: Учимся писать суффикс - ок - в именах существительных

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о правописании суффикса - ок - в именах существительных

Задачи урока:

Образовательные:

Познакомить учащихся с правописанием суффикса - ок - в именах существительных;

Отрабатывать написание суффикса - ок - в именах существительных;

Повторить правописание суффиксов –ик-, - ек -

Развивающие:

Развивать умения рассуждать, анализировать, делать выводы;

Способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

Создать условия для формирования компетенций, способствующих продуктивной коммуникации;

Воспитательные:

Создать условия для привития интереса к урокам ;

Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, уважение к окружающим;

Методические приёмы:

Деятельностный подход;

Создание прблемной ситуации;

Побуждающий диалог;

Оборудование:

(Образец на доске)

Какие ещё можно было образовать слова, которые бы называли маленькие предметы? Что надо добавить?

Составляют и записывают слова

Лучок, крючок, сапожок, утюжок, жучок, блинок старичок, сырок, бычок, паучок, грибок, хомячок лужок, язычок, снежок.

Проверяют работу.

Надо добавить два суффикса: - ок - и - ек-

Учебно-познавательная

Самостоятельная работа

Гимнастика для глаз

Прочитайте слова, записанные на доске. Составьте и запишите в тетрадь цепочки слов, используя суффиксы - ок - и - ек- Обозначьте суффиксы.

Друг, ветер, пирог, дуб,

Поменяйтесь тетрадями, обсудите получившиеся цепочки, оцените работу друг друга.

Возьмите свои тетради. Проверим, какие получились цепочки слов.

Что интересного заметили? (Что произошло с суффиксом - ок - при добавлении к этим словам суффикса - ек?

Прочитайте правило в учебнике на с. 21

друг - дружок – дружочек

ветер – ветерок – ветерочек

пирог – пирожок – пирожочек

дуб – дубок – дубочек

Меняются тетрадями, обсуждают, оценивают работу друг друга.

Зачитывают слова, называя суффиксы.

В суффиксе - ок - произошло чередование к/ч.

Читают правило.

Учебно-познавательная

Коммуникативная


Самостоятельная работа

Работа в парах

Физминутка (Физическая и эмоциональная разрядка)

Из слов составьте пословицу (слова: дела, вершок, с, на, мешок на карточках размещены по стенам) - Запишите её в тетрадь. - Как вы понимаете эту пословицу?

Работа со словами вершок и мешок. - Как вы думаете, подходят ли эти слова к нашей теме?

Исторически: вершок – от слова верх (росток), старорусская мера длины равная примерно 4,5 см; мешок – маленький мех. Сейчас эта связь утеряна (произошло упрощение состава слов: вершок, мешок – корни)

Составляют пословицу: Дел на вершок, а слов с мешок

Записывают пословицу.

Высказывают свои мнения.

Высказывают свои предположения.


Фронтальная работа

Работа с учебником (упр. 3). Повторить правописание суффиксов –ик -, - ек-

Предлагаю работу по выбору. Выполните упр.3 в учебнике или упражнение 3 в ТПО.

Направляю и консультирую (на местах)

Выполняют упражнения по выбору.


Компетенция личностного самосовершенствования

Учебно-познавательная

Фронтальная работа

Самостоятельная работа

Игра «Найдите свои слова». Каждый ряд (группа) получает карточки со словами: снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, сад, звон, свисточек, вечерочек, шажок, садочек, звонок, шаг, творог, творожок, творожочек. - Проверим выполненное задание

Каждая группа выбирает слова, соответствующие данной модели.

Выходит представитель первой команды со словом, к нему подходят ещё по одному от каждой команды с родственными словами, выстраивают словообразовательную цепочку (закрепляют на доске) и т. д. (8 цепочек)

Коммуникативная

Учебно-познавательная

Групповая работа

Рефлексия

Что нового узнали?

Достигли ли мы поставленной цели?

Где вам пригодятся эти знания?

Давайте вернёмся в начало урока. Исправьте ошибки в словах, записанных на доске. Докажите.

Домашнее задание: учебник с 22, упр.6

Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы.

1 человек работает у доски. Исправляет ошибки: паучок, снежок, каблучок. Доказывают.

Записывают задание.

Учебно-познавательная

Фронтальная работа

Актуализация знаний

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Учимся писать суффикс - ок - в именах существительных"

Учитель

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе

Цели урока:

    совершенствовать знания учащихся о написании суффикса - ок-, развивать умения и навыки правописания суффиксов имен существительных, память, внимание, речь, умение слушать, воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интерес к предмету.

Ход урока

1. Организационный момент

Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнем сейчас,
Раз все у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны и наблюдательны.
Чтобы русский язык познавать,
Нужно серьезно все изучать.

2. Словарная работа (Приложение 1, слайд 5 ,6)

Птека, б. седа, б. л.то, дев. чка, з. бота, з. вод, м. рковь, к. л.ндарь, к. стрюля, .г. род, р. кета, тр. мвай, ш. к.лад, ш. фер.

3. Изучение нового материала.

Проблемная ситуация. Давай понаблюдаем за суффиксом – ок – адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок

Удалось ли тебе заметить особенности этого суффикса?

Вывод делают дети: во– первых, этот суффикс всегда ударный, во-вторых, звук (о) после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о.

4. Работа по учебнику с. 20 № 1. Образуй слова с суффиксом - ок-, которые бы называли маленькие предметы.

башмак, бык, волк, друг, жук, каблук, луг, паук, пирог, рычаг, сапог, снег, творог, утюг, хомяк, шаг, язык. (Слайд 7, проверка)

5. Работа в тетради “Пишем грамотно” № 2

№1.Добавь суффиксы - ек-, - ок-.

6. Работа в парах.


Составь и запиши десять слов, используя суффиксы - ек-, - ок-.

сыр, друг, крюк, блинок, дружок, паук, человек, ветер, замок, пирог, дуб, снег.

Задание: прочитай еще раз исходные слова и назови те, в которых уже были суффиксы(это слова блинок, дружок), что произошло при добавлении к этим словам суффмкса - ек-.

Вывод делают учащиеся: в суффиксе - ок - произошло чередование к/ч.

7. Физкультминутка

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

Зарядка для глаз.

Посмотрите вдаль в окно, закройте глаза, вновь посмотрите. Сделайте круговые движения глазами вправо и влево. Откройте глаза, посмотрите вдаль.

8. Работа по учебнику. с. 21 № 5.

Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, - ек-, - ик– , отработка анализа состава слова.

Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке:

снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг.

(Приложение 1. Слайд 8. Проверка)

9. Самостоятельная работа.

Закрепление правописания слов с суффиксами –ек-, - ик-, - ок-. Работа в тетради “ Пишем грамотно” № 2, с. 4

10. Дифференцированная работа на доске и в тетрадях.

Запись слов под диктовку в два столбика: в первый– слова с ь на конце после шипящих, во второй– слова без ь.

Диктуемые слова: пейзаж, чертеж, помощь, речь, ландыш, вещь, лещ, сторож, глушь, товарищ, шалаш, ночь, полночь, дочь, карандаш.

11. Проверка (Приложение 1 , слайд № 9).

12. Домашнее задание: с. 22 № 6, правило с. 20.

Записать слова в два столбика в зависимости от места орфограммы.

Шепот, паучок, черный, щелка, жучок, шорты, бычок, шов, шорох, шажок, пчелы, капюшон.

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

снежок голубок свисток снег шажочек голубочек вечер

свист вечерок звоночек снежочек голубь

звон свисточек вечерочек шажок садочек звонок

творожок творожочек

  • совершенствовать знания учащихся о написании суффикса -ок-,
  • развивать умения и навыки правописания суффиксов имен существительных, память, внимание, речь, умение слушать,
  • воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интерес к предмету.

1. Организационный момент

Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнем сейчас,
Раз все у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны и наблюдательны.
Чтобы русский язык познавать,
Нужно серьезно все изучать.

Птека, б.седа, б.л.то, дев.чка, з.бота, з.вод, м.рковь, к.л.ндарь, к.стрюля, .г.род, р.кета, тр.мвай, ш.к.лад, ш.фер.

3. Изучение нового материала.

Проблемная ситуация. Давай понаблюдаем за суффиксом – ок – адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок

Удалось ли тебе заметить особенности этого суффикса?

Вывод делают дети: во– первых, этот суффикс всегда ударный, во-вторых, звук (о) после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о.

4. Работа по учебнику с. 20 № 1. Образуй слова с суффиксом -ок-, которые бы называли маленькие предметы.

башмак, бык, волк, друг, жук, каблук, луг, паук, пирог, рычаг, сапог, снег, творог, утюг, хомяк, шаг, язык. (Слайд 7 , проверка)

5. Работа в тетради “Пишем грамотно” № 2

№1.Добавь суффиксы -ек-, -ок-.

6. Работа в парах.

Составь и запиши десять слов, используя суффиксы -ек-, -ок-.

сыр, друг, крюк, блинок, дружок, паук, человек, ветер, замок, пирог, дуб, снег.

Задание: прочитай еще раз исходные слова и назови те, в которых уже были суффиксы(это слова блинок, дружок), что произошло при добавлении к этим словам суффмкса -ек-.

Вывод делают учащиеся: в суффиксе -ок- произошло чередование к/ч.

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

Зарядка для глаз.

Посмотрите вдаль в окно, закройте глаза, вновь посмотрите. Сделайте круговые движения глазами вправо и влево. Откройте глаза, посмотрите вдаль.

8. Работа по учебнику. с. 21 № 5.

Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, -ек-, -ик– , отработка анализа состава слова.

Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке:

снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Как писать правильно слово «скачок» или «скачёк»? С буквой «о» или «ё»? Какое правило?

В словах с суффиксом -ок-/-ек- (а также -оньк-, -еньк-, -онок-) после шипящих и -ц- пишется -Ок-. (-о- под ударением)

В безударном варианте пишется -ек-.

В данном примере, скачок (так как буква -ч- является шипящей, ударение падает на букву -о-).

Дополнительные примеры: крючок, дружок, собачонка и доченька, горошек.

Правило следующее – в суффиксах имен существительных «ок/ек» после шипящих согласных под ударением пишется буква «о», в безударном слоге надо писать букву «е». Буква «ё» после шипящих в суффиксах существительных пишется, если это существительное образовано от глагола. Например, «ночёвка» от глагола «ночевать» или «тушёнка» от слова «тушить».

Рассмотрим слово «скачок». Образовано оно от существительного «скачка» и ударение в этом слове стоит на втором слоге. Значит, по вышеуказанному правилу, после шипящей согласной «ч» , в суффиксе слова надо писать букву «о».

Вывод – слово «скачок» пишется с буквой «о» в суффиксе.

www.bolshoyvopros.ru

Слово с суффиксом «ик». Правописание слов с суффиксами «ик»

Слова с суффиксами –ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далеко не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та или иная морфема. Именно поэтому представленную статью мы решили посвятить данной теме.

Назовите 2 слова с суффиксом –ик-. Следует отметить, что сделать это несложно, но только в том случае, если вам известно основное правило русского языка, которое объясняет правописание буквы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некоторая часть людей постоянно совершает одни и те же ошибки, и вместо «ключик» пишут «ключек», вместо «кустик» — «кустек», «мячик» — «мячек» и проч. Именно поэтому в школьной программе данной теме уделяется особое внимание.

А какие слова с суффиксами –ек-/-ик- знаете вы? К ним относятся следующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, кустик, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчик, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусочек, личико, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождик, орешек, садик, котёночек и пр.

Как вы могли заметить, каждое упомянутое слово с суффиксом –ик- вызывает большие сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а следовательно невозможно определить, какую гласную необходимо ставить в конце — «и» или «е» (а, может быть, и «о»?). Именно поэтому рекомендуем ознакомиться с соответствующими правилами русского языка.

Слово с суффиксом –ик- следует писать только в том случае, если при его склонении гласная буква «и» сохраняется. Для наглядности приведем конкретные примеры:

  • карандашик – карандашИка;
  • диванчик – диванчИка;
  • огурчик – огурчИка;
  • калачик – калачИка;
  • кустик – кустИка;
  • носик – носИка;
  • стульчик – стульчИка;
  • пальчик – пальчИка;
  • личико – личИка;
  • мальчик – мальчИка;
  • ключик – ключИка;
  • мячик – мячИка;
  • самолётик – самолётИка;
  • листик – листИка;
  • винтик – винтИка;
  • бантик – бантИка;
  • мостик – мостИка;
  • кирпичик – кирпичИка;
  • дождик – дождИка;
  • садик – садИка и пр.

О том, как можно проверить слово с суффиксом –ик-, мы рассказали чуть выше. Однако следует отметить, что в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему –ек-. И для того чтобы удостовериться, что в этих словах действительно пишется буква «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (то есть выпадает), то следует ставить только суффикс –ек-.

Приведем наглядные примеры:

  • звоночек – звоноЧКа;
  • внучек – внуЧКа;
  • огонёчек – огонёЧКа;
  • горошек – гороШКа;
  • ножичек – ножиЧКа;
  • комочек – комоЧКа;
  • свисточек – свистоЧКа;
  • молоточек – молотоЧКа;
  • листочек – листоЧКа;
  • орешек – ореШКа;
  • сыночек – сыноЧКа;
  • стебелёчек – стебелёЧКа;
  • кусочек – кусоЧКа;
  • мешочек – мешоЧКа;
  • цветочек – цветоЧКа;
  • платочек – платоЧКа;
  • пирожочек – пирожоЧКа;
  • котёночек – котеноЧКа и проч.

Как видите, довольно легко определить, какое пишется слово с суффиксом –ик-, а какое – с суффиксом –ек-. Кстати, такие морфемы в русском языке называют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание зависит от тех или иных ситуаций (в данном случае от сохранности гласной при склонении слова).

Имена существительные с суффиксом –ок-

Выше мы рассмотрели слова с суффиксом –ик-. –Ок- так же является морфемой имен существительных. Однако во время словообразования такой суффикс не вызывает никаких сомнений. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема практически всегда занимает ударное положение. В результате, буква «о» в суффиксе –ок- слышится максимально отчетливо. Для наглядности приведем несколько примеров:

Суффиксы –ек- и –ок- после щипящих согласных

О том, какие слова с суффиксом –ик-, -ек- и –ок- существуют, вы знаете. Однако здесь возникает новый вопрос: «В каких случаях в двух последних морфемах после шипящих следует ставить букву «е», а в каких – «о»?» Ведь довольно сложно определить, как будет правильно: петушОк или петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буква «е», и буква «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].

Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих

Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему –ок-. Приведем наглядный пример:

  • бережОк;
  • петушОк;
  • кулачОк;
  • волчОк;
  • мужичОк;
  • волчОк;
  • старичОк;
  • червячОк;
  • сапожОк;
  • дурачОк;
  • прыжОк;
  • косячОк;
  • сынОк;
  • снежОк;
  • крючОк и другие.

Что касается суффикса –ек-, то он ставится лишь в тех словах, в которых на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную букву во время склонения.

Для наглядности приведем пример:

  • нОжичек
  • орЕшек
  • внУчек;
  • горОшек;
  • звонОчек;
  • комОчек;
  • молотОчек;
  • листОчек;
  • огонЁчек;
  • свистОчек;
  • сынОчек;
  • цветОчек;
  • стебелЁчек;
  • кусОчек;
  • мешОчек;
  • оврАжек;
  • платОчек;
  • пирожОчек;
  • котЁночек и другие.

Способы образования слов при помощи суффикса –ок-

Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом –ик-/-ек- возникают при помощи добавления морфемы к основе слова. В итоге мы получаем новую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (например, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.). Что касается суффикса –ок-, то он придает несколько другие значения:

§ 53. Суффиксы имён существительных. >

Суффиксы существительных делятся на две группы: 1) при помощи одних суффиксов от глаголов, прилагательных и существительных образуются слова с новым значением: писать – писатель, старый – старик, рыба – рыбак; 2) при помощи других суффиксов от существительных образуются новые существительные, обозначающие те же предметы, но с оттенком уменьшительности, увеличительности, ласкательности и пренебрежительности.

I. Суффиксы первой группы.

I. В русском языке имеется значительное количество суффиксов, образующих н а з в а н и я л и ц.
1. Название лица по характерному для него дейстзию образуется при помощи суффиксов:

П р и м е ч а н и е. Названия лиц женского пола от существительных на -чик, -щик, -ик образуются посредством замены к на ц : газетчик – газетчиц а, упаковщик – упаковщиц а, умник – умниц а .

II. Н а з в а н и е м е с т а или п о м е щ е н и я образуется при помощи суффиксов:
-(ль)-н-я : пекарн я, овчарн я, спальн я, красильн я:
-(л)-ищ-е : убежищ е, жилищ е, пожарищ е.

II. Суффиксы второй группы.

1. Уменьшительно-ласкательные значения обозначаются при помощи суффиксов:

§ 54. Правописание суффиксов.

1. -ик, -ек. Чтобы различить суффиксы -ик, -ек (-ок) , надо помнить, что при склонении слова суффикс -ик сохраняет гласный звук, а суффикс -ек (-ок) утрачивает гласный звук: ключ-ик – ключ-ик -а, огурч-ик – огурч-ик , но цветоч-ек – цветоч-к -а, огонёч-ек – огонёч-к .
2. -ок, -ек. После шипящих под ударением пишется -ок : береж о к , волч о к , петуш о к , сапож о к . Суффикс -ек после шипящих пишется в том случае, если на него не падает ударение: н о жичек , ор е шек .
Упражнения.
3. -ец , -иц- а . Суффикс -ец бывает только в словах мужского рода, а суффикс -иц- а бывает только в словах женского рода: хлебец , старец , но: конниц а, лужиц а .
Упражнение.
4. -ец- о, -иц- е . В существительных среднего рода пишется -ецо , если ударение падает на окончание, и пишется -ице , если ударение падает на основу: письмецо , ружьецо , но платьице , креслице .
Упражнения.
5. инк -а, -енк- а . Суффикс -инк- а пишется в существительных, которые образованы от слов на -ин- а , имеющих значение единичности: соломин а – соломинк а, проталин а – проталинк а ; -енк- а пишется в словах, образованных от существительных, основа которых в род. пад. множ. числа оканчивается на -ен : пашн я – пашен (род. пад. множ. числа) – пашенк а; басн я – басен – басенк а; сосн а – сосен – сосенк а .
Но: деревня – деревень – деревень ка; кухня – кухонь – кухонь ка .
Упражнения.
6. -ушк-, -юшк-, -ышк- . Суффикс -ышк- употребляется в существительных среднего рода: солнышк о, перышк о . Суффикс -ушк-, -юшк- пишется в словах мужского и женского рода: дедушк а, соседушк а, коровушк а, волюшк а, батюшк а, хлебушк о . Суффикс -юшк- пишется также в словах среднего рода с мягкой основой: поле – полюшк о, горе – горюшк о . 7. После суффиксов -ушк- (-юшк-), -ишк- пишется окончание или :
а) В существительных женск. рода пишется всегда окончание ; головушка , волюшка , землишка .
б) В существительных мужск. рода, если они обозначают одушевлённые предметы, пишется окончание : дедушка , сынишка ; если же они обозначают неодушевлённые предметы, то пишется окончание : хлебушко , дворишко .
в) В существительных средн. рода пишется всегда окончание -о: полюшко , письмишко , стёклышко , крылышко .
Упражнения.
8. -ичк- а, -ечк- а . Суффикс -ичк- а (обычно с ударяемым и ) пишется в существительных, образованных от слов на -иц- а или -ик- а : стран и ца – стран и чк а, лис и ца – лис и чк а, л е стница – л е стничк а, землян и ка – землян и чк а . В остальных случаях пишется -ечк- а : ложка – ложечк а, бумажка – бумажечк а, скамейка – скамеечк а .
Упражнения.
9. -ёнк- а (-онк- а), -ёнок (-онок) . После шипящих под ударением вместо -ёнк- а, -ёнок пишется -онк- а, -онок : книж о нк а, медвеж о нок , мыш о нок , галч о нок .
10. -еньк- а, -оньк- а . В ласкательных суффиксах -еньк-, -оньк- после н пишется ь: маменьк а, берёзоньк а .
Упражнения.
11. -ищ- е, -ищ- а . Суффикс -ищ- е (с окончанием ) пишется в словах мужского и среднего рода (склоняются по 2-му склонению): дом – домищ е, нос – носищ е, болото – болотищ е, бревно – бревнищ е. Суффикс -ищ- а (с окончанием ) пишется в словах женского рода (склоняются по 1-му склонению): скука – скучищ а, лапа – лапищ а, борода – бородищ а.
Упражнения.

§ 55. Правописание частицы не с существительными.

Частица не пишется с существительными слитно:
1) если без частицы не существительное не употребляется: невзгода, ненастье, неряха, негодование ;
2) если прибавлением частицы не образуется новое слово, которое можно заменить другим, близким по значению словом: неприятель – враг, несчастье – беда .
Частица не пишется при существительных раздельно, если имеется или подразумевается противопоставление: Это не правда (а ложь). Он мне не приятель (а только знакомый).
Упражнения.

stcreserv.narod.ru

Как правильно ДУРАЧОК или ДУРАЧЁК?

Выбор гласной во втором суффиксе в слове дурачок соответствует орфографическому правилу, которое, к сожалению, почти никто не вспомнил и которое называется так: «Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных» .

Основная часть правила , которая как раз и касается написания данного слова, гласит, что в суффиксах имён существительных после шипящих под ударением пишется буква О, а в безударном положении – Е, например: речо? нка, девчо? нка (очень многие делают ошибку именно в этом слове!), бельчо? нок, медвежо? нок, творожо? к, дурачо? к, но: ре?че нька, до?че нька, то?че чка, поду?ше чка, горо?ше к.

ИВАНУШКА-ДУРАЧОК – ГЕРОЙ МНОГИХ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК

Кстати, в словах типа дружо? че к, снежо? че к – по два суффикса, и написание каждого из них подчиняется этой части правила: О пишем в суффиксе -ОК- под ударением, а Е – в суффиксе -ЕК- в безударном положении.

Можно, конечно, обратиться к орфографическому словарю, да и к любому толковому словарю ХХ века: Ушакова, Ожегова, Ожегова и Шведовой, Ефремовой, под редакцией Кузнецова, академическому, а вот словарь Даля не годится: создававшийся с конца 10-х годов века XIX в течение 53 лет (почти до самой смерти Даля), он зачастую отражает устаревшее написание – многое в орфографии изменилось за последние 150–200 лет, да, кстати, и ушаковский словарь иной раз отражает написание устаревшее, так как создавался до 1956 года, когда был сформирован основной свод орфографических и пунктуационных правил современного русского языка, и тем более до 2000 года, когда в этот свод были внесены изменения и дополнения.

Вторая часть правила гласит, что после шипящих под ударением в суффиксах существительных пишется буква Ё в следующих случаях:

1) если слово образовано от глагола, например: ночёвка (от ночевать), корчёвка (от корчевать), тушёнка (от тушить) сгущёнка (от сгустить);

2) в иноязычных существительных с суффиксом -ЁР-, например: дирижёр, ретушёр, стажёр, массажёр (но: мажор – в этом слове нет суффикса, корень – мажор).

Добавлю ещё несколько слов по поводу кофе : нет такого разрешения – употреблять данное слово как существительное среднего рода, да и не может быть, так как словоупотребление зависит не от разрешений, а от грамотности конкретных людей. Есть только констатация (кстати, далеко не во всех современных словарях), что для разговорной речи характерно употребление данного слова как существительного среднего рода.

Но напомню, что разговорная речь не является нормированной и что нормой в наши дни является употребление данного слова как существительного мужского рода .

А тот факт, что на протяжении последних десятилетий происходит постепенный переход данного слова из мужского рода в средний, был зафиксирован в словарях трудностей русского языка ещё в 70-е годы прошлого века, если не раньше. Причём это нормальный процесс, так как язык – явление развивающееся. Никто ведь в наше время не страдает от того, что слово лебедь относится к мужскому роду, а не к женскому, как во времена Пушкина, или в связи с тем, что слова постель , кровать нынче существительные 3-го склонения, а не 1-го (кроватя, постеля), как опять же в пушкинские времена.

Урок

по русскому языку

3 класс

УМК «Школа России»

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №22

г.о. Химки

Кузнецова И.А.

ТЕМА УРОКА «Правописание суффиксов -ик-, -ек-,

-ок-»

ЦЕЛЬ УРОКА: закрепить правило написания суффиксов –ик-, -ек- и алгоритм его применения; познакомить с правописанием суффикса –ок- после шипящих.

Универсальные учебные действия

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов;

Коммуникативные: строить высказывания, аргументировать свои ответы, организация собственной деятельности;

Регулятивные: применять на практике установленные правила.

Личностные результаты

Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками для выполнения совместной деятельности на уроке; осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Образовательные ресурсы

1.Учебник, рабочая тетрадь

2. Карточки букв, слов

3 Презентация

Технологии : информационные, игровые, здоровьесберегающие, групповая работа.

Организационная структура урока

Мотивирование к учебной деятельности.

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнём

И сейчас урок начнём.

Проверьте вашу готовность к уроку.

Откройте тетради, запишите число и классная работа.

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место.

2.

Чистописание.

- Ребята, посмотрите, ваша задача по образцу правильно и аккуратно написать буквы: строчную е и строчную букву и.

Молодцы, в ваши тетради приятно посмотреть, потому что вы все очень старательны и аккуратны.

Но я знаю одного ученика, который совсем не старается и не хочет учиться.

Может, кто-то из вас знает, как его зовут?

А зовут его Виктор Перестукин. Он написал словарный диктант на двойку.

Давайте проверим его, а я проверю вас .

Слайд

Дети пишут в тетрадях буквы е, и.

Слайд с изображением Виктора Перестукина.

3.

4.

5.

Актуализация знаний

Словарный диктант.

- Первое слово « ученик ». Какую безударную гласную нужно написать? (Е ). Почему?

Аналогичная работа со словами: вторник, среда, четверг.

В слове столик наш герой написал букву е. Вы согласны? Покажите карточку, какую букву напишите вы?

Ребята, каким правилом вы руководствовались при написании данного слова?

Создание проблемной ситуации.

Понаблюдайте над предложенными словами и попробуйте объяснить их написание.

Достаточно ли у вас знаний для объяснения написания гласной в суффиксах данных слов? Какие слова вызвали затруднения?
(Быч_к, друж_к.)

Постановка учебной задачи.

Итак, как бы хорошо вы ни работали на уроке, имеющихся у вас знаний о правописании суффиксов пока недостаточно для решения учебных задач.

Поэтому сегодня мы продолжим работу с этой частью слова.

Какая же тема нашего урока?

Усвоение новых знаний и способов действий.

Рассмотрите загадки, предложенные в упражнении 245 учебника.

Попробуйте сформулировать правило о написании суффикса -ок- после шипящих.

Прочитайте правило на с. 127 и сравните его с вашими предположениями.

Выполните упражнение 246. Объясните написание гласной в суффиксе. Попробуйте определить, какое значение вносит суффикс - ок- .

Обратите внимание на чередующиеся согласные в корне (лу к – лу ч ок) . Вспомните, что такое чередование.

ФИЗМИНУТКА

Работа по слайдам

Потому что это словарное слово, его нужно выучить.

Показывают гласные буквы (на карточках)

Рассказывают правило и применяют алгоритм.

На доске : быч_к, стульч_к,
совоч_к, друж_к.

Дети сообщают тему урока.

Наблюдают над предложенным в упр. 245 языковым материалом.

Самостоятельно формулируют орфографическое правило, после этого знакомятся
с формулировкой, данной в учебнике.

Письменно выполняют упр. 246, комментируя свои действия по цепочке.

Определяют, какое значение вносит суффикс - ок- в лексическое значение слова

6.

7.

8.

Закрепление знаний и способов действий.

Задание:

Девочки выписывают слова с суффиксом –ик-, а мальчики с суффиксом -ек-.

Проверка.

дождик комочек

кораблик сыночек

винтик годочек

гвоздик дубочек

топорик молоточек

плащик кружочек

букетик

Работа в группах.

- Первая группа. Ваша задача выбрать карточки со словами родственными слову цвет; вторая – со словами родственными слову дождь, третья – лист. Среди них найдите слова на наше правило.

Давайте посмотрим, что у вас получилось.

1.Цвет, цветик, цветочек , цветочный.

2.Дождь, дождик, дождичек , дождливый

3.Лист, листик, листочек , листок.

Молодцы! Вы хорошо усвоили правило написания суффиксов – ик- и ек-. Я надеюсь, что Виктор Перестукин тоже все выучил. Давайте его проверим.

Игра «Помоги Виктору Перестукину» (алгоритм правила).

Ребята, я вам приготовила сюрприз, а какой - вы отгадаете сами.

Работа с кроссенсом .

Сюрприз – книга Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков».

Кстати, книга о приключениях мальчика Вити, которую написала Лия Гераскина «В стране невыученных уроков», есть в нашей библиотеке, и я вам очень советую её прочитать, т.к. эта книга очень поучительна.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Какое открытие сделали на уроке?

Какой вид работы понравился больше?

О чем хотели бы узнать подробнее?

Домашнее задание

(рабочая тетрадь упр. 244; творческое задание: составить рассказ о каком-либо растении
по упр. 241 учебника)

Самостоятельная работа

Мальчики выписывают слова с суффиксом –ек-, а девочки – с –ик-.

Двое детей работают у доски.

Слайд

Дети работают в группах.

Фрагмент мультфильма

Слайд. Кроссенс.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие
записи.

цвет

цветик

цветочек

цветочный

листик

глазок

роза

листок

дождь

дождик

дождичек

дождинка

ножечек

лужица

лесок

вечерок

лист

листик

листочек

листок

годок

корешок

стебелёк

глазочек

Слова с суффиксами –ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далеко не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та или иная морфема. Именно поэтому представленную статью мы решили посвятить данной теме.

Общие сведения

Назовите 2 слова с суффиксом –ик-. Следует отметить, что сделать это несложно, но только в том случае, если вам известно основное правило русского языка, которое объясняет правописание буквы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некоторая часть людей постоянно совершает одни и те же ошибки, и вместо «ключик» пишут «ключек», вместо «кустик» — «кустек», «мячик» — «мячек» и проч. Именно поэтому в школьной программе данной теме уделяется особое внимание.

Когда следует ставить букву «и»?

А какие слова с суффиксами –ек-/-ик- знаете вы? К ним относятся следующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, кустик, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчик, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусочек, личико, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождик, орешек, садик, котёночек и пр.

Как вы могли заметить, каждое упомянутое слово с суффиксом –ик- вызывает большие сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а следовательно невозможно определить, какую гласную необходимо ставить в конце — «и» или «е» (а, может быть, и «о»?). Именно поэтому рекомендуем ознакомиться с соответствующими правилами русского языка.

Основное правило

Слово с суффиксом –ик- следует писать только в том случае, если при его склонении гласная буква «и» сохраняется. Для наглядности приведем конкретные примеры:

  • карандашик – карандашИка;
  • диванчик – диванчИка;
  • огурчик – огурчИка;
  • калачик – калачИка;
  • кустик – кустИка;
  • носик – носИка;
  • стульчик – стульчИка;
  • пальчик – пальчИка;
  • личико – личИка;
  • мальчик – мальчИка;
  • ключик – ключИка;
  • мячик – мячИка;
  • самолётик – самолётИка;
  • листик – листИка;
  • винтик – винтИка;
  • бантик – бантИка;
  • мостик – мостИка;
  • кирпичик – кирпичИка;
  • дождик – дождИка;
  • садик – садИка и пр.
  • Когда следует ставить букву «е»?

    О том, как можно проверить слово с суффиксом –ик-, мы рассказали чуть выше. Однако следует отметить, что в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему –ек-. И для того чтобы удостовериться, что в этих словах действительно пишется буква «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (то есть выпадает), то следует ставить только суффикс –ек-.

    Приведем наглядные примеры:

  • звоночек – звоноЧКа;
  • внучек – внуЧКа;
  • огонёчек – огонёЧКа;
  • горошек – гороШКа;
  • ножичек – ножиЧКа;
  • комочек – комоЧКа;
  • свисточек – свистоЧКа;
  • молоточек – молотоЧКа;
  • листочек – листоЧКа;
  • орешек – ореШКа;
  • сыночек – сыноЧКа;
  • стебелёчек – стебелёЧКа;
  • кусочек – кусоЧКа;
  • мешочек – мешоЧКа;
  • цветочек – цветоЧКа;
  • платочек – платоЧКа;
  • пирожочек – пирожоЧКа;
  • котёночек – котеноЧКа и проч.
  • Как видите, довольно легко определить, какое пишется слово с суффиксом –ик-, а какое – с суффиксом –ек-. Кстати, такие морфемы в русском языке называют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание зависит от тех или иных ситуаций (в данном случае от сохранности гласной при склонении слова).

    Имена существительные с суффиксом –ок-

    Выше мы рассмотрели слова с суффиксом –ик-. –Ок- так же является морфемой имен существительных. Однако во время словообразования такой суффикс не вызывает никаких сомнений. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема практически всегда занимает ударное положение. В результате, буква «о» в суффиксе –ок- слышится максимально отчетливо. Для наглядности приведем несколько примеров:

    Суффиксы –ек- и –ок- после щипящих согласных

    О том, какие слова с суффиксом –ик-, -ек- и –ок- существуют, вы знаете. Однако здесь возникает новый вопрос: «В каких случаях в двух последних морфемах после шипящих следует ставить букву «е», а в каких – «о»?» Ведь довольно сложно определить, как будет правильно: петушОк или петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буква «е», и буква «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].

    Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих

    Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему –ок-. Приведем наглядный пример:

  • бережОк;
  • петушОк;
  • кулачОк;
  • волчОк;
  • мужичОк;
  • старичОк;
  • червячОк;
  • сапожОк;
  • дурачОк;
  • прыжОк;
  • косячОк;
  • сынОк;
  • снежОк;
  • крючОк и другие.
  • Что касается суффикса –ек-, то он ставится лишь в тех словах, в которых на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную букву во время склонения.

    Для наглядности приведем пример:

  • нОжичек
  • орЕшек
  • внУчек;
  • горОшек;
  • звонОчек;
  • комОчек;
  • молотОчек;
  • листОчек;
  • огонЁчек;
  • свистОчек;
  • сынОчек;
  • цветОчек;
  • стебелЁчек;
  • кусОчек;
  • мешОчек;
  • оврАжек;
  • платОчек;
  • пирожОчек;
  • котЁночек и другие.
  • Способы образования слов при помощи суффикса –ок-

    Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом –ик-/-ек- возникают при помощи добавления морфемы к основе слова. В итоге мы получаем новую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (например, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.).
    Что касается суффикса –ок-, то он придает несколько другие значения:

    Правило ок ёк

    § 54. Правописание суффиксов.

    1. -ик, -ек. Чтобы различить суффиксы -ик, -ек (-ок) , надо помнить, что при склонении слова суффикс -ик сохраняет гласный звук, а суффикс -ек (-ок) утрачивает гласный звук: ключ-ик – ключ-ик -а, огурч-ик – огурч-ик , но цветоч-ек – цветоч-к -а, огонёч-ек – огонёч-к .
    2. -ок, -ек. После шипящих под ударением пишется -ок : береж о к , волч о к , петуш о к , сапож о к . Суффикс -ек после шипящих пишется в том случае, если на него не падает ударение: н о жичек , ор е шек .
    Упражнения.
    3. -ец , -иц- а . Суффикс -ец бывает только в словах мужского рода, а суффикс -иц- а бывает только в словах женского рода: хлебец , старец , но: конниц а, лужиц а .
    Упражнение.
    4. -ец- о, -иц- е . В существительных среднего рода пишется -ецо , если ударение падает на окончание, и пишется -ице , если ударение падает на основу: письмецо , ружьецо , но платьице , креслице .
    Упражнения.
    5. инк -а, -енк- а . Суффикс -инк- а пишется в существительных, которые образованы от слов на -ин- а , имеющих значение единичности: соломин а – соломинк а, проталин а – проталинк а ; -енк- а пишется в словах, образованных от существительных, основа которых в род. пад. множ. числа оканчивается на -ен : пашн я – пашен (род. пад. множ. числа) – пашенк а; басн я – басен – басенк а; сосн а – сосен – сосенк а .
    Но: деревня – деревень – деревень ка; кухня – кухонь – кухонь ка .
    Упражнения.
    6. -ушк-, -юшк-, -ышк- . Суффикс -ышк- употребляется в существительных среднего рода: солнышк о, перышк о . Суффикс -ушк-, -юшк- пишется в словах мужского и женского рода: дедушк а, соседушк а, коровушк а, волюшк а, батюшк а, хлебушк о . Суффикс -юшк- пишется также в словах среднего рода с мягкой основой: поле – полюшк о, горе – горюшк о . 7. После суффиксов -ушк- (-юшк-), -ишк- пишется окончание или :
    а) В существительных женск. рода пишется всегда окончание ; головушка , волюшка , землишка .
    б) В существительных мужск. рода, если они обозначают одушевлённые предметы, пишется окончание : дедушка , сынишка ; если же они обозначают неодушевлённые предметы, то пишется окончание : хлебушко , дворишко .
    в) В существительных средн. рода пишется всегда окончание -о: полюшко , письмишко , стёклышко , крылышко .
    Упражнения.
    8. -ичк- а, -ечк- а . Суффикс -ичк- а (обычно с ударяемым и ) пишется в существительных, образованных от слов на -иц- а или -ик- а : стран и ца – стран и чк а, лис и ца – лис и чк а, л е стница – л е стничк а, землян и ка – землян и чк а . В остальных случаях пишется -ечк- а : ложка – ложечк а, бумажка – бумажечк а, скамейка – скамеечк а .
    Упражнения.
    9. -ёнк- а (-онк- а), -ёнок (-онок) . После шипящих под ударением вместо -ёнк- а, -ёнок пишется -онк- а, -онок : книж о нк а, медвеж о нок , мыш о нок , галч о нок .
    10. -еньк- а, -оньк- а . В ласкательных суффиксах -еньк-, -оньк- после н пишется ь: маменьк а, берёзоньк а .
    Упражнения.
    11. -ищ- е, -ищ- а . Суффикс -ищ- е (с окончанием ) пишется в словах мужского и среднего рода (склоняются по 2-му склонению): дом – домищ е, нос – носищ е, болото – болотищ е, бревно – бревнищ е. Суффикс -ищ- а (с окончанием ) пишется в словах женского рода (склоняются по 1-му склонению): скука – скучищ а, лапа – лапищ а, борода – бородищ а.
    Упражнения.

    12. -щик, -чик. После согласных суффиксы -шик и -чик в произношении трудно различаются. В сомнительных случаях нужно помнить, что в существительных, которые обозначают людей по характеру их занятий и действий, пишется суффикс -чик , если перед суффиксом стоит т, д, с, з, ж: летать – лётчик , переводить – переводчик , разносить – разносчик , возить – возчик , перебежать – перебежчик . После других согласных пишется -щик : наборщик , каменщик , пальщик . После т только несколько слов, главным образом иностранного происхождения, имеют суффикс -щик : флейтщик , ремонтщик , бриллиантщик и др.
    Перед суффиксами -щик и -чик мягкий знак пишется только после буквы л: стульчик , курильщик , пильщик (но: кончик , банщик , каменщик ).
    Упражнения.

    § 55. Правописание частицы не с существительными.

    Частица не пишется с существительными слитно:
    1) если без частицы не существительное не употребляется: невзгода, ненастье, неряха, негодование ;
    2) если прибавлением частицы не образуется новое слово, которое можно заменить другим, близким по значению словом: неприятель – враг, несчастье – беда .
    Частица не пишется при существительных раздельно, если имеется или подразумевается противопоставление: Это не правда (а ложь). Он мне не приятель (а только знакомый).
    Упражнения.

    stcreserv.narod.ru

    Урок русского языка в 3-м классе по теме «Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных»

  • совершенствовать знания учащихся о написании суффикса -ок-,
  • развивать умения и навыки правописания суффиксов имен существительных, память, внимание, речь, умение слушать,
  • воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интерес к предмету.
  • 1. Организационный момент

    Учебник на столе у вас?
    А ручки и тетрадки?
    Тогда урок начнем сейчас,
    Раз все у вас в порядке.
    Будьте внимательны,
    Послушны и наблюдательны.
    Чтобы русский язык познавать,
    Нужно серьезно все изучать.

    Птека, б.седа, б.л.то, дев.чка, з.бота, з.вод, м.рковь, к.л.ндарь, к.стрюля, .г.род, р.кета, тр.мвай, ш.к.лад, ш.фер.

    3. Изучение нового материала.

    Проблемная ситуация. Давай понаблюдаем за суффиксом – ок – адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок

    Удалось ли тебе заметить особенности этого суффикса?

    Вывод делают дети: во– первых, этот суффикс всегда ударный, во-вторых, звук (о) после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о.

    4. Работа по учебнику с. 20 № 1. Образуй слова с суффиксом -ок-, которые бы называли маленькие предметы.

    башмак, бык, волк, друг, жук, каблук, луг, паук, пирог, рычаг, сапог, снег, творог, утюг, хомяк, шаг, язык. (Слайд 7 , проверка)

    5. Работа в тетради “Пишем грамотно” № 2

    №1.Добавь суффиксы -ек-, -ок-.

    6. Работа в парах.

    Составь и запиши десять слов, используя суффиксы -ек-, -ок-.

    сыр, друг, крюк, блинок, дружок, паук, человек, ветер, замок, пирог, дуб, снег.

    Задание: прочитай еще раз исходные слова и назови те, в которых уже были суффиксы(это слова блинок, дружок), что произошло при добавлении к этим словам суффмкса -ек-.

    Вывод делают учащиеся: в суффиксе -ок- произошло чередование к/ч.

    Утром бабочка проснулась,
    Потянулась, улыбнулась.
    Раз – росой она умылась,
    Два – изящно покружилась.
    Три нагнулась и присела,
    На четыре – улетела.

    Зарядка для глаз.

    Посмотрите вдаль в окно, закройте глаза, вновь посмотрите. Сделайте круговые движения глазами вправо и влево. Откройте глаза, посмотрите вдаль.

    8. Работа по учебнику. с. 21 № 5.

    Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, -ек-, -ик– , отработка анализа состава слова.

    Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке:

    снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Суффиксы с уменьшительно-ласкат­ ельным значением. Примеры суффиксов?

    Какие в русском языке есть суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением?

    Уменьшительно-ласкательные суффиксы, или суффиксы субъективной оценки в русском языке не являются словообразовательными: они образуют формы слова, в основном имён существительных.

    Сгруппируем их по родам.

    Суффиксы имён существительных мужского рода :

    2) -ик- : листик;

    3) -чик- : чемоданчик;

    4) -ец- : народец;

    6) -ышк-/-ушк- : воробышек, камушек.

    Суффиксы имён существительных женского рода :

    1) -к- : ручка;

    2) -ц- : дверца;

    3) -ичк- : рукавичка;

    4) -очк-/-ечк- : иголочка, книжечка;

    5) -ньк- : реченька, Наденька;

    6) -ушк-/-юшк- : головушка, девчушка, нянюшка;

    7) -еночк- : девчоночка;

    8) —урк- : девчурка;

    9) -ус-// -ул- : мамуся, Ленуся; мамуля.

    Суффиксы существительных среднего рода :

    1) -к- : молочко;

    2) -ц-/-ец-/-иц- : зеркальце, пальтецо, платьице;

    3) -ышк-/-ишк- : гнёздышко, домишко;

    4) -ушк-/-юшк- : хлебушко, полюшко;

    5) -ечк- : словечко.

    Суффиксы имён прилагательных :

    -оньк/-еньк- : мягонький, сладенький.

    Словообразовательные суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением:

    Оньк- полосонька, лисонька, Лизонька;

    Еньк- зоренька, дороженька, Сашенька, маменька, папенька;

    Иньк- заинька, баиньки, паинька;

    Ин+к- горошинка, ссадинка, соломинка;

    Енк- беженка, неженка, француженка;

    Ик- ключик, ножик;

    Ек- замочек, кусочек, мешочек;

    Ок- волчок, кулачок;

    Ец- письмецо, ружьецо;

    Иц- мителица, красавица, маслице,креслице;

    Ич+к лисичка, лестничка, луковичка.

    В русском языке с уменьшительно-ласкательным значением существует множество суффиксов.

    Существительным придадут уменьшительно-ласкательное значение следующие суффиксы :

    ножка, головка, голубка, ручка;

    -ик, -ек :

    столик, скверик, карандашик, веничек, веночек;

    ок-/ёк :

    башмачок, сундучок, крючок, пушок, пенёк, денёк;

    -ец-, -иц-:

    лужица, рожица, креслице, маслице, пальтецо, письмецо;

    -ечк-/очк :

    семечко, темечко, имечко, времечко, ситечко, утречко, звездочка, кисточка, весточка;

    -оньк-/-еньк-/ёньк- :

    головонька, лисонька, рученька, ноженька;

    -ышк-/-ишк -:

    перышко, солнышко, горлышко, мелочишка, стёклышко;

    -ушк-/-юшк- :

    старушка, девчушка, зимушка, полюшко, волюшка;

    -онк-/ёнк- :

    мальчонка, речонка, лавчонка, деньжонки, лошадёнка, головёнка;

    -чик- :

    карманчик, стаканчик, болванчик;

    -инк- :

    пылинка, слезинка, пушинка, росинка;

    -ашк- :

    У прилагательных заметим суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением:

    еньк-/-оньк -:

    маленький, быстренький, шустренький, умненький, плохонький, лёгонький.

    Примеры существительных в уменьшительно-ласкательном значении с суффиксами:

  • — ик : домик, слоник, котик, коврик, ротик:
  • — ек : замочек, мешочек;
  • — ок : лужок, утюжок, сырок;
  • -онок : волчонок, мышонок;
  • -енок : тигренок, слоненок, львенок, котенок;
  • -еньк : доченька, реченька;
  • -онк : собачонка, девчонка, юбчонка;
  • — чик : мальчик, диванчик, стульчик, огурчик;
  • — ушк : матушка, девушка, бабушка, дедушка, лапушка;
  • — ышк : бревнышко, донышко, пятнышко;
  • — юшк : батюшка, полюшко;
  • — ошк : лукошко, гармошка;
  • — ичк : лисичка, луковичка, сестричка, синичка, пуговичка;
  • — ечк : чашечка, кошечка;
  • — очк : корзиночка, девочка, молочко, вилочка, юбочка;
  • — ушек : хлебушек, камушек;
  • — ул : бабуля, сынуля, мамуля, капризуля;
  • — ц : зеркальце, дельце, блюдце;
  • — иц : маслице, платьице.
  • Примеры прилагательных в уменьшительно-ласкательном значении с суффиксами.

    Последние материалы сайта