Занятие о планетах в детском саду. Открытое занятие НОД. Тема: «Земля, Солнце и другие планеты Солнечной системы». Я хочу рассказать всем сказку о семье Солнышка

08.09.2022
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Цель: Систематизировать знания о строении Солнечной системы.

Задачи:

Обучающие:

Уточнить знания детей о строении солнечной системы: размеры планет, их расположение по отношению к Солнцу, некоторые особенностях.

Развивающие:

Развивать внимание, память, мышление.

Формировать познавательное отношение к миру.

Расширять кругозор.

Воспитывающие:

Вызвать в детях чувство сострадания и стремление оказать помощь тем, кто попал в сложную ситуацию,

Активизация словаря: Солнечная система, Вселенная, планеты: Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон; орбита, солнечное притяжение.

Оборудование: картинки (эмблемы) солнца и планет солнечной системы, презентация о солнечной системе, маленькое ведерко и мячики,

Предварительная работа:

Беседа о строении солнечной системой;

Знакомство с понятиями Вселенная, космос;

Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, видеофильмов о планетах;

Разучивание стихотворений о планетах;

Беседа о планетах и их основных характеристиках;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Планеты солнечной системы»

Цель: Систематизировать знания о строении Солнечной системы.

Задачи:

Обучающие:

Уточнить знания детей о строении солнечной системы: размеры планет, их расположение по отношению к Солнцу, некоторые особенностях.

Развивающие:

Развивать внимание, память, мышление.

Формировать познавательное отношение к миру.

Расширять кругозор.

Воспитывающие:

Вызвать в детях чувство сострадания и стремление оказать помощь тем, кто попал в сложную ситуацию,

Активизация словаря: Солнечная система, Вселенная, планеты: Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон; орбита, солнечное притяжение.

Оборудование: картинки (эмблемы) солнца и планет солнечной системы, презентация о солнечной системе, маленькое ведерко и мячики,

Предварительная работа:

Беседа о строении солнечной системой;

Знакомство с понятиями Вселенная, космос;

Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, видеофильмов о планетах;

Разучивание стихотворений о планетах;

Беседа о планетах и их основных характеристиках;

Ход.

Воспитатель. Ребята сегодня мне пришло необычное письмо «Электронное» (слайд 2). А написал нам ваш любимый герой мультиков Лунтик (слайд 3).

Лунтик . Здравствуйте ребята! Я прилетел к вам с «планеты» Луна. Хочу отправиться в космическое путешествие, но никак не могу собраться в дорогу. Помогите мне пожалуйста?

Воспитатель . Ребята скажите, пожалуйста, а Луна это планета?

Дети . Нет. Это спутник земли.

Воспитатель . Ребята, я думаю, Лунтик очень мало знает о космосе и ему действительно нужна помощь. Поможем ему?

Дети . Да.

Воспитатель . Отгадайте загадку?

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель,

По-английски: «астронавт»

А прусски …………. (Слайд4)

Дети . Космонавт

Воспитатель . Кто был первым космонавтом на планете? (ответы детей) (слайд 5)

Как вы думаете, каким нужно быть космонавту? (смелым, решительным, умелым, много знать, выносливым, ловким, дружелюбным, добрым здоровым, сильным, умным, терпеливым, воспитанным и т. д.)
Воспитатель . Как назывался корабль, на котором отправился в космос Ю.А.Гагарин? («Восток»)
Воспитатель . Вы так много знаете о космосе. А хотели бы вы сами совершить космическое путешествие? (ответы детей). Я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие. Давайте сделаем зарядку космонавта.

Физминутка «Космонавты»

Будем очень мы стараться, (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью)

Дружно спортом заниматься:

Бегать быстро, словно ветер, (Бегут на носочках)

Плавать лучше всех на свете. (Делают гребки руками)

Приседать и вновь вставать (Приседают)

И гантели поднимать. (Выпрямляют согнутые руки вверх)

Станем сильными, и завтра

Всех возьмут нас в космонавты! (Руки на поясе)

Д/И «Собираемся в космос» (слад 6).
Дидактическая задача: закреплять знания детей о космосе, об особенностях жизни и работы космонавтов в связи с нахождением в безвоздушном пространстве.
Дети выбирают предметы которые возьмут с собой в космос (Ракета, скафандр, телескоп, еда космонавта и карта).

Воспитатель . Ребята посмотрите внимательно. Это ведь карта Земли (слайд 11). Понадобится она нам в космосе? (ответы детей). Нам нужно взять карту Солнечной системы. Посмотрите, что то с нашей картой случилось? Что вы видите на картах? (звезды, орбиты)
- Что такое орбита? (путь, по которому планеты вращаются вокруг солнца)
- Почему планеты, вращаясь вокруг солнца, не наталкиваются друг на друга? (планеты вращаются по своим орбитам)

Воспитатель . Давайте, проведем опыт.

Этот шарик –это планета, если положить его в ведро, то он… .,

А если ведро будем крутить, то шарик не падает, как и планеты.

Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему. Если планеты не будет двигаться, вся система развалится, и не будет действовать это вечное движение.


Воспитатель . Чего не хватает на ваших картах? (солонца и планет)
Приступаем к выполнению задания. Будем путешествовать по планетам солнечной системы и составлять карту.

Воспитатель . На чем же мы отправимся в космос? (на ракете)

Физминутка «Ракета» (слайд 12)

А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.

На носки поднимись, а потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре - вот летит ракета ввысь.

Воспитатель . Внимание! Мы приближаемся к первому объекту.

Воспитатель : Наши дети очень много знают о планетах и с удовольствием расскажут тебе, Лунтик, о них.

Д/И «КАРТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ»
Дидактическая задача: закреплять знания детей о космосе, строении солнечной системы, о планетах солнечной системы и их особенностях.
Дети по очереди берут картинки с изображением планет и крепят их на соответствующие места макета. В центр - “Солнце”, остальные «планеты» - каждая на свою орбиту.

Первый ребенок:

Кто-то утром не спеша

Надувает желтый шар.

А как выпустит из рук-

Станет вдруг светло вокруг. (Слайд 13)

Я, Солнце, самая яркая и большая звезда, центр Солнечной системы. Моя поверхность раскалена. Вокруг меня вращаются девять планет и получают от меня свет и тепло.

Второй ребенок: (Слайд 14)

Меркурий – ближайшая к Солнцу планета,

Залит он лучами горячего света

Так много ему достается лучей,

Что эта планета других горячей.

Воспитатель. Меркурий – меньше нашей планеты, поверхность его каменная, здесь нет атмосферы. Как вы думаете, почему на этой планете очень жарко? (потому что она находится рядом с Солнцем). Как вы думаете, есть ли жизнь на этой планете? Выполните задание, поместите Меркурий на карту. На какой орбите находится Меркурий.


Воспитатель. Внимание, внимание, мы приближаемся к самой красивой планете солнечной системы.

Третий ребенок: (Слайд 15)

В честь богини красоты

Названа, Венера, ты.

В облаках летаешь,

Красотою озаряешь.

Воспитатель: Венера светится как кристаллик горного хрусталя и кажется очень красивой! Поэтому ее и назвали в честь богини красоты Венеры.
Поверхность Венеры каменистая, поэтому она желто – коричневого цвета. У этой планеты есть атмосфера, но она состоит из углекислого газа, поэтому люди и животные там жить не могут. Найдите Венеру и расположите на карте. (дети выполняют задание)



Четвертый ребенок: (Слайд 16)

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно…

Воспитатель. Вы догадались, что это за планета? (Земля)
- Почему она голубого цвета? (это воздух имеет голубой цвет)
- Можно нашу планету назвать живой? Почему?

Воспитатель. Мы немного залюбовались нашей планетой, а космический корабль уже приближается к следующей планете.

Пятый ребенок: (Слайд 17)

Я – Марс.

Над планетой красной кружат

Камни, страх и ужас

Нет горы нигде на свете,

Выше, чем здесь, на планете.

Воспитатель: На Марсе нет жизни. Марс – это пустыня, покрытая оранжево-красным песком. Поместите марс на наши карты.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Путешествие наше очень долгое. Да и какое путешествие без выхода в открытый космос. Вы хотите побывать в открытом космосе? Проверьте свои скафандры. Помните, что все движения в космосе плавные, там человек не ходит, а плавает, летает, передвигается очень медленно. (дети двигаются под музыку)

Внимание, внимание, возвращаемся на корабль. Занимайте свои места.
Наш экипаж приближаемся к самой огромной планете. (слайд 14)

Шестой ребенок: (Слайд 18)

Юпитер больше всех планет,

Но жизни на планете нет.

Повсюду жидкий водород,

И лютый холод круглый год.

Воспитатель. Юпитер в 11 раз больше земли – это просто гигант.
Найдите эту планету.
На какой орбите расположен Юпитер?

Седьмой ребенок: (Слайд 19)

Сатурн непременно узнаешь в лицо,

Его окружает большое кольцо.

Когда-то давно там замерзла вода,

И кольца Сатурна из снега и льда.

Воспитатель. Сатурн – красивая планета,
с кольцами камней и льда
На какую орбиту вы их поместите?

Воспитатель: Экипаж, внимание, мы приближаемся к следующей планете!

Восьмой ребенок: (Слайд 20)

Я Уран.

Я уже который век

Среди братьев-римлян грек,

И сквозь космоса тоску

Мчусь я, лежа на боку.

Воспитатель: Уран - это единственная планета, которая вращается лёжа на боку. Этакий лежебока!

Приготовились….Наше путешествие продолжается.

Девятый ребенок: (Слайд 21)

Я – Нептун.

На планете синей-синей

Дует ветер очень сильный.

Год на ней велик весьма -

Длится 40 лет зима.

Воспитатель: Нептун кажется голубым потому, что ее окружает газ метан.
Внимание всех членов экипажа, наше путешествие подходит к концу и мы приближаемся к последней планете.
Как она называется.? (Плутон)

Десятый ребенок: (Слайд 22)

Я - Плутон.

Нужно 5 часов, чтоб свету

Долететь до сей планеты,

И поэтому-то я

В телескопы не видна!

Воспитатель: Плутон – самая удаленная от Солнца планета. Это очень маленькая и самая холодная планета Солнечной системы. Расположите последнюю планету на вашей карте.


Воспитатель: Посмотрите, мы справились и составили карту Солнечной системы. Сравните свои карты с солнечной системой.

Воспитатель: Теперь экипаж нашего космического корабля должен вернуться на Землю, но путь домой у нас не близкий.
И пока мы будем лететь до нашей планеты. Давайте вспомним, что вы узнали и запомнили в сегодняшнем межпланетном путешествии. Ответьте на вопросы.
Сколько планет в солнечной системе?
Как называется самая близкая к солнцу планета?
Какая планета самая маленькая?
Какая самая большая?
Какую планету окружают кольца?
Назовите обитаемую планету солнечной системы?
Молодцы, вы ответили на все вопросы, составили замечательные карты, по которой может отправиться в путешествовать наш друг Лунтик. Я обязательно сегодня отправлю Лунти карту «Солнечной системы» (слайд23).


Юлия Стафеева
Конспект НОД на тему «Планеты Солнечной системы» в старшей группе

Цель : Закреплять представления детей о Солнечной системе .

Задачи :

Обучающие : Формировать элементарные знания о планетах солнечной системы : названия, из чего состоят планеты . Закреплять знания детей о порядке расположения планет относительно Солнца , их величине. Закрепить знание детей о том, кто первым побывал в космосе, первом космонавте Земли, первой женщине – космонавте, обучить детей новому способу рисования с помощью метода отпечатывания.

Развивающие : Развивать творческое воображение и мышление. Развивать у детей интерес к научному познанию космического пространства.

Воспитательные : Воспитывать понимание того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек. Воспитывать в детях гордость за свою страну.

Методы и приёмы : Словесный (беседа, рассказ) ; игровой (игра «Планеты стройся ); продуктивный (рисование планет при помощи не традиционной техники) ; поощрение.

Предварительная работа с детьми : Проведение специально организованного обучения, беседы, игры, познавательно – практическая деятельность, изобразительная деятельность.

Предварительная работа воспитателя : Подготовка оборудования, раздаточного материала, музыкального сопровождения, иллюстраций.

Продолжительность : 25 – 30минут

Ожидаемые результаты : Вызвать интерес к планете , на которой мы живём, формирование у детей способности видеть многообразие мира, развитие познавательного интереса, пополнение знания детей о событиях и фактах развития астрономии и космонавтики, воспитание уважения к людям – первооткрывателям.

Оборудование и материалы : Плакат с изображением Солнечной системы , фотографии с изображением космонавтов, аудиозапись «Музыка космоса» , листы бумаги формата А- 4, гуашь, листы для формирования «комка» для «печатанья» планет .

Словарная работа : Солнечная система , космос, звезда, планета , орбита, комета, метеор, астероид, спутник, астрономия, астронавт.

Раздаточный материал : Фотографии с изображением планет солнечной системы .

Структура НОД :

1. Организационный момент : Приветствие. Психологический настрой детей к НОД.

2. Основная часть : Знакомство детей с Солнечной системой . Рассказ детей о тех, кто первым побывал в космосе. Рассказ детей о планетах солнечной системы . Подвижная игра «Планеты , стройся!» . Знакомство детей с понятиями : астероид, комета, астроном, астрономия. Рисование планет , с помощью метода отпечатывания.

3. Заключительная часть : Рефлексия, поощрение.

Ход НОД:

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь с нашими гостями! Ребята, сегодня наше занятие посвящено Дню космонавтики. Ровно 55 лет тому назад 12 апреля 1961г., человек совершил свой первый полёт в космос. А кто- нибудь из вас знает, кто это был?

Дети : Юрий Гагарин.

Воспитатель : Правильно. Это был Юрий Алексеевич Гагарин. Русский космонавт – первый космонавт планеты ! И сегодня я приготовила для вас сюрприз. Это звук голоса Юрия Гагарина и его знаменитая на весь мир фраза «Поехали!» произнесённая им за секунду до старта ракеты , записанный на диск (включается аудиозапись) .

Воспитатель : Ребята, а кто из вас знает, как же звали первую женщину – космонавта?

Дети : Валентина Терешкова.

Воспитатель : Действительно, ребята, первая женщина космонавт это Валентина Владимировна Терешкова.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что до появления первого человека в космосе, там побывали две замечательные и наверное очень смелые собачки? Кто скажет, как их звали?

Дети : Белка и Стрелка.

Воспитатель : Вы просто молодцы! Вокруг нашей звезды - Солнца – вращаются девять планет , входящих в Солнечную систему . Она включает в себя Солнце , все планеты и их спутники , кометы и куски горной породы, космическую пыль и лёд. Как вы думаете, чем планеты отличаются от звёзд ?

Дети : Ответы детей.

Воспитатель : В Солнечной системе девять планет . Большинство из них учёные назвали в честь греческих и римских богов. Ребята, я знаю, что вы хотели рассказать нашим гостям о каждой планете Солнечной системы . Готовы? Тогда начнём!

1-й ребёнок : Меркурий- самая близкая к Солнцу планета . Её поверхность каменистая и пустынная, на планете нет ни воды ни воздуха.

2-й ребёнок : Венера- вторая от Солнца планета . Покрыта Венера толстыми слоями облаков. Здесь царит испепеляющая жара. Венера – самая яркая планета на небе .

3-й ребёнок : Земля – третья от Солнца планета . Планета находится на таком расстоянии от Солнца , что температура на ней не бывает ни слишком высокой, ни слишком низкой, и есть достаточное количество воды, поэтому на Земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник Луну.

4-й ребёнок : Марс – четвёртая планета Солнечной системы . Марс – единственная похожая на Землю планета тем , что имеет четыре времени года. До того как учёные узнали, что на Марсе нет жизни, люди верили, что там живут загадочные существа – марсиане.

5-й ребёнок : Юпитер – пятая планета от Солнца . Это самая большая планета Солнечной системы . Она на столько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в неё. Юпитер – гигантский шар, состоящий из жидкости и газа.

6-й ребёнок : Сатурн – шестая планета Солнечной системы . Сатурн – это большой шар, состоящий из жидкости и газа. Планета известная своими великолепными кольцами. Каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней и песка.

7-й ребёнок : Уран – седьмая планета от Солнца . Это единственная планета Солнечной системы , которая вращается вокруг солнца , как бы лёжа на боку. Её называют «лежачая» планета .

8-й ребёнок : Нептун – восьмая планета от Солнца . Это громадный шар, состоящий из газа и жидкости. Нептун можно увидеть только в телескоп. На поверхности планеты дуют самые сильные ветры в Солнечной системе .

9-й ребёнок : Плутон – девятая планета от Солнца . Нам очень мало известно о Плутоне, поскольку к нему не посылали автоматических станций.

Воспитатель : Учёные предполагают, что за Плутоном есть десятая планета . Но она ещё не найдена. В ваших силах ребята, стать в будущем астронавтами и найти эту планету . Но что бы стать астронавтом вы, ребята, вы должны вести здоровый образ жизни, быть трудолюбивыми, смелыми и целеустремлёнными. А вы знаете кто такие астронавты?

Дети : Это человек, который летит к звезде. Путешественник в космосе.

Воспитатель : Правильно. Молодцы. А на земле, через специальные телескопы, космос изучают астрономы. Наука, занимающаяся изучением космоса называется – астрономия. А что же ещё кроме Солнца , планет и их спутников есть в космосе?

1-й ребёнок : Астероиды. А стероид – небольшое небесное тело, движущееся по орбите вокруг Солнца .

2-й ребёнок : Комета – небольшое небесное тело состоящее из каменных пород, льда и пыли. Когда комета приближается к Солнцу , у неё образуется светящийся хвост.

Воспитатель : Молодцы. Как много оказывается вы знаете о космосе! А теперь что бы немного отдохнуть я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Планеты , стройся!» (Дети с изображением Солнца и планет выстраиваются по порядку их расположения)

Подвижная игра «Планеты , стройся!» (дети на счёт поднимают руки в верх с изображением планет )

На Луне жил звездочёт,

Он планетам вёл подсчёт .

Меркурий – раз, Венера – два-с,

Три – Земля, четыре – Марс.

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

Семь – Уран, восьмой – Нептун,

Кто не видит – выйди вон (все вместе) .

(А. Усачёв)

Воспитатель : Вам понравилась игра? А теперь я предлагаю вам нарисовать свои планеты . Готовы? Тогда начнём! Присаживайтесь за столы. Перед вами лежат листы бумаги голубого цвета. Совсем, как маленькие кусочки неба. А на тарелочках я приготовила листы бумаги, из которой мы с вами сделаем «комочки» для рисования планет методом отпечатывания. Возьмите их и хорошенько сожмите их руками. Вот какие замечательные шарики у вас получились!. Теперь обмакните свой бумажный шарик в тарелочку с гуашью, которая стоит у вас на столах и прижмите его к листу. Смотрите, какие красивые и необычные рисунки у вас получились. Покажите их пожалуйста нашим гостям.

Воспитатель : Ребята, вы молодцы! Сегодня вы показали себя настоящими знатоками космоса! А эти рисунки я предлагаю вам оставить на память о сегодняшнем занятии.

Рефлексия : Ребята, вам понравилось наше занятие? Чему оно было посвящено? Что нового вы сегодня узнали? Какое настроение у вас было во время занятия?

Ответы детей.

Воспитатель : Давайте скажем до свидания нашим гостям!

Дети : До свидания! Ждём вас снова в гости!

Ольга Осокина
Конспект НОД в старшей группе «Солнечная система»

Образовательная область : «Познание»

Цель : создание условий для формирования представлений детей о солнечной системе .

Задачи :

1. Расширять представления детей о небесных телах, составляющих солнечную систему .

2. Закреплять знания детей о классификации (расположении) планет солнечной системы .

3. Способствовать развитию мыслительных операций (умозаключение, сравнение) .

4. Упражнять в умении вести диалог, совершенствуя виды речевого общения.

5. Воспитывать уважение к товарищам при взаимодействии друг с другом.

Стук в дверь, вносится посылка.

Ребята посмотрите здесь клубочки, они все круглой формы и разные по величине, и их всего 9. Прямо, какая- то загадка, спиц нет? Что они нам могут напомнить? С чем мы можем их сравнить? (рассуждения детей)

Я знаю, что вы все любите путешествовать, где вы уже бывали?

А я вам сегодня предлагаю отправиться путешествовать в космос. Согласны?

О чём бы вы хотели узнать в путешествии?

Наверное, мне надо достать моё нарядное бальное платье как у золушки? А как надо собраться для путешествия в космос? (ответы детей)

Внимание! Одеть скафандры! Пройдём в космическую ракету, пристегнуть ремни. К полёту, готовы? Начинаем отсчёт : 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 пуск)

Внимание! Внимание! Вас приветствует бортовой компьютер! Наш корабль находиться в солнечной системе . Ознакомьтесь с её достопримечательностью. В центре Солнечной системы находиться Солнце .) Солнце -это звезда - огромный раскалённый шар. Этот шар излучает тепло и свет, который так необходим всему живому -людям, животным, растениям.

У звезды Солнце есть своя семья , только это не сыночки и дочки, а планеты. Сколько вы знаете планет Солнечной системы ? (9) Все они разные по величине и все они намного меньше Солнца . В этой семье всегда царит порядок. Никто не мешает друг, другу, никто никого не толкает. Каждая планета имеет свой путь, по которому кружит вокруг Солнца и никуда с него не уходит. Как называется путь, по которому движется планета? (орбита)

Продолжаем наше путешествие : В солнечной системе есть две самые маленькие планеты : Как называется планета, которая находиться ближе всех с Солнцу ? (Меркурий) , так как она находиться ближе всех к Солнцу , температура там выше, чем огонь в печи. А самая маленькая и холодная планета как называется? (Плутон) ) Как вы думаете почему она холодная? (Находиться дальше всех от Солнца , солнечные лучи до него не доходят) Сможет ли на этой планете кто-то жить? Почему?

Внимание мы приближаемся ко второй планете от солнца , к Венере) на эту планету учёные отправляли космические лаборатории, и оказалось, что на этой планете и днём и ночью бушуют грозы. А атмосфера (воздух) состоит из ядовитых газов. Как вы думаете на этой планете жить можно? Почему?

Мы приближаемся к самой большой планете солнечной системы . Это Юпитер) На этой планете нет твёрдых поверхностей, она состоит из газа, который образует вещество похоже на желе. На нашем пути появилась ещё планета гигант) Как называется эта планета? (Сатурн)

Эта планета состоит из жидкости и газа, планета известна своими великолепными кольцами, каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней, и песка.

Как вы думаете, на этих планетах может, что-нибудь расти или жить? Почему?

Смотрите, ещё 2 далёкие планеты встретились на нашем пути. Уран) Нептун) - эти планеты находятся от Солнца далеко , поэтому солнечные лучи до них добраться не могут, и температура на этих планетах очень холодная, можно превратиться в ледышку.

Смотрите мы приближаемся к ещё одной интересной планете -Марс, её иногда называют Красной планетой, потому что она состоит из красного камня. На эту планету учёные отправляли космические корабли, которые обнаружили, что воды на ней нет, а атмосфера (воздух) состоит из газа.

Осталась ещё одна планета. Как она называется? (Земля) ) Что вы мне можете рассказать об этой планете? Да дорогие земляне вы обладаете информацией о планете. Земля - это третья планета от Солнца , где есть жизнь.

Давайте немного поиграем «Утро настало, солнышко встало » . Утром солнышко встаёт , поднимается из-за горизонта. Просыпается всё живое на земле, все тянуться к солнцу . Радуются насекомые, порхают, кружатся в воздухе. На лесной опушке прыгают зайчишки.

Улыбаются друг другу мальчишки и девчонки. Всех обогрело солнышко , а вечером снова ушло спать.

А теперь нам пора возвращаться на землю из нашего путешествия. Внимание, пристегните ремни!)

Теперь я поняла, почему клубочки нам напомнили планеты. Их 9 и 9 планет. Давайте представим что клубочки это планеты солнечной системы , их надо поместить туда, где они должны быть расположены вокруг солнца на нашем звёздном небосклоне, (раскладывают клубочки)

А сейчас я вам предлагаю изобразить в нашей мастерской, те планеты, которые вам больше всех понравились, но сначала мы разомнём наши пальчики. (Запоминайка) )

Солнечная система представляет собой группу планет, вращающихся по определенным орбитам вокруг яркой звезды - Солнца. Это светило является главным источником тепла и света в Солнечной системе.

Считается, что наша система планет образовалась в результате взрыва одной или нескольких звезд и произошло это около 4,5 миллиардов лет назад. Вначале Солнечная система представляла собой скопление газа и частиц пыли, однако, со временем и под воздействием собственной массы, возникло Солнце и другие планеты.

Планеты Солнечной системы

В центре Солнечной системы находится Солнце, вокруг которого по своим орбитам двигаются восемь планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

До 2006 г к этой группе планет относится и Плутон, он считался 9-й планетой от Солнца, однако, из-за его значительной отдаленности от Солнца и небольших размеров, он был исключен из этого списка и назван планетой-карликом. Вернее, это одна из нескольких планет-карликов в поясе Койпера.

Все указанные выше планеты принято делить на две большие группы: земная группа и газовые гиганты.

В земную группу относят такие планеты, как: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Они отличаются небольшими размерами и каменистой поверхностью, а кроме того, расположены ближе остальных к Солнцу.

К газовым гигантам относят: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Для них характерны большие размеры и наличие колец, представляющих собой ледяную пыль и скалистые куски. Состоят эти планеты в основном из газа.

Солнце

Солнце является звездой, вокруг которой вращаются все планеты и спутники в солнечной системе. Оно состоит из водорода и гелия. Возраст Солнца составляет 4,5 миллиарда лет, оно находится только на середине своего жизненного цикла, постепенно увеличивается в размерах. Сейчас диаметр Солнца - 1 391 400 км. Еще через столько же лет эта звезда расширится и достигнет орбиты Земли.

Солнце является источником тепла и света для нашей планеты. Его активность увеличивается или становится слабее раз в 11 лет.

Из-за чрезвычайно высоких температур на его поверхности подробное изучение Солнца крайне затруднено, по попытки запустить специальный аппарат как можно ближе к звезде продолжаются.

Земная группа планет

Меркурий

Эта планета является одной из самых маленьких в Солнечной системе, ее диаметр составляет 4 879 км. Кроме того, она ближе всех расположена к Солнцу. Такое соседство предопределило существенную разницу температур. Средняя температура на Меркурии в дневное время составляет +350 градусов Цельсия, а в ночное время - -170 градусов.

Если ориентироваться на земной год, то Меркурий совершает полный оборот вокруг Солнца за 88 дней, а одни сутки там длятся 59 земных дней. Было замечено, что эта планета периодически может менять скорость своего вращения вокруг Солнца, отдаленность от него и свое положение.

Атмосферы на Меркурии нет, в связи с этим, его часто атакуют астероиды и оставляют после себя на его поверхности очень много кратеров. На этой планете были обнаружены натрий, гелий, аргон, водород, кислород.

Подробное изучение Меркурия представляет большие сложности в связи с его близким соседством с Солнцем. Иногда Меркурий можно увидеть с Земли невооруженным глазом.

По одной из теорий считается, что Меркурий ранее был спутником Венеры, однако, доказать это предположение пока не удалось. Своего спутника у Меркурия нет.

Венера

Эта планета вторая от Солнца. По своим размерам она близка к диаметру Земли, диаметр составляет 12 104 км. По всем остальным показателям Венера существенно отличается от нашей планеты. Сутки здесь длятся 243 земных дня, а год - 255 дней. Атмосфера Венеры на 95% состоит из углекислого газа, который создает на ее поверхности парниковый эффект. Это приводит к тому, что средняя температура на планете составляет 475 градусов Цельсия. Атмосфера также включает в себя 5% азота и 0,1% кислорода.

В отличие от Земли, большая часть поверхности которой покрыта водой, на Венере жидкости нет, а практически вся поверхность занята застывшей базальтовой лавой. По одной из теорий, раньше на этой планете были океаны, однако, в результате внутреннего нагревания они испарились, а пары были унесены солнечным ветром в космическое пространство. Вблизи поверхности Венеры дуют слабые ветры, однако, на высоте 50 км их скорость значительно увеличивается и составляет 300 метров в сек.

На Венере много кратеров и возвышенностей, напоминающих земные материки. Образование кратеров связывают с тем, что ранее на планете была менее плотная атмосфера.

Отличительной особенностью Венеры является то, что в отличие от остальных планет ее движение происходит не с запада на восток, а с востока на запад. Ее можно увидеть с Земли даже без помощи телескопа после заката или перед восходом Солнца. Это происходит благодаря способности ее атмосферы хорошо отражать свет.

Спутник у Венеры отсутствует.

Земля

Наша планета находится на расстоянии 150 млн км от Солнца и это позволяет создавать на ее поверхности температуру, пригодную для существования воды в жидком виде, а, значит, для появления жизни.

Ее поверхность на 70% покрыта водой, и она является единственной из планет, на которой есть такое количество жидкости. Считается, что много тысяч лет назад содержащийся в атмосфере пар создал на поверхности Земли температуру, необходимую для образования воды в жидкой форме, а солнечная радиация способствовала фотосинтезу и рождению жизни на планете.

Особенностью нашей планеты является то, что под земной корой находятся огромные тектонические плиты, которые перемещаясь, сталкиваются друг с другом и приводят к изменению ландшафта.

Диаметр Земли составляет 12 742 км. Земные сутки длятся 23 ч 56 мин 4 сек, а год - 365 дней 6 ч 9 мин 10 сек. Ее атмосфера на 77% состоит из азота, 21% кислорода и небольшого процента остальных газов. Ни одна из атмосфер других планет Солнечной системы не имеет такого количества кислорода.

Согласно исследованиям ученых, возраст Земли составляет 4,5 миллиарда лет, приблизительно столько же существует ее единственный спутник Луна. Она всегда повернута к нашей планете только одной стороной. На поверхности Луны много кратеров, гор и равнин. Она очень слабо отражает солнечный свет, поэтому ее видно с Земли в бледно-лунном сиянии.

Марс

Эта планета является четвертой по счету от Солнца и удалена от него на расстояние в 1,5 раза большего, чем Земля. Диаметр Марса меньше земного и составляет 6 779 км. Средняя температура воздуха на планете колеблется от -155 градусов, до +20 градусов в области экватора. Магнитное поле на Марсе значительно слабее, чем у Земли, а атмосфера довольно разряжена, что позволяет беспрепятственно солнечной радиации воздействовать на поверхность. В связи с этим, если на Марсе и есть жизнь, то не на поверхности.

При обследовании с помощью марсоходов было установлено, что на Марсе много гор, а также высохшие русла рек и ледники. Поверхность планеты покрыта песком красного цвета. Это цвет Марсу придает оксид железа.

Одним из наиболее частых событий на планете являются пылевые бури, которые носят объемный и разрушительный характер. Геологической активности на Марсе обнаружить не удалось, однако, достоверно известно, что ранее на планете происходили значительные геологические события.

Атмосфера Марса состоит на 96% из углекислого газа, 2,7% азота и 1,6% аргона. Кислород и водяной пар находятся в минимальных количествах.

Сутки на Марсе схожи по продолжительности с земными и составляют 24 ч 37 мин 23 с. Год на планете длится вдвое дольше земного - 687 суток.

У планеты есть два спутника Фобос и Деймос. Они имеют небольшие размеры и неровную форму, напоминающую астероиды.

Иногда Марс тоже видно с Земли невооруженным взглядом.

Газовые гиганты

Юпитер

Эта планета является самой большой в Солнечной системе и имеет диаметр 139 822 км, что в 19 раз больше земного. Сутки на Юпитере длятся 10 часов, а год равен приблизительно 12 земным годам. Юпитер в основном состоит из ксенона, аргона и криптона. Если бы он был в 60 раз больше, то мог бы стать звездой благодаря спонтанной термоядерной реакции.

Средняя температура на планете составляет -150 градусов Цельсия. Атмосфера состоит из водорода и гелия. Кислорода и воды на его поверхности нет. Есть предположение, что в атмосфере Юпитера есть лед.

Юпитер имеет огромное количество спутников - 67. Наиболее крупными из них являются Ио, Ганимед, Каллисто и Европа. Ганимед является одним из наиболее крупных спутников в Солнечной системе. Его диаметр составляет 2634 км, что примерно соответствует размерам Меркурия. Кроме того, на его поверхности просматривается толстый слой льда, под которым может находиться вода. Самым древним из спутников считается Каллисто, так как именно его поверхность имеет наибольшее количество кратеров.

Сатурн

Эта планета вторая по размерам в Солнечной системе. Ее диаметр составляет 116 464 км. Она наиболее схожа по своему составу с Солнцем. Год на этой планете длится довольно долго, почти 30 земных лет, а сутки - 10,5 часов. Средняя температура на поверхности составляет -180 градусов.

Его атмосфера состоит в основном из водорода и небольшого количества гелия. В ее верхних слоях часто возникают грозы и полярные сияния.

Сатурн уникален тем, что имеет 65 спутников и несколько колец. Кольца состоят из маленьких частиц льда и каменистых образований. Ледяная пыль прекрасно отражает свет, поэтому кольца Сатурна очень хорошо видно в телескоп. Однако, он не единственная планета, имеющая диадему, просто у других планет она менее заметна.

Уран

Уран является третьей по размеру планетой в солнечной системе и седьмой по счету от Солнца. Он имеет диаметр 50 724 км. Его также называют «ледяной планетой», так как температура на его поверхности составляет -224 градусов. Сутки на Уране длятся 17 часов, а год - 84 земных года. При этом лето длится столько же, сколько и зима - 42 года. Такое природное явление связано с тем, что ось той планеты расположена под углом в 90 градусов к орбите и получается, что Уран как бы «лежит на боку».

У Урана есть 27 спутников. Наиболее известными из них являются: Оберон, Титания, Ариэль, Миранда, Умбриэль.

Нептун

Нептун - восьмая планета от Солнца. По своему составу и размерам он схож со своим соседом Ураном. Диаметр этой планеты составляет 49 244 км. Сутки на Нептуне длятся 16 часов, а год равен 164 земным годам. Нептун относится к ледяным гигантам и долгое время считалось, что на его ледяной поверхности не происходит никаких погодных явлений. Однако, недавно было установлено, что на Нептуне бушую вихри и скорость ветра самая высокая из планет солнечной системе. Она достигает 700 км/час.

Нептун имеет 14 спутников, самым известным из которых является Тритон. Известно, что он обладает собственной атмосферой.

Нептун также имеет кольца. У этой планеты их 6.

Интересные факты о планетах Солнечной системы

По сравнению с Юпитером Меркурий кажется точкой в небе. Вот такие на самом деле пропорции в Солнечной системе:

Венеру часто называют Утренней и Вечерней звездой, так как она первая из звезд видна на небосклоне с началом заката и последней исчезает из видимости с рассветом.

Интересным фактом про Марс является то обстоятельство, что на нем был найдет метан. В связи с разреженной атмосферой он постоянно испаряется, а это означает, что на планете находится постоянный источник этого газа. Таким источником могут быть живые организмы внутри планеты.

На Юпитере нет смены времен года. Самой большой загадкой является так называемое «Большое красное пятно». Его происхождение на поверхности планеты до сих пор до конца не выяснено Ученые предполагают, что оно образовано огромным ураганом, который вращается с очень большой скоростью уже несколько столетий.

Интересным является тот факт, что Уран, как и многие планеты Солнечной системы, имеет свою систему колец. Из-за того, что частицы, входящие в их состав, плохо отражают свет, кольца не удалось обнаружить сразу после открытия планеты.

Нептун отличается насыщенным синим цветом, поэтому его назвали в честь древнеримского бога - хозяина морей. Из-за дальнего расположения эта планета была открыта одной из последних. При этом, ее расположение было вычислена математически, а по прошествии времени ее смогли увидеть, и именно в рассчитанном месте.

Свет от Солнца до поверхности нашей планеты доходит за 8 минут.

Солнечная система, несмотря на ее длительное и тщательное изучение, таит в себе еще множество загадок и тайн, раскрыть которые еще только предстоит. Одной из самых завораживающих гипотез является предположение о присутствии жизни на других планетах, поиски которой активно продолжаются.

«Путешествие к планетам Солнечной системы »

И нтегрированное занятие

в подготовительной группе

подготовила и провела

воспитатель Веккер Т. И.

О бласти : познавательное развитие, коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Вид занятия : интегрированное занятие

Виды детской деятельности :

Игровая;

Коммуникативная;

Продуктивная;

Познавательная;

Цель: Познакомить и углубить знания детей о космосе.

Задачи: Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности.Уточнить представления о солнечной системе, о названии планет, их расположении. Развивать внимание, воображение, умение анализировать и сравнивать. Учить детей отражать в речи результаты экспериментирования. Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию. Развивать память, слуховое внимание, связную речь.

Вызвать интерес к космическому пространству.

Билингвальный компонент: солнце, счет до 10, цвета.

Под музыку дети заходят в зал.

Организационный момент(эмоционально-психологический настрой)

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Пусть у нас с вами весь день будет хорошее настроение.

Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Я здороваюсь везде

Дома и на улице.

Даже, здравствуй, говорю.

Я знакомой курице.

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй вольный ветерок,

Здравствуй маленький цветок,

Здравствуй утро,

Здравствуй день,

Нам здороваться не лень!

Дети встают в круг, берутся за руки, проговаривают слова приветствия.

Ребята, вы слышите какой-то странный звук. Это сигнал SOS. Кто-то просит о помощи. Послушаем внимательно.

Проблемная ситуация (процесс вовлечения в деятельность) :

Появление сказочного героя - Лунтика.

Воспитатель : - Ой, ребята посмотрите, кто к нам прилетел в гости?

Слайд: Лунтик.

Я живу на Луне и люблю фотографировать космос и рассказывать о нем своим друзьям, но так вышло, что мои фотографии испортились. А мне так хочется узнать побольше о космосе.

Воспитатель : Ребята мы поможем Лунтику?

А на чем можно добраться до космоса?

Правильно! Это значит, что мы должны представить себе, как мы летим на космической ракете к планетам Солнечной системы.

Итак, чтобы полететь в космос надо построить … ракету.

Побудем конструкторами и инженерами. Возьмите со стола конверты и постройте ракету.

Игра «Танграм».

Слайд. Ракета.

Музыка (прилет в космос )

Воспитатель: Наши ракеты готовы.

Внимание объявляем готовность №1.

Все системы работают нормально? (Да)

Начать отсчет от 0 до 10.(дети считают на казахском языке)

Физминутка. «Полёт к звёздам»

Отправляется в полёт

Наш волшебный звездолёт. (Дети маршируют со словами)

Надевай скорей скафандры! (Останавливаются, имитируют движения)

Занимай скорей места! (Присаживаются)

С космодрома мы взлетаем, (Встают, поднимают руки через стороны вверх и

соединяют их над головой) Прямо к звёздам улетаем! (Подпрыгивают)

Наша ракета поднимается высоко вверх. (звучит космическая музыка)

Видео: Полет в космос.

Слайд планеты.

Вот мы и добрались к планетам солнечной системы

Все вы умеете внимательно слушать и отвечать на вопросы, любите узнавать новое и интересное. Сегодня я открою вам несколько секретов космоса. Но прежде отгадайте загадку:

Кто-то утром не спеша

Надувает желтый шар.

А как выпустит из рук-

Станет вдруг светло вокруг. (Солнце - күн)

Слай д : Солнце

Как вы думаете, что такое Солнце? Какое оно?

А на самом деле Солнце - Это огромный раскаленный шар, излучающий тепло и свет. Поэтому Солнце образует центр нашей системы. (картина с изображением Солнца)

А есть ли жизнь на Солнце? (На Солнце нет жизни, так как там очень жарко; но оно дает нам жизнь: людям, растениям, животным)

Солнце не одиноко, у него есть семья. Только это не дочери и сыновья, а планеты, спутники и другие космические тела, которые очень привязаны к Солнцу.

Я хочу рассказать всем сказку о семье Солнышка.

В одном небесном доме жила женщина и было у нее девять детей, которых мать нежно любила, дети были страшными непоседами и озорниками. Позовет, например, мама всех детей к ужину, а смотрит, прибежали только семь. Где же еще двое. И давай повсюду их разыскивать! Набегается, наплачется, пока найдет. А детки заигрались, забыли, что их мама ждет. И так каждый день, и так во всем: то один, то другой забудет про мамин наказ. Устала бедная мать и обратилась за помощью к Волшебнице Галактике. Выслушала ее волшебница и решила, что негоже небесный порядок нарушать и заявила, что отныне в наказание девять непослушных детей превратятся в шары, и будут всегда находится возле своей мамы, двигаясь вокруг нее на разном расстоянии один от другого. Дальше всех от матери будут самые непослушные дети, которым почти не достанется ее тепла, ближе – более послушные. С тех пор так и повелось! Ходят возле мамы-солнышка по кругу девять планет и никуда убежать от него не могут.

Видео из мультфильма «Лунтик»

Давайте мы попробуем с вами и расставим планеты, каждую на свое место.

Дидактическое упражнение «Расставим планеты солнечной системы»

В центре находится Солнце, обозначьте его желтым кругом. Слева от него находиться планета Меркурий, обозначьте его зеленым кругом, справа - расположен Уран –он черный, над Солнцем - находится Юпитер- оранжевый круг, под Солнцем находиться Сатурн -фиолетовый круг, в правом верхнем углу расположен Нептун - коричневый круг, в правом нижнем углу видим Землю- синий круг, в левом верхнем углу расположена планета Венера - белый круг, в левом нижнем углу находиться планета Марс-красный круг.

Слайд: Солнце

Люди часто говорят про Солнце « Солнце под гору скатилось, за лес село » и т. д.. Как вы думаете, Солнце движется? (ответы детей)

Солнце никуда не движется, оно находится на одном месте, это видно на схематичном изображении Солнечной системы Наша планета Земля не стоит на одном месте, а все время вертится (демонстрация глобуса) и по очереди подставляет Солнцу то один бок, то другой. Солнце может освещать и греть только одну сторону Земли. Именно там светло, там день. А в это время на другой стороне Земли ночь, потому что туда не попадают солнечные лучи.

Слайд: Смена дня и ночи.

Ритмическая часть.

Опыт «День и ночь» На Земле происходит смена дня и ночи. Чтобы вы поняли, как день меняет ночь, проделаем следующий опыт. Для этого нам понадобится макет планеты Земля – глобус и настольная лампа и два кусочка пластилина – белый и красный. Горящая лампочка у нас будет Солнце, а пластилин будет изображать дома. Эти кусочки, то есть «дома» мы прикрепим на противоположные стороны нашей планеты. Итак, половина земного шара освещена, половина – темная. В белом доме сейчас день, а в красном – ночь в самом разгаре, там все спят. Повернем планету так, чтобы белый дом скрылся в тени, а красный появился на свету, здесь наступило утро. Какое время суток наступило в белом домике? Вечер. Наша планета не стоит на месте, она постоянно вращается вокруг своей оси, и вот она еще повернулась: в красном домике день в самом разгаре, а в белом? Ночь. Повернем еще нашу планету. Что мы видим? Какое время суток наступило в красном домике? Вечер. В белом доме? Утро. Вот так наша планета Земля сделала один полный оборот вокруг своей оси.

Сделаем вывод: чему равен один оборот Земли вокруг своей оси? Он равен суткам, правильно. Сколько частей в сутках? Четыре. Назовите (утро, день, вечер, ночь).

Возвращаются в детский сад. Счет от 10 до 1.

Рефлексия.

Давайте, придумаем планеты и заселим их обитателями. (Дети рисуют на воздушных шарах маркерами фигурки людей, животных, фантастических существ, растения, здания, транспорт и т.д.).

Ну что, Лунтик, теперь ты точно сможешь рассказать своим друзьям на Луне много интересного о космосе.

Лунтик : Да ребята, большое Вам спасибо, мне было с вами очень интересно. Но мне пора улетать на Луну. У меня для вас есть подарки.

Спасибо вам ребята, до свидания!

Последние материалы сайта